Рефераты
 

Лекция: Корпоративное управление.Методическое пособие

участниками рынка. Таким образом, законодательство приобрело регулятивные

качества и тот правовой эффект, на который оно было изначально направлено.

Однако, с принятием нового закона, проблем в сфере защиты прав инвесторов на

рынке ценных бумаг не только не убавилось, а, как ни парадоксально, еще

больше увеличилось.

И связаны они, прежде всего, с реализацией закона на местах. ФКЦБ России

выполняет главное - нормативное регулирование рынка ценных бумаг, построение

инфраструктуры, а теперь и применение мер административного воздействия к

нарушителям законодательства. Реализация и контроль за выполнением

установленных правил и условий функционирования фондового рынка,

непосредственное применение административных санкций находятся, главным

образом, в ведении региональных отделений ФКЦБ России. Очевидно, что такая

структура продиктована необходимостью осуществления единого государственного

подхода к формированию и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Но надо признать: реальной защиты интересов инвесторов подобная структура не

обеспечивает. Разделение и закрепление огромных территорий России всего за

15 региональными отделениями вряд ли можно назвать удачным решением. В такой

ситуации отделения просто не в состоянии обеспечить нормальный контроль за

деятельностью участников рынка ценных бумаг. Принятый закон оставил эту

проблему без разрешения.

Так, если взять в качестве примера Региональное отделение ФКЦБ России в

Северо-Западном федеральном округе, то в силу того, что под его юрисдикцию

отдано значительное количество субъектов федерации, оно просто не в

состоянии, по объективным причинам в необходимой степени контролировать

деятельность эмитентов, в частности, Республики Коми (расстояние от одного

конца которой до другого практически равно расстоянию от Сыктывкара до

регистрирующего органа).

В Республики Коми в настоящее время функционирует 1500 акционерных общества.

После вступления в силу закона «О защите прав.», т.е. за более чем 3 года,

проверкам со стороны Регионального отделения подверглись всего 6 эмитентов

Республики. И это при том, что передел акционерный собственности в республике

продолжается, сопровождаясь многочисленными нарушениями законодательства об

акционерных обществах. Таким образом, неэффективность существующей системы

контроля представляется очевидной.

Таким образом, отсутствие в федеральном законе «О защите прав и законных

интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» действенного механизма его

реализации на всей территории России является фактором, способным существенно

снизить или даже свести на нет все предусмотренные данным законом механизмы

защиты прав инвесторов.

Предотвращение корпоративных конфликтов

Важным аспектом также является предотвращение корпоративных конфликтов.

Достичь этого можно следующими путями:

· законодательно ужесточить ответственность за нарушения

законодательства в области корпоративного управления;

· повышение правовой культуры субъектов корпоративных отношений;

· совершенствование механизма государственного регулирования в сфере

корпоративного управления;

· повышение результативной деятельности советов директоров акционерных

компаний;

· подготовка кадров управляющих и членов совета директоров акционерных

компаний;

· повышений знаний в области корпоративного права работников

прокуратуры, правоохранительных органов.

С точки зрения предупреждения и регулирования корпоративных конфликтов важное

значение имеет Кодекс Корпоративного поведения (далее Кодекс), одобренный

Правительством Российской Федерации 28 ноября 2001 г.

Как отмечается в Кодексе, предупреждение и урегулирование корпоративных

конфликтов в обществе в равной мере позволяет обеспечить соблюдение и охрану

прав акционеров и защитить имущественные интересы и деловую репутацию

акционерного общества, что связано в первую очередь с имиджем общества, что в

свою очередь, является важным фактором для потенциальных инвесторов. Как

предупреждению, так и урегулированию корпоративных конфликтов способствует

точное и безусловное соблюдение обществом законодательства, а также

добросовестное и разумное поведение во взаимоотношениях с субъектами

корпоративных отношений.

Поскольку законодательство не устанавливает требований об обязательном

соблюдении каких-либо досудебных процедур в целях урегулирования

корпоративных конфликтов, то применение этих процедур в значительной степени

зависит от воли самого общества. Соответствующие правила могут быть включены

в устав общества или в его внутренние документы.

Сама по себе эффективность работы по предупреждению и урегулированию

корпоративных конфликтов предполагает, прежде всего, максимально полное и

скорейшее выявление таких конфликтов, в случае если они возникли или могут

возникнуть в обществе, и четкую координацию действий всех органов общества.

Так любое разногласие или спор между обществом и его акционером, которые

возникли в связи с участием акционера в обществе, либо выявившееся

противоречие между предпринимательскими и иными интересами общества и

интересами его акционеров (конфликт интересов) по своей сути представляет

собой корпоративный конфликт, так как затрагивает или может затронуть

отношения внутри общества. Поэтому необходимо обеспечить выявление таких

конфликтов на самых ранних стадиях их развития и внимательное отношение к ним

со стороны общества, его должностных лиц и работников.

Выявление и учет корпоративных конфликтов рекомендуется возложить на

секретаря общества. Он осуществляет регистрацию поступивших от акционеров

обращений, писем и требований, дает им предварительную оценку и передает в

тот орган общества, в компетенцию которого входит рассмотрение данного

корпоративного конфликта. В филиалах и представительствах общества

организация подобной работы может быть возложена на лица, их возглавляющие.

Но и в этом случае секретарь общества должен обладать всей полнотой

информации о корпоративных конфликтах, возникших в филиалах и

представительствах общества.

Важным является закрепление Кодексом положения о том, что позиция общества в

корпоративном конфликте должна основываться на законе.

Общеизвестно, что во многих случаях предупреждению корпоративных конфликтов и

их урегулированию в значительной мере способствует своевременное доведение до

сведения акционера четкой и обоснованной позиции общества в конфликте. Кроме

того, предоставление обществом акционеру исчерпывающей информации по вопросу,

являющемуся предметом конфликта, позволяет предотвратить повторные обращения

акционера к обществу с тем же требованием или просьбой и создать условия,

обеспечивающие акционеру возможность осуществить и защитить свои права и

интересы.

Поэтому ответ общества на обращение акционера должен полным и обстоятельным,

а сообщение об отказе удовлетворить просьбу или требование акционера –

мотивированным и основанным на законе.

Согласие общества удовлетворить требование акционера может быть обусловлено

необходимостью совершения акционером каких-либо действий, предусмотренных

законодательством, уставом общества или его внутренними документами. В этом

случае в ответе общества акционеру следует исчерпывающим образом указать

такие условия, а также сообщить необходимую для их выполнения информацию

(например, размер платы за изготовление копий запрошенных акционером

документов или банковские реквизиты общества).

В случаях, когда между акционером и обществом нет спора по существу их

обязательств, но возникли разногласия о порядке, способе, сроках и иных

условиях их выполнения, обществу следует предложить акционеру урегулировать

возникшие разногласия и изложить условия, на которых общество готово

удовлетворить требование акционера.

Эффективность работы общества по предупреждению и урегулированию

корпоративных конфликтов зависит от того, насколько быстро они будут

рассмотрены. Поэтому обществу следует в максимально короткие сроки определять

свою позицию по существу конфликта, принимать соответствующее решение и

доводить его до сведения акционера.

Кодексом также определяется наиболее оптимальный порядок работы органов

общества по урегулированию корпоративных конфликтов.

Предусматривается, что компетенция органов общества по рассмотрению и

урегулированию корпоративных конфликтов должна быть четко разграничена в

соответствии с их компетенцией принимать решения по тем или иным вопросам:

· единоличный исполнительный орган от имени общества осуществляет

урегулирование корпоративных конфликтов по всем вопросам, принятие решение по

которым не отнесено к компетенции иных органов общества. Лицо, исполняющее

обязанности единоличного исполнительного органа, самостоятельно определяет

порядок ведения работы по урегулированию корпоративных конфликтов.

· Совет директоров общества осуществляет урегулирование корпоративных

конфликтов по вопросам, относящимся к его компетенции. С этой целью совет

директоров может образовать из числа своих членов специальный комитет по

урегулированию корпоративных конфликтов.

На рассмотрение совета директоров или созданного им комитета целесообразно

также передавать отдельные корпоративные конфликты из числа относящихся к

компетенции единоличного исполнительного органа общества (например, в случае

если предметом конфликта являются действия (бездействие) этого органа либо

принятые им акты).

Порядок формирования и работы комитета по урегулированию корпоративных

конфликтов определяется советом директоров.

Основной задачей органов общества в процессе урегулирования корпоративного

конфликта является поиск такого решения, которое, будучи законным и

обоснованным, отвечало бы интересам как общества, так и акционера. В

соответствии с возможностями и необходимостью применительно к конкретным

условиям, работа по урегулированию конфликта должна вестись обществом при

непосредственном участии акционера путем прямых переговоров или переписки с

ним.

В случае необходимости между обществом и акционером может быть подписано

соглашение об урегулировании корпоративного конфликта. Согласованное с

акционером решение об урегулировании корпоративного конфликта может быть

также принято и оформлено соответствующим органом общества в том порядке, в

котором этот орган принимает другие свои решения.

Органы общества в соответствии со своей компетенцией содействуют исполнению

соглашений, подписанных от имени общества с акционерами, а также реализуют

свои решения об урегулировании корпоративного конфликта.

Немаловажным является соблюдение рекомендации Кодекса о том, что в целях

обеспечения объективности оценки корпоративного конфликта и создания условий

для его эффективного урегулирования лица, чьи интересы конфликт затрагивает

или может затронуть, не должны принимать участия в его урегулировании.

Отдельным вопросом в Кодексе рассматривается участие общества в

урегулировании корпоративных конфликтов между акционерами.

В случае возникновения корпоративного конфликта между акционерами общества,

способного затронуть интересы самого общества либо других его акционеров,

обществу следует принять все необходимые и возможные меры для урегулирования

такого конфликта.

Так в случае возникновения корпоративного конфликта между акционерами

общества лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа

общества, вправе предложить акционерам услуги общества в качестве посредника

при урегулировании конфликта.

С согласия акционеров, являющихся сторонами в корпоративном конфликте, в

качестве посредника при его урегулировании может выступать единоличный

исполнительный орган общества, а также совет директоров общества или комитет

совета директоров по урегулированию конфликтов.

С согласия акционеров, являющихся сторонами в корпоративном конфликте, органы

общества (их члены) также могут участвовать в переговорах между акционерами,

предоставлять акционерам имеющиеся в их распоряжении и относящиеся к

конфликту информацию и документы, разъяснять нормы акционерного

законодательства и положения внутренних документов общества, давать советы и

рекомендации акционерам, готовить проекты документов об урегулировании

конфликта для их подписания акционерами, от имени общества в пределах своей

компетенции принимать обязательства перед акционерами в той мере, в какой это

может способствовать урегулированию конфликта.

Вопросы для самопроверки:

1. Что является причиной корпоративных конфликтов?

2. Каковы основные типы корпоративных конфликтов?

3. Что играет важную роль в регулировании корпоративных конфликтов?

4. Что является объектом корпоративных конфликтов?

5. Как можно достичь предотвращения корпоративных конфликтов?

Тестовое задание по теме.

Причиной корпоративных конфликтов является:

1. Невыплата дивидендов.

2. Отсутствие баланса интересов между субъектами корпоративных отношений.

3. Неэффективная работа совета директоров общества.

Темы докладов и рефератов.1

1. Сущность корпоративных конфликтов.

2. Виды корпоративных конфликтов.

3. Регулирование корпоративных конфликтов.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Ворожейкин И.Е., Китанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. // М. Изд.

Инфра., 2000. – с. 244

2. Уткин Э.А. Конфликтология (теория и практика) // М., изд. ЭКМОС, 1998

г. – 264 с.

3. Основы конфликтологии/Под ред. В.Н. Кудрявцева // М.: Юристъ, 1997. С.49

4. Coser L. Conflict: Social aspects // International Encyclopedia of

Social Sciences. N.Y., 1968. vol.3 p.76.

5. Шихвердиев А.П. Государство как субъект корпоративных отношений // М.:

Изд. Центр «Акционер», 2002 г.

Тема 6. Государство как субъект корпоративных отношений

На территории Республики Коми на 1 января 2002 г. функционирует 59

акционерных обществ в уставном капитале которых имеется доля государства (от

0,5 до 100%). Кроме этого, закрепленные в государственной собственности

Республики Коми пакеты акций ряда предприятий республики переданы в уставный

капитал Фонда реализации Программы развития экономики Республики Коми.

В общей сумме всех доходов от использования государственного имущества в

общей сумме бюджетных доходов республиканского бюджета Республики Коми за

2001 г. доходы от дивидендов по находящимся в государственной собственности

акциям составляют незначительную сумму, что говорит о неэффективности

управления государственными пакетами акций.

Многие акционерные компания в которых имелась государственная доля признаны

банкротами, часть принадлежавших государству пакетов акций отчуждена по цене,

гораздо меньшей чем их рыночная стоимость. Можно отметить и то, что из

акционерных компаний с государственным участием сегодня выводятся активы,

размывается доля государства. Также нередки случаи невыполнения взятых на

себя обязательств победителями инвестиционных торгов, несоблюдение условий

инвестиционного конкурса. Виновниками этого являются, прежде всего,

управленцы компаний, другие акционеры, а, в ряде случаев, этому способствуют

государственные органы, либо отдельные представители государства в

акционерных компаниях.

Все это, однако, представляет собой естественное явление, поскольку парадокс

собственности заключается в том, что собственность не у тех, кто ей просто

владеет, а у тех, кто ей эффективно распоряжается.

Следовательно, важным является то, каким образом распоряжается своей

собственностью государство, каковы цели управления принадлежащими государству

пакетами акций и государственным имуществом в целом, поскольку очевидно, что

сегодня государство эффективным собственником не является.

Так в соответствии с Концепцией управления государственной собственностью

Республики Коми, утвержденной указом Главы Республики Коми от 27 августа 1999

г. №343 целями управления принадлежащими государству пакетами акций (паями,

долями), находящимися в государственной собственности Республики Коми

являются:

1. Максимизация неналоговых доходов бюджета.

Достижение данной цели может быть осуществлено за счет выполнения следующих

мероприятий:

· улучшения финансового состояния хозяйственных обществ за счет

осуществления их реформирования;

· приватизации пакетов акций (паев, долей), принадлежащих Республике

Коми, с осуществлением предпродажной подготовки и санации хозяйственных

обществ перед продажей;

· сокращения непроизводительных расходов хозяйственных обществ за счет

усиления контроля за деятельностью обществ путем участия представителя

государства в ревизионных комиссиях;

· передачи пакетов акций (паев, долей), находящихся в государственной

собственности Республики Коми, на конкурсной основе в доверительное

управление компаниям, имеющим лицензию на выполнение операций по

доверительному управлению ценными бумагами.

2. Обеспечение выполнения хозяйственными обществами общегосударственных

функций (социальные программы, регулирование естественных монополий).

Достижение целей может быть осуществлено за счет выполнения следующих

мероприятий:

· консолидации пакетов акций компаний, служащих выполнению

государственных целей;

· установления порядка использования пакетов акций (паев, долей),

находящихся в государственной собственности Республики Коми, для выдачи

гарантий от имени Республики Коми;

· установления механизма сохранения пакета акций (доли участия),

находящегося в государственной собственности Республики Коми, при

осуществлении дополнительной эмиссии;

· приобретения акций (паев, долей) хозяйственных обществ в

государственную собственность Республики Коми для усиления государственного

участия, если это необходимо для выполнения общегосударственных задач (в

процессе реформирования предприятий, банкротства, при капитализации

просроченной налоговой задолженности и другими возможными способами);

· пересмотра в установленном порядке уставов хозяйственных обществ с

позиций обеспечения интересов государства;

· установления порядка и проведения аттестации управляющих,

специалистов, представляющих интересы государства.

3. Оптимизация управленческих затрат (сокращение количества обществ, где

имеется доля государства, сокращение расходов, связанных с управлением).

Достижение цели может быть достигнуто за счет выполнения следующих мероприятий:

· сокращения количества находящихся в государственной собственности

Республики Коми пакетов акций (долей, паев) через механизм продажи;

· консолидации мелких пакетов однородных акционерных обществ через

передачу в доверительное управление;

· продажи мелких неликвидных пакетов акций с использованием механизма

обратного выкупа акций акционерным обществом по рыночной стоимости,

определяемой в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах».

4. Реструктуризация предприятий, создание вертикально интегрированных структур.

В отношении обществ, имеющих значительную задолженность перед бюджетом,

предлагается принимать решения о реорганизации или о банкротстве по

инициативе собственника с тем, чтобы капитализировать задолженность в

ликвидные акции вновь образованных в результате реорганизации "чистых"

эффективных компаний.

В отношении крупных предприятий, имеющих громоздкую структуру и производящих

разные виды продукции, должна осуществляться реструктуризация с выделением

имущественного комплекса, необходимого для решения государственных задач, и

созданием на его базе акционерного общества, в котором 100 процентов акций

находятся в государственной собственности Республики Коми, и продажей

остального имущества.

Кроме этого, целесообразно практиковать использование акций акционерных

обществ в качестве платежного средства акционерного общества при выкупе

земельных участков, занимаемых обществом, и последующую продажу этих акций.

5. Стимулирование развития производства, улучшение общих финансово -

экономических показателей деятельности хозяйственных обществ и привлечение

инвестиций.

В данном случае пакеты акций, находящихся в государственной собственности,

могут быть использованы для привлечения эффективного собственника,

приобретающего пакет акций под условия инвестирования, а также в качестве

обеспечения инвестиций или кредита, направляемых на реализацию целевых

проектов. Может осуществляться приобретение акций государством на вторичном

рынке в результате капитализации просроченной задолженности по налоговым

платежам, их последующая продажа или передача в доверительное управление.

6. Снижение рисков при выделении инвестиционных ресурсов хозяйствующим

субъектам, относящимся к негосударственным формам собственности.

Средства из республиканского бюджета Республики Коми выделяются в виде

гарантии на принципах долевого участия государства в финансировании

инвестиционных проектов в следующих формах:

· инвестирование путем покупки ценных бумаг;

· выдача государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.

Реализация указанных целей требует совершенствования и кардинального

изменения подхода к управлению государственными пакетами акций. Исходя из

этого, все акционерные общества с государственным участием следует разделить

на две группы.

Во-первых это акционерные общества, в которых находящиеся в собственности

государства пакеты акций целесообразно сохранять в собственности государства

в течение относительно продолжительного времени.

В таких акционерных компаниях необходимо обеспечить:

· условия для расширенного воспроизводства;

· получение существенных дивидендов;

· направление определенной части прибыли на развитие компании;

· поддержку стабильной курсовой стоимости акций;

· недопущение установления контроля над компанией какой-либо группой

акционеров;

· увеличение государственной доли в уставном капитале;

· недопущение корпоративных конфликтов;

· повышение уровня защиты прав акционеров;

· соблюдение рекомендаций Кодекса Корпоративного поведения.

Следует, однако, ответить на вопрос: каким же образом возможно это все

обеспечить?

Однозначно, что в рамках действующего института представителей государства в

акционерных обществах сделать это невозможно.

Второй группой акционерных обществ с государственным участием составляют

общества, находящиеся в государственной собственности пакеты акций которых

необходимо реализовать в ближайшее время. Следует подчеркнуть, что вопрос о

реализации каждого пакета акций должен решаться индивидуально, с разработкой

стратегии продажи данного пакета акций. Прежде всего, необходимо четко

определить будет ли пакет акций реализовываться на денежном аукционе, либо на

инвестиционных торгах, либо через фондовую биржу. Далее следует решить будет

ли пакет продавиться целиком, либо пакет будет раздроблен на несколько мелких

партий. Следующее – это определение того, останется ли какая-то часть пакета

акций в собственности государства или нет, поскольку нередко сохранение хотя

бы 1% акций общества является более чем необходимым для получения требуемой

информации о деятельности данного общества.

Свои права акционера акционерного общества государство реализовывает

посредством института представителей государства в органах управления

акционерным обществом (в Республике Коми их деятельность регулируется указом

Главы Республики Коми от 26 декабря 1994 г. №299 «Об утверждении положения о

порядке представления интересов Республики Коми в акционерных обществах,

товариществах и иных предприятиях смешанной формы собственности, акции (доли,

паи) которых находятся в государственной собственности Республики Коми (в

ред. указов Главы Республики Коми от 26.02.1997 г. № 40; от 24.11.1998 г. №

421; от 12.04.1999 г. № 112; от 09.06.2000 г. №238) и указом Главы Республики

Коми от 9 июня 2000 г. №238 «Об утверждении порядка отчетности руководителей

государственных унитарных предприятий Республики Коми и представителей

Республики Коми в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли, паи)

которых находятся в государственной собственности Республики Коми).

Все представители государства в органах управления акционерными обществами

являются государственными служащими. Большинство из них эти обязанности

рассматривают как дополнительную служебную нагрузку, зачастую сопряженную с

частыми командировками, финансовыми издержками и т.п.

Очевидно, что при таком подходе к исполнению обязанностей представителя

государства говорить об их эффективном исполнении не приходится. Кроме того,

на эффективности и качественности выполнения функций представителя (прежде

всего это касается крупных отраслевых чиновников – министров, заместителей

министров) нередко сказывается и отсутствие у них необходимых правовых и

экономических знаний, слабая подготовленность к деятельности в условиях

рыночной экономики, отсутствие знаний в области корпоративного управления.

Реализация же полномочий государства как собственника - субъекта

корпоративных отношений, в органах управления акционерным обществом требует

основательных знаний в области корпоративного права, умения опираясь на

имеющийся опыт принимать точные и оперативные решения, касающиеся почти всех

аспектов деятельности компании.

Говоря о неэффективности института государственных представителей в

акционерных обществах необходимо отметить, что нередко даже в тех акционерных

общества в которых у государства имеется контрольный пакет акций, в которых

представители государства участвуют в общих собраниях акционеров, в

заседаниях совета директоров, в решении вопроса о назначении исполнительных

органов общества, положительных показателей их деятельности нет, не говоря

уже о том, что в отдельных случаях решения представителей попросту

противоречат интересам государства. Так в соответствии с нормативными актами

Республики Коми, а именно – Положением о порядке предоставления интересов

Республики Коми в акционерных обществах и иных предприятиях смешанной формы

собственности, акции (доли, паи) которых закреплены в государственной

собственности Республики Коми (утв. Указом Главы Республики Коми от 26

декабря 1994 г. №299) представитель Республики Коми в ОАО «Шахта

«Воргашорская» был обязан согласовывать с Министерством государственного

имущества и приватизации Республики Коми проекты решений и голосование по

проектам решений по следующим вопросам:

внесение изменений и дополнений в устав общества;

назначение (избрание) конкретных лиц в органы управления и контрольные органы

обществ;

получение кредитов в размере 10 и более процентов величины чистых активов

обществ;

продажа или иное отчуждение недвижимого имущества, а также залог (ипотека)

недвижимого имущества общества;

участие общества в создании иных предприятий (в том числе и учреждение

дочерних предприятий) и финансово - промышленных групп.

Представитель государства в АО «Шахта «Воргашорская» (доля государства в

уставном капитале – 58%), несмотря на свою обязанность письменно согласовать

свои позиции по основным вопросам деятельности общества с Министерством

имущества Республики Коми, на общем собрании акционеров и при принятии

решения на совете директоров в апреле 1996 г. голосовал самостоятельно таким

образом, что в результате были ущемлены интересы мелких акционеров –

шахтеров, нанесен ущерб имущественным интересам Республики Коми,

существенный ущерб был причинен и интересам самой Шахты. Однако никакой

ответственности за свои неправомерные действия представитель не понес. Таким

образом, можно с уверенностью утверждать, что в нынешнем виде институт

представителя государства в акционерном обществе существовать не может и не

должен; необходимо внести радикальные изменения в статус данного института.

Одним из возможных вариантов решения данного вопроса может стать

широкомасштабное введение в практику управления государственными пакетами

акций института доверительного управляющего.

В Республике Коми, в соответствии с Концепцией управления государственной

собственностью Республики Коми (утв. указом Главы Республики Коми от 27

августа 1999 г.) принят ряд нормативных актов, регулирующих порядок передачи

принадлежащих республике пакетов акций в доверительное управление - это указ

Главы Республики Коми от 4 июля 2000 г. «О введении в практику управления

государственной собственностью Республики Коми института доверительного

управления находящимися в государственной собственности Республики Коми

акциями акционерных обществ» и указ Главы Республики Коми от 14 июня 2001 г.

№251 «О порядке передачи государственного имущества Республики Коми в

доверительное управление».

Целями данных документов является повышение эффективности управления

находящимися в собственности Республики Коми акциями акционерных обществ.

Определение доверительного управляющего происходит на основании конкурса.

В конкурсе может принять участие юридическое лицо, которое:

· имеет собственный капитал в размере, необходимом для наличия лицензии

профессионального участника рынка ценных бумаг на деятельность по

доверительному управлению ценными бумагами и средствами инвестирования в

ценные бумаги;

· в установленные правилами конкурса сроки представило прилагаемые

заявку на участие конкурса и прилагаемые к ней документы и сведения об

участнике конкурса, подало конкурсное предложение, представило

заключение о соответствии (несоответствии) документов антимонопольному

законодательству.

Следует отметить, что конкурсное предложение заявителя обязательно должно

содержать программу деятельности доверительного управляющего по

реализации утвержденного задания на доверительное управление, разработанную

доверительным управляющим в соответствии с требованиями Типовой программы

реформы предприятия, утвержденной Указом Главы Республики Коми от 16 ноября

1998 г. №394, а также предполагаемый размер возмещения расходов и размер

вознаграждения доверительному управляющему. По результатам рассмотрения

представленных участниками конкурса конкурсных предложений Конкурсный комитет

определяет победителя конкурса, которым признается участник, предложивший,

по мнению Комитета, наиболее обоснованное конкурсное предложение и имеющий

наилучшие профессиональные возможности для его реализации. При определении

победителя конкурса Комитет также учитывает указанные участником конкурса

размер возмещения расходов и размер вознаграждения доверительному

управляющему. С победителем конкурса Министерством государственного имущества

Республики Коми заключается договор доверительного управления.

Стоит отметить, что предметом договора доверительного управления находящимися

в государственной собственности Республики Коми акциями акционерного общества

является передача учредителем управления доверительному управляющему акций в

доверительное управление и обязательство доверительного управляющего

осуществлять управление этими акциями в интересах учредителя управления в

соответствии с договором. Доверительный управляющий не имеет права отчуждать

переданные акции или налагать на них иные виды обременений, иначе как на

основании договора либо письма учредителя управления.

В целях блокирования сделок по отчуждению акций, переданных в доверительное

управление, а также наложения на них иных видов обременений данные акции

переводятся на специальный лицевой счет доверительного управляющего у

специализированного регистратора, ведущего реестр акционеров акционерного

общества. Регистратор осуществляет обременение на основании договора между

учредителем управления и доверительным управляющим и письма учредителя

управления.

В обязанности доверительного управления входит:

· повышать эффективность хозяйственной деятельности предприятия;

· обеспечить получение предприятием прибыли, необходимой для его развития;

· обеспечить не позднее 15 дней с даты, установленной законодательством

Российской Федерации для сдачи полугодовой и годовой бухгалтерской

отчетности, представление учредителю управления по указанному в договоре

адресу отчет о своей деятельности по форме, установленной учредителем

управления;

· обеспечить представление любых документов и сведений о своей деятельности

в качестве доверительного управляющего не позднее 15 дней с даты получения

запроса учредителя управления и/или уполномоченных им органов;

· в 6-месячный срок принять меры к поэтапной ликвидации и недопущению в

дальнейшем возникновения задолженности акционерного общества перед бюджетами

всех уровней, государственными внебюджетными фондами, по выплате заработной

платы и иным платежам.

Возмещение расходов доверительного управляющего по управлению акциями в

соответствии с договором осуществляется в пределах имеющихся дивидендов по

акциям в сроки, совпадающие со сроками перечисления дивидендов в

республиканский бюджет Республики Коми, путем перечисления соответствующих

сумм на счет доверительного управляющего, указанный в договоре;

В соответствии со ст.5 федерального закона «О рынке ценных бумаг» в качестве

доверительных управляющих ценными бумагами могут выступать юридические лица

или индивидуальные предприниматели, осуществляющие от своего имени за

вознаграждение в течение определенного срока доверительное управление ценными

бумагами, переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в

интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц. Деятельность по

доверительному управлению ценными бумагами относится к профессиональной

деятельности на рынке ценных бумаг и может осуществляться только на основании

лицензии ФКЦБ России. Так в Республике Коми такие лицензии есть у 5 компаний

(их них 4 банка).

Однако при решении вопроса о передаче принадлежащих государству акций в

доверительное управление необходимо иметь ввиду следующее: наличие лицензии

на осуществление деятельности по доверительному управлению не означает что у

данного доверительного управляющего есть требуемый опыт в данной области и

его действия по осуществлению функций управляющего будут преследовать прежде

всего интересы учредителя управления, а не собственную выгоду.

Исходя из этого, считаем правильным вывод Национального института корпоративной

реформы о том, что поиск управляющего для государственной собственности лежит

отнюдь не в плоскости финансовых институтов, государственных представителей,

наемных высокооплачиваемых менеджеров, например арбитражных управляющих

1. Скорее всего, речь идет о выборе управляющего, являющегося одновременно и

партнером государства.

Набор критериев для данного управляющего не должен ограничиваться только

высоким профессионализмом, это очевидное условие при любом варианте

управления. Критерии должны также включать в себя явный материальный интерес

к результатам управления, интерес не приводящий к дополнительным издержкам

для государства, а также экономически осознанную ответственность, способность

контролировать экономику предприятия, особенно формирование издержек,

движение денежных средств, прибыли, товарных потоков и денежных активов.

Данные критерии достаточно точно указывают на тех, кто совместно с

государством владеет собственностью, на других собственников, являющихся по

определению активными собственниками. Государство в любом случае должно

опираться на активных совладельцев тех предприятий, где у него доля в

уставном капитале. Однако эта опора может быть случайной и временной

(например, на время проведения общего собрания акционеров), а может быть и

более долгосрочной, отвечающей стратегическим интересам и государства и

частного владельца.

Стратегически альянс с активным владельцем может оказаться более выгодным для

государства, чем иные формы управления собственностью.

Во-первых, активный собственник сам по себе заинтересован в сохранении и

приумножении своей собственности.

Во-вторых, приумножение собственности увеличивает капитализацию предприятия,

что повышает уровень потенциального дохода для государства.

В-третьих, активный собственник имеет собственный интерес в контроле за

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ