Рефераты
 

Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

рекомендует включить по ассоциации текст Ленина: «Мы прошли победным

триумфальным шествием из конца в конец громадной страны. Мы поднимем к

свободе и к самостоятельной жизни самые низшие из угнетенных царизмом и

буржуазией слои трудящихся масс».1

Необходимо обращение к картине Юона К.Ф. «Рождение новой планеты».

Это произведение ассоциируется у учащихся с трудным рождением нового мира.

Формирование новой культуры невозможно без появления новых героев,

новых тем, новых идейно-этических нравственных норм, появления новых форм

искусства. Учащиеся рассказывают о появлении агитационно-политического

театра Маяковского В.В., деятельности Мейерхольда В.Э., Марджавского К.А.

В 1923 г. возникает особый жанр эстрадно-театральных представлений,

театрализованных действий, вышедших на улицы и площади – инсценированная

«живая газета», отражающая жизнь страны в форме литературно-художественных

монтажей, частушек, фельетонов, хоровых и музыкальных номеров,

юмористических сценок. Роль этого жанра в практически безграмотной стране

трудно переоценить.

______________

1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории

СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 180.

Следующее занятие, рассматриваемое Косовой Г.Р., - семинар по работе

Ленина В.И. «Задачи союзов молодежи». Школьникам предлагается дома прочесть

это произведение.

В начале семинара предлагается спросить у учащихся об основных

направлениях деятельности Советского государства в области народного

просвещения. Рассматривая произведения искусства выявить, что общего в них,

какую смысловую нагрузку они несут, какие новые темы появились в этих

произведениях по отношению к произведениям прошлых лет. Раскрывается

понятие партийности в литературе и искусстве.

На уроке необходимо рассуждение о герое произведения – представителе

поколения, которое решит задачу разрушителя старого мира, перспективах

созидания нового, наконец, о пролетарской культуре и т. д.

На уроке «Заветы В.И. Ленина. Ленинский план построения социализма»

учащиеся знакомятся со взглядом Ленина В.И. на формирование новой культуры,

с текстом документов, подписанных Лениным в области культуры. Раскрывается

понятие культурной революции, говорится о том, что преобразования в

культуре неразрывны с созидательной деятельностью в самых различных

областях. Необходимо выстроить в сознании учащихся следующую логическую

цепь: революция – коренная ломка, главный ее вопрос – вопрос о

власти. В ходе революции меняется власть и меняется строй, следовательно,

можно говорить о коренных изменениях в такой области, как культура.

Сердцевина культуры – идеология. Значит, с приходом к власти пролетариата

коренным образом меняется идеология, господствующая в стране, сердцевиной

пролетарской культуры становится идеология пролетариата – марксизм-

ленинизм, культура нового общества будет выстраиваться в полном

соответствии с данной идеологией, на основе культурных достижений

предшествующего времени.

Характерные черты и стороны культурной революции рассматриваются на

отдельном уроке, фиксируются изменения во всех отраслях культурной жизни

общества.

Эта работа продолжается при изучении темы «СССР в годы

социалистической реконструкции народного хозяйства»

На уроках по теме «Победа социализма (1926-1937 г.г.)» необходимо

упомянуть о поступательном развитии советской культуры: рост грамотности,

изменение идеологии людей, руководящая роль партии во всех этих процессах

развития социалистического соревнования. Для изучения культурной революции

автор монографии рекомендует проведение семинара по этой теме. К подготовке

семинара приступают за 10-15 дней до его проведения, предлагая учащимся

высказать свои соображения по данной теме. Косова предлагает следующую

последовательность рассмотрения темы на семинаре:

1. Сущность культурной революции. 2. Культурная революция как звено

ленинского плана построения социализма. 3. Задачи культурной революции. 4.

Влияние

________________

1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории

СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 183..

культурной революции на творческую активность масс – расширение возможности

и поля деятельности масс в различных областях.1

После обсуждения в классе план занятия может быть изменен, дополнен.

Семинар должен ставить перед собой цель углубления понятия культуры,

расширить, углубить и конкретизировать понятие «культурная революция»,

отработать умение выяснять главное, видеть причинно-следственные связи,

применять теоретические положения на практике, тем самым закреплять и

развивать знания, умение и навыки.

Одна из главных задач для подобных семинаров – научить ученика

постепенно подходить к проблеме. Существует так же ряд моментов, на

которые, по мнению Косовой, необходимо обратить особое внимание.

Отмечая наличие двух культур в культуре буржуазного общества, ученики

связывают их с двумя основными классами этого общества, с присущей тому и

другому классу идеологией, ибо идеология – это сердцевина культуры.

Рассматривая пролетарскую культуру, подчеркивают ее связь с борьбой

пролетариата, раскрывают сущность культурной революции как коренного

переворота в общественном сознании – идеологии и психологии людей в их

ценностных ориентации.

На уроках показывают работу правительства по

________________

1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории

СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 186-187.

ликвидации неграмотности населения, рассказывают о положительных итогах

данной работы.

Можно ознакомить школьников с картой «Культурное строительство в СССР

за годы советской власти», где прослеживается динамика размещения

культурных учреждений; представлены диаграммы роста выпуска книг, газет,

театров, библиотек и т. д. Упоминаются успехи развития высшей школы;

системы образования вообще; значение введения всеобщего, бесплатного

начального образования; создание в 1925 г. РАН и достижения советских

ученых.

В начале урока «Развитие литературы и искусства. Художественная

культура» напоминается о достижениях советской власти в различных областях

народного хозяйства, предлагается проследить, как все эти процессы скажутся

на развитии литературы, искусства, кинематографа.1

Особое внимание уделяется архитектуре, появлению под влиянием новых

форм жизни общества нового направления в архитектуре – конструктивизм.

Рассказывается об успехах советской архитектуры, наиболее значительных ее

достижениях, таких как Днепрогэс братьев Весниных (1927-1932 г.г.),

санаторий им. Оржоникидзе в Кисловодске, дом культуры им. Лихачева в Москве

и т. д.

_________________

1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории

СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 192

Косова считает, что о литературе следует поговорить кратко, так как

достижения в этой области рассматриваются на уроках литературы, следует

лишь упомянуть о наиболее значительных произведениях, появлении новых тем,

героев в литературе. Здесь же называются имена писателей, раскрывающих

основные темы в литературе тех лет: Серафимович А.С. «Железный поток»,

Фадеев А.А. «Разгром», Шолохов М.А. «Донские рассказы», Гладков Ф.В.

«Цемент», Толстой А.Н. «Петр I». Особняком стоит наследие Горького А.М.,

показавшего в своих произведениях все стороны исторического процесса тех

лет.

Упоминается о новых темах в изобразительном искусстве, называются

имена наиболее известных мастеров. Отмечаются особенности композиций

картин, их цветового решения. В целом изобразительное искусство создает

коллективный портрет поколения, отражает его думы, чаяния, надежды.

На уроке говорится о углублении и расширении тематического искусства

в театре, перешедшего на позиции социалистического реализма. Величайшие

режиссеры того времени Мейерхольд, Станиславский воплощают на сцене

театральные постановки, отражающие темы характерные для всего искусства в

целом: тема революции и гражданской войны, сложности, с которыми

сталкивается советское правительство в первые пятилетки советской власти,

полотна русской общественной жизни и идейной борьбы в предреволюционные

десятилетия.

Эти темы являются основными и для кино, которое Ленин называл самым

массовым видом искусства, упоминаются наиболее значительные произведения

того периода: «Броненосец «Потемкин» Вишневского, фильмы о Ленине Рощина Л.

(«Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Человек с ружьем» Юткевича С.,

первый звуковой советский фильм «Путевка в жизнь» Экка Н., «Чапаев» братьев

Васильевых. Необходимо упомянуть о создании комедийного жанра в кино,

жанра музыкальной комедии, например, «Веселые ребята» Александрова Г.

Предполагается и самостоятельная работа учащихся: подготовить ответ и

план по теме «Литература и искусство». Продумать вопрос об их роли и

значении в жизни советского общества, о месте культурной революции в

построении социализма, наконец, о мировом значении советской культуры.1

На следующем уроке «Построение основ социализма» выслушивается,

анализируется мнение учащихся по вышеизложенным проблемам. Проводится

обобщение всех знаний, выясняются основные закономерности развития

советской культуры, ее зависимости от идеологии советского общества.

Называются характерные для советской культуры черты – гуманизм, народность,

партийность, интернационализм, социалистический реализм искусства.

Из анализа монографии следует, что многие из разработанных в ней

уроков являются устаревшими, некоторые из блоков информации, присутствующие

в пособии, утратили свою актуальность в школьном курсе истории. Напротив,

ряд вопросов, например, о взаимодействии литературно-художественных

организаций, о роли культа личности в пособии отсутствуют. По этим вопросам

не имеется четко разработанного аппарата, их рассмотрение отсутствует в

учебниках, то есть определенные блоки информации вообще отсутствуют в

учебно-методической литературе, что приводит к получению знаний учащимися

по данной проблеме не в полном объеме.

Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ ПО ТЕМЕ: «ИЗУЧЕНИЕ

ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ 20-30-Х ГОДОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

В данной главе учтены результаты анализа научно-исторической,

искусствоведческой литературы. Отбор содержания к разрабатываемым урокам

шел по двум направлениям. Во-первых, более детально рассматривались вопросы

развития общественной культуры, которые содержатся в учебниках. Во-вторых,

добавляется информация, отсутствующая в учебных пособиях. Содержание уроков

также составлялось с учетом современного состояния изучения проблемы

развития советского искусства в 20-30-е годы. По-новому отображена логика

материала, изменяя его последовательность от общих идеологический положений

к реализации ее в различных сферах культурной жизни. При разработке уроков

использованы новые подходы к методике проведения занятий, предлагаются

новые формы, приемы, средства, методы ведения уроков.

Методика проведения уроков учитывает опыт преподавания, отраженный в

методической литературе. Значительная часть уроков разработана на основе

авторского подхода к проблеме.

В моделях урока использованы блоки информации для развития мышления

учащихся при изучении вопросов развития отечественной культуры,

нравственного осмысления истории, формированию личностного отношения к

изучаемому материалу, учитывается эстетическое восприятие на основе

привлечения общепринятых эстетических категорий. На этой основе возникают

новые подходы к изучению проблемы.

Тема урока: «Строители новой культуры»

(урок несостоявшихся диалогов)

Урок позволяет учащимся получить дополнительную информацию о взглядах

на процесс строительства новой культуры известнейших людей страны. На уроке

рассматриваются основные теории, предлагавшиеся при строительстве новой

культуры.

Изучаются взгляды государственных деятелей, теоретиков на проблему

развития отечественной культуры.

Методической особенностью урока является форма урока – несостоявшиеся

диалоги. В конце урока ученики на основе полученной информации должны

составить собственное мнение по изучаемому вопросу.

Методические рекомендации: урок требует предварительной подготовки –

необходимо заранее дать задание ученикам разработать текст диалогов,

раскрывающих суть проблемы на основе документальной информации.

Цель урока – довести до сведения учащихся основные теоретические

разработки по вопросам строительства новой культуры.

Задачи:

а) образовательные - сформировать у учеников представление о

различных точках зрения на формирование новой культуры;

б) развивающие – развить у учащихся навыки работы с нетрадиционными

видами информации;

в) воспитательные – формирование у учащихся умения найти свою точку

зрения исходя из собственной морально-нравственной системы.

Ход урока.

Во вводном слове учитель объясняет ученикам, чем обусловлена

необычная форма проведения урока.

Считается, что в истории не существует сослагательного наклонения, и

мы должны объективно оценивать только действительно имевшие место события.

Но многие события могли бы произойти и сыграть значительную роль в

истории. Некоторые события не смогли бы изменить практически ничего.

Воссоздавая несуществующие съезды, диалоги, споры, которые действительно

могли бы произойти, мы не отходили от исторической действительности, так

как, опираясь на реальные факты истории, мы лишь не много интерпретируем

историческую действительность.

На сегодняшнем уроке мы посетили заседание несуществующей комиссии по

разработке основ новой культуры. Этой комиссии никогда не было, но все

действующие лица реальны, их взгляды на тот или иной вопрос всем известны,

их историческая правдивость не вызывает ни у кого сомнения. На заседании

комиссии оказались приглашены: Крупская Н., Ленин В, Луначарский А, Троцкий

Л., председательствовал на заседании Бухарин Н.

В следующей части урока разыгрывают задачи заранее составленный

диалог.

Б.Н. - Товарищи! Я рад приветствовать всех на заседании комиссии, я

счастлив, что не смотря на загруженность все смогли придти. Задача, которая

нас здесь сегодня собрала, одна из важнейших. Мы строим новое государство,

пролетарское государство. Государство пролетариата несовместимо с

господством непролетарской идеологии, в частности непролетарской культуры.

Если в период своей диктатуры пролетариат не овладеет постепенно всеми

идеологическими позициями, он перестанет быть господствующим классом.

Культура в классовом обществе не только не может быть нейтральной, но

активно служит классовому обществу.

Л.А. - Позвольте с вами не согласиться, товарищ Бухарин, полная

победа пролетарской идеологии придет с известным запозданием путем

усиленного художественно-творческого и литературоведческого труда.

Перенесение политической диктатуры пролетариата в область культуры –

большая ошибка.

Л.В. - Вынужден вас опровергнуть и согласиться с товарищем

председателем. Наша политика в области культуры должна быть проникнута

духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его

диктатуры, т.е. за свержение буржуазии и буржуазной культуры, а пролетариат

должен принимать самое активное участие в этом процессе.

Б.Н. – Совершенно с Вами согласен Владимир Ильич. Развитие культуры

не может не быть подчинено законам классовой борьбы, особенно это верно для

современной эпохи войн и революций. Советский народ в настоящее время

завоевал только власть, но гегемонией в культуре так и не достиг,

следовательно, эту задачу необходимо поставить таким образом, чтобы

гегемонию эту завоевать. Но завоевание этой гегемонии не должно

происходить какими либо насильственными методами.

К.Н. – Я согласна с тем, что идеология господствующего класса должна

стать определяющей и в культуре и во всех других сферах общественной жизни.

Господствующий класс имеет тысячу путей для того, чтобы навязать свое

мировоззрение, свою культуру массам.

Л.В. – Да, это тем более верно, так как миросозерцание марксизма

является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры

революционного пролетариата.

Т.Л. – Не вполне с Вами согласен, Владимир Ильич. Есть области, где

партия руководит непосредственно и убедительно, есть области, где она

контролирует и содействует, есть, наконец, области, где она только

ориентируется. Область искусства не такая, где партия призвана командовать.

Она может и должна оказывать кредит доверия художественным группировкам,

искренне стремящихся ближе подойти к революции. Как бы художественно ее

оформить. В настоящее время у партии нет и не может быть никаких готовых

решений в области культуры.

Л.В. – Я полностью согласен с тем, что каждый волен писать и говорить

все, что ему вздумается без малейших ограничений. Ограничениями могут

служить только буржуазные взгляды, которые могут помешать закономерному

развитию пролетарской культуры.

К.Н. – Но полную свободу сразу давать тоже нельзя. Например, если

ставится буржуазный фильм, который порождает совсем другие чувства – не те,

которые помогают пролетариату сплотиться, стать сознательнее, - такие

фильмы никуда не годны. Так и все другие фильмы буржуазной культуры,

наполненные содержанием немарксистского характера, могут способствовать

распространению буржуазной культуры, что недопустимо. Поэтому, если мы

хотим помочь партии в сплочении масс и поднятии их сознания, надо особенно

внимательно смотреть на содержание художественных произведений.

Т.Л. – В настоящее время считаю невозможным идти по разрушительному

пути отвержения культуры прошлого и насаждения искусственной и беспомощной

классово-неполноценной новой культуры.

К.Н. – Я говорила только о том, что на начальном этапе строительства

социализма главенствующие позиции за собой удерживает буржуазная культура,

сумевшая пропитать своим духом широкие слои населения, но с началом

активного строительства социализма будет брать верх новая, социалистическая

культура, рожденная в среде нового господствующего класса – пролетариата.

Л.А. – Полностью согласен с Вами, Надежда Константиновна. Советская

культура находится в тесном взаимодействии с культурным наследием других

стран, поэтому необходимо критически усваивать буржуазную культуру, ее

высшие достижения и учиться у прошлого необходимо исходя из классовой точки

зрения. К работам попутчиков как и к буржуазным произведениям необходимо

писать аннотации, разъясняющие эти произведения с классовых позиций.

Б.Н. – Что касается попутчиков, то я считаю необходимым предоставить

им определенную свободу, освободить их инициативу. В области искусства

общим руководством партии должен быть обеспечен максимум соревнования между

различными течениями. А теперь, если никто не возражает, предлагаю сделать

перерыв.

Учитель говорит учащимся, что заседание продолжено не было,

предлагает ученикам продолжить его на уроке. Ученикам раздаются «протоколы»

первой части заседания. В ходе дискуссии перед учениками ставятся следующие

вопросы:

Какие вопросы обсуждались в первой части заседания?

В каких вопросах участники сходились во мнениях, а в каких

нет?

Какие положения вы бы еще хотели обсудить?

Как вы относитесь к точке зрения того или иного оппонента?

Какие из точек зрения вы считаете оправданными с точки

зрения исторической действительности?

Тема урока: «В поисках новых творческих союзов»

(урок – воспоминание)

Предлагаемый урок позволяет сформировать у учащихся представление о

многообразии творческих объединений и союзов в 20-30-е годы ХХ века. Этот

блок информации слабо рассматривается в школьном учебнике. На уроке у

учащихся формируется представление о противоборстве различных течений в

искусстве, о лидерах творческих объединений, о художниках входивших в их

состав. Рассматривается влияние официальной идеологии на развитие

советского искусства. Использование воспоминаний корреспондента

«Комсомольской правды» Костина позволяет учащимся проникнуться духом эпохи,

сформировать свое представление о культурной жизни советских граждан в 20-

30-е годы ХХ века. В ходе урока вводятся новые блоки информации по

культуре, выявляются причинно-следственные связи.

В ходе урока предполагается повысить интерес учащихся к истории

развития советской культуры. Отличительной особенностью урока является

использование на уроке мемуарной литературы (воспоминаний Костина о

культурной жизни Советского Союза).

Цель урока – показать учащимся сложность культурной жизни,

многообразие различных течений в искусстве, взаимодействие их и влияние

партии и правительства на развитие искусства.

Задачи:

а) образовательные:

- сформировать у учащихся представление о художественной жизни

общества, различных направлениях в искусстве, художественных

объединениях;

- сформулировать у учащихся понятия: художественная организация

(объединение), направление в искусстве;

- усвоение учащимися причинно-следственных связей взаимодействия и

взаимовлияния различных художественных организаций, роли

личностных связей в искусстве;

б) развивающие:

- формирование у учащихся умения использовать мемуарную литературу

как исторический источник;

- умение делать выводы на основе мемуарной информации;

в) воспитательные:

- воспитание нравственных ценностей и чувства толерантности по

отношению к искусству;

- умение уважать точку зрения любого человека на то или иное

направление в искусстве.

Ход урока.

Во вводном слове учителя – общий обзор проблемы связанной с

необходимостью формирования новых творческих организаций и объединений,

дается характеристика наиболее известных из них с указанием входивших в

них художников. Поясняются причины исчезновения плюрализма в искусстве,

влияние идеологии на развитие искусства.

В период восстановления народного хозяйства и широкого культурного

строительства большие перемены претерпело дело просвещения масс и идейного

их воспитания, вместе с тем и советское искусство. В 1922 г. ХII съезд ЦК

ВКП (б) выдвинул новые задачи в области идеологической работы. Партия

придавала большое значение глубокому изучению и правовому изображению

жизни, разностороннему отображению в искусстве великих перемен, происшедших

в стране, показу нового общественного уклада и ростков нового быта,

воссозданию героических страниц революции и гражданской войны, раскрытию

образа нового человека, вышедшего из массы рабочих и крестьян, нового героя

– борца и строителя.

На первое место постепенно выдвигается живопись. Широкие перспективы

открываются перед живописью привели к оживлению деятельности ее мастеров.

Размежевание художественных сил, которое начиналось еще раньше, становилось

теперь явным и требовало своего организационного оформления. Это требовало

появлению новых и воскрешению старых художественных организаций.

Так, еще в 1921 г. была сделана попытка возродить художественные

выставки под названием «Мир искусства», объединения в них наиболее

известных художников разных направлений. Объединение распалось после первой

же выставки. Лишенное единства целей и принципиальных установок,

поставившее своей задачей объединить все направления, оно шло вразрез с

тем процессом размежевания художественных сил, которое было характерно для

начала 20-х годов. Такая же судьба постигла предпринятую через полтора года

попытку воскрешения Союза русских художников, так как и в его рядах не было

должного единства.

В 1921 г. небольшой группой молодых художников, окончивших

Свободные художественные мастерские, было организовано общество «Бытие».

Выражая протест против крайностей формализма, пришедшего к полному

отрицанию станковой живописи и ее социального значения, это объединение

оказалось не в состоянии выработать сколько-нибудь определенную

эстетическую программу и занять передовую позицию в советском искусстве.

Выставки «Бытия» просуществовали несколько лет, значительной роли в

развитии живописи 20-х годов не играли.

Осенью того же 1921 г. в Москве возникла еще одна организация молодых

художников – Новое общество живописцев (НОЖ), состоявшее из недавних

приверженцев беспредметного искусства. Это общество декларировало разрыв с

абстрактным формализмом ради вступления на путь живописи предметной и

реалистичной. На выставке, устроенной в 1922 г. царил культ примитива.

Естественно советская печать отрицательно отозвалось о ней. Спустя два года

НОЖ распался.

В 1922 г. появляется объединение «Искусство в массы» (с 1924 г.

принявшего наименование «Маковед»), члены этого общества сделали попытку

сохранить позиции индивидуализма и эстетизма, отойти от реализма, укрыться

в своем «маленьком» мирке. Ведущим художником и идеологом был рано умерший

Чекрыгин В., в состав группы входили также Герасимов С., Радионов М.,

Чернышев Н., после их выхода из «Маковеда» организация распалась.

С середины 20-х годов имелись многочисленные предпосылки для создания

крупной организации художников реалистического направления. Естественно,

что ни сама идея такой художественной организации, ни, тем более, иное

понимание ее задач не могли придти сразу. Сначала были предприняты попытки

возобновить деятельность старого Товарищества передвижных художественных

выставок, что было вполне закономерно. Традиции этой организации русских

художников, ее долголетняя борьба – сначала с реакционным формализмом,

затем с модернизмом – в новой обстановке приобрели особый смысл. К концу

1921 г. группа передвижников решила возродить Товарищество передвижных

художественных выставок.

20 февраля 1922 г. после четырехлетнего перерыва в деятельности

Товарищества, в Москве открылась 47-я передвижная выставка картин. Одному

из экпонируемых художников Касаткину Н. в начале 1923 г. Советское

правительство присвоило звание народного художника республики.

К открытию 47-й выставки была опубликована Декларация Товарищества

передвижных выставок. В декларации говорилось в частности: «Мы хотим с

документальной правдивостью отразить в жанре, портрете и пейзаже быт

современной России и изобразить всю трудовую жизнь ее разноликих

народностей"» Общество стояло на позициях реализма. В состав этого

объединения входили Поленов В., Архипов Н., Малютин С., Радимов П. и

другие.

Становилось ясно, что простого возрождения Товарищества мало, так как

в его состав попали сторонники и реалистического искусства и формалисты.

Инициатором создания организации художников – реалистов стал Радимов

П. – поэт и пейзажист, Кауман Е. – портретист и Григорьев А. Их идея сразу

же встретила отклик в среде московских художников. Так возникла Ассоциация

художников по изучению современного революционного быта. Весной 1922 г.

объединение приняло наименование «Ассоциация художников революционной

России (АХРР). Это была проправительственная организация, стоявшая под

контролем ЦК РКП (б). Художники, входившие в состав Ассоциации стояли на

позициях реализма.

Большинство членов быстро разросшейся Ассоциации составляли

живописцы, которые лишь незадолго до этого вступили в художественную

жизнь. В основном это были воспитанники московского Училища живописи,

ваяния и зодчества: Иогонсон Б., Крайнев Б., Мельников Д., Терпихоров Н.,

Яковлев Б. С Ассоциацией был тесно связан Журавлев В., Савицкий Г. и

другие. С 1926 г. на выставках АХРР стали появляться работы Герасимова А.

Идеи, выдвинутые организатором АХРР в Москве, очень скоро нашли

отклик в Петрограде, где возник филиал Ассоциации. Филиалы АХРР возникли и

в других городах республики.

От всех объединений и группировок, сложившихся в те годы, Ассоциация

отличалась своей ярко выраженной идейно-политической программой. В

Ассоциацию переходили многие художники из других организаций, например,

Ряжский Г. из НОЖ, Соколов-Скале П. из «Бытия». В течение трех лет АХРР

стала самым многочисленным объединением, влияние которого росло с каждой

новой выставкой. АХРР активно участвовала в общественно-политической жизни

страны.

К концу 20-х годов АХРР стала разветвленной организацией, имевшей

филиалы во многих городах России, а также на Украине, в Белоруссии, Грузии,

Азербайджане, Узбекистане. Ассоциация имела свое издательство, библиотеку,

студию и другие вспомогательные учреждения. АХРР создала Общество

художников-самоучек (ОХС) и много сделала для укрепления самодеятельного

искусства в стране.

К этому времени в Москве и Ленинграде сложилось несколько

художественных группировок, чьи программные установки, касающиеся вопроса

творческого метода и отношения к культурному наследию, существенно

отличалась от творческих принципов АХРР.

Так, например, возникшее в 1925 г. объединение «Московские живописцы»

сложилось вокруг основного ядра бывшего «Бубнового валета». В объединение

входили Грабарь И., Шегаль Г., Куприна А. И другие, которые войдя в состав

АХРР в 1926 г. вышли из него, образовав Общество московских художников

(ОМХ).

Менее прочно были связаны между собой художники из объединения

«Четыре искусства», на выставках которого появились произведения столь

различных художников, как Кузнецов П., Лебедев В., Петров-Водкин К.,

Малевич К. и другие.

Более определенный творческий облик имело Общество художников-

станковистов (ОСТ), образованное в 1925 г. группой молодых художников в

Москве, в него входили Гончаров А., Дейнека А. и другие.

Кроме этих трех крупнейших ассоциаций в 20-е годы существовало еще

несколько художественных организаций, например, Жор-цвет, к которому

тяготели художники, некогда близкие к «Миру искусства» (видной фигурой

среди них был Богославский К.), или ленинградское объединение молодых

живописцев «Круг художников» (Пакулин В., Пахомова А., Самохвалов А. и

другие).

Участились случаи перехода художников из одних группировок в другие,

чаще всего в АХРР. Разросшаяся Ассоциация теряла свою монолитность. Весной

1930 г. ее покинула группа старых членов АХРР – Гренев М., Савицкий Г.,

братья Мешковы и другие, которые составили новое объединение «Союз

советских художников».

В начале 1931 г. произошел раскол в обществе станковистов, из

которого вышли ряд художников-единомышленников, образовавших новую группу

под названием «Изобригада». Еще за два года до этого ОСТ покинул Дейнека

А., примкнувший к возникшему в 1928 г. объединению «Октябрь».

Последним звеном в распаде прежних группировок было появление

Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). РАПХ при поддержке

партии быстро занимает господствующее положение среди художественных

организаций. Постановление ЦК партии от 23.04.1932 г. только укрепило

господствующие позиции РАПХ. Впоследствии создается единый союз художников

СССР, завершивший производство между различными направлениями в искусстве.

Во второй части урока учитель на основе воспоминаний корреспондента

«Комсомольской правды» Костина В.И., формирует у учащихся представление о

культурной жизни 30-х годов.

На уроке приводятся следующие отрывки из воспоминаний, помогающие

учащимся окунуться в дух эпохи, как бы изнутри посмотреть на жизнь

художников. Ниже приведены примерные блоки информации по этой теме.

«Работа в редакции «Комсомольской правды» в начале 30-х годов все

более втягивала меня в борьбу разных художественных группировок и обществ,

которая приобрела к тому времени не только острые формы, но и особый

характер. Дело в том, что в жизни художников появилась новая общественная

сила, приобретавшая все более важное и даже доминирующее положение в

художественной жизни страны. Я имею в виду объединение группы молодых

художников, только что окончивших московский Вхутеин, преимущественно

монументальное его отделение, и решивших занять в изобразительном искусстве

то же самое место, какое занимала в литературе группа писателей,

организовавшая еще в начале 20-х годов Российскую Ассоциацию пролетарских

писателей - РАПП.

Считалось до этого, что в изобразительном искусстве функции

пролетарской художественной организации выполнял в значительной мере АХР.

Поэтому как бы и не было нужды в создании Ассоциации пролетарских

художников. Но не так думали молодые вхутеиновцы, объединившиеся еще в

институте на позициях, близких РАПП. Группа молодых вхутеиновцев, опираясь

на принятое положение о развертывании классовой борьбы, разделила всех

советских художников на три категории: 1. буржуазных, 2. мелкобуржуазных,

колеблющихся попутчиков, которых следует перевоспитывать, и 3. истинно

пролетарских, передовых художников. Основным критерием в определении

творчества художника считалось его социальное происхождение и, во вторую

очередь, уже само содержание его искусства (…) Во главе этой группы стояли

–Цирельсон Я., Вяземский Л., Северденко А., Кононов Г., Осипов П., Невежин

Ф., Валев В., Блинова Е. Имея еще малую художественную практику, они могли

вступить лишь в одну из молодежных организаций уже существующих обществ.

После некоторого колебания между «Молодым Октябрем» и «Омахром» они избрали

последний и сразу же повели борьбу внутри АХР (…)

В начале 1930 года омахровцы подготовили проект декларации РАПХ и

выступили с ним на заседании изосектора Коммунистической Академии в здании

на Волхонке, рядом с Музеем изобразительных искусств. На заседание пришел и

Владимир Владимирович Маяковский. Он сидел рядом с председательствующим с

Иваном Людвиговичем Мацей, по другую сторону от него место занял Кацман Е.

Я и мои друзья из «Молодого Октября» сидели против Маяковского по другую

сторону стола. Сообщение делал и зачитывал декларацию Вяземский Л. Владимир

Владимирович все время рисовал окурком, обмакивая его в чернильницу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ