Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
|форме, пространственных |фигур, уровень знаний детей о цвете и |
|представлениях (по |форме, умение составлять узор из |
|Падалко А.Е.) |геометрических и растительных элементов |
| |в круге |
|4. Выявление элементов |Выявить элементы технической эстетики, |
|технической эстетики |на которые обращает внимание ребенок |
|5. « Парта будущего» |Выявление способности детей к |
| |дизайнерской деятельности, созданию |
| |воображаемого образа предмета |
| |существующего в нереальных условиях |
|6. Выявление чувства |Выявить понимание художественных |
|стиля «Чайный сервиз» |особенностей общей группы предметов, |
|(Малиновская) |связанных ансамблем |
|7.Дорисуй фигуры |Выявить уровень представлений о |
|(Головина Т.Н.) |симметричности предметов, умения |
| |достраивать фигуры с незаконченным |
| |контуром до целостного образа |
Методика № 1
Цель: Выявить знания детей о цветовых оттенках
Подготовка: приготовить знакомые для детей предметные картинки в черно-
белом изображении фишки цветные для того, чтобы дети разложили к каждому
предмету его цвет.
Проводится индивидуально.
Задание: Подбери к каждому предмету фишку определенного цвета
|Горох |Морковь |Виктория |Паук в паутине |
|Цыпленок |Снеговик |Виноград |Солнце |
|Капуста |Ласточка |Бананы |Свекла |
Результаты исследования занесены в таблицу
Таблица №1
| |Гор|Мор|Вик|Пау|Цып|Сне|Вин|Вин|Кап|Лас|Бан|Све|Кол|Бал|
| |ох |ков|тор|к в|лен|гов|огр|огр|уст|точ|аны|кла|иче|лы |
| | |ь |ия |пау|ок |ик |ад |ад |а |ка | | |ств| |
| | | | |тин| | | | | | | | |о | |
| | | | |е | | | | | | | | |оши| |
| | | | | | | | | | | | | |бок| |
|Лен|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |кр |3 |1 |
|а | | | | | | | | | | | | | | |
|Р. | | | | | | | | | | | | | | |
|Кол|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |1 |2 |
|я | | | | | | | | | | | | | | |
|Л. | | | | | | | | | | | | | | |
|Ван|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |Кр |3 |1 |
|я | | | | | | | | | | | | | | |
|М. | | | | | | | | | | | | | | |
|Иль|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |2 |2 |
|я | | | | | | | | | | | | | | |
|Т. | | | | | | | | | | | | | | |
|Дим|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |кр |1 |2 |
|а | | | | | | | | | | | | | | |
|М. | | | | | | | | | | | | | | |
|Сер|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |Кр |3 |1 |
|гей| | | | | | | | | | | | | | |
|У. | | | | | | | | | | | | | | |
|Оля|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |1 |2 |
|Б. | | | | | | | | | | | | | | |
|Тол|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |2 |2 |
|я | | | | | | | | | | | | | | |
|М. | | | | | | | | | | | | | | |
|Нан|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Роз|1 |2 |
|ата| | | | | | | | | | | | | | |
|ша | | | | | | | | | | | | | | |
|Т. | | | | | | | | | | | | | | |
|Рус|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |0 |3 |
|лан| | | | | | | | | | | | | | |
|З. | | | | | | | | | | | | | | |
|Кри|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |2 |2 |
|сти| | | | | | | | | | | | | | |
|на | | | | | | | | | | | | | | |
|М. | | | | | | | | | | | | | | |
|Ден|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |Кр |3 |1 |
|ис | | | | | | | | | | | | | | |
|Т. | | | | | | | | | | | | | | |
|Сла|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |Кр |3 |1 |
|ва | | | | | | | | | | | | | | |
|К. | | | | | | | | | | | | | | |
Количественный анализ:
(3)б высокий уровень: не допустил не одной ошибки
(2)б средний: допустил 1-2 ошибки
(1)б низкий: допустил более 2-х ошибок.
В данном классе дети находятся в основном на среднем уровне знаний о
цветовых оттенках. Основные ошибки заключаются в определении цвета моркови
и свеклы как красного, а не оранжевого и бордового.
Итак: на среднем уровне –7 детей – 54%
на высоком уровне – 1 человек – 8%
на низком уровне – 5 человек – 38%.
Можно сказать, что дети плохо различают оттенки промежуточных тонов.
Необходимо провести серию упражнений, направленных на изучение,
распознавание цветов.
Методика № 2.
Тест цветоразличения (по Чередниковой Т.В.)
Цель: Выявить знания детей о насыщенности цвета, светлоте тона.
Подготовка: ребенку предлагается 8 карточек одного цвета, но разных по
светлоте.
Задание:
1. Разложи карточки по порядку от самого темного до самого светлого ( берем
2 цвета – зеленый и красный).
2. Среди 10 карточек разного цвета необходимо выбрать только те, которые
имеют зеленый оттенок (всего 5 оттенков).
3. Данные занесены в таблицу:
Таблица №2
| |Красный|Зеленый |Разные |Количест|Баллы |
| | | | |во всех | |
| | | | |ошибок | |
| |Количество ошибок | | |
|Лена Р. |1 |3 |1 |5 |1 |
|Коля Л. |2 |1 |1 |4 |1 |
|Ваня М. |- |3 |- |3 |1 |
|Илья Т. |2 |4 |- |6 |1 |
|Дима М. |1 |1 |- |- |2 |
|Сергей У. |1 |3 |1 |5 |1 |
|Оля Б. |1 |2 |- |3 |1 |
|Толя М. |1 |1 |1 |3 |1 |
|Наташа Т. |- |- |- |- |3 |
|Руслан З. |1 |2 |1 |4 |1 |
|Кристина М. |1 |1 |- |2 |2 |
|Денис Т. |- |1 |2 |3 |1 |
|Слава К. |1 |2 |2 |5 |1 |
Количественный анализ:
(3)б высокий уровень: знаний о насыщенности цвета, светлоте тона : не
допустил ошибок при выполнении задания
(2)б средний уровень: допустили 1-2 ошибки
(1)б низкий уровень: допустили 3 и более ошибок.
Анализ показал:
высокий уровень: 1 человек – 7,7 %
средний уровень: 2 человека – 15%
низкий уровень: 9 человек – 69%
Анализ результатов: без ошибок справилось 5 человек. Необходимо провести
практические занятия на цветоразличение.
Методика №3.
Цель: Выявить знание геометрических фигур, уровень знаний детей о
цвете форме, умение составлять узор из геометрических и растительных
элементов в круге.
Задание: Составьте из фигур узор – орнамент для украшения тарелки
(аппликация из геометрических фигур) так, чтобы фигуры располагались ровно,
красиво, чтобы сочетались друг с другом цвета.
Вопросы для анализа по окончании работы:
1. Какие геометрические формы использовали ?
2. Как расположены формы относительно друг друга (симметрично, различно)?
3. Какие цвета использовали (контрастные, теплые, холодные)?
4. Сочетаются ли цвета?
Уровни знаний детей:
Низкий (1б): дети знают геометрические фигуры, различают цвета, но не умеют
правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при
составлении узора, интуиция в этом направлении не развита.
Средний (2б): учащиеся знают геометрические фигуры, хорошо различают цвета,
хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и
правильно применяют.
Высокий (3б): учащиеся вполне сознательно выделяют свойства форм и цвета,
правильно сочетают их в композиции, обосновывая то или иное сочетание.
Анализ результатов:
Таблица №3
| |1 |2 |3 |4 |Уровень |Баллы |
|Лена Р. |+ |- |Контр. |+ |Средний |2 |
|Коля Л. |+ |- |Хол. |+ |Средний |2 |
|Ваня М. |+ |- |- |+ |Низкий |1 |
|Илья Т. |+ |- |- |+ |Низкий |1 |
|Дима М. |+ |Симм. |Тепл. |+ |Высокий |3 |
|Сергей У. |- |- |- |+ |Высокий |3 |
|Оля Б. |+ |Ритм. |Контр. |+ |Высокий |3 |
|Толя М. |- |Симм. |- |+ |Низкий |1 |
|Наташа Т. |+ |- |- |+ |Низкий |1 |
|Руслан З. |- |- |- |+ |Низкий |1 |
|Кристина М. |- |- |- |+ |низкий |1 |
|Денис Т. |+ |- |- |+ |низкий |1 |
|Слава К. |+ |- |- |+ |низкий |1 |
Анализ результатов: Низкий уровень - 9 человек - 70%
Средний уровень - 2 человека - 15%
Высокий уровень - 2 человека - 15%.
В целом результаты плохие.
Методика №4
Выявление элементов технической эстетики.
Цель: Выявление элементов технической эстетики, на которые ребенок
обращает внимание.
Методом исследования была беседа.
Учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Назови свои любимые игрушки. Чем они тебе нравятся?
2. Какие полезные вещи есть в вашей квартире? Чем они красивы?
3. Нравится ли тебе во дворе? Что тебе нравится там больше всего и почему ?
4. Какие предметы техники на улице тебе нравятся? Почему?
Выделены 3 уровня
(3) высокий: учащийся обращает внимание на пользу, приносимую предметами,
удобство в пользовании, отмечают красоту формы.
(2) средний: учащийся отмечает только красоту предметов, обосновывая тем,
что они просто нравятся.
(1) низкий: учащийся не обосновывает свои ответы, не понимает пользы
предметов, удобства и красоты.
Количественный анализ дан в сводной таблице.
Низкий уровень: 7 человек - 54%,
Средний уровень: 4 человека - 30%,
Высокий уровень: 2 человека - 16%.
Анализ ответов показал, что половина опрошенных детей предпочитает
игрушки похожие на настоящие предметы, так как с ними можно проводить какие
либо действия, то есть дети обратили внимание на пользу, приносимую
игрушками. Вторая половина детей назвала в качестве любимых - красивые
игрушки, на удобство игрушек обратили внимание только трое опрошенных.
Анализируя ответы детей, касающиеся интерьера квартиры, оборудования
игровых площадок, мы получили интересные результаты: в интерьере ребят
больше привлекает красота вещей, в то время как во дворе и на улице они
обращают внимание на пользу, которую приносят вещи (в машине скорой помощи
лечат людей, тротуар спасает от грязи, светофор помогает переходить улицу,
пешеходные переходы также помогает переходить улицу).
Таким образом, мы установили, что дети младшего школьного возраста
обладают некоторым запасом технико-эстетических знаний, не всегда видят
красоту и пользу предметов, окружающих их, удобство.
Методика №5
"Парта будущего"
Цель: выявить способность дизайнерской творческой деятельности, к
созданию воображаемого образа предмета, существующего в нереальных
условиях.
Задание: спроецировать и нарисовать парту будущего, такую какой
сейчас не существует, но она появится, возможно, в будущем. Создайте такую
парту, которая была бы максимально полезна, но в то же время и красива.
Особенность данного задания состоит в проецировании воображения в
будущее, опережение событий, то есть в создании иных внутренних условий для
функционирования творческого мышления у ребенка. Задание оценивалось по 3-х
бальной системе, по следующим показателям:
-целесообразность,
-рациональность,
-новизна и оригинальность,
-доработанность.
Характеристика показателей дана в таблице.
| |1 (низкий |2 (средний |3 (высокий |
| |уровень) |уровень) |уровень) |
|Целеесообразность |Недостаточная |Замысел |Собственные |
|– способность |подчиненность |сопоставляется|действия и |
|взаимосвязывать |работы единой |с задачей, но |замысел |
|поставленную |цели |не всегда |полностью |
|задачу с |отсутствие |способен |адекватны |
|собственным |сюжетности, |контролировать|задаче, цель |
|замыслом, |цельности |свою |реализована |
|достижение |замысла, |деятельность | |
|поставленной цели |недостаточный |по ее | |
| |контроль и |выполнению | |
| |коррекция | | |
| |своих действий| | |
|Рациональность – |Детали |Детали хотя и |Изобретение |
|выбор наиболее |изобретения |неудобны и не |характеризуетс|
|выгодных, |бесполезны, |красивы, но |я единством |
|экономичных, |неудобны, |полезны. |пользы и |
|разумных средств |излишни. |Практическое |красоты, |
|для реализации |Отсутствие |применение |многофункциона|
|цели, удобство |гармоничности,|изобретения |льностью |
|изобретения, |красоты в |возможно, если|деталей. |
|возможность |изображении. |его красиво |Продукт |
|практического |Практическое |оформить. |возможно |
|применения |применение | |претворить в |
|продукта |изобретения не| |реальности. |
|творческой |возможно. | | |
|деятельности | | | |
|Новизна и |Отсутствие |Наличие |Работа |
|оригинальность – |стремления к |стремления к |творческая с |
|продуктивные |поиску новых |поиску новых |использованием|
|способы |решений, |решений, |оригинальных |
|деятельности, не |использование |использование |методов, |
|шаблонность, |стандартных |стандартных |выразительных |
|использование |форм, |воссоздающих |средств |
|нестандартных |основанных на |конкретных |работы, |
|форм, методов |прошлом опыте,|форм, но с |фантастическим|
|способов решения |отсутствие |применением |сюжетом. |
|задачи. |оригинальности|новых | |
| |. |элементов. | |
|Доработанность – |Работа не |Работа |Творческая |
|законченность |закончена по |закончена по |работа |
|форм, реализация |форме и |замыслу, но не|выполнена |
|замысла, |замыслу, |доработана по |полностью и по|
|эмоциональное |недостаточная |оформлению, |замыслу и по |
|удовлетворение от |эмоциональная |недостаточная |форме, |
|творческой |удовлетворенно|эмоциональная |эмоциональная |
|деятельности. |сть. |удовлетворенно|удовлетворенно|
| | |сть. |сть. |
Количественный анализ.
| |Усл. |Рац. |Нов. |Дор. |Всего |уровень |
| | | | | |баллов | |
|Лена Р. |1 |1 |1 |1 |4 |низкий |
|Коля Л. |1 |2 |1 |1 |5 |средний |
|Ваня М. |1 |1 |1 |1 |4 |низкий |
|Илья Т. |1 |1 |1 |1 |4 |низкий |
|Дима М. |1 |1 |1 |2 |5 |средний |
|Сергей У. |1 |1 |1 |1 |4 |низкий |
|Оля Б. |1 |1 |2 |1 |5 |средний |
|Толя М. |1 |1 |2 |2 |6 |средний |
|Наташа Т. |1 |1 |1 |1 |4 |низкий |
|Руслан З. |1 |1 |1 |1 |4 |низкий |
|Кристина |2 |1 |2 |1 |6 |средний |
|М. | | | | | | |
|Денис Т. |1 |1 |1 |1 |4 |низкий |
|Слава К. |1 |1 |1 |1 |4 |низкий |
Уровни: Низкий: 1-4 балла - 8 человек - 62%,
Средний: 5-8 баллов - 5 человек - 38%,
Высокий: 9-12 баллов - 0 - 0%.
Качественный анализ: данное задание характеризуется пониженным
уровнем новизны и оригинальности, целесообразности и рациональности, что
связанно с необычностью и сложностью поставленной перед детьми задачи.
Однако, стопроцентное выполнение задания свидетельствует о наличии
творческого потенциала для развития дизайнерского мышления. И не смотря на
низкий уровень новизны и оригинальности, выполненные работы можно считать
условно творческими, так как подобного вида занятия ранее детям не
задавались, и изобретения новой формы мебели требовало от каждого большого
напряжения процессов соображения.
Все рисунки несколько однообразны, реалистичны, большинство парт
имеет стандартную прямоугольную форму. Новизны заключается в создании
различных удобств вокруг парты или встроенных в нее. В подавляющем
большинстве в парту встроен компьютер, механизмы раскладывания парты, полки
для книг и игрушек, осветительные системы. Эти приспособления созданы на
основе имеющихся знаний, прошлого опыта путем "склеивания" отдельно
существующих объектов в единое целое. Уровень рациональности в основном
находится на низком и среднем уровне, затем чаще всего неудобны, не
достаточно полезны, не эстетичны. Дети на интуитивном уровне чувствуют
красоту и гармоничность изобретения.
Таким образом, дети не подготовлены заданиям подобного вида,
направленным на развитие дизайнерского мышления, не умеют фантазировать в
нестандартных, непривычных условиях, мыслительные процессы функционируют на
основе хорошо усвоенного прошлого опыта и знаний путем репродуктивного
воспроизведения, использования стандартных форм.
Методика №6
"Чайный сервиз"
Цель: выявить понимание художественных особенностей общей группы
предметов, связанных ансамблем.
Задание: подобрать к данному чайнику чашку и блюдце, чтобы они
подходили по форме, цвету и орнаменту.
Работа оценивалась по 3-х бальной системе.
Уровни знаний детей:
Низкий (1)б: не понимают художественных особенностей общности предметов,
связанных ансамблем. Выбор предмета случаен, не сочетается ни по цвету, ни
по форме, ни по орнаменту. Интуиция в этом направлении не развита.
Средний (2)б: частично устанавливают связь между предметами. Сочетают
предметы по одному признаку: либо по цвету, либо по форме, либо по
орнаменту, так как интуитивно чувствуют принадлежность предмета к ансамблю.
Высокий (3)б: легко определяют принадлежности предметов, выражающиеся в
сочетании по форме, цвету и орнаменту. Сознательно выделяют общие черты,
обосновывая то или иное сочетание.
Анализ ответов детей показывает, что большей части из них стилевые
отличия не знакомы. Необходимо уделить внимание развитию чувства стиля на
формирующем этапе эксперимента.
| |1 (низкий |2 (средний |3 (высокий |
| |уровень) |уровень) |уровень) |
|Лена Р. | |* | |
|Коля Л. |* | | |
|Ваня М. |* | | |
|Илья Т. | |* | |
|Дима М. |* | | |
|Сергей У. |* | | |
|Оля Б. | |* | |
|Толя М. |* | | |
|Наташа Т. | | |* |
|Руслан З. |* | | |
|Кристина М. | | |* |
|Денис Т. |* | | |
|Слава К. |* | | |
Анализ: на низком уровне находится 8 детей - 62%, на среднем - 3
ребенка - 23%, низком - 2 ребенка - 15%.
Методика №7
"Дорисуй фигуры"
Цель: выявить уровень представлений о симметричности примеров, умение
достраивать фигуры с незаконченным контуром до целостного образа.
Задание: даются 3 бланка (21*30) и предлагают дорисовать на них
фигуры (квадраты, круги, стрекозы, рыбы). Подчеркивают, что все квадраты
(круги, стрекозы, рыбы) одинаковые.
Оценка результатов:
Высокий уровень (3)б: дети понимают принцип работы, безошибочно
дорисовывают фигуры.
Средний уровень (2)б: дети понимают принцип работы, дорисовывают фигуры, но
иногда допускают небольшую асимметрию в рисунке.
Низкий уровень (1)б: уменьшение площади дорисованной фигуры, грубые
изменения ее формы, не понимание принципа работы.
Количественный анализ: представлен в сводной таблице. Количественный анализ
показал, что дети в основном находятся на среднем уровне развития
представлений о симметричности, пытаются не уменьшать площадь дорисованной
фигуры, соблюдают ее форму, но иногда допускают небольшую асимметрию в
рисунке.
Анализ:
Высокий уровень - 9 человек - 70%,
Средний уровень - 2 человека - 15%,
Низкий уровень - 2 человека - 15%.
Общий анализ эксперимента:
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |Всего |уровень |
| | | | | | | | |баллов| |
|Лена Р. |1 |1 |2 |2 |1 |2 |1 |10 |средний |
|Коля Л. |2 |1 |2 |2 |2 |1 |1 |11 |средний |
|Ваня М. |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |7 |низкий |
|Илья Т. |2 |1 |1 |1 |1 |2 |1 |10 |средний |
|Дима М. |2 |2 |3 |2 |2 |1 |2 |14 |средний |
|Сергей У.|1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |7 |низкий |
|Оля Б. |2 |1 |3 |3 |2 |2 |3 |16 |Высокий |
|Толя М. |2 |1 |1 |1 |2 |1 |3 |11 |Средний |
|Наташа Т.|2 |3 |1 |2 |1 |3 |1 |12 |Средний |
|Руслан З.|3 |1 |1 |1 |1 |1 |2 |10 |Средний |
|Кристина |2 |2 |1 |3 |2 |3 |1 |14 |Средний |
|М. | | | | | | | | | |
|Денис Т. |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |7 |Низкий |
|Слава К. |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |7 |низкий |
Максимум баллов по методикам - 21.
Низкий уровень: 1-7 баллов - 4 человека - 30%
Средний уровень: 8-14 баллов - 8 человек - 62%
Высокий уровень: 15-21балл - 1 человек - 8%.
Характеристика уровней:
Высокий: не допускает ошибок в определении цветовых оттенков, насыщенности
цвета, светлоте тона. Вполне сознательно выделяет свойства формы и цвета,
правильно сочетает их в композиции, обосновывая то или иное сочетание.
Понимает пользу предметов, удобство, красоту. При выполнении творческих
заданий замысел полностью адекватен задаче, цель реализовывает, изобретение
характеризуется единством пользы и красоты, многофункциональность деталей.
Использует оригинальные методы, выразительные средства. Легко определяет
принадлежность объекта к ансамблю, понимает художественные особенности
предметов, выражающихся в сочетании цвета, формы, орнамента. Чувствует
симметричность в предмете и не нарушает ее. Эмоционально удовлетворен
работой.
Средний: допускают 1-2 ошибки при различении цветовых оттенков,
насыщенности цвета, светлоте тона, знают геометрические фигуры, хотя не
знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и
правильно применяют при изготовлении изделий. При оценке предметов отмечают
только красоту, обосновывая лишь тем, что просто нравится. При выполнении
творческих заданий замысел сопоставляет с задачей, но не всегда способен
контролировать свою деятельность по ее выполнению. Детали изобретения хотя
и не удобны, некрасивы, но полезны. В изобретении использует стандарты,
воссоздающие формы, но с привнесением новых элементов. Частично
устанавливает связь между предметами, объединенными стилевым единством,
сочетает предметы по одному признаку (цвет, форма, орнамент). Иногда
допускает небольшую асимметрию в рисунке. Недостаточная эмоциональная
удовлетворенность.
Низкий: допускает более 2-х ошибок при различении цветовых оттенков,
насыщенности цвета, светлоте тона. Хотя и знают геометрические фигуры, но
не умеют правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости
цветов при составлении узора. Интуиция в этом направлении не развита. При
оценки предметов не видит пользы, красоты, удобства. При создании
творческих работ нет целостности замысла, недостаточен контроль и коррекция
своих действий. Детали в изображении бесполезны, неудобны, излишни.
Отсутствует красота, гармоничность в изображении. Использует стандартные
формы, отсутствует стремление к поиску новых решений. Не понимает
художественных особенностей общности предметов, связанных ансамблем.
Выбирает предмет случайно, не сочетая ни по цвету, ни по форме, ни по
орнаменту, интуиция в этом направлении не развита. Работа чаще незакончена
по форме и замыслу. При дорисовывании фигур наблюдаются грубые изменения ее
формы, нарушение контуров.
Результаты и выводы по констатирующему эксперименту.
В ходе начального констатирующего эксперимента были выявлены и
подтверждены следующие теоретические положения, рассмотренные в
теоретических главах работы.
1) Процессы творческого мышления у младших школьников функционируют на
основе наглядно-образного мышления воссоздающего воображения, оперирующими
конкретными, детализированными образами, хорошо усвоенными на протяжении
эмпирического опыта ребенка, на что указывали психологи: Л.С. Выготский,
Г.П. Блонский, А.Я. Дудетский и другие.
2) Продукты творческой деятельности детей отражают интересы и потребности,
а также состояние чувственно-эмоциональной и эмоционально-психологической
сфер жизнедеятельности ребенка, активизированные в данный возрастной
период.
3) Восприятие детьми окружающего мира и эстетических качеств среды таково,
что младшие школьники не достаточно целостно воспринимают эстетические
объекты, концентрируясь на одном, более привлекательном для них качестве
предмета.
4) В практической деятельности правильно используют различные цвета, но
пользуются законами цветоведения не осознанно, так как нет достаточной
теоретической подготовки.
5) При эстетической оценке предметов окружающей среды не всегда обращают
внимание на рациональность, целесообразность вещи, ее удобство и красоту.
6) Дети младшего школьного возраста в основном находятся на начальных
уровнях проявления творчества. Они обладают некоторым запасом знаний по
технической эстетики, пытаются применять их в своих работах, но чаще
копируют увиденное.
7) Элементы дизайна необходимо вводить в программу трудового обучения и
использовать их в заданиях требующего творческого решения.
3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на
формирующем этапе эксперимента.
Задачи экспериментальной работы:
-исследование воздействия эстетических качеств среды на физиологию,
психику, интеллект младших школьников;
-организация эстетико-педагогических условий в учебно-воспитательной
деятельности на протяжении формирующего эксперимента;
-организация творческой деятельности на материале художественного
конструирования, способствующей развитию элементов дизайнерского мышления;
-количественный и качественный сравнительный анализ результатов
творческой экспериментальной деятельности;
-спрогнозировать воздействие введения художественно-конструкторских
знаний и организации эстетико-педагогических условий на развитие элементов
творческого дизайнерского мышления;
-разработать методические рекомендации и упражнения, направленные на
повышение уровня развития элементов дизайнерского мышления.
Специально проведенный формирующий эксперимент выявил возможность
развития элементов дизайнерского мышления. Работа проводилась на материале
художественного конструирования.
Прежде всего для работы с учащимися мы определили круг необходимых
теоретических сведений, которыми они должны обладать при обучении,
ориентированном на развитие элементов дизайнерского мышления.
Эти сведения включают:
-единство функции и формы
-соответствие формы и материала
-соответствие формы и цвета
-знания о средствах гармонизации: пропорции и пропорциональность,
масштаб и масштабность, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, цветовая
гармония.
Созданию новых эстетически значимых предметов требует и от учителя
специальных знаний и умений без которых его педагогическая деятельность не
может успешно развиваться. К ним относятся элементарные знания о
технической эстетике, художественное видение предмета или группы предметов,
их выразительных средств, формирование у учащихся способности улавливать
особенности конструктивного строения предмета, соответствие цвета, формы,
материала, умение представлять увиденное в новой композиции и воплотить его
в изделии.
В программу по трудовому обучению следует ввести следующие знания:
1 класс.
ЦВЕТ. Основные и дополнительные цвета.
Хроматические и ахроматические цвета.
Цветовой круг. Нюансное и контрастное сочетание цветов. Холодные и
теплые цвета.(74,с.12)
При создании различных композиций необходимо учитывать сочетания
цветов, знать, как они влияют друг на друга. Для этого надо знать некоторые
свойства цветовой гармонии-согласованности в сочетании цветов.
За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг,
состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда. Цветовой круг можно
разделить по диаметру пополам так, чтобы в одну половину вошли красные,
оранжевые, желтые и желто-зеленые, а в другую половину круга голубовато-
зеленые, голубые, синие, сине-фиолетовые. Цвета красно-желтой половины
круга и все их оттенки называются теплыми. Цвета голубо-синей половины
круга и все их оттенки называются холодными.
Любой цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью, насыщенностью.
Яркость -степень близости к белому цвету, т.к. из всех окружающих нас
предметов наибольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому
самые светлые (самые яркие)будут цвета, близкие к белому.
Насыщенность. цвета определяется степенью его густоты, его предельной
окраской.
Хроматические -все цвета спектра и их оттенки.
Ахроматические -белый, серый, черный.
Дополнительные цвета расположены диаметрально противоположно в
цветовом круге. Их еще называют контрастными.
Если дополнительные цвета смешать в равных количествах, то они гасят
друг друга. При расположении рядом дополнительные цвета усиливают
насыщенность цвета, поэтому не рекомендуется брать их в равных пропорциях:
один из них должен служить основным, а другой дополнительным. Любые цвета
при расположении рядом влияют друг на друга и могут производить различное
впечатление. Всякий цвет в окружении более темных цветов кажется светлее, а
в окружении более светлы – темнее.
Гармоничное сочетание цветов можно получить из оттенков родственных
цветов (цветов, расположенных вблизи друг от друга в пределах 1\4части
цветового круга). Такое сочетание называют нюансным. А можно получить
красивые сочетания из дополнительных цветов (цветов, лежащих на вершинах
равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг).Это сочетание
называется контрастным.
Хорошо сочетаются между собой ахроматические цвета: белый с черным,
черный с серым, белым. Эти цвета гармонируют с любым цветом.
При этом хроматические цвета теплой гаммы выигрывают рядом с темными
ахроматическими, а холодные со светлыми ахроматическими. Насыщенные цвета
гармонируют с черным или белым, а малонасыщенные- с различными оттенками
серого цвета. Во всех случаях на сочетание цветов большое влияние оказывает
преобладание того или иного цвета.(74,с.17)
Далее поговорим о таких понятиях как "форма" и "материал".
ФОРМА. Плоская и объемная форма.
Свойства: угловатость, округлость, легкость, массивность,
симметричность, пропорциональность, ритмичность.
Форма простая и сложная.
Вот какую краткую характеристику знаний дает Калинина Г.П.(74.с.19)
Каждая форма может быть рассмотрена с двух сторон: форма
геометрическая и форма гармоничная. В соответствии с этим форма имеет
разные характеристики.
С геометрической точки зрения форма-это известные нам простые
геометрические фигуры на плоскости и в пространстве: круг, квадрат,
треугольник, цилиндр, шары др. Сложные формы получаются в результате
объединения не менее двух простых форм.
Каждая геометрическая фигура имеет следующие характеристики:
-симметричность и асимметричность;
-соотношения (контрастные и нюансные);
-объемно-пространственное строение (предмет обладает длиной, шириной,
высотой)
Рассмотрим характеристики гармоничной формы:
-органичность и целостность внешней формы;
-пропорциональность и ритм;
-масштабность;
-пластичность (различают угловатую и округлую формы)
-легкость и массивность.
При создании композиции (процесс создания гармоничного произведения
или изделия) необходимо учитывать характеристики и геометрической и
гармоничной формы.
МАТЕРИАЛ. Виды материалов и их свойства: структура, фактура,
прочность, водопроницаемость, прочность, окрашиваемость, пластичность.
Изготовление изделий из разных материалов, их
сочетаемость.(74.с.22)
Все эти знания можно использовать на уроках трудового обучения в
первом классе.
Во 2 классе полученные знания расширяются и закрепляются.
Продолжается ознакомление детей с поделочными материалами, их
декоративными и технологическими свойствами. Ученики получают определенную
информацию о некоторых средствах выражения художественного замысла: путем
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|