Рефераты
 

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

периодических изданий.

Однако из всех перечисленных видов учебных пособий не только важнейшее,

но и определяющее значение для структуры познавательной деятельности

ученика имеет учебник как основное пособие.

Определяющее положение учебника в системе учебных пособий объясняется

прежде всего теми учебно-познавательными функциями, которые исторически

связываются с понятием «учебник». Назначение последнего, во-первых, быть

источником систематизированных знаний, во-вторых, обеспечивать доступность

восприятия систематизированных знаний и условия закрепления их в памяти

учащихся, в-третьих, нести дополнительную информацию и знакомить с путями

её приобретения,

в-четвёртых, осуществлять методическое руководство процессом усвоения,

закрепления, практического применения знаний.

Познавательная деятельность учащихся при работе с книгой может быть и

воспроизводящей, и творческой. Например, составление простого плана, устное

или письменное изложение прочитанного является воспроизводящей

деятельностью, составление сложного плана, написание сочинения, составление

и решение оригинальных задач — творческой.

Так, в процессе школьного обучения значительное место занимают

различные методы обработки и усвоение материала учебника. Среди них

важнейшее место занимают пересказ и выучивание наизусть. Учитывая

возрастание сложности познавательной деятельности, на первое место как

наиболее лёгкое для учащихся следует поставить выучивание наизусть, затем —

пересказ — как действие воспроизводяще-творческого характера, которому

присущи меньшая освоенность текста, необходимость самостоятельного подбора

лексики. На третье место следует поставить подготовку рассказа на заданную

тему, по аналогии с прочитанным, как значительно более творческий метод

освоения материала.

Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов

учебника, можно выделить такие группы:

Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным

словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения,

восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ,

составить элементарное описание, провести элементарный анализ композиции

текста, сопоставительный анализ художественных и научных текстов и т.д.

Например, выполнение такого упражнения носит частично творческий

характер. Задание: Озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные слова

синонимами.

В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает.

Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются

на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то

особая, бодрящая свежесть.

Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно,

праздник, чувствуется.

Также частично творческий характер носит работа по завершению

предложений по догадке:

Ребята были в лесу. Вдруг слы( : во( ёлочки кто-то шур( . Там ё( !

Напала Жучка на ( ( . Да не тут ( ! Наколола она нас и ( .

Также частично творческий характер носит работа по исправлению

предложений:

Илья Муромец собрался с мощью. Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на

самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом. Меня

пробудил мой папа. В рассказе описывается об одном случае.

2) Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из

данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по

впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала,

развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение

по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с

элементами рассуждения, изложение по началу и концу.

Например, работой с творческой основой является выполнение упражнения:

восстановить последовательность предложений русской народной сказки «Заячьи

следы».

1. Ни покоя ему, ни сытости. 2. У всякого зверя есть своя защита: у

медведя — могучие лапы, у волка — крепкие зубы, у быка и барана — рога. 3.

От всякого зверя терпит заяц. 4. Научила зайца нужда свои следы путать,

крутить–петлять. 5. А у зайца одна защита — длинные ноги да заячьи горькие

слёзы.

(2 – 5 – 1 – 3 – 4).

Выполнение следующего задания также является примером работы с

творческой основой. Задание: составить план рассказа, озаглавить рассказ,

написать изложение от I-ого лица (от имени охотника).

Старый охотник пошёл осенью в лес. Устал старик и присел на пенёк

отдохнуть. В лесу было тихо-тихо. Вдруг послышался красивый звук, точно

пропела тонкая струна. Чуть погодя опять прозвучал этот же звук. Старик

удивился такой музыке. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за ёлочки и увидел на опушке разбитое грозой

дерево. Из него торчат длинные щепки. Под деревом сидит медведь. Он схватил

одну щепку лапой и потянул к себе. Щепка выпрямилась, задрожала. В воздухе

раздался певучий звук струны.

Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже с удовольствием слушал

музыку. Хорошо поёт щепка! Хорошо играет лесной музыкант!

(По В. Бианки)

3) Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам,

сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной

характеристики, подготовить доклад, написать сказку, составить сценарий,

сочинение — рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение —

миниатюру.

Примером работы творческого характера может быть сочинение на избранную

каждым ребёнком тему. Необходимое условие — текст должен быть насыщен

глаголами, и чтобы благодаря умелому употреблению глаголов повествование

было живым, динамичным.

Познавательная деятельность учащихся в обучении, какой бы характер она

не носила, какой бы активной она ни была, всегда должна направляться и

организовываться учителем. Часто учитель там, где возможно придать

деятельности творческий характер, ограничивается воспроизведением, что

снижает интерес и активность учащихся, не формирует у них творческого

отношения к изучаемому.

Кратко рассмотрев отдельные этапы познавательной деятельности учащихся,

более подробно мы остановились на этапах закрепления материала по русскому

языку и обучения умениям и навыкам. Мы разработали систему заданий,

формирующих познавательный интерес школьников, для использования на этих

этапах обучения.

Творческие работы учащихся способствуют укреплению и повышению

познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления,

индивидуальности каждого школьника. Несмотря на это, давать задания

творческого характера надо осторожно, постепенно переходя от

воспроизводящих работ к воспроизводяще-творческим, и затем к творческим

работам.

Познавательный интерес младших школьников часто неустойчив. Ребёнок

может испугаться творческого задания, его непривычной для школьника

формулировки. Поэтому начинать следует с простых заданий, постепенно

переходя к более сложным. Выполнение творческих заданий требует большой

подготовительной работы.

При закреплении материала по русскому языку учащиеся также выполняют

упражнения от воспроизводящих до творческих. Схематично виды заданий при

закреплении материала по русскому языку можно изобразить так. (См. схему №

1)

Например, при закреплении материала по теме «Сложное предложение» (эта

тема даётся в учебнике Полякова) в III классе учащиеся выполняют такие

работы воспроизводящего характера: ответы на вопросы учителя по теме,

приведение примеров, выполнение упражнений с заданием: «Поставь запятую в

сложных предложениях».

Схема № 1

Переходом к творческим упражнениям являются воспроизводяще-творческие.

1. Работы на преобразование объекта. При закреплении теоретического

материала учащиеся отвечают на вопросы учителя, требующие аргументации,

доказательств. Например: «Объяснить, нужна ли запятая перед союзом «и» и

почему». Из работ на практическое применение предлагается упражнение с

заданием «Поставь, где надо, запятые». Даны сложные и простые предложения с

однородными членами. Или задание: «Исправь ошибки». Запятые в некоторых

предложениях этого упражнения отсутствуют или поставлены неверно.

2. Работы на многозначное практическое применение требуют применения

целого ряда правил. Например, сделать вывод, в каких случаях перед союзом

«и» запятая ставится, а в каких не ставится. Примером работы этого типа

является выполнение упражнения с заданием: «Спишите текст, расставляя знаки

препинания и вставляя пропущенные буквы».

3. Примером работы комбинированного характера будет упражнение с

заданием: «Из данных простых предложений образуйте сложные предложения.

Запишите их, расставляя знаки препинания».

Творческие работы служат не столько цели овладения учебным материалом,

сколько цели повышения активности и самостоятельности учащихся, развития у

них творческого подхода к решению конкретных вопросов, формированию

познавательных интересов учащихся.

Примером творческой работы является изложение содержания предложенного

текста с теми или иными элементами творческого характера: реконструирование

текста, высказывание собственных суждений и т.д.

Например, изложение текста по рассказу В. Бианки «Лесной музыкант».

Повествование ведётся от имени рассказчика, не участвовавшего в событиях.

Детям даётся задание изложить содержание текста от имени охотника и

озаглавить текст.

Дети с заданием справились. Заглавие дано близкое к авторскому: «Лесной

музыкант», «Медведь-музыкант», значит, дети поняли основную мысль текста,

отношение автора к герою. Изложение во всех работах велось от имени

охотника. Текст излагался по плану, не были упущены никакие важные моменты.

Весь класс справился с заданием.

Также примером творческой работы служит написание сочинения-минитатюры

на тему «Волшебная поляна» по мотивам волшебных сказок (изучение волшебных

сказок шло параллельно на уроках литературы). Задание — текст должен быть

насыщен прилагательными, чтобы сделать описание более ярким, интересным.

При этом должен сохраняться язык и стиль волшебный сказки.

В целом класс с заданием справился. Описание получилось красочным,

прилагательные употреблялись уместно, без излишеств. Сохранён стиль

волшебной сказки. Приведём пример. Так описала поляну Ира Перемикина:

«Долго ли, коротко ли вышел Иван Царевич на волшебную поляну. А там такая

красота, что глаз не отвести! Травушка золотая, берёзка такая ласковая, что

уходить не хочется, цветочки точно зорьки красные. А солнышко ласково

сладкую речь говорит. Пенёчек там небольшой стоит. Около пенёчка уселись

звери самые разные: медведь жёлтый, белка голубая, лиса фиолетовая и заяц

зелёный.».

При обучении умениям и навыкам, также как и при закреплении материала,

возможны работы как творческого, так и воспроизводящего характера.

Схематично виды упражнений на этапе обучения умениям и навыкам можно

показать так (см. схему № 2).

Схема № 2

Приведём примеры работ воспроизводящего и творческого характера,

используемых при обучении умениям и навыкам.

Упражнения по образцу имеют целью обеспечить первичное закрепление

усваиваемых знаний и формирования у учащихся умений применять эти знания

(примеры заданий см. стр. 59).

Тренировочные упражнения имеют целью закрепление, повторение

теоретического материала, совершенствование первично приобретённого умения

и формирования навыка (примеры заданий см. стр. 60).

Творческие упражнения используются на этапе применения учащимися

усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной практической

деятельности.

Так, примером творческой работы на этапе обучения умениям и навыкам

является сочинение с элементами сравнительной характеристики, с элементами

описания.

В ходе эксперимента были проведены две таких работы. Перед написанием

сочинений проводилась большая подготовительная работа. Дети наблюдали за

изменением природы осенью, сравнивали описание осени в произведениях разных

авторов, характеризовали с помощью прилагательных состояние природы ранней

и поздней осенью.

Первой работой с элементами описания и сравнительной характеристикой

было написание сочинения-миниатюры «Два осенних листа». На экскурсии дети

рассматривали листья деревьев, сравнивали их. Каждый взял домой два

понравившихся ему листа. На уроке русского языка дети написали сочинения.

Приведём примеры некоторых работ.

Из сочинения Маши Быковой: «( Когда он [лист берёзы] парит в воздухе,

то чем-то походит на бабочку. Лежит на листике берёзовом роса и похож

листик на короля, одетого в серебро. Лист рябины тоже похож на бабочку,

когда летит по воздуху. Но он уже походит не на короля в серебре, а на

горсть ягод брусники...»

Совсем другое сочинение у Ани Чугуновой: «( Берёзовый лист небольшой,

широкий, а острые зубчики придают листу ажурный вид. У берёзового листа

черенок и жилки короткие, и на черенке один листик. А у рябинового листа,

напротив, большой и узкий. Черенок и жилки у него длинные, а листиков на

черенке много(»

При выполнении следующий работы от детей требовался, на наш взгляд, ещё

более творческий подход. Дети писали сочинение на тему «Разная осень».

Сравнивались ранняя («золотая») осень, дождливая («мокрая») осень и поздняя

(«снежная») осень.

Отрывок из сочинения Арины Большуновой: «Уходит золотая осень.

Начинаются дожди. Слякоть. Холодно. Сбросили деревья свой разноцветный

наряд. Кустов безлиственные прутья торчат из грязи. А солнце почти не

выглядывает из-за чёрных туч. И это печальное время осени кончается. И

начинает идти первый неприятный мокрый снег. Он идёт мелким градом. Стало

совсем холодно. Вода в реках, озерах стала чёрной, и у края покрылась

тонкой корочкой льда(»

Совсем другое описание у Кати Черновой: «( Золотая осень — деревья ещё

не скинули свой пёстрый наряд. На улице такая тишина. Красота. На траве

видна паутина — это «бабье лето». но бывает ещё и другая осень. Дождь. Небо

становится серым. На улице холодно. В такую дождливую погоду я читаю или

сплю на диване под тёплым пледом(»

Также одним из видов творческих работ на уроках русского языка является

написание сочинения по картине. Такая работа с детьми проводилась впервые.

Сочинения были не перечислением изображённых художником предметов, а

связанным текстом. У каждого ученика чувствуется свой стиль — от

поэтического описания до юмористического, шутливого.

Так, отрывок из сочинения Кати Черновой по картине А.С. Григорьева «В

озёрном краю»: «На этой картине изображена весна. Голубое небо, по которому

плывут, словно белые барашки, облака. Зеркальная гладь озера, по берегам

которого виднеется нежно-зелёная травка. Полупрозрачная крона дерева,

которая отражается в озере, кусты, на которых уже появляются листики(»

Свой стиль у Лены Багиной: «( Мальчик лет десяти стоит у озера и что-то

рассматривает. Он, наверное, смотрит на уток, потому что собака смотрит в

ту же точку с высунутым языком — всё-таки хочется скушать свежую утку.

Видно, что мальчик деревенский: городской не пошёл бы утром на рыбалку(

Видно, что мальчик находится где-то в Сибири. Это можно узнать по пятнистым

коровам(».

На интегрированных уроках русского языка и литературы (после изучения

басен Крылова) детям было предложено написать басню. После повторения

особенностей построения текста басни, отличительных черт жанра, ученики

сочиняли басни. С заданием все справились. Некоторые написали басни в

стихотворной форме. Сохранены особенности жанра, чётко сформулирована

мораль.

Творческие работы выполнялись детьми и дома. Ученики оформляли свои

сочинения, рисовали.

Эксперимент проводился в 3 «А» классе школы № 50 г. Новосибирска.

Контрольный класс — 3 «Б».

Результаты анкетирования показали, что после проведения эксперимента,

связанного с использованием творческих заданий на уроках русского языка

(риторики и русского языка) и математики (геометрии), у учащихся

экспериментального класса повысился интерес к этим предметам. Интерес к

этим предметам у учащихся контрольного класса остался примерно на том же

уровне (см. таблицу).

Уровень развития познавательного интереса учащихся 3 «А» и 3 «Б»

классов не изменился. Учащиеся этих классов находятся на одном уровне

развития познавательного интереса.

3 «А»

|Числ|Направленность интересов |

|о | |

|опро| |

|шенн| |

|ых | |

|уч-с| |

|я | |

| |Русск|Рит|мате|гео|лит|при|ист|му|тан|физ|ИЗО|тру|теа|ОБЖ|анг|

| |. |ори|-мат|-ме|ера|-ро|ори|зы|-цы|-ра| |д |тр | |л. |

| |язык |ка |ика |т-р|тур|дов|я |-к| | | | | | |язы|

| | | | |ия |а |ед.| |а | | | | | | |к |

|12 |6 |3 |9 |3 |2 |3 |5 |3 |5 |4 |8 |7 |4 |4 |2 |

|чел | | | | | | | | | | | | | | | |

|100 |50 |25 |69 |25 |17 |25 |42 |25|42 |33 |66 |59 |33 |33 |17 |

|% | | | | | | | | | | | | | | | |

|12 |7 |6 |9 |7 |5 |5 |5 |5 |5 |8 |9 |7 |4 |3 |1 |

|чел | | | | | | | | | | | | | | | |

|100 |59 |50 |69 |59 |42 |42 |42 |42|42 |66 |69 |59 |33 |25 |8 |

|% | | | | | | | | | | | | | | | |

3 «Б»

|Числ|Направленность интересов |

|о | |

|опро| |

|шенн| |

|ых | |

|уч-с| |

|я | |

| |Русск|Рит|мате|гео|лит|при|ист|му|тан|физ|ИЗО|тру|теа|ОБЖ|анг|

| |. |ори|-мат|-ме|ера|-ро|ори|зы|-цы|-ра| |д |тр | |л. |

| |язык |ка |ика |т-р|тур|дов|я |-к| | | | | | |язы|

| | | | |ия |а |ед.| |а | | | | | | |к |

|12 |7 |8 |11 |6 |9 |7 |— |5 |6 |7 |7 |8 |— |5 |9 |

|чел | | | | | | | | | | | | | | | |

|100 |59 |66 |92 |50 |69 |59 |— |42|50 |59 |59 |66 |— |42 |69 |

|% | | | | | | | | | | | | | | | |

|12 |8 |7 |12 |7 |9 |10 |— |3 |5 |7 |7 |8 |— |3 |9 |

|чел | | | | | | | | | | | | | | | |

|100 |66 |59 |100 |59 |69 |86 |— |25|42 |59 |59 |66 |— |25 |69 |

|% | | | | | | | | | | | | | | | |

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что использование

творческих заданий играет важную роль в формировании познавательных

интересов младших школьников. Нами разработана система творческих заданий,

применимых на этапах закрепления материала по русскому языку и обучения

умениям и навыкам.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

§ 2. Воспроизводящие и творческие работы учащихся

при закреплении материала по русскому языку

Закрепление на уроках русского языка имеет свою специфику и решает

такие задачи: как уточнение и упрочение теоретических сведений, выработка

необходимых навыков правописания, развитие и совершенствование устной и

письменной речи учащихся, развитие их мыслительных способностей.

Воспроизводящий и творческий процессы познавательной деятельности

учащихся в конкретной практике закрепления находят выражение в выполнении

ими работ соответствующего характера.

Условно работы учащихся можно разделить на воспроизводящие,

воспроизводяще-творческие и творческие.

Работы учащихся воспроизводящего характера на этапе закрепления

материала по русскому языку имеют целью дальнейшее осмысление и углубление

полученных теоретических сведений, усвоение важнейших грамматических

понятий, правил правописания, упражнение учащихся в практическом применении

новых знаний к конкретным случаям.

Специфика этих работ в том, что они предполагают в зависимости от

материала дословное, близкое к тексту или более свободное воспроизведение

теоретического материала, выполнение практических действий на опознание

нового объекта, на применении новых сведений в подобных ситуациях, на

отыскание сходных или различных признаков у тех или иных грамматических

объектов часто с соблюдением заданной логики и последовательности

рассуждений и т.п. Цель этих работ — накопление знаний и опыта применения

их в типичных, сначала менее сложных ситуациях, подготовка к выполнению

заданий более сложного и самостоятельного характера.

Остановимся на некоторых видах работ учащихся, нашедших достаточно

широкое применение в практике закрепления материала по русскому языку,

которые можно отнести к работам воспроизводящего (репродуктивного)

характера.

1. Прежде всего словесное воспроизведение определений грамматических

понятий и формулировок орфографических или пунктуационных правил. Само

собой разумеется, что усвоение учащимися основных понятий и правил должно

быть сознательным, основанным на понимании существа грамматического закона

и конкретных условий его действия. Но в целях более глубокого овладения

основами грамматических знаний и выработки прочных умений, навыков от

учащихся требуется точное запоминание формулировок определений, понятий и

правил и дословное или близкое к тексту их воспроизведение.

2. Широко используются в практике закрепления ответы учащихся на

отдельные вопросы по той или иной части информации, которая может

воспроизводиться более или менее свободно, своими словами. Например: «Что

такое приставка?», «Для чего нужна приставка?», «Как пишется слово с

предлогом и с приставкой?»

3. В конце урока с целью закрепления, подведения итогов проведенной

работы и одновременно с целью развития речи учащихся нередко используется

такой вид работы, как последовательное изложение всего содержания нового

материала, изученного на уроке. Например, при изучении темы «Склонение имен

существительных» детям предлагаются вопросы: «Что такое склонение?», «Какая

часть слова изменяется при склонении имен существительных?», «Почему

окончание изменяется?», «Все ли существительные склоняются?».

4. Эффективным видом работы является составление учащимися простого

плана по содержанию изученного на уроке материала. Такой план основан на

элементарной группировке материала и выделении его основных компонентов.

Так, например, при закреплении материала по теме «Имя существительное»

учащимися может быть составлен следующий план:

I. Имя существительное как часть речи.

II. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

III. Собственные и нарицательные имена существительные.

IV. Род имен существительных.

V. Изменение по числам.

VI. Изменение по падежам.

Из воспроизводящих работ практического характера, применяемых при

закреплении материала, назовем следующие.

5. Приведение примеров на только что изученное грамматическое понятие

или правило. Первые примеры учащиеся обычно берут из текста учебника или

сообщения учителя, а затем по аналогии, образцу дают свои (сначала

простейшие) примеры.

6. Практические работы на нахождение, узнавание грамматического объекта

в той или иной конкретной ситуации. Они основаны на операции установления

сходства или различия. В таких работах от учащихся требуется что-либо

найти, назвать, указать, выделить, подчеркнуть (слово, часть слова, часть

речи, член предложения, словосочетание, предложение). Примером такой работы

является выполнение упражнения при закреплении материала по теме "Приставки

и предлоги". Задание: Выпишите сначала слова с предлогами, затем с

приставками. Выделите у глаголов корни и приставки. Подчеркните в

приставках буквы а и о .

7. Заполнение или составление простейших таблиц с предложенными

учителем рубриками по материалу конкретного урока с использованием

содержания отдельных уже изученных вопросов. Пример такого задания для

урока закрепления материала по теме "Глагол". Проделать такое упражнение:

написать в тетрадях предложение "Я читаю книгу", потом устно изменить

глагол по временам и числам; записать все полученные предложения в виде

таблицы:

|Времена |Числа |

| |единственное |множественное |

|настоящее |Я читаю книгу | |

|прошедшее | | |

|будущее | | |

8. Объяснение написания слов или расстановки знаков препинания в тексте

на изучаемые в данный момент правила. Цель этого вида работ – выработка

умения анализировать языковые явления, мотивировать то или иное написание

или расстановку знаков препинания и одновременно развитие речи учащихся.

Они широко используются при закреплении знаний, умений и навыков по той или

иной теме. Например, при закреплении знаний по теме «Безударные гласные в

корне слова» дается упражнение. Задание: спишите, вставляя пропущенные

буквы. Объясните правописание безударных гласных в корне слова.

9. Работы с заданием вставить пропущенные буквы, слова или расставить

знаки препинания в предлагаемом тексте на изучаемые в данный момент правила

или правило. Такие работы носят ярко выраженный воспроизводящий характер.

Они требуют установления сходства, подобия с теми случаями, с теми

условиями написания слов или расстановки знаков препинания, с которыми

учащиеся только что познакомились.

10. Различные виды тренировочных диктантов (кроме свободного и

творческого), цель которых — отработка у учащихся умения свободно применять

то или иное изученное правило.

Переходными от воспроизводящих работ к творческим являются такие работы

учащихся, которые условно можно назвать воспроизводяще-творческими. Данный

термин определенным образом подчеркивает промежуточный характер работ

данной группы. Вместе с этим следует отметить, что основным видом

деятельности учащихся при их выполнении является деятельность

воспроизводящего характера с некоторыми элементами самостоятельного,

творческого подхода. Фактически в основе этих работ лежит воспроизведение,

которое называют продуктивным, преобразующим воспроизведением, с элементами

творческого начала.

При закреплении материала по русскому языку творческие элементы в таких

работах могут проявляться как в теоретическом анализе языкового материала,

сравнении и сопоставлении одних грамматических явлений с другими,

компоновке материала и т.д., так и в непосредственных практических

действиях по преобразованию объекта – замена одних форм и конструкций

другими, творческом дополнении предложенных конструкций и т.п.

По соотношению элементов воспроизводящего и творческого характера в

деятельности учащихся при выполнении воспроизводяще-творческих работ

правомерно выделить в них такие три подгруппы: I. работы на преобразование

объекта, II. на многозначное практическое применение, III. комбинированные

работы.

I. Работы на преобразование в практике обучения русскому языку находят

широкое применение. Творческое начало проявляется здесь в действиях

учащихся преобразующего, реконструктивного характера. Это относится как к

заданиям, связанным с изучением теоретического материала, так и к заданиям

практического плана, направленным на выработку умений и навыков. Задания

второго вида при закреплении материала по русскому языку, как и по

некоторым другим предметам, являются преобладающими.

Из работ на преобразование, использующихся при закреплении

теоретической части той или иной темы, можно назвать такие, как ответы

учащихся на отдельные вопросы, требующие аргументации, доказательства,

раскрытия смысловых связей; составление развернутого плана по содержанию

той или иной изучаемой на уроке темы; последовательное самостоятельное

изложение изученного на уроке материала с выделением основных теоретических

положений и правил; сопоставительные характеристики грамматических явлений

и категорий. Например, такое задание: объяснить, нужна ли запятая перед

союзом «и» и почему.

Вспыхнул костер, и яркое пламя осветило лица людей. «Это предложение

сложное, т.к. есть две грамматические основы. Простые предложения в составе

сложного всегда разделяются запятой, следовательно, в этом предложении

перед союзом «и» ставится запятая».

К работам на практическое преобразование целесообразно отнести

следующие.

1. Различного рода реконструирование предложений: с перестановкой

частей предложения; с вводом нужных слов или словосочетаний. выбираемых из

предложенного материала или самостоятельно; составление предложений какого

– либо типа по данному началу и т.д. Например, такое упражнение. Задание:

Спишите предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу

прилагательные: тяжелый, легкий, жаркий, горячий, холодный.

1. ... сумка оттягивала мне плечо. 2. На небе появилась ... туча. 3.

По реке скользила ... лодочка. 4. Летом нужна ... одежда. 5. Стояло ...

лето. 6. Между товарищами разгорелся ... спор. 7. С моря дул ... ветер. 8.

В роднике даже в жару была ... вода.

2. Работы учащихся по составлению таблиц (дополнение таблицы своими

примерами или пояснениями, самостоятельное составление таблицы по небольшой

части материала). Например, при закреплении материала по теме «Местоимения

1-го, 2-го, 3-го лица» учащиеся заполняют предложенную учителем таблицу,

составляют предложения с местоимениями.

|Число |Лицо |

| |1-е |2-е |3-е |

|Единственное | | | |

|Множественное | | | |

3. Свободный диктант, суть которого в том, что текст, насыщенный

определенными грамматическими формами, делится на отдельные логические

части, состоящие из нескольких предложений, затем читается и

пересказывается весь текст, анализируются изучаемые орфограммы. Далее

каждый абзац читается один раз, а учащиеся записывают все, что могли

запомнить. Этот вид работы близок к изложению и служит не только цели

совершенствования знаний, умений и навыков, но и цели развития речи

учащихся.

4. Устный пересказ текста с использованием тех или иных грамматических

форм и конструкций.

5. Работы над развернутым планом различных по своему содержанию

текстов. Например, составление плана рассказа «В чужой клетке.» с

использованием цитат.

I. «В одной клетке волчица с волчатами, а в другой — овчарка со

щенками.»

II. «Щенок уполз в клетку волчицы.»

III. «Служитель хотел достать малыша палкой.»

IV. Волчица забирает щенка.

V. Щенок остается жить среди волчат.

6. Письменное изложение того или иного текста.

7. Изложение – миниатюра с грамматическими заданием. Это различные

изложения – от тех, которые предполагают самостоятельное составление

учащимися плана, но передачу содержания близко к тексту, до таких

изложений, которые требуют более краткой, обобщенной передачи содержания

текста, высказывания своего отношения к описываемым событиям или явлениям и

т.п.

8. Так называемое грамматическое сочинение или сочинение на

грамматическую тему по содержанию материала, изучаемого на конкретном

уроке. От учащихся требуется самостоятельная логическая обработка

материала, продумывание последовательности его изложения, определение

характера сочетания теории и фактов (примеров), иллюстрирующих

теоретические положения.

9. Исправление ошибок в предложенном тексте (орфографических,

пунктуационных, стилистических). Данный вид работы иногда называют

редактированием. Например, задание: устранить нарушение стиля: «Красавица —

рябина тоже принарядилась. Она красные бусы надела. Эти плоды являются

хорошим кормом для птиц»; «Совсем еще недавно выпал первый снег. А уже

кругом все покрыто белым, пушистом ковром. Толщина снежного покрова уже

несколько сантиметров.»

Задание: устранить неудачное употребление местоимений: «Мальчики

показали дятла прохожему. Они поймали его утром в лесу.»

II. Под работами на многозначное практическое применение мы

подразумеваем такие работы, в которых от учащихся требуется применить не

одно какое — либо понятие или правило, а целый ряд правил или понятий, не

только изучаемых в данный момент (на данном уроке), но и ранее изученных.

Элементы творческого подхода здесь обычно проявляются в процессе анализа

данной языковой ситуации, сравнения и сопоставления предлагаемого

разнообразного фактического материала, обоснования, аргументации тех или

иных выводов и т.п. Особенно это касается изучения курса синтаксиса и

пунктуации, где при формировании умений и навыков от учащихся требуется

значительно большая степень сознательности.

Приведем примеры работ такого вида.

1. Объяснение правописания слов или расстановки знаков препинания на

ряд орфографических или пунктуационных правил. Этот вид работы требует от

учащихся активной мыслительной деятельности – припоминания и сопоставления

различных правил, обоснования избранного для данной языковой ситуации

решения, доказательства того или иного утверждения и т.п. Например,

задание: списать слова, вставляя пропущенные буквы; объяснить написание. В

упражнении подобраны слова на различные орфографические правила:

правописание безударных гласных в корне слова; правописание непроизносимых

согласных; правописание звонких и глухих согласных перед согласными, на

конце слова.

Прору...ь, бере...ка, в...ршина, сн...жок, ненас...ный, хле...,

пала...ка, м...стерская, мес...ность, шка...чик, ст...рожка, чудес...ный,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ