Коллектив, история и современность
При построении перспектив он замечал: выстроить систему перспективных
линий нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой
яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Он
отмечал, что развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях
существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно.
Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась с
реальным успехом. Прежде, чем ставить перед учениками трудные задачи,
необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития и
организованности коллектива, и опыт его работы. Непрерывная смена
перспектив, постановка новых и все более трудных задач — обязательное
условие прогрессивного движения коллектива.
Давно установлено, что непосредственное воздействие педагога на ученика
по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты дает
воздействие через окружающих его школьников. Это учитывал А. С. Макаренко,
выдвигая принцип параллельного действия. В его основе — требование
воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через
первичный коллектив. Сущность этого принципа наглядно представлена на
условной схеме, предложенной И. П. Подласым[25] (рис. 1). Так он,
основываясь на трудах А.С.Макаренко, он пишет, что каждый член коллектива
оказывается под «параллельным» воздействием, по крайней мере, трех сил —
воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на личность
осуществляется как непосредственно воспитателем (параллель 1), так и
опосредованно через актив и коллектив (параллели 2' и 2). При повышении
уровня
[pic] Рис. 1.
сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на
каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие на него
коллектива усиливается. Принцип параллельного действия применим уже на
второй стадии развития коллектива, где роль воспитателя и сила его
воспитательного воздействия еще значительные. На более высоких уровнях
развития коллектива возрастает влияние актива и коллектива. Это не
означает, что воспитатель полностью перестает прямо влиять на
воспитанников. Теперь он все больше опирается на коллектив, который уже сам
становится носителем воспитательного воздействия (субъектом воспитания).
По своей структуре коллектив А.С.Макаренко делил на на 2 вида: общий и
первичный. Первичный был частью общего, и как раз с него Антон Семёнович и
предлагал начинать воспитательную работу. Он представлял собой такой
коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом,
бытовом, дружеском и идеологическом объединении. В учреждениях Макаренко
первичный коллектив назывался отрядом, во главе которого стоял командир,
который избирался на срок от трёх до шести месяцев. Из существующего
множества вариантов и принципов, на которых возможно построение первичного
коллектива, Антон Семенович выбрал возрастной и производственный. Но
после, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды.
Уделяя внимание первичному коллективу, он отмечал необходимость воспитания
и через общий коллектив, главным условием существования которого была
возможность совместного собрания.
«Скелет коллектива» (рис. 2) у А.С.Макаренко, кроме его структуры,
имел и органы самоуправления. В органы самоуправления входил весь
педагогический коллектив[26]. Так получалось из-за того, что
Законодательным органом было общее собрание всего педагогического
коллектива, где каждый имел право решающего голоса. На общем собрании
решались самые важные вопросы жизни коллектива. Существовал также
исполнительный орган, куда входили командиры первичных отрядов и
председатели комиссий и комиссии во главе с председателем.
По словам А.С.Макаренко результат всей воспитательной системы – это режим
и дисциплина. В коллективах колонии им. М. Горького и детской коммуне им.
Ф. Э. Дзержинского она была. Под дисциплиной педагог понимал хорошо
организованную жизнь детей, логика которой была в доминировании интересов
коллектива над интересами личности. Такая логика начинала действовать в
случае, когда личность сознательно выступала против коллектива.
Под режимом А.С.Макаренко понимал метод и средство воспитания. Он считал,
что должен быть целесообразным, обязательным для всех воспитанников и
точен по времени.
Что касается наказания, то А.С.Макаренко говорил, что воспитание, при
правильной организации, должно быть без наказания. А если оно всё-таки
применяется, то оно должно применяться без нанесения морального вреда и
физических страданий. Под сутью наказания А.С.Макаренко понимал,
переживание ребёнка за то, что его осудил коллектив.
Таким образом, основными элементами, положенными А.С.Макаренко в основу
модели «воспитательного коллектива» являются:
1. Самоуправление,
2. Конституция коллектива, писанные и неписанные нормы жизни и
правила поведения, система требований к личности а также режим.
3. Дисциплина
4. Соподчинение
5. Ответственность
6. Тон и стиль жизни
7. Этика
8. Характер отношений в коллективе
9. Интересы детства
Как уже упоминалось выше многие видные советские педагоги того времени
ратовали за трудовое воспитание, отражавшее известную мысль Маркса о том,
что «при разумном общественном строе каждый ребёнок с 9-летнего возраста
должен стать производительным работником так же, как и каждый
трудоспособный взрослый человек…».[27]И А.С.Макаренко тоже находил
положительные моменты в трудовом воспитании:«...В трудовом усилии,
воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка
товарища, т.е. воспитывается правильное отношение к другим людям…»
Но А.С.Макаренко не только высказывался за трудовое воспитание, он его
применял на практике. Но в его коммуне труд был не ради самого процесса,
он носил промышленный характер, дети занимались реальным трудом, видя его
плоды и зарабатывая при этом деньги, благодаря чему коммуна ни от кого не
зависела в материальном плане и существовала на самоокупаемости.
Что касается потенциала колонии им. М. Горького и детской коммуны им.
Ф. Э. Дзержинского, то по мнению ряда видных учёных,[28] он был огромен.
Но, к сожалению, это не было замечено сторонниками преимущественно
словесного книжного воспитания того времени, которые сумели с помощью
ловких чиновничье-административных маневров загубить живые ростки
коммунистического труда, взращиваемые педагогом-новатором. По мнению
доктора исторических наук В.С. Хелемендика,[29] «Само разрушение
прекрасного воспитательного коллектива колонии им. Горького было начато
именно с того, что к детям обратились с призывом: «Хватит вам быть
батраками – беритесь за учёбу…». Это было сказано при том, что кроме работы
длившейся 4 часа, дети также обучались – тоже 4 часа.
Но всё же закрытие колонии, при всех негативных последствиях, наводит
на мысль: был ли опыт, метод, идеи А.С.Макаренко абсолютными и
оправданными?
Когда человек достигает реальных, невиданных результатов, всегда
появляются среди тех, кто восхищается, и те, которые хотят их оспорить. В
связи с чем, приходится взвешивать за и против тех или иных положений,
построенной Макаренко системы воспитания в коллективе.
Из наиболее известных критиков А.С.Макаренко выделяется доктор
педагогических наук профессор Ю.П.Азаров.
Особую известность приобрела его цитата в отношении А.С.Макаренко:
«…Страшен тем, что талантлив. Тем, что стал певцом не внешней диктатуры, а
глубоко внутренней, когда насилие с радостью воспринимается теми, на кого
оно направлено. А.С.Макаренко создал набор примитивных догм, которые легко
вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через коллектив, в
коллективе! Школа – завод! Мажор! Нам нет дела до личности! Совесть,
гармоническое развитие, сострадание, буржуазные категории. Мы создаём
педагогику параллельного действия, а это, значит, плевать на страдания
каждого отдельного человека, лишь бы коллектив в фанфарном марше топал к
начертанным победам! Макаренковщина исчерпала себя!»[30]
Итак, цитата начинается с некоторого парадокса: «...насилие с радостью
воспринимается теми, на кого оно направлено…». Но дальше всё идёт в
соответствии с поговоркой: «чем дальше в лес, тем больше дров». Такие
ассоциации невольно возникают потому, что Азаров утверждает о том, что
А.С.Макаренко не было дела до личности, в то же время в другой своей книге
он пишет: «…Наше воспитание должно быть направлено на раскрытие
способностей каждого ребёнка, вести к выявлению творческих дарований
каждого ученика как субъекта формирования целостной, а не частичной
личности. Именно эти марксистские положения раскрывают в своих работах
Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский,
А.С.Макаренко» [31]. И потом сам же Ю.П.Азаров упоминает о методе
«параллельного действия» в котором личность играет наравне с коллективом
одну из главных ролей.
Но, Ю.П. Азаров продолжая критику, несмотря на демократический стиль
управления педагога, сравнивает его с неисправимым тоталитаристом
Сталиным: «Оба скромны, аккуратны, суховаты, оба терпеть не могут
пустопорожних этических рахзговоров, не принимают Достоевского, отрицают
такие этические категории как совесть, сострадание, сочувствие» или «…Эти
двое «великих» людей воплощали в себе как бы новый тип человека. Макаренко
давал пример питомцам и педагогам. Сталин – гражданам страны»[32] Такие
сравнения в его книге он делает в качестве пролога к другим выпадам против
великого педагога, где А.С.Макаренко, как ему кажется, выступает в качестве
преемника идей сталинской теории: «…Макаренко развил идеи сталинской
теории».[33] Или: «Макаренко вобрал в себя самое страшное, что было в
сталинской идеологии: нивелировка личности, отказ от интеллигентных
традиций русской и классической педагогики…» И это говорится при всём том,
что А.С.Макаренко, перед тем, как начать строительство свих учреждений,
глубоко изучал опыт западных и российских педагогов, например, такого как
С.Т. Шацкий.
Рассматривая выпады Ю.П.Азарова против А.С.Макаренко, невольно
замечаешь, что они обращены не на конкретную целостную модель
«воспитательного коллектива», а на обрывочные вырезки из написанных им
работ. Произведения А.С.Макаренко нельзя читать по двум, трём словам или
абзацам их нужно воспринимать целостно, с учётом условий в которых он
трудился.
Но, что радует, даже на такие выпады есть, что ответить, потому что
Макаренко в действительности считал, что гармония личности и коллектива
это главные условия его жизнедеятельности и воспитательного влияния. Многие
и, кроме Ю.П.Азарова, неправильно понимают положение о подчинении
индивидуальных целей коллективным. Но здесь нужно такое положение понимать
не как подавление личности коллективом, а как то, что личность должна была
выполнять основные возложенные на неё обязанности по благоустройству,
соблюдение правил поведения и придерживаться правила уважения к старшим. И
это достаточно чётко соединяется с существующим у А.С.Макаренко законом
жизнедеятельности детского коллектива - единства свободы и ответственности,
прав и обязанностей личности.
И, если Ю.П.Азаров и другие критики А.С.Макаренко, выступают против его
законов, то почему же они не выступают против всей правовой системы не
только России, но и всего мира, которая построена на схожих принципах?
Читая книгу Ю.П.Азарова, и на этот вопрос находится ответ: «…Признаюсь,
я тоже до конца не был уверен в своей правоте».
Возможно не понимая заблуждений А.С.Макаренко и его последователей, ища
чёрную кошку тёмной комнате, где её нет, он продолжает линию своих
размышлений чем ставит нас в тупик. Например, он самоуправление относит к
тем средствам, которые могут обращаться в свою прямую противоположность,
приводящую к подавлению «…инициативы, принижения достоинства
человека…»[34]. В то же время он и авторитарный характер отношений не
приемлет: «…Авторитарный характер отношений, жестокость и разобщённость
создают дискомфорт в душах детей, а отрицательный психологический климат в
школьном коллективе всегда скверно воздействует на психическое состояние
всех учащихся, без исключения.»,[35]что по существу не оставляет
альтернативы для выбора построения отношений в детском коллективе.
В отличие от таких размышлений Ю.П.Азарова не приходит к своему
логическому размышлению А.С.Макаренко, также уделявший большое внимание
школьным отношениям, основываясь на практике, пишет: «Для того, чтобы
обеспечить положительное влияние на личность, воспитатель должен следить,
как складываются отношения в коллективе, направлять их, помогать
осмысливать и, если надо, конструировать».
На западе А.С.Макаренко также подвергался некоторыми педагогами
критике. Наиболее сильное давление испытывало его высказывание:
«Предпочтение интересов коллектива должно быть доведено до конца, даже до
беспощадного конца». При чтении этих слов вспоминается случай, описанный в
его «педагогической поэме», когда на общем собрании коллектив возглавляемой
им колонии, несмотря на уговоры Макаренко, исключил из своего числа одного
воспитанника за инициацию драки. По существу, это как раз и было
беспощадным концом для этого нарушителя порядка.
А.С.Макаренко такой подход к решению проблемы между коллективом и
личностью допускал в случае, когда все пути влияния на личность исчерпаны и
от такого члена коллектива продолжали страдать остальные – и ученики и
учителя. Чему служат подтверждением слова самого педагога: «Защищая
коллектив во всех точках соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем
самым защищает каждую личность и обеспечивает для неё наиболее
благоприятные условия развития». В связи с этим, результатом опыта работы
Макаренко остаётся то, что коллективная работа при решении широкого круга
задач воспитывает социальные мотивы, чувство ответственности и
коллективизм, а также творческое отношение к делу. В итоге можно сделать
вывод, что на основе своей модели воспитания в коллективе и через коллектив
великий педагог создал метод, который дает каждой личности возможность
развивать способности и сохранять свою индивидуальность.
Но при всём уважении к А.С.Макаренко, нельзя не согласиться с тем, что
хотя он и не оставлял без внимания личность в коллективе, проблему развития
индивидуальности ребёнка в коллективе, так полностью и не удалось раскрыть.
Но в то же время, понимая сложность этой проблемы, он считал, что по мере
развития общества и человеческих индивидуальностей, она ещё больше будет
усложняться. И задавал педагогам будущего вопрос: «Как, следуя за
качествами личности, за её наклонностями и способностями, направить эту
личность в наиболее нужную для неё сторону».
Драма великого педагога А.С. Макаренко, думается, заключена вовсе не в
его личности. В данном случае критика педагога возлагают на него
ответственность за выполнение социального заказа, которого требовало
тоталитарное советское общество 30-х годов. В то же время, нельзя забывать,
что опыт Макаренко позволил пройти школу социализации множеству ребят,
которые без этого оказались бы безвозвратно потеряны для общества. Да,
тоталитарный режим предъявлял заказ на конформную личность, "мажорно"
подчиняющуюся всем его требованиям. Да, А.С. Макаренко мало внимания уделял
развитию индивидуальности личности, но не будем забывать о том, что это
было время, когда об этом понятии ещё не говорили даже философы.
В то же время, воспитывающая система Макаренко была действенна, и наше
дело сегодня - "отделить зёрна от плевел" и воспользоваться на практике
тем, что остаётся актуальным и по сей день - методикой организации детского
коллектива.
2.3 "Мудрая власть коллектива" по В. А. Сухомлинскому.
Ответ на вопрос, мучивший Макаренко, удалось дать в практике своей
работы В.А. Сухомлинскому. Он реализовал принцип заботы о каждом члене
коллектива, о его здоровье, настроении и индивидуальных задатках.
Воспитание любовью, уважением, разумом считал В.А. Сухомлинский главным в
превращении ребёнка в полноценного члена общества и гражданина такого
общества.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-70), практически, во всех своих
трудах[36] затрагивал тему коллектива. Для В.А. Сухомлинского детский
коллектив – сообщество детей, в котором есть идейная общность,
интеллектуальная общность, эмоциональная общность, организационная
общность. Работы В.А. Сухомлинского по изучению коллектива не потеряли
актуальности и по сегодняшний день, так как он рассматривал наиболее
распространённые коллективы в наше время: школы и класса. Такой подход В.А.
Сухомлинского обусловливался его работой в школе.
И поэтому интересно его отношение не только к общешкольному коллективу,
но и к первичному – классу. Под коллективом класса он понимал «сложное
взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, взаимную
«заразительность», обмен духовными приобретениями и знаниями то есть всё то
что и создаёт «интеллектуальный фон» повышает общий уровень развития детей,
вызывает общее стремление больше узнать, лучше учиться и тем помогает детям
в их главном труде».
Что же касается самого общешкольного коллектива, то его существование,
В.А. Сухомлинский в условиях не коммуны, не детского дома, а обычной школы
считал «…большой натяжкой»[37]
Коллектив, по мнению, В.А. Сухомлинского должен являться авторитетом
для ребёнка, ибо, если он в нём ничего не находил для своей духовной жизни
и не приобщался к высшим интересам, он для него переставал быть таковым.
Будучи, как пишет С.Соловейчик, приемником А.С Макаренко, он также
рассматривает коллектив, как воспитывающую силу. Но, при этом, он отмечает:
«Коллектив становится воспитывающей силой лишь в том случае, если он
одухотворен моральным богатством, интеллектуальной многогранностью,
житейской мудростью, коммунистической убеждённостью руководителя школы-
директора». При этом, он подчёркивает, «чтобы руководить коллективом и
давать правильное направление его деятельности, руководитель школы и все
воспитатели обязаны хорошо знать психические, духовные, интеллектуальные
особенности каждого ребёнка».,
Поддерживая А.С.Макаренко в том, что «коллектив - опора воспитателя»,
В.А. Сухомлинский отражает мнение тех, кто применял на практике опыт
великого педагога: «каким бы сильным инструментом ни было воздействие его
на личность, он не всемогущ. Более того, именно потому, что этот инструмент
сильный, зачастую он оказывается опасным в руках не только не вежды, но и
мастера».
Вышеизложенное мнение В.А. Сухомлинского свидетельствует о том, что
некоторые положения А.С.Макаренко для него не являлись «…столь
безупречными»[38]
Сухомлинский большое значение уделял духовному обогащению ребёнка.
Поэтому он писал: «Воспитание - это постоянное духовное обогащение
ребёнка»[39].
И имея такие взгляды на воспитание он предлагал строить всю «всю
систему взаимоотношений в ученическом коллективе так что бы преобладающая
часть усилий каждого воспитанника была направлена на заботу о других людях:
о товарищах, о родителях, о всех тех кто нуждается в помощи и поддержке».
«Нравственный опыт - он говорил – приобретаемый в таких взаимоотношениях
является неисчерпаемым источником – бескорыстной доброты, сердечной
искренней чуткости и отзывчивости».
Признавая необходимость заботы коллектива о личности, он выступал за
правильное духовное взаимодействие коллектива и личности, что предполагает
чуткость, тактичность, деликатность коллектива по отношению ко всему сугубо
интимному. И в этих отношениях должен играть определённую роль и сам
воспитатель: осторожно подходить к решению, о том можно ли посвящать
коллектив в то, что воспитанник считает глубоко личным и неприкосновенным.
Действительно, обнажая сугубо личное, он не только унижает человеческое
достоинство воспитанника, но и воспитывает ту толстокожесть, которая, в
конечном счете, ведёт к эмоциональному невежеству.
Также как и Макаренко, он считал, что свобода личности выражается не в
независимости человека от общества, а в гармоничном сочетании личных
интересов и интересов общественных. Свобода личности подразумевает
ответственность перед коллективом, которая воспитывается не словами, а
делами: «Чем больше сделает коллектив для ученика, тем глубже он ощутит
свою ответственность перед товарищами».
Но в отличие от А.С.Макаренко в отношении применения наказаний с
участием коллектива Сухомлинский относился осторожно «Ребёнок, допустивший
ошибку, замыкается в себе чуждается товарищей, и – что особенно не
желательно – притупляются его порывы и стремления к хорошим делам,
заглушаются его желания быть честным, высоконравственным». В итоге
«непродуманное применение наказаний ослабляет ученический коллектив и часто
приводит к круговой поруке».
Сухомлинский рассматривал коллектив с различных сторон, поэтому он не
мог не затронуть вопросы интереса личности к коллективу: «жизнь и
деятельность и деятельность коллектива удовлетворяет подростка лишь при том
условии, когда он находит в коллективе удовлетворение своих разносторонних
интересов». А коллектив, в котором ребёнок не находит ничего для своей
духовной жизни, который не приобщает его к высшим интересам, для ребёнка
теряет всякий авторитет. И для удовлетворения духовной жизни ребёнка, для
его активной деятельности в коллективе, он предлагал ему участвовать в
нескольких коллективах, каждый из которых перед ним открывал бы что-то
своё. Но, предлагая ребёнку активно участвовать в коллективной
деятельности, он признавал и необходимость длительного отдыха от коллектива
после каждой учебной четверти.
Рассмотрев взгляды В.А. Сухомлинского, мы можем высоко оценить его
справедливое понимание сущности коллектива, взаимоотношений личности и
коллектива, в уважении к человеку и вере в него.
2.4 "Коммунарская методика" И.П. Иванова.
Ещё одну модель коллективного воспитания, доказавшую на практике свою
эффективность, создал академик И.П.Иванов.
Особенностью коллектива являлся, не только высокий уровень развития
коллектива, но и появление желания у членов коллектива к выполнению
поставленных задач, за которые часто они не получая ничего взамен.
Скорее всего, успех крылся в самой модели, а не в личности её
создателя. Такой вывод можно сделать на основании практики её применения.
Модель продолжала существовать и без участия её создателя, более того, на
её основе были созданы многие другие коллективы. Таким фактом не могла
похвастаться ни одна другая модель, в том числе и созданная А.С.Макаренко.
Жизнь коллектива начинается с его формирования. Формирования коллектива
по системе Иванова начиналось с лидера группы (педагога) который перед
организацией коллектива формировал его идейную платформу, критерии членства
в нём. После формирования коллектива, лидер группы которого называли
комиссаром, становился её идейным руководителем. Сформулированные
комиссаром идеи, были важны, так как с их позиции происходило рассмотрение
поступков и суждений группы. Сам механизм организации коллектива был
динамичен. Это происходило, потому что центром была деятельность
коллектива, а его организация зависела от выполняемый в конкретный момент
задач. Но, тем не менее, неизменным оставалось существование высшего органа
власти, которым был «огонёк»[40], на нём, общее собрание решало самые
значительные вопросы, среди которых можно выделить:
. анализ отчетного периода (между сборами);
. планирование ближней перспективы;
. планирование дальней перспективы; (на полгода, год и более);
. глобальный ретроспективный анализ и оценка текущего состояния
клуба;
. решение вопросов членства;
. решение вопросов методологического, законодательного и
идеологического порядка,
. выбор дежурных командиров.
Для эффективной организации большого коллектива, И.П.Иванов, предлагал
в его рамках создавать и небольшие по численности (15-30 человек).
В коллективе существовала, своеобразная, исполнительная власть в лице
дежурных командиров. Срок их полномочий определялся длительностью
порученной им задачи. Если избирался командир клуба, то он мог занимать
своё положение до года, если выполнялась текущая задача, то полномочия
командира могли измеряться часами. Такая особенность длительности
выполнения командирами своих полномочий обусловливалась существованием
принципа взаимоподчинения, при котором каждый член группы в какой-то период
является чьим-то руководителем, и каждый (включая комиссара) - подчиненным.
Такая система помогала вкупе с анализом поступков, регулировать лидерские
притязания и развивать навыки организатора у каждого члена группы.
Но, тем не менее, «сердцем» модели была не её структура, чем-то схожая
со структурой рассмотренных выше коллективов, а сам процесс её
деятельности. По мнению Иванова, каждый из членов большого или малого
коллектива, постоянно должен быть занят выбором, планированием реализации,
и решением каких-либо поставленные задач. Для реализации этой идеи он с
эффективностью использовал «Коллективные творческие дела». Основа их
эффективности лежала в 3-х её элементах[41]:
– в улучшении окружающей жизни и жизни коллектива,
– в творческом характере каждого дела (осуществление непрерывного поиска
лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации),
– в единстве шести отдельных стадий организации каждого дела.( первая: роль
и необходимость (КТД); вторая планирование (КТД);третья подготовка
проведения (КТД); четвёртая: проведение (КТД); пятая: подведение итогов и
их анализ; шестая: мероприятия для извлечения пользы из итогов.)
Кроме (КТД) в организации деятельности коллектива использовались
«чередующиеся творческие поручения» (ЧТП). Суть их заключалась в том, что
отдельным членам коллектива или микроколлектива поручались творческие
поручения, обязанность исполнения которых переходила в от одних к другим.
И.П.Иванов например рекомендовал следующие виды чередующихся творческих
поручений:
|Вид поручений |Выполняемые функции |
|Хозяева |дежурят, заботятся о порядке |
|Санитары |заботятся о внешнем виде товарищей |
|Журналисты |готовили устные рассказы |
|Газетчики |выпускают газету |
|Любознательные |проводят викторины, придумывают загадки |
|Книголюбы |знакомят с книжными новинками… |
У всех выполняемых дел и задач, была своеобразная иерархия. Они
делились на 3 группы. Наибольшую значимость имела первая группа, в которую
входили дела, реализующиеся на внеколлективные нужды. Во вторую входили
дела для нужд всего коллектива, а в третью для удовлетворения
индивидуальных потребностей члена коллектива. В последней группе
преимущество отдавалось делам, выполняемым для товарища, а не для себя.[42]
В качестве комментария И.П.Иванов, не умаляя роль приятных, интересных
и физически легких дел, замечал, что наибольшую воспитательную
воспитывающую силу дают работы, выполняемые бескорыстно[43]. Таким образом,
на новом историческом витке в деятельности коллектива наконец реализовалась
идея Э.Фромма о том, что наиболее значимой с точки зрения воспитания,
является такая деятельность, в которой личность ощущает себя субъектом, а
не объектом. Может быть, в этом и кроется непреходящий успех методики
И.П.Иванова?
При организации коллектива он учитывал коллективные взаимоотношения.
Изначально формирование группы должно проходить с учётом психологической
совместимости его членов. Что приобретало особую актуальность, когда группа
находилась, например, вне общества – в походе, которому педагог придавал
большое значение, как средству формирования «ситуационного образца».
Все вышеперечисленные моменты системы И.П.Иванова, определяли
необходимость правильной организации работы органов коммуны и распределение
среди них обязанностей.
На огоньке, как упоминалось выше, рассматривались самые значительные
вопросы всем составом коллектива. Но в случае если общее собрание состояло
из значительного числа участников, то огонёк проводился как общим
собранием, так и в малых группах. В малых группах решались вопросы:
личностного и конкретно-делового уровня, на общем же: законодательные;
членские; разрешения конфликтов между подразделениями; общей информации и
планирования.
Такая структура «огонька» позволяла экономить время и учитывать мнение
каждого из его участников и формулировать единую позицию коллектива.
Почему единую? Потому что при совещании существовал принцип
«единогласности». Если голосовал весь коллектив за, то решение принималось,
если хоть один воздерживался – решение откладывалось. Такой метод давал
возможность решать ряд задач, главные среди которых: формирование
микроклимата и сохранение чистоты рядов[44]. Первая задача достигалась
благодаря чувству дружеской лояльности, если противоречие не носило
принципиального характера, а вторая когда противоречие носили
принципиальный характер. В последнем случае, противник общего решения,
при систематическом не согласии с группой ей отторгался.
Особенно необычным элементом в системе И.П.Иванова являлось наказание.
Способы наказания отличались от способов наказания в уже рассмотренных,
«воспитательных коллективах». Так, например, в качестве наказания
применялась «разгрузка» или «санаторий», которые заключались в лишении
права работать в течение следующего периода (суток, недели). Эти виды
наказаний предусматривали: переноска рюкзака наказанного участника похода,
кормление с ложечки и прочий сервис. И самым интересным в ней оставалось не
это. Придумать можно и более экстравагантные[45] методы наказания, но не
все они будут действовать, а этот метод, на фоне интенсивной работы
остальных членов коллектива оказывался на редкость эффективным. Но возможно
также нужно заметить и то что его эффективность не была бы столь
существенна, если бы он применялся и вне этой модели воспитания.
Наиболее интересно, модель И.П.Иванова описана в книге Симона
Соловейчика[46]. И это неудивительно, так как модель была рассмотрена со
слов самих членов коллектива. В начале книге задаётся наиболее
актуальнейший вопрос темы данной работы: «но для чего же тогда
коммуна?»[47]и на той же странице дан ответ: «Красивая жизнь – это когда ты
чувствуешь, что нужен людям и ты сам нужен, и вся твоя коммуна…».
Говоря выше о модели коллективного воспитания И.П.Иванова мы не раз
говорили о её эффективности. В чём же заключалась эффективность? И в книге
Симона Соловейчика приведены сведения о том что члены коммуны: «не
нуждались в надзоре, они могли оставаться одни на любое время и при этом не
было никаких ЧП и нарушений дисциплины».[48]При длительном воспитании
методом Иванова: «снимается проблема хулиганства, пьянства, воровства,
агрессивности, грубости, порчи имущества, аморального поведения, юношеского
скептицизма и критиканства, неуважительного отношения к взрослым…», [49]
а также вещизма потребительства. Но на этом её достоинства не
заканчивались, она помогала и в будущем, так некоторые ребята вышедшие из
коммуны с успехом учились в престижных университетах: Институт
Международных отношений, Сорбонне и.т.д.
Да и это всё, невольно воспринимаемое как фантастика, достигалось с
помощью методики Иванова ключом, к которой были Забота и Творчество[50].
Ребята соревновались за то, кто больше доставит радости, моделировались
отношения: «взаимной поддержки, взаимного согласия, взаимного внимания,
взаимной симпатии»[51]
Такой успех методики И.П.Иванова без внимания не остался. Его модель
получила распространение, и были созданы спутники-коммуны, где применялась
такая же методика организации коллектива. И Симон Соловейчик отмечал успех
этой модели в спутниках[52].
И, в заключение, можно справедливо отметить, не смотря на всю
экстравагантность модели И.П.Иванова, она достойно себя зарекомендовала.
Более того, успех модели, повторялся и при организации новых коллективов, и
поэтому, не встречая географических и временных препятствий, она и
получила широкое распространение.
2.5 Современные модели воспитывающего коллектива.
Как уже упоминалось выше, страны западной Европы и США где в 20 веке,
традиционным считалось индивидуальное воспитание, так или иначе проявляли
интерес к коллективным или, как они нередко писали, общинным формам
воспитания. Такой интерес к общинному воспитанию, по-видимому, был вызван
не только поисками альтернативных форм воспитания, но и отличием от
знакомой им практики индивидуального воспитания и отличием от жизни в
семье.
Как отмечают западные специалисты, по всему миру существовали три модели
общинного воспитания:
1. Колония М.Горького
2. Поселение «Брудерховт Гутеров»
3. Кибуц.
Но если первый из них уже был рассмотрен выше, то два последних для нас
пока ещё остаются не рассмотренными.
О поселении «Брудерховт Гутеров» каких либо значительных сведений не
сохранилось; известно разве, что особенностью этого поселения было то, что
его члены принадлежали к анабаптистской общине. Эта община на протяжении
100 лет размещалась в Малороссии, до того как между 1884 и 1879 годов они
перебрались в Америку. Интересным является рассмотрение быта,
хозяйствования и методов воспитания у Гутеров и Макаренко. После их
изучения бросается на глаза их схожесть с практикой Кибуцев.
Кибуц (понятие восходит к ивритскому слову «квуца» (группа) - представлял
собой изначально сельское поселение, организованное как социалистическое
производственное товарищество.
История рассеянных по всей земле кибуцев насчитывает 90 лет. В настоящее
время имеется около 260 таких коммун, это примерно 115 тысяч человек. В
одной коммуне проживают примерно от 100 до 2000 тысяч человек. В общей
сложности в кибуцах проживает примерно 2% населения Израиля.
Однако вклад кибуцев в сельское хозяйство и производство промышленной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|