Рефераты
 

Шпоры по ТГИП

независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места

жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах

Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную военную службу

призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18

лет. 2. Функция сотрудничества с другими странами. Функция сотрудничества и

взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются

различные организации деятельность которых направлена на улучшение

экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО,

Варшавский договор, СЭВ и т.д.) 3. Борьба с международной преступностью: В

последнее время все более широкие масштабы приобретает международная

преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная

торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов

международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку

справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий

государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями

государств в этой области является создание международных организаций по

борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. 4.

Участие в охране окружающей Среды: В настоящее время остро встал вопрос об

охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре

внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью

программы завершения строительства материально - технической базы в

государстве. В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со

сложными климатическими условиями. Крупные ученые ряда государств

обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из

государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на

поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и

общественные организации. В ряде государств правительство принимает

различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы.

Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные

наказания.

14) Механизм гос-ва, гос-венный аппарат: понятие и их соотношение. Механизм

гос-ва есть та реальная организационная материальная сила, располагая

которой гос-во осуществляет власть. Механизм является структурным и

предметным олицетворением гос-ва, представляет собой материальное

"вещество", из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть

деятельное, постоянно функционирующее выражение гос-ва. Механизм гос-ва —

это целостная иерархическая система гос-ых органов и учреждений,

практически осуществляющих гос-ую власть, задачи и функции гос-ва.

Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки

механизма гос-ва. 1. Это целостная иерархическая система гос-ых органов и

учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и

деятельности гос-ых органов и учреждений, едиными задачами и целями их

деятельности. 2. Первичными структурными частями (элементами) механизма

являются гос-венные органы и учреждения, в которых работают гос-венные

служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Гос-венные органы

связаны между собой началами субординации и координации. 3. Для обеспечения

гос-ых властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения)

принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, —

вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно

гос-во. 4. При помощи механизма практически осуществляется власть и

выполняются функции гос-ва. Между функциями гос-ва и его механизмом связь

прямая и нерасторжимая. В силу того что механизм как раз и создается для

выполнения функций гос-ва, последним в этой связи принадлежит определяющая

роль. Органы гос-ва и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся

его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из

классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят

на первый план такие элементы механизма гос-ва, как органы и учреждения

насилия, принуждения В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат"

гос-ва обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается,

что термин "механизм" лишь подчеркивает целостность аппарата, его

направленность на результативную деятельность. Единый и целостный механизм

гос-ва дифференцируется (расчленяется) на составные части — органы,

подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и

подсистемы занимают неодинаковое место в гос-ом механизме, находятся в

сложных отношениях субординации и координации. Структура механизма гос-ва

изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы

управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так,

что одна часть гос-го механизма занимается только управлением, а другая —

только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение

переплетаются между собой. Многие века и тысячелетия гос-венный механизм

был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции.

В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития

капиталистического гос-ва основу механизма составляли военное ведомство,

ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел. Механизм современного

гос-ва отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и

учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему

(часть) образуют высшие органы гос-ва: представительные, глава гос-ва, прав-

во. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой

информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема —

это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры

(армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов гос-

ва, в том числе методами гос-го принуждения (военное подавление,

полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют

вооруженные отряды людей — войско, полиция. К органам гос-ва примыкают гос-

венные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют

общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения,

науки и др.

15) Система гос-ых органов в Российской Федерации. Орган гос-ва — это

юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть

гос-го механизма, состоящая из гос-ых служащих, наделенная гос-венно-

властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для

осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций гос-

ва. Разносторонность и многосложность деятельности гос-го механизма

обусловливает значительное число его органов. По различным научно

обоснованным критериям они классифицируются на соответствующие виды. Так,

органы гос-ва по такому критерию, как юридический источник их легитимности,

подразделяются на: а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской

Федерации, федеральными законами, конст-ями, уставами субъектов РФ для

непосредственного выполнения задач и функций гос-ва (Президент РФ,

Федеральное Собрание РФ, Прав-во РФ, министерства и иные федеральные органы

исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и

исполнительной власти субъектов РФ); б) органы, учреждаемые в установленном

зак-вом порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования

указанного в предыдущем пункте вида гос-ых органов (Администрация

Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших

судебных органов РФ, органов законодательной и исполнительной власти

субъектов РФ). Гос-венные органы, относящиеся к первому из рассмотренных

видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко

второму — вторичными, производными от первых. На основе принципа разделения

властей гос-венные органы делятся на законодательные, исполнительные,

судебные. По действию в пространстве гос-венные органы подразделяются на

федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом суды,

прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам. По

длительности действия гос-венные органы делятся на постоянные и временные.

Абсолютное большинство гос-ых органов Российской Федерации и ее субъектов

согласно Конст-ии и законам РФ, конст-ям и уставам субъектов РФ действуют

на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и

деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением

неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами

(например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

Органы гос-ва различаются между собой и тем, что одни из них — коллективные

образования, другие — представлены одним лицом. По общему правилу орган гос-

ва состоит из коллектива гос-ых служащих. Например, Федеральное Собрание

Российской Федерации, Прав-во РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных

случаях орган гос-ва может воплощаться в одном лице, занимающем гос-ую

должность. Например, Президент Российской Федерации, президент республики в

составе РФ, Генеральный прокурор РФ. Своего рода обобщающим основанием

классификации гос-ых органов является их место, роль, функциональное

назначение в структуре механизма гос-ва. Исследование различных видов гос-

ых органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной

взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их

классификации. Главное требование принципа разделения властей,

сформулированное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для

утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения

злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения

или отдельного лица необходимо разделить гос-ую власть на законодательную,

исполнительную и судебную. Причем каждая из этих ветвей власти, являясь

самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои

функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

16) Правовое гос-во: понятие и сущность. Правовое гос-во есть форма

осуществления народовластия, политическая организация граждан,

функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав,

свобод и обязанностей каждой личности. Формирование правового гос-ва –

гарантия поступательного развития и углубления демократии, которая может

существовать только при господстве закона, что связывает воедино все меры в

области развития и применения права, придает им общую направленность.

Правовое гос-во – не только одна из высших социальных ценностей, призванных

утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и

практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести,

свободы, достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством

и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия.

Принципы правового гос-ва: господство закона во всех сферах жизни

связанность законом гос-ва и его органов незыблемость свободы личности, ее

правовая защищенность взаимная отв-ть гос-ва и личности наличие эффективных

форм контроля за реализацией законов разделение властей, наличие системы

сдержек и противовесов верховенство и прямое действие конституционного

закона правовая организация системы органов гос-ой власти единство прав и

обязанностей гражданина наличие развитого гражданского общества

соответствие внутреннего зак-ва принципам и нормам международного права.

17-18) Гражданское общество как предпосылка правового гос-ва. Анализ

исторических данных и приведенных суждений показывает, что процесс

становления гражданского общества сложен и противоречив. Современное

понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса

существенных признаков. Гражданское общество — это сообщество свободных

индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является

собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы

человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм

собственности, определении профессии и вида труда, расположении

результатами своего труда. Политический аспект свободы индивида как

гражданина заключается в его независимости от гос-ва, т.е. в возможности,

например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с

критикой существующей гос-ой власти, вправе участвовать или не участвовать

в выборах органов гос-ой власти и местного самоуправления. Гражданское

общество суть открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода

слова, включая свободу критики, гласность и т.д. Гражданское общество есть

сложноструктурированная плюралистическая система. Разумеется, любой

социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для

гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и

воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов

(профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей,

клубы и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные

потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого

существа. Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая

система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между

собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные

интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие

общества без вмешательства гос-ва как политической властной силы.

Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим

фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и

приобретенных прав человека и гражданина. Гражданское общество — это

свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного

человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам,

общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и

предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения

благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично

вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью гос-ва.

Общество, гражданское общество и гос-во. Понятие и соотношение. Гр общество-

сфера,где функционируют свободные автономные лица,и различные их

объединения. 2 типа объединения людей: 1.Условные соц группы-

объединения людей в зависимости от места в производстве и

распределении.(наемные работники,крестьяне,предприниматели.) 2.Общественные

объединения- объединения групп лиц с общими нтересами. (партии,профсоюзы).

Механизмы саморегуляции гражданского общества.

1.Свободный рынок. Каждый человек предлагает произведенный им товар и хочет

что-то за это получить.(эквивалентно). На определенном этапе развития

общества этого становится не достаточно.,тк возникают монополии, и на смену

приходит социальное гос-во или тоталитарный режим. а)Проводятся меры

по демонополизации производства. Для наемных рабочих-принцип свободного

договора.,Гос-во устанавливает определенные стандарты (ур зарплаты,длины

рабочего дня). б)Перераспределение национальных доходов или изменение

системы налогообложения. в)Гос-венное финансирование программ

развития.(образования). 2.Парламентаризм- общество выбирает управляющую

структуру. 3.Независимое правосудие. Общество приходит к тому,что конфликты

должно регулировать гос-во.

19) Понятие политической системы, ее составные части. Понятие пол-й сис-мы

употребляется не только в ТГП, нои в политологии. Пол-я сис-ма об-ва – это

целостная упорядоченная совокупность пол-х институтов, пол-х ролей,

отношений, процессов, подчиненная принципам пол-й организации об-ва и

нормам (традиции, обычаи, установки в т.ч. нормы права, религиозные нормы.)

Пол. сист. – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и

основанных на них полит. институтов, учреждений и дейстивй, организующих

пол. вл., взаимосвязь граждан и гос-ва. Основным назначением этого

многомерного образования является обеспечение целостности, единства

действий, людей в политике. Пол-я сис-ма об-ва – это одна из частей об-ва в

целом, наряду с такими системами как эк-ка, куль-ра. Пол. сис-ма влючает в

себя подсис-мы разных сложностей, ее стр-ра построена по принципу

пирамидальной иерархии: мегауровень, мезоуровень, микроуровень. Все 3

уровня делятся на 2 структуры: теневая и легальная. Они существуют

параллельно. Мегауровень включает в себя руководителей, правящих, т.е. он

содержит субъекты полит-х отношений – носителей власти (правящая партия,

политическая элиита). Гос-во находится и в мезоуровне. Сюда относятся

периферийные органы гос. вл., например, выборные органы самоуправл.,

назначаемые органы самоуправления на местах, партийные аппараты каких-либо

партий (только организаторы), школы, профсоюзы, армии. Понятие политической

системы Политическая система - это совокупность взаимодействующих между

собой норм, идей и основанных на них полит-х институтов и действий,

организующих политическую власть, взаимодействие граждан и гос-ва.

Компонентами политической системы являются: Совокупность полит-х

объединений (гос-во, политические партии, общественно-политические

организации и движения). Политические отношения, складывающиеся между

структурными элементами системы. Политические нормы и традиции.

Политическое сознание. Политическая деятельность. Используя различные

методологические приёмы (подходы), можно выявить ряд критериев, позволяющих

обосновать и расшифровать приведённое определение политической системы.

Генетический подход - концентрирует внимание на обусловленности полит-х

явлений экономическими и социальными факторами. а) Критерий экономической

детерминации политики проявляется в отношениях собственности и

производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в

отношениях распределения и управления. б) Критерий социальной

обусловленности полит-х явлений свидетельствует о том, что политика

является результатом общественного развития. в) Критерий социального

интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и её элементов с

определёнными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности

этих групп выступают мотивационными факторами в формировании полит-х

организаций.

Институционный подход - позволяет обозначить характеристики полит-х

явлений. а) Суть этого подхода отражает организационный критерий -

отдельные индивиды не могут выступать в виде элементов политической

системы, они представляют лишь "материал", из которого в определённых

условиях формируются система и её элементы. Системный подход - политическая

система, как и любая целостная система, имеет интегративный (элементы в

системе приобретают такие качества, которыми вне системы они не обладают) и

антиэнтропийный (способность системы противостоять своему исчезновению)

характер. Субстанциональный подход - помогает выявить первооснову всего

политического. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм

её осуществления - политическая система. Политическая власть - система

волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами

социальных слоёв и классов, выраженными в деятельности полит-х организаций.

Понятие субъектов политической системы Гос-во, политические партии,

общественно-политические движения, профсоюзы, творческие объединения,

лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой

информации и т.д. Учитывая степень вовлечённости в политическую жизнь,

реализацию власти, можно выделить следующие группы субъектов политической

системы: Собственно политические организации - это те организации, которые

прямо и непосредственно осуществляют политическую власть. Это гос-во и

политические партии. Не собственно политические организации - они также

осуществляют политическую власть, но это лишь один из аспектов из

деятельности (профсоюзы). Следующая трактовка ПС: Политическая система

общества (в широком смысле) – система всех полит-х явлений, которые

существуют в социально неоднородном обществе. Элементы (в широком смысле):

1. субъекты политики – нации, классы, социальные прослойки, группы. 2.

Представители их интересов – разнообразные объединения, организации, в

частности, гос-во, наконей, люди (личгости). 3. политические отношения,

взаимосвязи, политическое сознание (политическая идеология и политическая

психология) субъектов политики. 4. политические нгормы – общие правила

поведения в полит-х содружествах. Политическая система общестав (в узком

смысле) – система всех гос. органов, коммерческих организаций (организации,

преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности

– ОАО, ООО, ПТ, ОТ, ОДО и т.п.), некоммерческих организаций (организации,

не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и

нерасрпеделяющие полученную прибыль между участниками – потребительский

кооператив, фонд, учреждения, ассоциации и союзы религиозные организации и

общественные объединения) и отдельных граждан, принимающих участие в

политической жизни общества. Элементы (В узком смысле) 1. Органы гос-ва, 2.

коммерческие организации, 3. некоммерческие организации (общественные

объединения – добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование,

созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности

интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного

объединения, например, общественная организация, общ-е движение, ) 4.

отдельные граждане.

20) Политический режим современной России. Пол. режим — это динамическая,

функциональная характеристика политической системы. Категории “Пол. режим”

и “политическая система“ тесно связаны между собой. Если первая показывает

весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в

осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть

осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо

недемократично). Политическая обстановка в России неустойчива, социальная

напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для

стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая

ситуация в стране изменчива, подвижна, то и Пол. режим может развиваться по

одному из нескольких вариантов. В последние годы политическим ориентиром

реформаторов первой волны был праволиберальный (буржуазно-демократический)

Пол. режим. Его социальной опорой обычно служит обширный средний класс,

который в России пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у

этого режима, похоже, немного. Весьма перспективен в нашей стране социал-

демократический вариант политического режима скандинавского образа. В

политической сфере для него характерны широкая политическая демократия,

демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы

и. эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане —

это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего

бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному

расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально

ориентированный рынок. Предпосылками для перехода к социал-демократическому

режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких

народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность

экономики к гос-венно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь

прочную социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и

движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу

программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо

реализуются. На основе взаимодействия социал-демократических и национально-

патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их

социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и

военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в

случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами

(например, попытки возродить административно-территориальное гос-венное

устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих

национально-гос-ых образований, что приведет к неизбежному ее распаду. Не

исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала.

Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов. Какой из названных

вариантов полит-х режимов станет реальностью в Российском гос-ве, покажут

время и степень мудрости россиян. Пол. режим современного Российского гос-

ва - это либерально-демократический режим, который, конечно же, еще несет

на себе груз реликтов тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля гос-

ых органов за жизнью граждан, сохранение властных структур чиновников в

сфере проживания, передвижения граждан – прописка и т.д.) Законы не стали

еще повсеместной основой политического режима, недостаточна с:удебная

защита прав и свобод граждан, отв-ть за нарушение законов. Не вошло еще в

практику и прямое действие Конст-ии, прежде всего не отработаны процедуры

прямого применения Конст-ии правоохранительными органами - последние ждут,

как правило, специальных, конкретизирующих правовые положения законов. В то

же время судебные органы, становясь на позицию прямого применения Конст-ии,

постепенно наполняют конкретным содержанием ее отдельные правовые

положения, создают своеобразные судебные прецеденты. Судебные прецеденты в

условиях конкуренции архаичных и новых структур правовой системы отнюдь не

противопоказаны формированию новой правовой системы, могут с лихвой

заполнять вакуумы и пробелы этой системы. Пол. режим имеет в настоящее

время нестабильный, переходный характер. Его дальнейшая эволюция в

либерально-демократическую сторону подвергается критике со стороны

сторонников тоталитарного режима, так и одобрению со стороны приверженцев

демократических реформ. Политическая система общестав (в узком смысле) –

система всех гос. органов, коммерческих организаций (организации,

преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности

– ОАО, ООО, ПТ, ОТ, ОДО и т.п.), некоммерческих организаций (организации,

не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и

нерасрпеделяющие полученную прибыль между участниками – потребительский

кооператив, фонд, учреждения, ассоциации и союзы религиозные организации и

общественные объединения) и отдельных граждан, принимающих участие в

политической жизни общества.

21) Виды полит-х систем. В политолог-ой литературе существуют различные

подходы к определению типов полит-х систем. Рассмотрим пять основных типов

полит-х систем в обобщенном виде: 1. Рабовладельческая, феодальная,

капиталистическая, социалистическая система с капиталистической или

социалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно-

экономические формации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин.

2. Демократическая, авторитарная, тоталитарная, основой типологизации

выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения

противоречий, автором является Роберт Даль. 3. Англо-американская,

Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой

типологизации является политическая культура (однородная или разнородная),

автор Габриэль Алмонд. 4. Административно-командная, соревновательная,

социопримирительная, основой типологизации выступают способы управления

обществом, автор В. Е. Чиркин. 5. Этакратическая, демократическая, где

основой типологизации является место и роль гос-ва в политической системе,

авторы: В. В. Радаев, О. Н. Шкартан. Существует множество и других, в том

числе более сложных типологий полит-х систем. Одна из достаточно простых,

широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций —

деление полит-х систем на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Критерием их разграничения служит Пол. режим — характер и способы

взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом

общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное

подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами

со стороны гос-ва. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного

лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и

общества во внеполит-х сферах. И, наконец, демократия характеризуется

контролем общества (большинства) над властью. При этом если личность имеет

автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то

имеет место либеральная демократия. Если же, власть большинства ничем не

ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан,

то демократия становится тоталитарной. Неоднородны также авторитарные и

тоталитарные политические системы. Так, в зависимости от того, кто — один

человек, или группа лиц — являются источником власти, авторитарные и

тоталитарные режимы могут быть автократическими (у власти одно лицо) или

группократическими (аристократическими, олигархическими, этнократическими и

т.п.). Данная классификация отражает идеальные типы полит-х систем,

значительно отличающиеся от существующих в реальной жизни. И все же

тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной

степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в

современном мире

22) Право - это система общеобязательных правил (норм) поведения людей,

установленных или санкционированных гос-вом и охраняемых его принудительной

силой. Право как регулятор возникает только в том обществе, которое имеет

гос-ую организацию. Оно представляет собой результат общественного развития

и наряду с другими социальными нормами (обычаями, традициями, религиозными

нормами) регулирует общественные отношения. Однако, по обязательности

исполнения людьми правовых норм, по кругу лиц, которые должны соблюдать

нормы права, и по действию права в пространстве оно занимает главенствующее

положение среди социальных норм. Начиная с возникновения права,

исследователи многих веков стремились понять его природу, сформулировать

понятие права, определить главное назначение правовых норм. История знает

множество теорий права. Основоположники и сторонники их стремились

составить собственное представление о праве как общественном явлении.

Наиболее древней является теория общественного права. Истоки зарождения

этой теории берут начало еще в гос-вах древнего мира. ЕЕ суть состоит в том

утверждении, что кроме позитивного права, т.е. права, порожденного гос-вом,

в обществе действует и естественное право, которое первично по отношению к

позитивному праву и является для него основой. Понятие естественного права

исходит из утверждения, что человек с рождения приобретает неотъемлемые

права человека и гражданина, такие, как право на жизнь, на свободу, на

личную неприкосновенность и т.д. Сторонниками естественного права являлись

такие мыслители, как Локк, Руссо, Монтескье и другие. Историческая школа

права исходила из понимания права как выражения духа народа, который

складывался независимо от взглядов и воззрений какого-либо общественного

деятеля, законодательной власти гос-ва. По их мнению, законодатель должен

был фиксировать лишь то, что уже сложилось в поведении людей, как право.

Реалистическая школа права исходила из того, что право развивается под

воздействием внешних факторов, в основе которых - интересы человека, и под

воздействием которых он ставит перед собой цели и осуществляет их

посредством права. Т.е. они считали, что право является интересом, который

защищается гос-вом и принадлежит тем, кто пользуется этим правом. Помимо

уже названных теорий существует целый ряд других, которые предпринимают

попытку дать понимание природы права. К ним относятся: нормативистская

теория, социологическая теория, психологическая теория и другие. Правовые

нормы, ввиду их особой роли в жизни общества и их особой природы, по

сравнению с другими социальными нормами, отличаются особыми признаками:

1.Правовые нормы устанавливаются только компетентными гос-венными органами

в форме официальных правовых актов. Все остальные социальные нормы

возникают или устанавливаются негос-венными структурами или самими

социальными группами общества. 2.Исполнение права гарантируется в

необходимых случаях принудительной силой гос-ва, а за нарушение правовых

норм нарушитель несет юридическую отв-ть. 3.Право, в отличие от других

социальных норм, общеобязательно для исполнения для всего населения страны.

4.Право выражает общую волю граждан и гос-ва. Следовательно, право

выступает как специфический гос-венный регулятор общественных отношений,

который служит как интересам отдельной личности, так и интересам всего

общества в целом. Сущность права - это главная внутренняя, относительно

устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу

и назначение в обществе. Главное - это общесоциальные начала права. И

происхождение этого социального института,и его качества как регулятивной,

первоначально организационно-трудовой системы, его встроенность в само

существование человеческой цивилизации, обеспечение стабильности,

устойчивости, упорядоченности общества, смягчение агрессивности, нахождение

и закрепление компромиссов вместо взаимоуничтожения, определение

справедливости, гуманности - вот главные общесоциальные начала права. На

этой основе формируется и понимание социальной ценности права. Короче,

сущность, как гос-ва, так и права, это социальное предназначение.

Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную

сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает

организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных

связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это

значит, что за ними стоит авторитет общества и гос-ва и они могут

действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном

плане. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как

меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях,

общество в лице гос-ва стоит на страже этой свободы. Таким образом, право

не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная

свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой,

жизни, зло — нарушением этой нормы.

23) Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких

предков, а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества. При

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ