Ответы на билеты по технологии образования (педкласс) 11 класс
себя в общественной жизни, потому что этот предмет произведен для других
людей. Этим предметом опосредствуется отношение между людьми, создается
общение как производство общего, равно принадлежащего и тем, кто творит и
делает, и тем, кто потребляет, присваивает.
Таким образом, деятельность – часть, сторона общения, общение – часть,
сторона деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное
единство во всех случаях.
Билет №13
Вопрос 1.
Семейное воспитание.
Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности,
является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и
объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей еще не составляет
семью: она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого
рода, в деторождении и воспитании заключены основные функции семьи.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для
оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении
рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у
человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства,
ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое
образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.
В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная
значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования,
складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и
родственников.
Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и
биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-
экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество
членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это
органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-
разному.
Каковы задачи семьи? В общем, они состоят в том, чтобы:
1. создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
2. стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
3. передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и
отношения к старшим;
4. научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на
самообслуживание и помощь близким;
5. воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».
Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:
1. гуманность и милосердие к растущему человеку;
2. вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных
участников;
3. открытость и доверительность отношений с детьми;
4. оптимистичность взаимоотношений в семье;
5. последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
6. оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на
вопросы.
Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного
воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма
и дневники; поморализировать, не говорить слишком много, не требовать
немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся
к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними
легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье
осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и
нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере
сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе,
производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности;
вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают
отношение к миру, людям, профессии, жизни.
Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в
первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта,
внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда
сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.
В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное воспитание с его
культом человеческой жизни и смерти, с уважением к общечеловеческим
ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности,
которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на
жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного
опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование,
эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это
зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного
воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное
влияние на детей. Еще Ж. -Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий
воспитатель оказывает на ребенка меньше влияние, чем предыдущий.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное
использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие,
показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор,
поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо
индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий
Вопрос 2.
Мышление.
Мышление – есть опосредствованное, обобщенное отражение действительности
человеком в ее существенных связях и отношениях.
Структура мышления:
1. Условные рефлексы – формируются в течение жизни.
2. Безусловные рефлексы – врожденные.
3. Интеллектуальная деятельность.
На чувственной ступени познания внешние воздействия непосредственно,
прямо приводят к возникновению соответствующих образов в нашем сознании.
Отражение объективной действительности на логической ступени познания
значительно сложнее. Оно носит не непосредственный, а опосредствованный
характер, т. е. совершается с помощью целой системы средств, которые обычно
отсутствуют на чувственной ступени познания.
Если предложить ученикам представить себе, как выглядят жилища различных
народов, то, вероятно, перед мысленным взором одних предстанут современные,
другие увидят чум, третьи – избу, и т.д. Возникшие в этом случае
представления есть результат чувственного отражения действительности. Такие
представления являются непосредственным воспроизведением тех реальных
предметов или изображений, которые имелись в прошлом опыте человека.
Процесс мышления:
1. Анализ – условное разделение на части, выделение признаков.
2. Синтез – средства для объединения отдельных элементов, которые
выделяются в результате анализа.
3. Сравнение – сопоставление объектов между собой, выявление сходства или
различия.
4. Абстрагирование – мысленное выделение какого-либо свойства, отличного от
всех других.
5. Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений по какому-либо
признаку.
6. Классификация – разбиение множества каких-либо объектов на группы по
определенным признакам.
7. Систематизация – разбиение, а затем объединение по классам, видам.
Если изменить задание и предложить ученикам ответить на вопрос: «Что
такое жилище человека?», то для этого обязательно нужно представить себе,
как выглядят различные жилища, но этого недостаточно. Необходимо сравнить
между собою различные виды жилищ, а для того чтобы сравнить их, нужно
выделить признаки, присущие тем или иным из них. При этом, очевидно,
окажется, что одни признаки будут общими, другие – резко различными. Для
того чтобы сказать, что такое жилище вообще, нужно будет отвлечься от
особых признаков и объединить то общее, что присуще каждому из видов жилищ.
Только совершив подобные мыслительные операции, окажется возможным дать
общее определение тому, что такое жилище человека. Создание такого
определения является уже не чувственной, а логической ступенью познания,
является результатом мышления человека. Решение поставленной задачи
оказалось возможным только с помощью определенной системы мыслительных
операций.
Осуществление мышления посредством мыслительных операций характеризует
мышление как опосредствованное отражение действительности.
Кроме того, мышление всегда и обязательно строится на основе чувственного
отражения мира, т. е. образы чувственного познания являются материалом, с
помощью которого только и может осуществиться отражение на уровне мышления.
Отражение действительности на уровне мышления опосредствовано также и
словом. Вернемся к примеру. Представления конкретных жилищ возникают в
сознании человека в виде соответствующих образов. Общее же определение
жилища может быть дано только посредством слова.
Для того чтобы дать определение какого-либо явления, предмета или
события, обычно недостаточным бывает его одноразовое восприятие. Поэтому
оказывается важным накопить какой-то опыт, сохранить в памяти целый ряд
подобных представлений. Но и этого недостаточно. Чтобы определить какой-то
новый предмет, надо иметь опыт определения других объектов. Имеющиеся в
нашей памяти представления, словарный запас, необходимый для формулирования
определений, и составляют тот фонд знаний, посредством которых совершается
процесс мышления.
Мышление является опосредствованным отражением действительности и потому,
что оно всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания.
Отражение действительности на уровне мышления носит обобщенный характер.
Такое обобщение является результатом анализа и сравнения отдельных
объектов, выделения и абстрагирования того, что в них является общим.
Выделяя общее, мы обычно опираемся не только на те объекты, которые
воспринимаем в данный момент, но используем и те представления, которые
имеются в нашем прошлом опыте. Чем шире, богаче прошлый опыт, тем более
широким и глубоким оказывается и обобщение человека.
Действительно, чтобы найти общее у разных предметов, должны быть
совершены анализ и сравнение этих объектов, должно совершиться отвлечение и
абстрагирование общего. Кроме того, отразить общее невозможно в виде
конкретных образов. Это может быть выполнено только в словесной форме. Все
это дает право говорить, что обобщенное отражение действительности
теснейшим образом взаимосвязано с опосредствованным характером отражения
действительности.
Опосредствованный и обобщенный характер мышления обеспечивает познание
человеком как явлений, так и их сущности Благодаря мышлению, человек
отражает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью
органов чувств, но и то, что скрыто от восприятия и может быть познано лишь
в результате анализа, сравнения, обобщения. Мышление позволяет
устанавливать различные связи и отношения. Особенно большое значение имеет
установление причинно-следственных связей, раскрытие которых, с одной
стороны, позволяет понять, как и почему возникают те или иные явления, а с
другой – создает возможность прогнозировать будущее.
Выявление существенных признаков оказывается возможным далеко не при
любом сравнении и анализе того или иного объекта. Если сравнение будет идти
только на основе чувственно воспринимаемых признаков, сущность раскрыта не
будет. Для ее раскрытия необходимо включить отражаемый объект в различные
системы связей и отношений. Так, в нашем примере для раскрытия сущности
того, что такое жилище человека, необходимо рассмотреть конкретные виды
жилищ в связи с определенными географическими, климатическими, социально-
экономическими условиями их создания, соотнести с конкретно-историческими
потребностями людей и т.д. Только в процессе установления всего
многообразия подобных связей оказывается возможным раскрыть сущность
явления. Именно раскрытие сущности явления путем включения его в различные
системы связей и отношений есть третья отличительная особенность мышления.
Формы результата мышления.
1. Суждение – мы утверждаем что-либо (положительное, отрицательное).
> общие
> частные
> утвердительные
2. Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные
сведения о чем-либо.
3. Умозаключение
> Индуктивно (от частного к общему).
> Дедуктивно (от общего к частному).
4. Аналогия – сходство в каком-нибудь отношении между явлениями,
предметами, понятиями.
Мышление не может развиваться без общества и без речи. Именно поэтому
важно развивать свой словарный запас и именно поэтому глухонемых людей учат
общаться при помощи знаков и жестов.
Билет №14
Вопрос 1.
Ребенок в семье.
Наличие детей – один из главных показателей семьи.
Быть почтительнее к старшим – первое требование в семье.
С точки зрения семьи воспитание – такой процесс взаимодействия родителей
и детей, который должен доставлять удовольствие той и другой стороне.
Вопрос 2.
Психология как наука.
Понятие о предмете психологии
Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой
особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности
возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как
конкретно-исторической личности в особенности. Психология изучает
внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития,
который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при
прогнозировании поведения и деятельности людей. (Сам термин психология
происходит от двух греческих слов: «психе» – душа и «логос» – слово,
учение.) Однако это краткое определение не дает еще полного представления о
психике человека как определенной реальности. Для более полного и
правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах
раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних
переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и
именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории развития
человеческого общества.
Материалистическое и идеалистическое понимание психики Еще в глубокой
древности человек обратил внимание на то, что существуют явления
вещественные (окружающая природа, люди, различные предметы) и
невещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них,
переживания), таинственные, подчас трудно объяснимые. Не имея возможности
правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины
возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно,
независимо от окружающего реального мира. Так возникло представление о теле
и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Позднее возникли и
оформились в принципиально противоположные, взаимоисключающие друг друга
философские направления: материализм и идеализм.
Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и
идеализмом продолжается и в наши дни.
При этом следует иметь в виду, что если появление идеализма можно
объяснить низким уровнем знаний людей на ранних ступенях развития
человеческого общества, то сохранение идеализма до настоящего времени
порождается стремлением эксплуататорских классов использовать идеализм для
обоснования и упрочения своего привилегированного положения. На протяжении
всей истории человечества идеализм был и остается философией всего
реакционного, отживающего.
Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в
том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее
самостоятельно, независимо от материи. Психика, – говорят идеалисты, – это
проявление бесплотной, нематериальной основы – «абсолютного духа», «идеи».
В зависимости от исторических условий идеализм меняет свои формы, но
сущность его остается той же.
В противоположность идеализму материалистическое понимание психики
выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное,
производное от материи, а материя – как первичное, как субстрат (основа),
носитель психики.
Первичность материи и вторичность психики убедительно можно доказать тем,
что психика возникает только на определенном этапе развития материи. До
появления на Земле живых существ, обладающих психикой, существовала неживая
природа, возраст которой исчисляется миллиардами лет. Первые живые существа
появились только несколько миллионов лет назад. «Естествознание, – писал В.
И. Ленин, – положительно утверждает, что земля существовала в таком
состоянии, когда ни человека, ни вообще какого бы то ни было живого
существа на ней не было и быть не могло. Органическая материя есть явление
позднейшее, плод продолжительного развития… Материя есть первичное, мысль
сознание, ощущение – продукт очень высокого развития.
Психика, согласно материалистическому учению, понимается как свойство
особым образом. организованной материй – мозга. То, что психика
действительно является продуктом деятельности мозга, особым свойством его,
доказывается многочисленными экспериментами над животными и клиническими
наблюдениями над людьми. Так, при определенных поражениях мозга всегда
неизбежно наступают изменения психики, и притом, вполне определенные: при
поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария мозга нарушается
ориентировка человека в пространстве, а при поражении височных отделов –
восприятие (понимание) речи, музыкальных мелодий. Эти и многие другие
примеры показывают, что психика неотделима от деятельности мозга.
Естественнонаучный анализ деятельности мозга дан в трудах И. М. Сеченова
и И. П. Павлова. В работе «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов писал,
что психическая деятельность – это рефлекторная, или отражательная,
деятельность. Раскрывая рефлекторную природу психики, он писал, что
рефлексы головного мозга человека включают три звена. Первое, начальное,
звено – это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними
воздействиями. Второе, центральное, звено – процессы возбуждения и
торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления
(ощущения, представления, чувства и т.д.). Третье, конечное, звено –
внешние движения и действия человека. Все эти звенья взаимосвязаны и
взаимообусловливают друг друга. Психика – центральное звено рефлекса.
Значение выдвинутых И. М. Сеченовым положений велико:
во-первых, раскрывается причинная обусловленность психических явлений
внешними воздействиями; во-вторых, психика рассматривается как результат
протекания физиологических процессов возбуждения и торможения в коре мозга;
в-третьих, психика рассматривается как регулятор внешних движений и
поведения в целом.
Дальнейшее теоретическое и экспериментальное обоснование рефлекторной
теории дано в трудах И. П. Павлова. Учение И. П. Павлова об условных
рефлексах, о временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга,
раскрыло физиологический механизм психической деятельности.
Современные знания о структуре и способах работы мозга как сложнейшей
саморегулирующейся системе позволяют еще глубже понять материалистические
основы психических явлений и роль психики как регулятора всей деятельности
человека. Однако изучением физиологических механизмов работы мозга не
исчерпывается изучение психики. Всегда следует помнить, что психика есть
отражение мозгом окружающего мира. Поэтому она обладает собственным
содержанием, т. е. тем, что отражает человек в окружающем мире.
Общая психология:
1. Конкретной деятельности.
> Труда
> Инженерная
> юридическая
2. Психология развития
> Возрастная
> Олигофрено-психология (умственно-отсталые)
> Сурдопсихология
> Сравнительная психология
3. Отношение человека к обществу.
4. Психология малых групп.
5. Психология личности.
6. Психология отношения человека к обществу (социальная психология).
Связь психологии с другими науками:
1. Естественные.
> Физиология
> Анатомия
2. Общественные.
> Социология
> Этика
> Эстетика
> Языкознание
> Диалектология
Билет №15
Вопрос 1.
Права человека. Документы о правах ребенка.
1948 г. – Всеобщая декларация прав человека.
1950 г. – Европейская конвенция о защите прав человека.
1959 г. – Декларация прав ребенка.
1960 г. – Пакт об экономических, социальных культурных павах.
1966 г. – Пакт о гражданских и политических правах.
1989 г. – Конвенция о правах ребенка.
Эти документы легли в основу Конституции РФ (12 декабря 1993 г.).
1996 г. – Всемирный конгресс о правах ребенка.
1999 г. – Конвенция об искоренении форм детского труда, которые не могут
позволить ребенку получать знания.
Международные документы о правах человека условно можно разделить на две
большие группы: декларации и конвенции. Декларация (от латинского слова
declaratia – провозглашение) не имеет обязательной силы. это рекомендация,
в которой провозглашаются основные принципы, программные положения.
Конвенция (от латинского слова conventio – договор, соглашение) –
соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех
государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
Права человека.
Понятие «ценность» является одним из основных в философии, социологии и
педагогике. Среди общечеловеческих ценностей прогрессивные мыслители,
философы и педагоги всегда выделяли на первое место права человека, его
свободу и соответствующие им воспитание и образование.
Идеи общечеловеческих ценностей, родившиеся в античном мире, получили
свое развитие в трудах многих мыслителей от эпохи Возрождения до наших
дней. Философская, историческая, педагогическая и художественная литература
свидетельствует, что в центре внимания прогрессивных идей каждого народа
всегда была идея признания человека высшей ценностью, уважения к личности
человека, его достоинству, идеи добра, духовности. Прогрессивные
педагогические концепции каждого народа утверждали уважение к маленькому
человеку – ребенку, защиту его прав на свободу и развитие, демократические
и гуманистические принципы его воспитания и образования. Они явились
существенной побудительной силой развития общества.
Общечеловеческие ценности – это те, которые сближают, роднят духовные
цели разных народов, различные религии, различные эпохи. Они потому и
называются общечеловеческими, что они постепенно складывались и к концу XX
века они выработаны мировым сообществом и нашли свое отражение в
основополагающих документах ООН о правах человека. Принципы этих документов
не только близки, но и разделяются всеми историческими общностями людей.
Современная цивилизация выдвигает на первый план общечеловеческие
ценности, где демократия, права человека, толерантность, отход от
конфронтации является их важнейшими компонентами.
В современных исторических условиях международное сообщество впервые в
мировой истории разработало документы (Всеобщая декларация прав человека
ООН, конвенция о правах ребенка и другие документы), в которых отражены
общечеловеческие ценности, основные права и свободы человека, являющиеся
международными стандартами. В настоящее время они определяют новые
тенденции в развитии методологии и теории воспитания, призванных создать
современную парадигму воспитательной и образовательной деятельности, с ее
обновленным целеполаганием, идеалами и духовными ценностями.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992 г.) основные идеи этих
документов положены в основу государственной политики в области образования
в нашей стране.
Следует отметить, что в нашей стране до последнего времени не было
достаточно широкой информации о содержании международных документов,
касающихся прав человека. О содержании Всеобщей декларации прав человека,
принятой в 1948 г., граждане нашей страны узнали широко, пожалуй, только
через 40 лет, о Декларации прав ребенка (принята в 1959 г.) через 20 лет, в
период подготовки к Международному году ребенка (1979 г.).
Права ребенка.
Будущее каждого народа, страны зависит от того, в каком положении
находятся дети сегодня. У общества, которое не заботится о достойной жизни
своих детей, не может быть полноценного будущего.
Во Всеобщей декларации прав человека (1948 год) отмечается, что
«материнство и младенчество дает право на особое попечение и помощь».
Международное сообщество, обеспокоенное бедственным положением детей во
многих регионах мира, принимает Декларацию прав ребенка (1959 г.) и
Конвенцию о правах ребенка (1989 г.).
В России проживает более 40 млн. детей. Юридически к этой категории
населения относят всех людей в возрасте до 18 лет. В нашей стране ребенок
признается личностью, гражданином, он обладает целым комплексом юридических
прав и обязанностей. Такие правила заключены в кодексы разных отраслей
права (Семейный, Уголовный, Кодекс законов о труде и др.). В 1989 г. ООН
приняла Конвенцию о правах ребенка, которую подписала также и Россия.
Согласно российскому законодательству, все дети равны между собой.
Родившись, ребенок сразу становится гражданином РФ. А значит, на него
распространяются все права и свободы, записанные в Конституции. Юристы
говорят: с рождения человек является правоспособным. Правоспособность —
способность иметь права и обязанности. Все права ребенка имеют юридический
смысл и защищаются родителями, органами опеки и попечительства, прокурором,
судом. Нарушение прав ребенка влечет юридическую ответственность. Однако
помимо правоспособности ребенку необходима дееспособность. Дееспособность —
способность самостоятельно без всяких ограничений осуществлять свои права и
нести обязанности.
Среди прав ребенка, необходимых для его всестороннего развития и
воспитания, формирование высоких нравственных качеств, право на образование
имеет исключительное значение. Его значимость в жизни человека, государства
закрепляют на конституционном уровне Конституция РФ и другие
законодательные акты достаточно полно включают правовые принципы сферы
образования.
Законодательство РФ, особенно с принятием закона РФ «Об образовании»
(1992 г.), в основном соответствует международным стандартам, в том числе
положениям Конвенции о правах ребенка. Закон РФ «Об образовании»
провозглашает сферу образования приоритетной в системе общественных
отношений.
Вопрос 2.
Психологические особенности развития ребенка в раннем детстве (дошкольный
возраст).
Дошкольный возраст – самый уязвимый со всех сторон период жизни человека.
Для него характерно: максимальная потребность ребенка в помощи взрослых;
максимально высока роль семьи в удовлетворении потребностей ребенка. Дети
имеют минимум возможностей для самозащиты от влияния социальной и природной
среды. В этот период в развитии доминируют следующие направления: развитие
речи, мышления, внимания, памяти, формирование первоначальной оценки. Идет
первоначальное формирование понятий (о добре и зле), психическое развитие
эмоциональной сферы.
Билет №16
Вопрос 1.
Этнопедагогика и современная школа.
Этнопедагогика (народная педагогика) – ценности: честь, достоинство,
религия, гостеприимство.
Этнопедагогика – это совокупность педагогических сведений и
воспитательного опыта, сохранившегося в устном народном творчестве, обычае,
обрядах, детских играх, игрушках, традициях и т.д.
Этнопедагогика представляет собой исследование педагогической культуры
народных масс. В этнопедагогике анализируются социальные ценности, что
представляет собой научные знания на явление воспитания.
Народная педагогика – духовный феномен каждого народа.
Основные идеи этнопедагогики:
1. Достижение гармонии природно-экологического социального и духовного в
развитии человека. Принцип природосообразности в этнопедагогике сильно
прослеживается.
2. Формирование нравственных качеств.
3. Экологическое воспитание.
Основные методы и средства: метод примера; поговорки, сказки.
Народная педагогика – важная, значимая, актуальная вещь, которой нельзя
пренебрегать в воспитании людей.
Правила этнопедагогики:
1. Уважение к старшим.
2. Обожествление природы (хлеба, воды, земли).
3. Уважение чужого труда, бережное отношение к продуктам.
4. Доброта, гостеприимство.
5. Скромность.
Принципы, учитывающиеся в современной школе (должны учитываться):
1. Для становления ЛИЧНОСТИ нужно познавать ценности и культуру народов.
2. Необходима терпимость к мировоззрению личности.
3. Интернационализм – это терпимость к разным нациям и национальностям.
4. Учет специфики различных социальных движений в России, в мире,
значение и использование традиций, обычаев, возможностей различных
национальностей для развития ЛИЧНОСТИ.
Вопрос 2.
Виды темперамента.
К основным свойствам личности относятся темперамент и характер.
Темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно
врожденные характеристики поведения. В темпераменте выражается отношение
человека к происходящим вокруг него событиям.
Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей,
с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для
эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения
конфликтных ситуаций, избежания возможного стресса. Не существует лучших
или худших темпераментов. Поэтому усилия при контакте с человеком должны
быть направлены не на его исправление, а на грамотное использование
достоинств и преимуществ темперамента с одновременной нейтрализацией
отрицательных проявлений.
Самая ранняя классификация типов темперамента была разработана во II веке
до н.э. римским врачом Клавдием Галеном. В этой типологии выделяют четыре
основных типа: холерический, сангвинический, флегматический и
меланхолический. Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных
черт темперамента, взаимосвязи темпераментов, их процентном соотношении в
личности. В "чистом виде" отдельные типы темперамента встречаются редко.
Однако, охарактеризуем "чистые" типы темпераментов.
Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются повышенной
возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик
вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности.
Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью
способны отдаваться делу, увлечься им. В это время они готовы преодолеть и
действительно преодолевают трудности и препятствия на пути к цели. Но вот
истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное
настроение, и они ничего не делают. Такая цикличность есть одно из
следствий неуравновешенности их нервной деятельности.
Сангвинический темперамент. Представителя этого типа темперамента И.П.
Павлов характеризует как горячего, очень продуктивного деятеля, но лишь
тогда, когда у него есть интересное дело, т. е. постоянное возбуждение.
Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым.
Для сангвиника обычна большая подвижность, легкая приспособляемость к
изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен,
не чувствует скованности в новой обстановке. В коллективе сангвиник весел,
жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению.
Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остыть, как и
быстро увлечься, если дело его перестает интересовать, если оно требует
кропотливости и терпения, если оно имеет будничный характер.
У сангвиника эмоции легко возникают, легко сменяются. Это одно из условий
того, что он быстро может освободиться от гнетущего настроения, если оно
возникает, и пребывать в постоянном оптимистическом состоянии духа, если
обстоятельства достаточно возбуждают его и увлекают к тому или другому
делу.
Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые
временные связи, большая подвижность характеризуют гибкость ума. Сангвиник
склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание.
Продуктивен при динамической и разнообразной работе. Работа, требующая
быстрой реакции, а вместе с тем уравновешенности, больше всего подходит
ему.
Флегматический темперамент. По характеристике Павлова, флегматик –
спокойный, уравновешенный, всегда ровный; настойчивый и упорный труженик
жизни. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют
флегматику легко оставаться спокойным в любых условиях. При наличии
сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения ему нетрудно
сдерживать свои импульсы, порывы, строго следовать выработанному распорядку
жизни, системе в работе, не отвлекаться по незначительным поводам.
Флегматик может выполнять дело, требующее ровной затраты сил, длительного и
методического напряжения (усидчивости, устойчивого внимания и терпения).
«Понятно, – говорил Павлов, – что вся ровность жизни, вся нормальная
система поведения основана на том, что у меня существует уравновешенность в
моей работе и отдыхе в раздражительном и тормозном процессах».
Флегматик солиден, он не тратит напрасно сил: рассчитав их, он доводит
дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту
болтать.
Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Ему
нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его
на другой объект и т.п. Инертность сказывается и на косности его
стереотипов, трудности их перестройки, что приводит к излишней
фиксированности характера, недостаточной его гибкости. Однако это качество
– инертность – имеет и положительное значение: оно обеспечивает
неторопливость, основательность и в целом постоянство, определенность
характера. Флегматики особенно подходят к работе, требующей методичности,
хладнокровия и длительной работоспособности.
Меланхолический темперамент. Представители этого типа отличаются высокой
эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого и повышенной
ранимостью. Меланхолики несколько замкнуты, особенно если встречаются с
новыми людьми, нерешительны в трудных обстоятельствах, испытывают сильный
страх в опасных ситуациях.
Слабость процессов возбуждения и торможения при их неуравновешенности
(преобладает торможение) приводит к тому, что всякое сильное воздействие
затормаживает деятельность меланхолика, и у него возникает запредельное
торможение. Специфично действует на меланхолика и слабое раздражение,
субъективно оно переживается им как сильное воздействие, а потому
меланхолик склонен отдаваться переживанию по незначительному поводу. Это
рассматривалось психологами как способность меланхолика к сильному
переживанию.
В привычной обстановке, и в особенности в хорошем, дружеском коллективе,
меланхолик может быть довольно контактным человеком, успешно вести
порученное дело, проявлять настойчивость и преодолевать трудности.
Итак, темперамент сказывается на характере активности (в
работоспособности, коммуникативности или социальном контакте), легкости
приспособления к изменяющимся условиям.
Билет №17
Вопрос 1.
КТД. Виды КТД.
Коллективно-творческие дела – это главное воспитательное средство, так
называемой коммунарской методики, способ организации жизни единого
коллектива, воспитателей и воспитанников, наполненный трудом, творчеством,
общением.
Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие
самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов
предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу
общества, забота об общем результате, определенные организация и характер
общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы
взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их
социально-одобряемой деятельности:
1. учебная,
2. организационно-общественная,
3. трудовая,
4. художественная,
5. спортивная,
6. ролевые игры.
При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой
направленности, социальной значимости позволяет не только формировать
отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе.
Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой –
необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления
просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной
самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает
определяющим признаком развитого детского коллектива.
Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского
коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том
случае, если она соответствующим образом организована.
Это должна быть такая организация, при которой:
а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е.
осуществляется возрастное разделение;
б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и
личностный смысл;
в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого
ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов);
г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности,
причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее
активного участника, действующего вначале для «контактного» коллектива,
потом для общешкольного, а затем для района, города, общества;
д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в
развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение
ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому
ориентироваться в своем поведении.
Как инструмент воспитания детский коллектив организуется взрослым. При
этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: 1) потребности детей
в общении и 2) задач, поставленных перед этим коллективом. Практически в
любом организованном детском объединении реально существует определенное
сочетание данных двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их
взаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива.
Активно включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив
обеспечивает многообразные формы общения, обусловливает возможности
развития индивида как личности. Психолого-педагогическая задача при этом
заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма
целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива
отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его
воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так называемых
неофициальных, неформальных детских объединений.
Условия успеха КТД:
1. Необходимо включать каждого из воспитанников в действие на пользу людям,
причем ребенку это должно быть не в тягость, а в радость. Общая забота.
2. Товарищество. Уважение. Заинтересованность.
3. Единство мысли и действий, воли и чувств.
4. Единый коллектив.
5. Все дела творческие. А иначе зачем? (Творчество, а не шаблон).
Вопрос 2.
Коллектив в социальной педагогике.
Общая характеристика коллектива. В современной психолого-педагогической
литературе употребляются два значения понятия коллектив. Первое: под
коллективом понимается любая организация, группа людей (в школе,
студенческой группе и т.п.); второе: под коллективом понимается высокий
уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных
характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве и т.д.
Жизнеспособность коллектива как постоянно развивающегося социального
организма обусловлена гибкостью, мобильностью его внутренних процессов.
Педагог в своей работе в первую очередь имеет дела с группами, чем
индивидуально (компания, класс, семья, бригада и т.п.).
Коллектив – группа.
Группа – человеческая общность, выделяемая на основе определенного
признака.
Классификация групп:
1. Малые (формальные и неформальные, но они всегда контактные) и большие:
а) Реальные (контактные) – педагогический коллектив.
б) Условные – на основе нескольких признаков из более крупных.
в) Формальные (официальные)
г) Неформальные (неофициальные)
2. По уровню развития группы:
а) Развитые (коллектив).
б) Недостаточно (низко) развитые группы (люди едут в автобусе).
Самое важное – степень развитости данной группы:
1. Корпорация – самая низкая.
2. Асоциальные ассоциации.
3. Диффузные группы.
4. Просоциальные ассоциации.
5. Коллектив.
Коллектив – группа, где личностные отношения опосредствуются общественно-
ценными и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.
В педагогике большое внимание уделяется коллективу.
Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Лутошкин – это тек, кот посвятил себя
изучению отношений в коллективе. Прародителем является Ян Амос Коменский.
Задача педагога заключается в том, чтобы процесс совместного достижения
общей цели создавал основу для возникновения между учащимися подлинно-
коллективистских отношений.
Для развитого коллектива характерны чередование подъема, стабилизации,
постоянное усложнение перспектив и существование определенных традиций.
Что необходимо для коллективообразования:
1. Трудовая общественно-значимая деятельность.
2. Для педагога важно мастерство, профессионализм.
Задачи учебного заведения: сформировать настоящий коллектив высокого
уровня социальной зрелости.
Коллектив формируется в несколько этапов:
1. Организационный (педагог) – выделить несколько принципов требований,
которые четко выполняются. Выявление особенностей каждой личности
(выделить тех, кто может в последствии стать активом).
2. Выявление не формального, а действенного лидера (непосредственная
активность участников коллектива). Задача педагога – изучение
межличностных отношений коллектива, устранение негативного явления.
3. Высокий уровень сплоченности, сознательности, организованности,
ответственности каждого члена коллектива – высокоразвитый коллектив.
Сплоченность – это степень единства группы, относительно оценки друг
друга, совместной деятельности, целей и задач, способов, а также
общественных ценностей.
У высокоразвитого коллектива существуют традиции, обычаи, ритуалы.
Традиция – способы общения и осуществления совместной деятельности.
Обычаи – что-либо взятое из прошлого.
Ритуал – разнообразие обычаев, которые имеют строго регламентированный
порядок.
В любом коллективе важна психологическая атмосфера коллектива – понятие с
помощью которого дают характеристику эмоционального состояния за небольшое
время.
Характеристика атмосферы в коллективе:
1. Система общения (чувствовать свободно, высказывать свои точки зрения).
2. Правильное понимание цели стоящей в коллективе.
3. Уважительное отношение членов в коллективе.
4. Очень быстрое принятие решений.
5. Открытое выражение эмоций и чувств в коллективе.
6. Ритмичность в работе коллектива.
Этапы формирования коллектива (по Лутошкину):
1. Песчаная россыпь.
2. Мягкая глина.
3. Мерцающий маяк (неритмичен).
4. Горящий факел.
5. Алый парус:
а) Не осуждай.
б) Будь щедр.
в) Уважай мнение других.
г) Если не прав, то сам признай.
Билет №18
Вопрос 1.
Классный руководитель в системе школы.
Функции и обязанности классного руководителя К каждому классу, исключая
начальные, приказом по школе прикрепляется один из успешно работающих в
данном классе учителей. В СПТУ за учебной группой на весь период обучения
закрепляется один из штатных преподавателей. Это – классный руководитель,
наставник учащихся. Впервые должность классного руководителя (групповода) в
школе была введена в 30-е годы. До этого воспитательную работу в группах
выполняли учителя. Первая инструкция о групповодах была утверждена
Наркомпросом РСФСР в 1931 г. После переименования групп в классы групповоды
стали называться классными руководителями. В 1960 г. было принято Положение
о классном руководителе восьмилетней и средней общеобразовательной школы.
Организационно-воспитательные функции классного руководителя многогранны
и ответственны. Он осуществляет организацию всей внеклассной воспитательной
работы в прикрепленном классе, группе.
Обязанности классного руководителя:
1. Назначается директором по закону (со стажем не менее 5 лет).
2. Организация деятельности класса, организация учебной и внеучебной
работы, изучение личности, соц. защита школьников, работа с родителями.
3. Проверка дневников.
4. Координирует работу коллектива.
5. Организационно-творческие дела.
6. Ведение журнала.
7. Организация дежурства класса.
8. Контроль за посещаемостью и учебой.
9. Работа с характеристиками учащихся.
10. Изучение личности школьника.
11. Контроль и учет неблагополучных семей.
Педагогический процесс в классе направлен на всестороннее развитие
школьников. Каждый педагог и активист класса выполняют определенную часть
общей задачи. Чтобы сделать коллективный труд целенаправленным,
предупредить дублирование, пробелы, необходимо централизованное
руководство. Поэтому важная функция классного руководителя состоит в
организации, стимулировании и координации всех воспитательных влияний в
прикрепленном классе. В рамках своей деятельности он осуществляет
комплексный подход к воспитательной работе с учащимися.
Доступными и корректными средствами классный руководитель согласовывает
учебно-воспитательную работу учителей, преподающих в классе, мастеров
производственного обучения; формирует коллектив учащихся и направляет его
работу; координирует совместную деятельность учителей и коллектива
учащихся; собственными силами, а также привлекая учителей и специалистов со
стороны, проводит внеклассную воспитательную работу; организует и
регулирует многосторонние связи класса с внешним миром.
Важнейшей функцией классного руководителя является воспитание у учащихся
ответственного отношения к учению и способности учиться самостоятельно. Он
располагает немалыми возможностями для развития эстетических интересов и
художественного вкуса у учащихся. Его педагогический долг – заботиться
также о сохранении и укреплении здоровья воспитанников. Повышая
педагогическую культуру родителей учащихся, он добивается единства в
воспитательной деятельности школы и семьи.
Классный руководитель работает под непосредственным руководством
директора школы, училища и его заместителей. Они же оказывают ему нужную
организационно-педагогическую помощь. Многосторонняя деятельность классного
Профессионально-педагогические требования к классному руководителю
руководителя требует от него высокого уровня культуры и хорошей психолого-
педагогической подготовки.
Воспитателю, как никому, присуще чувство времени, он всегда в курсе всех
событий в мире и внутри страны. Он должен первым приходить к ученикам с
актуальной информацией и уметь ее преподносить.
Хороший воспитатель – это прежде всего высоконравственный человек. Он
честен и справедлив, порядочен во всех своих мыслях и действиях. Такой
наставник знает и понимает духовный мир своих воспитанников, живет их
радостями и печалями, дорожит их доверием, всегда деликатен и тактичен в
обращении с ними, не злопамятен, терпелив и отходчив. Он любит и глубоко
уважает каждого своего воспитанника, внимателен, заботлив.
Воспитание – это деятельность, устремленная в будущее. Одним из
профессиональных качеств классного руководителя является умение
прогнозировать духовное становление воспитанников, а следовательно, и жизнь
коллектива класса. Кратко это можно выразить словами: цель – план –
система.
Система работы классного руководителя
Деятельность классного руководителя представляет собой часть общего
процесса воспитания, поэтому важно согласовывать ее со всеми другими
звеньями школьной работы, ориентируясь на общешкольный годовой план.
Организационно-педагогическая работа классного руководителя включает в
себя постоянное изучение учащихся, мероприятия по организации и
формированию коллектива учащихся, а также совместную работу с родителями
учащихся.
Классный руководитель, как правило, работает с одним и тем же составом
учащихся несколько лет. Поэтому логика в воспитательных мероприятиях должна
прослеживаться не только по месяцам, но и по учебным годам.
Вопрос 2.
Специальные педагогические науки; связь педагогики с другими науками.
Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее
исследований и по тому, многообразию связей данной науки с другими,
благодаря которому и возникают пограничные научные дисциплины.
В систему педагогических наук входят:
1. Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания.
2. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и
воспитания в различные исторические эпохи.
3. Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования
и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах
путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.
4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на
различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики
различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы,
педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы,
педагогику профессионально-технического образования, педагогику взрослых
(андрогогику).
5. Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы,
принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей
и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии. Специальная
педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания
и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается
сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно
отсталых – олиогфренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи –
логопедия.
6. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические
частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике,
математике, химии, истории и др.), накапливают технологический
инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать
содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной
деятельности, оценочными отношениями.
7. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет
теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и
образования человека, ориентированного на конкретно профессиональную сферу
действительности. Профессиональная подготовка отличается от
общеобразовательной подготовки тем, что в ходе ее осуществляется развитие
личностного трудового потенциала человека. Личностный трудовой потенциал
рабочего – это степень его общего и профессионального развития,
определяющая успешность совершения трудовой деятельности по определенной
профессии (специальности). Развитие личностного потенциала рабочего
достигается посредством профессионального воспитания, профессионального
образования и обучения.
В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную,
производственную, медицинскую и др. педагогику.
Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих,
переориентации их на новые средства производства, повышения их
квалификации, переучивание на новые профессии.
8. Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в
области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых.
Многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения (клубы, спортивные
секции, студии музыкального и театрального искусства) являются средством
повышения культуры общества, воспитания и развития личности, передачи
профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.
9. Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и
разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за
совершенные преступления.
10. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и
развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем
сопоставления и нахождения сходств и различий.
11. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-
воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и
больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая
наука, когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме.
Связь педагогической науки с другими науками
Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного
подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает
наиболее полное знание изучаемого.
Органичными связями педагогика связана с психологией. Существует
несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них – предмет
исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики
человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности.
Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как
целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий
важный момент – общность методов исследований педагогики и психологии.
Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению
собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение,
психологические тесты, психологические анкеты и др.).
О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые
понятия психологии, которые, будучи использованы в педагогической лексике,
способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания,
образования, обучения, помогают выявить и определить сущностное в
исследуемых проблемах.
Как научная дисциплина педагогика пользуется психологическим знанием для
выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Так,
результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических
диагностик (тестов, анкет и т.д.).
Своеобразным мостом между педагогической и психологической науками
выступает педагогическая и возрастная психология, психология
профессиональной педагогической деятельности, психология управления
педагогическими системами и многих психологических исследований других
областей образования.
Педагогика тесно связана с физиологией. Для понимания механизмов
управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно
знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его
частей, функциональных систем. Знание закономерностей функционирования
высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать
развивающие, обучающие технологии; инструментарий, способствующий
оптимальному развитию личности.
Данные социологии содействуют более глубокому осмыслению проблемы
социализации личности. Результаты социологических исследований являются
базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией
студенческого досуга, профессиональной ориентацией, и многих других. Будучи
наукой об обществе как целостной системе, отдельных ее составляющих, о
процессах функционирования и развития общества, социология в область своих
теоретических и практико-прикладных исследований включает проблемы
образования и воспитания. В структуре социологической науки плодотворно
развиваются такие направления, как социология образования, социология
воспитания, социология студенчества и т.д.
Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно
является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный
период развития педагогического знания. Теория познания позволяет
опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-
познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские
категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного;
законы взаимосвязи и взаимозависимости, развития и его движущие силы и др.
способствуют развитию исследовательского педагогического мышления. В связи
с углубленным осмыслением феномена образования на современном этапе
педагогического знания интенсивное развитие получает одно из философских
направлений – философия образования.
Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и
обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные,
педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы
управления учебным процессом.
Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отметим, что в
педагогических исследованиях активно используются данные и многих других
наук: юриспруденции, экономики, информатики, статистики, экологии,
этнографии, этнологии, истории, технических наук.
1. Билет №1 1
Педагогика как наука. 2
Психологические особенности развития ребенка в младенчестве и раннем
детстве. 3
2. Билет №2. 4
Учитель – профессия массовая, уникальная, творческая. 4
Возрастная периодизация развития ребенка. 4
3. Билет №3 6
Великие педагоги прошлого. Рассказать подробно об одном из них. 6
Психологические особенности развития младшего школьника. 7
4. Билет №4 8
Выдающиеся педагоги 20 века. Рассказать подробно об одном из них. 8
Психологические особенности развития подростков. 9
5. Билет №5 9
Внешний вид учителя. 9
Темперамент, диагностика темперамента. 10
6. Билет №6 10
Мастерство общения в профессии педагога. 10
Возрастная психология как наука. 11
7. Билет №7 12
Современные педагоги исследователи 12
Психология юношеского возраста. 14
8. Билет №8 15
Игра. 15
Личность. 16
9. Билет №9 18
Детское движение на современном этапе. 18
Ощущение. 19
10. Билет №10 21
Искусство обучения. 21
Восприятие. 23
11. Билет №11 24
Воспитание (методы, средства). 24
Деятельность. Основные виды деятельности ребенка. 26
12. Билет №12 28
Зарубежные концепции воспитания. 28
Общение. 29
13. Билет №13 30
Семейное воспитание. 30
Мышление. 31
14. Билет №14 33
Ребенок в семье. 33
Психология как наука. 33
15. Билет №15 35
Права человека. Документы о правах ребенка. 35
Психологические особенности развития ребенка в раннем детстве
(дошкольный возраст). 37
16. Билет №16 37
Этнопедагогика и современная школа. 37
Виды темперамента. 38
17. Билет №17 40
КТД. Виды КТД. 40
Коллектив в социальной педагогике. 41
18. Билет №18 42
Классный руководитель в системе школы. 42
Специальные педагогические науки; связь педагогики с другими науками. 44
-----------------------
Цель
обучения
Результат
обучения
Содержание материала
Методы
Средства
Деятельность
преподавателя
Деятельность
учащегося
Формы
обучения
Страницы: 1, 2, 3, 4
|