Внеклассная работа по иностранному языку
Внеклассная работа по иностранному языку
Министерство образования РФ
Владимирский Государственный Педагогический Университет
Кафедра педагогики
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Выполнила:
Привезенцева Ольга Николаевна –
студентка факультета иностранных языков,
группа А-52.
Научный руководитель:
Даведьянова Нина Сергеевна –
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики.
Владимир, 2004
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку
5
§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое
явление 5
§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая
система 7
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по
иностранному языку 12
Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному
языку 22
§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 22
§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33
§ 2.3. Календарные и тематические праздники 38
§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку
43
§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по
иностранному языку 50
§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по
иностранному языку 55
Заключение 58
Список литературы 61
Приложения 63
Вечер английского языка, посвящённый творчеству Уильяма Шекспира 63
Путешествие в страну "Хампельманию" 70
Введение
Актуальность исследования Внеклассная работа по иностранному языку
имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.
Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и
способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников,
развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических
вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры
другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру
своей страны.
В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и
практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое
обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной
работе. [1,151].
В 20 – 80е годы ХХ века в советской школе внеклассная работа по
иностранным языкам велась достаточно активно, являясь продолжением
регулярного учебного процесса. Однако в начале 90х годов ХХ века в
отечественной школе наметилась негативная тенденция «урокодательства»,
когда стали игнорироваться многие формы внеурочной работы, в том числе
внеклассная работа по иностранным языкам. Это объяснялось главным образом
причинами неудовлетворительного финансирования школ и исключения из
учебного плана так называемых необязательных занятий, в том числе
факультативных, кружковых, клубных и т.д. За эти годы существенным образом
ослабла традиция творческого отношения учителей к развитию ребёнка вне
рамок урока. В конце 90х годов, когда правительство и министерство
образования вновь обратили внимание на приоритет воспитания в школе и
несколько улучшили финансирование системы образования, возникла
необходимость возродить тот положительный опыт, который уже был накоплен в
отечественной школе.
Как выяснилось, за это время произошли такие изменения в жизни и
системе образования, которые потребовали обновлённых подходов, форм и
содержания внеклассной работы по иностранным языкам. В частности, широкое
распространение в системе образования получила работа с компьютерами,
использование Интернет-сети в обучении различным предметам, особенно в
процессе контроля знаний, умений, навыков.
Кроме того, в социально-педагогическом пространстве школы возникли
тревожные тенденции, являющиеся результатом негативного влияния массовой
культуры и тяжёлого материального положения многих семей, что привело к
значительному росту так называемых «трудных» детей. В целях коррекционной
работы и профилактики отклоняющегося поведения учащихся, в школах стала
возрождаться внеклассная воспитательная работа, в том числе по иностранным
языкам.
Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющийся
общедидактический и методический опыт, а также осмыслить новое содержание и
методически оформить новые требования к организации внеклассной работы по
иностранным языкам. В данном исследовании мы руководствовались этой
насущной потребностью современного процесса обучения иностранным языкам.
Систематизация накопленного опыта в этой сфере и обогащение его новыми
подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным.
Кроме того, обращение к данной проблеме носит и характер личной
заинтересованности. Это связано с моей будущей профессией учителя
иностранного языка, использующего в своей практической деятельности
самостоятельно разработанные методические рекомендации и материалы к
внеклассной работе по иностранным языкам.
Источники исследования: монографии отечественных авторов по
дидактике, учебные пособия для ВУЗов, статьи учёных, педагогов, учителей-
практиков в педагогической периодике (главным образом в журнале
«Иностранные языки в школе»), а также собственные методические разработки
для внеклассной работы по иностранному языку.
Объект исследования
Внеклассная работа по учебным предметам в современной школе.
Предмет исследования
Внеклассная работа по иностранным языкам в современной школе.
Цель исследования
Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной
работы по иностранным языкам и представить собственные методические
разработки и рекомендации в данной области.
Задачи исследования
1) систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной
работы в современной школе;
2) проанализировать внеклассную воспитательную работу по
иностранному языку с точки зрения системного подхода;
3) выявить основные педагогические характеристики игровых форм,
факультативных занятий, календарных и тематических праздников,
экскурсий, домашних работ учащихся и использования средств
массовой информации (СМИ) и компьютерной сети «Интернет» во
внеклассной работе по иностранному языку;
4) представить собственную методическую разработку по творчеству У.
Шекспира и дополнить различные формы внеклассной работы по
иностранному языку собственными методическими рекомендациями.
Методы исследования
1) теоретический анализ педагогической литературы;
2) систематизация материалов по структурным (системным) компонентам
внеклассной работы по иностранному языку;
3) классификация различных форм внеклассной работы по иностранному
языку;
4) практическая разработка методических рекомендаций по внеклассному
мероприятию.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
. осуществлён теоретический анализ внеклассной работы по
иностранному языку как педагогической системы (принципы
организации, цели и задачи, содержание, мотивы, формы и
методы внеклассной работы по иностранному языку);
. представлена педагогическая характеристика отдельных форм
внеклассной работы по иностранному языку (игра,
факультативные занятия, календарные и тематические праздники,
экскурсии, СМИ и сеть «Интернет», домашние работы учащихся);
. по каждой форме воспитательной работы представлены
собственные методические рекомендации;
. в приложении представлена авторская методическая разработка
«Вечер английского языка, посвящённый творчеству Уильяма
Шекспира».
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты
могут быть использованы в учебном процессе педагогического ВУЗа, а именно:
в лекциях, семинарах и лабораторно-практических занятиях по дидактике,
методике преподавания иностранных языков, в процессе написания курсовых и
дипломных работ, в ходе педагогической практики студентов, а также в
педагогической деятельности учителей иностранных языков в современной
школе.
Структура дипломной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложения.
Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку
§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое
явление
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА, внеурочная работа, составная часть учебно-
воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного
времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась
учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством,
организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеклассная работа
получила в 20е годы ХХ века, когда в школах начали активно создаваться
разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С.
Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги
рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности,
основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. С
созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная
работа чаще всего сливалась с работой этих организаций.[1, 151].
До сер. 80-х гг. внеурочная работа контролировалась органами народного
образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации.
Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким
активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной
воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в
роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное
общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить Внеурочную работу не
смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации.
Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался
поиск новых подходов к внеурочной работе ориентированной на личность
школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила
школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы
внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. Основными
задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для
проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для
детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии,
элементов игры, оптимистические перспективы и приподнятости.[1, 151].
Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с
внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному
направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и
т.п. Развитие художественного и технического творчества учащихся,
художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт,
туризм и т. д. С учётом воспитательного значения производственной трудовой
деятельности проводятся эксперименты по организации школьных кооперативов и
других трудовых объединений, работающих по заказам предприятий и
учреждений.
Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи
в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во
время школьных вечеров праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме
внеурочной работы относится организация продлённого дня. Во внеурочной
работе большое значение имеет самоуправление учащихся которое позволяет
большинству школьников принять участие в организаторской деятельности,
формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от
активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя
придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.
ВНЕУРОЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Различные виды самостоятельной учебной
деятельности школьников. Часть внеурочных учебных занятий непосредственно
связана с уроками — выполнение текущих домашних заданий, подготовка
докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Др.
часть внеурочных учебных занятий связана с уроками опосредованно и
выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки,
факультативные занятия, спорт, секции, индивидуальные занятия искусством,
техническим творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы
учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по
своему выбору. Удельный вес этой части внеурочных учебных занятий в ходе
обновления средней школы будет возрастать. Применение и закрепление
учащимися усвоенного ими на уроках в их социально направленной деятельности
смыкается с внеурочной воспитательной работой. [2,152].
Участие школьников в общественно полезной деятельности с
использованием знаний и умений, полученных на уроках, способствует
осознанию ими полезности изучаемого в школе, формирует ценностные отношения
к образованию.
Воспитательное и образовательное значение внеурочных учебных занятий
высоко оценивалось педагогами с самого начала становления советской школы.
В современной дидактике виды внеурочных учебных занятий трактуются как
внеурочный этап процесса обучения. Примерное содержание тех видов работы
учащихся, в которых усвоенное на уроках используется для обществ, целей,
должно указываться в учебных программах. Организация их и первоначальная
помощь учащимся возлагаются на учителей-предметников, для которых такого
рода внеклассная работа является естественным продолжением преподавания.
[2,152].
§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая
система
Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-
воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть
единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по ИЯ[1] можно
определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой
проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за
пределы обязательных учебных программ.
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку
В основе функционирования системы внеклассной работы по любому
предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание,
формы, методы, направление педагогического воздействия на личность,
характер связи отдельных элементов системы.
Принципы внеклассной работы по иностранному языку – исходные
положения, которые определяют требования к её содержанию, методам и
организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеклассной
работы по иностранному языку в школе и иллюстрируют суть педагогической
деятельности учителя – организатора внеклассной работы.
Внеклассная работа строится на следующих принципах: [30, 63].
1) Принцип связи обучения с жизнью.
Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной
работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребёнка.
Основные условия реализации этого принципа следующие:
. систематическое ознакомление подростков и старших школьников с
актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом;
. широкое использование краеведческого материала;
. встречи с людьми, использующими иностранный язык в своей
профессиональной деятельности;
. включение материалов на иностранном языке в общешкольные
мероприятия;
. использование на внеклассных занятиях материалов из жизни
школы;
. привлечение материалов переписки с зарубежными школьниками к
работе над избранной тематикой.[30, 64].
2) Принцип коммуникативной активности учащихся.
Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во
внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и
доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями,
чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на
занятиях драматического кружка и т.д. Большое значение для стимулирования
коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов
деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых,
неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и
занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный
уровень.[30, 65].
3) Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и
преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка.
Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться
сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания
содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в
речевую деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к
иноязычной деятельности. Преемственность урока иностранного языка и
внеклассной работы по предмету ни в коей мере не означает дублирование
темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе
тем для устной речи и чтения можно выделить подтемы, представляющие
наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем –
конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и
обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение лексико-тематических
связей в тематике внеклассной работы создаёт благоприятные условия для
решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач. [30,
67].
4) Принцип учета возрастных особенностей учащихся.
Эффективность внеклассной работы по иностранному языку во многом
определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения
иностранного языка и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и
учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю
осуществлять перспективное планирование внеклассной работы по
иностранному языку, определять её задачи и способы организации на каждом
этапе. [30, 68].
5) Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы
основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов,
возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров,
распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды
деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении
наиболее благоприятным является включение на определённом этапе
индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в
результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с
мотивами и переживаниями коллектива. [30, 69].
6) Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной
работы по иностранному языку.
Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели
всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне
развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности
человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В
осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований
системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию
подрастающего поколения. С учётом этого требования внеклассная работа по
иностранному языку должна проводиться не изолировано, а тесной
взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных
материалов по географии, истории, литературе и другим предметам в работе
кружков клубов знатоков страны изучаемого языка обогащает внеклассную
работу по иностранному языку, способствует повышению интереса к ней
учащихся и качества её проведения. [30, 71].
Эффективность и результативность внеклассной работы зависит как от
учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:
. добровольность участия;
. сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
. занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
. эстетичность всех проводимых мероприятий;
. четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных
мероприятий;
. наличие целевых установок и перспектив деятельности;
. широкое использование методов педагогического стимулирования
активности учащихся;
. гласность;
. привлечение учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению
мероприятий с учащимися более младшего возраста.
Все вышеназванные принципы и условия дополняют друг друга и в комплексе
обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и,
вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности.
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку
Одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса по
иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной
работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть
продолжено во внеклассной работе. При планировании и осуществлении
внеклассной работы педагогический коллектив учителей иностранного языка
должен выбрать те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении
практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны,
экономичны по времени, отвечают интересам детского коллектива и сочетаются
со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:
. расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении
иноязычной коммуникативной деятельностью;
. стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
. всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-
волевую и духовно-нравственную сферы.
Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:
. усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках
ИЯ;
. помощь ребёнку в формировании мировоззрения;
. развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных
вкусов;
. воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык
которой изучается.
Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-
педагогических особенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств
личности того или другого возраста дает возможность правильно определить
содержание и форму внеклассной деятельности по ИЯ.
В основном, начальный этап организации внеклассной работы по ИЯ (5-6
классы) совпадает с младшим подростковым возрастом. Учащиеся этих классов
имеют много общего с младшими школьниками, однако в пятом классе изменяются
условия их жизни и учебной деятельности, что предъявляет более высокие
требования к их психике. У учащихся этого возраста мотивы деятельности
очень часто определяются не такими факторами, как, например, чувство долга,
жизненные планы, а интересом к самой деятельности. В связи с этим не имеет
смысла чрезмерно увлекаться разъяснением социальной и личностной значимости
иностранного языка. Гораздо важнее обеспечить разнообразную, способную
увлечь детей коммуникативную деятельность и постараться организовать ее
таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых
результатов, чтобы осознание успеха и чувство гордости стимулировали их
деятельность на последующих этапах внеклассной работы. Внимание родителей и
всего коллектива школы к достижениям учащихся в изучении иностранного языка
имеет для них огромное значение и во многом определяет отношение к
предмету. [3, 127].
На среднем уровне (7-9 классы) подростки проявляют большую
социальную активность, направленную на усвоение определенных образцов
поведения и ценностей, стремятся к восприятию нового, интересного, их
память развивается в направлении интеллектуализации, запоминание
приобретает целенаправленный характер, речь становится более управляемой и
развитой. Подростки требуют искреннего и серьезного отношения к своим
интересам, не любят ограничения своей самостоятельности со стороны
взрослых. [3, 129].
На старшем уровне (10-11 классы) ученики стремятся к всестороннему
развитию своей личности, углубленному усвоению знаний. В этом возрасте
формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность,
увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений, увлечения
становятся разносторонними, а самооценка своих способностей снижается.
Большое значение для юношей и девушек приобретает общение со своими
сверстниками. Общение для них - неотъемлемая часть их жизни, канал
информации и вид деятельности, в процессе которой происходит формирование
индивидуального стиля поведения старшеклассников. [3, 133].
Следует обратить внимание на то, что в процессе организации
внеклассной работы по ИЯ необходимо учитывать как психологические
особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень
его развития, степень организационного, психологического,
интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности
коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса
во время выполнения задач по внеклассной работе.
Знание психологических особенностей учеников - необходимая
предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы,
определения содержания этих форм, организации и проведения внеклассного
мероприятия.
Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы почти полностью
совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней
наблюдаются существенные различия.
Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в
отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя
вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы прежде всего в
соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться
языком дополнительно с какими-то определенными целями.
Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает
учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной
работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное
время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет
содержание и форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать,
углублять и развивать интерес к иностранному языку.
2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в
отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы
их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея,
школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков
и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы
осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска
стенгазет на иностранном языке и т. д. При этом зачастую учителя выражают
письменную оценку деятельности школьников через благодарственные записи в
дневнике или отметкой в журнале, либо тем и другим вместе.
3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении
внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя
играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше
самостоятельности, изобретательности, творчества как в выполнении, так и в
организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих
интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям. [10, 141].
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по
иностранному языку
В методической литературе и в практике школы традиционно различают
три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В
основу такого распределения возложен признак количественного охвата
участников. Подчеркивая нечеткость понятия "массовости", В.И. Шепелева
предлагает различать формы внеклассной работы по ИЯ по организационно-
структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к
организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые - к
неструктурным. [30, 97].
Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной
структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной
самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и
т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по ИЯ:
. соревновательные,
. средства массовой информации,
. культурно-массовые,
. политико-массовые.
Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
Мероприятия соревновательного характера, конкурс, игра, олимпиада,
викторина и прочие. Средства массовой информации - стенгазета, объявление,
бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п.. Мероприятия
культурно-массового характера, вечер-праздник, посвященный народным
традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет,
посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов,
актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи
со знаменательными событиями. Мероприятия политико-массового характера:
форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и
прочие.
Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную
структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими
интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные,
вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и
т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех
классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов -
литературно-переводческие и страноведческие. Положительно зарекомендовали
себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности,
например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и
просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в
кружках, как правило, проводятся регулярно.
Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками,
которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о
значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни,
отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют
наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п.
Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически. [10,
101].
В педагогической литературе есть понятие "объединяющие формы
внеклассной работы" (Т.М.Калечиц, З.О.Кейлина). К объединяющим формам
относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки,
киностудии, кинотеатры и клубы весёлых и находчивых. Клубы являются
эффективной формой внеклассной работы по ИЯ, так как они объединяют
учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство
для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами
внеклассной работы в школах. Клубы имеют свои названия, эмблемы, положения
и уставы. Особой популярностью среди школьников пользуются клубы веселых и
находчивых (КВН), которые предусматривают проведение интересных конкурсов,
исполнение песен, стихов, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов со
зрительной опорой в виде плакатов, картин, диафильмов. Каждая команда,
которая принимает участие в КВН, имеет свой девиз, эмблему, песню и форму.
Как "домашнее задание" участники клуба готовят инсценировку произведений
известных зарубежных писателей и драматургов. [10, 112].
В нашем городе работают не мало учителей иностранного языка, ведущих
очень серьезную внеклассную воспитательную работу с целью повышения
интереса и развития речевых навыков учащихся по тем или иным иностранным
языкам. В частности, весьма интересен педагогический опыт учителя немецкого
языка школы № 39 заслуженного работника культуры РФ М.М. Костакова. В его
работе имеют место как массовые, так и групповые и индивидуальные формы
внеклассной работы по иностранному языку. Его ученики принимали участие в
вечерах, утренниках, олимпиадах, конкурсах, КВНах. Один раз в четверть или
полугодие они проводят тематические литературные вечера. В ходе недели
иностранного языка они обычно организуют вечер дружбы Германии и России,
утренник «Что за прелесть эти сказки!», викторины, выставки рисунков и
поделок, проходят открытые уроки; кроме того, проводятся музыкальные
вечера, встречи с интересными людьми под девизом «ФРГ глазами российского
туриста», вечера инсценированной сказки и многое другое.
Важным элементом познавательной деятельности учащихся являются и ее
мотивы. Вопрос о мотивах учения довольно хорошо разработан в современной
педагогической науке. Опираясь на теоретические и практические
исследования А. Марковой, Г. Щукиной и других дидактов, мы трактуем мотив
как субъектную причину (осознанную или неосознанную) того или иного
поведения, действия человека. Мотив – психическое явление, непосредственно
побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его
осуществлению. Во внеклассной воспитательной работе по ИЯ, также как и в
любом ином виде познавательной деятельности, мы развиваем как
познавательные, так и социальные мотивы учения. Это означает:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|