Рефераты
 

ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Реализовать вышеперечисленные идеи образовательной стратегии

позволяет выполнение педагогами следующих принципов:

— в течение жизни личность должна развивать в себе социальные

качества, поэтому ребенка нужно учить общечеловеческим законам бытия,

опираясь на естественную природу ребенка, дабы не нарушить хрупкий мир

детства;

— ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной,

национальной среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на

позитивный социально-культурный опыт этноса — важнейший принцип

образовательной стратегии;

— принцип межнационального общения предполагает создание условий для

позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных,

национальных, религиозных и социальных групп;

— принцип самоценности ребенка предполагает принятие ребенка таким,

какой он есть;

— ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и

издевательство над другими, поэтому принцип нравственной атмосферы

(«социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты детей от

насилия, издевательств и бойкотирования в детском коллективе, является

основополагающим;

— принцип «социального урока» предполагает активизацию детей в поиске

решений проблемы детской агрессии (ребенок оказывается в позиции

обиженного, отвергнутого или ставится в позицию агрессора и пытается решить

проблему).Проблема межэтнического общения существует:мы, студенты,

сталкиваемся с ней на практике в период обучения в Адыгейском

педагогическом колледже и будем сталкиваться в дальнейшей самостоятельной

педагогической деятельности. Практически любая школа города или села в

Адыгее поликультурна, в детских коллективах воспитываются дети разных

наций. Мы, студенты, да и учителя со стажем, подчас не можем решить

проблемы, возникающие из-за несформированности у детей толерантности или

уже сформированной интолерантности.[19,4-5].

Следует отметить, что и у студентов, не всегда сформированы

толерантные отношения. Причем речь идет не только о нетерпимости будущих

учителей к представителям какой-либо национальной или социальной группы, а

о нетерпимости к личности ребенка вообще. Истоки этого в непонимании

природы ребенка; в несформированной чуткости, доброжелательности, в

отсутствии педагогической направленности.

Мы считаем, что студенты, готовящие себя к реализации в

профессиональной деятельности для формирования толерантности у детей,

должны получить знания и умения в областях:

— народной педагогики, так как она является идеальным, естественным,

складывающимся веками, комплексом идей, взглядов, принципов, форм и методов

общения с ребенком на основе учета его природных особенностей (в данное

понятие включаются не только русские традиции воспитания, но и адыгские и

другие);

— педагогики межнационального общения, которая определяет основы

диалога культур в детском коллективе и способствуют наиболее эффективной

адаптации в новой среде детей-беженцев, мигрантов, детей — вынужденных

переселенцев;

— региональной этнопедагогики, которая демонстрирует традиции

воспитания в данном регионе с учетом населяемых этносов, особенностей

регионального подхода в построении воспитательного процесса;

— кросс-культурной психологии, позволяющей выявить и изучить сходства

и различия в психологии детей, принадлежащих к разным культурам и этносам,

установить их биологические, социокультурные, экологические и

психологические особенности;

— социологии, культурологии, философии, этноискусстве, антропологии,

раскрывающих содержание социального и культурного опыта этносов,

позволяющих увидеть общее в культурах и взаимосвязь между общим развитием

цивилизации и вкладом отдельных народов в этот процесс.

Необходимо сформировать следующие навыки:

— общения с детьми различных этногрупп;

— обнаружения проблем при адаптации детей, оказавшихся в иной

этносреде;

— оказания помощи в адаптации таким детям;

— прогнозирования намечающейся межэтнической конфронтации в детском

коллективе и оказания превентивной помощи;

— обеспечения защиты детей от насилия, издевательств, унижения со

стороны и сверстников, и взрослых;

— организации народного игрового досуга;

— организации досуга народных праздников.

Гарантировать получение таких знаний, умений и навыков студентам-

педагогам могут только комплекс учебных курсов и система воспитательной

работы по данному направлению.

Учитель начальных классов призван сформировать у детей представления

о культуре мира, многовариантности человеческого бытия; навыки национальной

самоидентификации, а также навыки позитивного взаимодействия с

представителями других наций.

I.3.Особенности формирования и развития адыгских детей на принципе

толерантности.

Неотъемлемой составной частью системы воспитания у адыгов являлось

воспитание толерантности, носившее целенаправленный характер. Адыги

приобщали детей к миру человеческих отношений, формировали у них такие

качества, как терпимость, интернационализм, умение находить общий язык с

людьми.

В адыгейском этикете норма поведения называется ХАБЗЭ.

Народная педагогика адыгов располагает различными средствами воспитания

толерантности подрастающего поколения. Среди них первостепенное значение

имеет устное народное творчество .

"Воспитывать ребенка надо каждый день, каждый час и этот процесс

беспрерывный и постоянный"- говорят адыги. Справедливо считалось

необходимым воспитание с самых ранних лет, что отражается в адыгской

народной поговорке "Прут сгибай, пока сырой, детей воспитывай, пока

молодой". Лишь только в результате кропотливой и систематической работы

можно выработать совокупность норм поведения человека - АДЫГЭ ХАБЗЭ, что

вполне можно принять как "Адыгские моральные требования". А знание и

соблюдение их, поддерживаемое личным убеждением, традицией, воспитанием,

общественным мнением, называется НАМЫС, что означает "Нравственность".

В памятниках адыгской народной педагогики говорится о том, что молодому

поколению надо прививать такое положительное качество как терпение.

Терпение (щыIагъэ, щэчыныгъэ, зыIэжэныгъ, пытэныгъ – в адыгейском вариате;

шэчыныгъэ, бэшэчыгъэ, шыIэныгъэ, зызэтеубыдэныгъэ, зышыIэ, зыIэжъэ – в

кабардинском варианте.[42,243]. Пословица «О сердце мое, не горячись, о

язык мой, воздержись!» предостерегает молодого человека от того, чтобы в

состоянии ярости не наговорить лишнего, не оскорбить человека, внушает, что

невоздержанность на язык разрывает человеческие взаимоотношения, что словом

человека можно ранить сильнее, чем оружием, о чем конкретнее говорят другие

изречения – «Что ранено мечом заживает, а что языком – не заживает»,

«Сказанное слово, что пущенная пуля».(40,29).

Воспитание терпимости (толерантности) в адыгской народной педагогике

неразрывно связано с воспитанием интернационализма. В устном народном

творчестве адыгов отразились дружеские симпатии к соседним

народам:осетинам, кумыкам, сванам и другим. Так в предании «Жэщтеуэ»

(«Ночное нападение») с уважением говорится, что на обращение адыгов помочь

отразить нападение войск крымского хана прибыло столько же осетин, кумыков

и сванов, сколько было всего адыгских воинов.[42,181]. Адыги внушали детям

и молодежи, что нужно уважать культуру и обычаи других народов: «Хымэ хэку

укIомэ, яшъуашэ зыщылъ», «Хамэ хэку укIумэ, я фащэ зыщытIагъэ» («Если

собираешься в чужую страну, то одевайся в одежду того народа, в чью страну

думаешь ехать»). Народ понимал, что любовь к родному народу не может

строиться на неуважении к другим народам.[40,29].

Бесспорно, опыт адыгской народной педагогики был бы весьма ценен для

будущего в аспекте поисков гармонизации межнациональных отношений между

поколениями в перманентном процессе воспитания и обучения, однако пока

трудно определить, насколько готова к восприятию такого опыта отечественная

официальная педагогика.

Проблема толерантности — одна из самых острых в школе, да и в обществе

в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать

другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и

адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень

непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без

которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Школа

способна стать для детей школой ненасилия, свободы, толерантности. Школа,

осваивая социальную, природную, культурную среду, используя её

воспитательные возможности и «приспосабливая» её к нуждам детства, призвана

и может стать центром широкого воспитательного пространства. [27,92]

Формирование и развитие адыгских детей должно происходить с учетом

этнодидактических принципов, лежащих в основе всех национальных систем

образования:

1.Принципа соответствия содержания образования этнофилософским взглядам и

современному менталитету.

2.Принципа соответствия содержания образования, форм и методов обучения

этнопсихологическим особенностям людей.

3.Принципа соответствия форм и методов обучения этнопедагогическим

традициям. Поэтому в содержание образования необходимо изначально

закладывать взаимосвязь различных культур.[43,93-95].

Фундаментом толерантности в самом широком понимании является

индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в

себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая,

социальная формы). Для начальной школы проблема воспитания толерантности

актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться

взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным

жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для

плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в

процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное,

уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание

толерантности способствует развитию сотрудничества.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля

общения «учитель — ученик». Поэтому учителю нужна помощь при освоении

определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и

общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно

научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и

ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным

взглядам. Воспитание в национальной (адыгской) школе должно быть направлено

на «обучение и воспитание личности, не разделяющей мир на противоположные

вещи и предметы, а объединяющей в себе в единое целое одновременно

становясь целостной личностью, способной принять мир как единство в

разнообразии, привнося в него культуру своего этноса, как принадлежащую

человечеству, социуму.[38,224]

В период нравственного плюрализма ответственность за формирующуюся

личность вынуждена брать на себя школа. Для выполнения этой миссии у школы

сегодня не так уж и много путей. Один из них — возрождение традиций Адыгэ

хабзэ. Адыгэ хабзэ как культурная и духовная ценность народа играет важную

роль в образовании, воспитании и воспитательном влиянии на формирование

сознания адыгских детей, способствует пониманию процесса становления

личности в адыгском обществе.[37,209]

Особая роль в национальной (адыгской) школе на современном этапе

отводится формированию демократического стиля отношений через

гуманистический характер учебно-воспитательного процесса, сотрудничество

учителя и учеников, через воспитание толерантности.

Вывод по главе.

Мы пришли к выводу, что толерантность находит свое выражение в двух

основных сферах: на психологическом уровне — как внутренняя установка и

отношение личности и коллектива и на политическом уровне — как действие или

осуществляемая через закон и традицию общественная норма. Толерантность

приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как

действие, толерантность — это активная позиция самоограничения и

намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную

терпимость разных и противостоящих в несогласии культур.

Более того, народная педагогика заключает в себе большой потенциал

терпимости и тем самым является естественным союзником толерантности.

Народная педагогика может способствовать развитию чувств и установок на

терпимость и ненасилие.

Глава 2.Система работы по формированию личности ребенка в соответствии с

принципом толерантности.

2.1.Результаты предварительного опроса по выявлению уровня сформированности

толерантности детей в начальных классах.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши

дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя

обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости

человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены

эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с

использованием возможности сферы образования одним из высших целевых

приоритетов должно стать воспитание толерантности.

Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их

проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет

и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на

индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Наша исследовательская работа по выявлению и формированию толерантности

детей начальных классов проводилась в Габукайской школе № 6 4 «А» класса

(20 человек).

В ходе исследовательской работы использовались различные методы –

тестирование, исследовательская беседа, математический метод.

Нами были разработаны тестовые задания, которые состояли из 13 вопросов

(Приложение 1).

Проведённый опрос позволил определить отношения детей с людьми,

направленность их деятельности, способность отстаивать свои интересы,

заинтересованность в решении возникающих проблем, агрессивность, склонность

к раздражительности, тревожность, отношение к другим людям.

Результаты теста подводились по определенному ключу (Приложение 2).

Проведенный опрос выявил следующие результаты (Таблица 1).

| № | | | | Я | О | Д |

| |Я |О |Д | | | |

| 1 | | | | 35 %| 45 %| 20 % |

| |7 |9 |4 | | | |

| 2 | | | | 20 %| 55 %| 25 % |

| |4 |11 |5 | | | |

| 3 | | | | 20 %| 50 %| 30 % |

| |4 |10 |6 | | | |

| 4 | | | | 25 %| 50 %| 25 %|

| |5 |10 |5 | | | |

| 5 | | | | 45 %| 20 %| 35 %|

| |9 |4 |7 | | | |

| 6 | | | | 25 %| 55 %| 20 %|

| |5 |11 |4 | | | |

| 7 | | | | 35 %| 30 %| 35 %|

| |7 |6 |7 | | | |

| 8 | | | | 50 %| 35 %| 15 %|

| |10 |7 |3 | | | |

| 9 | | | | 10 %| 55 %| 35 %|

| |2 |11 |7 | | | |

| 10 | | | | 20 %| 55 %| 25 %|

| |4 |11 |5 | | | |

| 11 | | | | 15 %| 45 %| 40 %|

| |3 |9 |8 | | | |

| 12 | | | | 40 %| 40 %| 20 %|

| |8 |8 |4 | | | |

| 13 | | | | 20 %| 35 %| 45 %|

| |4 |7 |9 | | | |

| | | | | 27,5| 43,8| 28,4|

|Ср.% | | | |% |% |% |

Таблица 1.

Ср.

(Я)=1(я)+2(я)+3(я)+4(я)+5(я)+6(я)+7(я)+8(я)+9(я)+10(я)+11(я)+12(я)+13(я)

13

Ср.(О)=

1(о)+2(о)+3(о)+4(о)+5(о)+6(о)+7(о)+8(о)+9(о)+10(о)+11(о)+12(о)+13(о)

13

Ср.(Д)=1(д)+2(д)+3(д)+4(д)+5(д)+6(д)+7(д)+8(д)+9(д)+10(д)+11(д)+12(д)+13(д)

13

По итогам опроса было выявлено, что 27,5 % как видно из таблицы

ориентируются при выполнении какой-либо деятельности на прямое

вознаграждение, они проявляют агрессивность в поведении и поступках, им

присуща склонность к соперничеству, в определенных ситуациях проявляют

раздражительность.

43,8 % проявляют стремление в любых условиях поддерживать дружеские

отношения с людьми, ориентируются на совместную деятельность, в сложных

ситуациях стремятся оказывать помощь людям, но при этом ждут одобрения, они

чувствуют привязанность в отношениях людей.

28 % учащихся проявляют заинтересованность в выполнении работы как можно

лучше, с интересом вступают в деловые отношения, проявляют активность в

решении проблем, ориентация на сотрудничество, в возникших ситуациях

проявляют способность и заинтересованность в отстаивании собственного

мнения, которое в свою очередь влияет на достижение общей цели.

[pic]

28,4 % - ср.уровень проявления толерантности

43 % - проявляют высокий уровень толерантности

27,5 % высокий уровень проявления агрессивности

Рис. 1. Результаты опроса по выявлению уровня сформированности

толерантности у учащихся. 43 %

Итак, можно сделать вывод, что работу по формированию и развитию

толерантности у учащихся Габукайской школы № 6 необходимо продолжать.

2.2.Работа по развитию и совершенствованию знаний учащихся о принципе

толерантности.

Школа один из важнейших институтов воспитания, представляет ребятам мало

возможностей для развития такого качества, как толерантность (терпимость).

Учителя начальных классов как таковой в последние десятилетия дают очень

низкую оценку, состоянию интернационального воспитания в школах России.

Многие взрослые предполагают, что ребенок – это неравный субъект

которому недостаёт понимания и уважения со стороны взрослых. Ещё Я.Корчак

писал, что власть принадлежит взрослым, которые считают детей своей

собственностью и не способны встать на их место, а дети – главная

страдающая сторона, лишенная прав и признания.

Свою систему работы мы строили в соответствии с тем, что воспитание

толерантности – это моральный долг, а также правовая и политическая

потребность. Толерантность – это активное отношение к действительности,

формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека, это

то, что делает возможным достижения мира и ведёт от культуры войны к

культуре мира.

Очень важно найти правильное решение данной социально-образовательной

проблемы, указывая возможные направления исследовательско-образовательной

проблемы, указывая возможные направления исследовательско-практической

деятельности в этой области.

Решение данной проблемы невозможно без преобразований в учебно-

воспитательном процессе детей начальной школы. Именно в учебно-

воспитательном процессе можно формировать ментальные качества ребёнка,

формировать менталитет толерантности.

В содержании обучения и воспитания детей должен прослеживаться диалог

культур с ориентацией на детализацию взаимодействующих компонентов культуры

и их интеграции в целостном культурном пространстве цивилизации.

Необходимо обращаться к общепризнанным классическим образам культуры,

вошедшим в сокровищницу культурного наследия человечества и представляющие

собой универсальные общечеловеческие ценности для разных народов.

Нами были разработаны внеклассные занятия по таким темам, как: «Урок

толерантности» (Приложение 3), «Мы команда одного корабля» (Приложение 4),

«Культура разных народов» (Приложение 5) и другие. Например нами был

проведен «Урок толерантности». Основной целью этого урока было развитие

терпимости по отношению к людям независимо от их национальности, воспитание

чувства интернационализма.

На этом уроке дети прослушали стихотворение С.Маршака «Всемирный

хоровод» в котором говорилось о том, что дети всех цветов кожи должны быть

дружными друг с другом. Была проведена беседа о том, что нужно жить дружно,

быть сдержанными, когда мы видим недостатки других.

Дальше мы провели игру. Дети должны были прослушать ситуацию и поднять

красный кружок, если выбирался I вариант, синий кружок, когда дети выбирали

II вариант.

Проводились внеклассные занятия по русской культуре (Приложение 6),

классные час (Приложение 7).

Внеклассные занятия по чтению по темам «Пушкин у нас начало всех начал»

(Приложение 8), «А.С.Пушкин душа народа – душа поэта». (Приложение 9).

Викторины по темам: «АдыгабзэмIэ викторин» (Приложение 10), «ХьакIэщым

иапэрэ зэхэщэгъу» (Приложение 11), «Адыгэ литературэмкIэ викторин»

(Приложение 12).

Например, на внеклассном занятии мы провели игру на развитие

толерантности, которая называлась «Волшебный кристалл». Вначале игры были

расставлены столы таким образом, чтобы образовалось 4 стола по 5 человек,

то есть 4 команды. Причем, они сидели лицом друг к другу, после чего

проводилось голосование, суть которого заключалось в том, что дети должны

были вытянуть квадрат любого цвета (ж., к., с., з.). После голосования дети

сели таким образом, в зависимости от того какой цвет выбрали. Образовались

новые группы. Затем провели беседу, в ходе которой были раскрыты значения

понятий «свой» и «чужой».

Дальше были предложены слова как открытость, опасность, далекий,

близкий, похожий, нравится, не нравится и другие. Дети должны были

подобрать синонимы к понятиям «свой» и «чужой».

Но на этом работа не завершилась. На следующем занятии была проведена

беседа по такому вопросу как «Могут ли все люди вокруг быть своими?» После

беседы была проведена разминка. Дети построились в 4-е колонны по 5

человек. Далее детям было сказано, что с помощью волшебной палочки дети

превратятся в гномов.

Дети, стоявшие последними в колонне, развернулись к учителю и получили

кубики разных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

Суть игры заключалась в передаче кубика впереди стоящему ученику,

«превратить» его в какой-либо предмет (мысленно). Партнер угадавший

загаданный предмет забирает кубик и т.д. Игра длится до тех пор, пока хотя

бы одна команда не справится с заданием.

Команда быстрее справившаяся с заданием получила колпачок

соответствующего цвета и название «гномы».

В ходе проведения уроков, внеклассных мероприятий, мы пытались

воспитывать в детях чувства интернационализма, терпимости в обществе людей

населяющих нашу планету; подводили к тому, что люди любой национальности

имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому

народу, воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине;

давали представления о стереотипах поведения, о культурных различиях;

пробуждали творческие способности детей, воспитывали умение видеть красоту

родного края, республики, природы; формировали умение проводить

сравнительный анализ поэтических произведений и другие.

Учащиеся с большим интересом участвовали в предлагаемых заданиях,

проявляли активность, интерес к данной проблеме.

Дети сами делились знаниями о своей национальной культуре, о

национальных ценностях своего народа.

Много рассказывали о своей Республике, о красоте и богатстве родного

края; читали стихи местных поэтов.

Было видно, что дети проявляют интерес к искусству, культуре, обычаям,

традициям своего народа.

Любое мероприятие, проводимое нами было успешным, были реализованы

поставленные цели.

Тем не менее нужно сказать, что на этом этапе работа по формированию

толерантности не завершена и эту работу необходимо продолжить, так как за

такой короткий срок невозможно воспитать толерантность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение нашей исследовательской работы мы пришли к выводу, что

толерантность – это не уступка, а активное отношение, формируемое на основе

признания прав и свобод человека.

Самым важным источником формирования толерантности является школа.

Воспитание в духе толерантности является главной её задачей.

Необходимо строить свою работу, критически осмысливая и вырабатывая

суждения о моральных ценностях, принципов толерантности.

Адыгская народная педагогика располагает различными средствами

воспитания толерантности подрастающего поколения.

Воспитание терпимости неразрывно связано с воспитанием чувства

интернационализма. Необходимо подчеркнуть, что опыт адыгской народной

педагогики весьма ценен для поиска гармонизации межнациональных отношений

между поколениями.

Проблема толерантности как было выявлено в ходе исследования является

одной из острейших проблем школы. Основная масса учащихся не всегда ведёт

себя корректно и адекватно в возникших ситуациях.

На современном этапе особая роль отводится в национальной (адыгской)

школе, формированию демократического стиля отношений через гуманистический

характер учебно-воспитательного процесса сотрудничество учителя со

школьниками, посредством воспитания толерантности.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик,1978,с.114-116.

2. Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. Игры на развитие

толерантности для учащихся. // Начальная школа (газета),2002, №39, с.3-4.

3. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно – воспитательных задач в

национальной школе. Майкоп,1987,с.123-165.

4. Бузаров К.И. Воспитание, развитие и формирование личности. (в контексте

традиционных и современных традиций). Майкоп,2000,с.27.

5. Бутенко А.П. Нация, национализм, суверенитет// Социально – политический

журнал.1998 г. №3. С.113.

6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары,1974,с.5-16.

7.Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект образования как фактор

гармонизации межнациональных отношений на Северном Кавказе // Мир на

Северном Кавказе через языки, образование и культуру: Тез. 2-го Междунар.

Конгр. 15 - 20 сент. 1998 г. / Пятигор. гос. лингв. ун-т. Пятигорск,

1998,с.87-94.

8. Губогло М.Н. Переломные годы. Т.1. М.,1993,с.67.

9. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.,1980,

Т.4,с.402.

10. Жарников А. Этническая терпимость - стержень Российского государства //

Этносфера: Межнациональное образование в зеркале России и мира.1998. - N 3

- 4. - С. 14 – 17.

11. Золотухин В.М. Две концепции толерантности. Кемерово,1999,с.138.

12. Измайлов А.Э. Народная педагогика. М.,1991. С.8.

13.Инговатова А.Г. Диалог культур в контексте проблем современного

образования // Российский вуз: В центре внимания - личность:

(Пробл.воспитания): Тез. докл. науч.-практ. конф. 24 - 26 мая / Дон. гос.

техн. ун-т. - Ростов н/Д., 1999. - Т. 4. - С. 223 - 225.

14. Культура мира и демократии. Учебное пособие. Отв. редактор

А.О.Чубарьян. М.,1997,с.4-7.

15. Меретукова З.К. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп,1999.

16. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей\\

Сборник статей кафедры педагогики и психологии Адыгейского пединститута.

Майкоп,1957.

17. На пути к культуре мира: (Док. и материалы) / Комиссия РФ по делам

ЮНЕСКО. - М.: МИК, 1999,с.37-39.

18. Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность, проблемы

воспитания. Материалы первой республиканской научно – практической

конференции. Майкоп,1994.(Сборник статей),с.136-177.

19. Пагодина А.А. Толерантность//История.2002,№11,с.4-5.

20. Педагогическая энциклопедия. Т.3. М.,1966. С.35.

21.Политология: Энциклопедический словарь.М.,1993,с.222.

22. Резолюция ООН по объявлению Международного года толерантности. М.,1994.

С.221-224.

23. Российская газета, № 144 от 4.08.1998,с.3-4.

24. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М.,1996,с.56-65.

25. Словарь иностранных слов. М.,1989,с.510.

26. Смирнова Я.С. Воспитание ребенка в адыгейском ауле в прошлом и

настоящем // Ученые записки Адыгейского НИИ. Т.8. Этнография. Майкоп,1968.

27. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001,

№9, с.91-97; 2002, № 1, с.159-165.

28. Толерантность и согласие: Материалы международной конференции

«Толерантность, взаимопонимание и согласие». М.,1997,с.4-17.

29. Толерантность в общественном сознании России. М.,1996,с.56-75.

30. Толковый словарь иноязычных слов. М.,1998,с.264.

31. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.,1994,с.308.

32. Уэйн Кеннет. «Образование и толерантность»// Высшее образование в

Европе. т.XXI,№2,1997,с.27.

33. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного

сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005)».

// Народное образование, 2002, №1, с.255 – 263.

34. Философский энциклопедический словарь. М.,1997,с.89.

35. Хинтибидзе А.Ф. Некоторые моменты взаимоотношения народной педагогики и

истории педагогики // Из истории народного образования Адыгеи. Сборник

статей. Ростов-на Дону,1975.

36. Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее. Майкоп,1957.

37. Цеева А.З. Особенности национального воспитания адыгов.// Сборник

трудов докторантов, аспирантов и соискателей. Майкоп,2001.

38. Цеева А.З. Адыгэ хабзэ как основа воспитания студентов педколледжа.//

Сборник трудов докторантов, аспирантов и соискателей. Майкоп,2001.

39. Шаповалов В. Этнокультурная направленность российского образования.

М.,1997,с.98-124.

40. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном

творчестве. Ростов н/Д.,1977,с.29.

41. Шоров И.А. и др. Русско – адыгейский словарь педагогических терминов.

Майкоп,1996,с.215.

42.Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика.

Майкоп,1999,с.181,243.

43. Ялалов Ф.Г. Национально – региональный компонент образования:

этнометодологический подход. // Начальная школа(журнал). 2001. №2, с.92-95.

Приложение № 1

Тестовые задания.

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А. Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

В. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Мне нравится, когда люди:

А. Радуются выполненной работе;

Б. С удовольствием работают в коллективе;

В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

3. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого

представляются возможности;

Б. Были верны и преданы мне;

В. Были умными и интересными людьми.

4. Лучшими друзьями я считаю тех:

А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

Б. На кого всегда можно положиться;

В. Кто может многого достичь в жизни.

5. В детстве мне больше всего нравилось:

А. Проводить время с друзьями;

Б. Ощущение выполненных дел;

В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

6. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее

всего я использовал бы его:

А. Для общения с друзьями;

Б. Для отдыха и развлечений;

В. Для своих любимых дел и самообразования.

7. Я люблю, когда:

А. Другие люди меня ценят;

Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;

В. Приятно провожу время с друзьями.

8. Для меня нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства;

Б. Неудача при выполнении важного дела;

В. Потеря друзей.

9. Я не люблю людей, которые:

А. Считают себя хуже других;

Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

В. Возражают против всего нового.

10. Приятно, когда:

А. Работаешь над важным для всех делом;

Б. Имеешь много друзей;

В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

11. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие

отношения с людьми;

Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

В. О последних достижениях науки и техники.

12. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

А. Другие были им довольны;

Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу;

13. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

А. В общении с друзьями;

Б. Просматривая развлекательные фильмы;

В. Занимаясь своим любимым делом.

Приложение № 2

Ключ к приложению № 1

| № | Я | О | Д |

| 1 | А | В | Б |

| 2 | В | Б | А |

| 3 | Б | А | В |

| 4 | В | А | Б |

| 5 | В | А | Б |

| 6 | А | Б | В |

| 7 | А | Б | В |

| 8 | А | В | Б |

| 9 | А | Б | В |

| 10 | В | Б | А |

| 11 | Б | А | В |

| 12 | В | А | Б |

| 13 | Б | А | В |

Я – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно

работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность,

склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность,

интровертированность.

О – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми,

ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению

конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на

социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и

эмоциональных отношениях с людьми.

Д – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как

можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в

интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ