Рефераты
 

Билеты по теории государства и права 100

общественным отношениям причиняется не только тогда, когда уничтожены какие-

либо материальные ценности, причинено физическое насилие или совершено

хищение, но и тогда, когда сформирована банда, еще не совершившая ни одного

преступления, когда изготовлен подложный документ, не использованный пока

по своему назначению. Таким образом, правонарушением является не только

противоправное деяние, повлекшее наступление конкретных вредных

последствий, но и способное привести к таковым.

Итак, правонарушение можно определить как виновное, противоправное

действие (бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству или

отдельным лицам.

Признаки правонарушения должны анализироваться в совокупности,

системе. Они позволяют отграничить правонарушения от нарушений иных

социальных норм и получают детализацию в составах конкретных

правонарушений.

91. Правоприменительный акт: понятие и виды.

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности

выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения

компетентных органов по конкретному юридическому делу. Эта разновидность

правовых актов характеризуется определенными специфическими чертами, из

которых основными, на наш взгляд, можно назвать следующие.

Во-первых, акт применения права — это решение по конкретному делу

официального компетентного органа, которого государство уполномочило на

реализацию права в определенных сферах общественных отношений.

Во-вторых, акт применения права содержит государственно-властное

веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно

адресовано, и обеспечиваемое силой государства.

В-третьих, акт применения права имеет определенную, установленную

законом форму.

В-четвертых, акт применения права направлен на индивидуальное

регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются

(персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных

лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения прав

регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное

отношение.

С учетом изложенного можно сформулировать понятие акта применения

права. Акт применения права — это официальное решение компетентного органа

по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное

веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное

регулирование общественных отношений.

Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в

частности от нормативно-правовых. Это отличие состоит в следующем.

1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует

определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует

до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный

характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к

конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.

2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы

права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт

применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие

предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством

перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных

жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям. Например,

закрепленное в Конституции РФ (нормативный акт) право малоимущих граждан на

получение бесплатного жилья превращается в конкретное право, переходит из

потенциального права в реальное только посредством акта применения права —

решения соответствующего органа о выделении квартиры и выдачи на нее

ордера.

Правоприменительные акты принимают практически все органы государства,

в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных

жизненных ситуаций и т.д., что и обусловливает их разнообразие. Поэтому

классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по

различным основаниям.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются

на: а) акты государственных органов и общественных организаций; б) акты

главы государства — Президента РФ;

в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов

власти и управления субъектов Российской Федерации;

д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры;

и) акты органов надзора и контроля; ж) акты коллегиальные и

единоличные.

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых

норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-

правовые; в) акты уголовно-правовые;

г) акты применения материального и процессуального права.

3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить: а) акты

исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей

дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать

многообразные проявления правомерного поведения; б) акты

правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное

правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.

4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового

регулирования, выделяют два вида: а) акты-регламентаторы, определяющие

субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и

юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения

конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;

б) правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в

индивидуальном регламентировании общественных отношений. Но это не основное

их назначение. Функции актов этого вида состоят главным образом в том,

чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить

реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового

регулирования.

5. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на

акты-документы и акты-действия.

Правоприменительный акт-документ — это надлежаще оформленное решение

компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется

строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств

расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все

это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и

обоснованность его издания.

Акты-документы имеют различную структуру, что обусловлено положением

правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также

юридической силой решения и процедурой его принятия.

По структуре их можно разделить на акты-документы:

а) включающие все четыре его составные части — вводную, описательную

(констатирующую), мотивировочную и резолютивную (приговор или решение суда,

другие юрисдикционные акты); б) состоящие из трех частей — вводной,

описательной, резолютивной, что характерно для следственных и

административных протоколов; в) содержащие две части — вводную и

резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий); г) не

имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции

«утвердить», «оплатить», «исполнить» и т.п., наложенные должностным лицом

на соответствующих документах).

По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на

указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и

т.д.

Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и

конклюдентные. Словесные акты применения права-действия — это, к примеру,

устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.

Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются

посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных

действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права

(жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и

пешеходов).

Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной

силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или

ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную,

материальную, уголовную ответственность.

6. По своему юридическому значению акты применения права могут быть

подразделены на основные и вспомогательные. Основные — это акты, которые

содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда).

Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания,

подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-

процессуальные).

В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на

акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация

брака, назначение пенсии и др.).

92. Состав правонарушения

Состав правонарушения — научная абстракция, отражающая систему

наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей

правонарушения. Эта система признаков необходима и достаточна для

привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Без наличия хотя

бы одного из них лицо не может быть привлечено к ответственности.

К числу обязательных элементов любого состава правонарушений

относятся: объект правонарушения, объективная сторон правонарушения,

субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, регулируемые

и охраняемые правом.

В этой связи наряду с общим можно выделить и непосредственный объект

правонарушения. Насколько многообразны отношения, настолько многообразны и

непосредственные объекты правонарушений. Ими могут быть имущественные,

трудовые, политические и иные права и интересы субъектов права,

государственный и общественный строй, экологическое состояние окружающей

среды, жизнь, честь, достоинство, здоровье человек;)

Объективная сторона правонарушения показывает его выражение вовне.

Содержание объективной стороны составляют: противоправное деяние, его

общественно вредные последствия и причинная связь между деянием и

наступившими последствиями.

Посягательство на охраняемые обществом и государством объекты может

осуществляться только в форме волевого поступка (действия или бездействия).

Мысли, чувства, рефлекторные действия человека, инстинктивные проявления не

могут квалифицироваться как правонарушения, потому что право не в состоянии

предопределить и контролировать их направленность, регулировать при помощи

правовых установлении.

Правонарушение может совершаться как активными действиями, так и

противоправным бездействием человека, которое связано с невыполнением

обязанностей, возложенных на него непосредственно нормативно-правовым

актом, договором или актом применения права.

Своим волевым противоправным поведением правонарушитель причиняет вред

личным, коллективным, государственным или общественным интересам. Этот вред

может иметь как имущественный характер (хищение, уничтожение имущества,

упущенная выгода), так и неимущественный (причинение телесных повреждений,

клевета, утрата возможности осуществить право).

Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста

деликтоспособное, вменяемое лицо, а также социальная организация.

Законодатель с учетом психологических возможностей человека, уровня

его сознания, воли, принимая во внимание степень общественной опасности

правонарушения и правонарушителя, устанавливает определенные рубежи

социальной зрелости индивида.

Индивид, совершающий противоправное деяние, становится субъектом

правонарушения, а затем и ответственности при условии его способности

правильно понимать социальный смысл своего поступка.

Субъективная сторона правонарушения.

С субъективной стороны всякое правонарушение характеризуется наличием

вины, т.е. психическим отношением лица к содеянному. Степень этой вины

наряду с мотивом и целью правонарушения устанавливается

правоприменительными органами на основе конкретных материалов дела и

зависит от характера оценки правонарушителем своих действий и предвидения

общественно опасных последствий своего поведения.

Различают две основные формы вины: умысел и неосторожность. Причем

умысел бывает прямой и косвенный (эвентуальный).

Прямой умысел выражается в осознании правонарушителем общественно

опасного характера своего деяния, в предвидении общественно опасных

последствий и желании их наступления.

Косвенный умысел заключается в осознании правонарушителем общественно

опасного характера своего действия или бездействия, в предвидении

общественно опасных последствий и сознательном допущении их.

Неосторожность тоже бывает двух видов: самонадеянность и небрежность.

Самонадеянность (легкомыслие) состоит в предвидении правонарушителем

возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния,

соединенном с легкомысленным расчетом на их предотвращение.

Небрежность выражается в непредвидении правонарушителем возможности

наступления общественно опасных последствий своего действия или

бездействия, хотя по обстоятельствам дела он мог и должен был их

предвидеть.

93. Виды правонарушений.

Несмотря на общность некоторых рассмотренных признаков, правонарушения

весьма разнообразны. Это предопределяется различным содержанием

общественных отношений, подвергающихся посягательству со стороны

правонарушителей, многообразием субъектов, характером мотивов и целей их

поведения, особенностями жизненных ситуаций и т.д. Такая широкая палитра

актов противоправного поведения позволяет классифицировать их по самым

различным основаниям.

В зависимости от сферы общественной жизни, где они совершаются,

различают: а) правонарушения в экономике; б) правонарушения в

управленческой деятельности; в) правонарушения в семейно-бытовой сфере.

В зависимости от характера стоящей перед правонарушителем цели можно

выделить: а) правонарушения, направленные на достижение конкретной,

определенной цели; б) правонарушения, направленные на достижение

неопределенной цели или нескольких целей.

Наиболее распространенной и социально значимой является классификация

правонарушений в зависимости от степени их социальной опасности

(вредности). В этой связи все правонарушения подразделяются на преступления

и проступки.

Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности

(вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы

общества, охраняемые от посягательств уголовным законодательством.

Объектами преступного деяния являются общественный и государственный строй,

существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности,

личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан.

В связи с повышенной общественной опасностью преступлений закон

устанавливает за их совершение наиболее суровые меры наказания. В отличие

от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных

уголовным законом, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

Следует при этом отметить, что не является преступным деяние, хотя и

имеющее все формальные признаки преступления, но в силу малозначительности

не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности

(вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют

разные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связи они

классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные

правонарушения. Иногда выделяют также процессуальные правонарушения (неявка

свидетеля в суд).

Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от иных проступков

специфическим объектом посягательства. Это имущественные и связанные с ними

личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права,

а также некоторыми нормами трудового, семейного, земельного права.

Свое внешнее выражение данная разновидность правонарушения получает,

как правило, в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных

обязательств, в причинении какого-либо имущественного вреда. Санкции за

подобные правонарушения носят правовосстановительный характер и заключаются

в возмещении нанесенного имущественного ущерба, отмене незаконных сделок, в

восстановлении нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

Административные правонарушения (проступки) представляют собой

предусмотренные нормами административного, финансового, земельного,

процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный

порядок государственного управления, собственность, права и законные

интересы граждан. Сюда относятся и мелкое хищение, и нарушение правил

уличного движения, правил финансовой отчетности, правил противопожарной

безопасности и др.

Содержание данной разновидности противоправного поведения выражается в

нарушении общеобязательных правил, устанавливаемых административными

органами, в дезорганизации порядка государственного управления. Специфика

посягательства предопределяет и характер наказания за совершенное деяние.

Это предупреждение, штраф, лишение водительских прав и другие меры

государственного правового воздействия, налагаемые специальными органами

государства.

Дисциплинарные правонарушения (проступки) представляют собой

противоправные деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности

предприятий, учреждений и организаций. Совершая дисциплинарный проступок,

правонарушитель дезорганизует нормальную деятельность трудовых коллективов,

нарушает трудовую, учебную, служебную, производственную, воинскую

дисциплину (прогулы, опоздания на работу, пропуски учебных занятий,

невыполнение распоряжений администрации и т.д.). Меры ответственности

фиксируются в санкциях правовых норм и выражаются в замечании, выговоре,

строгом выговоре, переводе на низшую должность, отчислении из учебного

заведения и т.д.

Следует отметить, что все виды правонарушений находятся в тесной связи

и взаимообусловленности. Так, безответственность должностных лиц,

халатность и неэффективность работы правоохранительных органов, приводящие

к безнаказанности, зачастую являются своеобразными стимулами повышения

общественной опасности правонарушителя и его деяний.

94. Юридическая ответственность: понятие и основные признаки.

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами

права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений.

Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность

субъектов независимо от их воли и желания, она носит государственно-

принудительный характер.

Государственное принуждение — специфическое воздействие на поведение

людей, основанное на его организованной силе. Но это не просто

государственное принуждение, а принуждение к исполнению норм права.

Характерная особенность такого принуждения заключается в том, что сама эта

деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки.

Субъектами деятельности выступают суд, прокуратура, милиция,

администрация различных государственных учреждений, которые специально

занимаются рассмотрением дел о правонарушениях. Юридическая ответственность

— это одновременно и претерпевание, она всегда связана с применением мер

государственно-принудительного воздействия. Этой особенностью правовая

ответственность отличается от иной социальной ответственности.

Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями,

т.е. она сопровождается причинением виновному отрицательных последствий,

ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов.

Лишения являются естественной реакцией на вред, причиненный

правонарушителем обществу и государству или отдельной личности. Лишения —

это дополнительные неблагоприятные последствия, возникающие только при

правонарушении.

Основная черта юридической ответственности — штрафное, карательное

назначение. При этом кара — не самоцель, а средство перевоспитания

правонарушителя. Наряду с наказанием юридическая ответственность выполняет

правовосстановительную функцию, т.е. служит восстановлению нарушенных прав

личности или государства.

Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы и

в этом качестве предстает как принудительно исполняемая обязанность,

возникшая в связи с правонарушением и реализуемая в конкретном

правоотношении.

Правонарушение является основанием для юридической ответственности,

где особое значение играет его состав. Состав правонарушения — это

фактическое основание для юридической ответственности, а норма права —

правовое основание, без которого юридическая ответственность немыслима.

Правонарушение указывает на момент возникновения юридической

ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую

ответственность лица, совершившего его.

Поэтому, рассматривая отношение ответственности в развитии, в нем

нужно различать следующие стадии: а) возникновение юридической

ответственности; б) выявление правонарушения;

в) официальную оценку правонарушения как оснований юридической

ответственности в актах компетентных органов; г) реализацию юридической

ответственности.

Говоря о юридической ответственности как обязанности отвечать за уже

содеянное правонарушение, следует различать ее объективные и субъективные

предпосылки.

В объективном смысле это означает, что юридическая ответственность

возможна в силу правового регулирования общественных отношений различными

предписаниями, а в субъективном — свободы воли индивида, ибо без этого нет

вины, без вины нет ответственности за противоправное деяние. Нельзя винить

лицо, лишенное свободы воли. Нельзя невиновного считать ответственным.

Таким образом, юридическая ответственность характеризуется следующими

основными признаками:

1) она опирается на государственное принуждение, на особый аппарат;

это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных нормами права;

2) наступает за совершение правонарушения и связана с общественным

осуждением;

3) выражается в определенных отрицательных последствиях для

правонарушителя типа личного, имущественного, организационно-физического

характера;

4) воплощается в процессуальной форме.

Указанные признаки юридической ответственности являются обязательными:

отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической

ответственности и позволяет отграничивать ее от других правовых и

неправовых категорий.

Таким образом, юридическая ответственность представляет собой

возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице

его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается

обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные

последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые

содержатся в нормах права.

В соответствии с видами правонарушений юридическая ответственность

классифицируется как уголовно-правовая, гражданско-правовая,

административная, дисциплинарная, а также материальная.

Уголовная ответственность наступает за преступления и поэтому

представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. Только

наличие в действиях индивида состава уголовного преступления служит

основанием возникновения уголовной ответственности. Возлагается она

специальным правоприменительным актом — приговором суда, определяющим

соответствующую деянию меру наказания. Уголовная ответственность

воздействует непосредственно и прямо на личность преступника, даже если при

этом наказание сопровождается ограничением его личных имущественных прав.

Уголовное судопроизводство осуществляется в строго регламентированной

процессуальной форме, обеспечивающей установление объективной истины по

делу и наказание действительно виновных.

Гражданско-правовая ответственность предусмотрена за нарушение

договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного

ущерба. Она имеет свои характерные черты, определяемые спецификой данной

отрасли права и предмета ее регулирования. Наиболее характерные санкции

здесь сводятся к возмещению правонарушителем имущественного вреда и

восстановлению нарушенного права. Закон предусматривает также возможность

взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки в виде

штрафа или пени, и в этом проявляется ее компенсационный,

правовосстановительный характер.

Осуществляется гражданско-правовая ответственность не только в

судебном, но и в арбитражном, административном порядке.

Административная ответственность следует за административные

правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются

нормы различных отраслей права (административного, трудового,

хозяйственного, финансового и др.), поэтому круг актов, имеющих к ней

отношение, весьма многочислен. Центральное место среди них занимает Кодекс

об административных правонарушениях, где предусмотрены следующие виды

административных взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или

конфискация определенных предметов, временное лишение специального права,

исправительные работы, административный арест.

Дисциплинарная ответственность наступает вследствие совершения

дисциплинарных проступков. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание,

выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или

смещение на низшую должность, увольнение с работы и т.д. Осуществляется

дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих

дисциплинарной властью.

Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с

правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в

соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в

некоторых министерствах и ведомствах.

Первый вид ответственности распространяется на всех рабочих и

служащих, работающих по найму, и налагается за нарушение трудовой

дисциплины руководителем предприятия или учреждения.

В порядке подчиненности ответственность несут должностные лица,

имеющие право приема на работу, а также находящиеся на выборных должностях,

и некоторые другие.

В уставах и положениях, наряду с общими мерами, содержатся специальные

нормы с более жесткими санкциями, распространяющиеся на служащих строго

определенного министерства или ведомства.

Материальная ответственность наступает за ущерб, причиненный

предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении

ими своих трудовых обязанностей.

95. Законность и правопорядок.

Основу законности образует строгое, неуклонное соблюдение, исполнение

норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще

законности любого исторического периода независимо от условий места и

времени. В конкретных исторических условиях эта сущность наполняется

конкретным содержанием и приобретает соответствующие формы. Законность

провозглашается, а нередко и закрепляется в законодательстве в качестве

принципа, требования соблюдать правовые предписания, обращенного к

субъектам общественных отношений. Но вместе с тем в силу различных причин,

в том числе и мер государственного принуждения, законность (соблюдение норм

права) проявляется в конкретном поведении, деятельности указанных

субъектов, т.е. становится методом их деятельности. В результате возникает

режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников

общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания.

Таким образом, законность можно определить как принцип, метод и режим

строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками

общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными

организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами —

всеми, без исключения). При этом принцип выступает как идеальная форма

законности — соблюдать нормы права должны все. В действительности же отнюдь

не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются,

имеет место немало нарушений законности. С законностью теснейшим образом

связано другое правовое явление — правовой порядок (правопорядок).

Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений,

основанное на праве и законности. Это конечный результат реализации

правовых требований и предписаний, результат соблюдения, исполнения

правовых норм, т.е. законности. Именно правопорядок представляет собой цель

правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие

нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование

законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Важно иметь в

виду следующие обстоятельства:

— во-первых, нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме

совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;

— во-вторых, укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к

укреплению правопорядка;

— конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности,

которое, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств, рассматриваемых

ниже.

Законность в условиях определенного исторического периода

определенного государства, его политического режима и т.п. наполняется

конкретным содержанием. Содержание законности и правопорядка в условиях

восточных деспотий, афинской рабовладельческой демократии, феодального

абсолютизма демократических или тоталитарных режимов современности имеет

огромные различия, хотя законность всегда остается соблюдением, исполнением

норм права, а правопорядок — ее результатом.

Различия в содержании законности и правопорядка зависят от ее сторон

(элементов): предметной (носители законности — то, что должно

соответствовать правовым требованиям); субъектной (состав субъектов, на

которых распространяются обязанность соблюдать правовые предписания и право

требовать такого соблюдения от других лиц); нормативной (круг правовых

предписаний, обязательных для исполнения). Изменение этих сторон законности

и определяет различный объем ее содержания в конкретных исторических

условиях, повышение или снижение ее роли в обществе.

Так, основным носителем законности является деятельность (поведение)

людей. Но через нее свойство законности, т.е. соответствия праву,

приобретают и другие объекты — нормативные и правоприменительные акты,

различные документы, отношения людей и пр. Их законность или незаконность

во многих случаях имеет особо важное значение. В частности, именно

незаконность некоторых нормативных актов (таких, как противоречащие

Конституции законы, установившие внесудебный или чрезвычайный порядок

рассмотрения некоторых категорий уголовных дел) явилась одной из

существенных причин массовых необоснованных репрессий в СССР периода 30-х —

начала 50-х гг. Содержание законности в значительной степени зависит от

состава ее субъектов. Большинство ученых связывают само понятие законности

с деятельностью всех участников общественных отношений, т.е. государства,

его органов, общественных и иных организаций, должностных лиц и граждан.

Однако существует мнение, которое значительно сужает этот состав, исключая

из него граждан, а в некоторых случаях и общественные организации. Но

исключение кого-либо из состава субъектов законности создает иллюзию

необязательности исполнения ими правовых предписаний. Происходит сужение

сферы законности, и она из общесоциального, политико-правового превращается

в явление значительно более узкое, связанное с деятельностью ограниченного

круга субъектов.

Такое сужение круга субъектов законности в условиях административно-

командной системы способствовало появлению «мертвых зон», не подвластных

закону. И хотя при этом провозглашались идеи «всеобщности законности»,

фактически вне сферы ее действия постоянно оставалась верхушка партийного и

государственного аппарата, а нередко и ряда государственных органов. В

период культа личности Сталина это привело, в частности, к массовому

произволу и беззаконию, а во время застоя — к развитию коррупции,

формированию системы кланов, десятилетиями безнаказанно осуществлявших

преступную деятельность. Подобные явления имеют место и в настоящее время.

Таким образом, сужение круга субъектов законности разрушает идею ее

всеобщности, общеобязательности правовых предписаний, равенства всех перед

законом, что на деле приводит к размыванию режима законности. Нормативная

сторона законности определяется характером и содержанием правовых норм,

соблюдение и исполнение которых образует это понятие. Большинство авторов

связывают законность с необходимостью соблюдения всех правовых норм. Однако

есть мнение, что смысл законности заключается в исполнении только норм,

сформулированных в законах. Принятие этой позиции означало бы исключение из

сферы законности обязательности соблюдения подзаконных нормативных актов,

что в конечном счете неизбежно приведет к ослаблению режима законности в

стране.

Высказывалось и мнение о том, что в понятие законности входят сами

нормы права, само законодательство. Законность действительно теснейшим

образом связана с правом, с законодательством, не может без них

существовать: люди соблюдают, исполняют не абстрактные лозунги, а

конкретные правовые предписания. Содержание законодательства, таким

образом, определяет содержание законности, ее нормативную сторону. Однако

сами правовые нормы являются предпосылкой, а не элементом законности. В

противном случае возникает иллюзия, что укрепление законности может быть

достигнуто только за счет совершенствования законодательства. Необходимо и

существование самостоятельного научного понятия, отличного от

законодательства, которое в то же время отражало бы механизм перехода от

правовой возможности к правовой действительности.

Выделение сторон содержания законности позволяет по-новому взглянуть

на ее историческое развитие. Различия в содержании законности и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ