Рефераты
 

Билеты по теории государства и права 100

поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и

территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории

посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на

основе приоритета общефедерального законодательства. Акты общефедеральных

органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты

субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных

границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в

пределах административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает

распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы

территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных

внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается

использование иностранного законодательства.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации

при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган,

управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять

правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится

оспариваемое имущество.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с

территориальными пределами функционирования актов. Существует общее

правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех

лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на

граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства).

Однако из этого правила есть исключения:

во-первых, действующее уголовное законодательство Российской Федерации

распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и

на ее граждан за границей;

во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и

назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех

индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории

юрисдикции правотворческого органа (Конституция или УК РФ). Другие

нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться

лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим,

лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, и т.д.);

в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в

отношении иностранцев и лиц без гражданства:

— им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные

обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы,

обязанность службы в Вооруженных Силах России и т.д.);

— представители иностранных государств (главы государств и

правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные

граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета

(экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной

ответственности за правонарушения, совершенные на территории РФ, решается

дипломатическим путем.

Несмотря на эти изъятия, в России признается и гарантируется

Конституцией весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно

общепризнанным принципам и нормам международного права.

77. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

В ходе общественного развития государство активно осуществляет

правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных

нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование

законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в

результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим

органом, но и систематизации. Систематизация законодательства — это

целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую

систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей

обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о

системе права, ее отраслях и подотраслях.

Целями систематизации являются: создание стройной системы законов,

обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования

нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права,

разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление

законодательства.

Юридической науке известны два основных вида систематизации:

инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие

нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки

и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм

(правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации

является издание различных сборников или собраний, которые формируются по

тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам

издания нормативных актов (т.е. по хронологическому принципу).

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К

официальной можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации. В

его первом разделе публикуются нормативные акты Президента и Правительства

за определенный период, во втором — их индивидуальные правовые акты. К

неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по

отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и

т.д. На подобного рода неофициальные инкорпоративные материалы нельзя

ссылаться в ходе рассмотрения юридических дел в суде, арбитраже и других

правоприменительных органах.

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их

систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде

законов, кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация — это

систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как

в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих

юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия

и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие

нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне

согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому

числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт,

изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом

регулировании.

Кодификация - законодательства может быть всеобщей (когда переработке

подвергается все законодательство государства), отраслевой (если

перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или

специальной (охватывающей нормы -какого-либо правового института).

78. Правовые отношения: понятие и признаки.

Право регулирует общественные отношения, в результате чего они

приобретают правовую форму, т. е. становятся правовыми отношениями.

Правовое отношение — это возникающая на основе норм права общественная

связь, участники которой имеют субъективные права и юридические

обязанности, обеспеченные государством. Это центральное звено механизма

правового регулирования, главный канал реализации права. Как разновидности

общественных отношений правоотношению присущи следующие признаки.

1. Стороны правоотношения всегда обладают субъективными правами и

несут обязанности. Содержание правоотношения формируется в результате

волеизъявления его участников, действия юридических норм, а также в

соответствии с решениями правоприменительных органов.

Правоотношение представляет собой двустороннюю связь. Это значит, что

в любом правоотношении участвуют две стороны: управомоченная и обязанная.

Например, по договору займа (ст. 807 ГК РФ) управомоченной стороной

является заимодавец, обязанной — заемщик.

2. Правовое отношение суть такое общественное отношение, в котором

осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены

возможностью государственного принуждения. В большинстве случаев

осуществление субъективного права и исполнение обязанности имеют место без

применения мер государственного принуждения. Если же в этом возникает

необходимость, то заинтересованная сторона обращается в компетентный

государственный орган, который, рассмотрев юридическое дело, выносит

властное решение (акт применения права), где точно определяются

субъективные права и обязанности сторон.

3. Правоотношение выступает в виде конкретной общественной связи,

причем степень конкретизации может быть различной.

Минимально конкретизируются правоотношения, которые возникают

непосредственно из закона. В подобных случаях все адресаты юридической

нормы имеют общие (одинаковые) права и свободы и несут равные обязанности

независимо от каких-либо условий. Типичный пример — конституционные права и

свободы.

79. Структура правовых отношений.

Правоотношение обладает сложной по составу элементов структурой. В нее

входят субъект, объект и содержание правоотношения.

Содержание правоотношения имеет двойственный характер. Различают

юридическое и фактическое содержание.

Юридическое содержание правоотношения — это возможность определенных

действий управомоченного, необходимость определенных действий или

необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое

— сами действия, в которых реализуются права и обязанности.

Содержание правоотношения (повторим) — это субъективные юридические

права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность

образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем

правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических

связей. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-

продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая — право

покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю;

вторая — право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя

заплатить за него согласованную в договоре сумму.

Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между

отдельными лицами (субъектами права), и абсолютные — между субъектом права

и обществом (всяким и каждым).

Субъективное право — это предусмотренная для управомоченного лица в

целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная

юридическими обязанностями других лиц.

Каковы же признаки данного права?

1. Субъективное право есть мера возможного поведения.

2. Содержание анализируемого права устанавливается нормами права и

юридическими фактами.

3. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой

стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий,

нарушающих субъективное право другой стороны, в других — данное право

обеспечивается исполнением обязанности, т.е. активными действиями

обязанного лица.

4. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для

удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для

осуществления субъективного права теряется.

5. Данное право состоит не только в возможности, но и в юридическом

или фактическом поведении управомоченного лица.

Субъективное право — сложное явление, включающее в себя ряд

правомочий: а) право на собственные фактические действия, направленные на

использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи

вправе использовать ее по прямому назначению); б) право на юридические

действия, на принятие юридических решений (собственник вещи может ее

заложить, подарить, продать, завещать и т.д.); в) право требоватъ от другой

стороны исполнения обязанности, т.е. право на чужие действия (заимодавец

имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей); г) право

притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат

принуждения против обязанного лица, т.е. право на принудительное исполнение

обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено

восстановление рабочего или служащего на работе).

Юридическая обязанность есть предписанная обязанному лицу и

обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого

поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

Юридическая обязанность имеет следующие признаки.

1. Это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно

должно быть.

2. Она устанавливается на основе юридических фактов и требований

правовых норм.

3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны —

отдельного лица или общества (государства) в целом.

4. Обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и

реальное фактическое поведение обязанного лица.

5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением

обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридическое

обязанности является правонарушением и влечет меры государственного

принуждения.

Юридическая обязанность имеет три основные формы:

воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); совершение

конкретных действий (активное поведение); претерпевание ограничений в

правах личного, имущественного или организационного характера (мер

юридической ответственности).

Субъектами права являются индивиды или организации, которые на

основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т. е.

носителями субъективных прав и обязанностей.

Правосубъектностъ есть предусмотренная нормами права способность

(возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой

сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов —

правоспособности и дееспособности.

Правоспособность — это предусмотренная нормами права способность

(возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность — предусмотренная нормами права способность и

юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и

обязанности, осуществлять и исполнять их. Разновидностями дееспособности

являются сделкоспособность, т.е. способность (возможность) лично, своими

действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность —

предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность

за совершенное правонарушение.

Субъектами права могут быть индивиды (граждане Российской Федерации,

иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством),

организации и социальные общности.

Объект правоотношения — это то реальное благо, на использование или

охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом

управомоченной стороны и является благом, находящимся в его распоряжении и

охраняемым государством. Объектами могут быть разнообразные предметы,

представляющие ценность для субъекта права. Например, по жилищному

законодательству для нанимателя объект — жилое помещение, необходимое ему

для проживания. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь

имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им

единолично или совместно с другими лицами. В силу ст. 36 Конституции

граждане, их объединения могут иметь в собственности землю.

Объектами правоотношений выступают предметы духовного творчества

(например, объект авторского права — созданное автором произведение),

различные нематериальные блага (право на личную и семейную тайну, тайну

переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и

т.д.).

Одно и то же благо может быть объектом разнообразных правоотношений.

Так, вещь может быть объектом права собственности, правоотношений купли-

продажи, залога, наследования, страхования и т.д.

80. Юридические факты: понятие и виды. Юридический состав.

Юридические факты — это определенные жизненные обстоятельства

(условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение,

прекращение или изменение правоотношений.

Придание правового характера тем или иным обстоятельствам целиком

зависит от воли законодателя, официальной власти, а не от самих участников

жизненного процесса, хотя без них эти обстоятельства могли бы и не

наступить. Не право порождает подобные факты, они возникают и существуют

помимо него, но право придает им статус юридических в целях их регуляции и

упорядочения общественной и государственной жизни.

Это — реакция правовой нормы на конкретную ситуацию, предусмотренную в

ее гипотезе. Юридические факты служат непосредственными поводами,

основаниями для появления и функционирования правоотношений.

Юридические факты многочисленны и разнообразны, поэтому они довольно

подробно классифицируются наукой по различным основаниям в целях выявления

их особенностей и более глубокого познания.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.

События — это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от

воли и сознания людей. Например, стихийные бедствия — пожары (но не

поджоги), наводнения, землетрясения, в результате которых гибнут люди,

причиняется вред их имуществу, а стало быть, возникают соответствующие

правоотношения связанные с возмещением ущерба, наследованием, страховым

вознаграждением и т.д. Сами по себе указанные явления ничего юридического в

себе не содержат и автоматически никаких обязательств не порождают, но

служат поводами, причинами для этого.

Действия — это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку

совершаются ими. Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные

(поступление на работу или в вуз, выход на пенсию, регистрация брака) и

неправомерные (все виды правонарушений).

Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния

(нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, в розыске, в должности

и т.д.). По характеру последствий различают правообразующие,

правопрекращающие и правоизменяющие факты (например, поступление в вуз

порождает правоотношение между студентом и учебным заведением, окончание

вуза — прекращает, а перевод на другую форму обучения в том же вузе —

видоизменяет данное правоотношение).

К числу правомерных действий, вызывающих соответствующие

правоотношения, относятся многочисленные акты-документы различных

государственных органов и должностных лиц (судебные приговоры и решения,

управленческие постановления, распоряжения и приказы, гражданские сделки,

договоры, завещания, соглашения и т.д.). В литературе указывается на

юридические факты-поступки длящегося характера, например создание

художественного произведения, которое, в конечном счете, приводит к

возникновению авторского правоотношения.

Особую роль в динамике правоотношений играют так называемые

юридические составы или сложные, комплексные факты, когда для возникновения

определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий

(совокупность фактов).

Так, для того чтобы возникло пенсионное правоотношение, необходимо: а)

достижение лицом соответствующего возраста;

б) наличие трудового стажа; в) представление положенных документов; г)

принятие компетентным органом решения о назначении пенсии. Для

правоотношения типа «студент — вуз» требуются следующие условия: а)

аттестат об окончании средней школы;

б) сдача вступительных экзаменов; в) проходной балл по конкурсу; г)

приказ ректора о зачислении на первый курс соответствующего учебного

заведения.

В целом юридические факты играют весьма важную и активную роль в общей

правовой системе, являясь своего рода ее «нервными окончаниями»

(рецепторами), сцепляющими нормы права с реальными общественными

отношениями. С помощью хорошо продуманной шкалы (набора) юридических

фактов, т.е. путем придания юридического значения тем или иным жизненным

обстоятельствам, можно существенным образом влиять на динамику развития

социальных процессов, направлять их в нужное русло.

81. Реализация права: понятие и формы.

Право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно

реализуется. Если же право не претворяется в жизнь, оно неизбежно

омертвляется. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают

определить содержание права субъекта и тем самым способствуют его

реализации.

Реализация права — это осуществление юридически закрепленных и

гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в

деятельности людей и их организаций.

Реализация права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем

участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но

и государство в лице различных органов: правотворческих,

правоисполнительных, правоприменительных. Реализация права как процесс

воплощения права в жизнь включает в себя, во-первых, юридические механизмы

реализации права и, во-вторых, формы непосредственной реализации права,

когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму.

Юридические механизмы реализации права многообразны, их содержание

определяется особенностями правовой системы той или иной страны.

Частью механизма реализации права выступают механизмы защиты

субъективного права, т.е. механизмы юридической ответственности. В процессе

защиты право восстанавливается, и вновь появляется возможность его

реализации. Юридическая ответственность в известной мере обеспечивает

охрану субъективных прав от незаконных посягательств и тем самым создает

необходимые условия для их реализации.

Непосредственная реализация, т.е. осуществление права в фактическом

поведении, происходит в трех формах.

Форма первая — соблюдение запретов. Здесь реализуются запрещающие и

охранительные нормы. Для соблюдения запретов необходимо воздержание от

запрещенных действий, т.е. пассивное поведение. Так, ч. 3 ст. 8

Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных

судах в Российской Федерации" установлено: "Ни одно лицо не может быть

представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей

квалификационной коллегии судей". Для соблюдения зафиксированного в данной

норме запрета требуется пассивное поведение: воздержание от представления к

"назначению на должность судьи, если нет согласия соответствующей

квалификационной коллегии судей.

Форма вторая — исполнение обязанностей. Это реализация обязывающих

норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное

поведение: уплатить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по

трудовому договору и т.п. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 385 ГК РФ

"кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему

документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие

значение для осуществления требования".

Форма третья — использование субъективного права. В такой форме

реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены

субъективные права. Так, в ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: "Собственнику

принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом".

Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение.

Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего

права. Субъективное право может быть осуществлено путем собственных

фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по

прямому назначению), посредством совершения юридических действий (передача

вещи в залог, дарение, продажа и т.д.), через предъявление требования к

обязанному лицу (требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания,

т.е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного

права (если должник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с

просьбой о взыскании долга в принудительном порядке.

82. Применение права как особая форма реализации права.

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия

государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без

принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках

которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают

установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях

возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация

права оказывается невозможной.

Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее

запрограммировано участие государства. Это, прежде всего, нормы, в

соответствии с которыми осуществляется государственное распределение

имущественных благ. Например, реализация права на пенсию включает в

качестве необходимого элемента постановление комиссии органа социального

обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину. Выделение жилья из

муниципального или государственного жилого фонда требует индивидуального

властного решения соответствующего государственного органа или органа

местного самоуправления. В том же порядке, т.е. путем принятия

индивидуальных властных решений, гражданам и организациям выделяются

земельные участки, находящиеся в собственности государства.

Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными

лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер

власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве

необходимого элемента властные решения, т.е. акты применения права

(например, указ Президента России о снятии с должности министра).

В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве.

Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и

обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный

государственный орган (так, хозяйственные споры между организациями

рассматривают арбитражные суды).

В-четвертых, применение права необходимо для определения меры

юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для

применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.

Таким образом, применение права — это властная деятельность

компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения

по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых

норм.

Применение права имеет следующие признаки:

1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными

функциями государственной власти;

2) имеет индивидуальный характер;

3) направлено на установление конкретных правовых последствий —

субъективных прав, обязанностей, ответственности;

4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;

5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.

83. Стадии правоприменительного процесса.

Применение норм права — сложный процесс, включающий несколько стадий.

Первая стадия — установление фактических обстоятельств юридического дела,

вторая — выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья —

принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление.

Первые две стадии являются подготовительными, третья — заключительной,

основной. На третьей стадии принимается властное решение — акт применения

права.

1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается

применение права, очень широк. При совершении преступления — это лицо,

совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие

вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие

обстоятельства: при возникновении гражданско-правового спора —

обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для

ее исполнения, взаимные претензии сторон и т.д. Фактические обстоятельства,

как правило, относятся к прошлому, и поэтому правоприменитель не может

наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами —

материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в

документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах

осмотра места происшествия и т.д.). Эти документы составляют основное

содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую

фактическую ситуацию.

2. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т.е. их

юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту

норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую

фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических

обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных

гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними.

Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на

первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на

эти факты.

Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению

круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те,

которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой

ситуации — когда начинают "подгонять" факты под гипотезу избранной нормы. В

юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит

к изменению юридической квалификации.

3. Содержание решения по юридическому делу определяется главным

образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении

решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции)

применяемой нормы.

Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке

собранных доказательств и установлении в окончательной юридической

квалификации и в определении для сторон или виновного юридических

последствий — прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

Во-вторых, решение по делу представляет собой документ — акт

применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности

по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические

последствия для конкретных лиц.

Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового

регулирования. Ранее уже отмечалось, что юридические нормы и возникающие на

их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены

возможностью государственного принуждения, однако, последняя, реализуется

именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти

решения могут быть исполнены в принудительном порядке.

Возможность принудительного исполнения актов применения права

обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования

обоснованности и законности.

84. Толкование: понятие, виды, способы.

Реализация права, т.е. претворение правовых предписаний в жизнь, в

поведение людей, невозможно без уяснения содержания юридических норм,

выяснения воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли

в юридической науке и практике определяется понятием "толкование права".

Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность по

установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и

совершенствования.

Толкование — не обычный мыслительный процесс, не просто акт познания,

а деятельность (интеллектуально-волевая, организационная), процесс,

протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента:

уяснение и разъяснение.

Уяснение — процесс понимания, осознания содержания норм "для себя".

Разъяснение же — объяснение, доведение усвоенного содержания для других.

Более глубокий анализ позволяет характеризовать толкование права как

специфическую деятельность, как особое социальное явление, как своеобразный

фактор правовой культуры, момент существования и развития права,

необходимое условие правового регулирования.

Под толкованием, подразумевается и искусство постижения значения

знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями

через их внешнее выражение (жесты, позы, тексты, речь).

В отличие от иных видов толкования толкование права —особая

деятельность, чья специфика обусловлена рядом факторов: во-первых, эта

деятельность связана с интерпретацией не любых письменных источников, а

правовых актов, т.е. объектом его является право — специфическая

реальность, обладающая особыми признаками, свойствами, принципами

функционирования; во-вторых, толкование в праве, имея целью реализацию

правовых предписаний, выступает и необходимым условием правового

регулирования; в-третьих, в установленных законом случаях эта деятельность

осуществляется компетентными государственными органами; в-четвертых,

результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение,

закрепляются в специальных правовых (интерпретационных) актах.

Деятельность государственных органов, общественных организаций и

отдельных лиц по разъяснению норм права — вторая сторона процесса

толкования. В зависимости от юридических последствий, к которым приводит

разъяснение, различают: официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами —

государственными органами, должностными лицами, общественными

организациями, оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное

значение для других субъектов. Такое толкование является юридически

значимым, вызывает правовые последствия. Оно ориентирует правоприменителей

на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.

Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального

статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые

нормы. Такими субъектами могут быть общественные организации, научные

учреждения, ученые, практические работники. Они осуществляют разъяснение

норм права в форме рекомендаций и советов. Этот вид разъяснения не имеет

юридически обязательного значения и лишен властной юридической силы.

Официальное толкование различают двух видов — нормативное (общее) и

казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно

только разъясняет смысл уже действующих.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ