Рефераты
 

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

була...ка, подру...ка, д...жди, ж...лток, ле...ко.

2. Вставка букв, слов, частей слов, расстановка знаков препинания в

предложенном тексте на целый ряд правил правописания. Такие упражнения уже

не являются просто воспроизводящими Они требуют от учащихся сложной

аналитико-синтетической деятельности.

3. Вставка букв, слов или расстановка знаков препинания на ряд правил в

сочетании с объяснением выполняемых действий. Это практическое задание

является еще более сложным, так как требует непременного воспроизведения

формулировки того или иного грамматического правила и аргументированного

его применения, в то время как при объяснении готовых написаний или

расставленных знаков препинания и расстановке знаков или вставке букв, слов

без их объяснения при самостоятельном выполнении заданий учащихся не всегда

основательно анализируют структуру предложений и вникают в смысл

применяемых правил.

4. Тренировочные диктанты (объяснительный, предупредительный,

выборочный и т.д.), если они ставят целью совершенствование умений и

навыков по применению целого ряда правил правописания и охватывают своим

содержанием материал целого ряда уроков и тем. Например, такой словарный

диктант. На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Учитель

предлагает прочитать их и записать, вставляя подходящие слова.

Не велик ..., да краснеет нос. (Мороз)

... любит чистоту. (Посуда)

Чужбина — калина, родина — ... (Малина)

...человек добро помнит. (Русский)

5. Грамматический разбор (морфологический или синтаксический),

требующий анализа различных грамматических форм и конструкций, вновь

изучаемых и уже изученных учащимися. Это одно из самых продуктивных

грамматических упражнений, способствующих как совершенствованию знаний,

умений и навыков учащихся, так и развитию их мышления и речи. Разбор может

быть как частичным, так и полным. Применяется он при закреплении материала

русского языка систематически.

III. В Практике обучения русскому языку широкое применение находят

работы, в которых сочетание воспроизводящих и творческих элементов идет не

только по линии органического соединения их в одном задании, как, например,

в работах на преобразование и в работах на многозначное применение, но и по

линии сочетания, комбинирования в одной работе, в одном упражнении заданий

различного характера. В таких работах может иметь место и задание чисто

воспроизводящего характера, и задание на преобразование объекта. Могут

одновременно даваться и другие задания. Такого рода работы скорее всего

можно условно назвать комбинированными.

Работы комбинированного характера широко используются как в учебных

пособиях и учебниках русского языка, так и непосредственно в практике

закрепления материала. Например, в работе предлагается из данных простых

предложений образовать сложные предложения, записать их, расставляя знаки

препинания (задание на преобразование сочетается с заданием на практическое

применение правил правописания).

Творческие работы по русскому языку, как и другим школьным предметам,

служат уже не столько цели овладения учебным материалом (хотя это задача

ими, несомненно решается), сколько цели повышения активности и

самостоятельности учащихся, развития у них инициативы и творческого подхода

к решению конкретных вопросов; они учат высказывать свою точку зрения,

выбирать и находить способ действия.

В практике обучения русскому языку можно выделить такие виды работ

творческого характера, применяемых при закреплении теоретической части того

или иного материала, как составление сложного развернутого плана по

содержанию ряда уроков или целой темы программы, ответы на вопросы,

требующие сравнительных характеристик различных грамматических явлений с

охватом значительного по объему материала; ответы на проблемные вопросы и

т.п. Все эти виды работ требуют от учащихся самостоятельного, в

значительной степени творческого подхода.

Из практических творческих работ считаем целесообразным указать

следующие.

1. Творческий диктант обучающего характера.

Этот вид работы в методике русского языка утвердился как упражнение

творческого характера, хотя он, действительно, является переходным от чисто

орфографических и пунктуационных упражнений к специальным упражнениям,

направленным и на развитие речи учащихся, к работам с большей степенью их

самостоятельности и инициативы.

В том понимании творческого диктанта, в каком его дает вслед за М.В.

Ушаковым Т.А. Ладыженская, творческое начало в деятельности учащихся во

время диктанта выражено достаточно ясно. Учащиеся поставлены в такие

условия, в которых они должны самостоятельно подбирать слова и строить

конструкции, вставлять их в нужном месте диктуемого текста, решать вопросы

о написании слов и расстановке знаков препинания, причем в условиях

довольно ограниченного времени.

Творческий диктант можно использовать при изучении имен прилагательных.

Задание – написать диктуемый текст, вставляя, где нужно, прилагательные.

Например:

Незаметно прошло (жаркое) лето. По небу поплыли (серые) тучи. Как

сквозь сито, засеял из них (холодный) дождь. На поверхности луж плавают

(разноцветные) листья. В кустах готовится к зиме (колючий) ежик. Он

натаскал в ямку траву, листья, мох, устроил себе (теплое) гнездо. Ветер

шуршит (сухими) листьями. Всю землю скоро покроет (белый) снег.

2. Конструирование предложений с определённым грамматическим заданием:

с данными словами или словосочетаниями; предложений заданных типов; по

заданной схеме; по предложенному началу; на определённую тему в сочетании с

каким-либо грамматическим заданием и т.п. Например, задание: составить

предложение так, чтобы оно являлось продолжением данного предложения:

«Какой забавный у меня щенок! ( »; «Летом я отдыхал в деревне. ( ».

3. Самостоятельное составление сопоставительных и систематизирующих

таблиц по материалу ряда уроков или целой темы программы.

4. Изложение содержания предложенного текста с теми или иными

элементами творческого характера: реконструирование текста, дополнение

текста, высказывание собственных суждений и т.п.

5. Устный рассказ на определённую тему. Иногда его называют сочинением-

рассказом или устным сочинением. Работа такого рода отличается от сочинения

главным образом своей устной формой и меньшим объёмом.

6. Сочинение-миниатюра с грамматическим заданием. Такие сочинения могут

проводится на уроке по картинке, по теме, указанной учителем, или по теме,

избранной самими учащимися.

7. Сочинение на грамматическую тему, охватывающее целый раздел или тему

программы (например, «сложное предложение», «Глагол» и т.д.). Такие

«сочинения» способствуют более сознательному отношению учащихся к

теоретическому материалу по грамматике и правописанию, помогают

систематизировать и обобщать его и одновременно способствуют развитию

письменной речи учащихся.

8. Сочинения, связанные с овладением деловой письменной речью: письмо,

заметка в газету, отзыв о книге, рецензия на ответ или сочинение товарища и

т.п.

Итак, специфика с закреплением материала по русскому языку находит своё

отражение в работах учащихся, применяемых в процессе закрепления знаний,

формирования и совершенствования умений и навыков.

Творческие работы учащихся на этапе закрепления материала по русскому

языку укрепляют познавательный интерес младших школьников на этом этапе,

что создаёт базу для дальнейшего развития познавательных интересов

учащихся.

§ 3. Воспроизводящая и творческая деятельность

учащихся при обучении умениям и навыкам

Непременным условием овладения школьниками учебными умениями и навыками

является планомерно организованное многократное выполнение одних и тех же

практических действий, операций.

В процессе формирования учебных умений и навыков широко используются

следующие основные виды упражнений: 1) упражнения по образцу, 2)

тренировочные упражнения, 3) творческие упражнения.

Упражнения по образцу имеет целью обеспечить первичное закрепление

усваиваемых знаний и их формирование у учащихся умений применять эти

знания. Этот вид упражнений выполняется в самом начале закрепления

изучаемого материала. Главное внимание и усилия школьников направляются на

точное воспроизведение ими воспринятого и понятого образца действия, на

выработку у них правильных умений. Материал упражнений по образцу

однороден. Он сконцентрирован только вокруг усваиваемых новых правил,

понятий или умений. Встречающиеся в упражнениях трудности однотипны. В них

фигурируют и повторяются одни и те же существенные признаки, относящиеся

только к изучаемым правилам, понятиям, законам, меняются лишь

несущественные признаки. Повторное выполнение первых практических действий

осуществляется при относительно постоянных условий, не требует от учащихся

проявления полной самостоятельности. Действия и операции воспроизводятся

ими медленно, неуверенно, трудности и возможные отклонения устраняются под

непосредственным руководством учителя.

Движения и действия, не приводящие к нужному результату, не получив

подкрепления, тормозятся, отпадают, отсеиваются, в то же время безошибочно

совершаемые операции, соответствующие обстоятельствам, фиксируются,

закрепляются.

Упражнения по образцу выполняются при наиболее отчётливом осознании

школьниками теоретических положений, на которых основаны практические

действия.

Процесс оперирования теоретическим материалом при выполнении упражнений

по образцу является условием уточнения, углубленного уяснения недостаточно

осознанных явлений при ознакомлении с новым материалом, понимания

практической значимости, закрепления и совершенствования усваиваемых

теоретических положений.

Тренировочные упражнения имеют целью закрепление, повторение

теоретического материала, совершенствование первичного приобретённого

умения и формирование навыка. Особенностью этого этапа обучения является

то, что при выполнении учащимися упражнений осуществляется постепенный

переход от воспроизведения ими знаний и практических действий по образцу к

самостоятельному применению их в новых изменяющихся условиях, в различных

ситуациях.

На этапе совершенствования первично приобретённого умения и

формирования навыка наиболее широко используются такие виды тренировочных

упражнений, как:

1) Упражнения по применению того или иного определённого усваивания

правила в новых изменяющихся условиях.

2) Упражнения по комплексному применению усваиваемых и ранее изученных

правил в различных ситуациях.

Необходимость применения того или иного вида упражнений определяется

прежде всего специфическими особенностями, присущими практическим

действиям, которыми овладевают учащиеся и которые, применяясь в различных

ситуациях, изменяют свои свойства.

На этой ступени обучения отрабатываемое практическое действие ещё

недостаточно совершенно, выполняется медленно. Поэтому вначале проводятся

упражнения, в процессе выполнения которых основные усилия школьников

сосредотачиваются на безошибочном применении изучаемого определённого

правила в изменяющихся условиях. Наибольшее распространение получили

следующие рациональные приёмы их выполнения:

1) отыскивание в разнообразном материале непосредственно относящихся к

усваиваемым правилам;

2) классификация учебного материала в соответствии с изучаемыми

правилами;

3) преобразование структуры учебного материала в соответствии с

закрепляемыми правилами.

В процессе выполнения этих упражнений складываются новые связи между

усваиваемыми теоретическими знаниями и практическими действиями,

осуществляется постепенный переход от пробного, развёрнутого ко всё более

совершенному пояснению учащимися выполняемых операций.

В первых тренировочных упражнениях актуализация знаний, как и на

предыдущем этапе обучения, осуществляется в развёрнутом подробном виде.

Обоснование приобретает такой вид: «Определи склонение имён

существительных. Делай это так:

1) Поставь существительное в начальную форму.

2) Определи род.

3) Установи, какое окончание.

4) Сделай вывод: к какому склонению это существительное относится.»

Записывай в тетрадь (сокращенно) по образцу:

песня

ж.р.

– я

1-е скл.

В процессе выполнения последующих упражнений изменяется свойство

практического действия. Умение совершенствуется. Структура воспроизводимой

теоретической основы навыка, приёмы обоснования учащимися своих действий

претерпевают изменения, процесс пояснения приобретает свёрнутый характер.

Между теоретическими положениями и основанными на них действиями

устанавливается прямая связь. Учение быстро и правильно соотносит знания и

соответствующие действия. В правилах указывается лишь самое существенное,

что регулирует совершение действия.

Например: Какую гласную напишешь в этих словах? Проверь.

|слово |проверка |

|разд(вать |дать |

|х(лмы |холм |

В результате выполнения упражнений по применению изучаемого правила в

изменяющихся условиях улучшается, ускоряется и облегчается выполнение

учащимися отрабатываемых операций. Практическое действие качественно

меняется, становится более совершенным. Создаются благоприятные условия для

сосредоточения усилий и внимания учащихся на выполнение другой, более

сложной учебной деятельности.

Возникает необходимость в подборе и выполнении второго вида

тренировочных упражнений, задания которых требуют от учащихся комплексного

применения изучаемых и ранее усвоенных знаний, умений и навыков в новых

условиях, в различных ситуациях.

Специфической особенностью этих упражнений является то, что они

включают в себя материал на систему правил.

Особенностью упражнений по комплексному применению новых и ранее

усвоенных знаний, умений и навыков является также то, что при их выполнении

обеспечивается установление у школьников разносторонних внутренних связей

между закрепляемым и повторяемым учебным материалом, что обусловливает

более высокую степень познавательной и практической деятельности.

По своему содержанию и логике упражнения этого вида предназначены для

решения относительно новых учебных задач.

В одних случаях в содержание упражнений включается закрепляемый

материал одной темы. Такие упражнения нацеливают учащихся на

самостоятельное приобретение системы внутритемных правил, понятий,

обобщений, на их синтезирование. Проследим это на примере обобщения

материала по теме «Имя прилагательное»:

1. Рассматривают таблицу «Что надо знать об имени прилагательном».

2. Списывают предложения. Дописывают падежные окончания прилагательных.

Пользуясь таблицей, разбирают имена прилагательные.

Что надо знать об имени прилагательном

|Что |На какие |Как |С какими |Каким членом |

|обозначает? |вопросы |изменяется? |словами |предлож. |

| |отвечает? | |связано? |бывает |

|Признак |какой? |по родам (в |с именем |второстепенны|

|предмета |какое? |ед. числе) |существительн|м членом |

| |какая? |по падежам |ым | |

| |какие? |по числам | | |

В крутом овраге под горой бьёт из камней

родник студён( .

(И. Бунин)

И листок с берёзы золотист( пчёлкой

вьётся и летает над колюч( ёлкой.

(Е. Трутнева)

В других случаях, выполняя упражнения, учащиеся проводят сравнение

изучаемого материала с повторяемым, самостоятельно устанавливают смысловые

ассоциации между ними, упрочивают знания, умения и навыки по обеим темам.

Например:

Образуйте и запишите вначале простые предложения, затем сложные.

Расставьте знаки.

поле озарилось ярким

светом.

Солнце выглянуло из-за туч и

осветило поле ярким

светом

Третий вид упражнений используется в целях обобщающего повторения в

конце изучения раздела, курса в целом. В процессе выполнения заданий

подобного типа учащиеся выделяют основные вопросы усваиваемых тем,

разделов, самостоятельно делают более сложные междутемные выводы:

Допишите, где нужно, ь. Сделайте письменные пояснения.

| Пояснение |Слова |

|Имя сущ., 3-е склонение( |рож( |

| |тиш( |

| |ключ( |

| |пишеш( |

| |береч( |

| |встреч( |

Всмотритесь в примеры. Сделайте общий вывод.

Ценность подобных упражнений в том, что они требуют от учащихся

применения усваиваемого материала в новых усложнённых ситуациях, проявления

творческого отношения к выполнению учебных заданий.

Таким образом, в результате многократного целенаправленного выполнения

школьниками тренировочных упражнений происходит качественное изменение их

знаний, совершаемых действий. Знания обогащаются, упрочиваются, приобретают

действенность. Они дольше сохраняются, лучше используются учеником при

решении учебных задач более высокого уровня. Происходит специализация

совершаемых операций, закономерный переход от осмысленного к привычному

выполнению действий. Отрабатываемое практическое действие начинает

приобретать свойство навыка. Оно совершается быстро, легко, уверенно, при

постоянстве и повторении определённой части внешних условий. Общая

структура таких действий, способы их выполнения не варьируются, они

остаются неизменными.

Творческие упражнения используются на этапе применения учащимися

усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной творческой

практической деятельности. Действие на уровне навыка может совершаться в

обстановке, отличной от условий его формирования, становится важным

средством осуществления сложной творческой деятельности, решения более

важных жизненных задач, достижения новых, более широких целей.

Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует

развитию познавательных сил и способностей учащихся, непрерывному их

совершенствованию. Рациональное использование школьниками усваиваемого

учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается

сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся

трудностей, вызывающих эмоциональные переживания, положительное и

ответственное к учению. Всё это содействует успешному развитию у учащихся

аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания,

воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что

в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным

материалом.

Выполнение творческих упражнений имеет важное значение для

совершенствования применяющихся при этом многочисленных знаний, умений и

навыков. «Грамматические знания и умения, речевые и орфографические навыки,

— говорится в программе восьмилетней школы, — можно считать вполне

усвоенными и прочными лишь в том случае, если они будут применяться

учащимися в их высказываниях, и не только в словах и предложениях, но и в

изложениях и сочинениях.»[7]

В процессе подбора и выполнения творческих упражнений в соответствии с

учебной программой соблюдается определённая постепенность. Задания по мере

упрочения применяющихся в них знаний, умений, навыков постепенно

усложняются.

Говоря о необходимости проведения, например, цикла письменных работ

нарастающей трудности, В.А. Добромыслов отмечал: «Подбирая упражнения,

необходимо иметь в виду цель, которая должна быть достигнута. Эта цель

заключается в том, чтобы школьники научились свободно и правильно

пользоваться изученными формами и оборотами речи в соответствующих

высказываниях, соблюдая орфографические и пунктуационные правила, связанные

с используемыми категориями в письменной речи. Достижение этой цели требует

ряда упражнений в определённой последовательности, начиная от более лёгких

и кончая трудными».[8]

Проследим это на примере выполнения учащимися начальных классов

письменных творческих работ на уроках русского языка (см. табл.[9] № 1).

К самостоятельному применению усваиваемых знаний, умений, навыков в

работах творческого характера опытные учителя готовят учащихся постепенно,

планомерно, с учётом их возрастных особенностей и подготовленности.

Самостоятельному составлению, например, сочинений, требующих от школьников

свободного письменного изложения своих мыслей, предшествует предварительное

выполнение ими многочисленных упражнений, в которых количество элементов

самостоятельной творческой деятельности постепенно увеличивается.

Проследим это на примере системы упражнений учительницы начальных

классов школы № 30 Г.А. Гутниковой.2 На наш взгляд, эта система

действительно построена по принципу от простого к сложному, от

воспроизводяще-творческой деятельности учащихся к творческой. При

выполнении этих упражнений учащиеся должны постепенно подводится к

выполнению собственно творческих заданий.

1. Подготовка и запись предложений по картинке с грамматическим

заданием.

2. Составление и запись предложений по картинке на определённую тему.

3. Подготовка и запись ответов на вопросы на основе рассмотрения

картины.

Таблица № 1

| |I класс |II класс |III класс |

|1. |Подготовка ответов |Разделёние текста |Самостоятельное |

| |на вопросы, |небольшой статьи (с |составление плана |

| |объединённые темой. |помощью учителя) на |прочитанной статьи, |

| | |законченные по смыслу |рассказа. |

| | |части; формулирование | |

| | |заголовков к ним в форме| |

| | |вопросов или | |

| | |повествовательных | |

| | |предложений. | |

|2. |Составление |Составление предложений |Самостоятельное |

| |предложений, |на основе наблюдения |составление и запись|

| |объединённых одной |природы, общественных |предложений по |

| |темой. |явлений, процессов |вопросам учителя, на|

| | |труда. |основе наблюдения |

| | | |природы, процессов |

| | | |труда. |

|3. |Составление |Составление и запись |Составление и запись|

| |предложений по |рассказа по нескольким |рассказа по одной |

| |сюжетам картины. |картинам на основе |картине и по |

| | |коллективно |отдельным эпизодам |

| | |составленного плана. |кинофильмов, оценкам|

| | | |детских спектаклей. |

|4. |Изложение (под |Изложение текста в 40–60|Изложение текста в |

| |руководством |слов по плану (3–6 |70–90 слов по плану,|

| |учителя) текста в |пунктов), составленному |составленному |

| |30–40 слов по 2–3 |коллективно под |учащимися |

| |готовым вопросам или|руководством учителя. |самостоятельно. |

| |данному плану. | | |

|5. |Составление и запись|Самостоятельное |Самостоятельное |

| |рассказа (под |составление и запись |составление и запись|

| |руководством |рассказа о детских |рассказа о случае из|

| |учителя) о своих |играх, забавах, работе, |своей жизни с |

| |играх, забавах, |прогулке, а также по |элементами |

| |работе. |наблюдениям за природой |рассуждений, об |

| | |и трудом людей. |экскурсии, жизненных|

| | | |наблюдениях, о |

| | | |работе. |

| |I класс |II класс |III класс |

|6. | |Составление краткого |Составление письма |

| | |письма о своих делах. |кому-либо из |

| | | |товарищей (подруг) |

| | | |или родственников с |

| | | |обращением, |

| | | |вопросами к |

| | | |адресату, рассказом |

| | | |о своей жизни, делах|

| | | |в школе, классе. |

|7. | | |Самостоятельное |

| | | |составление и запись|

| | | |сочинения на основе |

| | | |прочитанной статьи, |

| | | |рассказа с |

| | | |использованием |

| | | |результатов своего |

| | | |опыта и жизненных |

| | | |наблюдений. |

4. Составление и запись ответов на вопросы по прочитанному тексту.

5. Дополнение предложений изучаемыми словами, словосочетаниями,

содержащими в себе закрепляемые и повторяемые орфограммы.

6. Составление и запись предложений, подбор примеров на изучаемые

орфограммы.

7. Составление и запись рассказа.

8. Составление и запись изложения.

9. Составление и запись сочинения:

1) на основе коллективного отбора материала для высказываний и

систематизации его;

2) по аналогии с прочитанным материалом;

3) основанного на материале жизненных наблюдений, предварительно

прочитанного рассказа, статьи учебника, журнала, газеты;

4) на основе изучения предложенного материала и изложения его в

изменённом виде;

5) на тему, данную в учебнике или учителем.

Совершенствованию усваиваемых умений и навыков способствует выполнение

творческих упражнений, материал которых по тематике и по строению близок

детям, доступен по содержанию, непосредственно связан с их опытом, личными

впечатлениями и интересами. Окружающая учащихся действительность содержит

богатейший фактический материал для самостоятельного составления ими

текстов рассказов, изложений, сочинений и т.п.

Выполнение упражнений творческого характера, связанных с материалом,

близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и

навыков. Они видят результаты своих занятий, переживают достижения, которые

вселяют уверенность в собственных силах, мобилизует их к достижению более

высоких показателей в учёбе. Усваиваемые же умения и навыки правописания

становятся более прочными.

Таким образом, в процессе выполнения творческих упражнений учащиеся не

только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки,

но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности.

Выполнение творческих упражнений характеризуется самым высоким уровнем

познавательной деятельности учащихся, которая проявляется в более вдумчивом

и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями

и процессами, в раскрытии практической значимости усваиваемого учебного

материала.

Глава III. Пути формирования познавательного интереса

младших школьников на уроках математики через использование

творческих заданий при

работе с понятиями

( 1. Общая характеристика «понятия»

Понятие является одной из форм абстрактного мышления. Конкретные

предметы и их свойства отражаются с помощью форм чувственного познания —

ощущений, восприятий, представлений. Например, в данном апельсине мы

ощущаем его свойства — круглый, оранжевый, сладкий, ароматный. Совокупность

этих и других свойств дает восприятие (конкретный образ единичного

предмета) данного апельсина, при этом мы отражаем как его существенные

свойства, так и несущественные. В понятии же отражаются лишь существенные

свойства предметов.

Свойства — это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличные

друг от друга. Предметы могут быть тождественны по своим свойствам

(например, сахар и мед сладкие), но могут и отличаться по своим свойствам

(мед сладкий, а полынь горькая).

Свойства бывают существенные и несущественные. В понятии отражается

совокупность существенных свойств, то есть таких, каждый из которых,

взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их

помощью можно было отличить (выделить) данный предмет от всех остальных и

обобщить однородные предметы в класс.

Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные свойства

одноэлементного класса или класса однородных предметов.

Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания

(группы слов). Например, «книга», «лес», «гоночная спортивная машина»,

«спортсмен-перворазрядник». Существуют слова-омонимы, имеющие различное

значение, выражающие различные понятия, но одинаково звучащие (например,

«обычное слово «жизнь». Во-первых, «жизнь» — это «бытие», «существование»,

в отличие от смерти; во-вторых, это «развитие», «процесс», «становление»,

«достижение»; в-третьих, имеется огромное число областей, у каждой из

которых очень мало общего со всякой другой: органическая и неорганическая

жизнь, общественная, культурная, богемная и т.д.; в-четвертых, под жизнью

понимается определенного рода распорядок или уклад: жизнь столичная,

периферийная, яркая или будничная, театральная или профсоюзная и т.д.; в-

пятых, «жизнь»— это «оживление», «подъем» или «расцвет жизненных сил», а

также протекание или время жизни: «раз в жизни», «заря жизни», «на всю

жизнь» и т.д.»[10]). Существуют слова-синонимы, имеющие одинаковое

значение, т.е. выражающие одно и то же понятие, но различно звучащие

(например, око — глаз, враг — недруг, хворь — болезнь и т.д.).

Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется

совокупность существенных свойств одноэлементного класса или класса

однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия «ромб»

является совокупность двух существенных свойств: «быть параллелограммом» и

«иметь равные стороны».

Объемом понятия называют класс обобщаемых в нем предметов. Объективно,

т.е. вне сознания человека, существуют различные предметы, например,

животные. Под объемом понятия «животные» подразумевается множество всех

животных, которые существуют сейчас, существовали ранее и будут

существовать в будущем. Класс (или множество) состоит из отдельных

объектов, которые называются его элементами. В зависимости от их числа

множества делятся на конечные и бесконечные. Например, множество планет

Солнечной системы конечно, а множество натуральных чисел бесконечно.

Понятия можно классифицировать по объему и по содержанию. По объему

понятия делятся на единичные, общие и пустые.

Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс (например,

«великий русский писатель Александр Николаевич Островский»; «столица

России» и др.).

Объем общего понятия включает число элементов больше единицы (например,

«автомобиль», «портфель», «государство» и др.).

Кроме общих и единичных понятий по объему выделяют понятия пустые (с

нулевым объемом), т.е. такие, объем которых представляет пустое множество

(например, «вечный двигатель», «баба Яга», «круглый квадрат», «человек,

проживший» 300 лет и др.)

По содержанию можно выделить следующие четыре пары понятий.

Конкретные и абстрактные понятия

Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или

многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). К их

числу относят понятия: «дом», «свидетель», «романс», «поэма Владимира

Маяковского «Хорошо!», «землетрясение» и другие).

Относительные и безотносительные понятия

Относительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы,

существование одного из которых предполагает существование другого («дети»

— «родители», «ученик» — «учитель», «начальник» — «подчиненный», «северный

полюс магнита» — «южный полюс магнита»).

Безотносительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы,

существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета («дом»,

«человек», «доменная печь», «деревня»).

Положительные и отрицательные понятия

Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного

качества или отклонения. Например, «грамотный человек», «алчность»,

«отстающий ученик», «красивый поступок», «эксплуататор» и т.д.

Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без нее

не употребляется (например, «ненастье», «бесчинство», «беспечность»,

«безупречность», «ненависть», «неряха»), то понятия, выраженные такими

словами, также называются положительными, так как они характеризуют наличие

у предмета определенного качества (может быть даже и плохого — «неряха»,

«беспечность»).

Отрицательными называют те понятия, которые означают, что указанное

качество отсутствует в предметах (например, «неграмотный человек»,

«некрасивый поступок», «ненормальный режим», «бескорыстная помощь»). Эти

понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим

отрицательную частицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к

соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания.

Собирательные и несобирательные понятия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ