Рефераты
 

Исламский экстремизм в современном мире и его воздействие на национальную безопасность России

p align="left">Исламский радикализм, рожденный в условиях Северного Кавказа, имеет не только религиозный характер, но и, безусловно, отражает особенности культуры, традиций, менталитета и истории народов. Всплеск экстремизма в данном регионе связан, во-первых, с особенностями внутриполитического процесса в России на рубеже конца 80-х - начала 90-х гг., а во-вторых, внешними факторами, придавшими конфликту геополитический характер. Помимо этого, имеет место взаимоборьба цивилизаций, что придают конфликту столь ожесточённы характер.

Целью исламских радикалистских сил является образование в регионе не только исламского теократического государства в их собственном понимании, но и дальнейшей идеологической и военной экспансии на территорию России. Это является в то же время, одним из этапов агрессии на сложившиеся международный порядок. В таком случае Северный Кавказ неизбежно превратится во второй после Афганистана полигон институционального строительства в духе идей радикального ислама, в прибежище международных мусульманских террористов, торговцев оружием и наркотиками.

Разумеется, такое нежелательное развитие событий поставило бы под угрозу геополитические интересы России, как, впрочем, и ее целостность. Макаров Д. В. Радикализация ислама в Дагестане: возможности и пределы джихадизма. // Общественные науки и современность. -- 2004 .-- N 6 . Библиогр.:161стр.

Как свидетельствует обширная мировая практика, радикальный ислам не остановится в фиксированных границах географического проживания определенной общности мусульман, поскольку для них заветная мечта состоит в объединении всей мусульманской уммы мира в рамках единого политического государственного образования - халифата. В этом случае неизбежным представляется процесс "растекания" исламской радикальной идеологии и практики на другие "мусульманские" территории, как в рамках России, так СНГ и других государств мира. Послание Хасан аль-Банны 5 съезду «Ассоциации Братьев-мусульман» (1939г.). - Каир, 1981.

Одной из мер, препятствующих распространению экстремизма, может стать координация действий всех уровней власти, выработка социально-экономической, политической, образовательной, культурной программ, с дальнейшим контролем их выполнения.

Процесс исламизации, идущий в России, необходимо направить в русло традиционного российского ислама с помощью исторически сложившихся религиозных структур. Помимо этого, возможны такие фискальные меры, как запрет на деятельность любых зарубежных «благотворительных», «общественных» организаций, играющих на этом поле. Таким образом, для подавления угрозы исламского радикализма представляется необходимым решение следующих стратегических задач: решение экономических, социальных, политических проблем региона для выработки приемлемой для большинства населения национальной политики России. Во-вторых, требуется бороться с терроризмом не только как с преступным деянием, но и воздействовать на порождающие его причины. Борьба с угрозами исламского экстремизма требует комплексного подхода, в котором должны присутствовать меры и экономического, и политического, и социального, и, естественно, специального характера. Макаров Д. В. Радикализация ислама в Дагестане: возможности и пределы джихадизма. // Общественные науки и современность. -- 2004 .-- N 6 . Библиогр.:161стр. Конечно, это долговременная программа и её реализация зависит от многих обстоятельств. А ситуация такова, что требует решительных и эффективных мер уже сегодня. Резюмируя данную главу можно выделить следующие угрозы:

Угроза территориальной целостности России, с помощью пропаганды продвигается в сознание жителей северокавказких республик идея единого, независимого от России мусульманского государства. Стимулируется создание на территории других регионов организаций религиозно - политического характера, в которых идеи исламского экстремизма, должны стать идейной основой.

Криминогенная угроза. Например, С. Радуевом в речи на очерёдном выпуске боевиков было отмечено, что основная задача их «сеять смертельный ужас, захватывать в заложники и убивать». Далее, им указывалось, что российские власти и финансовые структуры коррумпированы и находятся под контролем мафиозных структур. Поэтому необходимо занимать лидирующее положении в мафиозных структур через которые боевики будут осуществлять свою деятельность.

В подтверждение этому только за 1997 г. было совершенно около 3558 преступлений, похищено 246 человек. В среднем за неделю происходило 60-70 преступлений, в том числе 8-10 убийств. В центре Грозного был открыт невольнический рынок, сотни людей подвергались насилию. Похищение людей с целью выкупа, приобретало характер преступной эпидемии. В течение 1998-1999 гг. по официальным данным было похищено 1094 человека.

Террористическая угроза. Чечня превратилась в базу международного терроризма. Отряд известного террориста Хаттаба состоял из сотни наёмников. Под его началом действовали центры по подготовки боевиков. Через границы с Азербайджаном и Грузией прибывали не только наёмники, но шёл поток наркотиков, оружия, валюты. Постоянно совершались вооруженные вылазки в Дагестан, Ингушетию, Северную Осетию, Ставрополь. В 1999г. было зарегистрировано около 120 нападений на заставы внутренних войск. Чечня стало главным фактором, дестабилизирующим ситуацию в регионе. Мессенджер Ч. Энциклопедия войн XX в. М., ЭКСМО-Пресс., 2000 г.

Заключение

Исследуя проблему экстремизма в современном мире, вылившиеся в события 11 сентября 2001 г., необходимо отметить, что они резко изменили международные отношения. Это вылилось, главным образом, в изменение отношений между Россией и странами Запада. Россия сделала окончательный выбор в сторону европейской цивилизации, построения гражданского общества, жертвуя при этом определенными своими интересами. Нельзя не замечать определенные опасности данной позиции, обусловленные полиэтническим и разнородным в культурном и религиозном отношении населением. Наличие серьезных социальных конфликтов осложняет достижение желаемого результата. Крупнейшие теракты в истории XX в. // Власть - 2001г. №37

В России проживает около 20 млн. людей, исповедующих ислам. Исламское население характеризуется тенденцией быстрого демографического роста. Огромная протяженность сухопутных границ ставит вопрос выработки внутренней политики, позволяющей российским мусульманам ощущать себя гражданами своей страны. Сухопутные границы с исламским миром дают прямое соприкосновение с воинствующим исламским экстремизмом, ставя, по существу, Россию первым эшелоном классического конфликта «север - юг». Поэтому, в интересах России участие в экономической и политической жизни этого региона, для способствования реальному подъему уровня жизни, становлению демократических основ власти. Подобное развитие ситуации позволит снять остроту вопроса миграций, на что столь болезненно реагирует наше общество.

Оценивая проблему экстремизма и ее влияние на национальные интересы России, нельзя не учитывать определенные установившиеся особенности российской действительности. Огромный отпечаток накладывает длительный экономический кризис, социальная дифференциация общества, потеря общенациональной идеи. Исходя из этого, можно выделить основные противоречия эксплуатируемые экстремистами.

Прежде всего, противоречия экономического характера, основными из которых являются: резкое несоответствие результатов экономической реформы ожиданиям общества; несоразмерно высокая цена реформы (падение вдвое производства, обнищание большинства населения). Все это порождает некомпенсируемый рост цен, растущую безработицу, криминализацию общества. В условиях ограниченных финансовых, материальных ресурсов эти обстоятельства грозят социальной катастрофой.

Особое значение в современной российской действительности приобретают социальные противоречия. Во-первых, это противоречия, обусловленные расколом общества на группы с различным экономическим положением. Это влечет за собой замедление процесса формирования среднего слоя, значимость которого в социальной структуре создает основу стабильности общества.

Во-третьих, противоречия, обусловленные углублением национальных, религиозных и иных конфликтов. Последствия их могут быть крайне негативны: формирование очагов напряженности, перерастающей в вооруженные конфликты, например, осетино-ингушский и особенно чеченский конфликты. В данных конфликтах мы видим эксплуатацию социальных, экономических проблем общества путем эффективной пропаганды через развитые структуры «благотворительных» фондов, центров, школ и призывов насильственными методами решить возникшие проблемы. Данная угроза опасна не только для Северокавказского региона, но и для других регионов России.

Остается только сожалеть, что, имея богатый опыт (Афганистан, длительный диалог с исламским миром и глубокие традиции востоковедения), российские власти упустили момент для решения вопроса на начальной стадии с минимальной затратой ресурсов, и только с появлением очевидной угрозы безопасности страны государство обратило внимание на решение данного вопроса.

Прямое воздействие на территориальную целостность оказывают противоречия в политических отношениях: противоречия между демократическими принципами и реальной политической практикой; противоречия, порожденные ослаблением социально-экономических и культурных связей между регионами и центром.

Данная группа противоречий ослабляет возможность государственной власти эффективно противостоять угрозам со стороны религиозных экстремистов. Данные факторы способствуют деградации ценностной структуры общества, разрушению исторических, культурных традиций России.

Выделяя эти обстоятельства, хотелось бы отметить, что угрозы воинствующего исламизма для национальной безопасности России выстраиваются также в области распространения идей «об исламском порядке и справедливом построении общества», что находит определенный отклик у определенной части населения.

И, наконец, основным направлением по борьбе с экстремизмом является развитие экономики, построение гражданского общества и правового государства, чьими плодами, возможно, будут пользоваться все граждане России, независимо от территориального и религиозного происхождения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Исламский фактор как системная категория

Источник: Ислам и общественное развитие в начале XXI века (2005) Антология. М., Издательство: Крафт+, 2005 г. 496 стр. - С. 490.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ОБРАЩЕНИЕ К МОЛОДЕЖИ КАВКАЗА

Хвала и слава Аллаху - Господу миров. Наши приветствия пророку, его родным, сподвижникам и всем тем, кто находится на пути джихада, до дня воскресенья. Враги ислама сегодня хорошо поняли, что силой и оружием нас не победить. Они предприняли другую тактику, суть которой заключается во внесении раскола и раздора среди нас. Они хотят, чтобы мы, став врагами друг другу, уничтожали сами себя. 24 часа в сутки посредством своих радио, телевидения, газет и журналов ведут борьбу против мусульман во всем мире иезуитскими, коварными методами. До чего же подлы и скверны наши враги.

Они, назвав нас "ваххабитами" и "фундаменталистами", подстрекают неблагоразумных сограждан против нас. Униженное положение мусульман в мире и заставило нас обратиться к вам. Нам - мусульманам - необходимо за свою дорогую религию воевать и начать джихад. Наша победа неминуема, ибо Аллах предначертал ее. Пророк говорит в своем хадисе: "Если вы оставите джихад и займетесь неразрешенным видом торговли, и уцепитесь за хвосты своих коров, довольствуясь возделыванием земли, то Аллах пошлет на вас унижение и не избавит вас от него до тех пор, пока не вернетесь к своей религии". В другом хадисе сказано, что 12 тысяч муджахедов, готовых отдать свою жизнь во имя Аллаха, могут завоевать весь мир. Неужели на Кавказе среди мужественных народов не найдется 12 тысяч муджахедов, готовых воевать на пути Аллаха. Учитывая все это, джамааты Чечни и Дагестана объединились и создали единую "Исламскую армию Кавказа" и решили вести освободительную борьбу во имя Аллаха - джихад. В связи с этим призываем всех желающих принять участие в джихаде вступать в "Исламскую армию Кавказа", взять с собой все необходимое для проживания в полевых условиях. Амир джамаата Урус-Мартана Умар бен-Исмаил. 06.12.1419 м.э., 23.03.1999 г. Источник: http://www.chechen.org/history/208-chechenskaja-respubldika-ichkerija-.-1999-god..html

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ЗАЯВЛЕНИЕ V СЪЕЗДА МУСУЛЬМАН КЧР И СТАВРОПОЛЬЯ "О РЕЛИГИОЗНОМ ЭКСТРЕМИЗМЕ И ТЕРРОРИЗМЕ"

Съезд вынужден констатировать, что в последнее время складывается ситуация, которая не может не волновать российских мусульман. К сожалению, в последнее время об исламе 'все чаще начинают вспоминать лишь в связи с деятельностью международных экстремистов и террористов. Между тем ислам -это не просто религиозная конфессия, одна из сотен, действующих на территории России, а религия, являющаяся настоящей духовной основой многих российских народов. Съезд решительно осуждает религиозный экстремизм и терроризм во всех проявлениях. Ислам не признает жестокость и принуждение к религии, нам чужды фанатизм и экстремизм. Съезд категорически возражает против деятельности нелегальных организаций, которые распространяют религиозные идеи, не имеющие ничего общего ни с историческим наследием народов, ни с настоящим исламом. Нельзя допустить, чтобы благословенный Кавказ стал плацдармом международного терроризма, а кавказские народы - пешкой в игре иностранных государств, стремящихся разрушить Российскую державу. История показала, что только в составе РФ кавказские народы смогли не только сохраниться как самостоятельные этносы со своей уникальной культурой, языком, традициями, но и приобщиться к мировой культуре, включиться в общечеловеческий исторический процесс. Съезд поддерживает действия федеральных вооруженных сил в Чечне по уничтожению международных террористических формирований. В то же время необходимо помнить о тысячах людей, оставшихся без крова. Съезд обращается к правительству РФ, правительствам КЧР и СК, мусульманским организациям оказать гуманитарную помощь тысячам беженцев. Съезд обращается к правительствам КЧР и СК поддержать традиционные для народов республики конфессии, являющиеся надежной преградой на пути всякого рода экстремистских течений. Всем нам надо сплотиться, чтобы обуздать все силы, разжигающие конфликты и раздоры, распространяющие зло и тревогу на кавказской земле и установить мир. Аллах напоминает в священном аль-Куране: "Все верующие - братья. Примири обоих своих братьев и бойся Аллаха - может ты будешь из спасенных". Жданов Н.В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге 21-века. - М.,1989. - С.34.

Список использованных источников и литературы

Источники

1. Аль-Афгани. Собрание неизвестных сочинений. - Лондон, 1987. - С. 81 (на арабском языке). Цит. по: Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России: Научный отчет. - М., 1995.

2. Амир джамаата Урус-Мартана Умар бен-Исмаил. 06.12.1419 м.э., 23.03.1999 г. Источник: http://www.chechen.org/history/208-chechenskaja-respubldika-ichkerija-.-1999-god..html

3. "Во всем мусульманском мире наблюдается чрезвычайный подъем" //Источник. - 2002. - N 1. - С. 60-66.

4. Ибн Джамия Зиеу. Исламская акида (вероучение, убеждения, воззрения) по священному Корану и достоверной Сунне. - М., 1994.

5. Исламский союз, 1871. /Отрывки из памфлета "Unite Islamique". Главный лозунг памфлета "Au Feu" - "Огонь!". Источник: Панисламизм идеология и организация. Режим доступа: http://www.history.yar.ru/hreader/3/?in=2.6

6. Коран Магомета / Пер. с фр. К.Николаева

7. Коран в 2-х т. Пер. с арабского репринт. издание 1907. М.: СП "Домбируни", 1990.

8. Коран. Перевод и комментарии И.Ю.Крачковского. - М., 1963.

9. Коран. Перевод и комментарии И.Ю.Крачковского. - 2-е изд. - М.,1986.

10. Коран. / Перевод и комментарии И.Ю.Крачковского. - 2-е изд. - М.,1990.

11. Коран / Пер. с арабского и ком. М.-Н.О.Османова. М.:Ладомир, 1995.

Источники на иностранных языках

1. Bernard Lewis. The Middle East and the West. - N.Y., 1966. Цит. по: Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России: Научный отчет. - М., 1995; Lewis B. The Middle East: A Brief History of the Last 2,000 Years.- N.Y.: A Touchstone Book, 1995; Lewis B. The Crisis of Islam: Holy War and Unholy Terror. N.Y.:The Modern Library, 2003. Цит. по: там же.

2. Jenkins В. International Terrorism: A New Mode of Conflict. - Los Angeles, 1975. Цит. по: Исламский экстремизм и фундаментализм… Указ.соч.

3. Абдо И. История египетской печати и её вклад в идеологическое и социальное возрождение. - Каир, 1976. (на арабском языке). Цит. по: Исламский экстремизм и фундаментализм… Указ.соч.

4. Аль-Афгани. Собрание неизвестных сочинений. - Лондон, 1987. Цит. по: Исламский экстремизм и фундаментализм… Указ.соч.

5. Аль-Маудуди. Основы ислама. - М., 1993.

6. Аль-Мухафаза Али. Аль-идтиджахат аль-фикрия инда аль-араб. - Бейрут,1980.(на арабском языке). Цит. по: Исламский экстремизм и фундаментализм… Указ.соч.

7. Бад аль-Харакам аль-фикрия фи-ль-ислам. - Бейрут, 1983 (на арабском языке). Цит. по: Исламский экстремизм и фундаментализм… Указ.соч.

8. Кутб С. Под сенью Корана. - Каир, 1960. (на арабском языке). Цит. по: Исламский экстремизм и фундаментализм… Указ.соч.

9. Послание Хасана аль-Банны 5 съезду «Ассоциации Братьев-мусульман» (1939г.). - Каир, 1981.(на арабском языке). Цит. по: Исламский экстремизм и фундаментализм… Указ.соч.

10. Рашид Рида. Аль-хиляфа ау аль-имамат аль-узма. - Каир, 1975 (на арабском языке). Цит. по: Исламский экстремизм и фундаментализм… Указ.соч.

11. Рида Р. Аль-хиляфа ау аль-иммамат аль-узма. - Каир, 1975 (на арабском языке). Цит. по: Исламский экстремизм и фундаментализм… Указ.соч.

12. Умара абл эр-Рахман. Эль Мазахиб аль-муасира. - Бейрут, 1987.(на арабском языке). Цит. по: Исламский экстремизм и фундаментализм… Указ.соч.

13. Умара М. Тайорат аль-фикр ал-ислам. - Бейрут, 1983 (на арабском языке). Цит. по: Исламский экстремизм и фундаментализм… Указ.соч.

14. Умара Мухаммеда. Алин ва-д-лаула. - Каир, 1986.(на арабском языке). Цит. по: Исламский экстремизм и фундаментализм… Указ.соч.

Периодическая печать

1. Авцинова Г.И. Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. - 1999. - №3.

2. Акаев В.Х., Магомедов С.С. Суфийские братства в Чечне, их взаимоотношения и участие в современной общественно-политической жизни / Научная мысль Кавказа. - 1996. - №3.

3. Аккиева С. Международная конференция «Ислам - религия мира» // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - М., 1999. - № 28.

4. Арби Бараев или сколько стоит «крыша» от МВД и ФСБ // Новости. - 2001.- 17-19 сентября.

5. Ахмедханов Б. Усама помнит о России. Цель терактов, не только Америка // Общая газета. - 2001. - 28 октября.

6. Бабиченко Д. Чеченские грабли // Итоги. - 2002. - 29 января.

7. Басаев и Хаттаб как мировое явление // Российская Газета. - 1999. - 28ноября.

8. Бироков В. Несокрушимая свобода наступает// Мир сегодня, №48 9 октября 2001., с.4.

9. В Саудовской Аравии уволены с работы "за некомпетентность" более 40 имам-хатыбов // Наука и религия. -- 2003 .-- N8 .

10. Воронин А., Кокин А. Сеть для Бен Ладена // Итоги. - 2001. - 20 октября.

11. Где пройдёт Щёлковый путь к нефти // Эксперт - 2002 - 18 марта.

12. Гиросименко. С. Откуда исходит угроза России // Комсомольская правда. - 2002. -27 марта.

13. Гончаров Ю. США как «лаборатория» европейской цивилизации. Если мы в ней пора менять отношение к миру // Новая Газета. - 20001. - 22-24 октября.

14. Гушер А. И. Афганский капкан / А. И. Гушер // Азия и Африка сегодня. -- 2009 .-- N 1 .-- С. 7-14.

15. Джабраилов Т. Время знать правду // Российская Федерация сегодня. 2004. ноябрь. № 21;

16. Дзадзиев А. "Нет" - ваххабизму! // Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - 1998. -№ 22.

17. Домнышева Е. Идейные террористы почти всегда смертники // Новые известия - 2001. - 29 сентября.

18. Ефимов Е. Договор с дьяволом // Новое время. -- 2005 .-- N 42 .

19. Житич Н. Хаттаб в поход собрался? // Вечерний Ростов. - 1999. - 15 июня.

20. Запутается ли США в собственных сетях // Эксперт - 2002 - 18 марта.

21. Исламская академия вблизи Бонна (Германия) пользуется репутацией центра религиозных экстремистов в Европе // Наука и религия. - 2004 .- N 1 .

22. Исмаил У. Мы надеемся освободить мечеть в Иерусалиме //Калам. -1999. - 25 марта.

23. История Востока. В 6 томах. Том 6. Восток в новейший период (1945-2000 гг.) /Белокреницкий В.Я. и другие авторы. М., 2008.

24. Ислам в прошлом, настоящем и будущем // Азия и Африка сегодня. - 2004 .- N 11 .- С. 41-43.

25. Кабанников А. Бен Ладен лично навестил Дагестан // Комсомольская Правда - 1999. - 14 сентября.

26. Кагарлицкий Б. В войне победит тот, кто в ней не участвует. России повезло, но везение это относительно // Новая Газета. - 2001. - 22 - 24 октября.

27. Капатанов К. Главный спонсор терроризма Усама бен Ладен // Росийская газета. - 1999. - 15 октября.

28. Коваленко Ю. Рано праздновать победу: Под ружьём у Бен Ладена находиться 70 тысяч камикадзе // Московские новости. - 2001. - 29 ноября - 5 декабря.

29. Коваленко Ю. Терроризм дело недорогое // Новые известия. - 2001- 6 ноября.

30. Крупнейшие теракты в истории XX в. // Власть - 2001г. №37

31. Кудневцев А. Ваххабиты на Северном Кавказе // За рубежом. - 1999. - 28 октября.

32. Куликов А. Всемирный МВД: Пора заканчивать с тенью // Московские Новости. - 2001. - 23 октября.

33. Ладен. Из первых рук (Бен Ладен о врагах ислама, джихад, о себе, его интервью) // Общая Газета. - 2001. - 27 сентября - 3 октября.

34. Лазарев А. Найти и уничтожить террориста // Новые известия. - 2001. - 6 октября.

35. Макаров Д. В. Радикализация ислама в Дагестане: возможности и пределы джихадизма / Д. В. Макаров // Общественные науки и современность. -- 2004 .-- N 6 . Библиогр.:161стр.

36. Малашенко А. В. Неприятие фундаментализма как его зеркальное отражение // Независимая газета. - 1997. - 25 декабря;

37. Малашенко, А. Тень ислама над Европой / А. Малашенко // Международная жизнь. -- 2004 .-- N 9.Библиогр.: с. 106 (10 назв. ).

38. Мамараев, Р. Угроза "талибанизации" Северного Кавказа / Р. Мамараев //Азия и Африка сегодня. -- 2008 .-- N 11 .-- С. 20-23 : фот. -- (Политика, экономика). Библиогр.: с. 23.

39. Миронов С.М. Исламский мир и внешняя политика России / С. М. Миронов [и др. ] // Международная жизнь. -- 2005 .-- N 5 .

40. Михайлов А. Война оплатит «черный вторник» // Итоги - 2001 - 11 октября.

41. Мохаммад ат-Таласи. Кавказ и исламский Халифат // Исламская нация.-1998.- янв.

42. Назаров И. А. Американские ученые о социальной психологии современного международного терроризма / И. А. Назаров // США. Канада. Экономика - политика - культура. -- 2005 .-- N 12 .

43. Наумкин В.В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов / В. В. Наумкин // Восток. -- 2006 .-- N 1 .1908 .-- Библиогр.

44. Нечитайло Д. Они уже в Европе и в Америке / Д. Нечитайло; вел Н. Петров //Азия и Африка сегодня. -- 2008 .-- N 8 .

45. Носенко В. И. Борьба с международным терроризмом и мусульманский мир / В. Носенко // Мировая экономика и международные отношения. -- 2007 .-- N 3 .-- С. 29-36 .

46. Нуриев Д.А. Социальное и морально-этическое учения ислама как оппозиция духу экстремизма / Д. А. Нуриев, М. Т. Якупов .-- Уфа : РИО РУНМЦ МО РБ, 2007 .-- 264 c. Библиогр.

47. Овчарников Е. В начале было покушения на Масуда. Потом на Америку? Шесть наивных вопросов о том, что будет в Афганистане // Комсомольская Правда. - 2001. - 12 сентября.

48. Паин Э. Откуда берется экстремизм // Знание-сила. -- 2004 .-- N 11 .

49. Пионовский А. Взрывы в Америке - предлог к третьей мировой войне // Комсомольская Правда. - 2001. - 20 сентября.

50. Поликовская А. ХХI век начнётся 11 сентября // Новая Газета. - 2001. -13-16 сентября.

51. Полонский В., Григорьев А. Джихад всему миру // Общая газета. - 1999.- № 17.

52. Поляков, С. П. Первый...звонок трагедии : "Комитет 300" начинает действовать / С. П. Поляков // Природа и человек (Свет). -- 2005 .-- N 6 . Славянский плацдарм для Бен Ладена // Новые известия - 2001 - 25 октября.

53. Примаков Е.М. Советы мудрецов на Новый год: беседа с главным редактором // Международная жизнь. -- 2005 .-- N 1.

54. Пузырев Д. А. Религиозный фактор в международных отношениях / Д. А. Пузырев // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология.

55. Радикальное течение ваххабизм не утвердилось среди мусульман, проживающих в Сербии // Наука и религия. -- 2006 .-- N8 .

56. Россия не воюет с исламом (Интервью с Генерал-лейтенантом Леонидом Шебаршиным) // Независимое военное обозрение. № 18 (427). 20 мая 2005. Цит. по: http://nvo.ng.ru/spforces/1999-10-29/7JsIamnowar.html;

57. Рязяпова Г. "Священная война" или мир: мифы и реалии исламского терроризма : аналитика / Гузель Рязяпова // Истоки. -- 2005 .-- N41(12окт.) .

58. Смирнов А. Что читаёт террористы? // Новые известия. - 2001. - 25 октября. - № 197.

59. Сатановский Е. "Новый Ближний Восток" / Е. Сатановский // Международная жизнь. -- 2005 .-- N 3/4 .

60. Сапронова М.А. Зин аль-Абидин Бен Али / М. А. Сапронова // Вопросы истории. -- 2009 .-- N 1 .-- С. 21-35.

61. Столяров А. Запад и Восток уже начали четвёртую мировою войну? // Комсомольская правда. - 2002. - 11 - 17 марта.

62. Тишков В.А. Вперед, назад или в никуда? (Северный Кавказ: проблемы и политика) // Вестник Миротворческой миссии на Северном Кавказе. -Пятигорск, 1998.

63. Умное А. Кто такие ваххабиты? // Российская Федерация сегодня. 2004. ноябрь. № 21;

64. Фельгейгсейуэр П. Ядерный терроризм вполне реален // Московские новости.- 2001. - 20 - 26 ноября.

65. Фрага Х. Ислам и терроризм - не одно и то же // Новые известия. 12.04. 2004. № 63 (1462);

66. Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманского права //Мусульманское право. - М., 1984.

67. Хайтуль С. Как справиться силой, которую не победить оружием: Ударить по терроризму новым экономическим ресурсом. // Общая Газета. - 2001. - 29 ноября - 5 декабря

68. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. - 1994. - № 1. - С.33-48; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Мировая экономика и Международные отношения. - 1996. - N 8. - С. 84-93.

69. Хазанов А. Лондон после атаки терактов / А. Хазанов // Азия и Африка сегодня. -- 2005 .-- N 11 .

70. Хохлов И. И. "Глобальный джихад Салафи" и "Аль-Каида" / И. Хохлов // Мировая экономика и международные отношения. -- 2007 .-- N 3 .-- С. 37-46 .

71. Чудаков А. "Русские, убирайтесь!" - все громче требуют незваные гости России // Российская Федерация сегодня. 2002. N 14;

72. Шакирла М. Экстремистские течения в Исламе // Нурул Ислам. - 1998.- апр.

73. Шарон и Арафат никогда не пойдут на компромисс // Эксперт - 2002. - 8 апреля.

74. Шафаревич И. В стране белого ангела // Завтра. 1996. № 49;

75. Шевцов О., Ахмирова Р. Почему мы боимся мусульман? // Комсомольская правда. 16.03.2004;

76. Шерматова С. Террористы second hand: Как делают «Бен Ладена» // Московские новости. - 2001. - 18 сентября

77. Щекочин Ю. Война миров кто её объявил? // Новая Газета. - 2001. - 26 сентября.

78. Юрьев С. Не надо бояться. Страх - плохой союзник в борьбе цивилизаций // Комсомольская правда. 30.03.2004;

79. Юрченко В. О роли исламского фактора в современном мире // Общие военные проблемы. ЗВО. 09.2000; и др.

80. Якупов М. Т. Современный джихад (социально-философский анализ) // Вестник Башкирского университета. -- 2009 .-- Т. 14, N 2 .-- С. 575-579 : ил. -- (Философия, социология, культурология и политология) .-- Библиогр.: с. 578-579 (22 назв.).

81. Янов А., историк. Борьба с исламистами-дело рук самих мусульман // Московские Новости. - 2001. - 28 октября.

Справочная и энциклопедическая литература:

1. Большая советская энциклопедия, 3-е издание, 30 томов. Том № 24. СССР. 1969--1978.

2. Жаринов К. В.Терроризм и террористы: Ист. справочник/ Под общ. ред. А. Е. Тараса. -- Мн.: Харвест, 1999. -- 606 с. -- Серия «Коммандос».

3. Ислам. Краткий справочник. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1983.

4. Ислам: Энциклопедический справочник. - М., 1990.

5. Ислам./ Сб. статей. М.: Безбожник, 1931.

6. Ислам в СНГ. М., 1998.

7. Ислам в современной политике стран Востока. М., 1986.

8. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.

9. Мессенджер Ч. Энциклопедия войн XX в. ЭКСМО-Пресс., 2000г.

10. Народы мира. Историко-этнографический справочник. - М., 1988.

11. Турецкая Республика: Справочник. - М., 1992.

12. Арабские страны. История. Экономика. - М.: Наука, 1966.

Научная литература

1. Ал-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере: Избранные главы. - М., 1980.

2. Аль - Маудуди. Ислам сегодня. - М., 1992.

3. Аль - Умар. Религия истины. - М., 1997.

4. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. - Махачкала, 1999.

5. Аршинова С.Ф. "Исламский фактор" в общественно-политической жизни современной России: диссертация кандидата политических наук : 23.00.02. - Саратов, 2005. - 231 с.: ил. РГБ ОД, http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/222511. html

6. Ашмави Омар. Под знаком полумесяца. Свет и тени ислама. - М., 1999.

7. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. - М., 1984.

8. Бартольд В.В. Соч. Т. 6. Работы по истории ислама и Арабскогохалифата. - М., 1966.

9. Белая книга российских спецслужб. - М., 1996.

10. Белокреницкий В. Я., В. Н. Москаленко. История Пакистана. ХХ век. М., 2008.

11. Белокреницкий В.Я. Мусульманский Восток в начале XXI века. / Ислам и общественное развитие в начале XXI века (2005) Антология. М., Крафт+, 2005 г. 496 стр.

12. Беляев А.Е. Мусульманское сектантство. - М., 1957.

13. Васильев Л.С. Очерки истории. - М., 1999.

14. Васильев, А. М. Исламский экстремизм и кризис мусульманской цивилизации / А. М. Васильев // Вестник Российской академии наук. -- 2005 .-- Т. 75, N 8 .-- С. 694-703; Васильев. А.М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государствоСаудидов в Аравии (1744/45 -1818). - М., 1967.

15. Витюк В., Эфиров С. "Левый" терроризм на Западе. История и современность. - М., 1987.

16. Вояковский Д.С. Политические проекты исламского экстремизма в современной России : диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук : 23.00.02 / Д. С. Вояковский .-- Уфа, 2009 .-- 172 с. : ил. -- Библиогр.: с.159-172 (196 назв.).

17. Гольдциер И. Лекции об исламе. - СПб., 1912.

18. Денисова Г.С. Интеграционные процессы на Северном Кавказе как политическая проблема // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 1998.

19. Джемаль Г. Освобождение ислама. М.: Издательский дом «Умма», 2004;

20. Егупов А.В. Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Краснодар: Кубанский государственный университет, - 2005. 196 стр.

21. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990; Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. - М., 1992.

22. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. Исламские неправительственныерелигиозно-политические организации на Ближнем Востоке. М., 1988.

23. Игнатов В.Г., Хоперская Л.Л. и др. Технология управления этнополитическими процессами в Северо-Кавказском регионе. - Ростов-на-Дону, 1999.

24. Идрис Шах. Суфизм. - М., 1994.

25. Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная СМ. Ислам в Евразии: современные этические и эстетические концепции суннитского Ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

26. Ислам в современной политике стран Востока. - М., 1986.

27. Ислам и общественное развитие в начале XXI века (2005) Антология. Издательство: Крафт+, 2005 г. 496 стр.

28. Ислам и политика / Отв.ред.: В.Я. Белокреницкий, А.З. Егорин; РАН, Ин-т востоковедения; Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока .-- М. : Крафт + ИВ РАН, 2001 .-- 420с.

29. Ислам на современном Востоке. Антология. М., Институт Востоковедения РАН, Крафт+, 2004 г., 440 стр.

30. Ислам и общественное развитие в начале XXI века (2005) Антология. М., Крафт+, 2005 г. 496 стр.

31. Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России: Научный отчет. - М., 1995.

32. Кепель Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма. М: Ладомир, 2004.

33. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.

34. Кисриев Э.Ф. Движение "ваххабитов" в Дагестане // Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах / Ежегодный доклад. - М., 1999.

35. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. - М., 1990.

36. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.

37. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М.,1998.

38. Массэ А. Очерк истории ислама. - М., 1982; Массэ А. Ислам. М., 1982.

39. Медников Н.А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов (по арабским источникам). - М., 1956.

40. Милованов Ю.Е. "Анклавизация" территорий Северо-Кавказского региона: содержание процесса и проблемы исследования // Насилие в современной России: Тез. докл. науч. конф. - Ростов-на-Дону., 1999

41. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире (очерки исламской цивилизации). - М., 1990.

42. Новикова О.С. Консолидация региональных элит в борьбе с религиозным экстремизмом / Новикова О.С. // Сорокинские чтения : Социальные процессы в современной России: традиции и инновации : тезисы докладов III Всероссийской научной конференции, 4-5 декабря 2007 г.- М., МГУ им. М. В. Ломоносова; председатель ред. совета Добреньков В. И. -- М., 2007. Т. 4. 412 стр.

43. Полонская Л.Р. Мусульманские идейные течения и концепции// Наука и религия, 1983.- С. 16; Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. М., 1983.- С. 5. (Введение Полонской Л.Р.); Полонская Л.Р., Вафа A.X. Националистическая идеология и проблема традиций//Современный национализм и общественное развитие Зарубежного Востока. М., 1978.- С. 77-79; Полонская Л.Р. Современные мусульманские идейные течения// Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.- С. 43-46; Гордон-Полонская Л. Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана (критика "мусульманского национализма") /Историческая наука в СССР. Обзоры и рецензии. Автор: А. Д. Давыдов. М. Изд-во восточной литературы. 1963. 326 стр.

44. Послание Хасан аль-Банны 5 съезду «Ассоциации Братьев-мусульман» (1939г.). - Каир, 1981.

45. Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. М., 1978.

46. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. М., 1982.

47. Сюкиянен Л.Р. Концепция халифата и современные государственно-правовое развитие зарубежного Востока // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. - М., 1985.

48. Терроризм: теория и практика (специальные исследования по национальной и международной Terro) / Александр Yonah (Editor), Дэвид Carlton (Editor), Пол Уилкинсон (редактор). Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1979. XIII, 200 с.

49. Устинов В.В. Обвиняется терроризм. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002;

50. Фадеева И.Л. Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи (османизм-панисламизм) XIX - начало XX в. - М.,1985.

51. Хахин, А.В. Основные подходы к аналитическому обеспечению противодействия исламизму в России / А. В. Хахин // Национальная политика и культура в современных условиях : материалы Всероссийской научно-практической конференции 7 декабря 2006 г., Уфа/ Мин. культуры и национальной политики РБ, БАГСУ при Президенте РБ; под ред. Илишева И. Г. -- Уфа, 2006. -- Ч. 1 .-- С. 284-289. Библиогр.

52. Шахшаевка А.Г. Исламский фактор в политике иностранных государств и России (Северный Кавказ). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: ИВ РАН, 2005

53. Ярлыкапов А. А. Этноконфессиональная ситуация в ногайской степи // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 1998.

Источники глобальной сети Интернет:

1. Словарь специальных терминов из истории ислама. Источник: Ислам: Введение в изучение социальной истории XIX-XX вв. Код доступа: http://www.history.yar.ru/hreader/3/ ?in=termin

2. Хазам А. Брифинг «Терроризм-- кризис ислама?» Москва, Росбалт, 14.10.2004. Режим доступа: //http://www.rosbalt.ru/2004/10/14/181262.html и др.

3. Халидов Д. Международный терроризм - инструмент глобализации. Правда и мифы, или кое-что о ложных основаниях политики Режим доступа: http://www.ansar.ru/arhives/left04.07.28.html

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ