Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
___________________
1 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия»,
1995, с.175.
2 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия»,
1995, с.173.
специалистам и представителям «старой гвардии большевиков».1 Давая оценку
усилиям предпринимаемым правительством России, автор отмечает, что
«обучение грамоте не двигалось с места», о несостоятельности общества
«Долой неграмотность» из-за отсутствия средств», из-за грандиозности
поставленной цели.2 Итогом всей проделанной работы, считает Верт, стала
«политическая неграмотность как следствие общей неграмотности, особенно
среди тех, кто должен был посредничать между властью и
народом, (которая) затрудняла распространение политического влияния»3
идеалов марксизма среди широких народных масс.
Отмечая положение «старой интеллигенции», ученый указывает на
закономерность репрессий по отношению к ней, так как большинство ее
представителей стояло либо на открыто антимарксистских позициях, либо не
принимавших полностью навязываемую партией через контролирующие вопросы
искусства органы линию поведения.4
____________________
1 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия»,
1995, с.220.
2 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия»,
1995, с.175.
3 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-
Академия», 1995, с.175.
4 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия»,
1995, с.173.
Анализ данной работы показывает, что Верт Н. в целом положительно
оценивал развитие советской культуры, отмечает большую ее роль в
идеологизации советского общества, отрицательно относится к мероприятиям
правительства, носивших репрессивный характер.
Большое внимание проблеме неграмотности уделяет и Зуева М.Н. в работе
«История России с древности до наших дней». Автор считает, что «наряду с
ликвидацией неграмотности решались и пропагандистские задачи закрепления в
массах коммунистической идеологии»,1 поэтому, по ее мнению, ликвидация
неграмотности являлась одной из основных задач в государственной политике
народного образования. Анализируя мероприятия правительства в сфере
народного образования исследователь определяет причины тупой эффективности
данных действий – «острая нехватка финансовых ресурсов».2 Историк
подчеркивает значительность действий правительства по насаждению идеалов
коммунистического общества среди народных масс. В отличие от Верта Н. Зуева
М.Н. подчеркивает противоречивый характер культуры 20-х годов ХХ века,
отражавших «сложность общественных процессов
__________________
1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 268.
2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 268.
периода НЭПа».1 Протест значительной части интеллигенции против Октябрьской
революции, уход в изгнание деятелей культуры не остановил и развитие
искусства, толчок которому был дан в начале века».2
Особое внимание автор работы уделяет различиям в творческих позициях
деятелей искусства, которые нашли свое выражение в создании многочисленных
групп и объединений, принадлежавших к различным направлениям. Ученый
акцентирует внимание на противоборстве различных групп, представлявших
направления искусства. Она исследует весь спектр художественных
объединений, анализируя их работу, выявляет характерные особенности
деятельности различных групп. Например, «поиски такой художественной формы,
которая смогла бы наиболее эффективно выразить содержание
послереволюционного времени»3 из «Серафимовых братьев», которые выступали
за сохранение преемственности с традициями русской и мировой литературы.
Деятельность САПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), носившую
открыто классовый пролетарский характер, которая заключалась в
__________________
1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 268.
2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 269.
3 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 270.
грубой полемике, насаждении идеологии в литературе.1 В работе отражена
популярная среди отечественных историков точка зрения, что советское
правительство использовало все виды искусства в качестве средств пропаганды
идеалов марксизма, а с 1924 г. широко развертывается пропаганда «основ
марксизма».2
Принципиальное значение для развития литературы и искусства, по
мнению Зуевой М.Н., имела резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области
художественной литературы», положившая начало идеологизации литературы и
искусства, закреплению партийного диктата в художественном творчестве.3
Автор работы отмечает, что несмотря на то, что в данной резолюции формально
осуждались действия РАПП, призывались к свободному соревнованию группировки
и течения, одновременно ставилась задача обеспечить переход писателей
«попутчиков», то есть не принадлежавших официально ни к одному из течений,
на сторону коммунистической идеологии, бороться с проявлением буржуазной
идеологии в литературе за создание произведений, рассчитанных на
массового читателя. Таким
_____________________
1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 270.
2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 268.
3 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 272.
образом, особо акцентируется внимание на идеологизации искусства и
литературы, на явлении массового искусства, служащего наиболее действенным
средством пропаганды.
Развитие искусства, по мнению историка, также характеризовалось
существованием и борьбой большого числа группировок и направлений.1
Подводя итоги этой борьбы, исследователь отмечает, что победившие в
этой борьбе ассоциация АХР (Ассоциация художников революции) и РАПП
(Российская ассоциация пролетарских писателей) заняли эти лидирующие
позиции «благодаря поддержке властей».2 Описывая культурную жизнь
советского общества 20-30-х годов, Зуева пишет о вытеснении
проправительственными ассоциациями и художественными объединениями
группировок не действующих в соответствии с официальной идеологией,
появлении новых революционных тем. В меньшей мере исследование проблемы,
связанной с развитием архитектуры и влиянием на этот процесс плана
монументальной пропаганды В.И. Ленина подписанного в 19 г., упоминается
только, что в архитектуре период 20-х годов
Характеризовался интенсивными понятиями новых стилей, новаторских
форм, широкое развитие получил
___________________
1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 272.
2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 272.
архитектурный конструктивизм, основывающийся на производственном
искусстве.1
Уделяется внимание описанию различных объединений архитекторов, но
глубокого анализа проблем, связанных с развитием советской архитектуры 20-х
годов ХХ века, в данной работе нет.
Описывая особенности развития советского искусства в 30-е годы Зуева
отмечает, что данные процессы тормозились «гнетущей атмосферой
тоталитарного государства, особенно сгустившейся в конце 30-х годов».2
Какого-либо значительного поступательного движения в развитии
отечественного искусства сделано не было, всякая инициатива, новация
тормозилась костностью догм марксизма-ленинизма. Вариативность выбора тем
была минимальной, среди всех превалировали темы прославлявшие революционное
прошлое, современные для того времени успехи, личность Сталина и его
заслуги в деле строительства коммунизма. Отрицательную роль в развитии
искусства тех лет играли, по словам Зуевой, массовые репрессии, эмиграция
деятелей искусства, не согласных с официальной идеологией.
________________
1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 272.
2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 295.
Раскрывается проблема «еще более трагичной ситуации, складывающейся в
области литературы и искусства»,1 о ликвидации относительного плюрализма
перехода НЭПа в области художественного творчества, когда в апреле 1932 г.
ЦК ВКП (б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных
организаций», в результате которого на смену многочисленным литературным
группировкам было решено создать Союз писателей СССР. С этого времени, по
мнению историка, все многоцветье художественного творчества партия пытается
загнать в «прокрустово ложе» «социалистического реализма».2 Раскрывая
понятие социалистического реализма историк отмечает не только
превалирование данного метода в советском искусстве, но и давление этого
метода над всеми другими методами советского искусства. Метод
социалистического реализма призван был пропагандировать советский образ
жизни, романтизируя образ революционера, рабочего, крестьянина.
В отличие от Верта Н. Зуева М.Н. считает, 20-е годы – годам
наибольшей активности культурной жизни во всех ее проявлениях, в 30-е годы,
по ее мнению, наоборот, наблюдался спад в темпах развития советского
искусства
_________________
1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 295.
2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 296.
из-за искусства из-за регламентации всех сторон культурной жизни общества,
включая выбор тем, методов для произведений, поставленный под жесткий
контроль сталинской цензуры.
Интересна точка зрения Сименниковой Л.И. в работе «Россия в мировом
сообществе цивилизаций».1 Как и другие российские исследователи последнего
времени Семенникова Л.И. считает, что «главной задачей культурной
революции»2 была борьба с неграмотностью, создание государственной системы
бесплатного образования, необходимо было создать «многочисленную
интеллигенцию», необходимую в индустриальном обществе. Эта вновь созданная
интеллигенция должна была, по мнению ученого, заменить в новом
«технократизированном обществе». Семенникова вводит понятие технократизм –
построение общества по образу какого-либо двигателя, машины. С эти понятием
исследователь увязывает все проблемы, связанные с развитием советского
искусства 20-30-х годов. Автор выдвигает идею влияния технократизма на
культурную сферу советского общества. Семенникова пишет об изменении самой
системы ценностей советского общества, о том, что «гуманистические
ценности были изуродованы, а то, что
________________
1 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:
ОООКурск..
2 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:
ОООКурск, с. 437.
сохранилось, выполняло служебные функции по оправданию технократизированной
системы». 1.По мнению Семенниковой, искусство 20-40-х годов было предельно
идеологизировано, технократизировано, поставлено на службу партийного
аппарата, способствовало «идеологическому воспитанию масс». Главная
ценность советского общества, пишет автор, - сфера производства.
Соответственно Семенникова описывает появление новых тем, «литература,
кино, живопись, театр воспевали производство. Человек, суммирует
исследователь, изображался только в своей функциональной сути: шахтер,
враг, ученый».2 В работе указывается, что «в центре любого художественного
произведения – производственный конфликт, завязанный на смене технологий
или необходимости улучшения управления».3 Вызывает интерес точка зрения
автора работы в соответствии с которой она считает, что произошла
машинизация представлений об обществе: социализм – это не человеческое
общество, а огромная фабрика, где все разумно устроено. Культуре в этом
обществе ученый отводит утилитарную роль – оправдание сложившейся системы.
В соответствии с этим выстроилась
_________________
1Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:
ОООКурск, с. 437.
2 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:
ОООКурск, с. 437.
3 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:
ОООКурск, с. 437.
жесткая система контроля за искусством, призванная следить за тем, чтобы
искусство развивалось в соответствии с идеологией марксизма. Автор
монографии отмечает, что «тоталитарный характер власти, наносивший насилие
в безграничных размерах, разрушающе действовал на общество, культуру.1
Семенникова уделяет мало внимания выбору тем, сюжетов в произведениях
тех лет, практически не изучена проблема борьбы художественных
группировок в 20-е годы ХХ века. Влияние культа личности Сталина на
развитие советской культуры рассматривается в общих чертах, принижается
роль культуры в советском обществе, эта роль для Семенниковой – оправдание
технократической системы тоталитаризма, тем не менее верно оценивается
отрицательное влияние сложившейся системы на развитие культуры, указывается
на торможение естественного процесса развития культуры.
С иных позиций к вопросам развития отечественной культуры подходит
Орлов А.С. в работе «История России с древнейших времен до наших дней».2
Считается, что с завершением гражданской войны и переходом к
НЭПу
___________________
1 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:
ОООКурск, с. 435.
2 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:
«Проспект», 1997, с. 417.
появились новые тенденции в развитии культуры в условиях либерализации.1
Орлов А.С. отмечает либерализацию общественной сферы в период НЭПа.
Либерализация общего курса партии в отношении многих сфер жизни привела, по
мнению автора, к активному развитию отечественной культуры в 20-е годы.
Возросла активность художественной интеллигенции. Описывается проведение в
начале 20-х годов различных диспутов, конференций о роли религии, о судьбе
интеллигенции в новой России, отмечается оживление деятельности ранее
созданных национальных обществ. Вместе с тем, указывается на другую
тенденцию – усиление идеологизации культуры. Советское правительство, по
мнению Орлова А.С., жестко становилось на позиции унификации культуры в
идеологическом аспекте, «с целью противостояния буржуазной идеологии».1
Постепенно советское правительство отходит от либерального курса в
отношении к культуре, был установлен контроль над печатью, деятельностью
издательств, репертуаром кино и театров. Активно внедряется новая идеология
в сознание людей: для пропаганды марксистской философии и борьбы с
философским идеализмом было создано общество «воинственных материалистов».2
_________________________
1 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:
«Проспект», 1997, с. 418.
2 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:
«Проспект», 1997, с. 418.
Историк отмечает, что «художественная жизнь 20-х годов развивается
сложно, в борьбе художественных взглядов и систем».1 Давая оценку проблемам
взаимодействия различных объединений, исследователь отмечает, что с
появлением РАППа и МАППа, наряду с другими организациями усиливается
контроль за культурной жизнью общества, происходит унификация культуры под
знаменем марксистско-ленинской идеологии. Идентичные процессы происходили и
в музыкальной жизни.2
В театральной жизни происходило утверждение агитационно-
пропагандистских форм. Наиболее ярко это отразилось в
постановках Мейерхольда В.Э. К концу 20-х годов в творчестве подавляющего
большинства художественной интеллигенции твердо определилась новая
тематика. Наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему
культурному наследию.3
С конца 20-х годов также усиливается государственный контроль за
развитием духовной жизни общества. Происходят изменения в структуре органов
управления культурой. Автор монографии неоднозначно оценивает
постановление «О
_________________
1 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:
«Проспект», 1997, с. 419.
2 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:
«Проспект», 1997, с. 419.
3 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:
«Проспект», 1997, с. 420.
перестройке литературно-художественных организаций» (1932 г.), пишет о
большой роли, которую сыграло укрупнение художественных организаций для
развития отечественной культуры, о негативной роли унификации и
преобладании единой идеологии в этом процессе. В деятельности партийных
органов значительное место занимает работа, направленная на преодоление
буржуазной идеологии, главная роль в развернувшейся общественно-
политической борьбе отводилась, по мнению автора, общественным наукам,
печати, литературе, искусству, что не могло не сказаться на некоторой
однобокости их развития. В связи с сформулированным тезисом ЦК ВКП (б) об «
Обострении классовой борьбы на теоретическом фронте» культура со второй
половины 20-х годов становится лишь средством пропаганды и идеологического
воспитания масс, но это не останавливает, по мнению автора, развитие
отечественной культуры.1
Индустриализация 20-30-х годов, по словам Орлова А.С., способствовала
массовому градостроительству и, следовательно, развитию отечественной
архитектуре, которая все более утрачивала свой художественный аспект,
скатываясь до простой функциональности.
_________________
1 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:
«Проспект», 1997, с. 422-423.
Освобожденные от доли советской идеологии современные авторы по-
новому подходят к осмыслению проблем развития отечественной культуры в 20-
30-е годы ХХ века. Им чужд классовый подход, характерный для историков
предшествующих поколений. Между тем, и современные историки не в полном
объеме рассматривают все проблемы, связанные с развитием советской культуры
данного периода, многие вопросы не рассматриваются вообще. Например, не
достаточно освещен вопрос влияния культа личности Сталина на советское
искусство, противоборство различных литературно-художественных организаций
и объединений. При рассмотрении многих форм искусства (киноискусство,
театр, поэзия и так далее) указываются лишь наиболее известные художники и
названия их работ, все сложности, связанные с развитием этих направлений не
рассматриваются.
4. Общие проблемы развития культуры 20-30-х годов
в СССР в искусствоведческих работах.
События февраля-октября 1917 года создали предпосылки для развития
новой, социалистической культуры. Несмотря на трудности политической и
экономической обстановки - последствия первой мировой войны, начавшуюся
затем гражданскую войну и интервенцию, усиливших голод и разруху, -
вопросам искусства в молодой советской республике уделялось большое
внимание.1 Советское изобразительное искусство с момента своего зарождения
оказалось теснейшим образом связано со становлением и развитием
социалистического общества.
Первые же декреты Советского правительства об охране
художественных ценностей, национализации музеев и крупных коллекций,
постановления об издании большими тиражами классиков литературы,
реставрации архитектурных памятников подтверждали принадлежность народу2
величайших творений отечественного искусства. Реорганизация художественных
школ и академий, создание впервые в истории краев художественных учебных
заведений, открытие множества рабочих и красноармейских студий,
распоряжение о снабжении всем необходимым объединенных в артели мастеров
художественных ремесел - все эти конкретные меры были свидетельством заботы
о выявлении и поддержке народных талантов.
Обращаясь к данной проблеме, Аболина Р.Я в монографии
«Советское искусство периода гражданской войны и первых лет строительства
социализма» пишет о том, что «...тяга к искусству широких народных масс
была огромной. Перед ними открылись все накопленные веками ценности
культуры».4 Многие исследователи отмечают ряд характерных событий того
времени: возникают кружки художественной самодеятельности, изостудии,
музыкальные и театральные коллективы. Вопросы эстетического воспитания
народа, содержание и форма нового искусства, близость и доступность его
народным массам, проникновение искусства в быт встают уже в те годы.5
Советское правительство с самого начала делало ставку на массовость нового
искусства, рожденного в годы Великой Октябрьской социалистической
революции. Разрушались старые устои быта и всей
жизни; шла неустанная борьба
1 Аболина Р.Я. - Сов.искусство периода гражданской войны и первых
лет строительства социализма, изд. Академии художеств СССР,
М.: 1962, с.5.
2 История искусства народов СССР т.7; Искусство народов СССР от
ВОСР до 1941 г. (Л.С.Зингер, М.А.Орлова), Изобр.искусство М.: 1972, с.6.
3 История искусства народов СССР т.7; Искусство народов СССР от ВОСР
до 1941 г. (Л.С.Зингер, М.А.Орлова), Изобр.искусство М.: 1972, с.7.
4 Аболина Р.Я., с.46
5 Лебедев П.И. - Сов. искусство в период иностранной военной
интервенции и гражданской войны. М.: Искусство, 1949, с.40.
против традиций прошлого.1 Уже в первые годы после революции советская
власть приняла все меры к тому, чтобы уничтожить разрыв между искусством и
народом, чтобы подчинить искусство интересам Советского государства.
Партия вела за собой миллионные массы народа. Она организовала трудящихся,
чтобы преодолеть те препятствия, которые стояли на пути к построению
социализма, чтобы сломить сопротивление буржуазии, чтобы направить
развитие советской культуры по правильному пути.2 Таким образом, видно, что
Советское правительство с 1920 года начинало активно бороться за создание
единого, массового, общенационального искусства, полностью соотносимого с
официальной идеологией марксизма-ленинизма. В частности, в 1922 г. в
резолюции ХII партконференции было указано, что «партия должна делать все,
что от нее зависит для того, чтобы помочь кристаллизации тех течений и
групп, которые обнаруживают действительное желание помочь рабоче-
крестьянскому государству».3 Наиболее полно политика партии по вопросам
искусства была выражена в это время в резолюции ЦК РКП (б) от 18 июня 1925
г. о политике партии в
1 История русского и советского искусства. М.: “Высшая школа”,
1989, с.340
2 История русского искусства т.11, Издательство АН СССР, М..:
1957, с.174
3 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов
ЦК, ч.1, М.: 1956, с.174
области художественной литературы. В этой резолюции был дан глубокий с
точки зрения того времени и официальной идеологии, анализ состояния
искусства в стране и намечены пути его дальнейшего развития.
Резолюция ставила перед деятелями советской литературы и
искусства ряд важных задач. Центральный комитет призывал к тому, чтобы
писатели и художники полней использовали материал современности, чтобы они
создавали искусство понятное и близкое миллионам трудящихся, чтобы порвав с
«предрассудками братства» и используя все технические достижения старого
мастерства, искусство должно бы «вырабатывать соответствующую форму,
понятную миллионам».1
По отношению к пролетарским художественным организациям политика
партии состояла в том, чтобы всячески помогать их росту и, всемерно их
поддерживая, «предупреждать всеми средствами проявление комчванства среди
них, как самого губительного явления».2 Желание поставить как можно
большее количество объединений
____________________
1 О политике партии в области худ. Литературы (Резолюция ЦК
РКП(б) от 18 июня 1925 г. -6 кн.: О партийной и сов.печати, сб. доп.
М.: 1954, с.347.
2 О политике партии в области худ. Литературы (Резолюция ЦК
РКП(б) от 18 июня 1925 г. -6 кн.: О партийной и сов.печати, сб. доп.
М.: 1954, с.345.
деятелей искусства под контроль партии легко объяснимо, так как советская
идеология осознавала значение использования всех проявлений культуры в
целях пропаганды социалистического образа жизни.
В работе «Об искусстве» Луначарский А.В. говорит о больших
возможностях «идеологической обработки»1 советских людей посредством
близкого им по духу искусства. Человек, имеющий талант в какой-либо области
искусства, имел, по мнению Луначарского, гораздо больше возможностей
«находить путь к сердцам людей, чем неодаренный человек».2 Следовательно,
вполне разумным для того времени было решение идеологов социализма
вооружить «всеми видами искусства, которое явится могучим подспорьем для
агитации,3 людей, причастных к агитационной работе и, главное,
коллективного проповедника - коммунистическую партию».4 Советские лидеры
большое внимание уделяли таким формам искусства, «которые возникли только в
самое позднее время,
____________________
1 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское
искусство - М.: Искусство, 1982, с.50.
2 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское
искусство - М.: Искусство, 1982,, с.75
3 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское
искусство - М.: Искусство, 1982, с.75.
4 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское
искусство - М.: Искусство, 1982, с.75.
как, например, кинематография, ритмика»1 с целью их использования с
огромным результатом в качестве пропаганды. Ленин В.И. также уделял
огромное внимание кинематографии, правильно оценивал его огромную
пропагандистскую роль, называл кино важнейшим из искусств, так как именно
кинематография в тот период развивается активно, активнее других форм
искусства, приобретая популярность в народе.
Наряду с пропагандой через новые формы искусства активно используется
монументальная пропаганда, появившаяся в начале 20-х годов 20 века.
Подписанный в 1918 г. Лениным В.И. декрет о монументальной пропаганде
определил важнейшие общественные и идейно-художественные принципы
художественного творчества, поставленного на службу революции.2 В ленинском
плане монументальной пропаганды «задачи художественные тесно переплелись с
агитационными и воспитательными».3 Художники с горячим энтузиазмом
откликнулись на ленинский призыв. В осуществлении плана монументальной
________________
1 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-
советское искусство - М.: Искусство, 1982, с.79.
2 Очерки истории сов. искусства. М.: Сов.худож., 1980, с.6.
3 Аболина Р.Я. - Сов.искусство периода гражданской войны и
первых лет строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.:
1962, с.8.
пропаганды приняли участие почти все художники Москвы и Ленинграда. На
какое-то время общими задачами борьбы за новую культуру революция
объединила самых разных художников.1 В короткое время преображается облик
всех крупных городов: наряду с памятниками и мемориальными досками улицы
городов, внутренние помещения различных
учреждений наполняются разнообразными лозунгами, агит-плакатами. В период
революции и гражданской войны искусство активнейшим образом включилось в
агитационно-плановую работу по борьбе с белогвардейским нашествием,
иностранной интервенцией, по борьбе с голодом и разрухой, по широкой
пропаганде всего того, к чему стремилась ленинская партия и Советское
государство, в результате появляются «Окна РОСТА» Маяковского и Черемшина,
плакаты Моора и Осипова, «Монумент Свободы» Андреева, ряд скульптурных
образов революционеров и прогрессивных деятелей прошлого.2 Вдохновленные
значительными успехами Советского Союза в сфере народного хозяйства,
успехами по ликвидации безграмотности, улучшению социальных условий жизни,
художники уже не просто
_______________________
1 Ильина Т.В. “История искусств русской и советской школ”, “Высшая
школа”. М.: 1989, с280.
2 Аболина Р.Я, - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет
строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962, с.7
мечтают о царстве свободы и социальной справедливости; в своих
произведениях они стремятся выразить «идеалы нового общества».1
В годы НЭПа искусство продолжало активно участвовать в общественной
жизни. Этот период - 20-е - начало 30-х годов отмечен возникновением и
совместным существованием множества различных организаций и учреждений.
Все объединения можно условно разделить на две группы. Первая - это
проправительственные организации, такие как АХРР («Ассоциация художников
революционной России»), ОСТ («Общество художников-станковистов»), НОЖ
(«Новое общество живописцев»), АСНОВА («Ассоциация новых архитекторов»),
ОСА («Объединение современных архитекторов») и др. возникли в то же время,
действовали в контексте официальной идеологии, шедшие в авангарде партийной
пропаганды. Данные объединения четко соблюдали принцип партийности в
искусстве, который связан с политикой партии в области искусства, с ее
руководящей ролью. К другой группе можно отнести организации и отдельных
художников, архитекторов, не принадлежащих ни к одной из организаций,
которые являются сторонниками альтернативной марксизму идеологии.
Представителей данной группы официальная власть относила к сторонникам
__________________
1 Очерки истории сов. Искусства, с.7
«левого», мелкобуржуазного направления в искусстве.1 Советское
правительство вело активную пропаганду против подобных деятелей искусства,
которые, в отличие, от значительной части представителей творческих
профессий, с большим энтузиазмом «воспринявших революцию и немедленно
включившихся в творческую работу на новой основе, ... отнеслись открыто
враждебно или же заняли выжидательные позиции по отношению к новой
власти».2
Одним из ярких примеров подобных организаций могут служить организации
Пролеткультов, организаций, возникших еще до Октябрьской революции и тогда
противостоящих правительству Керенского, но к 1920 г. в значительной мере
захваченными сторонниками враждебной марксизму идеологии. Представители
«левых» течений в искусстве, «захватив некоторые ответственные посты в
Изоотделе Наркомпроса, который руководил всей художественной жизнью в
области изобразительного искусства, эти художники выдавали себя за творцов
новой революционной культуры, пытались навязать свою идеологию рабочему
классу».3 Представители данных творческих
________________
1.Лебедев П.И - Из истории борьбы за реализм в советском искусстве, 1921-
1931 г.г., с. 8.
2 Аболина Р.Я., - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет
строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962,с.7
3 Аболина Р.Я., - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет
строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962,с.7
объединений проводили выставки, альтернативные выставкам официально
признанных художников. Следует сказать, что данные выставки были
достаточно популярны в среде интеллигенции, студенчества. Государство вело
активную борьбу против данных организаций художников, мешавших пропаганде
идей марксизма-ленинизма среди широких народных масс. Большое значение в
данной борьбе имело письмо ЦК РКП (б) «О пролеткультах» от 1 декабря 1920
года, в котором партия последовательно и бескомпромиссно выступала против
деятельности данных организаций. Данное письмо прекратило существование
многих организаций «левого» толка. Это было первым шагом по унификации всех
организаций в сфере искусства, приведение их в единый стандарт в контексте
официальной идеологии. Подобная работа проводилась и в отношении деятелей
искусства, не принадлежавших ни к одному из направлений искусства, не
состоявших ни в одной из организаций деятелей искусства. Следующим шагом
было выступление в резолюции от 18 июня 1925 г. ЦК РКП (б) «решительно
против всего, что мешало развитию советской литературы», против
искусственно насаждаемой «оранжерейной пролетарской литературы», против
«самодовольного и некомпетентного вмешательства в литературные дела» со
стороны администраций. В резолюции были конкретно обозначены черты и
характер политики партии по отношению к различным группам писателей; при
этом подчеркивалось, что «в классовом обществе нет и не может быть
нейтрального искусства, хотя классовая природа искусства вообще и
литературы в частности выражается в формах бесконечно более разнообразных,
чем, например, в политике».1 Таким образом, к 1925 г. сформировалось
отношение новой советской власти ко всем видам искусства, оно заключалось в
принятии и всяческой поддержке организаций деятелей искусства и отдельных
лиц, приветствовавших и отображавших в своих произведениях основные черты
официальной идеологии, создававших заказные тематические произведения,
работавшие на благо Родины.
Предпринимались все меры по созданию единых, как можно более крупных
объединений в сфере искусства, собиравших под своим началом максимальное
количество работников культуры. Особенно значительным шагом в этом
направлении в истории развития советского искусства было постановление ЦК
ВКП (б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных
организаций». Суть данного постановления состояла в «ликвидации кружковой
замкнутости отдельных групп писателей, художников, архитекторов и
образование единых творческих союзов с целью укрепления связи искусства с
жизнью, с новой советской действительностью. При этом окрепло идейно-
политическое и методологическое единство всех творческих сил страны».2
Данное постановление «поставило точку» в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|