ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
цели.
Приложение № 3
Урок толерантности.
Тема: «Урок толерантности».
Цели: Развивать стремление быть терпимым в обществе людей; воспитывать
интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.
Ход урока.
Учитель. Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду
раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце урока попробуете
сказать, что означает слово «толерантность».
Учитель читает стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод».
Стихи для ребят
Всех народов и стран
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей,
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк
Для желтокожих
Обеих Америк.
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Для детворы
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и сёлах…
Весь этот шумный,
Здоровый народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Встретится с Югом.
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!
-О чем это стихотворение?
Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.
Учитель. Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи,
должны жить дружно?
Дети. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.
Учитель. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты
идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены
покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода,
болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в
надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С
нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощи.
Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.
Дети. Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей
беженцев…
Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности,
нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.
Учитель. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили
русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война ещё не
дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки,
грузины, армяне и др. Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, и
другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы не были их
национальности, с другим цветом глаз и кожи. И потому наша страна победила
в такой тяжёлой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали
погибнуть слабым. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь
люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская
душа ещё издревле была известна всем народам. Если мы будем жить в мире со
всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.
А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово
«толерантность».
Высказывания детей.
-В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что
нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки
других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь
быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как
нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться собой, видеть свои
ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный
кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
1.Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь «нет» и стремишься заручиться помощью.
Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.
Подведение итогов.
Учитель. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие,
худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому, что мы их боимся,
мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает
быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.
1. Саша плохо одет…
Это неважно.
Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
Ты отталкиваешь её, чтобы обогнать.
Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
3. На твоих глазах на кого-то нападают.
Ты пытаешься защитить его.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
- Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому
на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы
строить мирное будущее.
Давайте поиграем в игру.
1. Для того, чтобы больше не было войны.
1. Нужно понимать, почему она происходит.
2. Ничего нельзя сделать.
2. Когда говорят о детях, пострадавших от войны.
1. Ты об этом услышал и забыл.
2. Ты ищешь возможность проявить солидарность.
3. Ты не согласен с кем-нибудь.
1. Ты все-таки слушаешь его.
2. Ты не даешь ему говорить.
4. В классе ты уже ответил.
1. Тебе хочется отвечать ещё
2. Ты предоставляешь другим.
Подведение итогов игры.
Учитель. Заканчиваем наш урок толерантности.
Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Что такое толерантность? Кто
после этого урока стал по-другому относиться к окружающим людям, товарищам?
Приложение № 4
Тема: «Мы – команда одного корабля»
Цели. Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля;
подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что
необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу.
Оборудование. Рисунок с изображением Земли; карта полушарий; таблица «Самые
многочисленные народы»; изображение человека дерево класса «Какой
национальности были наши предки».
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Сегодня необычный урок. Мы будем коллегами. На уроке будем
рассуждать, доказывать, наблюдать.
II. Сообщение темы.
Учитель. Прочитайте тему урока.
Дети. «Мы команда одного корабля».
В конце урока ребята должны ответить на вопрос, почему урок получил такое
название. На доске появляется рисунок с изображением Земли; карта
полушарий. Дети работают по вопросам.
1. Как называется наша страна?
2. Вместе с детьми провести редактирование, тщательно отбирая необходимые
языковые средства.
3. Помочь ученикам составить «карту» театральных остановок произведений
А.С.Пушкина.
К задаче 2,1.
Примерный план отзыва о спектакле.
1. Как называется спектакль?
2. В каком театре поставлен этот спектакль?
3. Каково ваше общее впечатление о спектакле?
4. Что запомнилось больше всего, было ярким и интересным?
5. Появилось ли желание посмотреть другие спектакли, поставленные по
произведениям А.С.Пушкина?
В отзыве употреблять слова и выражения:
- удивило;
- поразило;
- самое яркое впечатление;
- декорации, смена декораций;
- актеры, костюмы актеров;
- восторг.
К задаче 3.
Театральные постановки произведений А.С.Пушкина.
«Сказка о царе Салтане». Государственный академический театр кукол им.
С.В.Образцова.
«Свет мой, зеркальце! Скажи…» Московский театр детской книги «Волшебная
лампа».
«Дубровский». Московский драматический театр им. А.С.Пушкина.
Как вариант можно предложить задание для группы киноведов и
кинокритиков.
Общее задание.
Прочитать русские народные сказки «Чудесные сыновья».
Ход урока.
Учитель. Ребята, мы с вами узнали, что ещё ребенком Пушкин услышал многие
сказки от няни. Конечно вполне вероятно, что поэт мог слышать те русские
народные сказки, что Пушкин создавая «Сказку о царе Салтане», опирался на
фольклорные источники.
Работа групп.
Материал для учителя.
Мы приводим сопоставительную таблицу сказок, которая поможет учителю на
уроке.
Сказка А.С.Пушкина.
«По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре».
Беседа сестер, подслушанная царем.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря…»
На крылечке сидят три сестрицы-красавицы и между собой разговаривают.
Старшая говорит:
-Если б на мне женился Иван-царевич, я бы ему напряла рубашку тонкую,
гладкую, какой во всем свете не спрядут.
-А если б меня взял, - сказала средняя, я б выткала ему кафтан из серебра,
из золота, и сиял бы он, как жар-птица.
-А я ни прясть, ни ткать не умею, - говорит меньшая, - а если бы он меня
полюбил, я бы родила ему сынов, что ни ясных соколов: во лбу солнце, а на
затылке месяц, по бокам звезды.
Зависть сестер.
В кухне злится повариха
Плачет у стакана ткачиха,
И завидуют они
Государевой жене…
А старшие сестры стали сердиться да завидовать меньшей сестре, начали ей
зло мерить…
Сестры-завистницы обманывают царя.
Родила царица в ночь
Не то сына, на то дочь;
Не мышонка, не лягушку;
А неведому зверушку.
…вместо того подали ему просто-напросто котенка и заверили, что жена его
обманула.
Жестокая расправа над царице и её сыном.
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в океан…
…Выкололи царевне глаза, засмолили с ребенком в бочку и бросили в воду.
Приложение № 5
Тема: Культура разных народов.
Оборудование. Рабочие тетради, необходимый для выполнения домашнего задания
реквизит (приносят сами ребята), тема урока и эпиграфа к нему (определение
понятия «культура»)- все это написано на доске.
Основные понятия. Культура, культурные различия, этнос, нация,
национальность.
Ход урока. Предварительный этап.
За неделю до занятия школьникам предлагается разделиться, образовать три
группы (команды) и подготовить следующее задание: Необходимо собрать
материал об образе жизни, формах поведения, стилях общения, ценностных
ориентациях какой-либо социокультурной группы. Это могут быть этнические
общности, возрастные, профессиональные, имущественные группы. Подготовить
краткий рассказ о них и в интересной форме (игры, театрализации,
видеофильма, фотовыставки и т.д.) представить его классу. Во время
подготовки дети могут консультироваться у учителя по поводу темы
исследования, источников информации, формы презентации собранного
материала.
Постановка проблемы.
В начале урока педагог предлагает ребятам рассказать об их понимании
культуры. Очень важно, чтобы уже здесь класс вышел на проблему зависимости
межличностных, межгрупповых отношений от культурных различий.
Презентация.
Учитель предлагает школьникам познакомить друг друга с образом жизни
представителей той или иной социокультурной группы. «Презентующей команде
отводится на работу несколько минут. А зрителям дается задание отметить,
что в образе жизни данной общности может.
После презентации каждой из трех субкультур «зрители» высказывают свои
суждения. После чего учитель подводит итог, отмечая, что отчужденность и
враждебность в восприятии другой культуры- весьма распространенное явление
в обществе.
Работа в группах.
На этом этапе занятия педагог предлагает ребятам ещё раз поработать в
группах. Их цель – найти причины негативного отношения к представителям
какой-либо культуры, а также попытаться встать на их место и убедить
окружающих ( в данном случае другие команды и педагога) изменить свое
отношение на более позитивное (оно должно стать толерантным). После работы
в группах следуют выступления представителей команд. Задача учителя –
организовать эти выступления в дискуссию, инициируя дополнения и возражения
со стороны других групп (единодушие – враг подлинного решения проблем). В
процессе выявления причин межкультурной враждебности учитель помогает
трансформировать мысли и высказывания школьников в более ёмкие и удобные
для записи формулировки.
Подведение итогов.
В завершение урока предлагает каждому по очереди высказаться по сегодняшней
тете, закончив фразу: «Культурные различия – это …»
Домашнее задание.
Придумать и описать (или описать реальную ) ситуацию, когда игнорирование
культурных особенностей и культурный эгоизм приводили к трагическим
последствиям.
Погружение в проблему: «встречи с представителями маргинальных слоев
населения.
Представители микрогрупп кратко знакомят класс с собранной ими информацией
и дают словесные портреты людей, оказавшихся на социальном дне. Особое
внимание педагог просит обратить на отношение общества к этим людям (как
выясняется весьма негативное).
Приложение № 6
Конспект
внеклассного занятия по русской культуре
Мини-конференция по теме: Л.Н.Толстой – великий гуманист.
Вопросы – установки к занятию:
1. Что я знаю о Л.Н.Толстом?
2. Что нового я узнал сегодня?
3. Чему удивился?
4. Что стал ценить?
Оформление доски: портрет писателя, книги с его произведениями.
Эпиграф занятия:
«Ему было близко все человечество»
В.Я.Брюсов
Ход занятия.
I. Беседа с учащимися.
- Что вы знаете о Л.Н.Толстом?
- Почему имя Л.Н.Толстого известно людям?
- Что он создал?
II. Сообщения детей о Л.Н.Толстом.
1-й ученик:
Лев Николаевич Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати России. Его
отец, граф Н.И.Толстой, был участником Отечественной войны 1812 года,
мать – урожденная княгиня Волконская.
2-й ученик:
Его предки были в родстве с Пушкиным, Трубецкими, Голицыными. Родовая
усадьба Толстых называлась Ясная Поляна.
3-й ученик:
Первым произведением Толстого была повесть «Детство».
II. Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого.
Рассказы детей с комментариями учителя.
III. Толстой как писатель.
Чтение детьми отрывков из детских произведений Толстого.
IV. Заключительное слово учителя.
V. Ответы детей на вопросы-установки.
Внеклассные занятия в форме мини-конференции можно проводить по любому
аспекту русской культуры. Перед проведением мини-конференции необходимо
сформулировать вопросы-установки. В конце занятия формулируются 1-2 задачи
на будущее.
Приложение № 7
Конспект классного часа на тему: «У истоков песенного искусства адыгов».
Цели классного часа: развивать творческую фантазию и воображение, выдумку,
смекалку, воспитывать чувство прекрасного. На примерах песенного искусства
адыгов воспитывать в детях любовь к Родине, гуманность, развивать в детях
интерес к новому, прививать любовь к музыке и песне.
Оформление: выставка детских рисунков, на доске – название мероприятия.
Оборудование: эмблемы команд, магнитофон, фортепиано, мольберты, бумага,
фломастеры, краски, кисти, призы, медали, табличка «жюри», карточки с
цифрами от 1 до 10 для жюри.
Ход занятия.
Дети входят в кабинет под мелодию песни ДжахьнэкIо орэд.
I.Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Уважаемое жюри! Уважаемые родители! Мы рады приветствовать
вас на классном часе, посвященном народному музыкальному творчеству адыгов
под названием «У истоков песенного искусства адыгов». Классный час
проводится в форме игры – викторины.
В конкурсах будут участвовать две команды: «Адыиф», «Саусырыко».
Эмблемы команд изготовили сами ребята. Прежде чем начать наши конкурсы,
хочется обратить ваше внимание на оформление кабинета. Все, что вы здесь
видите, - это труд ребят и учителей. Над доской – рисунки ребят,
представляющие различные виды изобразительного искусства.
II. Проведение конкурсов.
Конкурс I. Вызывается по одному участнику от каждой команды.
Задание: написать на доске как можно больше адыгских песен.
На выполнение задания дается 2 минуты.
Оценка жюри.
Конкурс II. Вызывается по одному участнику от каждой команды.
Задание: назвать какие жанры песен бывают.
На выполнение задания дается 3 минуты
Жанры песен:
1. трудовые песни (земледельческие, скотоводческие, производственно –
бытовые).
2. обрядовые песни (культовые, производственно-магические, семейно-
бытовые)
3. нартские ( о Саусырыко, Патаразе, Ашамезе, Шабатыныко)
4. историко-героические (исторические, героические).
5. песни-плачи.
6. шуточно-сатирические (бытовые, социальные, аллегорические: песни-
басни.
7. лирические.
Оценка жюри.
Конкурс III. . Вызывается по три участника от каждой команды.
Задание: нарисовать героев адыгских народных песен.
На выполнение задания дается 5 минут.
Герои адыгских народных песен: Нарт Саусырыко, Нарт Патараз, Айдемиркан,
Касей, Хатхе Кочас и др.
Учитель: - Расскажите о героях, которых вы изобразили. Чем они запомнились?
Почему именно так вы себе их представляете?
Пример ответа детей: Нарт Саусырыко родился чудесным образом из камня. Его
закалил кузнец Тлепш, после чего он превращается в неуязвимого «железного»
человека. Но в его неуязвимом теле остается уязвимое место – колени, где
прикасались щипцы кузнеца Тлепша во время закалки. Саусырыко погибает от
удара по уязвимому месту.
Оценка жюри.
III. Подведение итогов конкурсов.
Награждение победителей и вручение призов.
Литература для учителя при подготовке к классному часу:
1. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. – М.,1974.
2. Плотникова Е.Б., Дзуда И.А. Народная песенная педагогика как
инструмент здоровьесберегающей деятельности современного учителя//
Начальная школа: плюс и минус, 2001 г. № 11, с.26-28.
3. Соколова А.Н. Жанровая классификация адыгских народных песен//
Культура и быт адыгов. - Майкоп, 1986.-выпуск VI.-с.117-145.
4. Шамина Л.В. Музыкальный фольклор и дети.-М.,1992.
5. Шу Ш.С. О музыкальном творчестве адыгов. Майкоп, 1992.
6. Чич Г.К. О народной песенно-музыкальной культуре адыгов// Музыкальный
фольклор адыгов.- Майкоп, 1988.-с.18-37.
Приложение № 8
Тема «…Пушкин у нас начало всех начал…» (Творчество А.С.Пушкина как сила,
пробуждающая в человеке стремление к прекрасному).
Цели. Сделать шаг к формированию понятия о значении творчества А.С.Пушкина
для российской культуры; пробудить творческие способности детей.
Ход урока.
Учитель. На первом месте за наши знания мы были награждены тем, что слушали
сказку в исполнении великолепного мастера слова артиста Игоря Ильинского. А
сегодня мы будем сами выразительно читать отрывки из сказки Пушкина.
Выразительное чтение отрывка из «Сказки о царе Салтане…» и обсуждение.
Примерный перечень вопросов для обсуждения.
Было ли чтение товарища четким, ясным, достаточно громким?
Передана ли при чтении основная мысль эпизода?
Передано ли определенное отношение к героям или событиям?
Сумел ли чтец донести до слушателей красоту языка А.С.Пушкина?
Комментарий, включающий перечисленные пункты может быть дан при условии
систематической работы и обучению детей выразительному чтению.
-При чтении или слушании сказок всегда возникают в воображении картины,
которые хотелось бы перенести на бумагу. Дома вы постараетесь изобразить
то, что особенно запомнилось, поразило при чтении «Сказки о царе Салтане…»
Демонстрация иллюстраций к «Сказке о царе Салтане…» сделанных детьми, и
прослушивание рассказов, составленных по опорному плану.
-Желание запечатлеть образы, навеянные сказками Пушкина, рождалось и у
композиторов, и у художников. Композитор Римский-Корсаков создал две оперы
на сюжеты сказок Пушкина: «Сказка о царе Салтане…» и «Золотой петушок». А
художник Врубель, слушая оперу «Сказка о царе Салтане…», написал
удивительно красивую картину «Царевна-Лебедь». Знакомство с картиной
происходит одновременно со звучанием фрагмента из оперы Римского-Корсакова.
Материал для учителя.
Николай Александрович Римский-Корсаков «…был музыкальным волшебником –
великим сказочником в русской музыке. Из пятнадцати опер, написанных им,
более половины – оперы-сказки, оперы-былины, оперы-легенды». (Тарасов Л.М.
Волшебство оперы. М.,1979).
Римский-Корсаков в юности был очарован оперой Глинки «Руслан и Людмила», а
став композитором и сам обратился к творчеству А.С.Пушкина. В 1906 г.
композитор начал работу над оперой «Золотой петушок». Опера «Сказка о царе
Салтане…» написана к столетию со дня рождения А.С.Пушкина. Опера Римского-
Корсакова «Сказка о царе Салтане…» отвлекла художника М.Врубеля от работы
над «Демоном», погрузила в мир музыки театра. Увлеченный образами Пушкина и
мелодий Римского-Корсакова, Врубель пишет декорации к опере, создает эскизы
костюмов. Премьера оперы «Сказка о царе Салтане…» состоялась на сцене
Частной оперы в 1900 г. Врубель, завороженный поэзией и музыкой, обращается
к творчеству В.Васнецова, И.Билибина, Н.Рериха. В сезон 1900-1901 гг. им
написано три полотна на тему «Сказки о царе Салтане…», «Лебедь», «Три
богатыря».
Картина «Царевна-Лебедь» восхитила В.М.Васнецова. Образ «Царевны-Лебеди»
создан «…редкостными по красоте истинно сказочными красками…» Так говорил
Васнецов о картине Врубеля.
«Сказочность картины заключена прежде всего в лебедином оперении героини,
данной как бы в момент волшебного превращения белоснежной птицы в красавицу-
царевну, изящную, хрупкую, манящую и загадочную, как взгляд её больших
глаз, таинственно мерцающих, подобно драгоценным камням перстней и
царственного кокошника. Сказочностью проникнут и морской пейзаж в густых
сине-лиловых сумерках, освещенных светлой полоской неба над горизонтом…
Врубель искал образ девичьей красоты юной царевны, образ царственно-
прекрасный, загадочный своей глубиной как символ-идеал: ему необходимы были
венец кокошник из золота, карбункулов, изумрудов, жемчугов, и серебряное
кружево на косынке, но драгоценности здесь не сияют сами по себе – они
входят в образ, обогащают красоту Лебеди, становятся как бы принадлежностью
тонкого лица с широко открытыми глазами, тонких рук, худеньких плеч юной
царевны».
На данном уроке не ставится цель подготовить детей к написанию сочинения по
картине: цель – показать, что красота способна породить красоту.
Начать беседу целесообразно с выявления общего впечатления от картины, а
затем уже работать по плану.
Примерный план рассказа о картине.
Как называется картина?
Кто её написал?
Кого изображает художник в центре картины?
В какой момент изображена героиня картины?
Какие сказочные черты героини вы можете отметить?
Чем поражает героиня картины зрителя?
Какое время суток изображено на картине? Как вы это определили?
Какой пейзаж изобразил Врубель?
Какие краски использовал художник?
Какое настроение возникает при знакомстве с картиной?
Что роднит картину М.Врубеля и сказку А.С.Пушкина?
Ребята, сегодня мы увидели, что чудесная сказка Пушкина пробуждает желание
творить прекрасное. Мы посмотрели спектакль в театре Образцова, слушали
фрагменты из оперы Римского-Корсакова, знакомились с загадочной картиной
Врубеля.
Запишите домашнее задание: подготовить устный рассказ о картине Врубеля
«Царевна-Лебедь».
Словарные материалы к описанию картины:
-лебединое оперение;
-волшебное превращение;
-хрупкая, нежная, загадочная царевна;
-таинственно мерцающие глаза;
-царственный кокошник;
-морской пейзаж;
-сине-лиловые сумерки;
-водная гладь.
Выяснить, какие художники иллюстрировали сказки Пушкина.
А.С.Пушкин был собирателем народного творчества. Он записывал все, что
слышал: сказки, песни.
Приложение № 9
Тема. "А.С. Пушкин. Душа народа – душа поэта".
Цели. Познакомить учащихся с отдельными этапами жизненного пути поэта;
пробудить интерес к творчеству поэта; развивать умение проводить
сравнительный анализ поэтических произведений; нравственное воспитание
учащихся; воспитывать умение видеть красоту родной природы.
Оборудование. Портрет А.С. Пушкина; эпиграф (плакат с отрывком из
стихотворения "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."); отдельные
иллюстрации из альбома "А.С. Пушкин"; фотография дома, в котором родился
поэт, портреты матери, отца, маленького Пушкина; конторка пушкинских времен
(подсвечник, чернильница, гусиное перо); иллюстрации художников к сказкам
А.С. Пушкина; стенд с рисунками детей по произведениям поэта; выставка
книг; раздаточный материал – стихотворения А.С. Пушкина "Еще дуют холодные
ветры...", "Гонимы вешними лучами..."; на развороте доски – литературный
словарь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала
Учитель. Сегодня перед нами трудная задача. Мы делаем серьезную заявку на
взрослость. Мы будем говорить о судьбе величайшего поэта – Александра
Сергеевича Пушкина, о его душе, которая раскрывается в стихах, сказках,
поэмах, прозе.
Конечно, ребята, понять душу человека невозможно, а Пушкина тем более, он
загадка. Даже самые близкие ему люди не смогли понять его до конца.
Но мы все же попробуем с вами выяснить, почему он, дворянин, был так любим
простым народом, почему мы до сих пор черпаем в нем силы.
Итак, тема нашего урока "Душа поэта – душа народа".
III. Изучение нового материала
1. О значимости поэта А.С. Пушкина
У. На один из этих вопросов дал ответ Дмитрий Сергеевич Лихачев,
литературовед, ученый, изучавший законы развития литературы.
Лихачев вспоминает, как после революции 1917 г. в школе, где он учился, был
учитель литературы, влюбленный в свое дело. И этот учитель в одном из
старших классов целый год изучал с учениками Пушкина. Лихачев пишет, что
этот год был годом воспитания души. Как вы понимаете выражение "воспитывать
душу"?
Размышления учеников.
– Пушкин воспитывает душу, он учит нас жить, любить, дружить, учит
великодушию, состраданию.
2. Пушкин и народ, народное творчество
У. Наша сложная тема требует еще одного уточнения. Как и почему Пушкин,
дворянин, сблизился с простым народом? Поэт жил в трудное время.
Самодержавие, царь, который держал творчество поэта под своим контролем,
хотел сделать его придворным поэтом, постоянная слежка полиции, непонимание
в семье, нехватка средств для существования – все это делало жизнь поэта,
особенно в последние годы, невыносимой. "Черт догадал меня родиться в
России с душою и талантом!" – сказал однажды Пушкин.
Тяжелые предчувствия томили поэта, он был одинок, задыхался в этой жизни,
для творчества нужна была свобода. И Пушкин находит свое спасение в
народном творчестве, в народной фантазии, в общении с простым народом. Я
просила вас найти и прочитать литературу о Пушкине.
Ответы детей.
– Как общался поэт с народом?
Мы уже говорили, что любовь ко всему русскому – языку, природе, фольклору –
заложили в маленького Пушкина бабушка и няня.
Любопытно, что первое стихотворение Саша написал в 6 лет на французском
языке. Но бабушка и няня свое дело сделали. Любовь ко всему народному
Пушкин пронес через всю жизнь.
Дополнения детей, взятые из книг о Пушкине.
– Знаете, Пушкин был собирателем произведений народного творчества,
записывал все, что слышал у народа. Какие виды народного творчества вы
знаете?
Учащиеся определяют жанры устного народного творчества: песни, сказки,
былины, пословицы, поговорки.
– Какие народные песни вы знаете?
Дети. "Во поле береза стояла".
– "Я на горку шла".
– "Ax вы, сени мои, сени".
– "Коробейники"...
У. Около 60 песен записал Пушкин, 49 из них он передал фольклористу
Киреевскому, при этом сказав: "Когда-нибудь от нечего делать разберите-ка,
которые поет народ, а которые смастерил я сам". Вот такую загадку без
малого 200 лет назад загадал Пушкин. Одному ли Киреевскому? Попробуем
разгадать?
3. Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина
У. Я предлагаю вам два стихотворения. Оба они написаны Пушкиным. Давайте
выясним, какое из них "подслушано у народа".
Чтение вслух стихотворения "Еще дуют холодные ветры...", и начала седьмой
главы "Евгения Онегина" "Гонимы вешними лучами..."
* * *
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать:
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
* * *
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
– Прочитайте про себя более вдумчиво, проникнитесь стихами Пушкина, поймите
их.
Самостоятельное чтение учащимися стихотворений.
– Чтобы ответить на наш вопрос, мы должны проделать с вами очень трудную
литературоведческую работу, то есть исследовать стихотворения, провести
сравнительный анализ. Что значит сравнить?
Ответы детей.
– Итак, сравнить – это значит найти общее и различия. Что общего вы увидели
в этих стихотворениях?
Д. Тема – изображение природы весной.
– Объем стихотворений – 14 строк.
У. Итак, тема и объем стихотворений – это общее.
А теперь самое трудное – нам нужно определить различия.
Прежде вспомним любую русскую народную песню, например "Во поле береза
стояла". Давайте напевно проговорим первые четыре строчки этой песни.
Учащиеся вместе с учителем вслух проговаривают четверостишие.
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла,
Люли-люли, стояла.
– Найдите подобные по простоте слова и выражения в стихотворениях Пушкина.
Учащиеся подбирают слова и выражения из стихотворений.
Д. Холодные ветры, утренние морозы, проталины весенние, ранние цветочки,
первая пчелка, красная весна, гостья дорогая, кудрявая береза, клейкие
листочки, черемуха душиста.
– Мутные ручьи, потопленные луга, прозрачные леса.
У. Да, образы простые, конкретные, из жизни, за каждым именем
существительным – предмет. В каком стихотворении – первом или втором –
больше просторечных выражений, образов, предметов?
Д. В первом стихотворении больше слов и выражений из простой речи народа.
У. Найдите и прочитайте выражения более красочные, поэтические,
литературные.
Дети выполняют задание.
– Работа с текстом стихотворения.
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой.
Что такое царство восковое? Как Пушкин описывает царство?
Ответы детей.
Отрывок из другого стихотворения.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Ученики высказывают свое мнение об образных выражениях, приведенных в этом
фрагменте.
– Несколькими словами поэт нарисовал целую картину весны. Это образ весны.
Так точно, емко и красочно может сказать только поэт.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
– Как вы понимаете эти фразы: "синея, блещут небеса", "за данью полевой",
"из кельи восковой".
Ответы детей.
– Такие сравнения подвластны только поэту. В каком же стихотворении больше
красочных и поэтических образов?
Д. Во втором стихотворении больше встречается поэтических образов.
У. Теперь посмотрим, какие приемы народной поэзии использовал автор. Для
этого еще раз вспомним русскую народную песню "Во поле береза стояла".
Учитель читает первый куплет, логически выделяя повторяющийся глагол
"стояла".
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла,
Люли-люли, стояла.
– Это повторы – прием устного народного творчества. Найдите повторы в
текстах.
Д. Скоро ль будет гостья дорогая.
– Скоро ли луга позеленеют.
– У кудрявой у березы.
У. Итак, первый прием устного народного творчества – повторы. Теперь
давайте посмотрим, что делает стихи яркими, красочными.
Д. Эпитеты.
У. Найдите эпитеты в текстах.
Учащиеся находят эпитеты в тексте стихотворения.
Д. Красная весна.
– Гостья дорогая.
– Кудрявая береза.
У. Итак, употребление эпитетов – второй прием устного народного творчества.
Какие еще приемы устного народного творчества вы знаете?
Д. Слова с неполными окончаниями: утренни морозы, черемуха душиста.
У. Итак, неполные окончания – третий прием устного народного творчества.
Какие еще слова, характерные для устного народного творчества, вы встретили
в тексте?
Учитель читает и интонацией выделяет отдельные слова: ранние цветочки.
Учащееся находят подобные выражения с уменьшительно-ласкательными
суффиксами слов.
Д. Клейкие листочки.
– Из душистой келейки.
У. Значит, четвертый прием устного народного творчества – слова с
уменьшительно-ласкательными значениями. Итак, какие приемы устного
народного творчества использовал Пушкин?
Учащиеся называют приемы, обнаруженные в тексте первого стихотворения.
Учитель открывает оборотную сторону доски, на которой написаны приемы
устного народного творчества. Дети читают их.
На доске.
. повторы
. эпитеты
. неполные окончания
. слова с уменьшительно-ласкательным значением
– Встретились ли эти приемы во втором стихотворении?
Д. Эти приемы во втором стихотворении не применялись.
У. Итак, давайте соберем воедино все исследованное. Что мы можем сказать о
первом и втором стихотворениях?
Дети отвечают, один ученик записывает на доске.
На доске.
[pic]
– Каково главное отличие этих стихотворений?
Д. Главное отличие – язык.
У. Поясните.
Д. В первом стихотворении язык народа и поэта, во втором – поэта.
У. Есть еще одно отличие. Послушайте стихи.
Учитель выразительно читает оба стихотворения.
– Чем они отличаются?
Д. Интонацией, ритмом, темпом.
Дети называют отличия, ученик записывает их на доске.
На доске.
[pic]
У. Во втором стихотворении больше чувств автора, его переживаний, его души.
Итак, общее в стихах – тема, объем – 14 строк. Различия: язык, ритм.
Да, различия в языке – и отсюда разные интонации, ритм стихотворения. Какое
же стихотворение подслушал Пушкин у народа?
Д. Стихотворение "Еще дуют холодные ветры..."
У. Но Пушкин не был бы великим, если бы он просто подсмотрел, подслушал,
записал и отдал издателям печатать. B чем же заслуга поэта?
Учащиеся высказывают свои мнения и оценки, находят подтверждения из
критической литературы.
– Пушкин обогатил, расцветил своей фантазией творчество народа. Ввел
народные образы в литературу. "Пушкин был первым русским писателем, который
обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу... Он
украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил
неизменными их смысл и силу", – сказал о Пушкине писатель Горький.
IV. Обобщение
У. Итак, тема нашего урока "Душа народа – душа поэта". Как вы понимаете это
выражение?
Учащиеся дают толкование этому выражению, наиболее удачные мысли
записывают, затем зачитывают.
. "Душа народа – душа поэта". Это значит, что в душе у народа, то в душе
стихотворений А.С. Пушкина. Он переносит радость, горесть, восхищение
народа в свои стихи, прозу, сказки.
. "Душа народа – душа поэта". Народ – это мы, поэт – это Пушкин. Он
описывал природу, он писал о народе. Пушкин писал историю стихами. Он
писал не для царя, он писал для себя и для народа.
. "Душа народа – душа поэта". Мне кажется, поэт пишет то, что говорит
народ, только более поэтично, он брал фразы народа".
. У Пушкина была добрая и нежная душа. Вот поэтому народ и любил
Александра Сергеевича Пушкина.
Учитель обобщает ответы учеников.
– Сам поэт о своем творчестве сказал:
"И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал..."
Это эпиграф к нашему уроку. Он взят из стихотворения Пушкина "Я памятник
себе воздвиг нерукотворный...". Вы согласны с Пушкиным?
Высказывания детей.
– Без малого 200 лет человечество черпает силы в произведениях Пушкина. И
потребность в Пушкине все растет с каждым днем. Когда мы вспоминаем и
читаем стихи Пушкина? Тогда, когда нам плохо и когда хорошо, когда мы
влюблены и когда разочарованы. Я думаю, что и вас не минует эта потребность
в Пушкине. Он – наше лекарство, наше спасение, особенно в тяжелые времена
для нашей Родины.
Приложение № 10
Темэр: Адыгабзэмк1э викторин.
Мурадыр : К1элэц1ык1ухэм яш1эныгьэ хэгъэхъоныр, зегъэушъомбгъугъэныр.
1.Гугъэжъужь ылъэгъугъэр ыгъэш1эгъуагъ: адык1э чэу к1ыбым хэтэ натрыф
щэпкъ мых лъагэу 1улъымрэ чэумрэ азыфагу лъэс лъагъоу ик1ырэм ерагъэу
хэплъэгъо къодыеу к1элэц1ык1у куп къырэк1о, зым нахьи зыр нахь
ц1ык1оу.
Тыдэ к1ощтыгъэха а к1элэц1ык1ухэр? Сыда ахэмэ а1ыгъыгъэхэр? Сыда
ахэмэ аш1агъэр? Сыда мы пычыгьор къызхэхыгъэ рассказым ыц1эр? Хэта ар
зытхыгъэр?
(псынэм дэжь к1ощтыгъэх. Ахэм хьэ, чэтыу, шъоежъ л1агъэр ахьыщтыгъэх.
Псынэу псы къызэрахыщтыгъэм хадзагьэх.)
Лъэустэн Ю. «Къушъхьэр къэнэфы».
2.Командэ пэпчъ хэтхэм упч1э зырыз къагъэхьазырышъ зэратыжьых.
3.Апэ джэуап къэзытырэ командэм фыхагъахъо.
1 .Гущы1эм щыщэу Зы гущы1эм къытек1эу
зэхъок1ыныгъэ зыфэмыхъоу гъэпсыгъэ гущы1эхэр
мэхьанэ лъапсэ къызэрык1рэр (зэлъпкъэгъу гущы1)
(гущы1э лъапс )
2.Гущы1э лъапсэм ыпэк1э щыт 1ахьхэр. Гущы1э утым къыпэхьэ,
мэхьанак1э,
(лъэпсап, приставк) къыреты.
(суффикс )
3.Гущы1э зэгъусэм щыщэу 1орыш1эм игъусэ гущы1эм
ыц1эр
гурытыр къэзгъэнафэрэр (1офыш1эр ) (гурыт)
4.Гущы1эзэгъусэр гущы1э Тигупшысэхэр ык1и тыгу ихъык1рэр
закъоу мэхьанэ ухыгъэ къызэрыт1орэр
къызэрык1рэм (гущы1эухыгъ)
(гущы1эухыгъ palo)
5.Гущы1эухь1гъэм ичлен гуадзэу пкъыгъор къызэрык1рэм (дополнение)
Гущы1эухыгъэм ичлен гуадзэу пкъыгъор зыфэдэр пкъыгъор зыфэдэр къызэрык1рэр
(къэзгъэнаф)
6.Гущы1эухыгъэм ичлен шъхьа1эхэр
(подлеж. сказуемое)
Гущы1эухыгъэм ичлен гуадзэхэр
(допол. къэзгъ. обст. )
7.Гущы1эухыгъэм ичлен гуадзэу ч1ып1эр, уахътэр, хъурэ-ш1эрэр къызэрык1рэм
(обстоятельств)
Член зэлъэпкъэгъумэ ямэхьанэ зы гущы1эк1э гущы1э зэхэубытагъэу къызэра1орэр
(зэфэхьыс гущы1)
8.Ц1ыфхэр зэдэгущыэ зыхъук1э агъэфедэрэ гущы1эр (зэгъусэ гущы1эхэр)
Гущы1эухыгъэу 1ахьит1у е нахьбэ зэхэлъыр (гущы1эухыгъэ зэхэлъ)
9.Къызэра1уагъэм фэдэу зи зэхъок1ыгъэ фамыш1эу къа1орэ гущы1эхэр (зыгорэм
игущы1эх).
Зыгорэм игущы1эхэм ак1ыгъу гущы1эхэр
(къэз1отэжьрэм игущы1 )
10.Фэжъу макъэк1э гъэпсыгъэ макъэхэр
(зэращэ, дэгухэр)
Мэкъамэмрэ фэжъу макъэмрэ зэхэтэу гъэпсыгъэ макъэхэр (мэкъэ чанхэр )
11 .Ш1эныгъэу бзэм хэт макъэхэр зэзгъаш1эрэр (фонетикэр)
Сыд фэдэ макъэк1э зещэхэр къа1ора? (мэкъамэк1э)
12.Пытэ тамыгъэк1э гъэпсыгъэ (хъ, къ, гъ, лъ, жъ, шъ)
I —к1э гъэпсыгъэ хьарыфхэр (л1, п1, т1, к1, ш1, ц1, ч1)
13.Лексическэ мэхьанэ заулэ зи1э гущы1эхэр
Ямыхьанэк1э зэфэдэхэу, ау ятхык1эк1и якъэ1уак1эк1и зэтек1хэрэп
( синонимхэр)
Приложение № 11
Темэр: « Хьак1эщым иапэрэ зэхэщэгъу ехьыл1эгъэ сценарие к1эк1».
Мурадыр : Нахьыпэм хьак1эщхэм хабзэу арылъыгъэхэм нэ1уасэ афэш1ыгъэнхэр,
ш1уагъэу апылъыгъэр агургъэ1оныр.
Бысымыр: О купэу непэ къызэрэугъоигъэхэр! Тихьак1эщ шъукъеблагъэх,
шъукъэт1ысых .
Бысымыр: Бэу тигуапэ непэ мыщ фэдэу дахэу тызэрэзэ1ук1агъэхэр. Хьак1эхэр
бэу къытфэк1уагъэх. Мыщ фэдэу апэрэу1ук1агъэхэм, нахьыпэрэм хьак1эщым
хабзэу илъыгьэри, ш1уагъэу пылъыгъэхэм тарыгущы1эу, тихьак1эщ нахьыш1ук1э
сэлъытэ. Тихьак1эмэ ащыщ хьак1эщым итхьэматэ тш1ымэ тш1оигъу, хабзэу пылъыр
къытфи1отэнэу телъэ1у.
Тхьэматэр: Сэ сш1эрэр бэу къышъос1он. Хьак1эщым къеп1ол1эн плъэк1ыщтыр
зэк1э сэ къэс1уагъэк1э слъытэрэп, сэщ нахьыбэ зылъэгъугъи, зыш1и мы ч1ып1эм
къырихьыл1агъ. Зыгорэ къэзы1он щы1эмэ,
сигуапэу гущы1э есэты.
Хьатияк1у: Бэрэ п1оным нахьи зэ плъэгъумэ нахьыш1у а1о.
Тхьэматэр: Мары теплъымэ тихьак1эщ пщынауи, къэшъуак1уи, къек1ол1агъэх .
Ахэмэ я1эпэ1эсэныгъэ къаригъэлъэгъонэу хьатияк1ом пшъэрылъ фэтэш1ы.
Хьатияк1у: Пщынэо ц1эры1оу, ц1ыфмэ зэлъаш1эу уипщынэо макъэ зэхэтэгъэхба (
пщынаор къео, орэдым къэбарэу пылъыр тхьэматэм
къе1уатэ).
Хьатияк1у: О типщынау! Джыри зэ орэд горэ къытфегъа1уи, тикъэшъуак1омэ агу
жьы дэгъахь. Тхьэмат : Пщынаомэ анэмык1эу тихьак1эщ орэды1охэр
къеблэгъагъэх. О Тиххьатияк1у орэды1омэ амакъэ зэхэтэгъэхыба.
Хьатияк1у: Орэды1о тимы1э хъуна! Орэды1ом шык1эпщынаор игъусэу орэд къе1о.
Бысымыр: Мыщ фэдэ хьак1эщ бэрэ зэхатщэмэ дэгъоу сэлъытэ. Ау ащ фэдэ пчыхьэ
зэхахьэхэр дгъэхьазырыным пае, шъори а1офым шъухэлэжьэн фае.
Тихьэк1э лъап1эхэр ! Непэ тихьак1эщ зэхахьэ хэлэжьагъэмэ (ац1э къыре1о)
тафэраз, тхьашъуегъэпсэу ятэ1о. Ащ нэмык1эу къеблэгъагъэхэр! Шъопсэух,
шъотхъэжьых. Зэк1эми шъуи1офхэр зэхэшъуфхэу, шъузыфаер къыжъудэхъоу, узырэ
бзаджэрэ шъуимы1эу бэрэ шъущы1эх. Тихьак1эщ 1ухыгъэ зэпыт, ренэу
шъукъеблагъэх.
Приложение № 12
Темэр: Адыгэ литературэмк1э викторин.
Мурадыр: К1элэц1ык1ухэм гу лъязгъэтэнэу, агурызгъэ1онэу ары
ижъык1э къыщегъэжьагъэу тэ тхылъи тхыбзи зытемы1эм
жэры1ок1э зэхалъхьэщтыгъэ усэхэм п1уныгъэ мэхьанэу
ахэлъыр.
1. «Зы мафэ горэм ямэщ т1эк1у къахьыжьын яхьисапэу ясабый губгъом
зыдахьи к1уагъэх...»
«Мышъэм ыкъо шъау».
2. «Тян, щыуанххэр къызэгъэгъотхи п1эстэ щыуанищ ш1ы, хьак1эхэр
сигъусэх...»
«Къуйжъыемрэ иныжъымрэ».
3. «Сыда сэ1о мыщ ыщэрэр»- ы1уи ыгъэш1агъоу к1эрыхьагъ . «Акъылыр
зыщэрэ л1ыр».
4. «Сыгубжи мэщым чэу есш1эк1ыгъ. Сыгубжи чэум гъуанэ фэсш1ыгъ».
Пэрэныкъо М. «Рыу, сибэщ».
5. «К1эй дахэхэр ек1ухьэ зыдахьэрэм пэгошхохэр къыденэ..» Теуцожь
Ц. «Пщыщ».
6. «Сэ сылэжьак1у, о учырак1у ...» Хьаткъо А. « Къаштэ п1апэ».
7. «Аллахьэм уигъаш1э к1ыхьэ еш1, сик1ал . Къеблагъ. Маш1о тэпым
фэдэу шэк1 ш1агъо къэпщэфыгъ...»
КIэрэщэ Т. «Маим иапэрэ мафэ тэгъэмэфэкIы».
8. «Лабэ дэхэшхори о пшыпхъу. Шыпхъу цIыкIубэу о уиIэмэ гъогу
зэфэшъхьафхэр къыракIузэ: Загъэщ – защыхьэу пхэхьажьых».
Цэй Ибрахьим «Пшыз»
9. «Охътэ бащэ о, чэтыр, огъакIо мыдэ некIо, мэз чапэм шъусщэнышъ уц
тхагъом уищырхэр щышыпэн».
Цэй Ибрахьим «Атакъэмрэ чэткъуртэмрэ».
10. «Быным пэIудзагъэу гъашIэр ыухыгъ, къиным хэстыхьагъэу
ехыжьыгъ».
Пэрэныкъо М. «Тян».
Приложение № 13
ВОЛШЕБНЫЙ КРИСТАЛЛ
Игра на развитие толерантности
Задачи игры
Помочь детям осознать различия в их отношении к тому, кого они считают
близким человеком и кого - чужим.
Дать детям опыт личного проживания ситуации общения с «чужими» и «своими».
Предложить модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или
субъективно воспринимаются как чужие.
Способствовать развитию чувства эмпатии, принятия человека, не похожего на
других.
Дать возможность пересмотреть и изменить прежние негативные представления о
том, кто воспринимался как чужой.
Структура игры
В действии сочетаются элементы проблемного урока (работа творческих групп,
групповая дискуссия) и сюжетно-ролевой игры. Проблемные ситуации создаются
для поддержания у детей игровой мотивации, для работы с понятиями и
обобщения игрового опыта. Сюжетно-ролевая игра позволяет организовать
проживание детьми драматических ситуаций.
Участники и ведущие
Игра предполагает участие всего класса (желательно численностью до 30
человек). Она может быть проведена как развивающее психологическое занятие
или как особый - сдвоенный - урок под руководством педагога. В обоих
случаях желательна помощь ассистента. Им может быть психолог, другой
педагог и даже кто-то из родителей учащихся. При необходимости игра может
быть проведенa в два этапа с интервалом в 1 - 2 дня.
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ
1. Подготовительный этап
Ведущий заранее готовит помещение для игры: парты и стулья составляются
таким образом, чтобы все ученики класса оказались сидящими за четырьмя
большими столами (по 5-7 человек за каждым столом, в зависимости от
общего числа учеников в классе). Столы расположены таким образом, чтобы
при необходимости все участники могли видеть друг друга. У доски остается
свободное пространство.
Ведущий заранее разбивает класс на четыре группы. Для деления может быть
использован следующий безопасный и эффективный способ. Детям предлагается
разбиться на группы по 2-3 человека, объединившись с теми, с кем им
приятнее всего общаться.
Затем каждая группа выдвигает своего представителя для голосования. При
голосовании представители вытягивают один из квадратиков: желтый, красный,
синий или зеленый. На этом этапе ведущий не объясняет детям, что значит тот
или иной цвет, а просто предлагaeт сесть за один стол всем группам,
вытянувшим при голосовании квадратик одинакового цвета. Для удобства на
каждом столе уже должна лежать бумага соответствующего цвета. Так
образуются группы, примерно равные по своему составу. В этих группах
каждому ребенку довольно комфортно - рядом с ним друзья, «свои» ребята. Но
вместе с тем в одной группе собрались дети из разных мини-сообществ,
возможно в реальной жизни практически не общающиеся между собой. Можно
сказать — «чужие» друг другу.
После того как все дети разместились за своими столами, ведущий объявляет о
начале игры. Хорошо, если в этот момент зазвучит определенная мелодия,
позывные, изменится освещение и т.д.
2. «Чужие» и «свои»: работа с понятиями
Этот этап выполняет как мот мотивационную, так и смысловую функцию. С одной
стороны, необходимо заинтересовать детей проблемой, поставить их в активную
позицию в отношении обсуждаемой темы, а с другой стороны - помочь им
сформулировать понятия: «чужой человек» и «свой человек».
Ведущий. Сегодня мы поговорим о людях, которые нас окружают, и о нашем
отношении к ним. Среди тех, кто живет рядом с нами, есть люди нам более
близкие и те, с кем мы почти не общаемся, кого не замечаем, или замечаем,
но не понимаем. В общем, есть люди свои и люди чужие. Давайте разберемся,
что это значит?
Ведущий раздает детям листы бумаги. Лист разделен на три зоны следующим
образом:
На доске в столбик написаны слова. Педагог предлагает детям в левой части
листа написать слово «свой», в правой - «чужой». Дальше он просит прочитать
слова, написанные на доске, и переписать их на свои листы: относящиеся к
понятию «чужой» - в правую зону, к понятию «свой» - в левую зону. В нижний
треугольник нужно вписать слова, которые нельзя однозначно отнести ни к
одному из этих понятий.
Примерный список слов
Настороженность
Открытость
Опасность
Спокойствие
Злой
Хороший
Понятный
Непонятный
Близкий
Далекий
Похожий
Иной
Нравится
Не нравится
Дети переписывают слова, по желанию зачитывают то, что у них получилось.
После устного обсуждения учитель предлагает каждой группе дать определение
понятий «свой человек)» и «чужой человек». Определения записываются
учителем на листах A3 и вывешиваются на доску. В конце игры к ним стоит
вернуться.
3. Групповая дискуссия
Ведущий предлагает детям высказать свое мнение по следующему вопросу:
«Могут ли все люди вокруг быть своими?» В ходе обсуждения ведущий обобщает
точки зрения детей.
Ведущий. Вокруг нас всегда есть люди, которых мы считаем своими u те, кого
мы считаем (или они на самом деле таковыми являются) чужими. Это нормально.
И сейчас мы поговорим о том, как нужно себя вести с теми, кого мы считаем
непохожими на нас, чужими нам. Для этого представим себе одну необычную
ситуацию. Мы на время превратимся в гномов.
В этот момент игры необходимо сделать перерыв или динамическую паузу,
включив детей в подвижную игру. Собственно, в ходе этой игры можно и
«превратить» детей в гномов.
4. Разминка
Ведущий сообщает, что он станет сейчас волшебником и превратит детей в
гномов. Для этого они должны построиться в четыре колонны (необходимо,
чтобы в каждой колонне было равное количество детей).
Участники, оказавшиеся в колоннах последними, поворачиваются к ведущим
(каждый из них работает с двумя командами) и получают от них красный,
желтый, синий или зеленый кубик, соответствующий цвету команды. Их задача —
передать кубик впереди стоящему, «превратив» кубик в какой-либо предмет.
Например, покачав кубик в руках, его можно превратить в младенца. Если
партнер по команде угадывает, во что превращен кубик, он забирает его и
передает следующему, превратив во что-то другое.
Игроки той команды, которая быстрее всех справилась с заданием, первыми
получают звание гномов, и ведущий вручает им колпачки соответствующего
цвета. Затем колпачки получают остальные команды.
5. Погружение в игровую ситуацию
Ведущий объявляет участникам, что теперь они - гномы. При этом каждый стол
представляет свое «гномье» семейство, обитателей Желтой, Красной, Зеленой и
Синей гор. В недрах этих гор находятся их подземные города, рудники,
мастерские. Там протекает их жизнь. Ведущий раздает гномам каждой горы
какой-то особый знак отличия. Самый простой вариант - кружок
определенного цвета, который дети прикалывают булавками к воротнику или на
рукав. Для большего погружения в игровую ситуацию можно предложить каждой
группе придумать название своего царства и перечислить несколько самых
крупных достижений его жителей (то, чем они гордятся), рассказать о том,
как и где они живут, чем занимаются, какие у них особенности. После
небольшого обсуждения (не более 7-10 минут) группы представляются друг
другу.
Ведущий. Итак, начинается наша история... Она касается всех жителей ваших
царств, каждого из вас, но есть в ней и главный персонаж. Назовем его
Гном с большой буквы. Прежде чем вы узнаете, что же приключилось,
познакомьтесь с этим Гномом и с тем, какие у него сложились отношения с
другими жителями вашей горы. Сейчас каждая группа получит свой небольшой
текст. Тексты отличаются друг от друга, иначе быть не может: у вас же
разные царства, разная жизнь. Познакомьтесь со своим текстом, пожалуйста.
Ведущий раздает тексты и дает детям время на то, чтобы их прочитать.
Варианты историй
Начало первой истории
Жили-были в огромной Желтой горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры
кто-то постучался. Это был Гном, но из далекой «гномьей»» страны. Злобный
великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец
попросил гномов Желтой горы приютить его. Те согласились. Пришлый Гном был
странным: любил бродить один по лабиринтам, не всегда понимал смысл шуток
других гномов, придумывал какие-то непонятные другим игры и шутки. Другие
гномы считали его непонятным чудаком. Он знал, как к нему относятся, и
ничего не пытался изменить…
Начало второй истории
Жили-были в огромной Kpacной горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры
кто-то постучался. Это был Гном, но из далекой «гномьей» страны. Злобный
великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец
попросил гномов Красной горы приютить его. Те согласились. Пришлый гном
оказался очень веселым и общительным. С ним было интересно, он все время
что-нибудь придумывал: новые игры, приключения. Гном знал, что его любят и
ценят другие жители горы…
Начало третьей истории
Жили-были в огромной Синей горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры
кто-то постучался. Это был Гном, но из далекой «гномьей» страны. Злобный
великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец
попросил гномов Синей горы приютить его. Те согласились. В большой и
дружной семье гномов все считали пришлого Гнома своим и относились к нему
очень тепло. Многое ему прощали. Но маленький Гном всегда чувствовал, что
он не такой, как другие: ему хотелось на открытый воздух, в леса. Он тайком
писал стихи... Гном чувствовал себя чужим в обществе другиx гномов...
Начало четвертой истории
Жили-были в огромной Зеленой горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры
кто-то постучался. Это был Гном, но из далекой «гномьей» страны. Злобный
великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец
попросил гномов Зеленой горы приютить его. Те согласились. Пришлый Гном
очень хотел подружиться с другими гномами, быть равным партнером в игре и в
работе. Но гномы сторонились его, старались избегать общения. Он казался им
каким-то не таким...
Ведущий предлагает участникам рассказать друг другу, каким же был их Гном и
какие у него были отношения с окружающими.
Ведущий. Наверное, вам любопытно, какие истории достались другим группам.
Давайте познакомим с ними друг друга. Только давайте мы это сделаем
необычным способом — с помощью скульптуры или сценки без слов.
Ведущий просит каждую гpyппy создать скульптуру или разыграть маленькую
сцену без слов, которая отражала бы взаимоотношения между Гномом и его
окружением. Жребием определяется, кому достанется роль Гнома. На подготовку
детям дается 5-10 минут. На этом этапе работы детям понадобится
организационная помощь ведущего и его ассистентов.
Ведущий просит участников очень внимательно смотреть сценки и скульптуры
друг друга, подмечать особенности отношений между Гномом и остальными.
Ведущий предлагает детям высказать свои предположения относительно того, в
каком случае к Гному относились как к чужому, а в каком — как к своему, и
объяснить, почему они так думают.
Такое обсуждение лучше делать после просмотра двух сценок. После того как
все желающие выскажутся, ведущий просит представителей групп вслух
прочитать свои тексты и подводит итог. Важно обратить внимание детей на
следующее. В чем проявлялось отношение к Гному как к чужому? Почему иногда
Гном сам понимал, что он чужой, и знал, как к нему относятся окружающие, а
иногда ему казалось, что он такой же, как все?
После обсуждения ведущий предлагает каждой команде нарисовать своего Гнома
на заранее подготовленном листе ватмана и написать под его портретом те
качества, которыми он, по их мнению, обладает.
6. Происшествие в царстве гномов
Поблагодарив участников, ведущий предлагает им послушать, что же случилось
в их царствах дальше.
Представьте себе, что в вашем царстве хранилось уникальное сокровище —
Волшебный кристалл (ведущий кладет на стол каждой команде те самые кубики,
которые уже использовались в разминке). Этот кристалл обладал удивительным
свойством: он превращался в руках гномов во все, что они захотят. Это очень
помогало гномам в самих различных ситуациях... Подумайте и расскажите, во
что превращали гномы Волшебный кристалл и для каких целей?
(Ведущий дает группам время на обсуждение и представление друг другу
придуманных ими уникальных возможностей кристалла:3-5 минут. Затем его
рассказ продолжается.)
Но была у волшебного кристалла еще одна особенность: он оставался тем,
во что его превратили, только пока его касались руки гномов; но стоило
оторвать от кристалла ладони. Как он снова становился внешне обычным
камнем. А если руки не касались его в течение пятнадцати минут, кристалл
«засыпал», и вернуть его способность к превращениям можно было только с
помощью особого волшебного порошка, находящегося далеко-далеко, у Злого
Колдуна.
Зная об этом, гномы посменно дежурили, держа ладони на кристалле. Не
правда ли, хорошее решение?
(Возьмите кристалл в руки и, пока я рассказываю, передавайте его друг
другу.).
И вот наступило очередное дежурство нашего гнома. Он шел на него
спокойно: не в первый раз. Но дежурить ему выпало ночью, а надо сказать,
что в предыдущую ночь ему не удалось поспать, потому что он до утра ловил
рыбу в подземном озере. Взяв кристалл в руки, Гном зевнул и стал мечтать о
том, какую огромную рыбу он поймал бы, если бы кристалл превратился в лодку
и можно было бы заплыть на самую середину озера. Он так размечтался, что и
не заметил, как задремал…И кристалл выпал из его рук. Лишь через полчаса
Гном очнулся. Но было поздно: кристалл потерял свою способность к
превращениям.
Очень быстро весть о трагическом происшествии разнеслась по всему царству.
Прибежали к дому Волшебного кристалла жители, смотрят на Гнома. Да и не
только смотрят. А что они ему говорят? Как реагируют на происшествие? Как с
Гномом обращаются?
Ведущий предлагает группам поставить маленькую сценку и показать, как бы в
их царстве жители вели себя с Гномом (учитывая все то, что они уже знают
про характер этого Гнома и его отношения с окружающими). На подготовку
сценок отводится 10-15 минут. На этом этапе работы многим детям понадобится
помощь взрослых.
Дети показывают свои сценки, ведущий просит зрителей внимательно наблюдать
за тем, как ведут себя окружающие и сам Гном в этой печальной ситуации в
каждом из царств.
Ведущий. Так что же теперь делать? Ведь без Волшебного кристалла жизнь в
царстве гномов станет значительно сложней! Хорошо бы вернуть его
удивительную способность к превращениям! И решили гномы, что спасать
кристалл должен тот, по чьей вине случилась неприятность, — пришлый Гном.
7. Путешествие за волшебным порошком
Каждая команда выдвигает своего Гнома и отправляет его в путешествие,
вручив Волшебный кристалл.
Ведущий сообщает о том, что Гномы из разных царств, отправившиеся за
волшебным порошком, встретились и решили идти вместе. Им предстоит
преодолеть немало трудностей, чтобы добиться своей цели. Гномы разных
царств выходят к доске (или на любое другое свободное пространство),
знакомятся друг с другом и далее действуют в соответствии со сценарием,
предложенным ведущим.
Первое задание
Пришли Гномы в большой темный лес. Наcmупила ночь. В темноте слышны быт
странные шумы и шорохи. Какие-то неведомые существа бродили по лесу. Гномы
не знали, добрые они или злые, но на всякий случай решили не привлекать к
себе внимания. Они замерли (дети по сигналу ведущего замирают в тех позах,
в которых оказались в этот момент) и не должны были шевелиться, что бы ни
случилось. И еще: им нужно было оставаться совершенно спокойными, чтобы
никто из существ, населяющих лес, не почувствовал их переживаний. Поэтому
вы, Гномы, не должны ни в коем случае изменять выражение своих лиц...
А вам, жители Синей, Зеленой, Красной и Желтой гор, надо подумать и
сказать, какие качества должны проявить ваши посланцы (из тех, которыми они
обладают), чтобы справиться с заданием?
Ведущий напоминает детям о тех рисунках и списках качеств Гнома, которые
они готовили несколько раньше. Пока каждая группа обсуждает и предлагает
свои ответы, ведущий следит за замершими Гномами: удастся ли им оставаться
совершенно невозмутимыми? Если кто-то из Гномов не выдержит - рассмеется
или скривится, ведущий может обратить на это внимание жителей царств и
спросить: «А как вы считаете, какие черты Желтого (Красного, Синего,
Зеленого) Гнома помешали ему сохранить полное спокойствие?»
Второе задание
Наступило утро. Гномы отправились дальше. Добрались они до высоких гор.
Шли они по узкой тропке над пропастью и повстречали Свирепого Пещерного
Медведя, Огромного Коварного орла, Безобразного Паука и Ядовитую Змею.
Сначала гномы испугались, но эти существа сказали им: «Все боятся нас и
видят в нас только ужасное! Может быть, хоть вы скажите, есть ли в нас что-
то хорошее?»
Обсудите между собой, какие хорошие качества есть у повстречавшихся вам
существ.
А вам, жители Синей, Зеленой, Красной и Желтой гор, надо подумать и
сказать, какие качества должны проявить ваши посланцы (из тех, которыми они
обладают), чтобы справиться с заданием?
После того как жители Синей, Зеленой, Красной и Желтой гор выскажутся,
слово дается Гномам. Они выбирают себе одного из животных и говорят о нем
что-нибудь хорошее. Важно, чтобы не были забыты ни Медведь, ни Орел, ни
Паук, ни Змея.
Ведущий. Существа, вызывавшие раньше только ужас и неприязнь,
обрадовались, что Гномы сумели разглядеть в них положительные качества, и
пропустили путешественников.
Третье задание
Итак, долго ли, коротко ли, пришли Гномы на берег широкой и глубокой реки.
(Ведущий обозначает двумя веревочками «берега реки», расстояние между
которыми должно быть примерно 1,5 метра; в одном месте «река» должна делать
поворот почти на 90 градусов). На другой стороне реки стоял дворец Злого
Колдуна. Моста через реку не было. Зато на берегу Гномы-путешественники
обнаружили следующие предметы: моток бечевки, надувной круг и две доски.
(Все эти предметы ведущий демонстрирует участникам игры и кладет на тот
«берег», на котором находятся Гномы. Дощечки должны быть одинаковы по длине
– чуть меньше полутора метров. Иными словами, они должны быть, немного
короче, чем расстояние между «берегами»).
Вам, Гномы, необходимо найти не меньше трех способов перехода через реку.
Один из способов использования досок для переправы через реку состоит в
следующем: первая доска укладывается концами на внешние стороны реки,
образуя с берегами реки треугольник, вторая – одним концом – на
противоположный угол. Выслушав решения, предложенные Гномами-
путешественниками, ведущий обращается к другим гномам – зрителям: «Удалось
ли кому-нибудь найти другие способы перебраться через реку?» (На самом деле
для этой ситуации есть не менее пяти вариантов перехода, поэтому наверняка
предложения последуют.).
Четвертое задание
Гномы пробрались в главный зал во дворце Злого Колдуна и увидели, что
пакетики с волшебным порошком прикреплены к потолку зала. Достать их почти
невозможно. (Пакетики разных цветов лучше прикрепить заблаговременно на
достаточном расстоянии друг от друга; их можно подвесить, привязав к ниткам
воздушных шариков, наполненных гелием.). При этом снять четыре пакетика
можно только одновременно, иначе волшебство их исчезнет! Что же делать?…Но
ведь у каждого из гномов есть волшебный кристалл. Он потерял способность к
превращениям, но с его помощью можно сделать так, чтобы здесь оказались
жители царства гномов. Позовите на помощь своих товарищей!
Гномы зовут на помощь своих остальных. Каждый Гном сам решает, в какой
форме он это сделает. Группа поднимает своего Гнома, и по команде Гномы
одновременно сдергивают пакетики с волшебным порошком.
Пятое задание
Но рано радовались гномы успеху путешествия! Двери зала захлопнулись. Вce
гномы почувствовали вдруг, что ноги их будто приклеились к полу. Что же
случилось? Дворец ведь был заколдованным. Чтобы похитители не сумели
покинуть дворец, Злой Колдун cделал так, чтобы все обиды, которые
накопились у гномов друг к другу, стали тяжелыми, как гири и не позволили
им сдвинуться с места. Единственный способ преодолеть колдовство -
избавиться от обид. Сейчас каждый из гномов получит листок бумаги и ручку.
Если вы хотите освободиться от тяжести обид, накопившихся у вас на
одноклассников, вам сначала надо написать на листочке слова: «Я обижался
(лась) на... потому что...»
Пока дети пишут, ведущий и его ассистент в центре комнаты составляют
стулья в круг спинками внутрь. Стульев должно быть на один-два меньше, чем
участников.
Ведущий. А теперь подойдите к большому бездонному колодцу, который
находится в зале. Подойдите так, будто на ногах у вас тяжеленные кандалы.
Хотите ли вы избавиться от своих обид? Хочешь ли ты, Вова? А ты, Петя?..
(ведущий обращается к каждому из детей). Тогда давайте бросим свои обиды в
этот бездонный колодец!
Гномы сминают бумажки и бросают их в центр круга, образованного стульями.
Ведущий. Вы чувствуете, что тяжесть исчезла? Вы можете подняться на край
колодца и встать над своими обидами! Поддержите друг друга, чтобы никто не
упал! У вас есть четыре Волшебных кристалла. Пусть Гномы-посланцы встанут
рядом и соединят кристаллы вместе. Теперь вы можете превратить эти
кристаллы во что угодно. Но прежде договоритесь, во что вы хотите их
превратить, не допуская возвращения обид и ссоp!
Дети стоят на стульях и поддерживают друг друга. Они могут, например,
превратить кристаллы в самолет или в воздушный шар и вместе вернуться в
свои царства. Возможно, им захочется построить общий дворец.
На этом игра завершается.
8. Групповое обсуждение
Ведущий предлагает участникам выйти из ролей: снять атрибуты, сесть в
общий круг, сказать друг другу: «Я не гном, я человек, ученик (ученица)
такого-то класса». Возможны и другие процедуры выхода из роли.
В завершение ведущий предлагает yчастникам обсудить такие вопросы:
Какое из заданий игры оказалось самым сложным?
Изменился ли каждый Гном в процессе путешествия? Почему?
Изменилось ли у жителей каждого царства гномов отношение к пришлому Гному?
Возможно ли относиться к чужим так, чтобы это отношение никого не обижало
и не унижало?
В чем особенности такого поведения и отношения?
Изменилось ли ваше отношение к понятиям «свой» и «чужой»?
-----------------------
28,4 % 43 %
27,5 %
Страницы: 1, 2, 3
|