|
Политические партии и современные лидеры России
p align="left">Правительство Российской Федерации, настроенное решать лишь тактические задачи, также не видит необходимости развивать ме-стное самоуправление, ибо становление по-следнего потребует каких-то шагов в поддерж-ку, т. е. создания механизмов, в чем-то заме-няющих его собственные действия. Относи-тельно же стратегии развития страны прави-тельство само еще никак не может определить-ся, а не то, чтобы растолковать это обществу.Проблема политической активности населения. Общим местом является тезис, со-гласно которому демократические преобразо-вания в стране не могут быть реализованы без самой активной поддержки населения. В об-ществе все более растет понимание того, что выход, рывок, видимо, невозможны без значи-тельной активизации масс, пробуждения насе-ления от спячки, в которой оно пребывает. А ведь это означает совсем иную политику. Это означает прямое обращение власти к нации, объяснение народу, в каком положении страна, что к этому привело, предложение обсудить ситуацию, совместно найти оптимальные пути выхода. Только тогда возможно рассчитывать на активную поддержку людей. А иначе все попытки осуществления преобразования пре-вращаются в "насильственное осчастливливание народа", что мы уже проходили. Принадлежит ли власть народу, много ли народовластия в России? Едва ли не все принципы, права и свободы, составляющие неотъемлемые черты современ-ной демократии, признаны и зафиксированы Конституцией и другими правовыми актами Российской Федерации. Это и суверенитет на-рода, и признание человека высшей ценно-стью, верховенство закона, равенство всех граждан перед судом, плюрализм интересов и взглядов. Однако фактов этому мало. Кризисные ситуа-ции в различных сферах (экономической, по-литической, идеологической, судебно-правовой и т. п.) тому подтверждение. Государственная власть принадлежит государству, его органам. Ее реальные рычаги находятся в руках узкой группы людей, пре-имущественно из окружения главы государст-ва. Между кланами и должностными лицами, принадлежащими к той или иной группировке, ведется борьба. Властные полномочия исполь-зуются произвольно. Это влечет за собой от-чуждение общества от власти. Оно возникает вследствие одностороннего подчинения граж-дан правилам и предписаниям, регламенти-рующим их повседневную жизнь. Фактически власть не гарантирует индивидам неприкосно-венность их гражданских прав. Мы находимся в парадоксальной си-туации, когда, с одной стороны, существует сильное отчуждение народа от власти, а с дру-гой - массы людей возлагают надежды не на себя, а исключительно на государство. Причем не только больные, пенсионеры, но, к примеру, и те, кто добывают нефть, золото и алмазы. 1.3. Понятие государства и гражданского общества. 1.3.1. Происхождение и признаки государства. Происхождение: Государство появилось на исторической сцене 5--6 тыс. лет назад и с тех пор постоянно эволюционировало. Почему же раньше, причем очень долго, люди могли обходиться без раздутого госаппа-рата, полиции и армий? Причин тому много. Одна из них очевид-на -- небольшая плотность населения. В первобытное время неболь-шие группы людей по 40--60 человек разбредались по огромным тер-риториям в поисках провианта. Они встречались лишь тогда, когда надо было осуществить торговый обмен, кого-то женить на представителе другой группы или оттеснить со своей территории. За 10--15 тыс. лет численность людей выросла в тысячу раз, людям труднее стало жить в переполненном пространстве, и они придумали государство. Государство -- это организация суверенной по-литической власти, действующая на территории страны, использующая право и специальный ап-парат принуждения для обеспечения безопаснос-ти населения и прав граждан, для управления страной. Его признаки: 1) отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов - управленцев; 2) территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории; 3) суверенитет, т. е. верховная власть на определенной территории. В обществе много видов власти, но высшей должно обладать государство, решения которого обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание законов; 4) монополия на легальное применение силы или физическое принуждение, для чего у государства имеются специальные средства и органы -- армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура; 5) право на взимание налогов, которые идут на содержание многочисленной рати служащих и финансирование государственной политики: оборонной, экономической, социальной; 6) обязательность членства в государстве -- гражданство. В отличие от партии или профсоюза, где пребывание добровольное, гражданство человек получает с момента рождения; 7) представительство от имени общества в международных организациях и событиях. Государство выступает субъектом международных отношений. В международном праве выделяются три минимальных признака государства: * территория; * объединенный правовым союзом народ (граждане, гражданство); * суверенная власть, распространяющаяся на всю или большую часть территории страны. Государство считается существующим, если у него есть: * особая система органов и учреждений, выполняющих функ-ции государственной власти; * право, закрепляющее определенную систему норм, санкцио-нированных государством; * определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства. 1.3.2. Исторические формы и функции государства. Исторические формы государства: Существует много классификаций выделения исторических форм государства. Но самой лучшей признана типология Аристотеля. Он выделял три основные формы: монархию, аристократию, демократию и три извращённые, означающие упадок или искажение первых - тиранию (неограниченная монархия, превращающаяся в автократию), олигархию (неограниченная аристократия), охлократию (неограниченная демократия, анархия). Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни, определяют и влияют на общественную жизнь. При демократии народ суверенен, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти выступает именно он, народ. Демократия основана на признании народа в качестве источника власти. Главные принципы демократии - власть большинства, равноправие граждан, защищённость их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. При демократии правительство - это совокупность выбранных народом высших руководителей, которые для лучшего отправления государственных дел нанимают штат чиновников. Таким образом, народ не только выбирает, но и оплачивает руководство. Стало быть, демократия означает свободу не только в выборе политического режима, но и в определении размеров налога, который берётся с граждан. Через налоги граждане оплачивают услуги аппарата управления, поэтому только они вправе определять, справляется со своей задачей этот аппарат или нет. Три правильные (основные) формы правления - монархию, аристократию, демократию - можно объединить в одну и назвать её республикой. Под республикой понимается форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). В республике сочетаются элементы демократии, аристократии и монархии. В самом деле, страной правит один человек (монархическое начало), но его власть ограничивается законодательным органом, парламентом, представляющим собой группу лучших и благородных граждан, которых выбирает всё или большинство народа (демократия). В республиках источником власти выступает народное большинство, а высшие органы государства избираются гражданами. Классическим примером республиканского устройства государства является Древний Рим. Именно он послужил образцом для последующих форм правления подобного типа в Европе. Коротко охарактеризуем извращенные формы правления. Автократия - форма государственного устройства, при котором глава государства соединяет в себе законодательную и исполнительную власть, то есть полновластием. Олигархия - режим, при котором политическая власть принадлежит узкой группе лиц (богачей, военных и т. п.). Охлократия - в древнегреческих учениях о государстве - господство «толпы». Это вид демократии, при которой государственное управление основано не на законах, а исключительно на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влиянием демагогов. Функции государства: Основные функции современного государства принято разделять на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: А) защита сущёствующего способа производства, экономической и социальной систем; Б) подавление классовых противников (в об-ществах, разделенных на классы с противоположными интереса-ми); В) управление экономикой (в странах социализма) либо регули-рование хозяйственной деятельности (в капиталистических стра-нах); Г) охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; Д) регулирование социальных отношений; Е) культурно-воспитатель-ная, идеологическая деятельность и т. п. Внешние функции со-ставляют: - защита интересов данного государства в его взаимо-отношениях с другими государствами на международной арене; - обеспечение обороны страны либо военной и политической экс-пансии в отношении других государств; - развитие нормальных от-ношений с другими государствами; - развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования. 1.3.3. Гражданское общество: понятие, сущность и история развития. Понятие: Гражданское общество - это совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединённых специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т. д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства. В теоретических исследованиях гражданского общества его сущность интерпретируется по - разному. Одни авторы используют понятие «гражданское общество» в качестве характеристики определённого состояния социума. При такой трактовке гражданское общество идентифицируется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности. Другое толкование гражданского общества связано с представлением о нём как об определённой сфере социума - сфере внегосударственных отношений и институтов. Государство создаёт те или иные, благоприятные или неблагоприятные, условия для функционирования автономной частной сферы и таким образом влияет на её жизнь. История развития: Термин «гражданское общество» можно найти и у античных авторов, и в литературе европейского средневековья, и в трактатах Нового времени. Исходные категории в осмыслении гражданского общества заимствованы из обихода Древней Греции и Древнего Рима. Однако самого этого явления в античном мире не было, и быть не могло - «полития» по определению представляла собой нерасчленимо слитное существование общества и государства, гражданина и политика. В недрах средневекового общества уже вызревали субъекты будущего гражданского общества: монашеские ордены, ремесленные корпорации, купеческие гильдии и т. д. Первые гильдии появляются в Европе около 1100 г. Основными принципами, их скреплявшими, были солидарность, взаимопомощь, чувство профессиональной и групповой чести, общее понимание справедливости. В рамках западного ареала происходило уникальное взаимодействие, взаимоналожение нескольких исторических тенденций и культурных традиций античности и христианства (55, 52). В результате гражданское общество на Западе сложилось как «система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей». При применении понятия гражданского общества к неевропейским социумам распространены два подхода. В соответствии с первым процесс формирования гражданского общества в незападных странах целиком приписывается западному влиянию, рассматривается как часть процесса вестернизации. Согласно второму подходу, вообще не имеет смысла говорить о гражданском обществе вне западного мира, поскольку оно является уникальным продуктом западной цивилизации. Хотя на Западе и Востоке происходили сходные процессы, только имели они разную степень интенсивности и различающиеся формы. Семья, община, конфессиональные объединения, профессиональные группы, неформальные коллективы и т. п. существовали в традиционных обществах Востока точно так же, как в средневековой Европе. Они стремились защищать свои групповые или корпоративные интересы в принципе теми же способами, что и европейские города, гильдии или коммуны. Для периода европейского средневековья было характерно сравнительно «мягкое» государство, что объяснялось кризисом римской имперской традиции и римского универсалистского наследия. Попытки создать «второй Рим» (Карл Великий, Гогенцоллерны) не увенчались успехом. Отсюда - специфика европейского феодализма, определённая фрагментарность европейских обществ, борьба пап с императорами, возможность автономии городов и т. п. Неевропейские общества не отличались столь широким плюрализмом. Государство играло в них гораздо более значительную роль, стесняя самодеятельность общества. Империи на Востоке в позднем средневековье и новом времени существовали не только в «идее», но и в реальности. Тем не менее, процессы, параллельные вызреванию гражданского общества в Европе, в незападных регионах всё же происходили - Япония, Китай, Индия (55, 56). По характеру доминирующей роли государства Россия ближе к восточному типу обществ, но в России эта роль в силу ряда исторических, природно-географических и геополитических причин была выражена ещё рельефнее, чем в других странах (55, 57 -59). 1.3.4. Взаимодействие государства и гражданского общества. Существуют две основные дистинкции о взаимодействии государства и гражданского общества. Ш Гражданское общество как сфера, отличная от государства. Это разграничение сопровождается различными оценками. Скажем, у Гегеля гражданское общество находится где - то «посередине между семьёй и государством». Государство представляет собой более высокую ступень, нежели институты гражданского общества. Примерно такой же подход у И. Бентама, Ж. Сисмонди, Л. фон Штейна. Ш Но существует и другая тенденция - возвышение гражданского общества над государством (Т. Спенс, Т. Ходжскин, Т. Пейн). Она особенно ярко выражена у Томаса Пейна, для которого государство есть просто необходимое зло, и чем меньше будет сфера его воздействия, тем лучше. В умеренной форме эта позиция характерна также для А. Токвиля и Дж. С. Милля. Но в реальной жизни государство и гражданское общество как были, так и остаются достаточно тесно связанными. Гражданское общество достигает расцвета только в условиях демократии, а последняя формируется, развивается и сохраняется лишь на прочной основе гражданского общества. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для установления демократических форм государства. И наоборот, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти. Также гражданское общество осуществляет действенный контроль над государством, но и государство умеряет частные или корпоративные интересы гражданского общества. Гражданское общество предполагает сбалансированный взаимоконтроль, взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений, чтобы деятельность государственных органов всегда была в поле зрения негосударственных, а последние, в свою очередь, сообразовали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства. 1.3.5. Государство и гражданское общество в России. Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу. Как раз эти положения и закреплены в конституции Российской Федерации во второй и третьей статьях. Основополагающими принципами правового государства являются: § верховенство правового закона, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменён, отменён или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они ни были. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закреплёнными конституцией правового государства. § Реальность прав и свобод граждан. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причём предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения. § Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником её осуществления. Государство путём издания законов берёт на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международном сообществом. Не менее важна и ответственность перед обществом и государством. § Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип имеет целью исключить монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения. § Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов. К ним относятся суд, прокурорский надзор, арбитраж. Важно подчеркнуть, что правовое государство не только провозглашает права и свободы, но и создаёт разветвлённый механизм социально - правовой защищённости человека. В целом механизм обеспечения прав и свобод человека - это система взаимосвязанных форм и средств (нормативных, конституциональных и процессуальных), обеспечивающих надлежащую защиту и реализацию определённых прав и соответствующих обязанностей. Сущность правового государства заключается в обеспечении всеобщего блага и блага отдельного человека. Это обусловливает общие принципы устройства и деятельности такого государства: открытость государственной власти, её демократизм и либерализм, приверженность гражданскому миру и социальному согласию, социальной справедливости и солидаризму, предоставление всем равных возможностей, широкая социальная защита населения. Для создания крепкого правового государства Россия должна преодолеть тяжелое наследие тоталитарной системы. В России гражданское общество лишь начинает формироваться, моральная деградация людей, неизбежная в посттоталитарном обществе, порождает глухоту по отношению к обездоленным и не способствует решению острых социальных проблем. Разрушение тоталитарного общества и переход к рыночным отношениям привели не только к развалу старых экономических структур, но и потере привычных духовных ориентиров - справедливости, равенства, нравственности. Всё это привело к тому, что в настоящее время у нас отсутствует представление о контурах общества, которое мы хотим создать. В частности, нет ясности относительно позиции государства по отношению к гражданину в условиях перехода к рынку. Серьёзные ошибки, допущенные в процессе реформирования российского общества, привели к снижению экономического потенциала страны, к крайней поляризации общества, ухудшению жизненных условий большинства населения. И хотя по конституции Россия является правовым государством - это только программная установка, для осуществления которой потребуется длительная и напряжённая работа. Гражданское общество ещё до конца не сформировалось в России. Многие его элементы предстоит создавать во многом заново. Можно выделить наиболее принципиальные направления становления гражданского общества в современной России: v Формирование и развитие новых экономических отношений, включающих плюрализм форм собственности и рынок, а также обусловленной ими открытой социальной структуры общества; v Появление адекватной этой структуре системы реальных интересов, объединяющих индивидов, социальные группы и слои в единую общность; v Возникновение разнообразных форм трудовых ассоциаций, социальных и культурных объединений, общественно - политических движений, составляющих главные институты гражданского общества; v Обновление взаимоотношений между социальными группами и общностями (национальными, профессиональными, региональными, половозрастными и др.); v Создание экономических, социальных и духовных предпосылок для творческой самореализации личности; v Формирование и развёртывание механизмов социальной саморегуляции и самоуправления на всех уровнях общественного организма. В отличие от стран Запада современное российское государство имеет дело не со структурированным обществом, а, с одной стороны, с быстро формирующимися элитарными группами, с другой - с аморфным, атомизированным обществом, в котором преобладают индивидуальные потребительские интересы. Сегодня в России гражданское общество не развито, многие его элементы вытеснены или «заблокированы», хотя за годы реформирования произошли существенные изменения в направлении его формирования. Современное российское общество является квазигражданским, его структуры и институты обладают многими формальными признаками образований гражданского общества. В стране насчитывается до 50 тыс. добровольных объединений - потребительских ассоциаций, профессиональных союзов, экологических групп, политических клубов и т. п. Однако многие из них, пережив на рубеже 80 - 90 - х гг. короткий период бурного подъёма, в последние годы бюрократизировались, ослабели, утратили активность. Рядовой россиянин недооценивает групповую самоорганизацию, а наиболее распространённым социальным типом стал индивид, замкнутый в своих устремлениях на себя и свою семью. В преодолении такого состояния, обусловленного процессом трансформации, и состоит специфика современного этапа развития. 1.4. Демократия как форма общественной власти. 1.4.1. Понятие демократии. Исторические формы демократии. Понятие: Слово «демократия» происходит от двух греческих слов: «демос» - «народ» и «кратос» - сила, правление. Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни, определяют и влияют на общественную жизнь. Говорят ещё о том, что при демократии народ суверенен, т. е. независим от властей в выборе своего способа жизнедеятельности. Суверенитет также означает, что законным источником власти выступает именно народ. Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (например, партийная демократия, производственная демократия). Лоренс Питер даёт такое определение демократии: « Демократия - это процесс, в ходе которого люди свободно выбирают козла отпущения». А Генри Луис Менкен считает, что «Демократия - это теория, согласно которой простые люди знают, чего хотят, и должны получить это без всякого снисхождения». Исторические формы демократии: Несомненно, первым историческим типом демократии является первобытная. Она возникла раньше всего и сохранилась до сих пор в небольших племенах, заброшенных где-то далеко в джунглях Амазонки или в труднодоступных районах Новой Гвинеи. Их описание и анализ донесли до нас антропологи. Чаще всего их именуют потестарными системами власти и вождествами. Вторым историческим типом демократии являлась античная, прежде всего древнегреческая. Если первобытная являлась демократией для всех, то античная -- для избранных. Политические выгоды она сулила лишь так называемым свободным гражданам. Третьим историческим типом демократии является американская -- самая развитая из всех когда-либо существовавших. Её недостатки, которые, в частности, обнаружились на президентских выборах 2001 г., чуть не приведшие к политическому кризису, свидетельствуют о том, что это постоянно развивающаяся, быстро меняющаяся, а значит, живая политическая система. Она тиражирована во многих странах мира, прежде всего в англосаксонском мире. Хотя западноевропейские или азиатские варианты демократии в чем-то отличаются от американского оригинала, именовать их самостоятельным историческим типом нельзя на том основании, что сходства между ними больше, чем различий. Четвертым историческим типом демократии надо считать российскую. Она отличается от всех предыдущих большим вкраплением авторитарных элементов, централизацией власти и некоторыми другими важными чертами. Ее называют несовершенной, нецивилизованной, варварской демократией. Но все это оценочные критерии, которые никак не могут прояснить существа дела. А суть дела заключается в том, что мы имеем дело именно с демократией, но только особым, четвертым типом. Специалист в области сравнительной политологии Д. Каган, сравнивая исторические типы демократии, анализируя характер демократии в человеческой истории, утверждает, что Афины и Соединенные Штаты являются единственными демократиями, которые просуществовали более двухсот лет каждая (18,226 - 227). Хотя греки и придумали термин «демократия» и разработали основы теории демократии, но реальная демократия появилась только в XX в., т. е. спустя 2500 лет после них. Демократия неустойчива, т. к. очень чувствительна к любым экономическим невзгодам. Стоит ухудшиться материальному положению простого народа, как он тут же ищет сильного лидера, который сулит золотые горы. Расплатой за иллюзии становится тирания. 1.4.2. Современные формы демократии: либеральная, плюралистическая, коллективистская демократия. Либеральная демократия - система демократии, основанная на многопартийной системе в сочетании с рыночной системой в сфере экономического производства. Идейно-политический либерализм предшествовал либеральной демократии. Его основоположники Дж. Локк и Ш. Л. Монтескье сформулировали такие основополагающие принципы политического либерализма, как приоритет индивидуальной свободы, базирующийся на принципах естественного права, отделение государства от гражданского общества, разделение властей. На основе этих принципов идеи демократии (как народовластия) наполнялись либеральным содержанием. Стержневыми идеями в теориях либерализма являются политическое равенство и представительное правление. Идея о прирожденных, неотчуждаемых правах человека на жизнь, свободу и частную собственность выступает центральной в либеральных концепциях. Частная собственность рассматривается как основа индивидуальной свободы, а свобода - как необходимое условие самореализации личности. Отсюда вытекает апология демократического индивидуализма и трактовка общества, как совокупности равноценных и независимых личностей. Так возникает идея государства как «ночного сторожа», основная функция которого сводится к защите частной собственности, свободы и неприкосновенности личности. Либеральная демократия обладает следующими свойствами: (1) Реальная власть принадлежит -- как фактически, так и в соответствии с конституционной теорией -- выборным чиновникам и назначаемым ими лицам. (2) Исполнительная власть ограничена конституционно, а ее подотчетность обеспечивается другими правительственными институтами (независимой судебной властью, парламентом, омбудсменами, генеральными аудиторами). (3) В либеральной демократии не только не предопределены заранее результаты выборов, не только при проведении последних велика доля оппозиционного голосования и существует реальная возможность периодического чередования партий власти, но и ни одной придерживающейся конституционных принципов группе не отказано в праве создавать свою партию и принимать участие в избирательном процессе (даже если «заградительные барьеры» и другие электоральные правила не позволяют малым партиям добиваться представительства в парламенте). (4) Культурным, этническим, конфессиональным и другим меньшинствам, равно как и традиционно дискриминируемым группам большинства не запрещено (законом или на практике) выражать собственные интересы в политическом процессе и использовать свои язык и культуру. (5) Помимо партий и периодических выборов, имеется множество других постоянных каналов выражения и представительства интересов и ценностей граждан. Такими каналами являются, в частности, разнообразные автономные ассоциации, движения и группы, которые граждане свободны создавать и к которым вправе присоединяться. (6) В дополнение к свободе ассоциации и плюрализму, существуют альтернативные источники информации, в том числе независимые средства массовой информации, к которым граждане имеют неограниченный (политически) доступ. (7) Индивиды обладают основными свободами, включая свободу убеждений, мнений, обсуждения, слова, публикации, собраний, демонстраций и подачи петиций. (8) Все граждане политически равны (хотя они неизбежно различаются по объему находящихся в их распоряжении политических ресурсов), а упомянутые выше личные и групповые свободы эффективно защищены независимой, внепартийной судебной властью, чьи решения признаются и проводятся в жизнь другими центрами власти. (9) Власть закона ограждает граждан от произвольного ареста, изгнания, террора, пыток и неоправданного вмешательства в их личную жизнь со стороны не только государства, но и организованных антигосударственных сил. Теория плюралистической демократии - это буржуазно-реформистская концепция, согласно которой политическая власть в современном буржуазном государстве превратилась в «коллективную власть» множества организаций, объединений (ассоциаций предпринимателей, церкви, профессиональных союзов, политических партий, фермерских объединений и т. д.). В результате этого происходит якобы утверждение всеобщей «плюральной» демократии, как разновидности и конкретизации «чистой демократии». В целом эта теория характеризуется эклектизмом, является попыткой критики монистической концепции государства и политической власти, принятой историческим материализмом. Общей посылкой в концепциях плюралистической демократии выступает положение о том, что государство является демократическим лишь при наличии множества организаций либо автономных групп, участвующих в осуществлении власти. Возникновение идей политического плюрализма было связано с усложнением социальной структуры зрелого капиталистического общества, формированием многопартийных систем в промышленно развитых странах. Начало плюралистическим воззрениям на политику положили идеологи реформистского социализма. Многообразие социальных объединений рассматривалось ими как средство, призванное выражать и защищать интересы непривилегированных слоев общества, и, прежде всего рабочих, которые в условиях парламентской демократии лишены возможности реально воздействовать на политику высших органов государства, и добиваются защиты своих интересов с помощью альтернативных (негосударственных) организаций - профсоюзов, гильдий, потребительских кооперативов. Плюралистические концепции демократии в вопросе о главном представителе народовластия занимают как бы промежуточное положение между индивидуалистскими (личность) и коллективистскими (народ) теориями демократии. Эта группа теорий исходит из того, что ни личность, ни народ не являются главными движущими силами политики в демократическом государстве. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности индивидов. С помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. Что же касается народа, то и он не может выступать главным субъектом политики, поскольку представляет собой сложное, внутренне противоречивое образование, состоящее из разнообразных, конкурирующих в борьбе за власть групп. Назначение демократии состоит в предоставлении всем гражданам возможности открыто выражать свои интересы, находить с помощью взаимных компромиссов их баланс, равновесие, в предотвращении с помощью создания многочисленных независимых центров политического влияния, социальных противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами и даже политическим большинством. Наиболее видными представителями плюралистической демократии (теории групп) являются следующие ученые: А.Бентли, Г.Уоллес, Дж. Мэдисон, Г.Ласки и др. Общие черты теории плюралистической демократии следующие: 1) признание заинтересованной группы центральным элементом демократической политической системы, гарантирующим реализацию интересов, прав и свобод личности. Сама личность при этом оттесняется на второй план, хотя и не отрицается ее статус как первичного субъекта власти; 2) рассмотрение соперничества и баланса групповых интересов как социальной основы демократической власти, ее динамики; 3) развитие идеи сдержек и противовесов, ее распространение с институциональной сферы (либерализм) на социальные отношения; 4) узаконение разумного эгоизма, личного и группового интереса как генератора политики; 5) значительное расширение сферы деятельности государства, рассмотрение его как арбитра, сохраняющего равновесие соперничающих интересов и обеспечивающего саморегулирование всего общества; 6) утверждение о диффузии, распыление власти и правящей элиты в современном демократическом государстве; 7) трактовка множественных, плюралистических элит как главного проводника влияния масс на политику; 8) забота о формировании демократической культуры, которая рассматривается как условие цивилизованного характера борьбы интересов и относительно безболезненное разрешение функциональных конфликтов; 9) поддержка государством социально ущемленных групп и индивидов с целью повышения их жизненных шансов и укрепления социальной справедливости. С плюралистическими концепциями демократии вполне совместимы теория и практика социального правового государства. Плюралистические концепции демократии сохраняют почти все ценности либеральной демократии, но дают им специфическую интерпретацию и обогащают целым рядом новых идей. Результатом плюралистического видения демократии является ее трактовка как формы правления, обеспечивающей баланс сил между конфликтующими экономическими, профессиональными, этническими, религиозными, демографическими, региональными и другими группами, как усредненного равновесия влияний, исключающего монополию одной из групп на принятие решений и действие власти в интересах лишь какого-нибудь слоя. Однако концепции плюралистической демократии имеют и недостатки. Среди них нужно выделить следующие: ь идеализация действительности, преувеличение роли групповой идентификации населения, участия граждан в групповых интересах; ь игнорирование или недостаточный учет влияния многочисленных социальных групп на власть (бизнеса, ВПК, профсоюзов); ь трактовку государства как нейтрального арбитра; ь углубление противоречия между равенством и свободой. Теория коллективистской демократии. В своей исторически первой, античной, форме демократия явно тяготела к коллективистской модели. Она основана на общей заинтересованности свободных граждан в сохранении рабовладения, которое было преимущественно совместным, общинным, а также целого ряда социальных привилегий. Для античной демократии были характерны фактическое отождествление народа с большинством населения, а также неограниченная власть большинства над меньшинством и беззащитность личности по отношению к государству. Убедительные примеры - присуждение к смерти величайшего мыслителя того времени Сократа, изгнание философа Анаксагора. Эта демократия тяготела к вырождению в охлократию - власть толпы, черни, а затем - в деспотию. Примером коллективистской демократии являлась демократия города-государства Афины в V веке до новой эры. Коллективистские взгляды на демократию присутствовали и в более поздние по сравнению с античностью времена. Они достаточно ярко выражены в коммунистических утопиях Т. Мора, Э. Кабе и других коммунистов-утопистов. Однако детальную теоретическую разработку и концептуальное выражение они получили у Ж. Ж. Руссо, которого называют создателем теории тоталитарной демократии. Теория демократии Ж. Ж. Руссо исходит из принадлежности всей власти народу. Образование народа означает полное отчуждение каждого из членов ассоциации со всеми его правами в пользу всей общины. С этого момента личность утрачивает свои права. Они становятся ей не нужны, т.к. целое государство, подобно любому другому живому организму, заботится о своих членах, а граждане, в свою очередь, обязаны думать о благе целого - государства. Именно народ обладает общей волей, неделимым и неотчуждаемым суверенитетом, который понимается как осуществление всеобщей воли. Идеи Ж. Ж. Руссо (принцип народного суверенитета, прямого голосования и др.) нашли свое выражение в конституции Франции 1789 г. В то же время они послужили и оправданием якобинского террора. Не случайно Робеспьер назвал Ж. Ж. Руссо провозвестником революции. Тоталитарная направленность теории демократии Ж. Ж. Руссо получила дальнейшее развитие и практическое завершение в ленинской теории демократии, а также в различных моделях социалистической демократии. 1.4.3. Предпосылки демократии. Выделяют экономические, социальные, политические и внешнеполитические предпосылки демократии. Экономические предпосылки демокра-тии предполагают высокий уровень развития экономики в целом. К социальным предпосыл-кам демократии относится относительно высо-кий уровень благосостояния граждан, который способствует сглаживанию социального нера-венства, так как поляризация общества на бо-гатых и бедных порождает неразрешимые политические конфликты, несовместимые с де-мократией. Важнейшей предпосылкой демо-кратии является грамотность населения, его высокий образовательный уровень.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|