Рефераты
 

Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

| |

| |

|ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ |

| |

|Исторический факультет |

|Кафедра всеобщей истории |

| |

|Полещенко Д.А. |

| |

| |

|Изучение вопросов развития советской культуры |

|20-30-х годов на уроках истории. |

| |

| |

|Дипломная работа |

|студента 5 курса исторического факультета |

| |

| |

| |

| |

|Научный руководитель |

|кандидат исторических |

|наук, доцент Гранина Л.В. |

| |

| |

| |

| |

| |

|Орел, 2000 г. |

| |

Содержание

Стр.

Введение

Глава I. Основные тенденции развития культуры СССР 20-30-х годов и

факторы влияющие на особенности ее развития

1. 1. Теоретические разработки основ новой культуры.

2. Сложившаяся школа рассмотрения вопросов развития культуры 20-30-

х годов в исторической науке советского периода.

3. Новые подходы к рассмотрению вопросов культуры СССР 20-

30-х годов в работах современных историков.

4. Общие проблемы развития культуры 20-30-х годов в СССР в

искусствоведческих работах.

Глава II. Изучение вопросов развития культуры Советского Союза 20-30

годов ХХ века в учебной методической литературе.

1. Анализ учебной литературы

2. Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов в

научно-исторической литературе

Глава III. Экспериментальная разработка уроков по теме: «Изучение вопросов

развития советской культуры в 20-30-х годах на уроках истории».

Заключение

Литература

Приложение

Введение

В настоящее время наблюдается процесс изменения системы исторических

взглядов, начавшийся более 10 лет назад. Историки постепенно отходят от

формационного подхода к изучению истории, лидирующие позиции в последнее

время занимает цивилизационный подход. В связи с этим изменяется вся

структура исторического знания, все большее внимание уделяется проблемам

развития культуры, проблемам взаимовнимания культуры и общества, его

социальной структуры, типа государственного устройства, ареала обитания.

Появление новых точек зрения, изменение отношения к культуре в сторону

повышения интереса к ней рождают новые подходы, не нашедшие отражения в

школьных учебниках. Появление новых типов школ, в программу которых введены

расширенные блоки информации по культуре, так же обуславливает

необходимость создания единой концепции преподавания вопросов развития

культуры в школьном курсе истории.

Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия не

сорентированы на раскрытие данной проблемы. В практике преподавания блока

информации по культуре среди учителей отсутствует единая система, что

приводит к отсутствию у учащихся унифицированной концепции по данному

вопросу. Учителя в основном однотипно подходят к выбору методики. Как

правило это лекции учителя и сообщения учащихся по тому или иному вопросу.

Методический аппарат по проблеме изучения вопросов развития отечественной

культуры необходимо создавать заново, так как имеющиеся методические

рекомендации утратили свою актуальность в свете изменения системы

исторического знания.

Положение с изучением вопросов развития культуры в системе

школьного исторического образования в настоящее время привело к

необходимости углубленного исследования проблемы обозначенной в теме

дипломной работы.

Объектом исследования является система исторических представлений,

фактов, понятий, причинно-следственных связей по вопросам развития культуры

СССР в 20-30-е годы.

Предметом исследования являются нетрадиционные приемы, формы, методы

усвоения культуры в школьном курсе изучения истории.

Цель исследования была определена на основе теоретического изучения

проблемы, анализа ее состояния в практической деятельности учителей и имело

своей задачей разработать и экспериментально проверить новые нетрадиционные

подходы и методы изучения вопросов развития отечественной культуры в 20-30-

е годы ХХ века.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были

сформулированы задачи исследования:

- Изучить научно-историческую литературу с целью выявления основных

подходов к изучению проблемы;

- Провести анализ научно-методической литературы с целью

определения степени освещения вопроса;

- Определить ориентацию основных и дополнительных учебных пособий

по истории по отношению к изучаемой проблеме;

- Отобрать содержание на основе новых принципов для

экспериментальных уроков;

- Разработать модели нетрадиционных уроков, в соответствии с

отобранным содержанием;

- Проверить на практике эффективность разработанной

экспериментальной методики.

Цель, объект, задачи исследования обусловили его источниковедческую

базу и методы исследования. В качестве источников использовались учебные и

методические пособия по изучаемой проблеме, монографии, искусствоведческие

работы. Одним из методов было наблюдение уроков истории. В ходе

экспериментального изучения проблемы проводились беседы с учителями

истории, анализировалась учебная документация. Одним из ведущих источников

экспериментального изучения проблемы был анализ работы учителей истории в

средней школе № 27 г. Орла.

Материалы данного исследования считаю возможным использовать в

практике преподавания учителей всех типов школ и учебных учреждений с

гуманитарным уклоном.

Практическое значение исследования заключается в возможности

внедрения в практику работы учителей моделей, разработанных

экспериментальных уроков по соответствующей проблеме.

Опробации результатов исследования, сами результаты исследования

обсуждались на методических объединениях учителей истории Железнодорожного

района г. Орла, на кафедре всеобщей истории ОГУ.

Глава I. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

КУЛЬТУРЫ СССР 20-30-х ГОДОВ И ФАКТОРЫ

ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1. Теоретические разработки основ новой культуры.

Рассмотрение вопросов развития советской культуры невозможно без

изучения основных законодательных актов советского правительства и

документов, подписанных лично Лениным В.И. в 20-е годы.

Необходимо отметить, что все документы, относящиеся к этому периоду,

отражают общее отношение советской власти к вопросам развития новой

культуры. В законодательных актах получили отражение все спорные вопросы

развития советской культуры.

В постановлении X всероссийского съезда рабочих, красноармейский и

казачьих депутатов по докладу народного комиссариата просвещения от 27

декабря 1922 г.1 отмечено: «Народный комиссариат по просвещению совершенно

правильно наметил широкую программу народного образования, включающую в

себя:

а) план создания единой трудовой школы, связанной с сетью дошкольных

учреждений, на основе бесплатного и обязательного обучения…;

_______________

1 Культурное строительство в РСФСР 1917-1927, т.I; М.: «Советская

Россия», 1984, с.13.

б) широкую просветительскую работу как политического, так и общего

характера путем расширения сети библиотек, изб-читален, школ для взрослых,

аппаратов ликвидации неграмотности и советских партийных школ;

в) профессиональное образование, среднее и высшее, а так же

внешкольные методы поднятия профессионально-технической квалификации

рабочих».

В резолюции I всероссийского съезда губернских школьных инструкторов

по докладу Крупской Н.К. «Политическая работа среди учащих и учащихся»1

отмечается:

1) школа не может быть аполитичной, должна полно и всесторонне

отражать советское строительство и органически заполнятся

коммунистическим содержанием;

…4) политическая работа требует от учащих коммунистического

мировоззрения, не может базироваться только на культурнических мнениях и

должна преследовать дело коммунистического воспитания подрастающего

поколения, конкретного и важного доказательства преимущества данных

общественных форм перед другими.

В резолюции Х съезда РКП(б) «О Главполитпросвете и агитационно-

пропагандистских задачах партии от 8-16 марта 1921 г.»2 отмечается:

_____________

1 Культурное строительство в РСФСР 1917-1927, т.I; М.: «Советская

Россия», 1984, с. 31.

2 Культурное строительство в РСФСР 1917-1927, т.I; М.: «Советская

Росси», 1984, с. 153.

1. Центр тяжести работы Главполитпросвета и его органов должен лежать

в агитационно-пропагандистской работе среди внепартийных масс и их

культурном просвещении…

Центр тяжести работы агитационно-пропагандистских отделов партийных

комитетов, кроме руководства соответствующими органами политпросветов,

должен лежать в работе внутри партии по поднятию сознания ее членов и их

коммунистическому воспитанию.

…8. Виднейшие литераторы должны быть партийно обязаны принять участие

в составлении популярных брошюр … по очередным вопросам советского

строительства.

Помимо резолюций партийных органов дающих представление о политике

партии в области народного образования и использовании культуры в качестве

агитационно-пропагандистского органа партии, существует несколько

документов, являющихся основополагающими в процессе становления

отечественной культуры.

Одним из документов является первый декрет Совета Народных Комиссаров

о «монументальной пропаганде» разработанный в соответствии с планом

«монументальной пропаганды» Ленина В.И. В документе отмечается, что «Во

ознаменование великого переворота, преобразовавшего Россию, СНК

постановляет:

1. Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг, и не

представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной

стороны, подлежат снятию с площадей и улиц…

…3. Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и

организовать широкий конкурс по разработке проектов памятников,

долженствующих ознаменовать великие дни для Российской социалистической

революции.

…5. Той же комиссии поручается спешно подготовить декорирование

города в день 1-го Мая и замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и

т.п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России».1

В этот законодательный акт наравне с другими документами разработанными с

соответствии с планом «монументальной пропаганды» явились определяющими в

развитии советской архитектуры на целые десятилетия.

Большую роль в развитии в советской культуры 20-30 годов сыграли документы

о пролеткультах. В выписке из протокола № 131(61) заседания пленума ЦК от

10.10.1920 года (вечер) отмечено:

«12а) партийная резолюция Политбюро, одобряет в основном проект инструкции,

выработанной Главполитпросветом, поручить политбюро _____ редакцию

резолюции о формах слияния Пролеткульта и Наркомпроса для более точного

отражения той мысли, что работа Пролеткульта в области научного и

политического просвеще

_______________

1 Известия ВЦИК, 14 апреля 1918 г.

ния сливается с работой Наркомпроса и Губнаробразов. В области же

художественной (музыкального, театрального, изобразительного искусства,

литературного) работа Пролеткульта остается автономной и руководящая роль

органов Наркомпроса, сугубо просмотренная РКП сохраняется лишь для борьбы

против левых буржуазных уклонений».1

Тот же вопрос рассматривается в письме ЦК РКП(б):

«2. Творческая работа Пролеткульта должна являться одной из составных

частей работы Наркомпроса как органа, осуществляющего пролетарскую

диктатуру в области культуры.

…Пролеткульт возник до Октябрьской революции. Благодаря этой (от

Советской власти) независимости в пролеткульт нахлынули социально чуждые

нам элементы, элементы мелко-буржуазные, которые иногда фактически

захватывают руководство пролеткультами в свои руки.

…В слиянии Губнаробразов с Пролеткультами ЦК видит залог того, что

лучшие пролетарские элементы, до сих пор объединявшиеся в рядах

пролеткультов, теперь примут самое активное участие в этой работе, и тем

помогут партии придать всей работе Наркомпроса действительно пролетарский

характер".2

___________________

1 Ленин В.И. «О литературе и искусстве»; М.: «Художественная

литература», 1967, с.594.

2 Ленин В.И. «О литературе и искусстве»; М.: «Художественная

литература», 1986, с.410.

В полной мере политику партии в области культуры раскрывает

постановление ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной

литературы» принятое в 1925 г., в нем указывается на необходимость создания

особых пролетарских организаций в области литературы и искусства», которые

путем «тактического и бережного отношения к попутчикам обеспечили бы все

условия для возможно более быстрого их перехода на сторону коммунистической

идеологии».1

Основополагающим документом партии, на десятилетия определившим

развитие советской культуры, полностью исключившим плюрализм в советской

культуре, стало постановление ЦК РКП(б) «О перестройке литературно-

художественных организаций». В нем отмечалось, что «отдельно существующие

пролетарские литературно-художественные организации становятся уже узкими и

тормозят серьезных размах художественного творчества. Это обстоятельство

создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей

мобилизации советских писателей и художников вокруг задач

социалистического строительства в средство культивирования кружковой

замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных

групп писателей и художников сочувствующих социалистическому

строительству».2

_________________

1 О партийной и советской печати, Сб. док. 14., 1954, с. 345, 346.

2 О партийной и советской печати, Сб. док. 14., 1954, с. 431.

Рекомендовалось создать крупные литературно-художественные

объединения по отраслям культуры, союз писателей, союз музыкантов и т.п.

Все эти документы защищали принцип партийности в развитии советской

культуры, поставили ее под жесткий контроль государства.

Несомненный интерес представляет точка зрения Ленина В.И. на

пролетарскую пропаганду. Владимир Ильич не успел детально разработать план

построения новой культуры, но его точка зрения отрывочно просматривается в

различных выступлениях, документах, письмах. Наиболее полно свой взгляд на

эту проблему Владимир Ильич оформил в «Проекте резолюции о пролетарской

культуре» от 8.10.20 г., где указывается, что:

«1. В Советской рабоче-крестьянской республике вся постановка дела

просвещения, как в политико-просветительской области вообще, так и

специально в области искусства, должна быть проникнута духом классовой

борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т.е. за

свержение буржуазии, за умножение классов, за устранение всякой

эксплуатации человека человеком.

2. Поэтому пролетариат как в лице своего авангарда, коммунистической

партии, так и в лице всякого рода пролетарских организаций

вообще, должен принимать самое активное участие во всем деле

народного просвещения.

3. Весь новейший опыт истории… доказал бесспорно, что только

миросозерцание марксизма является правильным выражением

интересов, точки зрения и культуры революционного пролетариата».1

Полностью признавая гегемонию пролетарской культуры Ленин отмечал так

же необходимость соблюдения и демократических принципов. Указывал, что

«каждый волен писать и говорить все, что ему угодно, без малейших

ограничений"».2 Ограничениями могут служить только буржуазные взгляды,

которые могут помешать «закономерному развитию пролетарской культуры».3

Неоценимо большую роль в разработке идеолого-теоретических основ

новой культуры сыграла Крупская Н.К. Надежда Константиновна внесла

посильный вклад в теоретическую разработку основ новой культуры.

Крупская считала, что культура не образуется одномоментно, а

базируется на наследии культуры предыдущих поколений. «Культура данной

эпохи – это как бы фотографический снимок общественной жизни того времени.

История данной эпохи – это описание цепи последовательных

событий, … это как бы кинематографический снимок прошлого».4

________________

1 Ленин В.И. « О пролетарской культуре», М.: Изд. политической

литературы, 1983, с. 26.

2 Ленин В.И. «О литературе и искусстве»; М.: «Худ. лит.», 1986, с.

35.

3 Ленин В.И. «О литературе и искусстве»; М.: «Худ. лит.», 1986, с.

41.

4 Крупская Н.К. «Об искусстве и литературе»; М.-Л.: Искусство,

1963, с. 79.

Великий педагог Н.К. Крупская считала, что идеология господствующего

класса определяющей идеологии и в культуре, и во всех других сферах

общественной жизни. Господствующий класс «имеет тысячу путей, чтобы

навязать свое мировоззрение, свою культуру массам».1

На начальном этапе строительства социализма, по мнению Крупской Н.К.,

главенствующие позиции за собой удерживает буржуазная культура, сумевшая

«пропитать своим духом широкие слои населения»,2 но с началом активного

строительства социализма будет «брать верх» новая социалистическая

культура, рожденная в среде нового господствующего класса – пролетариата.

Значение культуры для становления социализма огромно, Крупская хорошо

осознавало это. «Громадное значение искусства, - писала Крупская в статье

«Вопросы, требующие разрешения», в 1925 г., - создающую общее настроение,

ярко выявлялось в деле гражданской войны…».3 Это лишь подтверждает правило

о громадном значении искусства в деле общей победы социализма. Во второй

половине 20-х годов, по мнению Крупской, «нужно найти новые формы этого

искусства».4

Искусство должно служить цели внедрения нового

________________

1 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-Л.:Искусство,1963,с.

80.

2 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-Л.:Искусство,1963,с.

80.

3 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-Л.:Искусство,1963,с.100

4 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-Л.:Искусство,1963,с.100

сознания в массы – сознания «великой роли рабочего класса»1 в мировом

историческом процессе, каждый рабочий должен проникнуться этой идеей,

только тогда возможен «переход рабочего класса из распыленного

деклассированного состояния в состояние спаянного громадного коллектива».2

Все формы культуры обладают большим воздействием на человека, поэтому

необходимо введение цензуры. Например, если ставится буржуазный фильм,

который порождает совсем другие чувства – не те, которые помогают

пролетариату сплотиться, стать сознательнее, - такие фильмы никуда не

годны».3 Так и все другие формы культуры наполненные содержанием не

марксистского характера могут способствовать распространению буржуазной

культуры, что недопустимо, поэтому «если мы хотим помочь партии в сплочении

и поднятии их сознания, надо особенно внимательно смотреть на содержание …»

4 художественных произведений.

Задача искусства в 30-е годы – отражение исторических побед

коммунизма, создание революционного настроения в массах.5

_______________

1 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-

Л:Искусство,1963,с.102.

2 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-

Л.:Искусство,1963,с.102.

3 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-

Л.:Искусство,1963,с.104.

4 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-

Л:Искусство,1963,с.104.

5 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-

Л:Искусство,1963,с.107.

Большой интерес представляет личность величайшего теоретика-

искуствоведа тех лет Луначарского А.В. Анатолий Васильевич более 30 лет

занимался проблемами советской культуры. Он четко оценивал влияние

революции на культурное развитие страны. Луначарский писал: «…Я жду от

влияния революции на искусство очень многого, попросту говоря – спасения

искусства их худшего вида декаденства, из чистого формализма; революция

должна возвратить искусство к его настоящему назначению – мощному и

заразительному выражению великих мыслей и великих переживаний».1

Определяя основные направления государства в области культуры,

Анатолий Васильевич писал, что «рядом с этим у государства есть и другая

постоянная задача… - распространять революционный образ мыслей,

чувствований по всей стране».2 По мнению Луначарского искусство есть

мощное оружие агитации, и революция стремится приспособить искусство в

агитационных целях».3

Таким образом, Луначарский А.В. осознавал всю важность культуры и

искусства для формирования нового социалистического общества, поэтому

развитие искусства

________________

1Луначарский А.В.«Об искусстве» в 2-х т.,т.2,М.:«Искусство»,1982,

с.75.

2 Луначарский А.В.«Об искусстве» в 2-х т.,т.2,М.:«Искусство»,1982,

с.75

3 Луначарский А.В.«Об искусстве» в 2-х т., т.2,М.:«Искусство»,1982,

с.77.

нового типа он считал первостепенной задачей советской власти.

Луначарский размышляя о зарождении новой культуры понимал, что

советская культура находится в тесном взаимодействии с культурным наследием

царской России и с культурным наследием других стран, и призывал к

«критическому усвоению буржуазной культуры, ее высших достижений»,

указывал, что учится у прошлого …(необходимо) с чрезвычайной осторожностью,

исходя из классовой точки зрения».1

Большое значение Анатолий Васильевич уделял проблеме идеологии в

культуре. Он считал, что «полная победа пролетарской идеологии придет с

известным запозданием и путем усиленного художественно-творческого и

литературного труда».2 Перенесение политической диктатуры пролетариата в

область культуры Луначарский считал ошибкой. Пролетарская культура сама

должна себе «завоевать руководящее место»3 в культурной сфере. Оценивая

обстановку сложившуюся в

области культуры в 20-е годы Анатолий Васильевич считал, что «пролетарская

литература созрела, она выдвинула численно значительные кадры пролетарских

писателей, …что

____________________

1 Луначарский А.В.«Литература нового мира»,М.:«Советская Россия»,

1982, с. 20

2 Луначарский А.В. «Литература нового мира», М.: «Советская

Россия», 1982, с. 11.

3 Луначарский А.В. «Литература нового мира», М.: «Советская Россия»,

1982, с. 11.

от гегемонии пролетарской литературы (в то время) отделяли лишь немногие

годы».1 В то же время он пишет о слабости пролетарской культуры, о

необходимости ее поддержки со стороны партии, но предостерегает от

возможности насильственной гегемонии какой-либо художественной организации.

Отдельное внимание Луначарский уделяет так называемым «попутчикам»,

т.е. писателям и другим деятелям искусства, имеющим незначительные

разногласия с официальной идеологией.2 К работам этих авторов, как и к

«буржуазным» произведениям Луначарский предлагал издавать своеобразные

аннотации.

Задачи правительства в области культурного воспитания масс

Луначарский определял следующим образом: «1) агитационно-пропагандистская

работа через посредство искусства, 2) всяческая помощь выявлению

самостоятельного классового пролетарского, и рядом с эти и крестьянского

искусства и 3) популяризация великих произведений прошлого, хотя бы и не

имеющих характера прямой пропаганды и агитации».3

Отмечая огромную агитационную силу искусства

______________________________

1 Луначарский А.В. «Литература нового мира», М.: «Советская Россия»,

1982, с. 12.

2 Луначарский А.В. «Литература нового мира», М.: «Советская Россия»,

1982, с. 18.

3 Луначарский А.В.«Об искусстве» в 2-х т.,

т.2,М.:«Искусство»,1982,с.84.

Луначарский указывал на недостаточное развитие советского искусства для

этих целей.1

В статьях и речах Бухарина отсутствует развернутое и последовательное

изложение теории пролетарской культуры (он этим не занимался); нет в них и

конкретно сформулированной программы построения пролетарской культуры.

Упоминание о взглядах Бухарина на проблемы развития отечественной

культуры встречаются во всех его выступлениях. Николай Иванович вступал в

полемику со многими советскими идеологами того времени: с Троцким,

Крупской, Лениным. Система взглядов Бухарина на проблемы становления новой

культуры - отличная по целому ряду аспектов от официальной. В частности,

Николай Иванович считал, что художественная литература – «мощное оружие

борьбы классов».

«Господство пролетариата несовместимо с господством

непролетарской идеологии, в частности, непролетарской литературы. Если в

период своей диктатуры пролетариат не овладеет постепенно всеми

идеологическими позициями, он не перестанет быть господствующим классом.

Культура в классовом обществе не только не может быть нейтральной, но

активно служить тому или иному классу».2

Определяя законы развития культуры Бухарин Н.И.

_________________

1 Луначарский А.В. «Об искусстве» в 2-х т., т.2, М.:

«Искусство», 1982, с. 105.

2 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им.с.

70.

отмечал, что она «не может не быть подчинена законам классовой борьбы»,1

особенно, по мнению Николая Ивановича, «это верно для современной эпохи

войн и революций».2 В этот период, отмечает Бухарин, советский народ

завоевал только власть, но гегемоном в культуре так и не достиг гегемонии,

следовательно, эту «задачу необходимо поставить таким образом, чтобы

гегемонию эту завоевать».3 Завоевание этой гегемонии не должно было

происходить какими-либо насильственными методами, «чтобы не сделать

промахов, и относительно борьбы с попутчиками (представители культуры не

принадлежавшие ни к одному из направлений) и т.д.».4 Бухарин стоял на

позициях моментального освобождения инициативы в различных организациях;

убеждал, что «пусть наряду с МАППом и ВАППом будет сколько угодно кружков

и организаций»; ратовал «за общее руководство и за максимум соревнования

между различными течениями в литературе.

Бухарин отмечает однобокое развитие советской живописи, перспективным

считает только реалистическое направление в искусстве, живописное искусство

других направлений, превращается в какую-то систему уродливой тайнописи,

рационализированной иррациональности».5

_________________

1 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им. с.

70.

2 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им. с.

71.

3 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им. с.

73.

4 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им. с.

73.

5 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им.

с.202.

Он убеждал, что только реалии социалистического общества дают

неисчерпаемую тему для сюжетов, позволяют советскому искусству, идти вперед

вместе с мощным потоком социалистического строительства, руководимой нашей

славной и боевой партией».1

В 20-е годы оформилась официальная позиция государства в отношении

развития новой культуры, выращенная в трудах советских теоретиков культура

воспринималась как неотъемлемая часть пропагандистской машины, и,

следовательно, должна была быть поставлена под партии. Взгляды на

возможность свободы художественного творчества существенно разнятся от

практически полной свободы у Троцкого до поставления под полный

государственный контроль у его оппонента Бухарина, Луначарского и т.д. Для

облегчения воздействия на массы через культуру необходимо было пресечь

плюрализм в художественных объединениях, поставить их под жесткий

государственный контроль. Всеми авторами признается приоритет литературы

над другими формами искусства, подчеркивается значение зрелищных форм

искусства. Всеми подчеркивается значение культуры в формировании нового,

социалистического сознания.

Наиболее полно все аспекты становления новой пролетарской культуры

изложены в трудах Троцкого Л.Д., который осознавал огромное влияние

культуры в деле

_______________

1 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им.

с.210.

формирования мировоззрения масс.

Взгляд Троцкого на культуру отличался от официальной идеологии, его

труд «Литература и революция» был переведен в разряд запрещенных сразу же

после выхода в 1923 г.

Рассуждения Троцкого часто напоминают сталинские характеристики

культурных процессов. Сходство многих постулатов Троцкого и Сталина

позволяет предположить, что их борьба была больше борьбой за личную власть,

нежели борьбой за различный культурный путь развития.

Нередко Троцкий думает совсем по сталински: кто не с нами, тот против

нас, главное в искусстве – политическая ориентация и содержание, а в сфере

художественности, формы можно допустить и известные вольности. Так,

художественная политика должна состоять в том, что все деятели культуры

оцениваются с категорическими критериями: за революцию или против

революции. В области художественного самоопределения необходимо, по его

мнению, предоставить культурной интеллигенции полную свободу.

Задача культуры и искусства – «переплавка человека», создание

человека с новым революционным сознанием.

Однако не следует идеализировать идею Троцкого о культурной политике,

в ней есть и желание учесть специфику искусства, и жестокость, «мнущая

тебя, подтягивая вожжи».1 Он пишет: «Есть области, где

партия руководит

_______________________________

1 Троцкий Л.Д.«Литература и революция»; М.:Военная литература,

1991.

непосредственно и убедительно. Есть области, где она

контролирует и содействует. Есть области, где она только ориентируется.

Область искусства не такая, где партия призвана командовать. Она может и

должна ограждать, содействовать и лишь косвенно – руководить. Она может и

должна оказывать кредит доверия художественным группировкам, искренне

стремиться ближе подойти к революции, чтобы художественно ее оформить».1 Но

вместе с либерализмом он высказывал точку зрения о недопустимости самотека

в литературном процессе. При этом Троцкий ужесточает требование

вмешательства, доводит его до постоянства. «Совершенно очевидно, что в

области искусства партия не может ни на один день придерживаться

либерального принципа: «предоставить вещам идти своим ходом».2 В 20-30-е

годы, считает Троцкий, «никаких готовых решений по вопросу о формах

стихосложения, об эволюции театра, об обновлении литературного языка, так

же как в другой плоскости – у нас нет и не может быть готовых решений …».3

Троцкий допускает появление этих решений в скором будущем.

_______________

1 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература,

1991, с. 170.

2 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература,

1991, с. 172.

3 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература,

1991, с. 14

Задачи Пролеткульта Троцкий стремиться свести к борьбе за повышение

культурного уровня рабочего класса. Троцкий критикует пролеткульт за то,

что тот стремится идти по разрушительному пути отвержения культуры прошлого

и насаждения «искусственной и беспомощной новой классово-полноценной

культуры».1

Отмечая стадию развития советской культуры начала 20-х годов, он

считает, что она «не есть еще эпоха новой культуры, а только предверие к

ней».2 Становление новой культуры - боевая задача пролетариата, на

выполнение которой нельзя жалеть ни сил, ни средств».3 Развитие новой

культуры, по мнению Троцкого, связано с развитием всего советского

государства, во многом повторяет все этапы этого развития.

В 20-е годы это было общепризнанным, и он не раз об этом говорил –

считался единственным в верхнем эшелоне большевистской партии однозначным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ