Рефераты
 

ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

АДЫГЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

им. Х.Б.АНДРУХАЕВА

ПРЕДМЕТНАЯ ( ЦИКЛОВАЯ ) КОМИССИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН

ТАУСОВА ИРИНА АСЛАНБИЕВНА

СТУДЕНТКА 4 КУРСА ГРУППЫ А

ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ

ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Научный руководитель-

преподаватель педагогики

Цеева А.З.

Рецензент:

Методист по научно-методической

работе городского комитета по

образованию Администрации

г.Майкопа Паранук С.Р.

Председатель П(Ц)К:

Вербицкая Л.М.

МАЙКОП,2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки формирования личности с учетом

принципа толерантности.

1.1.Сущность понятий: толерантность, национализм, национальный эгоизм,

групповая враждебность и др.

1.2.Сущность принципа толерантности и его значение при формировании

личности.

1.2.Особенности формирования и развития адыгских детей на принципах

толерантности.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. Система работы по формированию личности ребенка в соответствии

с принципом толерантности.

2.1.Результаты предварительного опроса по выявлению уровня сформированности

толерантности детей в начальных классах.

2.2.Работа по развитию и совершенствованию знаний учащихся о принципе

толерантности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, 1995 год был провозглашен Организацией Объединенных Наций

годом, посвященным толерантности. Причиной этого были названы прежде всего

следующие факторы:

этнонациональные конфликты;

дискриминация в отношении меньшинств;

акты ксенофобии, особенно против беженцев и мигрантов;

религиозный экстремизм;

насилие и гонения против интеллигенции и других лиц, исповедывающих свободу

мнений и их выражения;

нетерпимость со стороны политических движений и идеологий;

нетерпимость, выраженная в маргинализации и исключении из общества уязвимых

групп или в дискриминации и насилии против этих групп[22,221-224]

Нетерпимость действительно превратилась в одну из крупнейших глобальных

проблем современного мира. Ее суть заключается в отрицании и подавлении

различий между отдельными людьми и культурами. Возведенная на уровень

коллективной и даже государственной позиции, нетерпимость подрывает

принципы демократии и приводит к нарушению индивидуальных и коллективных

прав человека. Нетерпимость выступает противником многообразия, которое

составляет важнейший обогащающий фактор человеческого развития.

Современный мир, переживая глубокие социальные и геополитические

трансформации после окончания холодной войны и распада коммунистического

блока, нуждается в более адекватном осознании возможностей и опасностей

существующей ситуации. Необходимы новые экспертизы и новые инициативы,

чтобы содействовать становлению индивидуальной и коллективной

ответственности, а также более эффективных институтов, чтобы не допустить

царства анархии и насилия на рубеже XXI века. По этой причине Россия

активно включились в программу культуры мира. В июне 1995 года в г. Якутске

прошла одна из основных международных конференций года толерантности,

материалы которой были опубликованы вместе с рядом книг, изданных якутскими

специалистами[28,51]. Был издан сборник статей как прототип учебника по

культуре мира и демократии[14]. В России при некоторых научно-

исследовательских институтах и вузах возникли центры и кафедры по проблемам

культуры мира и толерантности.

Ключевым принципом программы «Культура мира» объявлено утверждение

культуры терпимости в контексте общедемократических преобразований.

Необходимо совместно с соответствующими органами власти и общественными

организациями разработать простые и привлекательные принципы педагогики

толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы, а

также предложить учебные тексты и программы как для аудиторий обучения, так

и для средств массового воспитания, включая информационные институты.

Большинство классных комнат в России и других странах сегодня

представляют микрокосмос культурного многообразия своих сообществ и поэтому

нуждаются в новом содержании образования, отражающее знание и понимание

других народов, их культур и истории, а также понимание общности и единства

человеческих сообществ.

Важно прививать молодым поколениям чувства открытости, альтруизма, уважения

к другим, солидарности и сопричастности и раскрывать источники и опасности

враждебности, неприязни, отчуждения и ненависти.

В этом неоценимую помощь может оказать народная педагогика. Народная

педагогика как составная часть коллективного народного творчества, как

проявление педагогической культуры народа зародилась в глубокой древности.

Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы,

воззрения, представления о человеке, детях, о воспитании подрастающего

поколения.[12,8]В соответствии с потребностями народа она выдвигала самые

гуманные и демократические идеалы воспитания.

В психолого- педагогической литературе освещены различные аспекты данной

проблемы. Изучение проблемы толерантности в педагогической, психологической

и других науках нашло отражение в работах Гогоберидзе Г.М., Золотухина

В.М., Шаповалова В. и др. Имеются работы, посвященные адыгской народной

педагогике и роли толерантности в воспитании детей (Шоров И.А., Бузаров

К.И., Меретукова З.К., Намитоков Ю.К., Смирнова Я.С., Бгажнокова Б.Х. и

др.). Однако вопросы толерантности в адыгской народной педагогике относятся

к недостаточно изученным. Это и определило выбор темы квалификационной

работы.

Цель исследования: изучение роли принципа толерантности в адыгской

народной педагогике и его значение при формировании личности ребенка.

Объект исследования – педагогические условия формирования толерантности

в личности ребенка.

Задачи:

1.Проанализировать и оценить уровень разработанности проблемы толерантности

в адыгской народной педагогике.

2.Раскрыть сущность понятий: толерантность, национализм, национальный

эгоизм, групповая враждебность применительно к адыгской народной

педагогике.

3.Исследовать особенности формирования и развития адыгских детей на

принципе толерантности.

4.Разработать и внедрить системы работы по формированию толерантности детей

начальных классов.

5.Проанализировать и сделать соответствующие выводы по результатам

предварительного опроса.

Методы исследования:

1.Теоретические – анализ методической, этнографической литературы,

теоретического обобщения.

2.Эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов

деятельности учащихся.

3.Математические – обработка информации, определение количественных и

качественных показателей эффективности применяемой системы работы.

Этапы научного исследования:

1.Изучение научно-методической литературы.

2.Планирование системы работы по формированию личности ребенка в

соответствии с принципом толерантности.

3.Внедрение системы работы.

4.Сбор и обработка фактического материала.

5.Оформление фактического материала в виде квалификационной работы.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка

использованной литературы, приложения.

Глава I.Теоретические предпосылки формирования личности с учетом принципа

толерантности.

I.1.Сущность понятий: толерантность, национализм, национальный эгоизм,

групповая враждебность и др.

Толерантность-способность человека, сообщества, государства слышать и

уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения.

"Терпимость – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от

культуры войны к культуре мира", - говорится в Декларации принципов

терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В

Декларации определено понятие толерантности как:

уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур

нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности

- отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм,

установленных в международно-правовых актах в области прав человека.

Толерантность - не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего

активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и

основных свобод человека. Толерантность - привилегия сильных и умных, не

сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через

диалог и разнообразие мнений. Бытует мнение, что монокультурное — в отличие

от поликультурного — общество в своей основе «деструктивно, патологично,

ведет к маргинализации, пограничности, государственному продуцированию

законов насилия и жестокости, дегуманизации социума и самого

себя».[11,138]. В монокультурных государствах человеку не всегда

предоставляется возможность интеграции в различные социальные общности.

Существует одна, «единственно верная» норма с четкими правилами,

идеологическими установками, стереотипами поведения. Если человек склонен к

иному мировоззрению, а декларируемые обществом «постулаты жизни» ему чужды

или просто не близки, то он либо становится диссидентом, своеобразным

«аутсайдером общества», либо «перешагивает» через собственные установки и —

при удачном стечении обстоятельств— благополучно вливается в общество в

качестве конформиста. Следует ли из этого высказывания вывод о том, что

монокультурность проигрывает поликультурам в процессе создания

благоприятных условий для успешной социализации своих граждан? Отнюдь нет.

Поликультурное, полинациональное государство имеет собственные и весьма

серьезные проблемы. В одном ареале, в одном государстве «соседствуют»

различные общности людей не только с разными культурными ценностями и

социальным опытом, но и с биологическими различиями, с особенностями в

психической структуре личности (темперамент,акцентуации характера,

особенности становления основных психических процессов и т.д.). В любом из

этих аспектов любая нация, народность оригинальна. Подобная оригинальность

сохраняется даже в процессе многовековых миграций целых народов.

Ассимилируясь в ту или иную полиэтническую среду, этнос сохраняет свою

специфику и оригинальность,хотя, разумеется, не полностью и не в «чистом

виде».В современных условиях социально-экономической дестабилизации

стремление сохранить оригинальность той или иной нацией, народностью

характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти

проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов

на ее территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным

ущемлением «национального достоинства».Оттенки этого опасения различны: от

индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявлений

ксенофобии (страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации).

Отчасти такие эксцессы могут рассматриваться в качестве своеобразной

избыточной защитной реакции на действительные или мнимые угрозы со стороны

представителей иных этносов. Так или иначе, россияне забывают о том, что

они не обладают правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого.

Подобная «забывчивость» ведет — среди людей — к усилению агрессивности,

распространению — в обществе — шовинистических и фашистских идей.

Следствием этого легко могут стать кровопролитные распри, войны, погромы,

террористические выпады «псевдолюдей» против мирных граждан. Последние

события, связанные со вспышками террора, — своеобразный показатель

нравственной патологичности поликультуры. Стоит задуматься хотя бы над тем

фактом, что наиболее кощунственным террористическим нападениям подвергаются

две «поликультурные супердержавы» — Россия и США. Встает вопрос: возможно

ли в таких условиях говорить о проблеме толерантности? Какое, например,

толерантное отношение может проявляться к террористам, убийцам неповинных

людей? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности, а сама проблема

достаточно противоречива. Но данный вызов не должен оставаться и не

остается без ответа. Мы предприняли попытку подойти к проблеме с

определения основополагающей категории «толерантность» и его парадоксов. Во

многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом

«терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration,

нем. — Toleranz, фран. — tolerance.[17,37-39]. В процессе историко-

культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости»

претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и

само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились

разные идеи. В XIX в. глагол «терпеть» насчитывал множество лексем и

выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не

изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и

т.д.[9,402]Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет

созерцательный оттенок,пассивную направленность. Подобная характеристика

понятия сохранилась и в современных словарях. В «Толковом словаре русского

языка» под редакцией Д.Н.Ушакова[31,308] категория «толерантность»

полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных

слов»[25,510] понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям,

верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо». В том

же словаре появляются еще два определения, связанные с биосоциальным

аспектом:«полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности

организма, способность организма переносить неблагоприятные влияния того

или иного фактора среды».[25,511].Пассивную и негативную направленность

обнаруживаем в «Толковом словаре иноязычных слов»[30,264]. В данном

источнике понятие «толерантности» связано с абсолютной «потерей способности

к выработке антител» (вновь медико-биологический аспект). Особо выделяется

политическая толерантность: позиция тех или иных политических сил,

выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах.

В жизни отдельной личности толерантность – проявление готовности

прислушаться к мнению противников.[21,375].

Толерантность — это не одно и тоже, что терпение или терпеливость. Если

терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего

боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость

заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от

доминирования или насилия. Терпимость — это свойство открытости и

свободного мышления. Это — личностная или общественная характеристика,

которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются

многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не

должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

Толерантный подход, как и толерантная личность, предполагает, что те или

иные позиция и взгляд лишь одни из многих и не могут включать в себя все

остальные. Эта ситуация не зависит от состояния или обладания знанием, а в

равной мере и от социальной и политической позиции. Толерантная позиция и

толерантная личность способны или хотя бы готовы допустить это различие и

быть сторонником плюрализма. Собственно говоря, сама природа и проблема

толерантности связаны с существованием различий и противоречий, а также

возможностью конфликта. Но толерантность позволяет этой возможности не

только не реализоваться, но даже и проявиться. Будучи порождением

потенциальной конфликтности, толерантность не позволяет реально

существующим в каждом обществе явлениям неравенства, состязательности и

доминирования проявиться в манифестных и насильственных формах.

Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле

Устава ООН:«…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как

добрые соседи».Здесь лексема получает не только действенную, социально

активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации

(интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить

в гармонии как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).Гармония

отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга.

Такую смысловую нагрузку несет определение «толерантности», предлагаемое в

словаре «American Heritage Dictionary»:«Толерантность — способность к

признанию или практическое признание, уважение убеждений и действий других

людей».Впрочем, мальтийский исследователь Кеннет Уэйн в статье «Образование

и толерантность» приходит к выводу, что определение «толерантности» здесь

неполно, т.к. «толерантность не просто признание и уважение убеждений и

действий других людей, но признание и уважение самих “других людей”,

которые отличаются от нас. [32,36] В “других” признаются (должны

признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей

этнических групп, к которым они принадлежат». Для полинационального

государства это особенно актуально, т.к. объект нетерпимости — этносы в

целом и представители конкретных этносов .

Всё же возникают новые вопросы:

Все ли люди, непохожие на нас, могут быть признаны как отдельные

личности, представительствующие в тех или иных социальных и этнических

группах? Не свидетельствует ли уважение (снисходительность) к другим об

отсутствии личных ценностных ориентаций? Попытку ответить находим в

отечественной «Политической энциклопедии»: «Толерантность политическая —

непременное требование в отношениях всех активных участников общественной

жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как

внутри государства, так и между государствами». Таким образом мы пришли к

выводу, что толерантность распространяется на лиц (группу лиц), стремящихся

к позитивному взаимодействию,упорядоченным отношениям, не нарушающих

общечеловеческие законы бытия, не причиняющих вред другим лицам при

реализации собственных свобод. Подобная логика рассуждения может встретить

массу нареканий, ибо она где-то перекликается со старозаветным принципом

«око за око, зуб за зуб». Вряд ли такой подход может дать положительные — в

долгосрочной перспективе - результаты. Ученый-политолог из Оксфорда

Джонатан Ролз полагает, что «общество имеет право на подавление и

притеснение неадекватного субъекта только в целях самозащиты, когда этот

неадекватный субъект демонстрирует нетерпимость,угрожающую общественному

порядку». Сложно не согласиться с данным высказыванием, но дополнить его

всё же можно. Прежде чем применять какие-либо меры по самозащите, следует

проанализировать сложившуюся критическую ситуацию, постараться выявить

причины ее возникновения (мотивы неадекватного поведения). И если хотя бы

на мгновение возникает мысль о том, что неадекватность действия вызвана

нашим поведением, нашей идеологией, то ни о какой тактике самозащиты речи

быть не может. Причина негативных проявлений других — в нас самих, в нашей

нетерпимости, когда-либо продемонстрированной. Всё тот же автор (Д. Ролз)

утверждает, что «людям, проявляющим нетерпимость, не следует жаловаться,

если по отношению к ним продемонстрирована нетерпимость».В «Политической

энциклопедии» мы находим следующее определение «толерантности» - это «вовсе

не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей

ее стороны качество».[21,222]. Для многих из наших политиков это ответ на

второй из сформулированных выше вопросов: толерантность — категория далеко

не пассивная, это не только уважение чужих — при отсутствии собственных

личных — ценностей, но позиция, предполагающая расширение круга личных

ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими

культурами. Так в понятие «толерантности» закладывается подтекст обогащения

новым и иным культурным достояниям, социальным опытом. Своеобразие данного

определения отнюдь не сводится к откровенному прагматизму, ибо толерантные

отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого

человека, независимо от его культурного и социального уровня. О некоем

коэффициенте полезного действия толерантности речи, разумеется, не идет:

тогда это уже «псевдотолерантность». В «Философском энциклопедическом

словаре»[34,87] оно определяется как «терпимость к иного рода взглядам».

Таковая является «признаком уверенности в себе и сознания надежности своих

собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое

не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной

конкуренции». Мы предполагаем, что это пояснение свидетельствует об

активной позиции личности в таких процессах, как:

— познание и признание своего «Я» (позиций, взглядов, мировоззрения)

и позиции другого (гностический уровень);

— определение тактики поведения и диалога с другими (конструктивный

уровень);

— взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации (быть с

другими и сохранять свое «Я») (деятельностный уровень);

— анализ результатов взаимодействия (аналитико-результативный

уровень).

Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется

большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную

направленность. Толерантность — не пассивная, а активная нравственная

позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания

между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с

людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Национализм – идеология, ставящая в центр внимания свою нацию и её

проблемы, отдающая национальному приоритет перед социальным.[5,113]

Национальный эгоизм это уверенность в правоте собственной культуры,

склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как

неправильные, низкие, неэстетичные. Национальный эгоизм выступает зачастую

причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он

создает затруднения при общении представителей разных культур и народов.

Групповая враждебность есть не что иное, как тонус общества или

отдельных социальных групп. Групповая враждебность – это состояние

напряженности, конфликта значительных социальных групп. Враждебность может

быть вызвана классовой или этнической напряженностью.

Любое употребление символа нации в политических целях и есть

национализм. Однако, чтобы не углубляться в дебри политической семантики, в

данной курсовой работе мы будем использовать более ограниченное определение

национализма, данное Эрнестом Геллнером. Он утверждает, что национализм –

это «политический принцип, суть которого состоит в том, что политические и

национальные единицы должны совпадать»[28,78]: каждая нация должна иметь

свое собственное государство или хотя бы автономию в рамках другого

государства, в одном государстве должны обитать преимущественно люди,

принадлежащие к одной нации. Эта формулировка оставляет вне сферы нашего

внимания лишь очень немногие и весьма специфические разновидности

национализма, к большинству которых этот термин можно применять только с

оговорками. Национализм – это продукт современного западного общества,

формирование которого началось примерно в XV–XVI веках и которое сейчас,

возможно, находится в стадии радикальной трансформации. Понятие нации в его

современной форме выдвигается на первый план Великой французской

революцией. В 1789 году Декларация прав человека и гражданина провозгласила

национальный суверенитет в противовес суверенитету монарха. Таким образом,

в современном языке понятие нации неразрывно связано с понятием

государства. Термин «национализм», даже в пределах уже данного нами определения,

может иметь различную эмоциональную окраску. Националистами часто называют

не просто сторонников национально-государственного самоопределения, но тех

из них, кто при этом выступает за насильственные методы, проповедуя идеи

национального превосходства, нетерпимости к людям других национальностей.

Иногда считают также, что национализму в таком значении этого слова

противостоит патриотизм как «мирная» любовь к своей стране и преданность

своему государству. Возможно также расширенное, нейтральное толкование

термина: в такой трактовке он применим как к борцам за освобождение от

национального гнета, так и к их противникам, цель которых – интеграция,

ассимиляция или даже уничтожение «инородцев». Мы в рамках данной курсовой

работы употребляем термин во втором – нейтральном – значении. Границу между

агрессивным национализмом и его более демократичными вариантами провести

достаточно сложно, тем более что представители национально-освободительных

движений очень часто сами называют себя националистами. Разница между

«национализмом угнетенных» и «национализмом угнетателей» состоит в том, что

первые стараются утвердить за своим локальным сообществом право называться

нацией, а вторые это право отрицают или по крайней мере отказывают

«угнетенной» нации в праве на политическую автономию. Однако при этом и те

и другие придерживаются одного образа мысли, остаются в рамках

националистического дискурса. Национально-освободительные движения,

стремящиеся к созданию собственного государства, слишком часто

злоупотребляют национальной риторикой, пропагандируя ненависть к своим

угнетателям как к нации. Если они добиваются успеха, то на подконтрольной

им территории начинают подвергаться притеснениям представители бывшей

господствующей национальности. Однако нельзя и отказывать национально-

освободительным движениям в поддержке, и разражаясь сентенциями вроде «чума

на оба ваши дома». Решение, на наш взгляд, состоит в том, что рассуждения о

межнациональных отношениях необходимо вести в более широком контексте, не

замыкаясь в рамках дискуссий о национализме. Вопрос о самоопределении наций

– это фактически вопрос о демократии, причем демократия здесь понимается в

самом широком смысле: как идеал общественного устройства, разделяемый всеми

симпатичными нам политическими идеологиями – от классических либералов до

анархистов. Можно сказать, что демократия – это самоуправление сообществ при

условии защиты прав и свобод меньшинств. Важнейший момент состоит в том,

что сообщество в данном случае нельзя определять априори, вне исторического

контекста. Единственный возможный критерий здесь – это самоидентификация

членов предполагаемого сообщества. Эти тенденции не следует абсолютизировать: слухи о смерти

нации и национального государства уже не раз оказывались сильно

преувеличенными. Национальное самосознание остается одним из

фундаментальных фактов жизни человека в обществе. Но если наша цель –

свобода и самоопределение личности, то вопрос об отношении к национализму

для нас – это вопрос политической тактики, а не стратегии. Вместе с тем в

идеологическом отношении нужно соблюдать дистанцию от националистов, даже

если это наши политические союзники. Многообразие мира не сводится к

многообразию наций и этносов, и защита прав народов – это лишь небольшая

часть битвы за права человека.

I.2.Сущность принципа толерантности и его значение при формировании

личности.

Выводы, к которым мы пришли в предыдущем параграфе, позволяют

обратиться к проблеме толерантности при формировании личности. Активная

нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости — основные

компоненты понятия «толерантности», которое мы попытались дать на основе

анализа различных подходов к трактовке данного термина.

Естественно, что эти компоненты не возникают на пустом месте,

ниоткуда, и не являются — как и любое социальное качество — врожденными.

Следовательно, и активная нравственная позиция вместе с психологической

готовностью формируются, стимулируются (прежде всего — «изнутри») и

корректируются. Целью формирования данных социально-психологических качеств

является позитивное взаимодействие с людьми иных культур,взглядов, позиций,

ориентаций.

В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как

универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты,

явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время

существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии,

которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и

«толерантность».

Данная типология (автор Л.В.Байбородова) представляет следующие типы

взаимодействия, позитивной толерантности:

диалог, сотрудничество, опека.

В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие

другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство

позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают

эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы

через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким,

каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость

мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение

адекватно «принимать» (оценивать) свою личность. Подобная характеристика

диалогового взаимодействия является фундаментом толерантности и уровнем

толерантных убеждений. Своеобразие диалогового взаимодействия выявлено еще

древним философом Платоном. Всем известно его высказывание «Познай себя!»,

которое может трактоваться как «узри себя в других» (понимая других, пойми

себя). Такому диалоговому взаимодействию следует учить с раннего детства,

ибо оно является первоосновой позитивного социального опыта.

Второй тип взаимодействия — сотрудничество — подразумевает совместное

определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение

сил и средств на основе возможностей каждого.

Опека является видом взаимодействия соотносимым с понятием

толерантности. (подразумевает заботу не унижающую достоинства опекаемого,

являясь естественной нормой субъекта и объекта).

Диалог и сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как

«свобода» (такую связь можно проследить в работах многих ученых, в

частности С.Соловейчика, В.Матвеева, О.Газмана, И.Иванова).

Характеризуя эту связь, необходимо уделить внимание ведущей мысли

теоретиков и практиков педагогики сотрудничества:

«Если предоставить детям полную свободу, но не создать при этом

отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне

свободного человека — обострение совести. Именно в сотрудничестве, в

желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном

побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается

совестливое отношение к людям, работе, обязанностям».

В межнациональном сотрудничестве «тонкая игра усилий» — необходимое,

базовое понятие, определяющее толерантное отношение взаимодействующих

сторон, т.к. «совестливое отношение к людям», которое формируется благодаря

этим усилиям, является основой демократического полинационального

государства.

В курсовой работе мы намеренно не останавливаемся подробно на таких

типах взаимодействия, как подавление, индифферентность, конфронтация и

конфликт. Эти типы, конечно, совместимы с понятием толерантности, но —

скорее — с негативными его проявлениями.

Мы предприняли попытку определить основные критерии, идеи и принципы

формирования толерантности у адыгских детей и обосновать роль толерантности

в адыгской народной педагогике.

Критерии толерантности можно развить, уточнив, что:

устойчивость личности — сформированность социально-нравственных

мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных

этнических(социальных) общностей;

эмпатия — адекватное представление о том, что происходит во

внутреннем мире другого человека;

дивергентность поведения — способность необычно решать обычные

проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);

мобильность поведения — способность к быстрой смене стратегии или

тактики с учетом складывающихся обстоятельств;

социальная активность — готовность к взаимодействию в различных

социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и

выстраивания конструктивных отношений в обществе.

Основные идеи и принципы толерантности при формировании личности.

Древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать (в

жизни): ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание,

определим основные идеи формирования толерантности:

— согласно общим положениям о правах человека, изложенным в

Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка,

изложенным в Конвенции прав ребенка, считаем необходимым создание системы

социальных и педагогических условий, способствующих формированию

толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в

микросреде — в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии

всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной

сферы, политиков, СМИ и общества в целом);

— образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к

этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма,

экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах),

национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в

детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей,

представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки,

искусства, государства; позитивные черты характера);

— образовательная стратегия должна реализовывать идею привития детям

и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных

отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного

человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных,

религиозных и социальных сферах;

— образовательная стратегия должна способствовать созданию

благоприятного микрокосмоса культурного, межэтнического взаимопонимания, в

котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует

себя комфортно, защищенно и способен к открытому взаимодействию с миром.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ