Рефераты
 

Внеклассная работа по иностранному языку

Внеклассная работа по иностранному языку

Министерство образования РФ

Владимирский Государственный Педагогический Университет

Кафедра педагогики

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Выполнила:

Привезенцева Ольга Николаевна –

студентка факультета иностранных языков,

группа А-52.

Научный руководитель:

Даведьянова Нина Сергеевна –

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики.

Владимир, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку

5

§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое

явление 5

§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая

система 7

а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7

б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10

в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по

иностранному языку 12

Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному

языку 22

§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 22

§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33

§ 2.3. Календарные и тематические праздники 38

§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку

43

§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по

иностранному языку 50

§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по

иностранному языку 55

Заключение 58

Список литературы 61

Приложения 63

Вечер английского языка, посвящённый творчеству Уильяма Шекспира 63

Путешествие в страну "Хампельманию" 70

Введение

Актуальность исследования Внеклассная работа по иностранному языку

имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.

Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и

способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников,

развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических

вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры

другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру

своей страны.

В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и

практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое

обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной

работе. [1,151].

В 20 – 80е годы ХХ века в советской школе внеклассная работа по

иностранным языкам велась достаточно активно, являясь продолжением

регулярного учебного процесса. Однако в начале 90х годов ХХ века в

отечественной школе наметилась негативная тенденция «урокодательства»,

когда стали игнорироваться многие формы внеурочной работы, в том числе

внеклассная работа по иностранным языкам. Это объяснялось главным образом

причинами неудовлетворительного финансирования школ и исключения из

учебного плана так называемых необязательных занятий, в том числе

факультативных, кружковых, клубных и т.д. За эти годы существенным образом

ослабла традиция творческого отношения учителей к развитию ребёнка вне

рамок урока. В конце 90х годов, когда правительство и министерство

образования вновь обратили внимание на приоритет воспитания в школе и

несколько улучшили финансирование системы образования, возникла

необходимость возродить тот положительный опыт, который уже был накоплен в

отечественной школе.

Как выяснилось, за это время произошли такие изменения в жизни и

системе образования, которые потребовали обновлённых подходов, форм и

содержания внеклассной работы по иностранным языкам. В частности, широкое

распространение в системе образования получила работа с компьютерами,

использование Интернет-сети в обучении различным предметам, особенно в

процессе контроля знаний, умений, навыков.

Кроме того, в социально-педагогическом пространстве школы возникли

тревожные тенденции, являющиеся результатом негативного влияния массовой

культуры и тяжёлого материального положения многих семей, что привело к

значительному росту так называемых «трудных» детей. В целях коррекционной

работы и профилактики отклоняющегося поведения учащихся, в школах стала

возрождаться внеклассная воспитательная работа, в том числе по иностранным

языкам.

Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющийся

общедидактический и методический опыт, а также осмыслить новое содержание и

методически оформить новые требования к организации внеклассной работы по

иностранным языкам. В данном исследовании мы руководствовались этой

насущной потребностью современного процесса обучения иностранным языкам.

Систематизация накопленного опыта в этой сфере и обогащение его новыми

подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным.

Кроме того, обращение к данной проблеме носит и характер личной

заинтересованности. Это связано с моей будущей профессией учителя

иностранного языка, использующего в своей практической деятельности

самостоятельно разработанные методические рекомендации и материалы к

внеклассной работе по иностранным языкам.

Источники исследования: монографии отечественных авторов по

дидактике, учебные пособия для ВУЗов, статьи учёных, педагогов, учителей-

практиков в педагогической периодике (главным образом в журнале

«Иностранные языки в школе»), а также собственные методические разработки

для внеклассной работы по иностранному языку.

Объект исследования

Внеклассная работа по учебным предметам в современной школе.

Предмет исследования

Внеклассная работа по иностранным языкам в современной школе.

Цель исследования

Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной

работы по иностранным языкам и представить собственные методические

разработки и рекомендации в данной области.

Задачи исследования

1) систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной

работы в современной школе;

2) проанализировать внеклассную воспитательную работу по

иностранному языку с точки зрения системного подхода;

3) выявить основные педагогические характеристики игровых форм,

факультативных занятий, календарных и тематических праздников,

экскурсий, домашних работ учащихся и использования средств

массовой информации (СМИ) и компьютерной сети «Интернет» во

внеклассной работе по иностранному языку;

4) представить собственную методическую разработку по творчеству У.

Шекспира и дополнить различные формы внеклассной работы по

иностранному языку собственными методическими рекомендациями.

Методы исследования

1) теоретический анализ педагогической литературы;

2) систематизация материалов по структурным (системным) компонентам

внеклассной работы по иностранному языку;

3) классификация различных форм внеклассной работы по иностранному

языку;

4) практическая разработка методических рекомендаций по внеклассному

мероприятию.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

. осуществлён теоретический анализ внеклассной работы по

иностранному языку как педагогической системы (принципы

организации, цели и задачи, содержание, мотивы, формы и

методы внеклассной работы по иностранному языку);

. представлена педагогическая характеристика отдельных форм

внеклассной работы по иностранному языку (игра,

факультативные занятия, календарные и тематические праздники,

экскурсии, СМИ и сеть «Интернет», домашние работы учащихся);

. по каждой форме воспитательной работы представлены

собственные методические рекомендации;

. в приложении представлена авторская методическая разработка

«Вечер английского языка, посвящённый творчеству Уильяма

Шекспира».

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты

могут быть использованы в учебном процессе педагогического ВУЗа, а именно:

в лекциях, семинарах и лабораторно-практических занятиях по дидактике,

методике преподавания иностранных языков, в процессе написания курсовых и

дипломных работ, в ходе педагогической практики студентов, а также в

педагогической деятельности учителей иностранных языков в современной

школе.

Структура дипломной работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и

приложения.

Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку

§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое

явление

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА, внеурочная работа, составная часть учебно-

воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного

времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась

учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством,

организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеклассная работа

получила в 20е годы ХХ века, когда в школах начали активно создаваться

разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С.

Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги

рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности,

основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. С

созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная

работа чаще всего сливалась с работой этих организаций.[1, 151].

До сер. 80-х гг. внеурочная работа контролировалась органами народного

образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации.

Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким

активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной

воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в

роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное

общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить Внеурочную работу не

смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации.

Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался

поиск новых подходов к внеурочной работе ориентированной на личность

школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила

школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы

внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. Основными

задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для

проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для

детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии,

элементов игры, оптимистические перспективы и приподнятости.[1, 151].

Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с

внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному

направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и

т.п. Развитие художественного и технического творчества учащихся,

художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт,

туризм и т. д. С учётом воспитательного значения производственной трудовой

деятельности проводятся эксперименты по организации школьных кооперативов и

других трудовых объединений, работающих по заказам предприятий и

учреждений.

Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи

в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во

время школьных вечеров праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме

внеурочной работы относится организация продлённого дня. Во внеурочной

работе большое значение имеет самоуправление учащихся которое позволяет

большинству школьников принять участие в организаторской деятельности,

формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от

активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя

придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

ВНЕУРОЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Различные виды самостоятельной учебной

деятельности школьников. Часть внеурочных учебных занятий непосредственно

связана с уроками — выполнение текущих домашних заданий, подготовка

докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Др.

часть внеурочных учебных занятий связана с уроками опосредованно и

выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки,

факультативные занятия, спорт, секции, индивидуальные занятия искусством,

техническим творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы

учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по

своему выбору. Удельный вес этой части внеурочных учебных занятий в ходе

обновления средней школы будет возрастать. Применение и закрепление

учащимися усвоенного ими на уроках в их социально направленной деятельности

смыкается с внеурочной воспитательной работой. [2,152].

Участие школьников в общественно полезной деятельности с

использованием знаний и умений, полученных на уроках, способствует

осознанию ими полезности изучаемого в школе, формирует ценностные отношения

к образованию.

Воспитательное и образовательное значение внеурочных учебных занятий

высоко оценивалось педагогами с самого начала становления советской школы.

В современной дидактике виды внеурочных учебных занятий трактуются как

внеурочный этап процесса обучения. Примерное содержание тех видов работы

учащихся, в которых усвоенное на уроках используется для обществ, целей,

должно указываться в учебных программах. Организация их и первоначальная

помощь учащимся возлагаются на учителей-предметников, для которых такого

рода внеклассная работа является естественным продолжением преподавания.

[2,152].

§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая

система

Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-

воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть

единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по ИЯ[1] можно

определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой

проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за

пределы обязательных учебных программ.

а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку

В основе функционирования системы внеклассной работы по любому

предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание,

формы, методы, направление педагогического воздействия на личность,

характер связи отдельных элементов системы.

Принципы внеклассной работы по иностранному языку – исходные

положения, которые определяют требования к её содержанию, методам и

организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеклассной

работы по иностранному языку в школе и иллюстрируют суть педагогической

деятельности учителя – организатора внеклассной работы.

Внеклассная работа строится на следующих принципах: [30, 63].

1) Принцип связи обучения с жизнью.

Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной

работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребёнка.

Основные условия реализации этого принципа следующие:

. систематическое ознакомление подростков и старших школьников с

актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом;

. широкое использование краеведческого материала;

. встречи с людьми, использующими иностранный язык в своей

профессиональной деятельности;

. включение материалов на иностранном языке в общешкольные

мероприятия;

. использование на внеклассных занятиях материалов из жизни

школы;

. привлечение материалов переписки с зарубежными школьниками к

работе над избранной тематикой.[30, 64].

2) Принцип коммуникативной активности учащихся.

Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во

внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и

доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями,

чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на

занятиях драматического кружка и т.д. Большое значение для стимулирования

коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов

деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых,

неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и

занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный

уровень.[30, 65].

3) Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и

преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка.

Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться

сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания

содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в

речевую деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к

иноязычной деятельности. Преемственность урока иностранного языка и

внеклассной работы по предмету ни в коей мере не означает дублирование

темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе

тем для устной речи и чтения можно выделить подтемы, представляющие

наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем –

конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и

обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение лексико-тематических

связей в тематике внеклассной работы создаёт благоприятные условия для

решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач. [30,

67].

4) Принцип учета возрастных особенностей учащихся.

Эффективность внеклассной работы по иностранному языку во многом

определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения

иностранного языка и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и

учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю

осуществлять перспективное планирование внеклассной работы по

иностранному языку, определять её задачи и способы организации на каждом

этапе. [30, 68].

5) Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы

основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов,

возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров,

распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды

деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении

наиболее благоприятным является включение на определённом этапе

индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в

результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с

мотивами и переживаниями коллектива. [30, 69].

6) Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной

работы по иностранному языку.

Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели

всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне

развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности

человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В

осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований

системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию

подрастающего поколения. С учётом этого требования внеклассная работа по

иностранному языку должна проводиться не изолировано, а тесной

взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных

материалов по географии, истории, литературе и другим предметам в работе

кружков клубов знатоков страны изучаемого языка обогащает внеклассную

работу по иностранному языку, способствует повышению интереса к ней

учащихся и качества её проведения. [30, 71].

Эффективность и результативность внеклассной работы зависит как от

учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:

. добровольность участия;

. сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

. занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

. эстетичность всех проводимых мероприятий;

. четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных

мероприятий;

. наличие целевых установок и перспектив деятельности;

. широкое использование методов педагогического стимулирования

активности учащихся;

. гласность;

. привлечение учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению

мероприятий с учащимися более младшего возраста.

Все вышеназванные принципы и условия дополняют друг друга и в комплексе

обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и,

вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности.

б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку

Одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса по

иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной

работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть

продолжено во внеклассной работе. При планировании и осуществлении

внеклассной работы педагогический коллектив учителей иностранного языка

должен выбрать те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении

практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны,

экономичны по времени, отвечают интересам детского коллектива и сочетаются

со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:

. расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении

иноязычной коммуникативной деятельностью;

. стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

. всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-

волевую и духовно-нравственную сферы.

Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:

. усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках

ИЯ;

. помощь ребёнку в формировании мировоззрения;

. развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных

вкусов;

. воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык

которой изучается.

Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-

педагогических особенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств

личности того или другого возраста дает возможность правильно определить

содержание и форму внеклассной деятельности по ИЯ.

В основном, начальный этап организации внеклассной работы по ИЯ (5-6

классы) совпадает с младшим подростковым возрастом. Учащиеся этих классов

имеют много общего с младшими школьниками, однако в пятом классе изменяются

условия их жизни и учебной деятельности, что предъявляет более высокие

требования к их психике. У учащихся этого возраста мотивы деятельности

очень часто определяются не такими факторами, как, например, чувство долга,

жизненные планы, а интересом к самой деятельности. В связи с этим не имеет

смысла чрезмерно увлекаться разъяснением социальной и личностной значимости

иностранного языка. Гораздо важнее обеспечить разнообразную, способную

увлечь детей коммуникативную деятельность и постараться организовать ее

таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых

результатов, чтобы осознание успеха и чувство гордости стимулировали их

деятельность на последующих этапах внеклассной работы. Внимание родителей и

всего коллектива школы к достижениям учащихся в изучении иностранного языка

имеет для них огромное значение и во многом определяет отношение к

предмету. [3, 127].

На среднем уровне (7-9 классы) подростки проявляют большую

социальную активность, направленную на усвоение определенных образцов

поведения и ценностей, стремятся к восприятию нового, интересного, их

память развивается в направлении интеллектуализации, запоминание

приобретает целенаправленный характер, речь становится более управляемой и

развитой. Подростки требуют искреннего и серьезного отношения к своим

интересам, не любят ограничения своей самостоятельности со стороны

взрослых. [3, 129].

На старшем уровне (10-11 классы) ученики стремятся к всестороннему

развитию своей личности, углубленному усвоению знаний. В этом возрасте

формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность,

увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений, увлечения

становятся разносторонними, а самооценка своих способностей снижается.

Большое значение для юношей и девушек приобретает общение со своими

сверстниками. Общение для них - неотъемлемая часть их жизни, канал

информации и вид деятельности, в процессе которой происходит формирование

индивидуального стиля поведения старшеклассников. [3, 133].

Следует обратить внимание на то, что в процессе организации

внеклассной работы по ИЯ необходимо учитывать как психологические

особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень

его развития, степень организационного, психологического,

интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности

коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса

во время выполнения задач по внеклассной работе.

Знание психологических особенностей учеников - необходимая

предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы,

определения содержания этих форм, организации и проведения внеклассного

мероприятия.

Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы почти полностью

совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней

наблюдаются существенные различия.

Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:

1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в

отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя

вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы прежде всего в

соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться

языком дополнительно с какими-то определенными целями.

Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает

учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной

работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное

время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет

содержание и форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать,

углублять и развивать интерес к иностранному языку.

2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в

отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы

их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея,

школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков

и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы

осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска

стенгазет на иностранном языке и т. д. При этом зачастую учителя выражают

письменную оценку деятельности школьников через благодарственные записи в

дневнике или отметкой в журнале, либо тем и другим вместе.

3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении

внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя

играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше

самостоятельности, изобретательности, творчества как в выполнении, так и в

организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих

интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям. [10, 141].

в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по

иностранному языку

В методической литературе и в практике школы традиционно различают

три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В

основу такого распределения возложен признак количественного охвата

участников. Подчеркивая нечеткость понятия "массовости", В.И. Шепелева

предлагает различать формы внеклассной работы по ИЯ по организационно-

структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к

организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые - к

неструктурным. [30, 97].

Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной

структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной

самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и

т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по ИЯ:

. соревновательные,

. средства массовой информации,

. культурно-массовые,

. политико-массовые.

Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.

Мероприятия соревновательного характера, конкурс, игра, олимпиада,

викторина и прочие. Средства массовой информации - стенгазета, объявление,

бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п.. Мероприятия

культурно-массового характера, вечер-праздник, посвященный народным

традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет,

посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов,

актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи

со знаменательными событиями. Мероприятия политико-массового характера:

форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и

прочие.

Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную

структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими

интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные,

вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и

т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех

классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов -

литературно-переводческие и страноведческие. Положительно зарекомендовали

себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности,

например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и

просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в

кружках, как правило, проводятся регулярно.

Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками,

которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о

значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни,

отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют

наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п.

Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически. [10,

101].

В педагогической литературе есть понятие "объединяющие формы

внеклассной работы" (Т.М.Калечиц, З.О.Кейлина). К объединяющим формам

относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки,

киностудии, кинотеатры и клубы весёлых и находчивых. Клубы являются

эффективной формой внеклассной работы по ИЯ, так как они объединяют

учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство

для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами

внеклассной работы в школах. Клубы имеют свои названия, эмблемы, положения

и уставы. Особой популярностью среди школьников пользуются клубы веселых и

находчивых (КВН), которые предусматривают проведение интересных конкурсов,

исполнение песен, стихов, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов со

зрительной опорой в виде плакатов, картин, диафильмов. Каждая команда,

которая принимает участие в КВН, имеет свой девиз, эмблему, песню и форму.

Как "домашнее задание" участники клуба готовят инсценировку произведений

известных зарубежных писателей и драматургов. [10, 112].

В нашем городе работают не мало учителей иностранного языка, ведущих

очень серьезную внеклассную воспитательную работу с целью повышения

интереса и развития речевых навыков учащихся по тем или иным иностранным

языкам. В частности, весьма интересен педагогический опыт учителя немецкого

языка школы № 39 заслуженного работника культуры РФ М.М. Костакова. В его

работе имеют место как массовые, так и групповые и индивидуальные формы

внеклассной работы по иностранному языку. Его ученики принимали участие в

вечерах, утренниках, олимпиадах, конкурсах, КВНах. Один раз в четверть или

полугодие они проводят тематические литературные вечера. В ходе недели

иностранного языка они обычно организуют вечер дружбы Германии и России,

утренник «Что за прелесть эти сказки!», викторины, выставки рисунков и

поделок, проходят открытые уроки; кроме того, проводятся музыкальные

вечера, встречи с интересными людьми под девизом «ФРГ глазами российского

туриста», вечера инсценированной сказки и многое другое.

Важным элементом познавательной деятельности учащихся являются и ее

мотивы. Вопрос о мотивах учения довольно хорошо разработан в современной

педагогической науке. Опираясь на теоретические и практические

исследования А. Марковой, Г. Щукиной и других дидактов, мы трактуем мотив

как субъектную причину (осознанную или неосознанную) того или иного

поведения, действия человека. Мотив – психическое явление, непосредственно

побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его

осуществлению. Во внеклассной воспитательной работе по ИЯ, также как и в

любом ином виде познавательной деятельности, мы развиваем как

познавательные, так и социальные мотивы учения. Это означает:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ