Рефераты
 

Политические партии и современные лидеры России

p align="left">Экономические и социальные предпо-сылки только тогда результативны, когда их связывает соответствующая политическая культура. Демократии более всего соответст-вует гражданская культура, основанная на ак-тивном политическом участии и общественном плюрализме и высоко ценящая права человека, его свободу и ответственность, способность к самоограничению и компромиссам.

Безусловно, что для становления и раз-вития демократии важны в первую очередь внутренние предпосылки. Однако в современ-ном мире растущее влияние оказывают и внешнеполитические факторы: политический, экономический, информационный, не исклю-чен и военный.

1.4.4. Общие модели демократизации.

Модель конкурентной элитистской демократии. Основа-телями данной модели демократии можно считать Макса Вебера и Йозефа Шумпетера. Конечно, на формирование модели конкурент-ной элитистской демократии оказали влияние и другие исследова-тели (Джон Дьюи, Гаэтано Моска, Вильфредо Парето, Моисей Острогорский), но именно к концепциям плебисцитарной демокра-тии, легитимности и государства Вебера и конкурентной демокра-тии Шумпетера наиболее часто обращались и обращаются иссле-дователи демократии.

Говоря о плебисцитарной демократии, Вебер в своей работе «Политика как призвание и профессия» подчеркивал ее отличия от парламентарной демократии: «Такому идиллическому состоянию господства кругов уважаемых людей и, прежде всего, парламента-риев, противостоят ныне сильно от него отличающиеся самые со-временные формы партийной организации. Это детища демократии, избирательного права для масс, необходимости массовой вер-бовки сторонников и массовой организации, развития полнейшего единства руководства и строжайшей дисциплины. Господству уважаемых людей и управлению посредством парламентариев прихо-дит конец. Предприятие берут в свои руки политики «по основной профессии», находящиеся вне парламентов. Либо это «предприниматели»-- например, американский босс и английский «election agent» были, по существу, предпринимателями, -- либо чиновник с постоянным окладом. Формально имеет место широкая демократизация... Вождем становится лишь тот, в том числе и через голову парламента, кому подчиняется эта машина. Иными словами, созда-ние таких машин означает наступление плебисцитарной демо-кратии».

Шумпетер дал классическую формулировку демократии как кон-куренции между двумя или более группами элит за власть на более или менее регулярных и открытых выборах. Она стала одной из ос-новных при выборе переменных в сравнительном исследовании де-мократических систем.

Шумпетер проводил различие между классической доктриной демократии, основанной на общем благе и воле народа, при которой избиратель наделен властью принимать политические решения, и теорией демократии, где решение проблем избирателями является вторичным по отношению к избранию тех, кто будет принимать ре-шения. Классическая доктрина демократии, считал он, находится в кризисе, и с ней нельзя сегодня согласиться. На первый план выхо-дит концепция демократии, при которой роль народа состоит в со-здании правительства или посреднического органа, который в свою очередь формирует исполнительный национальный орган или пра-вительство. Вот как Шумпетер определял новую концепцию демо-кратии: «Демократический метод -- это такое институциональное устройство для принятия политических решений, в котором инди-виды приобретают власть принимать решения путем конкурентной борьбы за голоса избирателей».

Обосновывая данную концепцию, он видел ее преимущества в том, что она касается легко проверяемых эмпирически вещей -- наличия или отсутствия демократической процедуры. Классичес-кая теория демократии, не содержала такого критерия, так как воле и благу народа могли служить и недемократические режимы и пра-вительства. Например, при парламентарной демократии (типа анг-лийской) критерий демократии выполняется, а «конституционная» монархия не является демократической, поскольку электорат и пар-ламент обладают всеми правами, которые у них есть при парламентской демократии, но с одним решающим исключением: у них нет власти назначать правительство.

Далее, новая теория уделяет значительное внимание такому фе-номену, как лидерство. Классическая теория, считал Шумпетер, этого не делает. Именно понятие лидерства позволяет объяснить, как и откуда возникает общая воля, как она подменяется или фаль-сифицируется. В этом смысле лидерство является доминирующим механизмом почти любого коллективного действия, а новая концеп-ция демократии -- более реалистичной, чем классическая. Новая концепция не отрицает существования воли группы, но рассматри-вает ее как скрытую до определенного времени, пока какой-ни-будь политический лидер не вызовет ее к жизни и не превратит ее в фактор политической жизни. «Взаимодействия между групповы-ми интересами и общественным мнением и способом, которым они создают то, что, мы называем политической ситуацией, под таким углом зрения видны в новом, более ясном свете», -- пишет Шум-петер.

Как важное качество новой концепции следует отметить также включение проблемы политической конкуренции в виде борьбы за лидерство. Демократия в этой связи использует всегда некий при-знанный метод ведения конкурентной борьбы, а система выбо-ров -- практически единственно возможный способ борьбы за ли-дерство для общества любого размера.

Новая концепция демократии анализирует отношение между де-мократией и индивидуальной свободой. Важно отметить, что Шумпетер не считал демократию режимом, гарантирующим боль-ший по сравнению с другими режимами объем индивидуальной сво-боды, но утверждал, что если каждый волен бороться за политичес-кое лидерство, выставляя свою кандидатуру перед избирателями, то в большинстве случаев, хотя и не всегда, это означает значительную долю свободы дискуссий для всех.

Существенной характеристикой демократического метода явля-ется не только функция избирателя формировать правительство (прямо или через посреднический орган), но и функция роспуска правительства. При этом контроль над правительством со сторо-ны избирателя ограничен именно этой функцией: возможностью от-казаться переизбирать правительство или парламентское боль-шинство, его поддерживающее.

Наконец, в противовес классической концепции демократии с акцентом на воле народа, новая концепция делает акцент на воле большинства. «Принцип демократии в таком случае, -- писал Шумпетер, -- означает просто, что бразды правления должны быть переданы тем, кто имеет поддержку большую, чем другие кон-курирующие индивиды или группы».

Эмпиричность и реалистичность новой концепции демократии обеспечила ей в дальнейшем широкую поддержку исследователей, которые использовали ее при создании гипотез, индексов и индика-торов демократии.

Обобщенная характеристика конкурентной элитистской кон-цепции демократии была дана Д. Хелдом в его книге «Модели де-мократии». Хелд специально выделяет эту модель демократии, объ-единяя центральные элементы концепций Вебера и Шумпетера. Данная модель демократии выражает особенности политической системы индустриального общества с фрагментированной структу-рой социального и политического конфликта, недостаточной ин-формированностью электората, толерантностью политической культуры и развитой стратой технически натренированных экспер-тов и менеджеров. Ключевыми признаками данной модели высту-пают:

o парламентарное управление с сильной исполнительной влас-тью,

o конкуренция между жизнеспособными политическими элита-ми и партиями,

o преобладание парламента над партийной политикой (хотя это и противоречит веберовской концепции «плебисцитарной демократии»),

o главенство политического лидерства,

o наличие бюро-кратии -- независимой и хорошо натренированной администрации,

o конституционные и практические ограничения на сферу принятия политических решений…

Модель демократии Липсета-Лернера. Основанием для дан-ной модели послужили исследования различных социально-эконо-мических условий демократии, проведенные во второй половине 50-х гг. Д. Лернером и С. Липсетом. Эту модель демократии иногда определяют как «политико-модернизационную теорию».

Демократия в этой модели выступает, прежде всего, результа-том развития ряда социальных и экономических условий (урбаниза-ции, индустриализации, образования, коммуникаций), которые приводят к формированию определенной дифференциации общест-ва и активности различных групп интересов и представляющих их элит в сфере борьбы за государственную власть. Если Лернер делал акцент на деятельности различных элитных групп, на наличии развитых средств массовой коммуникации, то Липсет -- на конкурен-ции элит, поддержке населением существующих правил политичес-кой игры (легитимация) и эффективности действия демократий как условия стабильности и поддержки режима.

Собственно концептуализация демократии в данной модели от-ражает следующие ее основные характеристики: политика - куль-турные (система верований в демократические нормы поведения и в эффективность режимов), политико-структурные (наличие властвующих и оппозиционных элитных групп, отношения конку-ренции между ними), политико-институциональные (избира-тельная система, нормы смены политических элит), политико-партисипаторские (участие население в выборах).

Так, Липсет определяет демократию (в сложном обществе) как политическую систему, которая имеет постоянные конституцион-ные возможности для замены правящих лиц. Ученый выделяет не-обходимые условия, которые не только определяют демократич-ность политической системы, но и ее стабильность или нестабиль-ность:

1) система верований, легитимизирующих демократическую систему и отдельные ее институты, которые принимаются в качест-ве своих всеми;

2) некоторый набор политических лидеров, осу-ществляющих управление; 3) одна или больше групп лидеров вне правительства, которые действуют как легитимная оппозиция, пы-таясь завоевать правительственные посты.

В этом смысле политическая система демократии считается ста-бильной, если в ней существует ценностная система верований, по-зволяющих мирно осуществлять «игру» власти: правящая группа признает права оппозиции, оппозиционная группа подчиняется ре-шениям правящей; если результатом политической игры выступает смена группировок, осуществляющих управление государством; если есть условия для эффективной оппозиции и для народного вли-яния на политику, и при этом власть чиновников не является мак-симальной.

Модель «полиархической демократии» Роберта Даля. Эта модель следует общей направленности либеральной демократичес-кой теории, но в ней более подробно анализируется набор условий, определяющих действительную, а не формальную демократию.

Термин «полиархия» первоначально был предложен Далем и Линдбломом в их книге «Политика, экономика и благосостояние» (1953), но наиболее полно представлен в работе Даля «Полиархия: Участие и оппозиция» (1971). Что касается термина «полиархическая демократия», то он разработан Далем в работе «Введение в теорию демократии» (1956).

Для более строгой концептуализации Даль избирает два основ-ных измерения политических систем: степень оппозиционности или конкурентности политических элит в системе и уровень политичес-кого участия населения в выборе элит. Публичная конкуренция по-литических элит и включенность населения в политический процесс делают понятие полиархии близким к понятию демократии. Но полиархия у Даля не тождественна демократии.

Во-первых, если демократия является идеальным типом полити-ческих систем, то полиархия характеризует реальный тип, т.е. пред-ставляет собой отражение некоторого уровня реализации идеаль-ного типа.

Во-вторых, полиархия является подобно демократии качествен-ным признаком политических систем и вместе с тем (в отличие от демократии) их измерением, т.е. можно говорить о степени полиархичности системы: полная полиархия или гегемония.

В-третьих, поскольку полиархия не совпадает с демократией (т.е. идеалом), то ее характеристика как демократического режима ограничивается лишь наиболее общими институциональными тре-бованиями демократии (или гарантиями, по Далю).

В-четвертых, полиархия как термин применяется для характе-ристики всей национальной системы, а не отдельных ее уровней.

Полиархическая политическая система должна характеризо-ваться высокой степенью управленческой отзывчивости к полити-ческим предпочтениям граждан, которые являются равноправны-ми. Для того чтобы система характеризовалась высоким и достаточ-но устойчивым уровнем отзывчивости, в ней должны быть обеспе-чены следующие неотъемлемые права граждан:

1) формулировать свои предпочтения,

2) передавать свои предпочтения согражданам и правительству посредством индивидуальных или коллективных действий,

3) влиять своими предпочтениями на выработку управ-ленческих решений.

Гарантиями действенности процедуры форму-лирования, передачи и влияния предпочтений выступают:

свобода формировать организации и объединяться в них;

свобода выражения предпочтений;

право голоса;

относительно неограниченное право на работу в государствен-ных органах;

право политических лидеров соревноваться за поддержку и го-лоса избирателей;

альтернативные источники информации;

свободные и справедливые выборы;

институты выработки государственной политики, которые зави-сят от избирателей и других форм выражения предпочтений.

Первые пять гарантий обеспечивают функцию формулирования предпочтений, семь -- относятся к передаче предпочтений и ком-муникации, а все восемь обеспечивают весомость предпочтений для выработки государственных решений.

В книге «Введение в теорию демократии» Даль подробно анали-зирует условия принятия политических решений, необходимые для обеспечения демократического выражения предпочтений. При этом он ведет поиск механизма демократии, обеспечивающего га-рантии того, что высказанные на выборах предпочтения действи-тельно являются реальными и соблюдается демократическое ра-венство избирателей. Именно этот механизм и является полиархической процедурой выражения предпочтений.

Следует заметить, что речь идет не о нормативной теории демо-кратии, а о теории, построенной на основе анализа национальных государств и социальных организаций, относимых политологами к демократическим. На основании характеристики, присутствующей уже в популистской модели демократии (народный суверенитет и политическое равенство) Даль формулирует правило, гласящее, что из существующих вариантов политических курсов выбирают тот, которому отдано предпочтение большинства членов общества. Полиархическая процедура принятия решения, основанная на дан-ном правиле, регламентируется следующими условиями:

1) каждый член данной организации совершает действие, кото-рое расценивается как выражение предпочтения по отношению к имеющимся альтернативам, т.е. голосует;

2) при подведении итогов волеизъявления (подсчете голосов) сделанный каждым выбор имеет одинаковый вес;

3) победившим объявляется вариант, получивший наибольшее число голосов;

4) каждый участник голосования, имеющий перед собой некий набор вариантов, из которых, по крайней мере, один он считает предпочтительным по сравнению с любым другим из имеющихся на данный момент, может включать предпочитаемый им вариант (ва-рианты) в число выносимых на голосование;

5) каждый участник голосования располагает идентичной ин-формацией об имеющихся вариантах;

6) варианты (лидеры или политические курсы), получившие большее количество голосов, заменяют любые варианты (лидеров или политические курсы), получившие меньшее количество голо-сов;

7) распоряжения выборных официальных лиц выполняются;

8.1) либо все принимаемые в период между выборами решения исходили бы из решений, принятых на стадии выборов (т.е. выбо-рам придается определенная контролирующая функция);

8.2) либо новые решения, принятые в период между выборами, определялись бы предшествующими семью условиями, которые действовали бы в значительной степени в иной институциональной среде;

8.3) либо соблюдалось бы и то, и другое.

Данные условия определяют выбор решения перед выборами, в процессе выборов и в период между выборами. К тому же, логика условий строится таким образом, чтобы последующие условия вы-полняли функцию коррекции недостаточности ограничивающих признаков предыдущих условий. В приложении к данному разделу работы Даль дает разъяснения относительно измерения предло-женных условий и возможную классификацию полиархий.

В дальнейшем Даль конкретизирует необходимый процедурный минимум уже для таких качеств полиархических систем, как оппо-зиционность и плюралистичность.

Экономическая модель демократии Энтони Даунса. Данная модель демократии сформировалась в политической науке и актив-но используется сегодня в сравнительной политологии. Она яви-лась результатом экспансии экономического метода (теория раци-онального выбора) на различные отрасли социального исследова-ния в 50-е гг.

Э. Даунс вошел в историю политической науки и сравнительной политологии в качестве пионера использования теории рационального выбора при концептуализации демократии. Его книга «Эконо-мическая теория демократии», опубликованная в конце 50-х гг., до сих пор является одной из самых популярных. Политологи стали ак-тивно использовать переменные его теоретической модели: электо-ральное поведение, партийное поведение, максимизация результа-та политического действия, обмен в политике, информация о выгод-ности действия, распределение общественного мнения в системе и др. В своей модели демократии он акцентировал внимание на деятельности правительства (или победившей партии) в связи с элек-торальным поведением и общественным мнением.

Цель, которую Даунс поставил перед собой, состояла в том, чтобы «дать правило поведения в демократической системе управ-ления и обнаружить его смысл». Пытаясь сконструировать модель рационального политического поведения, учитывающего цену или выгодность тех или иных альтернативных возможностей, Даунс и строит свою экономическую теорию демократии.

Прежде всего, отметим, что экономическая модель демократии базируется на идее рациональности политического поведения: каж-дое действующее лицо (избиратель, партийный функционер, член правительства и даже организация в целом) стремится максимизи-ровать результат своей деятельности в экономическом смысле, т.е. получить больший результат при меньших затратах. Рациональное поведение является предсказуемым, включает упорядочение имею-щихся предпочтений и их взвешивание в процессе политического обмена. При таком подходе политика рассматривается в виде рынка, где происходит конкурентная борьба и взаимный обмен с целью получения наиболее выгодного результата. Две основные по-сылки экономической теории демократии в этой связи являются важными: 1) «каждое правительство пытается максимизировать политическую поддержку», 2) «каждый гражданин пытается раци-онально максимизировать полезность результата своего действия».

Эти посылки определяют понимание особенностей демократи-ческой системы, в которой и те, кто правит, и те, кем правят, дей-ствуют, руководствуясь не идеалами, а реальными собственными интересами. Попытки любого правительства (соответственно, любой политической силы в виде партии) максимизировать под-держку преследуют прагматическую цель: сохранить свое господство или завоевать господствующие позиции. Идеологии, социаль-ное благосостояние, предпочтения населения не являются непосредственными и основными мотивами поведения. Хотя эти факто-ры и включены в процесс поведения, но косвенным образом. Если партии и правительства считают идеологию или программу важнее электорального успеха, они действуют не столько рационально, сколько иррационально. Аксиома собственной заинтересованности предполагает, что этические проблемы в политике выступают «просто как фактуальные параметры, а не нормативные».

Это относится к поведению избирателя на выборах. Он руковод-ствуется ожиданиями, что избранные им политики удовлетворят его интересы лучше, чем другие, т.е. правительство будет эффектив-ным. По мнению Даунса, полезность, которой руководствуется гражданин, не является эгоистической в узком смысле слова. В этом отношении гражданин может действовать альтруистически, задача состоит лишь в том, чтобы понять, в чем индивидуальная вы-года альтруистического поведения. Даунс пишет: «... Самоограни-чивающаяся благотворительность является часто великим источником собственной выгоды. Таким образом, наша модель допускает альтруизм, несмотря на базисную установку личной заинтересован-ности». Необходимо также сказать, что так или иначе избиратель ориентируется на то, как будут голосовать другие.

Рациональный выбор осуществляется на основе информирован-ности действующего лица относительно стратегий и предпочтений других людей. В этой связи Даунс говорит о двух возможных моде-лях политического поведения: основанной на определенной и пол-ной информации и основанной на неточной, неполной информации. Правительство руководствуется в своей деятельности информа-цией относительно стратегии оппозиции, ожидаемого поведения избирателей (соотношение решения и пользы его для избирателей), числа поддерживающих голосов. Избиратель ориентируется на ин-формацию о возможной индивидуальной полезности и о стратегии других избирателей. Модель поведения меняется в зависимости от ясности и полноты информации.

Итак, демократический процесс управления предполагает:

1) периодические выборы;

2) соперничество между двумя или более партиями (электоральными коалициями);

3) борьбу партий за голоса избирателей;

4) что победившая на выборах партия управляет правительством без посредства парламента до следующих выборов;

5) невмешательство в право оппозиции выражать себя и организовывать кампании и запрет на изменение периодичности выборов.

Работа Даунса оказала большое влияние на развитие сравни-тельной политологии. Исследователи находят в ней противоречия, но никто не отрицет ее пионерский характер, связанный с примене-нием теории рационального выбора в политической науке.

Демократическая модель «прав человека». Начиная с 70-х гг. так называемые электоральные модели демократии подвер-гаются все большей критике за электоральный редукционизм, за акцент на институциональных условиях демократии, за минимализм в отношении идеи прав человека. Возникает значительный интерес к правам человека как основной переменной сравнительного изуче-ния демократий и в целом политических систем. Вначале речь идет о необходимости привлечения внимания к теме и выборе демокра-тических концептов, отражающих место прав человека в современ-ных демократиях. Постепенно формируется самостоятельная от-расль сравнительной политологии с базовой концепцией демокра-тии, основанной на идее прав человека. Наиболее полно эта кон-цептуальная установка выражена у Л. Дайамонда в его работах «Политическая культура и демократия в развивающихся странах» (1993) и «Экономическое развитие и пересмотр демократической теории»(1992).

Дайамонд настаивает на том, что недоучет прав человека не только обедняет концепцию демократии, но и позволяет неточно интерпретировать результаты сравнительного анализа политичес-ких систем, когда фактически в ряде случаев следует говорить (если использовать критерий прав человека) о псевдодемократиях, а не о настоящих демократических политиях.

Модель либеральной демократии, основанная на правах челове-ка, обогащает демократическую мысль и практику. Во-первых, в дополнение к регулярной, свободной и честной электоральной кон-куренции и всеобщему избирательному праву данная модель требу-ет предусмотреть отсутствие у военных и иных социальных и поли-тических сил, которые прямо не ответственны перед электоратом, права изменять политический режим и заменять конституционную власть. Во-вторых, помимо «вертикальной» ответственности пра-вителей перед управляемыми должна быть «горизонтальную» от-ветственность держателей власти друг перед другом; ограничителя-ми исполнительной власти здесь служат конституционализм, прав-ление закона и процесс обсуждения решений. В-третьих, либераль-ная модель требует обеспечения политического и гражданского плюрализма, равно как индивидуальных и групповых свобод.

Согласно демократической модели «прав человека»:

-- реальная власть принадлежит -- фактически и по конститу-ции -- избранным должностным лицам и лицам, ими назначенным, а не неответственным силам внутри страны (т.е. военным) или за-рубежным силам;

-- исполнительная власть конституционно ограничена и ответ-ственна перед другими государственными институтами (такими, как независимый суд, парламент, институт уполномоченного по правам человека -- омбудсмен, главный ревизор);

-- результаты выборов не предопределены, значительная оппо-зиция со временем может сформировать правительство, любая группа, приверженная конституционным принципам, имеет право создать партию и конкурировать на выборах (даже если электо-ральный порог и правила не допускают маленькие партии к пред-ставительству в парламенте);

-- культурные, этнические, религиозные и иные меньшинства, равно как и традиционно находящееся в невыгодном положении большинство, не ограничены (легально или практически) в выра-жении своих интересов в политическом процессе и в использовании своего языка и культуры;

-- граждане имеют множество постоянных каналов и средств выражения и представления своих интересов и ценностей, включая разнообразные автономные ассоциации, движения и группы, кото-рые они могут создавать;

-- граждане имеют свободный доступ к альтернативным источ-никам информации, в том числе и независимым средствам массовой информации;

-- индивиды обладают основными свободами: веры, мнения, дискуссии, речи, публикаций, собраний, демонстраций и петиций;

-- граждане политически равны перед законом (даже если они очевидно не равны по политическим ресурсам), индивидуальные и групповые свободы эффективно защищены независимой и справед-ливой судебной системой, чьи решения поддерживаются и уважа-ются другими центрами власти;

-- правление закона защищает граждан от несправедливых ареста, ссылки, террора, пыток и чрезмерного вмешательства в их личную жизнь не только со стороны государства, но и организован-ной негосударственной силы.

Представленная модель демократии широко используется ис-следователями для анализа уровня развития прав человека, свобо-ды и демократии.

Следует заметить, что концепция прав человека сегодня приоб-рела универсальное значение. Ее связь с рационализированной ли-беральной культурой Запада хотя и признается, но не ограничива-ется только этой культурой. Демократия как «глобальный проект» включает и понимание прав человека, сформулированное в иных культурных средах, в частности мусульманской и буддистской.

Так, буддистское и индуистское понимание прав человека говорит о следующем: 1) человеческие права не являются только индивиду-альными человеческими правами. Индивид является абстракцией, который не может быть основным субъектом прав. Индивид являет-ся узлом структуры отношений, которые формируют Реальное. Именно положение в этой структуре и определяет права, которые имеет индивид; 2) человеческие права не являются только челове-ческими. Они равно касаются всего космического образа универса, из которого даже боги не исключаются. Все чувствующие существа и предположительно неодушевленные создания также вовлечены во взаимодействие, касающееся человеческих прав; 3) человеческие права являются не только правами. Они также являются обязаннос-тями; права и обязанности взаимозависимы. Человечество имеет право продолжать существовать только потому, что оно выполняет долг сохранения мира; 4) человеческие права связаны не только со всем космосом и всеми соответствующими обязанностями; они со-здают внутри себя гармоническое целое; 5) человеческие права не являются абсолютными. Им присуща относительность.

Всеобщая исламская декларация прав, сформулированная груп-пой исламских ученых в 1981 г., включает следующие права: на

жизнь, на свободу, на равенство и запрещение дискриминации, на справедливость, на честный суд, на защиту против злоупотреблений власти, на защиту против пыток.

Институциональная модель «интегративной демокра-тии». Отмеченный ранее интерес к роли институтов в политичес-ком процессе выразился не только в переосмыслении места инсти-туционального фактора, но и самого понятия института. Несмотря на то, что зачастую институциональный подход к исследованию де-мократии базируется на прежних легалистских или структурно-функциональных моделях, а также на теории рационального выбо-ра, в политической науке и в административных исследованиях ряд ученых подчеркивают значение такой институциональной модели демократии, которая близка к коммунитарным, а не к либеральным ее интерпретациям. Коммунитарная модель представлена в так на-зываемом социально-историческом институционализме. Институциональ-ная модель «интегративной демократии» опирается на идею разли-чия между агрегативным и интегративным политическими про-цессами.

В традиции теории агрегации, как пишут Д. Марч и Й. Олсен, «народ» определяется как собрание индивидов, называемых граж-данами; в традиции теории интеграции «народ» определяется как группа, имеющая свою историю и будущее.

В агрегативном процессе воля народа раскрывается через поли-тические кампании и «торговую сделку» между рациональными гражданами, каждый из которых преследует собственный интерес. «Сделка» совершается в рамках управленческих правил при прав-лении большинства. В интегративном процессе воля народа рас-крывается посредством дискуссии между рациональными гражда-нами и правителями. Цель дискуссии -- поиск общего блага в кон-тексте разделяемых социальных ценностей.

Агрегативные теории в целом предполагают порядок, основан-ный на рациональности и обмене. Интегративные теории в целом предполагают порядок, основанный на истории, долге и разуме.

«Интегративная демократия» включает две основные концепту-альные части: концепцию прав и идею дискуссии в поисках об-щего блага.

Концепция прав здесь отличается от инструментального понима-ния прав человека, когда права являются лишь рационально при-нятыми дополнительными условиями заключения выгодной поли-тической сделки. Сами права здесь теряют свою ценность и рас-сматриваются как инструмент для достижения чего-то другого: они не выступают условием оценки политических институтов. При «ин-тегративной демократии» права человека являются самоценностью и служат оценке политических институтов. Они являются ключевы-ми элементами системы социально-политических верований и убеждений, выражением человеческого единства, общего достоин-ства и гуманизма.

Марч и Олсен подчеркивают, что права человека в «интегратив-ной демократии»: во-первых, безусловно, гарантированы,- во-вто-рых, неотчуждаемы, т.е. однажды установленные, они не могут быть ликвидированы; в-третьих, не пересматриваются законом, т.е. яв-ляются частью фундаментального права.

Идея института как воплощения и инструмента сообщества, или демократического порядка как конституционной системы, является важным аспектом институциональной мысли. Если политические институты укрепляют общие ценности сообще-ства, они должны быть приняты. В этом отношении важными во-просами являются компетентность участников политического про-цесса и их интегрированность в сообщество. Компетентность вклю-чает не только знания, но и мудрость, обусловленную глубоким по-ниманием нужд и возможностей сообщества. Интегрированность означает, что граждане и гражданские служащие действуют в соот-ветствии с общим благом, которое не может быть подорвано лич-ными амбициями и устремлениями. Деятельность институтов в «интегрированной демократии» связана с гражданским образова-нием и организацией гражданского участия.

Все названные и проанализированные модели демократии со-ставляют основание для концептуализации ее характеристик при эмпирическом сравнении политических систем.

Несмотря на все многообразие моделей демократии, можно вы-делить общие характерные черты, присущие этому режиму.

1) Существование в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей их выражения и реализации.

2) Гарантированный доступ групп к политическим институтам.

3) Всеобщее избирательное право, позволяющее гражданам принимать участие в формировании представительных институтов.

4) Контроль представительных институтов за деятельностью правительства.

5) Согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.

6) Разрешение возникающих конфликтов мирным путем.

7) Признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства.

Демократия возникает и сохраняется при наличии определенных условий. Во-первых, это высокий уровень экономического разви-тия. В исследованиях, проведенных С. Липсетом, В. Джэкмэном, Д. Куртом и др., убедительно доказано, что стабильный экономичес-кий рост в конечном итоге приводит к демократии. Согласно статис-тическим данным, среди 24 стран с высоким уровнем доходов лишь 3 -- недемократические. Среди среднеразвитых стран насчитывает-ся 23 демократии, 25 диктатур и 5 стран находятся в состоянии пере-хода к демократии. Из 42 стран с низким экономическим уровнем раз-вития и низким уровнем доходов лишь 2 могут быть названы демо-кратическими. Во-вторых, это наличие толерантности в обществе, уважение прав политического меньшинства. В-третьих, это согла-сие общества относительно таких базовых ценностей как права че-ловека, право собственности, уважение чести и достоинства личнос-ти и т.п. В-четвертых, это ориентации значительной части населе-ния на политическое участие (прежде всего в форме выборов) или, говоря другими словами, доминирование активистской культуры.

1.5. Политические партии и общественно - политические движения.

1.5.1. Политические партии: их происхождение, сущность и функции.

Происхождение: Политическая партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы определённой части народа и ставящая своей целью их реализацию путём завоевания государственной власти или участия в её осуществлении. Политические группы, именовавшиеся партиями, были известны ещё в Древней Греции со времён Аристотеля. Тогда они представляли собой группы в поддержку какого - либо политического деятеля (клиентелы). Политические партии в их современном понимании возникли в XIX в. Наиболее ярко партийное влияние и противостояние выразились в это время в Англии и США. Позднее, к началу XX в., политические партии стали всё больше отражать и отстаивать интересы уже не столько отдельных индивидов, сколько определённых слоёв населения, классов и других социальных групп.

Сущность: Политические партии служат выразителями интересов, потребностей и целей определённых социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни. В основании деятельности партий могут лежать различные групповые потребности, предъявляемые к высшим государственным институтам. Тем самым через партии население заявляет о своих групповых требованиях.

Функции: Политические партии выполняют ряд функций:

1. Осуществляют связь между обществом и государством. Выясняя интересы тех или иных групп, партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решение государственных органов (функция представительства).

2. Определяют цели, разрабатывают идеологию, программы, стремятся определить стратегию развития общества и убедить граждан в её правильности.

3. Осуществляют отбор и формирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы (профессиональных политиков, партийных экспертов, аналитиков и т. д.)

4. Главная функция - борьба за политическую власть и связанное с нею формирование правящей элиты и состава правительства.

1.5.2. Партийные системы и факторы, влияющие на их становление.

Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть u её осуществление. Проводя классификацию партийных систем, следует учитывать три основных показателя:

1) число партий;

2) наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции;

3) уровень соревновательности между партиями.

В политологии достаточно распространена схема, согласно которой существуют однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.

Для характеристики партийной системы в СССР до 1990 г. применялся термин «однопартийная система». Хотя многие политологи считают, что в тех странах, где действует только одна партия, партийная система отсутствует как таковая. Однопартийная система характерна лишь для тоталитарных и авторитарных режимов. При однопартийности происходит закрепление (фактическое или юридическое) правящего статуса за одной из разрешенных политических партий. Такого рода система существует в настоящее время в странах Африки (Заир, Того, Габон). Предназначение одной единственной легальной партии заключается в демонстрации «всенародной» поддержки существующему режиму.

В политической науке выделяются:

1) однопартийные системы в строгом смысле этого слова, при которых исключается даже номинальное существование других партий; на деле такие партии являются частью государственного аппарата;

2) фактически однопартийные системы («искусственная многопартийность»), замаскированные под многопартийность; в них осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль государственной партии; деятельность партий - сателлитов, интегрированных, как правило, в такие организации, как национальный и народный фронты, жестко регламентируется. Подобная система существовала во многих странах Восточной Европы до 1989--1990 гг. Деятельность партий здесь регламентировалась лояльностью к режиму и государственной партии. Указанная пар-тийная система существует в настоящее время в Китае, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще несколько партий (Революционный комитет Гоминьдана, Крестьянско-демократическая партия и др.), входящих в единый «народно-демокра-тический фронт», демонстрируя некое «политическое единство».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ