Рефераты
 

Внеклассная работа по иностранному языку

группы: на тех, кто не знаком с религиозной подоплекой Хэллоуина и на тех,

кто видит необходимость его проведения в хотя бы символическом отправлении

религиозного культа. Представителями обеих групп при проведении Хэллоуина в

школах нарушаются права и свободы личности.

Если никто из обязанных обучать (воспитывать) ребенка органов или лиц не

знал о возможности проведения Хэллоуина как религиозного праздника, можно

говорить о том, что отмечанием Хэллоуина ими нарушаются право ребенка на

получение такого обучения (воспитания), которое способствует нормальному

психическому, физическому и нравственному его развитию, право ребенка на

защиту своего достоинства, а также, в некоторых случаях, о нарушении прав

родителей (лиц, их заменяющих). В том случае, если данные органы или лица

осознавали религиозный характер праздника, следует к перечисленным

нарушениям прав и свобод личности добавить нарушение права ребенка на

свободу совести, вероисповедания, а также хоть и косвенное, создание угрозы

национальной безопасности нашего государства.

Как известно, ст. 2 Конституции Российской Федерации гласит, что

«человек, его права и свободы являются высшей ценностью», при осуществлении

своих прав и свобод человек и гражданин не могут нарушать права и свободы

других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ), а «права и свободы человека и

гражданина могут ограничиваться федеральным законом только в той мере, в

какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,

нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения

обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года говорится

о том, что «каждый человек имеет право на жизнь, … на личную

неприкосновенность» (ст. 3); никто не должен подвергаться жестокому,

бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению (ст. 5). Конвенция

о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.,

вступила в силу для СССР и Российской Федерации 15 сентября 1990 г.)

устанавливает, что «государства – участники обеспечивают в максимально

возможной степени … здоровое развитие ребенка» (ч. 2 ст. 6), «уважают право

ребенка на свободу мысли, совести и религии» (ч. 1 ст. 14). А в ч. 2 ст. 54

Семейного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта

1996 года, признается право ребенка на «обеспечение его интересов,

всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства».

Однако, как показывает практика проведения Хэллоуина в школах, то, что

ребенка призывают или даже заставляют изображать из себя представителя

нечистой силой, иногда - участвовать в отправлении действий, являющихся

символическим воплощением черной мессы, препятствует его нормальному

психическому развитию. Более того, размываются представления об уже

сложившихся в нашей стране моральных нормах о добром и уважительном

отношении к окружающим. Также унижается человеческое достоинство, то есть

«признание обществом социальной ценности, уникальности и неповторимости

человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества»,

ребенка. Идет привыкание детей, как наиболее уязвимых в психологическом

плане личностей, к различным формам проявления зла.

Нарушаются права родителей (лиц, их заменяющих). В части 7 статьи 15

(«Общие требования к организации образовательного процесса») Закона

Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»

сказано, что «родителям (законным представителям) несовершеннолетних

обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления

с ходом и содержанием образовательного процесса». В соответствии со ст. 63

Семейного Кодекса Российской Федерации «родители имеют право и обязаны

воспитывать своих детей. При этом они обладают преимущественным правом на

воспитание своих детей перед всеми другими лицами». Однако использованию

прав и исполнению обязанностей препятствует недостаток предоставляемой

государством информации по поводу возможного влияния сект, в частности,

посредством отправления своих культов, закамуфлированных под праздники. И

это на фоне того, что часть родителей в силу различных причин в принципе

уделяют недостаточно внимания воспитанию и развитию своих детей,

обязанности заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и

нравственном развитии.

В случае проведения праздника, являющегося частью нетрадиционного для нас

религиозного культа, если при этом его введение не являлось добровольным

выбором большинства граждан, на наш взгляд, можно говорить об угрозе

нарушения национальной безопасности государства. Как сказано в Концепции

национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом

Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300, в редакции

Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, «под

национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее

многонационального народа как носителя суверенитета и единственного

источника власти в Российской Федерации». А «обеспечение национальной

безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного,

духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной

жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование

государственной политики в области духовного и нравственного воспитания

населения…, а также включает в себя противодействие негативному влиянию

иностранных религиозных организаций и миссионеров».

Однако, при проведении Хэллоуина (других праздников, происхождение и

практика отмечания которых также малознакомы для нас) создаются возможности

нарушении принципа светского характера российского государства,

закрепленного в части 2 статьи 14 Конституции РФ и конкретизированного в

статьях Закона «Об образовании». Так, Конституция установила, что

Российская Федерация есть светское государство, в котором религиозные

объединения отделены от государства, а Закон «Об образовании» определяет

запрет деятельности религиозных объединений в образовательных учреждениях.

«В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах

управления образованием создание и деятельность организационных структур …

религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются» (ч. 5 ст.

1 Закона «Об образовании»). «Государственная политика в области образования

основывается на следующих принципах:... 4) светский характер образования в

государственных и муниципальных образовательных учреждениях» (ст. 2 данного

Закона). Однако никто не может гарантировать абсолютное неведение учителей,

администрации школы относительно истинных целей проведения праздников,

аналогичных Хэллоуину. Никто не может быть уверен в том, что эти лица не

входят в состав организационных структур каких-либо сектантских

организаций, осуществляющих в латентной форме образовательную и

воспитательную деятельность в соответствии со своими интересами

представителей религиозной организации.

Также возможно создание препятствий выполнению государством внутренней

функции регуляции социальной и духовной сфер жизни общества, и внешней -

сотрудничества с другими государствами по поводу культурного

взаимодействия. В части 1 статьи 7 нашей Конституции говорится, что

«Российская Федерация – социальное государство, политика которого

направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное

развитие человека», в, частности, на обеспечение здоровья населения,

профилактики ситуаций, оказывающих на него негативное влияние. В Законе «Об

образовании» устанавливается, что к принципам государственной политики в

области образования относится «единство федерального культурного и

образовательного пространства. Защита и развитие системой образования

национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в

условиях многонационального государства» (п. 2 ст. 2). Выделив это

положение в качестве принципа деятельности государства, законодатель тем

самым, стремился подчеркнуть приоритетность развития российских традиций,

культуры. В ч. 2 ст. 14 данного закона («Общие требования к содержанию

образования») говорится о том, что «содержание образования должно

обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры

общества, интеграцию личности в национальную и мировую культуру». При этом,

опять же, как видно из текста, приоритет отдается развитию присущих нашему

государству традиций и культур, так как вновь упоминается национальная

культура.

Отмечанием Хэллоуина формируются предпосылки для разжигания

религиозной вражды, запрещаемого частью 5 статьи 13 Конституции Российской

Федерации. Часть 2 статьи 29 Конституции РФ устанавливает, что «не

допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие … религиозную ненависть и

вражду». Аналогичная по смыслу норма, предусматривающая наказание за

возбуждение религиозной вражды, содержится в Уголовном кодексе Российской

Федерации, введенном в действие с 1 января 1997 года. Во-первых, отмечание

Хэллоуина по сути есть один из способов выражения своего резко

отрицательного отношения ко Дню Всех Святых, который следует

непосредственно за хэллоуиновской ночью и празднуется верующими многих

христианских конфессий, к их религиозным чувствам. Очевидно, что в

современных условиях напряженной борьбы различных конфессий за

беспрепятственную, независимую от вмешательства в собственную религиозную

деятельность представителей иных конфессий, реализацию права исповедовать

свои религиозные убеждения и отправлять культы, отмечание Хэллоуина

выглядит просто вызовом христианам. И не только им, так как даже граждане,

не имеющие конфессиональных предпочтений, часто вынуждены принимать мнение

одной из сторон конфликта, что, в свою очередь противопоставляет их взгляды

взглядам противоположной стороны по поводу данной проблемы. Тем более,

недопустимо, чтобы такой конфликт развивался в образовательных учреждениях:

«Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе

между … религиозными группами» (ч. 2 ст. 26 Всеобщей декларации прав

человека).

Естественно, что в том случае, если лица, ответственные за проведение

Хэллоина осведомлены о его религиозной сущности, однако скрывают данный

факт, а ребенок участвует в отмечании Хэллоуина как светского праздника,

возможно, следует говорить о нарушении права ребенка на свободу совести,

свободу вероисповедания, закрепленное в частности в ст. 28 Конституции

Российской Федерации, которое может осуществляться как путем определения

своей принадлежности к какой-либо религии, отправления ее культов, так

определения себя в качестве человека, не принадлежащего ни к какой религии

и не отправляющего какие-либо культы.

На наш взгляд, Хэллоуин является сектанским праздником. Его отмечание в

школах осуществляется не всегда осознанно и добровольно, не отвечает

элементарным нормам психологического, нравственного воспитания детей,

встречает много возражений со стороны общества, а также противоречит

законодательству Российской Федерации и ряду международных правовых норм. В

связи с этим встает вопрос о необходимости закрепления правового запрета на

его отмечание. Таким образом, удастся избежать незаконного

воспрепятствования осуществлению права на свободу совести и

вероисповеданий, которое выражается в препятствовании деятельности

религиозных организаций или совершения религиозных обрядов, и наказывается

в соответствии с санкцией ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации.

А самое главное, будут реализованы положения ст. 2 Конституции Российской

Федерации об обязанности государства осуществлять признание, соблюдение и

защиту прав и свобод человека и гражданина.

§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному

языку

Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное

посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.;

поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной

целью.

Учебная экскурсия — это проведение учебного занятия в условиях

производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися

различных объектов и явлений действительности. Отсюда характерный признак

занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся, с их мышечными

усилиями. Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной

составной частью в систему учебно-воспитательной работы в современной школе

и вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания учащихся (на

основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и

фактов); устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и

процессами; любовь к природе; развивать творческие способности учащихся, их

самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма

и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность,

память, мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую

деятельность; воспитывать положительное отношение к учению. [16, 53].

В зависимости от типа, содержания и метода проведения экскурсии,

возраста учащихся, местных условий и вида передвижения в состав

экскурсионной группы может входить от десяти до сорока учеников.

Длительность учебной экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в

зависимости от учебных задач, конкретных условий проведения, возраста

учащихся.

Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов.

Практика показывает, что экскурсии помогают ученикам охватить содержание

обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках

законов физики и химии, физики и биологии, истории и географии, поэтому

учебная экскурсия в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения,

способствует реализации межпредметных связей.

На экскурсии учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют,

расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения.

Например, проводя на местности измерения и вычисления площадей, расстояний

к отдаленным предметам и высоты деревьев способами «полевой геометрии»,

учащиеся учатся применять законы геометрии на практике, пользоваться

простейшими приспособлениями и приборами, делать зарисовки, записи

наблюдений, фотографировать, собирать тематические коллекции, работать с

картой местности.

Экскурсия дает широкие возможности для более полного, комплексного

использования методов обучения (и в первую очередь проблемных). Любая

экскурсия предоставляет учителю возможность изучить своих воспитанников.

Известно, что в естественной и непринужденной обстановке быстрее

проявляются те качества личности, которые не сразу и не всегда можно

выявить в условиях урока. Экскурсия обогащает знаниями и самого учителя,

приобщая его к сфере материального производства, к людям труда, знакомя с

современной технологией и техникой производства. [21, 134].

Школьная экскурсия — сложная форма учебно-воспитательного процесса.

Сложность организации и проведения экскурсии, значительные отличия ее от

урока, необходимость специальной подготовки экскурсии нередко отпугивает

учителей от этой эффективной формы обучения.

Высокая результативность экскурсии, решение поставленных

познавательных и педагогических задач в большой мере зависят от личности

учителя, его организаторских способностей, педагогического такта, умения

владеть вниманием ребят.

Важнейшее назначение учебных экскурсий заключается в выявлении

жизненности и актуальности учебного материала, в закреплении и

конкретизации знаний, полученных на уроках, в применении знаний и умений на

практике. Наглядность — существеннейший признак учебной экскурсии: удельный

вес зрительной и слуховой наглядности в получении информации на экскурсии

составляет более 70 процентов. Благодаря наглядности учащиеся быстрее

усваивают знания, которые затем на уроках и других учебных занятиях

становятся опорным фактическим материалом при восприятии новой темы, при

обобщении и формировании соответствующих выводов. Экскурсионные наблюдения

используются также для проверки, исправления, уточнения уже имеющихся у

школьников знаний и представлений, для обогащения их новыми конкретными

данными. Так, на экскурсии на промышленное или сельскохозяйственное

предприятие происходит наглядное знакомство с практической деятельностью

людей, с непосредственным использованием научных знаний, основы которых

изучаются в школе, формируются представления о производственных

процессах, организации производства, отношениях в коллективе. На экскурсиях

по историческим местам осуществляется связь исторических, обществоведческих

и экономических знаний с данными о современной, жизни села, города,

республики, страны, учащиеся знакомятся с реальной народнохозяйственной

практикой и задачами на будущее, что способствует формированию их

коммунистического мировоззрения. Наблюдая и познавая явления общественной

жизни, школьники сами готовятся к активному участию в различных сферах

общественно полезной деятельности.

Школьники должны быть осведомлены о развитии и достижениях современной

науки. В доступной форме на уроках, факультативах, в кружках учащиеся

знакомятся с важнейшими научными открытиями. Но даже просмотр научно-

популярного фильма или специальной телепередачи не оказывает на учащихся

такого влияния, как полное впечатлений непосредственное соприкосновение с

научной деятельностью в научно-исследовательском институте, на

агробиостанции или в лаборатории.

Нередко на экскурсиях школьники выполняют простые исследования:

изучают почву или листья методом химического анализа, проводят

метеорологические или фенологические наблюдения, собирают материалы по

истории родного края. При этом они используют методы научного исследования,

приобщаются к научной деятельности.

Во время экскурсии учащиеся переносят знания в новую ситуацию,

открывают для себя новые способы решения познавательных задач. Например, на

экскурсии по изучению геологического строения местности школьники находят в

овраге небольшого размера обкатанный кусок породы. Учащиеся знают, что

камень становится гладким под воздействием воды и перекатывания. По степени

обработанности его поверхности можно определить путь обломков от места

залегания коренной породы и найти это место. [10, 201].

Эвристичность учебной экскурсии проявляется и в процессе практической

работы исследовательского характера. Так, во время экскурсии на колхозное

поле учащиеся изучают сорные растения, проводят подсчет их на определенных

площадях разных участков поля, на основе чего составляется карта

засоренности полей.

Объяснение учителя, экскурсовода требует размышлений учащегося,

осознания полученной информации. Наблюдение предметов и явлений

действительности невозможно без выполнения логических операций (анализа,

синтеза, сравнения, обобщения). Экскурсия обеспечивает учащихся материалом

для самостоятельного творческого изучения, способствует формированию основ

творческого мышления. Все это, как и самостоятельный поиск ответов на

эвристические вопросы, выполнение познавательных задач и проблемных

заданий, содействует интеллектуальному развитию школьников.

С каждым годом все более актуальной становится проблема охраны

окружающей среды. В связи с этим очень остро встал вопрос о воспитании у

детей правильного отношения к природе. Только в непосредственном

соприкосновении с природой, под влиянием умного, влюбленного в природу

наставника воспитывается у детей положительное, бережливое отношение к

окружающей среде. Природоведческие экскурсии обладают огромным

воспитательно-образовательным потенциалом.

Экскурсия — эффективное средство воспитания школьников. Каждая

производственная, историческая, литературоведческая экскурсия должна стать

школой патриотического воспитания. Экскурсия по родному краю, по места боёв

Великой Отечественной войны формирует у ребят чувство ответственности за

свое поведение перед светлой памятью погибших, воспитывает патриотизм,

уважение к защитникам Родины. События далекого прошлого предстают перед

ними как истоки настоящего. [25, 117].

Особо следует подчеркнуть значение экскурсий в формировании

эмоциональной сферы учащихся: чувства прекрасного, ощущения радости

познания, желания быть полезными обществу. В поле, лесу, на реке школьники

находятся в мире прекрасного, учатся понимать красоту, потом воспроизводить

увиденное и прочувствованное в рисунках, гербариях, стихах, рассказах,

поделках. Экскурсии в природу, музеи, выставочные залы, на производство

учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и

явлениях, чувствовать красоту человеческого труда.

Таким образом, на экскурсии в единстве и взаимосвязи осуществляются

образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения, но в

конкретных условиях на первый план может выходить одна из них. Учитывая

моторную, активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии,

можно также говорить о ее влиянии на физическое развитие учащихся.

Типология и структура учебных экскурсий

Деление учебных экскурсий на типы имеет не только теоретическое, но и

практическое значение. Нельзя правильно организовать учебно-воспитательный

процесс на экскурсии, не выделив для решения поставленных задач наиболее

подходящий ее тип.

В педагогике учебные экскурсии разделяют по разным основаниям и

признакам. По отношению к учебным программам экскурсии делят на программные

(рекомендуются учебными программами) и внепрограммные (выходят за рамки

программы).

По содержанию учебные экскурсии подразделяются на тематические

(однотомные и многотемные) и комплектные (обзорные).

Тематические экскурсии проводят в связи с изучением одной или

нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета.

Комплексные или межпредметные экскурсии охватывают взаимосвязанные

темы двух или нескольких учебных предметов.

По времени проведения относительно изучаемых на уроках учебных тем

какого-либо раздела различают вводные, сопутствующие и заключительные

экскурсии.

Вводные экскурсии предваряют изучение нового материала. Чаще всего они

проводятся для того, чтобы ввести учащихся в новый для них учебный предмет

или раздел. На таких экскурсиях учащиеся усваивают опорные понятия,

получают наглядные представления и практический опыт, необходимые им для

сознательного изучения нового учебного материала, знакомятся с фактами,

сущность которых будет раскрыта позднее на уроках.

Сопутствующие экскурсии проводятся параллельно с изучением

теоретического материала и призваны обеспечить более глубокое его понимание

учащимися, дополнить их знания новыми фактами, наглядными представлениями.

Заключительные экскурсии проводятся в конце учебного года или после

изучения раздела программы с целью обобщения и систематизации теоретических

знаний, углубления и закрепления навыков и умений учащихся. Важная задача

заключительных экскурсий — способствовать выявлению связи изученного на

уроках материала с реальными процессами или явлениями.

Существенным моментом при проведении экскурсии по природоведению,

ботанике, зоологии, биологии является время года, поэтому природоведческие

экскурсии в методике разделяют на осенние, зимние, весенние, летние.

Чтобы подчеркнуть внешние отличия экскурсий, их специфику, связанную с

учебным предметом, выделяют ботанические, зоологические, физические,

химические, географические, исторические, литературоведческие и другие

экскурсии.

С дидактической точки зрения учебные экскурсии целесообразно

классифицировать по двум основаниям сразу: по времени проведения

относительно изучаемого на уроках учебного материала и по содержанию. Кроме

того, учебные экскурсии могут быть однотемными, многотемными, комплексными,

вводными, заключительными.

Методика проведения экскурсий

Проведение экскурсий требует большой и серьезной подготовки к ней,

которая часто оказывается сложнее, чем подготовка к уроку или семинару. К

ее организации и проведению предъявляются определенные организационные,

дидактические, воспитательные требования, а именно: наличие в школе системы

экскурсионной работы с централизованным планированием и руководством;

подготовка учителей к экскурсионной работе; четкое определение

образовательных и воспитательных задач экскурсии; выбор оптимального

содержания в соответствии с задачами экскурсии, с учетом уровня подготовки

учащихся, их индивидуальных и возрастных особенностей; правильный выбор

экскурсионных объектов; соблюдение логики познавательного процесса;

систематическое создание проблемных ситуаций; оптимальный выбор адекватных

методов и приемов обучения и обеспечение их целенаправленного применения;

рациональное сочетание слова и наглядности мотивация учебной деятельности

школьника, формирование и развитие у школьников познавательных интересов,

стремления к самостоятельному поиску; оптимальное сочетание коллективных,

групповых и индивидуальных форм учебной работы; формирование у учащихся на

основе изучаемого материала диалектико-материалистического мировоззрения,

моральных качеств, эстетических вкусов, любви к природе; формирование у

учащихся общеобразовательных и специальных умений и навыков в процессе

применения знаний на практике; организационная четкость проведения

экскурсии, соблюдение правил техники безопасности и правил поведения на

экскурсионных объектах. [5, 47].

Экскурсия зависит от тщательности подготовки. Учитель внимательно

изучает экскурсионный объект, выясняет его образовательные и воспитательные

возможности, определяет цели и задачи, тип и структуру экскурсии, готовит

проблемные вопросы и задания для учащихся, устанавливает основные и

дополнительные источники информации, выбирает оптимальное сочетание методов

и приемов обучения, составляет план экскурсии, знакомится на месте с

экскурсионным объектом, намечает маршрут передвижения, готовит

дополнительные наглядные пособия (схемы, таблицы, фотографии) и необходимое

оборудование (измерительный инструмент, блокноты, карандаши, гербарные

папки, фотоаппарат, компас), проводит организационную беседу с учащимися,

во время которой сообщает дату, место, цель и задачи экскурсии, разъясняет

правила безопасности и поведения на экскурсии, кратко характеризует

экскурсионный объект, советует, как и что смотреть, за чем наблюдать, как и

что записывать и фотографировать, как передвигаться по маршруту. Учитель

распределяет обязанности среди всех учащихся; если нужно по плану, делит их

на звенья, назначает звеньевых и определяет задания для каждого звена;

назначает ответственных за наглядные пособия и оборудование, старших на

маршруте; инструктирует учащихся о порядке обработки информации и

материалов, составления письменных отчетов, подведения итогов.

Экскурсия начинается с того момента, когда учащиеся во главе с

учителем выходят из школы. Нужно рационально использовать время

передвижения к экскурсионному объекту. Следует напомнить учащимся о цели

экскурсии, о заданиях, которые они будут выполнять, предложить несколько

вопросов репродуктивного и проблемного характера, эмоционально настроить

учащихся на работу.

На месте проведения экскурсия начинается со вступительной беседы. На

производственной экскурсии разговор идет об особенностях данного

производства, выпускаемой им продукции, народнохозяйственном значении

предприятия, об основных профессиях, успехах коллектива и передовиках.

Вступительная беседа на природоведческой экскурсии проводится на

возвышенности, поляне или опушке леса. Учитель обращает внимание на общий

вид ландшафта, на особенности наблюдаемых природных явлений или объектов,

на их взаимосвязь. После вступительной беседы учащиеся приступают к

выполнению заданий или осмотру экскурсионных объектов.

Учитель дает установку на запоминание характеристик экскурсионных

объектов, на выполнение учащимися заданий по зарисовке, записи,

внимательному осмотру, подробному анализу, выделению существенных сторон,

отличительных особенностей объектов, на сопоставление, сравнение, обобщение

явлений.

Процесс обучения на экскурсии в основном строится на восприятии

экскурсионных объектов, их объяснении и практическом изучении. Поэтому

принцип наглядности играет ведущую роль на экскурсии. Например, во время

экскурсии в краеведческий музей учитель рассказывает о древних поселениях

на территории данной местности, иллюстрирует свой рассказ демонстрацией

наконечников стрел, глиняных сосудов той эпохи, карту-схему захоронения

знатного воина. Объясняя учащимся на экскурсии в поле состав клубней

картофеля, учитель с помощью простейшего химического анализа (капает на

срез клубня несколько капель воды) в картофеле выявляет крахмал. Учитель

должен тщательно продумывать и отбирать экскурсионные объекты, руководить

наблюдением учащихся, акцентировать их внимание на основных объектах и их

характеристиках, при необходимости использовать дополнительную наглядность

в виде фотографий, рисунков, графиков. Экскурсия предоставляет большие

возможности для установления межпредметных связей. Например, на

биологической экскурсии часто возникают потребности в актуализации знаний

по физике, химии, географии. Такие ситуации учителю нужно создавать

специально для отражения целостности природы и социальной жизни человека в

сознании учащегося. Систематическое оперирование межпредметными знаниями и

умениями вырабатывает систем-вый стиль умственной деятельности учащихся.

[13, 120].

В конце экскурсии учитель проверяет работу учащихся: все ли выполнено

по плану, сделаны ли записи, зарисовки, измерения. Затем проводится

заключительная беседа, на которой учитель отвечает на вопросы учащихся,

выясняет их впечатления от экскурсии.

Большое значение для высокой результативности экскурсии имеют

закрепление знаний, их обобщение и систематизация. Во время беседы на

уроке, после экскурсии, учащиеся воспроизводят ход экскурсии, объясняют

факты, с которыми познакомились, выделяют главное, существенное; получают

задания написать рефераты, оформить отчеты или альбомы, подготовить

стенгазету или стенд. Практикуется написание сочинений на темы: «Человек и

природа», «Я люблю свой край», «Кем стали наши выпускники».

На уроках необходимо как можно чаще использовать собранные на

экскурсии материалы с целью мотивации учения, актуализации знаний и

чувственного опыта учащихся, создания положительного эмоционального фона

урока.

§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по

иностранному языку

Развитие техники привело к значительному распространению таких средств

массовой информации, как кино, пресса, радио и телевидение.

Благодаря им реализуются различного рода учебные программы, причем

немалое месте в этих программах отводится вопросам, изучаемым в начальной и

средней школах. Эти материалы, как правило, очень тщательно

подготавливаются педагогическими группами радио и телевидения, их

использование в ходе учебно-воспитательной работы всемерно рекомендуется, а

иногда и просто необходимо. Именно поэтому преподаватели отдельных

предметов должны знать учебные программы радио и телевидения, помещаемые, в

частности, на страницах педагогических журналов, и включать их в план

проводимых с учащимися занятий. Понятно, учащихся нужно подготовить к

восприятию учебных программ радио и телевидения, а после передач обсуждать

с ними их содержание, обращая внимание учащихся на узловые вопросы. При

использовании учебных программ сохраняет действие принцип объединения их с

остальными компонентами процесса обучения, особенно с его содержанием и

ходом.

Учебные программы радио и телевидения могут выполнять различные

дидактические функции. В некоторых случаях ими можно пользоваться как

источником новых для учащихся знаний, иногда они могут служить для

систематизации и закрепления уже проработанного в школе материала и т. д.

Выбор той или иной функции определяется учителем на основе анализа

выполняемого с учениками учебного плана и программы, текущих дидактических

задач и т. п.

Кроме использования учебных передач радио и телевидения для учебно-

воспитательных целей рекомендуется также ознакомление учеников с другими

передачами программы; решение относительно их выбора и способа

использования на уроке и на этот раз должно относиться к компетенции

учителя.

В настоящее время использование средств сети Интернет во внеклассной

работе стало очень популярным и доступным.

Итак, какие же виды деятельности может осуществлять ученик в сети во

внеурочное время с целью лучшего овладения иностранным языком?

Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся,

формированию или совершенствованию грамматических, лексических навыков.

С этой целью очень полезно предложить ребятам использовать либо

описанные выше программы English Club net, English-to-Go, др., курсы

дистанционного обучения на отечественных сайтах

(http://www.ioso.iip.net/distant) либо имеющиеся в медиатеке компакт-диски.

Такая работа может проводиться и с домашнего компьютера. В настоящее время

в сети много возможностей организовать индивидуальную самостоятельную

деятельность школьников по совершенствованию тех или иных знаний, умений,

навыков в овладении иностранным языком.

Большую помощь могут оказать ребятам выпускаемые в настоящее время

компакт-диски. Правда, далеко не все они одинаково эффективны, поскольку

далеко не во всех рекламируемых курсах хорошо продумана и реализована

методическая сторона курса.

Думается, наиболее удачным можно признать курс Reward Internative,

подготовленный фирмой “Новый диск” на основе хорошо известной одноименной

серии учебников Саймона Гринхолла. Курс предусматривает элементы

дистанционного обучения.

Dynamic English – курс на 6 компакт-дисках 3-х уровней сложности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ