Рефераты
 

Ответы на билеты по технологии образования (педкласс) 11 класс

дети с пониженной слуховой и зрительной чувствительностью. Чтобы они

отчетливо видели и слышали, нужно создать условия для наилучшего различения

речи учителя и записей на доске.

Пороги абсолютной чувствительности не остаются неизменными на протяжении

жизни человека: чувствительность у детей развивается, достигая к юношескому

возрасту высшего уровня.

Кроме порогов абсолютной чувствительности, ощущения характеризуются также

порогами чувствительности к различению. Та наименьшая прибавка к силе

действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различение в

силе или качестве ощущений, называется порогом чувствительности к

различению.

В жизни мы постоянно замечаем изменение освещенности, увеличение или

уменьшение силы звука. Это проявление порога различения. Попросите двух-

трех человек разделить пополам линию длиной около метра. Окажется, что

каждый из испытуемых нанесет свою среднюю точку. Измерьте миллиметровой

линейкой, кто разделил более точно, – у этого испытуемого и будет лучшая

чувствительность к различению.

Экспериментальное исследование чувствительности к различению позволило

сформулировать следующий закон, справедливый для раздражителей средней

силы, т. е. не приближающихся к нижнему или верхнему порогам абсолютной

чувствительности:

отношение прибавочной силы раздражителя к основной есть величина

постоянная для данного вида чувствительности. Так, в ощущении давления

(тактильная чувствительность) эта прибавка равна 1/30 веса первоначального

раздражителя. Это значит, что к 100 г нужно прибавить 3, 4 г, чтобы

почувствовать изменение в давлении, а к 1 кг – 34 г. Для слуховых ощущений

эта константа равна 1/10, для зрительных – 1/100.

Чувствительность к различению, как отмечает Б. Г. Ананьев, является

источником сложного мыслительного процесса – сравнения. В развитии

различительной чувствительности исключительная роль принадлежит слову.

Слово выделяет и закрепляет едва заметные различия в ощущениях, обращает

внимание человека на качественно-количественную характеристику свойств

отражаемого объекта и приводит к развитию наблюдательности. Поэтому

совершенствование различительной чувствительности у детей неразрывно

связано с развитием речи в процессе обучения.

Адаптация. Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно

действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов.

В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда

человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода

исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех

видах чувствительности, кроме болевой

Степень адаптации различных анализаторных систем неодинакова: высокая

адаптируемость отмечается в обонятельных ощущениях, тактильных (мы не

замечаем давления одежды на тело), световых, значительно меньшая – в

слуховых, холодовых С незначительной адаптацией мы встречаемся в болевых

ощущениях. Боль сигнализирует о разрушении органа, и понятно, что адаптация

к боли может привести к гибели организма.

В зрительном анализаторе различают темновую и световую адаптацию. Течение

темновой адаптации исследовано подробно. Попадая в затемненную комнату,

человек вначале ничего не видит, через 3 – 5 минут начинает хорошо

различать свет, проникающий туда. Пребывание в абсолютной темноте повышает

чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. На повышение

чувствительности влияют различные причины: происходят изменения в

рецепторе, увеличивается отверстие зрачка, усиливается работа палочкового

аппарата, но в основном чувствительность увеличивается за счет

условнорефлекторной работы центральных механизмов анализатора. Если

темновая адаптация связана с повышением чувствительности, то световая

адаптация связана с понижением световой чувствительности.

Билет №10

Вопрос 1.

Искусство обучения.

В процессе обучения обязательны два человека: учитель и ученик, и между

ними проходит какая-то деятельность.

Обучение – общение, в процессе которого происходит управляемое познание,

усвоение общественно-исторического опыта и воспроизведение.

Структура деятельности человека:

Цель (порождает)

Мотив

Потребность (побуждает к деятельности)

Какие действия производит

Какими средствами

Через какой предмет

Результат

Цели:

1) Образовательная: получение каких-то знаний, основ.

2) Воспитательная (первичная): вырастит человека-идеала: доброта,

красота, истина.

Модель учебного процесса:

Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и учащегося,

которые направлены на решение задач обучения (способ продвижения к истине).

Методы обучения:

1) Словесные методы (устные, печатные, рассказ, лекция, дискуссия,

объяснение).

2) Наглядные методы (схемы, диафильмы).

3) Практические методы (упражнения, (устные, письменные), практическая

работа, лабораторная работа).

Выбор метода зависит от:

От учителя, от учащегося, от предмета, от времени, отведенного для

изучения данной темы.

Средства обучения материальный объект, который может быть использован для

усвоения знаний.

ТСО – технические средства обучения (видеоматериалы, программированное

обучение).

Формы обучения – специальная конструкция процесса обучения.

1) Классно-урочная форма обучения:

«–» Ученики с разным темперамента, с разным уровнем развития.

«+» Ученики находятся в коллективе, проходится единая программа, четкий

график обучения (40 минут – урок, 10 минут – перемена).

2) Индивидуальная форма обучения.

3) Бел-Ланкастерская: (большого распространения не получила)

«–» Качество обучения достаточно низкое.

«+» Массовое обучение.

4) Батовская система (конец XIX – начало XX США).

Предлагается создать 4 класс, которые бы объединили с одинаковыми

способностями:

1. основные классы.

2. классы для малоспособных.

3. вспомогательные класса (для умственно-отсталых)

4. переходные классы (изучение иностранных языков) была широко развита

в Германии, в Австралии до сих пор существует эта система, В Англии

существуют типы таких школ.

5. Создание сети лабораторий или сети мастерских. Уроки заменяются

занятиями в лабораториях и мастерских.

«–» Уровень развития невысок (не объясняется новый материал)

«+» Лучшее закрепление материала, закрепление практических знаний.

На уроке необходимо учитывать, когда действует восприятие, усвоение

информации, как используются мотивации, наклонности учения, чтобы лучше

усвоить материал:

1. Познавательный процесс.

2. Мотивация учения.

3. Напряжение, с которым работает объект и субъект процесса обучения.

Ученик получает знания, навыки, умения.

Правила природосообразности:

1. Педагогический процесс учит возрастные и индивидуальные способности

учащегося.

2. Необходимо развивать самообразование, самовоспитание, самообучение

учащегося.

Принципы:

1) Принцип гуманизации (социальная защита человечества формирование

правильного человека, на базе уважения к ребенку).

2) Принцип целостности.

3) Принцип демократизации (выбора) участники педагогического процесса

имеют право выбрать то учебное заведение, которое им лучше, право

самообразование.

4) Принцип культуросообразности: в педагогическом процессе необходимо

использовать культуру.

5) Принцип единства и непротиворечивости действий.

6) Принцип профессиональной сообразности.

7) Принцип политехнизма (подготовка специалистов ведется на высоком

уровне на изучении наук, технологий производства)

Эти принципы взаимосвязаны, они отражают ту деятельность, которую

проводят в учебном заведении.

Педагогическое мастерство должно постоянно усовершенствоваться и

анализироваться. Творчество является результатом индивидуального труда

каждого педагога. По мере работы в учебном заведении педагог накапливает

новые навыки.

Повышение квалификации педагога (пути):

Самосовершенствование путем изучения педагогического опыта коллег,

анализа своей деятельности, соотношение ее с деятельностью других, читать

методическую литературу, изучение средств массовой информации.

Вопрос 2.

Восприятие.

Понятие о восприятии

Общая характеристика восприятия. Знания об окружающем мире при

непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и

через восприятия. Обе эти формы отражения представляют звенья единого

процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но каждая

имеет и свои отличительные особенности. Если в результате ощущения человек

получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то холодное

прикоснулось ко мне, что-то скользкое проползло по ноге, что-то яркое

блеснуло впереди), то восприятие дает целостный образ предмета или явления

(светлый, просторный класс, играющий малыш).

Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств

и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе

с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от

определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою

очередь, зависит от связей и отношений между качествами, свойствами,

различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами

личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью

(называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к

тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно

организуем процесс восприятия).

В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающего

мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия. Наглядный

образ восприятия относится к определенному предмету внешнего мира. Это

соотношение является основой ориентировочной функции нашего поведения и

деятельности Полнота и точность восприятия зависят от общественной практики

и опыта людей, накопленных знаний о признаках и свойствах предметов. В

своей познавательной деятельности человек приобретает знания, уточняет их

расширяет, сверяет свои знания с теми, которые известны обществу.

Основные свойства восприятия:

1. Предметность (решающая роль осязания, движения).

2. Целостность восприятия – складывается из отдельных ощущений, но не сумма

ощущений.

3. Структурность.

4. Константность – постоянство веществ.

5. Осмысленность – (мысленно назвать предмет или явление) включает в сбя

двигательный компонент.

> Поиск объекта.

> Выделение признака.

> Отнесение к той или иной группе вещей.

6. Избирательность.

Апперцепция – восприятие, узнавание на основе прежних представлений.

Виды восприятия. Восприятие различается по видам в зависимости от

преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.

Можно говорить о зрительном восприятии (рассматривание картины,

скульптуры, выставки), о слуховом восприятии (слушание рассказа, вокального

или инструментального концерта), об осязательном восприятии (отражение

предмета, его основных частей путем ощупывания).

Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не

одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно:

какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие

предмета или явления. Так, при слушании учителя ведущим является слуховой

анализатор. Однако одновременно ученик видит учителя, следит за его работой

на классной доске, пользуется дидактическим материалом, записывает выводы в

тетради, рассматривает необходимые схемы в учебнике. В этом случае при

ведущей роли слухового анализатора мобилизуется деятельность зрительного,

двигательного, кожного, кинестезического и других анализаторов и

психическая деятельность будет по преимуществу слуховым восприятием.

Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, если одинаково

интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов. Так, во время

телевизионного урока или демонстрации учебных кинофильмов у школьников

возникает зрительно-слуховое восприятие. При выполнении упражнений на

уроках физкультуры часто возникают сложные двигательно-зрительные

восприятия. Разучивание музыкальных этюдов предполагает формирование слухо-

двигательных восприятии.

В сложных видах восприятия важнейшая роль принадлежит моторике. Например,

при рассматривании предметов глаз совершает множество движений; при

осязательном восприятии ведущим становятся движения рук.

Восприятие различается по видам также и в зависимости от воспринимаемого

объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета,

речи, музыки, восприятии человека человеком.

Билет №11

Вопрос 1.

Воспитание (методы, средства).

Воспитание – (питание) это управление процессом социального развития

личности через включение человека в различные виды социальных отношений: в

учебе, общении, игре и практической деятельности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия

многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и

общественных, внутренних и внешних независимых и зависимых от воли и

сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При

этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически

отображает внешние воздействия. Он выступает как субъект своего

собственного формирования и развития.

Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться

максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных

воспитательных воздействий на человека. Целенаправленное формирование и

развитие личности обеспечивает научно-организованное воспитание.

Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные

и индивидуальные особенности детей. Там, где есть воспитание, на полную

мощность используются положительные влияния общественной и природной среды.

Там, где есть воспитание, ослабляются отрицательные и неблагоприятные

воздействия внешней среды. Там, где есть воспитание, достигаются единство и

согласованность всех социальных институтов. Там, где есть воспитание,

ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Современные научные представления о воспитании как процессе

целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге

длительного противоборства ряда педагогических идей. Уже в период

средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в

различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из

ярких представителей этой теории затем был и немецкий педагог И. Ф.

Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого

управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из

стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный

момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал

надзор за детьми, приказания.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория

свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи

призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно

стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Эта теория

также нашла своих последователей в различных странах мира.

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания

отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и

воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой

педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; процесс

достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности

ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на

основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.

Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства,

поведение воспитанников для решения педагогических задач совместной

деятельности. Выбор методов и их исполнение всегда осуществляется в

соответствии с педагогическими целями, которые ставятся с учетом

общественно-воспитательных задач, с учетом влияния общественно окружающей

среды, а также с учетом возрастных и психических особенностей учащихся.

Методы воспитания:

1. Методы убеждения – это путь воздействия на сознание воспитанников для

разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, для формирования

взглядов: относятся различные виды изложения информации в форме рассказа,

диалога, инструктажа, обращения, внушения. Убеждение – это воздействие на

сознание, а внушение – это специфическая форма воздействия, направленная на

подсознание.

2. Методы упражнений (или приучений) – это метод управления деятельностью

воспитанников, помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый

выполняет определенные задачи: относятся различные виды заданий на

деятельность: индивидуальную, групповую в виде поручений, требований,

состязаний, показа образцов и примеров создания ситуации успеха (они

указывают положительные действия, если подобраны правильно).

Метод примера – воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников

впечатляющим образом, помощь в воспитании и достижении педагогических

целей.

3. Методы оценки и самооценки (контроля): относятся различные виды

поощрений и наказаний, замечаний, ситуаций контроля и самоконтроля,

доверия, критики и самокритики.

Метод поощрения – это положительная оценка лучших качеств, которые

проявились в учебе и поведении воспитанников.

Метод наказания – это выявление ошибок в поведении и оценке

антиобщественных поступков.

Средства воспитания можно определить, как предмет среды или жизненную

ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс. Любой предмет

материальной и духовной культуры выполняет функцию средств воспитания если:

1. Если с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего

мира личности.

2. Если она выделена в образной или наглядной (устной или письменной)

форме.

3. Если объект информации включен в соответствующую деятельность

воспитателя и воспитанников.

Чем богаче набор средств воспитания, тем лучше результат.

Зависимость уровня воспитания от системы средств воспитания один из

фундаментальных законов педагогики. Система средств воспитания

разрабатывается воспитателями соответственно цели воспитания.

Методы и средства воспитания неразрывно связаны с формами и соответствуют

одно другому и часто объединены названии (экскурсия (форма) в музей

(средство)).

Средства материальной культуры: игрушки, одежда, посуда – развивают

практический интеллект и служат для воспитания убеждений, навыков, привычек

культурного поведения.

Средства духовной культуры: речь, книги, газеты, живопись. Являются

основными в воспитании сознания (нравственного, эстетического, бытового), а

также в развитии теоретического мышления и других высших психических

функций.

Вопрос 2.

Деятельность. Основные виды деятельности ребенка.

Понятие о деятельности

Движения, действия, деятельность. Человек по своей природе активен. Он

является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда

занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно

раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы

воображение: и воли, способностей и черт характера.

Деятельность – категория социальная. Животным доступна, лишь

жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое: приспособление

организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно

сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и

осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой

цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

Принцип единства сознания и деятельности обобщает ряд теоретических

положений. Содержанием сознания становятся прежде всего те объекты или

стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким

образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с

деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического

отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и

затем становится психическим качеством человека.

Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли

это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой

операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов.

Движение есть физиологическая функция живого организма. Двигательная, или

моторная, функция у человека появляется очень рано.

По физиологической основе все движения человека могут быть разделены на

две группы: врожденные (безусловно-рефлекторные) и приобретенные (условно-

рефлекторные). Подавляющее количество движений, включая даже такой

элементарный, общий с животными акт, как передвижение в пространстве,

человек приобретает в жизненном опыте, т. е. большинство его движений

являются условно-рефлекторными. Лишь очень незначительное количество

движений (крик, моргание) являются врожденными. Двигательное развитие

ребенка связано с преобразованием безусловно-рефлекторной регуляции

движений в систему условно-рефлекторных связей.

Огромны прижизненные возможности развития движений человека. Они включены

в различные виды труда обслуживают межличностные отношения. Упрочившиеся

системы движений начинают выражать некоторые индивидуальные особенности

личности. Движения ходьбы образуют походку, которая отличает одного

человека от другого. На изменение походки, скорости движения оказывают

влияние переживания. Огромное число движений (мимика, жесты) передают

чувства, мысли, отношения. Жесты и мимика выполняют роль языка знаков.

Звуки речи также относятся к движениям, обеспечивающим через звук речи

информацию о психических состояниях человека.

Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с

двигательными задатками. У балерин, спортсменов, певцов, актеров

двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они

становятся объектом эстетического восприятия.

Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или

изменения, называется действием. В отличие от движений, которые связаны с

моторной функцией организма, действия изначально носят социальный характер:

они зависят от предметов, созданных предшествующими поколениями, с которыми

сталкивается человек.

Самыми простыми действиями являются предметные. Ребенок учится есть

ложкой, мыть руки мылом, вытирать их полотенцем. В самих предметах,

созданных руками человека, заложен способ действия с ними.

Ребенок постепенно овладевает предметным миром, и соответственно с этим

происходит развитие его действий. Из случайных соприкосновений с предметами

постепенно развиваются целенаправленные действия. Появление действий

связано с выделением предметов из окружающей среды и их использованием в

соответствии с потребностями ребенка. На первом году жизни выделение

предметов и операции с ними основываются только в чувственном образе. С

развитием речи слово начинает направлять и регулировать действие, хотя

образ и остается по-прежнему важнейшим его компонентом.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих

людей. Тогда они становятся актом поведения: поступком, если они

соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком,

если противоречат им.

В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с

предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими

реальностями.

По степени осознанности целей («зачем я это делаю») и последствий («к

чему это может привести») действия делятся на импульсивные и волевые.

Импульсивные действия характеризуются малой степенью осознанности целей и

возможных последствий. Возникший в сознании образ или слово, команда сразу

же вызывает действие. Импульсивные действия часто встречаются у младших

школьников и подростков – это обычные случаи незлостного, случайного

нарушения дисциплины.

Волевые действия предполагают продуманность целей и возможных

последствий.

Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих

определенную общественную функцию, составляет деятельность.

Виды деятельности

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на

протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд.

Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по

организации, по особенностям мотивации.

Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат

труда – создание общественно значимого продукта. Игра не создает

общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как

субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение.

Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает

ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения

профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.

В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство

овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического

развития происходит освоение объективного мира взрослых.

Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных

формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в

соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты

труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в

соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается

именно этим предметом.

Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их

мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает

от самого процесса игры.

Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство

ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом

деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у

человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не

менее важно создавать привычку трудиться.

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют,

взаимопроникают.

Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока. Урок с элементами

игровых ситуаций увлекает школьников.

Хотя виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни

человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей

деятельностью является игра, для другого – учение, а для третьего – труд.

Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются

ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в

школу ведущий вид деятельности – игра. Ведущий вид деятельности школьника –

учение, взрослого – труд.

Билет №12

Вопрос 1.

Зарубежные концепции воспитания.

В Европе, Америке, Японии имеется значительное разнообразие теорий и

подходов к воспитанию. Первую группу составляют концепции, в которых

воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство

учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно

назвать авторитарной, технократической педагогикой. Воспитательным

концепциям второй группы можно дать обобщенное название – гуманистическая

школа. В общем, воспитательные системы Запада базируют свои теории на

философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и

бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных

концепций Запада.

Разработчики технократической авторитарной педагогики исходят из того,

что задачей воспитательной системы школы и общества является формирование

«функционального» человека – исполнителя, адаптированного к жизни в данной

общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих

социальных ролей. Так, в США эти роли были: гражданин, работник, семьянин,

потребитель. Воспитание следует строить на рациональной научной основе,

программируя поведение людей и управляя его формированием (Скиннер –

создатель технократической педагогики). Советская педагогика пыталась

строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс,

стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы.

Представители технократического подхода на Западе также исходят из того,

что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго

направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе

таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге

человека-функционера, бездумного исполнителя. Воспитание понимается как

модификация поведения, как выработка «правильных» поведенческих навыков. В

основе технократической педагогики лежит принцип модификации поведения

учащихся в нужном направлении.

Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя пренебрегать

собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и

ценностями, что и детерминирует собственно человеческое поведение

Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в

различных социальных ситуациях с помощью «подкрепителей»: одобрения или

порицания в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого,

если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с

целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции

личностью, пренебрегает ее интересами, служит внешней адаптации, не

апеллируй к собственной воле и свободе, то это носит антигуманный характер.

Крайним выражением технократического подхода является теория и практика

психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Воспитание с помощью

фармакологических препаратов противоречит всем нравственным и юридическим

нормам.

Вопрос 2.

Общение.

Многоплановый характер общения. Взаимодействие человека с окружающим его

миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются

между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной

деятельности. Раскрывая сущность производственных отношений как основы

общества.

Объективные отношения и связи (отношения зависимости. подчинения,

сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в

любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между

членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые

изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и

взаимоотношения внутри группы – это углубленное изучение различных

социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной

группы.

Итак, всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая

человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную

деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее

включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так,

например, для того чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен

вступить с ними в общение.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми,

порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной

деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной

стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших

средств общения.

Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе

речи не только словами, но и действиями, поступками.

Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг

друга. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три

стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную

(взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ

организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее

людей. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей

общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может

быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно

включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие

и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т. е.

осуществлять полноценное педагогическое общение.

Педагогическое общение – это система приемов взаимодействия педагога и

обучающегося. В качестве содержания общения выступает прежде всего обмен

информацией, организация преподавателем взаимопонимания и взаимоотношений с

учеником с помощью различных коммуникативных средств.

Под педагогическим общением понимается система, приемы и навыки

взаимодействия педагога и ученического коллектива, содержанием которого

являются обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия и

организация взаимопонимания. Педагог выступает как инициатор этого

процесса, организует его и управляет им.

Педагогическое общение выступает, с одной стороны, как эмоциональный фон

учебно-воспитательного процесса, а с другой – как его непосредственная

содержательная характеристика.

Единство общения и деятельности Связь общения с совместной деятельностью

очевидна. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной,

аспектом совместной деятельности или общение и деятельность – это два

самостоятельных, равноправных процесса?

В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с

другими людьми, общаться с ними, т. е. устанавливать контакт, добиваться

взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д.

Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее

информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода).

Произведенный предмет (построенное здание, точная поэтическая строка,

посаженное дерево, мастерски выточенная деталь, написанная книга,

сочиненная или исполненная песня) – это, с одной стороны, предмет

деятельности, а с другой – средство, с помощью которого человек утверждает

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ