Рефераты
 

Билеты по теории государства и права 100

правопорядка в разных исторических условиях определяются прежде всего

нормативной и субъектной сторонами этого содержания: во-первых, степенью

регламентации отдельных сторон социальной жизни, конкретным содержанием

законодательства, отражением в нем интересов различных классов и социальных

групп и т.п., а во-вторых, составом субъектов, обязанных соблюдать правовые

нормы и имеющих право требовать такого соблюдения от других, т.е. кругом

управомоченных и обязанных субъектов законности.

В любом обществе в число лиц, обязанных строго соблюдать закон, входят

все представители порабощенных классов и, как правило, значительная часть

господствующего класса, причем соответствующее требование последовательно

поддерживается принудительной силой государства. Тем самым подавляющее

большинство населения в условиях всех общественно-экономических формаций и

всех политических режимов вынуждено действовать в соответствии с

существующим законодательством. Вместе с тем в конкретных исторических

условиях, при различных политических режимах какая-то часть господствующего

класса и верхушка государственного аппарата, обладая правом требовать от

других соблюдения норм права (чего часто лишены народные массы), сами могут

не придерживаться требований законности, нарушать правовые предписания.

Здесь возможны различные варианты, которые зависят от политического режима,

формы правления, уровня культуры населения, особенно политической и

правовой, состояния правового регулирования и пр. Но это не влияет на

конечные выводы о том, что законность и правопорядок существуют при любом

политическом режиме и что их конкретное содержание социально обусловлено и

проявляется в нормативной, предметной и субъектной сторонах законности. Все

это объективно обусловливает то обстоятельство, что формальные законность и

правопорядок в определенных условиях могут превратиться в свою

противоположность, став «возведенным в закон беззаконием».

Так, многие негативные явления в нашем обществе были не только

результатом нарушения законов.

Существовало немало нормативных актов, которые не соответствовали

интересам общества. Их «строгое соблюдение» на деле означало «строгое

нарушение», т.е. приводило к отрицательным последствиям для народа, для

интересов социального развития. Поэтому совершенствование законодательства

предполагает создание надежных механизмов выявления и отражения в законах

воли народа, интересов прогрессивного развития общества.

96. Правовое государство в истории политико-правовой мысли.

Правовое государство - это такая форма организации и

деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с

индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою

деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах

развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства

связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной

жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий,

Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и

государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное

функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее

разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при

которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно,

ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой

государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,-

нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о

государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем

правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и

Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних

прогрессивных учений о правовом государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических

отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают

новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных

дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации

государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица

или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,

обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили

прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей

теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и

настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы.

Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом

и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как

правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача

государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции право-

вой государственности значительный вклад внесли прогрессивные

мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового

государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н.

Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и

субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены

требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из

реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в

руках партийно- государственного аппарата, отрыв этой власти от народа

привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации

общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к

установлению тоталитарной государственности.

Советская государственность в период тоталитаризма не

воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально

противоположной классовой концепции государства.

97. Правовое государство: понятие и признаки. Современная концепция

правового государства.

Правовое государство - это суверенное государство, которое

концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих

страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность

власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений,

основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан.

Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права,

ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет

силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его

суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного

человека, если его поведение угрожает другим людям.

В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового

государства (его основных признаков), следует назвать:

господство права;

верховенство закона;

конституционное обеспечение разделения властей, выражающее различные

государственные формы осуществления единой власти народа.

гарантированность прав и свобод человека;

взаимная ответственность государства и личности.

1. Господство права

Как уже отмечалось, основными признаками правового государства

являются: господство права, верховенство закона, разделение властей,

гарантированность прав и свобод человека и гражданина, взаимная

ответственность личности и государства.

2. Верховенство закона.

Верховенство закона как один из признаков правового государства

означает, что главные общественные отношения в экономике, политике,

социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а

именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.

Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е.

распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной

степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей

страны), во времени и по кругу лиц.

Основной закон государства – это Конституция. В ней сформулированы

правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция

представляет собой общую правовую модель общества, которой должно

соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт

государства не может противоречить Конституции.

3. Разделение властей

С помощью разделения властей правовое государство организуется и

функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках

своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный

контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях

государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и

судебную власть. Причем, каждая из этих «властей», являясь самостоятельной

и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции

посредством особой системы органов и в специфических формах.

Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем

идеале он должен означать, что решения, имеющие большое значение для

народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не

достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае,

сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для

себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах,

в ущерб интересам народа.

4. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его

право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу

свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.

Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах

общественной жизни. Государство должно воздерживаться от вмешательства в

известные области, предоставляя известный простор личной деятельности.

В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и

не только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в: нарушении

международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового

равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях

экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России

отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы

российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и

свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко

происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

5. Взаимная ответственность личности и государства

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак

правового государства. В недемократическом государстве признается только

ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему

права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве,

напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и

должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и

свободы.

Обязанности закреплены Конституцией. Каждый гражданин должен, в первую

очередь, соблюдать Конституцию, законы, нормы права, уважать права и

свободы других граждан. Правовое государство имеет определенные обязанности

перед своими гражданами.

Речь идет о взаимной ответственности государства с одной стороны и

всех кто вступает с ним в правоотношения, с другой.

Мы воспринимаем как должное ответственность личности перед

государством. Нарушил человек требования законов (вовремя не уплатил

квартирную плату, совершил прогул, пересек улицу на красный свет

светофора, украл, оскорбил человека и т.п.) государство привлекает

его к ответственности, наказывает. Но много ли вспоминается случаев,

когда бы личность призвала к ответу государство за нарушение последним

правовых норм.

Правовое же государство предполагает взаимную, двустороннюю

ответственность: с одной стороны, личность несет юридическую

ответственность (в традиционном ее понимании) перед государством, а с

другой, - государство отвечает перед личностью в случае неисполнения

или ненадлежащего исполнения лежащих на нем обязанностей или

злоупотреблений предоставленными ему правами. А практически это

означает возможность гражданина беспрепятственно обратиться за защитой

своего нарушенного права в тот или иной правоохранительный орган, и в

первую очередь, в суд. А государство в лице его конкретных органов или

должностных лиц, в случае не исполнения требований правовых норм,

обязано претерпеть определенную меру наказания и возместить

ущерб (например, выплатить гражданину определенную компенсацию за

задержанный по вине авиапредприятия рейс; оплатить расходы, связанные с

лечением лица вследствие производственной травмы и т.п.). Сегодня

реализация этого принципа чрезвычайно затруднена, для многих она кажется

необычной мечтой. И все же в последнее время стали намечаться

прогрессивные тенденции.

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй

половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения

августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип "правового

государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и

положения, стали развиваться демократическое законодательство, система

правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший

арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом

Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая

направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как

самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от

властей законодательной и исполнительной.

Процесс формирования правового государства предполагает создание

системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы

реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и

судом, взаимную ответственность государства и личности.

Сложившиеся экономические и социальные условия в нашей стране, рост

цен и инфляции, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате

в значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих

преобразований в государственной и политической жизни нашего общества,

является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо

избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо

проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей

государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми

членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического

государства.

Успешное решение формирования правового государства невозможно без

создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся:

достижение высокого уровня политического и правового сознания людей;

создание единого, внутренне не противоречивого законодательства;

ограничение вмешательства в сферу экономики; разработка продуманной

национальной политики и эффективных средств ее реализации.

В настоящее время многие законы еще не приведены в соответствие с

Конституцией. Время от времени возникает конкуренция федеральных законов и

местных законодательных актов. Все это отрицательно сказывается на

состоянии законности, экономики, приводит к межнациональным конфликтам,

имущественным и территориальным спорам.

Кроме того, в настоящее время закон, будучи формально основным,

главенствующим юридическим актом, на деле фактически растворяется в

многочисленных подзаконных, а точнее - ведомственных нормативных актах.

Разумеется, возникающие общественные отношения настолько сложны и

многогранны, что для их регулирования недостаточно одного, пусть даже

самого авторитетного закона. Они требуют системы взаимосвязанных,

детализирующих закон актов. Существование их неизбежно и обусловлено самой

природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Необходимо

только, чтобы подзаконные акты не доминировали в общей системе нормативно-

правовых актов и не искажали сути и содержания самих законов.

Развитие частного предпринимательства в России не должно сковываться

государством. Прямое вмешательство государства в экономику посягает на

экономическую свободу, служит тормозом ее развития, а значит, и создания

социальных условий для формирования правового государства. Опасные призывы

к возврату жесткого государственного контроля над экономикой возродились с

новой силой после кризиса 17 августа 1998 г., который явился как раз

следствием половинчатости экономических реформ. Для успешного формирования

правового государства воздействие на экономику должно сводится только к

налоговому и кредитно-финансовому регулированию, к юридическому обеспечению

неприкосновенности частной собственности

В условиях федеративного устройства государство призвано обеспечить

сохранение исторически сложившегося единства народов, территориальной

целостности страны. С межнациональными отношениями связаны вопросы

суверенитета, способа организации и деятельности (федеральных органов

государственной власти и органов власти субъектов федерации, обеспечения

прав и свобод национальных сообществ). Однако сегодня в России в сфере

межнациональных отношений существует много негативных явлений. Крайние

формы национализма и сепаратизма, стремление безответственных

националистических сил толкнуть свои народы на путь самоизоляции и выхода

из состава федерации порождают почву для межнациональных конфликтов и их

разрушительных последствий. Примером может служить Чечня, где

националистический режим, манипулируя лозунгами "независимости",

"самоопределения" обрек свой народ на страдания. Далеко не продуманной и не

правовой была в данном случае и политика федеральных государственных

органов, которая привела к бесславной и кровопролитной войне. Подобная

ситуация немыслима в правовом государстве.

Поэтому особое значение в России приобретает правовое воздействие

государства на межнациональные отношения путем сбалансированного

распределения полномочий между федеральными и национальными органами

власти, выработки действенных согласительных процедур. Государство должно

разработать и осуществить комплекс мер по выравниванию уровня развития

народов, обеспечить их фактическое равенство.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием

правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование

законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные

процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых

государствах" государственных и правовых систем, соответствующих

требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более

осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический

и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и

резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная

система за долгие десятилетия своего господства.

98. Гражданское общество как предпосылка правового государства.

Анализ исторических данных и приведенных суждений показывает, что

процесс становления гражданского общества сложен и противоречив.

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у

него комплекса существенных признаков.

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов. В

экономическом плане это означает, что каждый индивид является

собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы

человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм

собственности, определении профессии и вида труда, расположении

результатами своего труда.

Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его

независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом

политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей

государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах

органов государственной власти и местного самоуправления.

Гражданское общество суть открытое социальное образование. В нем

обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность и т.д.

Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая

система. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным

набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их

полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных

общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения

предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.п.) позволяет выразить и

реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть

всю оригинальность человеческого существа.

Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая

система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между

собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные

интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие

общества без вмешательства государства как политической властной силы.

Гражданское общество - правовое демократическое общество, где

связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и

приобретенных прав человека и гражданина. Гражданское общество — это

свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного

человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам,

общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и

предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения

благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично

вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью

государства.

99. Правовой статус личности: понятие и структура.

Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить,

не рассматривая их в составе правового статуса личности.

Во-первых, эта категория носит собирательный, универсальный характер.

Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина; иностранного

гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного переселенца.

Во-вторых, данная категория отражает индивидуальные особенности

человека и реальное положение его в системе многообразных общественных

отношений.

В-третьих, права и свободы, составляя основу правового статуса

личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без

коррекспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической

ответственности в необходимых случаях, без правовых гарантий, без

правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и

осознанного поведения человека.

В-четвертых, категория правового статуса позволяет увидеть права,

свободы, обязанности личности в целостном, системном виде, дает возможность

проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их

совершенствования.

Правовой статус личности — это правовое положение человека, отражающее

его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится

по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий

(международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой

(специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо

внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные

международным сообществом и закрепленные в международно-правовых

документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так

и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена

возможность применения правил, установленных нормами международного права и

международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам

человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г.

компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам

нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения

любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства

правовой защиты.

Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права,

свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны.

Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена

особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в

обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений,

обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных

и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на

которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать

устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные

общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве.

Стабильность конституционного статуса личности зависит от того,

насколько полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от

того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них

изменений закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые

гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок

пересмотра статей гл. 2 Конституции, содержащих нормы о правах и свободах

человека и гражданина.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов,

опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы —

гражданским, трудовым, административным правом и др.

Робовой (специальный) статус личности отражает специфику правового

положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то

дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих,

пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного

человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в

управлении государственными делами и т.п.

Правовой статус – сложная, собирательная категория, отражающая весь

комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом,

окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы: а)

правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в)

основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е)

юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения общего

(статусного) типа.

100. Система прав и свобод человека и гражданина.

Возникновение понятия "'права человека", т.е. осознание этой проблемы

как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей

естественного права. Еще в V—IV вв. до н. э. древнегреческие мыслители

(Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и

имеют одинаковые, обусловленные природой права, Аристотель одним из

основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает

природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период

феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную

оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в

трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей.

Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и

существенные признаки его бытия. Государство не "дарует" права, оно только

закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно

считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека

или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или

создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц,

сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое

(авторитарное, тоталитарное и т.п.).

Права человека — это естественные возможности индивида, обеспечивающие

его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах

общественной жизни.

Наряду с категорией "права" употребляется термин "свобода": свобода

совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По

смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и

законодательстве используются также категории "права гражданина", "права

личности".

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида,

они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от

закрепления в законодательных актах государства, являются объектом

международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека

как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее

общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями,

необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав

человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и

правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших

отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных

правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права

гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных

актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их

защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного

сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному

индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-

экономического положения, общественно-политического статуса человека,

условий его работы и проживания. Под "личностью" подразумевают человека,

гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права

личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его

социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои

действия.

В настоящее время в международно-правовых актах, в литературе и

законодательстве развитых государств категории "права человека", "права

гражданина", "права личности" употребляются обычно в одном и том же

значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего

логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того

или иного аспекта проблемы прав человека.

Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в

международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из

общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности

общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности

личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные),

экономические, политические, социальные, культурные, экологические и

информационные права.

Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий,

отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и

оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом.

К ним относят право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и

личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни,

личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право

на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных

сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и

жительства и др.

Экономические права — это правомочия, отражающие экономические аспекты

естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную

автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это

право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение

своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на

участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной

собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно

распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и

профессию и т.д.

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении

государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство,

право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на

объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты

своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций,

право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и

через своих представителей, право избирать и быть избранным, право

обращения в государственные органы и др.

Социальные права отражают уровень материального развития конкретного

государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень

жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное

значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище,

право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают

независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную

группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка

общения, свободу совести и вероисповедения, право на образование, свободу

литературного, художественного, научного, технического и других видов

творчества, право на доступ к культурным ценностям.

Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия

проживания человека на Земле и на конкретной территории. Это право на

благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на

возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу

экологическими правонарушениями.

Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и

общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще

правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли и слова, право

искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым

законным способом, свобода массовой информации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ