Рефераты
 

Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

моделирования формы, выбора материалов для отделки, ритма композиции и пр.

Дети создают творческие работы новогоднего настроения, ищут средства

выражения праздничного стиля через конструкцию и декор. Но изготовление

новогодних поделок отнюдь не является самоцелью. Напротив, именно хорошо

выраженный и понятный детям особый характер новогодних сувениров и

предметов оформления используется для включения в учебный процесс некоторых

дизайнерских идей, прежде всего той, что вещи имеют характер и настроение.

Это настроение может быть выражено через соответствующий образ с помощью

специфических материалов и способов работы.

В пропедевтическом плане (на уровне представлений) дети постигают основное

правило дизайна, не называя его: красивая вещь- та, которая подходит к

обстановке, т.е. целесообразно функциональная, эстетичная(гармоничная,

полезная, удобная).На уроках дети узнавали, что прекрасное создается в

любой области человеческой деятельности: в строительстве, в мире науки и

техники, в искусстве. Они убеждались, что особенную ценность представляют

те результаты, в которых есть что-то новое, оригинальное, в которых

проявилось творческое отношение автора к создаваемому, ибо творчество-

показатель активного эстетического отношения человека к окружающему.

Знания правил композиции, цветоведения помогали учащимся овладевать

первоначальными сведениями о гармонии-основном законе красоты. Постепенно

учащиеся усваивали, что красота предмета не создается за счет каких-то

дополнительных элементов, вводимых специально. Красота в органическом

построении предмета, в его логичности и целесообразности, в его пропорциях,

в гармоничном сочетании частей и целого.

Для того чтобы ребенок мог вообразить форму и цвет, а потом

воспроизвести их в различных комбинациях в своих изделиях, можно

организовать специальные формы деятельности: наблюдение, воспроизведение

явлений действительности. Обучение детей анализу явлений окружающей

действительности с позиций художественного конструирования создает большие

возможности для ознакомления с технико-эстетическими (дизайнерскими)

качествами предметов. Учащиеся постоянно должны наблюдать прекрасные

предметы и явления. Объекты восприятия могут быть самыми разными. Это и

предметы быта, и здания, и транспорт, и витрины магазинов, а также природа.

С учетом этих положений были сформулированы следующие задачи

обучения.

-Задачи:

-знакомство с профессией дизайнера,

-знакомство с окружающим предметным и природным миром как источником

выразительных средств, идей.

-знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования,

цветоведения.

-формирование элементов продуктивного дизайнерского мышления и умения

выразить свою идею, мысль с помощью эскиза, рисунка, проекта.

-приобретение навыков работы с различными материалами.

-развивать художественный вкус.

В процесс занятий органично вливаются беседы по истории искусства и

дизайна. Занятия эмоционально обогащаются музыкальными произведениями

П.И.Чайковского, С.Прокофьева, Римского-Корсакого, Шаинского и др.,

экскурсиями на природу, на улицу, на площадку для зрительного изучения форм

и основных элементов конструкции объектов, просмотр кинофильмов,

диапозитивов и репродукций.

В доступной форме детям сообщаются следующие сведения:

-угловатость формы снижается нюансным сочетанием цветов, повышается

контрастным.

-пластичность формы усиливается нюансным сочетанием цветов,

понижается контрастным.

-легкость формы усиливается нюансным сочетанием светлых тонов цвета,

снижается от контрастного сочетания цветов.

-массивность формы усиливается от сочетания контрастных цветов и с

помощью темных тонов цветовой гаммы, снижается нюансными цветами, светлой

цветовой гаммой.

сочетание пластичной и угловатой форм снижает угловатость всего

предмета в целом.

-сочетание легкой и массивной форм делает вещь визуально изящнее.

Параллельно с усвоением необходимых теоретических знаний школьникам

предлагалась определенная система упражнений, способствующих формированию

элементов дизайнерского мышления.

Так, ориентировочную основу упражнений составляют следующие сведения:

1.Любую форму можно условно расчленить на геометрические фигуры;

2.Все предметы окружающего мира выполнены из материала. Выбор формы

зависит от материала и наоборот.

3.Каждый предмет имеет цвет. Назначение цвета.

К самому началу обучения мы отнесли анализ формы предмета: это

всевозможные упражнения на формирование умения разбивки общей конфигурации

предмета на элементарные геометрические фигуры, упражнения на составление

сложных форм из более простых, а также работа, направленная на развитие

цветовидения.

Знания детей формируются через беседы, сообщения, постановку

проблемных задач, закрепляются в процессе выполнения практических

творческих заданий. При этом вопросы и задания первоначально носят

преимущественно частный и репродуктивный характер, а в дальнейшем включает

в себя творческий поиск, решение определенных дизайнерских проблем.

Так, при введении понятия целесообразности учащимся предлагается

рассмотреть различную зимнюю одежду и вместе с ней купальник и соломенную

шляпку. Дети выводят их из ряда, мотивируя свои действия, формированию

понятия целесообразности будут способствовать вопросы и задания

типа:

-Почему нож, топор имеют такую форму?

-Чем продиктована форма иголки?

-Зачем мы носим перчатки?

Исключи лишний предмет, объясни свое решение (демонстрируются

комплекты: выходной костюм, галстук и кеды; спортивный костюм, кеды и

галстук "бабочка")

-Убери из комнаты лишнюю мебель.

-Почему конная телега имеет прямоугольную форму? Нужна ли ей

обтекаемая форма и легко ли такую форму делать из дерева?

Особое внимание на фоне всех полученных знаний мы уделили развитию у

детей стилевого чутья и формированию способности художественного

проектирования. Учащимся сообщались следующие сведения: набор предметов

выглядит красивее, если они имеют похожие формы, одинаковую окраску, общий

или похожий рисунок. Теоретические положения вводились через наблюдения за

общностью групп предметов, связанных ансамблем. Учащимся предлагалось

определить принадлежность предмета к одному из двух сервизов, нужно было не

просто сказать к какому сервизу относится эта чашка и блюдце, но и

объяснить свою точку зрения через рассуждение. (Почему ты так считаешь?)

Работа по формированию у учащихся способности к проектированию была

направлена на развитие следующих умений:

-видеть саму будущую конструкцию (изделие);

-изобразить ее для прочтения другими (чертеж,рисунок);

-сделать макет изделия для большей степени наглядности;

Так, само понятие проекта определялось как изображение будущего, пока

еще не существующего предмета. Например, проект дома-это придуманный и

нарисованный дом, его пока еще нет на самом деле. Прежде чем построить дом,

его надо придумать, спроектировать.

С учетом возраста детей введение теоретических сведений о

проектировании производится в специально организованной и управляемой игре

(или ее элементов). Например:

-Прочти проект домика Мальвины. Сделай проект домика.

-Прочти предложенный план-проект клумбы.

-Сравни чертеж дома и недостроенный дом.

-Что еще нужно достроить?

-Нарисуй несколько эскизов для дома Буратино (Алисы, Кота Базилио и

др.)

Также предлагаются упражнения на развитие стилевого чутья.:

-Подбери башмачок для куклы.

-Укрась туфельки(бантиком, пуговкой, цветочком)

-Подбери галстук для костюма мальчика.

-Убери лишние предметы из костюма.

-Подбери узор для круглого, овального, квадратного блюда для детского

сада.

-Распиши поделочную доску "Маме" и выполни упаковку к ней.

Развивать умение выбрать цвет и сочетание цветов для работы помогают

задания, связанные с изучением элементов цветоведения, свойств красок и

различных материалов, применяемых на уроках труда. Ниже приводятся

некоторые варианты учебных заданий, связанных с элементами цветоведения.

1.Определение и воспроизведение цвета.

На уроках труда по предложению учителя дети из полного комплекта

цветной бумаги выбирают бумагу названного цвета. Из них дети вырезают

геометрические и растительные элементы для составления узора. Способом

аппликации эти элементы учащиеся располагали в полосе, круге, чередуя их по

форме и цвету.

2.Основные и составные цвета.

С помощью специальной таблицы детям показали синий, красный, желтый

цвета, которые принято называть основными, т.к. их нельзя получить ни из

каких других красок. Дети узнали, что при смешивании основных цветов можно

получить новые цвета -составные.

Дети на уроках убедились как получаются составные цвета путем

смешивания.

3.Светлота цвета.

В процессе целенаправленных наблюдений за цветом окружающих объектов

живой природы и при рассматривании красочных картинок дети заметили, что

каждый цвет имеет светлые и темные оттенки. На уроке дети выполняли

коллекцию из цветной ткани, подбирая цвет по принципу светового изменения

определенного цвета (красного, синего, желтого). Затем дети составляли

коллаж из ткани с учетом оттенков.

4.Теплые и холодные цвета и оттенки.

На уроке дети выполняли аппликацию "Осенний ковер из листьев",

используя для этого теплую гамму цветов, и аппликацию "Снеговик", используя

холодную гамму цветов.

5.Цветовой круг. Дополнительные цвета.

Учитель знакомит детей с упрощенной схемой цветового круга, в котором

цвета в виде спектров располагались в определенной последовательности

(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Дети

называли известные им основные и составные цвета красок, теплые и холодные.

Затем внимание было обращено на цвет спектров, лежащих в круге друг против

друга(красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый) цвета,

которые принято называть дополнительными.

Дети заметили, что при соседстве друг с другом дополнительные цвета

дают контрастные яркие сочетания красок и это часто используется в

декоративной работе.

Иногда задания были построены так, что работа начиналась на уроке

изобразительного искусства, а заканчивалась на уроке трудового обучения.

Это создавало благоприятные условия для развития элементов

продуктивного дизайнерского мышления.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИХ

УМЕНИЙ.

Задания и упражнения были составлены с учетом следующих требований:

-соответствие целям и задачам трудового обучения, его программному

содержанию;

-постепенное усложнение заданий и упражнений;

-характер заданий заставляет обратить внимание на композиционную

целостность, функциональность(степень соответствия формы, цвета, материала,

декора основным функциям изделия) технологичность( лаконичность

конструкции, адекватность способов работы),единство предмета и среды(стиль)

;

-разнообразие форм и методов организации обучения.

Мы предлагаем следующую систему упражнений во втором классе:

1.Знакомство с цветовым кругом. Основные цвета.

2.Составление композиции с использованием 1-2 форм, располагая

ритмично.

3.Составление композиции с использованием 1-2 формы и 1-2 цветов,

располагая ритмично.

4.Создание собственных композиций с использованием различных форм и

цветов.

5.Использование знаний о контрастном сочетании цветов при

изготовлении изделий.

6.Закрепление понятия "симметричность" и "асимметричность" при

изготовлении аппликации.

7.Создание вещей определенного настроения (новогоднего)

8.Упражнения на формирование умений разбивки общей конфигурации предмета на

элементарные геометрические фигуры.

9.Понятие "целесообразности". Задания, направленные на выявление

функции предмета и его формы, на исключение лишнего предмета.

10.Понятие "проектирование". Создание проектов будущих, пока еще не

существующих предметов.

11.Понятие "стиль", "стилевое единство". Подбор подходящих по

художественным особенностям деталей к ансамблю предметов.

12.Проверка знаний детей о форме, цвете, их свойствах (комплексная

самостоятельная работа).

Одним из аспектов формирующего эксперимента является последовательная

организация эстетико-педагогических условий, способствующих развитию

творческого мышления.

Организация эстетико-педагогических условий началась с учебно-

дизайнерских условий, создающих объективную среду, способствующую развитию

творческого мышления. С педагогической точки зрения, утилитарная

организация школьного пространства предполагает создание окружающей учебной

среды, удовлетворяющей психо-физиологическим потребностям детей в

соответствии с эргономическими требованиями. Участие детей в организации

учебно-дизайнерских условий идет по следующим направлениям:

-создание и оформление предметов классного интерьера;

-изготовление декораций и костюмов к празднику.

Социально-эмоциональные0 условия строятся на взаимоотношениях,

которые переносятся и на взаимоотношения детей между собой. Главным

акцентом является педагог, обладающий духовной гармоничностью (добротой,

порядочностью, тактом, честностью, эстетическим отношением к

действительности, эстетическими убеждениями, вкусом, высоким уровнем

интеллекта, артистичностью, творческим мышлением и т.д.)

Кроме этого, учитель устанавливает демократический стиль общения,

приближенного к взаимоотношениям матери и детей, строящегося на любви,

ласке, доверии, взаимопонимании.

Это способствует установлению тех показателей, которыми

характеризуется эмоциональная комфортность каждого ребенка, чувства

защищенности, уверенности в себе и поддержка других, творческая свобода.

Социально-эмоциональные условия обеспечивают отсутствие в детском

коллективе серьезных конфликтных ситуаций, враждебности, агрессивности и

сохранение долгих дружеских отношений в классе и с педагогом.

Творческая направленность социально-эмоциональных условий

приобретается в процессе организации эвристико-дидактических условий,

заключающихся в использовании творческих форм и методов педагогической

деятельности.

ВЫВОДЫ ПО ФОРМИРУЮЩЕМУ ЭКСПЕРИМЕНТУ.

В ходе формирующего эксперимента был создан комплекс эстетико-

педагогических условий (учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных,

дидактико-эвристических, индивидуально-творческих), которые эффективно

способствовали расширению диапазона деятельности различных процессов и

видов творческого мышления, т. е, его развитию

В ходе наблюдений за деятельностью детей и ее оценивания было

установлено: если на констатирующем срезе новизна и оригинальность работ

была низкой, характеризовалась репродуктивными методами и формами, то в

ходе формирующего эксперимента проявилась тенденция к усложнению

композиции, появлению продуктивных форм, методов, характеризующихся

оригинальностью, необычным оформлением, использованием незнакомых сюжетов.

При выполнении творческих работ степень самостоятельности возросла. Дети с

увлечением и азартом создавали, проектировали новые изделия.

Практически все занятия носят игровой характер. Но игра используется лишь

как механизм для более глубокого вхлждения в суть задания. Она позволяет

ребенку воспринять сложную и трудную работу как интересную и понятную.

В классе царила атмосфера сотрудничества в ходе выполнения коллективных и

совместных с родителями творческих работ. Дети понемногу приучаются

работать парами, группами, выполняют коллективные работы. Поскольку

самостоятельное распределение деятельности в коллективе-одна из самых

больших трудностей, учитель вводит детей в совместное творчество

постепенно. В этом смысле даже механическое соединение разрозненных

композиций на этапе их итогового просмотра имеет большое значение. Такой

прием можно использовать, в частности. соединяя в один большой ковер

кусочки "отдельных ковров осенних листьев"

В ходе исследования предусматривались задания. Связанные с

обогащением чувственного опыта ребенка. Поскольку успешность творчества

прямо пропорциональна этому опыту и запасу впечатлений. Их обогащение через

целенаправленное визуальное восприятие-один из главных компонентов нашей

программы.

Серию уроков проводили под девизом "Готовимся к встрече Нового

года".Но изготовление новогодних поделок отнюдь не является самоцелью,

напротив, именно хорошо выраженный и понятный детям особый характер

новогодних сувениров и предметов оформления используются для включения

некотрых дизайнерских идей: прежде всего той,что вещи имеют характер и

настроение; это настроение может быть выражено через соответствующий образ

с помощью специфических материалов и способов работы.

Усложнение композиции и привнесение новых элементов свидетельствует о

накоплении эмпирического опыта, расширении ассоциативных связей, на чем

основываются процессы творческого дизайнерского мышления.

Повышение уровня творческой активности подтверждает мысль о том, что

этому можно и нужно учить. Это особенно важный вывод, поскольку это

необходимо не только в сфере художественной дизайнерской деятельности, но и

является одной из составных частей общей культуры человека.

Формирование элементов дизайнерского мышления не может быть

кратковременным процессом или строиться фрагментарно. Для этого должна быть

разработана многоуровневая программа, рассчитанная на весь период обучения

ребенка в школе.

В нашем исследовании мы на практике использовали программу раздела

для 2 класса.

Данная программа, разработанная и частично опробированная на практике

опирается на следующие принципы, обоснованные Н.М.Конышевой.

Программа по трудовому обучению.

(основы дизайнообразования).

Принципы построения программы:

1.Общекультурная (мировоззренческая, духовно-пространственная)

направленность. Этот принцип подразумевает формирование у учащихся через

практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей

действительности: в первую очередь о связи человека и создаваемой им

культурной среды обитания с единой и гармоничной природой; о социально-

психологической и социально-исторической информативности мира вещей и так

далее.

Содержание курса призвано также обеспечить расширение круга художественно-

эстетических и специальных знаний и формирование широких созидательных

возможностей личности.

2. От общего к частному (в формировании духовно нравственных установок) и

от частного к общему (в формирование конкретных знаний и способов работы).

Младшие школьники удивительно отзывчивы на эмоциональное воздействие

природы и искусства, благодаря чему они в состоянии довольно глубоко

«ощущать» те сложные философские идеи, которые лежат в основе дизайнерского

мышления.

В связи с этим программа предусматривает освоение более частных

дизайнерских вопросов (единства эстетических и функциональных качеств в

предмете целесообразности конструкции, технологичности способов работы,

единства цвета и формы, соответствие материала формы, соответствие

различных форм в композиции) на фоне выработки общефилософского подхода к

проблеме «Природа-Человек-Предметная среда».

Что касается конкретных способов ручной работы и соответствующих им знаний

и умений, то в соответствии с психологической природой ребенка их

формирование удобнее осуществить от простого к сложному, от частного к

общему.

3. Целостность формирования дизайнерского мышления. Личность едина;

большинство видов человеческой деятельности также целостны, то есть

одновременно включают в себя несколько различных компонентов. В связи с

этим наиболее естественно строить формирование конкретных параметров

дизайнерского мышления не изолированно друг от друга, а комплексно, т о

есть в процессе выполнения конкретного изделия ученик рассматривая его как

часть целого, учитывая возможные эстетические, социально-психологические и

другие взаимосвязи с этим целым.

4.Вариативность содержания, многообразие конкретных тем и изделий,

творчество учителя. При общности цели и единстве принципов программа

предусматривает самые широкие возможности для отражения в конкретном

содержании уроков, региональных, социально-культурных и других местных

особенностей. Количество уроков также может меняться.

Основываясь на принципах и учитывая теоретические положения нашего

исследования приведем примерный тематический план.

Тематическое планирование раздела «Художественное конструирование» по

классам.

1 класс

|№ |Тема урока |Теоретические |Практическая |

|урока| |сведения |деятельность |

|1. |Урок – |Бумага. Виды бумаг. |-опыты по выявлению |

| |лабораторная |Свойства: цвет, |свойств бумаги; |

| |работа по |окрашиваемость, |-изготовление |

| |изучению |фактура, |коллекции бумаги. |

| |видов и |водопроницаемость, | |

| |свойств |прочность, | |

| |бумаги. |пластичность, | |

| | |прозрачность. | |

|2. |Основы |Простая форма. |-изготовление поделок |

| |формообразова|Плоская, объемная |из различных коробок |

| |ния и |форма. Детали, |путем обертывания |

| |композиции. |украшения. |бумагой и украшения. |

| |Форма. | | |

| |Веселые | | |

| |существа из | | |

| |коробок. | | |

|3. |Форма. |Трансформация |-изготовление игрушек |

| |Оригами. |плоского листа в |оригами с помощью |

| | |объемную фигуру. |приема сгибания и |

| | | |складывания. |

|4. |Ритм. |Ритм. Орнамент. |-орнамент в полосе из |

| | | |геометрических |

| | | |элементов. |

|5. |Ритм. |Композиция, силуэт |-изготовление |

| |Композиция из|модели. |«геометрического |

| |геометрически| |конструктора из |

| |х фигур. | |картона». Составление |

| | | |силуэтов моделей |

| | | |различных предметов |

| | | |способом |

| | | |манипулирования. |

|6. |Симметрия. |Симметричность в |-изготовление картины |

| |Картина из |природе. Композиция. |–аппликации из |

| |симметричных | |симметричных деталей. |

| |деталей. | |«Лесная поляна» |

|7. |Асимметрия. |Асимметричность в |-составление |

| |Картина из |природе. Композиция. |композиции из |

| |вырезанных | |асимметричных деталей.|

| |листьев. | |«Панно». |

|8. |Цвет как |Ахроматические, |-изготовление |

| |средство |хроматические цвета. |мозаической аппликации|

| |выразительнос| |из хроматических и |

| |ти. Мозаика. | |ахроматических цветов.|

|9. |Теплые и |Теплые и холодные |-аппликация в теплых |

| |холодные |оттенки одного цвета.|тонах. «Осенний |

| |оттенки | |букет»; |

| |одного цвета.| |-аппликация в холодных|

| |Аппликация. | |тонах. «Снеговик». |

|10. |Разработка и |Асимметричность, |-украшение для |

| |изготовление |пластичность, |комнаты. Подвеска – |

| |объемных |легкость, |спираль. |

| |игрушек и |динамичность, | |

| |пространствен|назначение, характер | |

| |ных |вещи. Некоторые | |

| |композиций. |свойства выражения | |

| |Образы зимы. |замысла: путем | |

| | |моделирования формы. | |

|11. |Изделия из |Симметричность, |-изготовление снежинок|

| |сложенного |ахроматические цвета,|из сложенного листа |

| |квадрата |гармоническое |белой и голубой |

| |бумаги. |сочетание цветов, |бумаги. |

| |«Снежинки». |соотношение форм. | |

| | |Выражение замысла | |

| | |путем выбора | |

| | |материала, ритма, | |

| | |элементов композиции.| |

|12. |Гирлянды в |Симметричность, |-изготовление сложного|

| |виде игрушек,|контраст, нюанс, |фонарика |

| |зверюшек. |ритм, масштабность, | |

| | |сочетание цветов. | |

|13. |Прямоугольные|Симметричность, |-изготовление елочного|

| |прорезные |легкость, цветовое |фонарика. |

| |изделия |сочетание, теплые и | |

| |«Фонарик». |холодные цвета. | |

|14. |Елочная |Цветовой фон, |-изготовление елочной |

| |игрушка «Дед |цветовые отношения |игрушки из ваты и |

| |Мороз». |(насыщенность, |картона «Дед Мороз». |

| | |светлота), контраст, | |

| | |нюанс. | |

2 класс.

|№ |Тема урока |Теоретические |Практическая |

|урока| |сведения |деятельность |

| | | | |

|1. |Начальные |Понятие о |-наблюдение и анализ|

| |сведения о |художественном |форм симметричных |

| |художественном |конструировании. |предметов в природе |

| |коструировании |Профессия дизайнера |и анализ правильных |

| |(дизайне). |(планировании, |геометрических форм.|

| |Аппликация из |проектировании, | |

| |симметричных |претворение замысла в|-изготовление из |

| |деталей. |изделии). Понятие об |бумаги симметричных |

| | |осевой симметрии, |насекомых. |

| | |симметричных фигурах.|-составление |

| | | |аппликации из |

| | | |симметричных деталей|

| | | |в круге |

| | | |(используются |

| | | |геометрические и |

| | | |природные формы). |

|2. |Основные |Контур, силуэт. |-изготовление |

| |формообразовани|Гармония и равновесие|контурных сувениров |

| |я и композиции.|соотношения форм: |и игрушек с щелевым |

| |Щелевые |пропорциональность |замком из картона. |

| |игрушки. |пластичность, | |

| | |угловатость. | |

|3. |Композиция по |Композиция. |-составление |

| |собственному |Повторение элементов,|композиции на |

| |замыслу. |ритм, |свободную тему, |

| | |асимметричность, |используя различные |

| | |симметричность. |формы. |

|4. |Проектирование |Проект, |-создание проектов |

| |домиков для |проектирование, |будущих, пока еще не|

| |сказочных |эскиз, рисунок. |существенных |

| |героев. |Художественная |предметов. |

| | |выразительность | |

| | |изделия, интерьер. | |

|5. |Цвет как |Цветовой круг. |-упражнение по |

| |средство |Основные и |подбору гармоничных |

| |выразительности|дополнительные цвета.|тонов, лоскутков |

| |в |Цветовой фон. |ткани. |

| |художественном |Гармоничное сочетание|-коллаж из ткани. |

| |конструировании|. Контрастное | |

| |. Коллаж из |сочетание. | |

| |ткани. | | |

|6. |Аппликация |Витрина, назначение, |-разработка и |

| |«Витрины на |оформление витрины, |оформление проекта |

| |улицах». |соответствие внешнему|витрины магазина. |

| | |облику улицы и стилю | |

| | |здания. Симметрия, | |

| | |движение, ритм, | |

| | |композиция. | |

|7. |Нюанс. |Нюансные сочетания |-аппликация «Ковер |

| |Аппликация из |цветов, движения, |осенних листьев» |

| |нюансных тонов.|ритм, выражение |(коллективная |

| | |сочетания с учетом |работа). |

| | |цветовых сочетаний. | |

|8. |Комплект для |Стиль, стилевое |-изготовление |

| |кухни: |единство, настроение |комплекта из ткани в|

| |прихватка, |вещи, гармоничное |едином стиле. |

| |грелка на |сочетание цветов. | |

| |чайник. | | |

|9. |Разработка и |Зависимость формы |-изготовление |

| |изготовление |предмета от его |упаковочных коробок |

| |объемных |назначения и |для сувениров в |

| |игрушек и |особенностей |форме простых |

| |пространственны|использования. Форма,|геометрических фигур|

| |х композиций. |пропорции, цвет как |(из самостоятельно |

| |«Упаковка». |средство |сделанных |

| | |выразительности для |разверток). |

| | |создания образа. | |

|10. |Макеты |Функциональные и |-изготовление |

| |интерьеров. |эстетические свойства|макетов интерьеров с|

| | |интерьера. Назначение|мебелью. |

| | |интерьера. |-изготовление одежды|

| | |Компановка. |для кухни. Эскизный |

| | | |проект (коллективная|

| | | |работа). |

|11. |«Образы зимы» -|Оформление, |-изготовление |

| |открытки. |украшение, |поздравительных |

| | |сочетаемость фона и |открыток из деталей |

| | |деталей по цвету. |цветной бумаги. |

| | |Фактура материала. | |

| | |Целесообразность | |

| | |вещи, настроение | |

| | |вещи. | |

|12. |Маски к новому |Эскиз, цветовое |-изготовление |

| |году. |сочетание, характер |деталей масок к |

| | |вещи, средство |новогодним костюмам.|

| | |выражения образа | |

| | |через детали. | |

|13. |Детали |Средства |-изготовление |

| |новогодних |художественной |деталей костюма |

| |костюмов. |выразительности – |(совместное |

| | |линия и цвет, детали.|занятие). |

|14. |Разработка и |Гармоничность |-изготовление |

| |изготовление |цветовых сочетаний, |украшений для елки. |

| |елочных |контраст, нюанс, |Складной самоцвет на|

| |украшений. |ритм, равновесие. |елку. |

3 класс.

|№ |Тема урока |Теоретические |Практическая |

| | |сведения |деятельность |

|1. |Основы |Композиция, форма |-изготовление |

| |формообразования |– объемная, |композиции «улицы |

| |и композиции. |плоская. |города» (ночью и днем)|

| |«Улицы города». |Масштабность, |групповая работа в |

| | |динамичность, |технике аппликации. |

| | |легкость, фактура | |

| | |материала. | |

| | |Цветовой контраст,| |

| | |выразительность. | |

| | |Теплые и холодные | |

| | |цвета. | |

|2. |Интерьер |Интерьер. Принципы|-разработка |

| |квартиры. |и правила |проектирование |

| | |оформления |оформления комнаты (по|

| | |интерьеров. |выбору) для сказочного|

| | |Эстетические и |героя. |

| | |санитарно – | |

| | |гигиенические | |

| | |требования к | |

| | |оформлению жилых и| |

| | |нежилых помещений.| |

|3. |Мебелировка |Общие сведения о |-разработка проекта |

| |квартиры. |мебели. Виды |мебелировки комнаты |

| | |мебели и ее |для сказочного героя. |

| | |функциональное | |

| | |назначение. | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ