Рефераты
 

Лекция: Лекции

Лекция: Лекции

Тема

Природа управления и исторические тенденции его развития

I) Понятие и развитие управления

II) Факторы, определяющие развитие управления

III) Виды и элементы процесса управления

Литература: Виханский О. С., Наумов Н. И. «Менеджмент»

Веснин В. Р. «Основы менеджмента»

Мескон, Альберт, Хедоури «Основы менеджмента»

I) Понятие и развитие управления

Управление – это деятельность по руководству людьми и определенными

процессами, предполагающая подчинение одного субъекта другому и направленная

на упорядочение процессов, протекающих в природе и обществе.

В принципе, по своей природе управление как процесс остается, примерно, таким

же, как и много веков назад. Выделяются два полюса управленческой

деятельности – авторитарное, жесткое управление и демократическое,

коллегиальное управление. Между ними находится либеральное управленческое

мышление. Каждая из этих основных парадигм управления имеет преимущества и

недостатки и должны осуществляться в соответствующий момент развития

общества, государства, предприятия. На примере военных организаций можно

доказать, что любой вид управления имеет право на жизнь и позволяет

добиваться определенного успеха. Так, Чингисхан, установив жесточайшую

дисциплину, авторитаризм и четкую иерархию, не знал поражений, завоевывал

огромные территории. С другой стороны, древние греки, знаменитый Суворов,

армия США использовали демократические, коллегиальные принципы управления и

тоже добились впечатляющих успехов. История развития человечества показывает,

что авторитарное управление приносит успех и чаще всего применяется, если

общество имеет ограниченные интеллектуальные, технологические, культурные

ресурсы.

Если общество является довольно-таки отсталым в своем развитии и больше

привыкло опираться на силу коллектива, чем на индивидуальные особенности и

способности своих граждан. Именно жесткий авторитаризм позволяет добиться

эффективного управления (СССР при Сталине, КНР при Дэн Сяонине, империя

монголов). Однако затем неизбежно проявляются тенденции либерализации и

демократизации.

Внимательный взгляд на историю человечества позволяет выделить определенные

этапы развития управления (управленческой революции). История возникновения и

развития управления насчитывает 7 тысячелетий и 5 управленческих революций.

За начало отсчета обычно принимают зарождение письменности в древнем Шумере,

относимое к 5 тыс. до н. э. Она привела к появлению особого слоя жрецов –

бизнесменов, связанных с торговыми операциями, коммерческими расчетами. Это

– первая управленческая революция называется «религиозно-коммерческая».

2 управленческая революция – «светско-административная» – она связана с

деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) – издал

свод законов управления процессом для регулирования всего многообразия

деловых отношений между различными социальными группами населения. На основе

законов был внедрен светский стиль управления, усилен контроль и

ответственность за выполнение работы.

3 управленческая революция – «призводственно-строительная» - она была

направлена на соединение административных методов управления с контролем за

деятельностью в сфере производства и строительства. Это правление

Навуходоносора II (605-562).

4 управленческая революция связана с зарождением капитализма и началом

индустриального прогресса европейской цивилизации – 17-18 вв. ее результатом

стало отделение управления от собственности и зарождение профессиональных

упр-в.

5 управленческая революция – бюрократическая – 19-20 вв. теоретическая

платформа – концепция «рациональной бюрократии». Основные результаты:

1. формирование крупных иерархических структур;

2. разделение управленческого труда;

3.

введение норм и стандартов;

4.

установление должностных обязанностей и ответственности

менеджеров.

II) Факторы, определяющие развитие управления

В данном случае мы выделяем факторы, которые влияют на современное

управления. Виханский, Наумов – 4 фактора.

1) фактор дифференциации связан с разработкой методологии управления

Исходя из науки и практики управления 20 в (век научного управления), легко

выделяются стандартные подходы и принципы к управлению. Это, прежде всего

системный подход, который предполагает учитывать влияние внешней среды на

предприятие, взаимоувязку всех элементов внутренней среды между собой, умение

подстраиваться под ситуационные изменения на рынке. Незыблемыми принципами

управления до сих пор остаются: а) измерение производительности труда, б)

предельная рационализация труда (ничего лишнего), в) жесткая дисциплина, г)

высокая мотивация и социальная защищенность работников, д) создание команды

на основе партнерских отношений.

Западный менеджмент все это освоил и сейчас, ввиду повышения конкуренции, на

управление предприятиями уже воздействует фактор дифференциации (разделение,

отличия), - то есть, как уйти от стандартов, где найти отличие от других.

2) фактор – соединение человека со средствами труда. Как происходит это

соединение? В середине 19 в и начала 20 в человек подчинялся средствам труда,

так как машинам, конвейеру и все управление человеком исходило от логики

подчинения работника технологическому процессу, машине (индивидуализм). В 70-

е – 80-е годы 20 в человек управляет машинами, роботами, компьютерами,

поэтому заговорили об интеллекте, о творчестве работника, его самореализации,

стали использовать коллективные формы управления и организации труда.

21 в – век информации, значит, одна из главных задач управления заключается в

правильном и опережающем использовании информации. Следует помнить, что на

управление сильно влияют те, кто заинтересован в работе предприятия – раньше

это, несомненно, был хозяин, затем акционеры, менеджеры, сейчас на западе

оказывают сильное влияние политики, общественность, «зеленые», сами

работники.

В нашей стране работники пока «никто» и «ничто». А большую роль играют

чиновники и «крыша».

3) фактор – продукт – в настоящее время основной продукт – это информация,

исследования и разработки. При этом на первом месте остается безусловное

удовлетворение потребностей клиента. В 21 в одним из основных продуктов

станет здоровье человека, что повлечет за собой глобальные изменения и в

промышленном производстве.

4) культурный фактор – в управлении выделяют в 20 в несколько направлений

менеджмента: американский менеджмент (50-60 гг.), японский менеджмент;

интегративный менеджмент (слияние лучшего); универсальный менеджмент. В

настоящее время модной стала культура, основанная на управлении

разнообразием, так как, не взирая на глобализацию, должны сохраняться

преимущества национальной культуры управленческих форм.

III) Виды и элементы процесса управления

Итак, нами рассмотрены понятия и факторы управления. Само управление бывает

техническим и социальным. Объектом социального управления являются люди и

человеческая деятельность. К механизмам управления относят: власть, влияние,

планирование, мотивацию, контроль.

Социальное управление можно классифицировать по следующим признакам:

По объекту – государство, регион, организация, подразделения, коллектив,

индивидуум;

- По сфере – государственные структуры, фирмы, политические,

хозяйственные, религиозные, общественные организации; учреждения социальной

сферы;

- По методам воздействия на объекты (административные, командные,

демократические, самоуправления);

- По содержанию – (общее управление; управление техникой; управление

людьми; управление финансами и т. п.);

- По периоду – стратегическое, перспективное, текущее.

Управленческий процесс состоит из таких элементов, как управленческий труд;

его предмет, средство, продукт труда.

Предмет управления труда – информация о проблеме, процессе.

Продукт управления труда – управленческое решение, так как преобразованная

информация, которую используют для практического воплощения. Средства

управления труда – все, что необходимо для преобразования информации (сам

человек, средства связи, оргтехника). Этапы управления деятельности:

1) получение и восприятие информации;

2) анализ информации, выработка и принятие решений;

3) организация выполнения решений;

4) контроль, анализ, корректировка работ;

5) мотивация исполнителей.

Разновидности управления труда:

1) Эвристический труд – изучение проблем и разработка вариантов их решения.

2) Административный труд – координация деятельности подчиненных, контроль,

учет, отдача распоряжений, инструктажи, мотивация.

3) Операторный труд – технологическое обеспечение производства и управления

необходимой информацией (документооборот, статистика, отработка информации).

Тема

УСЛОВИЯ, ФАКТОРЫ И КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Понятие менеджмент и менеджер

2. Концептуальные положения менеджмента

3. Этапы развития менеджмента

4. Основные факторы и задачи менеджмента

1. Понятие менеджмент и менеджер.

А) В настоящее время в мире чаще оперируют понятием «М», а не «управление».

Между данными понятиями есть как общее, так и отличительное. М-т касается

управления предприятиями, которые имеют целевую установку на получение

прибыли. Американец Питер Дракер утверждает, что М-т переводить нельзя, это

чисто американское понятие; англичане же дают следующее определение:

Менеджмент – это способ и мера общения с людьми. Это власть и искусство

управления. Это особого рода умения и административные навыки. Это орган

управления и административная единица.

Дракер объясняет, что М. – это и функция, и люди, которые ее выполняют. В

принципе, М. – это деятельность, позволяющая достичь цели при минимальных

затратах с максимальной эффективностью.

Менеджмент - это организация и управление социально-экономическими

системами с целью получения прибыли (Россия). Основой м. является рыночный тип

хозяйствования.

Менеджер – это наемный управленческий работник, руководитель.

Менеджерами можно считать практически любого руководителя независимо от его

уровня. Как правило, менеджерами называют руководителей низового и среднего

уровней управления на предприятии или руководителей функционального плана –

менеджер по маркетингу, сбыту, персоналу. Самые крупные менеджеры – топ-

менеджеры (А.Чубайс).

Б) Вне зависимости от уровня все менеджеры должны выполнять определенные

функции. Они подразделяются на основные и конкретные.

Основные функции (их – 4-19). Мескон, Веснин и Радугин выделяют 4 функции:

1) Планирование

2) Организация

3) Руководство – непосредственное побуждение людей к деятельности

4) Контроль

При распределении основных функций необходимо придерживаться определенного

порядка, учитывать уровни М-та:

Высший уровень М-та максимально исполняет функции планирования, организации.

Средний уровень М-та максимально исполняет функции контроля,

хотя при этом максимально эффективно они исполняют и все остальные функции.

Низший уровень М-та исполняет функции руководства, а остальные

функции исполняются довольно слабо.

Для того чтобы представить каким должен быть современный менеджер, можно

обратиться к Модели менеджера. Она представлена проф. Минцбергом, который

выделил три группы управленческих ролей менеджера:

· Межличностные роли

- Номинальный начальник (умение в любой ситуации выглядеть руководителем);

- Лидер (умение управлять людьми за счет авторитета и личных качеств);

- Связной (умение устанавливать контакты, связи и поддерживать хорошие

отношения со всеми субъектами рынка).

· Информационные (коммуникационные роли)

- Представитель (умение выгодно представить себя и свое дело);

- Наблюдатель (умение анализировать состояние дел и тайно собирать информацию

обо всем и обо всех);

- Распространитель (умение воспользоваться в нужный момент данной информацией).

· Роли принятия решений

- Антрепренер (умение действовать решительно, быстро и настойчиво);

- Регулятор отклонений (умение предвидеть кризисные моменты и заранее их

предупреждать);

- Распределитель ресурсов (манипулирование людьми при помощи распределения

ресурсов).

2. Концептуальные положения менеджмента.

При изучении и осуществлении М-та нужно учитывать следующее:

- так как все явления в мире находятся в постоянной зависимости от других

явлений, зависят от внешнего окружения, необходимо анализировать и

прогнозировать влияние внешней среды на деятельность фирмы;

- наш мир полностью систематизирован, все явления и процессы взаимозависимы,

одно вытекает из другого, поэтому М-т необходимо рассматривать как управление

социально-экономическими системами и применять сист. подход в управлении;

- при управлении системами нужно учитывать аспекты кибернетического подхода.

Согласно этого подхода, на предприятии есть два взаимосвязанных компонента:

орган управления и объект управления. Между ними должны существовать четкие

каналы связи (приказы, распоряжения), но эффективность управления будет

обеспечена только тогда, когда менеджеры смогут обеспечивать эффективную

обратную связь, т.е. четкое понимание подчиненными упр. воздействий

руководителей.

- при управлении предприятием следует опираться на системный подход. Согласно

этого подхода, эффективное управление предполагает ответ на 6 вопросов:

а) Какова цель деятельности

б) Каково пространство деятельности

в) Какие технологии будут использоваться

г) Кто будет работать

д) Какие временные параметры деятельности

е) Как установить обратную связь

Следует выделить основные концепции м. в свете соврем. экономического мышления:

– менеджмент – это форма самоорганизации постиндустриального общества, где

управление приобретает решающее значение;

– менеджмент является формой командной деятельности, что означает опору на

персонал и включение работника в жизнь предприятия;

– менеджмент предполагает отказ от стереотипов и постоянный процесс творчества.

4.Основные факторы и задачи менеджмента

Основная задача М-та – поиск эффективного управления и организации производства,

т. к. это обеспечивает конкурентоспособность фирмы. Кроме того, факторами

конкурентоспособности являются качество работ или товаров и фактор

обновления.

Данные факторы возможны в применении, только если велика роль человеческого

фактора. Этот фактор означает отсутствие жесткой регламентации труда,

наличие социальной защищенности персонала, наличие демократических прав,

справедливой системы стимулирования труда.

Современные задачи М-та:

1) Переориентация управления с обычного контролирования труда на конечные

результаты;

2) Организация групповой деятельности и нововведений;

3) Развитие современного экономического мышления. Эта задача

предусматривает развитие у работников личного интереса к предприятию и его

делам, развитие самоорганизации работника, развитие стремления к творчеству и

переменам.

Важнейшие задачи М-та

- организация производства товаров и услуг, с учетом потребностей

потребителей, на основе имеющихся материальных ресурсов и обеспечение

достаточной рентабельности предприятия, его стабильного положения на рынке.

Для этого необходимо:

· Осуществление технологической перестройки и автоматизация

производства; переход к использованию работников высокой квалификации;

· Стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них

благоприятных условий труда, установления более высокой зарплаты, внедрения

широкой гаммы нематериальных форм поощрения;

· Постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы,

координация работы всех ее подразделений.

Тема

ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА: ЭТАПЫ И ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Общая характеристика развития менеджмента

2. Классическое развитие менеджмента

а) научная организация труда

б) административный менеджмент

в) бюрократический менеджмент

3. Управление с позиции человеческих отношений и науки о поведении людей

4. Развитие менеджмента во второй половине ХХ века

1. Общая характеристика развития менеджмента

М-т располагает своим собственным экономическим механизмом, который направлен

на решение конкретных проблем взаимодействия коллективов подразделений фирмы,

ее сотрудников в реализации социально-экономических, технологических,

социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной

деятельности фирмы.

Экономический механизм М-та объективно обусловлен работой фирмы в рыночных

условиях, когда результат всей ее деятельности получает оценку на рынке.

Содержание и понятие «М-т» обычно рассматривают как науку и практику

управления, как организацию управления фирмой и как процесс принятия

управленческих решений. Под научными основами управления понимается система

научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления.

Первым этапом разработки методологии научного управления стал анализ

содержания работы и определение ее основных компонентов.

Затем была обоснована необходимость систематического использования

стимулирования с целью заинтересовать работников в производительности труда и

росте объемов производства.

Авторы работ по научному управлению А. Файоль, Друкер, Мескон, Ф и др.

выдвинули и обосновали следующие научные положения:

а) важность применения научного анализа для определения наилучших способов в

достижении цели;

б) целесообразность отбора и использования работников, наиболее подходящих

для выполнения конкретных заданий; обеспечение их последовательного обучения

и переобучения;

в) необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемых для

эффективного выполнения поставленных перед ними задач.

В науке управления сложились следующие важнейшие концепции, на основе которых

внесен существенный вклад в развитие современной теории и практики

управления.

Это концепции:

- научного управления;

- административного управления;

- управления с позиции психологии и человеческих отношений;

- управления с точки зрения науки о поведении людей.

Определились следующие научные подходы к управлению, которые получили

развитие в современных условиях:

- подход к управлению как процессу;

- системный подход;

- ситуационный подход.

2. Классическое развитие менеджмента

На первом этапе развитие М-та происходило по 3 направлениям:

- производственный М-т – управление на уровне подразделения фирмы (школа

научной организации труда – НОТ – Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберты, А. Гостев, Г.

Форд);

- административное направление – управление фирмой (А. Файоль – школа

административного М-та);

- государственное управление – управление государством (М. Вебер – школа

бюрократического М-та).

Концепция научного управления получила развитие в США в начале нашего

века. Ее основоположником стал Ф.Тейлор, книгу которого «Принципы научного

управления» считают началом признания М-та в качестве науки и самостоятельной

области исследований.

Научная организация труда

i.Ф.Тейлор (1856-1915) был инженером-механиком по образованию.

Ф. Тейлор поставил перед собой задачу создать рациональное управление

производством на предприятии. Тейлор использовал очень простые методы, а

именно наблюдал за персоналом и фиксировал каждое движение человека, после

чего посчитал количество реального времени, которое тратилось на реальную

работу, и оказалось, что из 12 часов работы на самом деле трудились всего

8,5-9 часов. Проанализировав процессы труда, Тейлор разработал для каждой

должности и профессии точную технологию трудовых операций: в итоге

получилось, что интенсивность труда резко выросла, производительность тоже

резко выросла, повысились доходы предприятия и увеличилась зарплата

работников. Часто систему Тейлора называли «потогонной». Он предлагал

сократить рабочий день. В целях повышения эффективности организации труда он

разделил труд на исполнительский и распорядительский.

Теория Тейлора основана на ряде базовых и конкретных принципов НОТ.

Базовые принципы:

1) Научный, а не эмпирический подход к разработке каждого

элемента работ;

2) Научный подход к отбору, обучению и развитию работников;

3) Рационализм в организации труда (ничего лишнего);

4) Строгое разделение труда на управленческий и исполнительский.

Конкретные принципы:

1) Рациональное разделение труда: для руководителей – по

функциям, для персонала – по трудовым операциям. Жесткая специализация труда;

2) Оплата труда работников должна определяться только их

личными трудовыми усилиями, важнее всего личная заинтересованность;

3) Руководитель должен отдавать работникам очень точные

распоряжения, где в письменной форме, в виде инструкций подробно изложены

методы выполнения задания;

4) Каждый работник индивидуально отвечает за результаты своего

труда и на него не должно оказываться групповое влияние работников

коллектива;

5) Менеджер полностью отвечает за предприятие, работники не

имеют права оспаривать его действия.

6) Изучение и измерение процессов труда, рабочего времени.

Следует выделить сформулированные Ф.Тейлором элементы повышения

производительности труда: 1. определенное задание на основе тщательного

анализа работы и определения наилучшей технологии; 2. определенная норма

времени, установленная расчетом; 3. определенный метод работы,

зафиксированный документально.

В СССР сторонником идей Ф.Тейлора являлся А.К.Гастев (Центральный Институт

Труда).

б) Концепция административного управления была направлена на разработку

общих проблем и принципа управления организацией в целом. В рамках этой

концепции в 20е гг. было сформулировано понятие организационной структуры фирмы

как системы взаимосвязи, имеющих четкую иерархию. Организация рассматривалась

как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается за

счет внутрифирменной рационализации деятельности без учета воздействия внешней

среды. Возникло понимание того, что фирмой нужно управлять систематизированно,

чтобы более эффективно достигать целей, для которых она создана. Эта концепция

прежде всего и получила название классической школы управления.

Административный М-т А. Файоля (1841-1925)

А. Файоль – француз, работал в Европе, по профессии – инженер, возглавлял

горнорудную компанию около 30 лет, спас ее от банкротства и довел до

образцового состояния.

А. Файоль – топ-менеджер, который разработал теорию администрирования, т.е.

управления фирмой, изложив ее положения в книге «Общая и промышленная

администрация». При жизни его труды не замечали, но после смерти на них

обратили внимание. Он первый подразделил управление фирмой на 6 основных

функций:

· Техническая – связана с управлением технологиями производства.

· Коммерческая – отражает коммерческую деятельность фирмы, т.е.

закупка, сбыт и обмен.

· Финансовая – поиск и управление капиталом.

· Бухгалтерская – учет ресурсов предприятия.

· Страховая – обеспечение безопасности фирмы (охрана).

· Административная – непосредственное управление фирмой.

Принципы теории Файоля:

- Корпоративная ответственность за дела фирмы;

- совмещение индивидуальных запросов работников с коллективными,

подчиненность инд. интересов общим;

- четкое разделение труда по функциям и операциям;

- вознаграждение определяется личным вкладом работника и деятельностью

трудового коллектива;

- по мнению Файоля, работники должны овладевать смежными профессиями;

- стабильность пребывания персонала в должности, кадры среднего и низового

уровней менеджеров желательно набирать из числа людей со средним уровнем

развития.

- централизация и иерархия управления, единоначалие.

в) Бюрократический М-т

Макс Вебер (1864-1920) – родился в очень образованной и богатой семье. Юрист,

профессор трех университетов Германии. Он занимался изучением капитализма и

предпринимательства и пришел к выводу, что приоритетным является развитие

государства, а на этой основе общества и человека. При этом благосостояние

нации зависит от индивидуальных познавательных способностей человека и от

индивидуальных мотиваций.

Для того чтобы можно было организовать социальное взаимодействие людей

необходима рациональная система власти на уровне государства. При этом многое

зависит от поведения бюрократии. Вебер считал, что общество часто не

соглашается с разумными требованиями государства и поэтому необходимо

принуждение. По мнению Вебера, власть может быть эффективной, если:

1 – она опирается на традиции

2 – бюрократия, т.е. власть должна быть очень рациональной и прагматичной

3 – власть должна быть харизматичной, т.е. тот, кто руководит должен быть

авторитетом для общества.

Вебер считал, что разработал прагматическую модель развития и управления

обществом, где полезное перевешивает определенные недостатки и

несоответствия. По мнению Вебера при управлении социально-экономическими

системами нужно опираться на четкие правила и прниципы, но помнить, что не

может быть точных повторений ситуаций и управленческих действий. Конструкция

управления (шире – государства) зависит от индивид. мотивациии и познават.

способностей человека. Только зная мотивацию поведения людей, можно

добиваться эффективного управления государством. Ядром философии ученого

является представление жизни как «борьбы человека против человека». Именно в

этой вечной борьбе за выживание и появляется возможность для развития и

эффективной экономической деятельности. Исходя из данной философии, Вебер

вывел парадигму капитализма, в основе которой лежит коммерческое отношение к

любым общественным процессам. Цель любого капиталистического предприятия –

получение прибыли, а средства достижения для этого – рациональная организация

труда и производства.

Черта западного менеджмента – это сочетание стремления к прибыли с

рациональной дисциплиной и использованием науки, причем серьезное внимание

уделяется созданию бюрократической организационной структуре.

Вебер оставил в наследство четко разработанную, обоснованную теорию

бюрократии, которая означает замену личного контроля над человеком на орг.

контроль специализированных на управлении административных органов.

Теория Вебера опирается на принципы бюрократического управления:

-строгое функциональное разделение управленческих функций;

- соблюдение иерархии служебных отношений, четкая административная структура,

разграничение управленческих постов, единоначалие;

- жесткое соблюдение трудовой и технической дисциплины;

- безусловное выполнение работниками всех инструкций, предписаний, норм и

стандартов;

- руководители фирмы должны обеспечить работникам социальную защищенность;

- продвижение по служебной лестнице должно зависеть не от личной прихоти

руководителя, а от профессиональных качеств и способностей работника.

3. Управление с позиции человеческих отношений и науки о поведении людей

Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений

определила М-т как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

Исследования, проведенные психологом Маслоу, доказали, что мотивами поведения

людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного

управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в

денежном выражении. Производительность труда рабочих оказалась способной к

повышению не столько в связи с повышением зарплаты, сколько в результате роста

удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

Концепция управления с позиции науки о поведении направлена на повышение

эффективности, жизнедеятельности фирмы (организации) в результате лучшего

использования человеческих ресурсов → с этой целью проводили исследования

различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера

руководства, власти, авторитета М-ра, организационной структуры, коммуникации в

организации, изменение содержания работы и качества труда.

Данное направление развивалось в 30е гг., а реально в 50е гг.

Представители поведенческих наук разрабатывали методы управления персоналом,

которые позволяли использовать психологические и социальные особенности

работников, кроме этого их интересовали проблемы развития партнерских

человеческих отношений между руководителем и персоналом, вовлечение

работников в управленческие процессы.

Школы человеческих отношений и поведенческих наук.

1) Школа промышленной психологии (Х. Мюнстенберг) – развивалась в первой

четверти ХХ века. Основное внимание уделяется правильному подбору и

расстановке кадров. Работники должны соответствовать по своим психологическим

параметрам (типу личности, темпераменту, рефлексии, способностям) занимаемой

должности. Отбор следует проводить согласно тестам и психологическим

испытаниям.

2) Школа партнерских отношений (Мэйо, Красовский) – внимание к развитию

партнерских отношений между руководителем и работниками: взаимодействие

построено на отношениях сотрудничества и доверия, работники делегируют

полномочия, привлекают к принятию производственных решений; развивают

неформальные отношения.

3) Школа лидерства (Мак Грегор, Ликарт Р., Ф. Фидлер) –развитие лидерства

среди руководителей и персонала, использование различных стилей руководства:

от авторитаризма к демократии, изучение и использование приемов неформального

влияния на работников, использование различных форм власти и видов

авторитета.

4) Психоаналитическая школа (З. Фрейд, К. Юнг) –уделяют внимание прежде всего

механизму психологического воздействия на личность работника в процессе

управленческого общения.

5) Школа «человеческих отношений», первая половина ХХ века (Э. Мэйо, К.

Арджирис, Ф. Херуберг). Основное внимание уделено выявлению роли отношений в

малых неформальных группах и использованию в управлении психологических и

социальных особенностей неформальных групп в организации. Они не согласны с

классиками менеджмента, что успех управления зависит от максимального

разделения труда по функциям. Главное – это забота о сотрудниках и

удовлетворение их потребностей, консультации с работниками, гибкая

организация отношений.

Эмпирическая школа управления, 60-е годы (П. Дракер, Р.Дэвис, Д. Миллер)

– основное направление их деятельности –изучение содержания труда и функций

руководителей. Менеджерам, независимо от должности, следует осуществлять такие

функции:

- определение целей предприятия, путей их достижения и постановка

конкретных задач перед работниками;

- организация деятельности персонала путем классификации работ,

создания соответствующей структуры;

- стимулирование деятельности работников путем методов координации

работ, поощрения и наказания;

- нормирование, анализ и оценка деятельности персонала

4) Развитие менеджмента во второй половине ХХ века

Современные научные подходы М-та:

- процессный

- ситуационный

- системный

- маркетинговый

- предпринимательский

1) Процессный подход. Теоретики процессного подхода рассматривают менеджмент

фирмы как ряд функций, которые в обязательном порядке связаны между собой. Т.

е. менеджер фирмы обязан не просто выполнять одну-две основные функции в

своей деятельности, а уметь работать в режиме комплекса различных функций.

Причем эти функции он должен научиться координировать между собой. Все эти

функции необходимо выполнять не вразнобой, а последовательно, объединяя в

замкнутый управленческий цикл. Данный цикл состоит из следующих функций:

- стратегический маркетинг – выработка стратегии действий коллектива

или фирмы на основании изучения рыночной ситуации, прогнозировании,

сегментации, анализа производства и конкурентоспособности;

- планирование – это составление программы действий по выполнению

стратегий на основе анализа внешней и внутренней среды, разработки и оценки

различных вариантов действий(планы стратегические, тактические, оперативные);

- организация работ, мероприятий по выполнению разработанных планов;

- контроль за результатами – обеспечение выполнения мероприятий;

- мотивация – система действий, побуждающая персонал к эффективной

работе;

- анализ (регулирование) работ, их корректировка –изучение факторов

внешней и внутренней среды, которые оказывают влияние на весь процесс

деятельности, принятие мер;

- центральная функция – это координация, увязка всех функций между собой.

Это все основные функции, + к этому еще и конкретные функции.

Такова логика процессного подхода. Он предлагается для использования не

только высшим менеджерам, но и средним звеньям управления, руководителям

низших уровней. Менеджеров воспитывают работать четко по этому

управленческому циклу (это сложно).

2)Системный подход. Один из сложных подходов, при котором объект, работа

является совокупностью взаимосвязанных компонентов, имеющих собственные

ресурсы, цели, связи с внешней средой.

При системном подходе фирму рассматривают как единое целое, которое состоит

из ряда взаимосвязанных компонентов. И именно сама фирма порождает данные

компоненты, а не они ее. Т. е. вся деятельность организации, персонала

зависит именно от самой фирмы, ее ядра, ее высшего управленческого звена, а

все остальное вторично.

1. главное заключается в умении организовать взаимодействие компонентов так,

чтобы это взаимодействие приносило дополнительный эффект, прибыль. Это эффект

синергии, когда 1+1=3.

2. следующее условие системного подхода –это взаимоувязка и взаимодействие

организации (внутренней среды) и внешней среды. Менеджер действует в

соответствии с утверждением, что внешняя сфера определяет деятельность фирмы.

Без взаимодействия с внешней средой фирма (открытая система) работать не

сможет. Следовательно менеджер должен прежде всего уметь прогнозировать

возможные ситуации во внешней среде, быть готовым к ним и, наконец, менеджер

должен быть толерантным (коммуникабельным) по отношению к внешней среде.

Схема взаимодействия организации и внешней среды при Системном подходе

(«черный ящик»)

Лекция: Лекции

внешняя среда

вход процесс деятельности выход

Лекция: Лекции Лекция: Лекции Лекция: Лекции

в организации

Лекция: Лекции Лекция: Лекции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ