Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III (IV) (на материале внеурочной предметной деятельности) (и V-VI классами (Диплом) MS Word'2000)
Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III (IV) (на материале внеурочной предметной деятельности) (и V-VI классами (Диплом) MS Word'2000)
Хакасский государственный университет
им. Н.Ф. Катанова
Психолого-педагогический факультет
Кафедра современного русского языка и методики преподавания
Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-
III(IV) и V-VI классами
(на материале внеурочной предметной деятельности)
Дипломная работа по специальности
031200 – педагогика и методика начального образования
Студент-дипломник Морозова Оксана Николаевна
Научный руководитель к фил. н, доцент Цыганова В.Г.
Консультант старший преподаватель Вершинина Г.П.
Рецензент к пед. н, доцент Острикова Т.А.
Допустить к защите
Зав. Кафедрой __________
«___» __________ 1999 г.
Абакан, 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………………………………………………… 03-05
Глава 1. Педагогические основы внеурочной деятельности
по русскому языку учащихся I-VI классов ………………………… 06-23
1.1. Значение и место внеклассной работы по рус-
кому языку в системе обучения ……………………………………… 06-12
1.2. Общедидактические принципы организации вне-
классной работы по русскому языку ……………………………… 12-19
1.3. Формы внеурочной деятельности по русскому
языку, используемые в I-VI классах …………………………… 19-23
Глава 2. Организация внеклассной работы по русскому
языку в начальной и средней (V-VI кл.) школе с
учетом принципа преемственности и перспективности 24-55
2.1. Методические принципы организации внеклассной
работы по русскому языку ……………………………………………………… 24-30
2.2. Содержание внеклассной работы по русскому
языку в I-VI классах ………………………………………………………………… 30-40
2.3. Пути эффективной организации внеклассной ра-
боты по русскому языку на основе реализации
принципа преемственности и перспективности ……… 40-55
Экспериментальные исследования …………………………………………………………… 56-65
Заключение ………………………………………………………………………………………………………………… 66-69
Библиография …………………………………………………………………………………………………………… 70-76
Приложение ………………………………………………………………………………………………………………… 77-91
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап исторического развития характеризуется огромным
динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями во всех
областях общественной жизни. Это ведет к возникновению неуправляемых
процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требует пересмотра
устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, в образовании и воспитании.
Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и
учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной
цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного
проживания детства, для становления человека, способного и готового думать,
общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные
ответственные решения.
В этих условиях большую актуальность приобретают проведение
планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку. В
настоящее время такая работа в школе находится не на должном уровне.
«Родной язык – величайший наставник» [39, C.75], - звучат непреложной
истиной слова великого педагога К.Д. Ушинского. Действительно, язык и до
школы, и в школе обогащает и развивает духовный мир ребенка, приобщает его
к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у
детей вырабатывается чутье языка, развивается речевое творчество,
эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромный
образовательный потенциал родного языка используется сейчас в школе не в
полной мере.
Ни для кого не является секретом, что наша отечественная школа
переживает очередной кризис. Этому много причин: и тяжелое экономической
положение страны, и традиционно малое внимание властей к проблемам
образования и воспитания детей, и остаточный принцип финансирования школы,
и, по-прежнему массовая материальная необеспеченность учителя, и многое
другое. И, как ни удивительно, - издержки Закона об образовании, согласно
которому школа получила такую свободу действий (в определении содержания,
форм и методов обучения и воспитания), которая при неразумном использовании
может стать разрушительной.
Между тем от того, как будет развиваться школьное обучение и
воспитание ребенка, зависит очень многое. Число же проблем, возникающих в
общеобразовательной школе, весьма велико. Одни из них носят общий характер,
другие относятся к преподаванию отдельных учебных дисциплин.
Все вышеуказанное не могло не сказаться на организации внеклассной
работы по русскому языку в современной школе. Дело в том, что проблема
организации внеурочной деятельности по русскому языку отражена в трудах
педагогов прошлых лет: Н.Н. Ушакова, Г.И. Суворовой, Л.И. Пастушенковой,
Б.Т. Панова и др. Особый интерес к теме наблюдается в конце 70-х – начале
80-х годов. Однако большинство работ было посвящено вопросу формирования
познавательного интереса к русскому языку средствами внеклассной работы.
Наше обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее
актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной
деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации.
Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения,
появление новых видов и форм внеклассной работы также не могло не
отразиться на видении данного вопроса
Все перечисленные аргументы обуславливают актуальность изучения
данной проблемы и определяют выбор темы: «Преемственность и перспективность
в работе по русскому языку между I-III(IV) и V-VI классами (на материале
внеурочной предметной деятельности).
Объект: внеклассная работа по русскому языку в начальной и средней
школе.
Предмет: преемственность и перспективность в работе по русскому языку
между I-III(IV) и V-VI классами.
Цель: рассмотреть значение преемственности во внеклассной работе по
русскому языку между I-III(IV) и V-VI классами для эффективного усвоения
знаний, приобретения прочных умений и навыков, воспитания интереса к
русскому языку и перспективности в VII-IX классах.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в начальной и
средней школе с точки зрения состояния проблемы.
3. Определить условия эффективности организации внеурочной работы по
русскому языку с учащимися I-VI классов.
4. Выявить динамику постепенного усложняющихся – с учетом принципа
преемственности и перспективности – форм внеклассной деятельности.
5. Выявить зависимость повышения уровня знаний, приобретения прочных
умений и навыков от организации систематической внеклассной работы
по русскому языку с учетом принципа преемственности и
перспективности.
Гипотеза: если использовать принцип преемственности и перспективности
во внеурочной работе по русскому языку между I-III(IV) и V-VI классами,
приведет ли это к эффективному усвоению знаний, приобретению прочных умений
и навыков, воспитанию интереса к предмету?
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ I-VI КЛАССОВ
1.1. ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
Учебный предмет в школе – «это приспособленная к изучению та или иная
научная дисциплина или область деятельности» [49, C.21]. Основу русского
языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке, его
история и диалектология, смежные науки – графика, орфография, пунктуация и
др.
По целям и содержанию знаний, сообщаемых учащимся о русском языке,
различаются два уровня его изучения в школе: общеобразовательный и
углубленный. Общеобразовательный уровень это курс русского языка,
обязательный для всех учащихся средней школы. Углубленно изучают русский
язык отдельные школьники или группы школьников, проявившие интерес к нему.
В настоящее время в школе практикуются три формы углубленного
изучения русского языка: факультативные занятия, внеклассная работа и
расширенное изучение русского языка. Так как целью нашего исследования
является рассмотрение внеклассной работы, остановимся подробнее на этой
форме углубленного изучения русского языка.
В педагогике дается следующее определение данного понятия:
«Внеклассной работой называют специально организованные и целенаправленные
занятия с учащимися воспитательного и образовательного характера,
проводимые школой во внеурочное время» [58, C.427].
Истоки внеклассной работы как формы углубленного изучения предмета
восходят к литературным собраниям (XVII в.) в дворянских пансионах и
учебных заведениях всесословного типа, где звучали произведения Ломоносова,
Сумарокова, читались собственные сочинения и переводы воспитанников,
ставились пьесы.
Существует следующая закономерность: если периоды политической
реакции в общественной жизни России сопровождались усилением строжайшей
регламентации учебного процесса, запрещения какой бы то ни было внеурочной
деятельности, то в эпохи либерализации, напротив, внеклассная работа
становилась лабораторией активного поиска новых форм изучения предмета,
творческой самодеятельности учащихся. В 20-30-е гг. нашего столетия палитра
форм внеурочной деятельности обогатилась циклами вечеров, конференциями,
диспутами, играми. В последующие десятилетия заметно усилилась тенденция
комплексного использования многообразных форм внеклассной работы,
проявившаяся, в частности, в организации постоянно действующих коллективов
– кружков, клубов, музеев. Всероссийские праздники по предметам, проводимые
с 1974 г., - примета масштабности современной внеурочной работы.
Попытаемся ответить на вопрос: «Почему, несмотря на совершенствование
программ и самого процесса изучения русского языка в школе, внеклассная
работа остается важным каналом освоения русского языка школьниками?»
Внеклассная работа позволяет ученикам общаться с гораздо более
широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений, становится
источником многообразных художественных впечатлений. Движущей силой
внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке,
регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на
формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа
импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального
выбора лингвистического материала, форм общения с искусством слова,
способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь и
можешь: попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя и
т.п. Это, по словам Б.М. Неменского, «зона свободного поиска». Здесь не
последнюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого
замысла, на «конечный результат» – будь то КВН, лингвистический турнир,
выпуск газеты, устного журнала, олимпиада. Наконец, во внеклассной работе
более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное
(межличностное, познавательное, художественное, творческое),
взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность,
атмосфера подлинного сотворчества.
Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется
еще и тем, что, будучи менее инерционной, нежели программное, урочное
преподавание, она задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых
подходов к преподаванию русского языка, привносит дух живого диалога,
откровения, раскрепощенности в поиск истины томимым духовной жаждой
поколением. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией
творчества преподавателя, в которой модернизируются нетрадиционные для
учебного процесса формы общения с миром слов, адекватные нынешней
социокультурной ситуации.
Необходимость проведения внеклассных образовательных занятий
постоянно подчеркивается в педагогической, и в методической литературе. Об
этом говорится в работах Б.Т. Панова, Л.И. Пастушенковой, Е.П.
Преображенской, Н.Н. Ушакова, Г.И. Суворовой, посвященных данной проблеме
(см. библиографию). В опыте передовых школ внеклассная работа
рассматривается как мощное дополнительное средство формирования интереса к
предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми
на уроках.
Внеклассную работу по русскому языку нельзя смешивать с особым видом
работы школы по выполнению ею учебно-воспитательных задач, известных в
школьной практике под названием «дополнительных занятий» или «работы с
отстающими», организуемых для оказания помощи ученикам, которые по той или
иной причине не усвоили программный материал и должны восполнить пробелы в
знаниях. Тем более нельзя всю внеурочную работу подменять такими занятиями.
Внеклассная работа имеет в виду не какую-либо часть учащихся, выделяемую по
успеваемости или степени подготовленности, а всех учеников, так или иначе
проявивших свою заинтересованность данным предметом. Внеурочная работа по
русскому языку – «обязательный элемент нормальной организованной работы
школы» [49, C.374]. Дополнительные занятия с отстающими – это экстренная
мера, вызванная «чрезвычайными» обстоятельствами.
Внеклассной работе по русскому языку придается огромное значение,
потому что в системе школьных дисциплин изучение родного языка занимает
особое место. Это определяется прежде всего его ролью в обществе. Язык не
просто обеспечивает наше общение в любой сфере жизни. Язык – инструмент
нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это и степень
развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие успешной
работы по всем учебным предметам. Изучение родного языка, понимание его
структуры – естественная база для изучения иностранных языков. Родной язык
– высшее проявление национальной жизни, национальной культуры. Степень
включения человека в национальную культуру определяется степенью речевого
развития, чувством родного языка. Вышеперечисленное можно подтвердить
следующим высказыванием русского писателя А.И. Куприна: «Язык – это история
народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и
сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать,
но насущной необходимостью… Русский язык в умелых руках и в опытных устах –
красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» [20,
C.95]
Овладение таким предметом, как русский язык, имеет и другие
особенности: во-первых, язык всегда находится в распоряжении учащихся и в
любой момент может быть использован для наблюдения; во-вторых, связь теории
с практикой тоже является характерной чертой нашего предмета изучения, так
как языком мы пользуемся постоянно.
Учесть эти преимущества изучения родного языка – это значит привлечь
внимание детей прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им
почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен,
разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники.
Воздвигнутые положения можно с успехом осуществить, организуя
систематическую, планомерную внеурочную работу по русскому языку, начиная с
1 класса. Необходимость проведения внеклассных занятий с младшими
школьниками диктуется, во-первых, желанием детей узнать нечто новое о
русском языке и, во-вторых, методическими соображениями: внеклассные
занятия способствуют более прочному и сознательному усвоению изученного на
уроке материала, обогащению словаря, развитию речи; внеклассные занятия
дают возможность пробудить у школьников интерес к предмету, привить любовь
к русскому языку; они необходимы и в плане преемственности в работе по
русскому языку между начальными и старшими классами.
Внеклассная работа по русскому языку, как правило, ведется в учебном
году параллельно с классными занятиями. Однако отдельные виды внеурочной
работы, особенно настоящие эпизодический характер, могут проводиться и в
каникулярное время (например, олимпиада). Классная и внеклассная работа
дополняют одна другую, и лишь в их взаимодействии возможно претворение в
жизнь тех сложных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.
Обычно внеклассная работа тесно связана с уроком, но она, тем не
менее, постоянно стремиться к некоторой автономности: к расширению и
углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно
отражающих специфику занятий по интересам. Это кажущееся противоречие –
тесная связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы
– составляет одну из особенностей внеклассной работы, которая призвана,
развивая познавательные интересы ученика, учитывать эти интересы и
опираться на них. Внеурочная работа, таким образом, может быть признана
своеобразной формой научной популяции.
Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико
желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и
насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяет ответить на
многие вопросы, интересующие детей. И в этом случае на помощь приходят
внеклассные занятия.
Несмотря на то, что конечная цель уроков и внеклассных занятий по
русскому языку – подготовить учащимся, грамотных в широком смысле слова, -
совпадает, неурочная работа имеет свои, важные для обучения и воспитания
цели и задачи.
Задачи:
- способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках
знаний, тем самым, помогая ученикам лучше усвоить программный
материал;
- совершенствовать навыки анализа различных фактов языка;
- расширять лингвистический кругозор школьников;
- воспитывать языковое чутье;
- развивать творческие возможности;
- повышать общую языковую культуру учащихся;
- развивать и совершенствовать психологические качества школьников:
любознательность, активность, волю, самостоятельность в
приобретении знаний;
- выявить одаренных в лингвистическом отношении учеников, а также
воспитывать у слабоуспевающих учащихся веру в свои силы.
Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели внеклассной
работы – развитию у школьников интереса к русскому языку как учебному
предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка
и стремления настойчиво овладевать этими богатствами, воспитанию любви и
уважения к русскому языку.
Таким образом, внеклассная работа по русскому языку является
неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена
общим целям образования и воспитания учащихся. Успех решения этих целей и
задач во многом зависит от умения правильно организовывать внеурочные
занятия с детьми.
1.2. ОБЩЕПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ
РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В выборе наиболее эффективных методов и приемов при организации
внеурочных занятий учитель должен опираться на проверенные практикой и
являющиеся результатом научного обобщения принципы, которые представляют
собой «определенную систему исходных, основных дидактических требований к
процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую
эффективность» [58, C.161]. Следовательно, принципы обучения –
теоретические положения, руководствуясь которыми учитель выбирает средства
обучения:
- дидактический языковой материал;
- методы и проблемы его изучения;
- организацию обучения.
Дидактика исходит из того, что принципы обучения исторически конкретны
и отражают общественные потребности. Под влиянием общественного прогресса и
достижений науки, по мере выявления новых закономерностей обучения и
накопления опыта работы учителей, принципы обучения могут и должны
изменяться и совершенствоваться.
Сложившаяся в настоящее время методика обучения русскому языку,
ведущая свое начало от Ф.И. Буслаева и К.Д. Ушинского, опирается на
общепрактические принципы: научности, сознательности и активности,
систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности,
связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.
Общепрактические принципы выведены из психологии усвоения знаний вообще,
следовательно, они верны и для внеклассной работы по русскому языку.
Новейшие исследования по общей дидактике стремятся создать формулу
дидактического принципа не столько выводом из наблюдения над процессом
обучения, сколько руководством для обучающего, правилом, следуя которому он
достигает нужных результатов в обучении. Так были сформулированы принципы:
связи обучения с жизнью, преемственности, развивающего обучения,
проблемного обучения.
Но в силу своей предельной обобщенности дидактические принципы
допускают (и даже предлагают) конкретизирующие в частных методиках и их
разделах. Во внеурочной работе приобретает, например, большую актуальность
принципы индивидуального подхода к учащимся, так как здесь несравненно
больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков,
интересов, склонностей учеников, да и сама внеклассная работа, призванная
учитывать личные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению,
требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения.
Наблюдения показывают, что пренебрежение принципом систематичности и
последовательности (предполагающего логическую связь каждого элемента
учебного материала с другими, опору последующего на предыдущее и подготовку
к усвоению нового) приводит к тому, что эффективность таких занятий
оказывается весьма невысокой, учащиеся, не удовлетворяющие своих интересов,
перестают посещать их, а цепочка внеклассных занятий постоянно находится
как бы на первом, начальном этапе, не имея законного продолжения. При такой
организации внеклассной работы занятия представляют собой разовые
мероприятия, проводимые вне связи друг с другом и лишенные перспективности,
а не только систематичности. Но речь идет не только о систематичности, в
течении всего учебного года проводимой внеклассной работе, но и о
содержании внеклассных занятий. Отобранный для работы материал должен
представлять собой определенную систему знаний о языке.
Применение принципа наглядности – одно из важных условий сознательного
усвоения учащимися материала по русскому языку. Конкретизация отвлеченного
и обобщение значительного по объему, но в том или ином отношении
сопоставимого материала являются существенно важными условиями успешного
усвоения учащимся знаний и навыков по русскому языку. Конкретизация же и
обобщение достигаются путем использования различных способов наглядного
преподнесения материала, подлежащего усвоению. Осуществление принципа
наглядности на внеклассных занятиях получает дополнительные оттенки:
наглядность здесь является, например, одним из важных средств создания
занимательности – необходимого элемента внеклассной работы.
Принцип связи теории с практикой исходит из того положения, что точка
зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории
познания. Этот принцип нацеливает на более тесную связь внеклассных с
классными, когда, например, теоретический материал урока получает во
внеурочной работе дополнительное практическое подтверждение или, напротив,
внеклассная работа обобщает ряд практических правил, подводит под них
теоретическую базу.
Принцип сознательности и активности предполагает активную
заинтересованность ее результатами. Участники внеклассных занятий могут
оказаться и в роли «поглотителей» информации, и в роли активно добывающих
ее. Заинтересованность школьников незнакомыми сведениями, новыми факторами
при пассивном их восприятии обычно скоро проходит. Заинтересованность
учеников должна проявляться в увлеченности содержанием предмета через
активную деятельность. Процесс такой работы приносит творческое
удовлетворение, ощущение необходимости приобретенных знаний, желание больше
знать о предмете, углубиться в его сущность.
Применение принципа научности обучения языку предполагает сообщение
учащимся только таких сведений о языке, которые прочно установились в
современной лингвистической науке; освещение этих явлений в их
взаимосвязанности и развитии. Соблюдение принципа научности требует не
превращать внеклассную работу по предмету в род забавы, развлечения. Любой
материал, если даже он подается в необычной, неожиданной форме, должен
соответствовать научным данным. Научные сведения, адаптируемые с учетом
возрастных особенностей учеников (действует принцип доступности),
преподносятся на внеклассных занятиях без искажения и излишнего упрощения.
Когда говорим о принципе доступности, речь идет о соответствии объема,
сложности и темпа изучения реальным возможностям обучаемых в зоне их
ближайшего развития. Доступность «нужно понимать не как упрощенчество, а
как меру посильной трудности» [59, C.110], но усложнение учебной нагрузки
должно быть последовательное, вызывающее движущую силу учения и
использования познавательных возможностей и способностей обучаемых.
Материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за
рамки программных требований, но ни в коем случае не должен превышать
возрастные возможности детей.
Реализация принципа преемственности и перспективности в обучении
вообще и русскому языку в частности – одна из важнейших проблем, стоящих
перед методической наукой и учителями-практиками. Учитывая задачи нашего
исследования, остановимся на более подробном рассмотрении сущности данного
принципа.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ
Единый процесс обучения русскому языку имеет ряд этапов: начальные
классы, средние и старшие. Успех в освоении предмета учащимися в
значительной степени зависит от того, насколько в ходе обучения учитывается
внутренняя связь между этими этапами. Преемственность и перспективность –
вот те черты, которые во многом определяют эффективность учебного процесса.
«Это две стороны одного и того же явления: при взгляде «сверху вниз» мы
говорим о преемственности, при взгляде «снизу вверх» – о перспективности в
работе» [63, C.4]
Проблема преемственности и перспективности в обучении является одной
из методологических проблем дидактики. Она находит свое специфическое
выражение в таких закономерностях процесса обучения, называемых принципами
дидактики, как научность, систематичность, последовательности, прочность и
действенность результатов обучения и др.
Как отмечается в «Педагогике школы», «научность и систематичность в
обучении обеспечиваются преемственностью. Ее характеризуют опора на
пройденное для последовательного развития знаний, умений и навыков и
установление разнообразных связей не только между новыми, но и прежними
знаниями, как элементами целостной, единой системы» [60, C.294-295].
Преемственность между различными звеньями школы, между ее отдельными
классами, между классной и внеклассной деятельностью являются одним из
обязательных и важных условий успешного преподавания русского языка. Оно
находится в соответствии с общедидактическим требованием об обеспечении в
процессе обучения нормального перехода от простого к сложному, от легкого к
трудному, об опоре при прохождении последующего на предыдущее, о
необходимости учитывать логику предмета.
Нарушение хотя бы одного из этих требований, как показывает опыт,
болезненно сказывается на работе учащихся, учителей и школы в целом.
Сохранение преемственности в занятиях по русскому языку между III(IV)
и V-VI классами должно выражаться:
а) в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось
общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и
конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы,
доступность этого материала для сознательного усвоения его учащимся;
б) в таком построении занятий по русскому языку (в методическом
отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык
учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых
порах) расходились бы с теми, к каким привыкли учащиеся в I-III(IV)
классах, и чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным
для учащихся формам работы.
Соблюдение преемственности и перспективности, то есть единства,
систематичности в обучении школьным предметам при организации внеклассной
работы, - залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и
навыков. Недооценка, невнимание, пренебрежение со стороны учителя или школы
к вышеперечисленным требованиям, так и неумение обеспечить их выполнение,
приводят к тяжелым последствиям, сказывающимся в дальнейшем в течение ряда
лет, и часто почти непреодолимым затруднениям.
Не менее важное значение для соблюдения приемов дидактики имеет и
вторая сторона проблема преемственности – перспективность в обучении,
предполагающая ориентацию на достижение определенного конечного результата
обучения.
Перспективность, как и преемственность, обеспечивает системность,
научность, последовательность и прочность развития знаний, умений и навыков
и определяет отбор содержание и методов обучения.
Рассмотрим сущность принципа преемственности и перспективности в
обучении русскому языку.
Во-первых, соблюдение преемственности и перспективности требует
единого принципиального подхода к обучению, единых исходных позиций в
обучении родному языку.
Очень важно, чтобы учителя I-III(IV) и V-IX классов стояли на едимых
позициях в понимании этих исходных принципов, признавали их, придерживались
их в своей работе. Без этого не может быть ни преемственности, ни
перспективности.
Во-вторых, это ясное понимание того, что появляется нового в языковом
развитии учащихся на каждом этапе обучения. Речь идет о том, чтобы учителя
начальных классов отчетливо представляли, что ожидает их сегодняшних
учеников через год или два, а учителя средней школы знали, какие важнейшие
изменения происходили в языковом развития школьников за прошедшие годы.
Каждому учителю необходимо знать, что должны приобрести учащимся его
звена в I-III(IV) или в V-IX классах по русскому языку, и не выходить за
рамки необходимого как в сторону уменьшения требований, так и в сторону их
увеличения.
В-третьих, требуется тщательная стыковка между начальными и средними
классами как по отдельным грамматическим или орфографическим темам, так и
при совершенствовании речевых умений и навыков учащихся.
При реализации принципа преемственности и перспективности в обучении
нельзя не учитывать тесную связь единиц разных уровней, а следовательно, и
соответствующих разделов школьного курса. Учет внутрипредметных связей
позволяет в развитии знаний, умений и навыков ориентироваться не только на
предшествующий этап обучения, но и на те знания, умения, навыки, связанные
с изучаемой единицей языка, которые получают школьники в других разделах
курса.
Специфика предмета «русский язык» требует для реализации
преемственности и перспективности учета связи изучаемого материала:
1) с предшествующим и последующим этапами его изучения;
2) с другими разделами, где могут реализоваться, совершенствоваться,
углубляться знания, умения и навыки по данному материалу
параллельно с основным материалом раздела, и
3) с теми разделами, где учащиеся получают знания, умения и навыки,
которые используются для усвоения данного материала.
Таким образом, по отношению у процессу обучения под преемственностью и
перспективностью следует понимать соотнесение содержания и методов обучения
на каждом промежуточном этапе с предшествующим и последующим этапами и с
конечными целями и задачами обучения.
1.3. ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В I-VI КЛАССАХ
Активная заинтересованность школьников внеклассной деятельностью, не
в последнюю очередь, связана с использованием различных форм внеклассных
занятий. В течении многих лет складывались и оправдали себя на практике
такие формы, как олимпиады, кружки русского языка, устные журналы и др. В
последние годы широкое распространение получили неделя русского языка, час
занимательной грамматики, классный уголок, грамматические турниры.
Разнообразие форм внеклассной работы по русскому языку обусловлено
разноплановостью содержания, целями и задачами этой работы, неоднородностью
состава участников (по возрасту, уровню подготовленности, степени развития
лингвистического интереса, количеству участников), возможностями школы и
руководителя.
Проанализировав педагогическую и методическую литературу по теме
исследования, можно выделить следующие группы внеурочной работы по русскому
языку:
Групповые Массовые
Формы внеклассной
Работы
индивидуальные
К группе массовых форм относятся:
- рукописные журналы, стенные газеты, общеклассный или общешкольный
уголок русского языка – эти формы выполняют функцию сообщения
информации; активное участие обеспечивают лишь небольшой группе
детей, а остальные, являющиеся читателями, оказываются пассивными;
- устные сообщения-доклады, радиопередачи, устные журналы, встречи с
интересными людьми – эти формы выполняют функцию сообщения;
активное участие в подготовке – от одного исполнителя до небольшой
группы, а остальные принимают активное участие в обсуждении, что
позволяет добиться более глубокого и более активного усвоения
материала;
- вечера, утренники – формы с ярко выраженной функцией воздействия.
Количество активных участников и при подготовке, и при проведении,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|