Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III (IV) (на материале внеурочной предметной деятельности) (и V-VI классами (Диплом) MS Word'2000)
2 место шк. №14 Карымова Алена (52б.) Мальцева Р.П.
3 место гимназия Кулешова Карина (51б.) Браим Л.В.
Кроме победителей, более 45 баллов набрали ученики школ №24, 1,
гимназии, 18, 7, 14, 22, 9, 3, 10.
На основании полученных данных можно выявить следующую
закономерность: творческие задания успешнее решают дети, обучающиеся по
программе развивающего обучения. Поскольку изменить программу, по которой
работают конкретные учителя мы не в силах, рекомендуется организовать
систематическую внеклассную работу по русскому языку с учетом принципа
преемственности и перспективности.
Предлагаем некоторые рекомендации для улучшения качества проведения
городской олимпиады:
- результаты олимпиады учащимся начальных классов сообщать как можно
быстрее;
- награждать всех детей;
- необходимо, чтобы каждый ребенок думал сколько баллов он набрал;
- продумать дальнейшее продвижение победителей.
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Апробация и оценка эффективности экспериментальных материалов,
обеспечивающих эффективность организации внеклассной работы по русскому
языку.
Поле окончания констатирующего эксперимента, был проведен формирующий
эксперимент на базе школы №11 г. Абакана, который заключался в организации
внеурочной деятельности по русскому языку по экспериментальной технологии,
учитывающей комплекс мер, обеспечивающих эффективность усвоения учащимся
знаний, приобретения прочных умений и навыков.
Формирующий эксперимент заключался:
- во-первых, в использовании одних и тех же форм внеклассной работы
во 2 и в 6 классах («Счастливый случай», классный уголок),
наполненных разным содержанием;
- во-вторых, в проведении системы внеурочных занятий в 6В классе по
изучаемой в это время на уроке теме «Имя прилагательное» (см.
Приложение №6).
Исследование показало, что форма внеклассной работы состязательного
характера, как игра-викторина «Счастливый случай» с успехом проходит и во 2
и в 6 классах. В оформлении уголка учащиеся VI класса проявляют большую
самостоятельность, заинтересованность же данной формой наблюдается и в той
и в другой возрастной группах.
Внеклассные занятия сначала проводились с 12 ребятами из 6В класса,
выразившими желание заниматься в кружке русского языка. Было организовано 3
занятия за 3 недели практики. На последней внеурочной встрече
присутствовало уже 16 человек.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
По окончанию формирующего эксперимента был проведен диагностический
срез в виде текста. Данная работа проходила в 6Д классе, где внеклассная
работа по экспериментальной технологии организована не более, и в 6В
классе, где проводился формирующий эксперимент, для того, чтобы определить
насколько изменились показатели контрольной группы по сравнению с
изученными в параллельном классе.
Тест по теме «Прилагательное».
1. Синтаксические признаки прилагательного (1 балл).
а) определение, сказуемое; б) определение; в) подлежащее.
2. Полными и краткими бывают прилагательные (1 балл).
а) притяжательные; б) качественные; в) относительные; г) все.
3. На что указывает –ейш-, -айш- (2 балла).
а) превосходная степень; б) простая превосходная; в) сложная
превосходная.
4. В прилагательных: соломенный, клюквенный пишется НН, потому что…
(3 балла).
а) одно Н в , другое в ; б) слова исключения; в) –енн-.
5. Выделить прилагательные (3 балла).
а) обруч; б) пригож; в) дач; г) схож; д) крыш; е) луч; ж)
нищ.
6. Выделить прилагательные с –н- (4 балла).
а) истинный; б) соловьиный; в) мгновенный.
7. В каком предложении сказуемое выражено прилагательным (3 балла).
а) спорт – дело сильных и смелых;
б) деревянные постройки пришли в негодность;
в) Кавказские горы выше Крымских гор.
8. Каким членом предложения является прилагательное (4 балла).
а) несчастный бился в судорогах;
б) смелого пуля боится;
в) кругом леса дремучие.
9. В каких прилагательных допущены ошибки (4 балла).
а) лимонный; б) балконный; в) стариный; г) неразборчивый; д) не
вредный; е) кожанный.
10. В каких словосочетаниях прилагательное является качественным (2
балла).
а) собачий холод; б) собачья конура; в) собачья шерсть.
11. Выписать прилагательные с орфограммами, обозначив их (4 балла).
Струится рябью воздух в ясное утро после дождя. Неугомонные
кузнечики трещат в разогретых травах. На багряных лилиях суетится
пчелиный рой. Белогрудые галки важно прохаживаются по пашне.
Туманной серой сеткой висит над пашней мошкара.
|РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА |
|Оценка |Эксперимент |
| |Контрольный |Констатирующий |
| | |6В (16 человек) |
| |6Д (27 человек) |6В (16 человек) | |
|5 |22% |37,5% |25% |
|4 |30% |44% |43% |
|3 |26% |12,5% |20% |
|2 |22% |6% |12% |
Полученные данные дают возможность говорить о повышении интереса к
русскому языку и утверждать, что внеклассные занятия, организованные по
принципу преемственности классной и внеурочной деятельности, позволяют
повысить уровень знаний по предмету, формировать прочные умения и навыки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме
исследования и изучение состояния проблемы на практике показали, что вопрос
о существовании и проведении внеклассной работы по русскому языку в
современной школе не утратил своей актуальности и значимости на сегодняшний
день. Массовые публикации в журналах по организации внеклассной работы,
проведения предметных праздников в школах, Всероссийской олимпиады по
русскому языку в течение последнего ряда лет – свидетельство интереса к
этой форме углубленного изучения русского языка и масштабности внеурочной
работы. В педагогической литературе внеклассная работа рассматривается как
мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к
предмету, как средство активизации творческих возможностей и
самостоятельности мысли каждого ученика и, конечно же, как средство
расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.
Применение на практике традиционных (кружок, стенная печать,
викторина, праздник, олимпиада и так далее)и новых («Поле чудес», «Звездный
час», «Счастливый случай», «Умники и умницы», «Кроссворд») форм внеурочной
деятельности, экспериментальные данные убеждают, что не подлежит сомнению
та огромная польза, которую приносят учащимся занятия по языку. Знания,
полученные на уроках, пополняются во внеурочное время и становятся более
устойчивыми. Связанная со школьной программой, внеклассная работа помогает
детям успешнее учиться, прививает любовь к предмету, дает ученикам большие
возможности для развития умения свободно высказывать собственные мысли,
воспитания у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Из опыта организации внеклассной работы можно сделать вывод, что уже
после первого занятия дети с нетерпением ждут второго, а если второе
удалось – продолжения. На занятия начинают ходить и те школьники, кто и
слышать ничего не хотел о русском языке, а теперь перед ними открылся этот
волшебный и заманчивый мир русского слова.
Элементарные данные подтверждают выдвинутую гипотезу и проводят к
выводу, что использование принципа преемственности и перспективности во
внеурочной работе по русскому языку I-II(IV) и V-VI классами приводит к
эффективному усвоению знаний, приобретению прочных умений и навыков.
В процессе экспериментальной работы было доказано, что эффективность
усвоения знаний, формирования прочных умений и навыков во внеклассной
деятельности зависит и от некоторых педагогических условий:
- понимания учителями огромной значимости внеклассной работы по
русскому языку;
- знания педагогами потенциальных возможностей внеурочной работы по
русскому языку;
- осуществления целенаправленной, систематической внеклассной работы
по русскому языку, начиная с I класса, с учетом принципа
преемственности и перспективности.
В ходе достижения цели исследования, решения поставленных задач были
выявлены объективные проблемы организации внеурочной деятельности по
русскому языку. назовем некоторые из них.
Руководство языковым развитием детей требует от учителя высокого
мастерства, широчайшей филологической культуры. Личность учителя играет
очень существенную роль в организации и проведении любых внеклассных
мероприятий. Вспомним известные слова Л.Н. Толстого: «Хочешь наукой
воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики тебя полюбят и
науку, и ты воспитаешь их; но если ты сам не любишь ее то, сколько бы ты ни
заставлял учить ее, наука не проведет воспитательного влияния» [20, C.9].
Вместе с тем при организации внеклассной работы по русскому языку
многие учителя испытывают большие трудности: одни из них не знают с чего
начать и как проводить такие занятия, другие затрудняются в подборе
материала, а третьи не учитывают специфики внеклассной работы, строят ее по
образцу уроков или дополнительных занятий. Последнее, пожалуй, является
главной причиной того, что у многих учителей внеклассная работа по языку не
удается. Такие учителя подходят к внеклассным мероприятиям с чисто
утилитарной точки зрения: они хотят через два-три занятия почувствовать,
что повысилась орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся, что
они вдруг заговорили гладко и выразительно, стали интересоваться предметом
и полюбили уроки русского языка. И чтобы достичь этого, учитель максимально
приближает внеклассные занятия к уроку, что совершенно недопустимо.
В реальной школьной практике внеклассная работа не редко сводится к
эпизодическим массовым «мероприятиям» (Неделя русского языка, олимпиада…),
то есть наблюдается разнонаправленность элементов познавательной
активности, неоправданная диспропорциональность отдельных видов и форм
внеурочной работы, понятие же «система» употребляется в его обыденном
смысле – для обозначения периодичности в работе.
Не нужно долго доказывать какое значение имеет сегодня методическое
обеспечение и квалифицированная помощь педагогу. Учитель, как никогда,
нуждается в научно-методической поддержке в наши дни, когда рождаются новые
типы школ, быстро растут уровень обучения и развития детей, однако
проблемы, наиболее часто обучающиеся на заседаниях методических
объединений, носят организационно-методический характер и не связаны
напрямую с новыми педагогическими технологиями обучения, не настраивают
учителя на осмысление общенаучных проблем.
Недостаточно освещены вопросы методики внеклассной работы по русскому
языку и в печати. Если практические материалы для такой работы в последнее
время широко издаются отдельными книгами, то вопросам методики посвящены
главным образом журнальные статьи.
При организации внеклассной работы зачастую не принимаются во внимание
принципы обучения, в частности, важнейший в данной ситуации принципы
преемственности и перспективности (тот факт, что средняя школа не учитывает
современных тенденций в развитии содержания обучения русскому языку в I-
III(IV) классах, отражается прежде всего в действующих программах средней
школы), соблюдение которого способствует эффективному усвоению знаний,
приобщению прочных умений и навыков.
На основе вышеизложенного можно предположить следующие пути
оптимизации внеклассной работы в школьной практике:
1. проводить внеурочную работу по русскому языку, начиная с 1 класса
с учетом принципа преемственности и перспективности;
2. повысить подготовку студентов в данной области в педагогических
средних и высших учебных заведениях;
3. обеспечить оперативную послевузовскую подготовку педагогов по
данной теме;
4. усилить работу школьных методических объединений;
5. проводить работу в системе, используя различные формы, методы,
приемы работы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Александрович Н.Ф. Заключительная грамматика. – Минск: Народная асвета,
1964. – 252 С.
2. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. –
М.: Просвещение, 1967. – 288 С.
3. Архипова Е.В. О реализации принципа преемственности в программах по
русскому языку начальной и средней школы//РЯШ. - 1998. - №3. – С.3-7.
4. Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе: развитие
навыков анализа поэтических произведений у старшеклассников. – М.:
Просвещение, 1985.
5. Баранов М.Т. Программа курса «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и
речи» для VIII-IX классов//РЯШ. – 1991. - №4. – С.101.
6. Блинов Г.И. О некоторых вопросах перспективности в обучении (на
материале синтаксиса и пунктуации)//РЯШ. – 1973. - №1. – С.9-15.
7. Богданова Г.А. Общественный смотр знаний по русскому языку в VII
классах//РЯШ. – 1991. - №3. – С.45.
8. Бушина Е.И. Воспитание интереса к литературе на внеклассных
занятиях//Поиск новых путей: Из опыта работы/Сост. С.Н. Громцева. – М.:
Просвещение, 1990.
9. Виды внеклассной работы по русскому языку (Сб. статей из опыта
работы)/Сост. М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1968. – 268 С.
10. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 С.
11. Волкова Т.Н. Путешествие в страну Глаголию//РЯШ. – 1991. - №1. – С.50.
12. Вопросы и задания I Всероссийской олимпиады школьников по русскому
языку//РЯШ. – 1996. - №4. – С.52.
13. Вопросы и задания II Всероссийской олимпиады школьников по русскому
языку//РЯШ. – 1997. - №4. – С.46.
14. Воробьева О.И., Головенкина Л.Н. Олимпиада по русскому языку: задания,
результаты, выводы//РЯШ. – 1996. - №2. – С.48.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1967.
16. Галагузова М.А. Развитие внеклассной работы с младшими школьниками по
технике//Начальная школа. - 1985. - №7. – С.42-49.
17. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.:
Просвещение, 1991.
18. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение,
1987.
19. Грехнева Г., Корепова К. Родной язык, фольклор и литература в начальной
школе//Начальная школа. – 1994. - №16. – С.1-2.
20. Григорян Л.Т. Язык мой. – М.: Просвещение, 1988. – 207 С.
21. Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Учпедгиз,
1960. – 72 С.
22. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/Под
ред. М.Н. Скаткина – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982.
– 319 С.
23. Загороднова Н.И. Память добра (о школьном музее И.И.
Срезневского)//РЯШ. – 1993. – С.61.
24. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассная работа по литературе (IV-VIII
классы). – М.: Просвещение, 1975.
25. Зелинская С.Г., Гализина Т.А. Праздник фразиологизмов, пословиц,
поговорок и крылатых слов//РЯШ. – 1993. – №2. – С.61.
26. Игонина Г.С. Размышления о работе со школьниками по русской народной
тематике//Начальная школа. – 1996. – №2. – С.51.
27. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.
институтов. – М.: Просвещение, 1984. – 496 С.
28. Ипполитов А. Программа курса «Практическая стилистика» для VIII-IX
классов//РЯШ. – 1992. - №3-4. – С.71.
29. Канакина В.П., Русакова Г.А. Взаимосвязь классной и внеклассной работы
над трудными словами//Начальная школа. – 1985. - №4. – С.24-29.
30. Ковалев В.И. Книга Н. М. Шанского на уроках и внеурочных мероприятиях
по русскому языку//РЯШ. – 1993. - №3. – С.29.
31. Козак О.Н. Литературные викторины. СПб.: Союз, 1998. – 272 С.
32. Кулешова С.Ф. Когда кончаются уроки… - Минск, 1976.
33. Лагузова Е.Н. Фразеологическая работа в начальной школе//Начальная
школа. – 1994. - №3. – С.30-34.
34. Леднев В.С. Содержание образования: Учебное пособие. – М.: Высшая
школа, 1989. – 360 С.
35. Лидман-Орлова Г.К. Преемственность и перспективность в изучении
морфологии//РЯШ. – 1980. - №1. – С.8-13.
36. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. – М.: Прометей, 1992. – 528 С.
37. Лихтай Л.К., Скляр И.В. Преемственность в работе учителя и воспитателя
группы продленного дня//Начальная школа. – 1986. - №5. – С.13-15.
38. Лыжкова Л.К. Праздник славянской письменности и культуры (Материалы к
устному журналу)//РЯШ. – 1995. – №2. – С.65.
39. Львов М.Р. Родной язык – «величайший наставник»//Начальная школа. –
1994. - №6. – С.75.
40. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка:
Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1988.
– 240 С.
41. Максимов Л.Ю., Николина Н.А. Программа курса «Язык художественной
литературы»//РЯШ. – 1991. – С.98.
42. Малышева И.И. Материалы к олимпиаде по русскому языку//РЯШ. - 1995. -
№6. – С.49.
43. Маранцман В.Г. Школьные факультативы как процесс общения учеников с
искусством//Поиск новых путей. – М.: Просвещение, 1989. – 246 С.
44. Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому
воспитанию в школе. – М.: Просвещение, 1989.
45. Михайлова С.Ю. Сценарий вечера-игры «По морям, по волнам…»//РЯШ. –
1995. - №6. – С.51.
46. Михайлова С.Ю. Устный ученический журнал «Язык мой, давай с тобой
дружить!»//РЯШ. – 1996. - №1. – С.48.
47. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие
для студентов/М.Р. Львов, Т.Г. Ралцаева, Н.Н. Светловская – 2-е изд.,
перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 С.
48. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов/Под ред.
Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – в 2ч. Ч.2. – М.: Просвещение,
Владос, 1994. – 228 С.
49. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов
пед. институтов по специальности №2101 «Русский язык и литература»/М.Т.
Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. –
М.: Просвещение, 1990. – 368 С.
50. Методические проблемы развития педагогической науки/Под ред. П.Р.
Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Турбовского. – М.: Педагогика, 1985. – 240
С.
51. Неделя русского языка//РЯШ. – 1998. - №3. – С.50-56.
52. Орг А.О. Материалы для проведения олимпиад по русскому языку//РЯШ. –
1993. - №6. – С.59.
53. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение,
1980. – 208 С.
54. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984.
55. Пастушенкова Л.И. Организация внеклассной работы в школе с учащимися 4-
8 классов. – Калинин, 1973. – 78 С.
56. Пахомова Е.М. Классный час в начальной школе//Начальная школа. – 1985.
- №5. – С.62-63.
57. Педагогика/Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. – М.: Просвещение,
1986. – 336 С.
58. Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479 С.
59. Педагогика высшей школы: Учебное пособие/Под ред. Н.М. Пейсакова.
-–Издательство Казанского университета, 1985. – 192 С.
60. Педагогика школы/Под ред. чл.-кор. АПН СССР Г.Н. Щукиной. – М.:
Просвещение, 1977. – 384 С.
61. Педагогика школы: Учебное пособие для студентов педагогических
институтов/Под ред. проф. И.Т. Огородникова. – М.: Просвещение, 1978. –
320 С.
62. Петрова Н.А., Коростенко Е.Н. Олимпиада в аспекте ее контрольных
функций//РЯШ. – 1997. - №6. – С.46.
63. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: (сб.
статей из опыта работы). Пособие для учителей/Сост. А.Н. Матвеева. –
М.: Просвещение, 1982. – 128 С.
64. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение,
1966. – 207 С.
65. Программа «Русский язык» для общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 1996.
66. Программы средних общеобразовательных школ. Начальные классы. 1-3
классы. – М.: Просвещение, 1988.
67. Программа факультативного курса «Наши имена» для учащихся VI
класса//РЯШ. – 1991. - №1. – С.111.
68. Пузанкова Е.Н. Развитие языковых способностей учащихся на внеклассных
занятиях по русскому языку в V классе//РЯШ. – 1995. - №1. – С.41.
69. Пушкарева М.Д., Снежневская М.А. Связь классных и внеклассных занятий
по литературе V-VI классы. – М.: Просвещение, 1963.
70. Ратникова М.М. Турниры смекалистых//РЯШ. – 1992. - №1. – С.49.
71. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт./Гл. ред. В.В.
Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – 608 С.
72. Савин Н.В. Педагогика: Учебное пособие для учащихся педагогических
училищ по специальности №2001. – М.: Просвещение, 1972. – 303 С.
73. Сластникова А.Б. Задания для проведения олимпиады по русскому
языку//Начальная школа. – 1996. - №6. – С.19.
74. Скаткин М.Н. К вопросу о законах, принципах и правилах в
педагогике//Советская педагогика. – 1947. - №5. – С.17.
75. Соловьева М.Л. Занимательность на уроках русского языка в V
классе//РЯШ. – 1991. - №6. – С.31.
76. Сорокин Н.А. Дидактика: Учебное пособие для студентов педагогических
институтов. – М.: Просвещение, 1974. – 222 С.
77. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.:
Просвещение, 1980. – 415 С.
78. Успенский М.Б., Голованова М.В., Кеворкова З.Т. Когда закончились
уроки. – СПб.: Просвещение, 1992.
79. Ушаков Н.Н. Кружковая работа по русскому языку. – М.: Просвещение,
1979. – 224 С.
80. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.
– М.: Просвещение, 1971. – 176 С.
81. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.
– М.: Просвещение, 1978. – 192 С.
82. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. – М.:
Просвещение, 1985. – 175 С.
83. Федоренко Л.П. Принцип обучения русскому языку: Пособие для учителя. –
М.: Просвещение, 1973.
84. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 3-е изд. перераб. и доп.
– М.: Юрист, 1997. – 512 С.
85. хрестоматия по методике преподавания русского языка: организация
учебного процесса по русскому языку в школе: Пособие для учителя/Авт.
сост. Б.Т. Яковлева. – М.: Просвещение, 1991. – 308 С.
86. цыплакова Е.Д. К вопросу о преемственности//Начальная школа. – 1991. -
№10. – С.85-87.
87. Шанский Н.М. В мире слов. – М.: Просвещение, 1981.
88. Шарапова О.Ю. Материалы для внеклассной работы по лексике, фразеологии
и словообразованию//РЯШ. – 1995. - №4. – С.51.
89. Шарапова О.Ю. Фонетический КВН//РЯШ. – 1997. - №2. – С.50.
90. Шварц И.Е. Педагогика школы: Учебное пособие. Часть I. Общие основы.
Дидактика. – Пермь: Просвещение, 1968. – 282 С.
91. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптативная модель (Теоретические основы и
практическая реализация). – М.: Новая школа, 1996. – 352 С.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. II КЛАСС.
Слово Напоминайкину.
Многие слова языка имеют родственников. У одних слов их много, два-
три (роща-рощица, тополь-тополек-тополиный), у иных – несколько десятков,
например у слов сад, лес, свет, ход и др. Многим самым близким
родственникам будет глагол напоминать, а у Знайки и Незнайки – знать. Найти
однокоренные слова не всегда просто, но этому надо учиться, вдумываться в
незнакомые вам слова, отыскивать их родственников. Попытайтесь это сделать.
1. Четыре пословицы.
Найдите в пословицах родственные слова. Как вы понимаете эти
пословицы? Ученье – свет, а не ученье – тьма. Ум да разум надоумят сразу.
Думай, да чтобы не передумывать. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делается.
2. О суффиксах.
Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути.
(Я. Аким)
?Чем отличаются друг от друга ветер, ветерок, ветрище? Подберите
новые группы родственных слов с похожими суффиксами.
3. Родственники.
- Вы кто такие?
- Я – Гусь, это – Гусыня, это – Гусята. А ты кто?
- А я ваша тетя – Гусеница.
?Права ли Гусеница? Почему ее нельзя принять в эту «семью»
родственных слов?
4. Знаете ли вы?
Слова копейка и копье были когда-то родственными, потому что на одной
из первых русских монет изображался всадник с копьем. От этого слова и
образовалась потом копейка.
В русском языке было слово ряха. Так называли аккуратного человека.
Ну, а как называют неаккуратного, вы знаете.
УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ.
1. Родственные слова обязательно должны быть близкими по смыслу и иметь
общую часть: гора, горка, горец, горный, но горе, горевать, горюшко,
горемыка.
2. Новые слова образуются с помощью суффиксов (вода-водяной, водяной-
водянистый), приставок (город-пригород, писать-написать), приставок и
суффиксов сразу (гора-пригорок, снег-подснежник).
3. Умение быстро подбирать родственные слова очень важно: оно помогает
понимать значение этих слов и правильно их писать.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
СТРАНИЧКА ИЗ «ВЕСЕЛОГО ЗАДАЧНИКА» II КЛАСС.
1. Барометр упал.
- Мама, сегодня дождь пойдет!
- Почему ты так думаешь?
- Барометр упал.
- А ты откуда знаешь?
- Да как же, я сам его уронил.
?Значение какого слова не понимал мальчик?
2. Не достал!
Выстирала мать рубашки и говорит Мише:
- Неси, сынок, повесь на солнце, пусть сохнет.
Унес Миша и тотчас вернулся с рубашкой в руках.
- Почему ты не повесил? – спросила мать.
- Не достал до солнца.
?Где должен был повесить Миша выстиранные рубашки?
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
УГАДАЙКА. II КЛАСС.
1. Пословицы и поговорки.
Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках: Спеши не спеши,
а поторапливайся; приятелей много, а друга нет; переливает из пустого в
порожнее?
2. Четырьмя буквами.
Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить такие слова:
приятель, противник, солдат, шагать, красный, доктор, работа?
3. Второе название животного.
Каких зверей называют так: косой, косолапый, серый, рыжая, сохатый?
4. Назовите по-другому.
Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца,
задиру, хитреца, увальня, безбилетника?
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. III КЛАСС.
I тур.
1. Расставьте знак ударения в словах: статья, магазин, призывник,
ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить (4
балла).
Для справки: свёкла, но не свекла(.
2. Подберите и запишите к каждой схеме по 2 слова:
, ,
(1 слово – 1 балл).
3. Запишите данные слова в родительном падеже множественного числа:
носок, туфля, чулок, яблоня, весло, апельсин, капля, знамя,
ботинок (5 баллов).
4. Распределите имена существительные по родам: мозоль, какао,
фланель, толь, шоссе, полынь, туннель, повидло, ферзь, тюль (4
балла).
5. Запишите данные словосочетания одним словом-синонимом. Очень тихий
разговор - …, плод дуба - …, водитель автомобиля - … (2 балла).
II тур.
1. Подберите антонимы к словам: мягкий - …, натуральный - …,
снаружи - … (2 балла).
2. Составьте сочетания типа «прилагательное + существительное» со
следующими словами: … кофе, … сирень, … шампунь, … простыня, …
кенгуру, … Сочи, … эскимо, … такси (5 баллов).
3. Запишите данные словосочетания близким по значению глаголом:
а) задирать нос - …;
б) бить баклуши - …;
в) высасывать из пальца - … (3 балла).
4. Разберите по составу слова: забежал, розочка, синеватый (3 балла).
5. Запишите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков, и 3 слова,
где звуков больше, чем букв (4 балла).
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
ОЛИМПИАДНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Запишите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков (2,5 балла).
2. Допишите слоги так, чтобы первый слог был безударным (3,5 балла). Сос
___, гр ___, вр ___, кр ___, те ___.
3. За один раз в слове изменяют только одну букву и образуют цепочку слов
(5 баллов). Например: от слова сыр к слову ход. Сыр->сын->сон->сор->хор-
>ход. Придумайте свою цепочку слов. Ток-> … ->кот. Дом-> … ->сыр.
4. Впишите, где нужно, непроизносимую согласную (3 балла).
Трос…ник радос…ный
праз…ник вкус…ный
прекрас…ный чес…ный
5. Зачеркните буквы, которые нельзя писать в этих словах (4 балла).
Ге(н,нн)адий, гру(п,пп)а, оди(н,нн)адцать, ко(л,лл)ектив,
две(н,нн)адцать, ю(н,нн)ый, хло(п,пп)ок, дро(ж,жж)и – название продукта.
6. Зачеркните знаки, которые нельзя писать в этих словах (3,5 балла).
С(ь,ъ)емка, в(ь,ъ)ет, сем(ь,ъ)я, об(ь,ъ)яснение, солов(ь,ъ)и,
об(ь,ъ)езд, весел(ь,ъ)е.
7. Найдите и подчеркните существительные, которые во множественном числе
имеют оконцание –и(-ы) (5 быллов).
Учитель доктор колесо
фонарь волна зверь
век шофер гимназист
8. Соедините стрелкой –ТЬСЯ или –ТСЯ с нужными словами (1,5 балла).
Учит…ся всегда пригодится.
Мы любим занимат…ся спортом.
Смелый к победе стремит…ся.
9. Составьте из букв слова (4 балла). А, з, д, н, а ___, л, е, в, в, о
___, в, а, х, н, е, р ___. Укажите, какой частью речи они являются.
10. Найдите и запишите лишние слова. В скобках укажите причину (5 баллов).
Народ дочка
отрок дар
11. Просклоняйте словосочетание (2,5 балла).
И.п. родная дочь
…
12. Впишите имена существительные 2 и 3 склонения, которые оканчиваются на
шипящую (3 балла).
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
13. Соедините стрелками части речи и члены предложения с их названиями (3,5
балла).
Имя существительное
Глагол
Подлежащее
ЧАСТИ РЕЧИ Имя прилагательное ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Предлог
Сказуемое
Местоимение
14. Поставьте необходимые запятые в данных предложениях (2 балла).
Она чрезвычайно быстро перепрыгивает с ветки на ветку прыгает с
вершины дерева на землю.
Он оттолкнулся собрался с силами заколотил веслами по воде.
Когда Маугли исполнилось десять лет о нем узнал тигр Шер Хан.
15. Подумайте и решите задачу (7 баллов).
В словах кашне (шарф) и пенсне (очки без дужек) есть общая часть
не. Эти слова пришли к нам из французского языка, где слово кашне
означает «прячь нос», а пенсне – «держи за нос». В словах кашпо
(красивая ваза для цветочного горшка) и кашне – общая часть каш. Можешь
ли ты сказать, что значит эта часть во французском языке, если по –
означает «горшок», а не – «нос».
16. Соедините стрелкой выделенную часть слова с ее названием (1 балл).
С товарищами
приставка корень суффикс окончание
Дополнительное задание.
17. Выделите дугами (сверху и снизу) слова, спрятавшиеся в слове (7
баллов).
сороконожка
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «ВСЕ О ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ» VI КЛАСС.
Цели.
1. Закрепить знания, полученные при изучении темы «Прилагательное»;
сообщить сведения, облегчающие употребление отдельных правил.
2. Развивать логическое и творческое мышление, воображение, произвольное
внимание, когнитивную память.
3. Воспитывать любовь к русскому языку, познавательный интерес,
любознательность.
Средства обучения: грамматическое лото, светофорики.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Сегодня мы проведем последние занятия нашего кружка, которое
называется «Все о прилагательном». Наша цель – повторить изученное
и раскрыть еще неразгаданные тайны.
1. Прилагательное ли прилагательное? (инсценировка).
Госпожа Простакова из комедии «Недоросль» И.Д. Фонвизина хочет показать
как учен у них сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он знает из
грамматики, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».
- Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
- Дверь? Которая дверь?
- Вот эта.
- Эта? Прилагательна.
- Почему же?
- Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя
дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
- Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что он
прилагается у глупому человеку?
- И ведомо.
- А как вы ответите на вопрос, что такое прилагательное?
2. Разминка.
- Слова какой части речи записаны?
глазки Китай
близнецы Авий
стена Анюта
конюшни Сиам
- По какому признаку разделены на две группы?
- К нарицательным существительным первого столбца найдите имя
собственное из второго столбца, которое само или прилагательное, от
него образованное, в сочетании с определяемым нарицательным
существительным образует фразеологизм.
- Что обозначают полученные фразеологизмы?
- Хотите узнать как возникло выражение «Авгиевы конюшни»?
Сообщение ученика:
В древней Греции жил царь Авгий. Он был страстным любителем лошадей.
Три тысячи коней стояли в его конюшнях. Однако стойла, в которых они
стояли, не чистились целых тридцать лет и по крыши заросли навозом.
По счастью, на службу к царю Авгию поступил легендарный силач Геракл,
которому царь и поручил очистить конюшни, ибо не под силу это было сделать
никому другому.
Геракл был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшни
реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь.
Выражение «авгиевы конюшни» мы употребляем, когда хотим сказать о
крайней запущенности, загрязненности.
3. Какое прилагательное лишнее?
Красивый, старый, вечерний, умный.
- Почему?
- Какие прилагательные называются качественными?
- В чем выражается тот факт, что качественные прилагательные
обозначают признак, который может быть в большей или меньшей
степени?
- Образуйте от прилагательного «красивый» простую сравнительную и
простую превосходную степень.
Краси(вее, краси(вейший (чтение хором).
- Запомните как правильно произносятся эти слова.
- Знаете ли вы легкий способ определения качественных прилагательных?
- Если к прилагательному можно подставить слово «очень», то это
прилагательное качественное.
4. Задание для умников.
- Я утверждаю, что одно словосочетание лишнее. Какое? Почему?
Вишневый сад, вишневое варенье, вишневое платье.
- Граница между качественными и относительными прилагательными очень
подвижна и условна. Когда прилагательное употреблено в
дополнительном, художественном смысле, основанном на сравнении, оно
переходит в качественное.
ИГРА
- Поднимайте сигнальную карточку, когда услышите качественное
прилагательное.
Золотой перстень, золотые кудри, золотой человек, золотая цепочка;
мраморный пол, мраморное море; железный человек, железный гвоздь,
железное здоровье; стальные мускулы, стальная воля, стальная игла;
деревянный дом, деревянный голос.
- Что интересно в последнем названном прилагательном?
- Вам очень просто будет вспомнить слова-исключения, если вы
запомните загадку:
Поля стеклянные,
Межи деревянные,
Ручки оловянные. (оконная рама)
- Что это?
- Как пишутся слова-исключения?
5. Конкурс поэтов.
- Вставьте пропущенные прилагательные, не нарушив рифмы.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора
Воздушной паутины ткани
Блестят как сеть из серебра.
(И. Бунин)
- Зачитайте свои варианты. Послушайте как написал поэт.
6. Послушайте шуточное стихотворение «Кто не может жить без НЕ».
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положенье?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки.
И погода стояла настная.
И гуляла собака счастная,
И виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне на встречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
- Почему стихотворение вызвало смех?
- Вспомните алгоритм «Правописание НЕ с прилагательными».
7. Грамматическое лото.
Играем в парах. Необходимо с прилагательному с «НЕ» подобрать синоним –
прилагательное без «НЕ».
-----------------------
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|