Шпоры по ТГИП
независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места
жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах
Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную военную службу
призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18
лет. 2. Функция сотрудничества с другими странами. Функция сотрудничества и
взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются
различные организации деятельность которых направлена на улучшение
экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО,
Варшавский договор, СЭВ и т.д.) 3. Борьба с международной преступностью: В
последнее время все более широкие масштабы приобретает международная
преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная
торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов
международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку
справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий
государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями
государств в этой области является создание международных организаций по
борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. 4.
Участие в охране окружающей Среды: В настоящее время остро встал вопрос об
охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре
внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью
программы завершения строительства материально - технической базы в
государстве. В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со
сложными климатическими условиями. Крупные ученые ряда государств
обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из
государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на
поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и
общественные организации. В ряде государств правительство принимает
различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы.
Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные
наказания.
14) Механизм гос-ва, гос-венный аппарат: понятие и их соотношение. Механизм
гос-ва есть та реальная организационная материальная сила, располагая
которой гос-во осуществляет власть. Механизм является структурным и
предметным олицетворением гос-ва, представляет собой материальное
"вещество", из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть
деятельное, постоянно функционирующее выражение гос-ва. Механизм гос-ва —
это целостная иерархическая система гос-ых органов и учреждений,
практически осуществляющих гос-ую власть, задачи и функции гос-ва.
Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки
механизма гос-ва. 1. Это целостная иерархическая система гос-ых органов и
учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и
деятельности гос-ых органов и учреждений, едиными задачами и целями их
деятельности. 2. Первичными структурными частями (элементами) механизма
являются гос-венные органы и учреждения, в которых работают гос-венные
служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Гос-венные органы
связаны между собой началами субординации и координации. 3. Для обеспечения
гос-ых властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения)
принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, —
вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно
гос-во. 4. При помощи механизма практически осуществляется власть и
выполняются функции гос-ва. Между функциями гос-ва и его механизмом связь
прямая и нерасторжимая. В силу того что механизм как раз и создается для
выполнения функций гос-ва, последним в этой связи принадлежит определяющая
роль. Органы гос-ва и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся
его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из
классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят
на первый план такие элементы механизма гос-ва, как органы и учреждения
насилия, принуждения В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат"
гос-ва обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается,
что термин "механизм" лишь подчеркивает целостность аппарата, его
направленность на результативную деятельность. Единый и целостный механизм
гос-ва дифференцируется (расчленяется) на составные части — органы,
подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и
подсистемы занимают неодинаковое место в гос-ом механизме, находятся в
сложных отношениях субординации и координации. Структура механизма гос-ва
изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы
управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так,
что одна часть гос-го механизма занимается только управлением, а другая —
только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение
переплетаются между собой. Многие века и тысячелетия гос-венный механизм
был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции.
В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития
капиталистического гос-ва основу механизма составляли военное ведомство,
ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел. Механизм современного
гос-ва отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и
учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему
(часть) образуют высшие органы гос-ва: представительные, глава гос-ва, прав-
во. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой
информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема —
это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры
(армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов гос-
ва, в том числе методами гос-го принуждения (военное подавление,
полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют
вооруженные отряды людей — войско, полиция. К органам гос-ва примыкают гос-
венные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют
общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения,
науки и др.
15) Система гос-ых органов в Российской Федерации. Орган гос-ва — это
юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть
гос-го механизма, состоящая из гос-ых служащих, наделенная гос-венно-
властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для
осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций гос-
ва. Разносторонность и многосложность деятельности гос-го механизма
обусловливает значительное число его органов. По различным научно
обоснованным критериям они классифицируются на соответствующие виды. Так,
органы гос-ва по такому критерию, как юридический источник их легитимности,
подразделяются на: а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, конст-ями, уставами субъектов РФ для
непосредственного выполнения задач и функций гос-ва (Президент РФ,
Федеральное Собрание РФ, Прав-во РФ, министерства и иные федеральные органы
исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и
исполнительной власти субъектов РФ); б) органы, учреждаемые в установленном
зак-вом порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования
указанного в предыдущем пункте вида гос-ых органов (Администрация
Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших
судебных органов РФ, органов законодательной и исполнительной власти
субъектов РФ). Гос-венные органы, относящиеся к первому из рассмотренных
видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко
второму — вторичными, производными от первых. На основе принципа разделения
властей гос-венные органы делятся на законодательные, исполнительные,
судебные. По действию в пространстве гос-венные органы подразделяются на
федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом суды,
прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам. По
длительности действия гос-венные органы делятся на постоянные и временные.
Абсолютное большинство гос-ых органов Российской Федерации и ее субъектов
согласно Конст-ии и законам РФ, конст-ям и уставам субъектов РФ действуют
на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и
деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением
неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами
(например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).
Органы гос-ва различаются между собой и тем, что одни из них — коллективные
образования, другие — представлены одним лицом. По общему правилу орган гос-
ва состоит из коллектива гос-ых служащих. Например, Федеральное Собрание
Российской Федерации, Прав-во РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных
случаях орган гос-ва может воплощаться в одном лице, занимающем гос-ую
должность. Например, Президент Российской Федерации, президент республики в
составе РФ, Генеральный прокурор РФ. Своего рода обобщающим основанием
классификации гос-ых органов является их место, роль, функциональное
назначение в структуре механизма гос-ва. Исследование различных видов гос-
ых органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной
взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их
классификации. Главное требование принципа разделения властей,
сформулированное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для
утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения
злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения
или отдельного лица необходимо разделить гос-ую власть на законодательную,
исполнительную и судебную. Причем каждая из этих ветвей власти, являясь
самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои
функции посредством особой системы органов и в специфических формах.
16) Правовое гос-во: понятие и сущность. Правовое гос-во есть форма
осуществления народовластия, политическая организация граждан,
функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав,
свобод и обязанностей каждой личности. Формирование правового гос-ва –
гарантия поступательного развития и углубления демократии, которая может
существовать только при господстве закона, что связывает воедино все меры в
области развития и применения права, придает им общую направленность.
Правовое гос-во – не только одна из высших социальных ценностей, призванных
утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и
практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести,
свободы, достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством
и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия.
Принципы правового гос-ва: господство закона во всех сферах жизни
связанность законом гос-ва и его органов незыблемость свободы личности, ее
правовая защищенность взаимная отв-ть гос-ва и личности наличие эффективных
форм контроля за реализацией законов разделение властей, наличие системы
сдержек и противовесов верховенство и прямое действие конституционного
закона правовая организация системы органов гос-ой власти единство прав и
обязанностей гражданина наличие развитого гражданского общества
соответствие внутреннего зак-ва принципам и нормам международного права.
17-18) Гражданское общество как предпосылка правового гос-ва. Анализ
исторических данных и приведенных суждений показывает, что процесс
становления гражданского общества сложен и противоречив. Современное
понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса
существенных признаков. Гражданское общество — это сообщество свободных
индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является
собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы
человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм
собственности, определении профессии и вида труда, расположении
результатами своего труда. Политический аспект свободы индивида как
гражданина заключается в его независимости от гос-ва, т.е. в возможности,
например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с
критикой существующей гос-ой власти, вправе участвовать или не участвовать
в выборах органов гос-ой власти и местного самоуправления. Гражданское
общество суть открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода
слова, включая свободу критики, гласность и т.д. Гражданское общество есть
сложноструктурированная плюралистическая система. Разумеется, любой
социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для
гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и
воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов
(профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей,
клубы и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные
потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого
существа. Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая
система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между
собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные
интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие
общества без вмешательства гос-ва как политической властной силы.
Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим
фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и
приобретенных прав человека и гражданина. Гражданское общество — это
свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного
человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам,
общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и
предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения
благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично
вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью гос-ва.
Общество, гражданское общество и гос-во. Понятие и соотношение. Гр общество-
сфера,где функционируют свободные автономные лица,и различные их
объединения. 2 типа объединения людей: 1.Условные соц группы-
объединения людей в зависимости от места в производстве и
распределении.(наемные работники,крестьяне,предприниматели.) 2.Общественные
объединения- объединения групп лиц с общими нтересами. (партии,профсоюзы).
Механизмы саморегуляции гражданского общества.
1.Свободный рынок. Каждый человек предлагает произведенный им товар и хочет
что-то за это получить.(эквивалентно). На определенном этапе развития
общества этого становится не достаточно.,тк возникают монополии, и на смену
приходит социальное гос-во или тоталитарный режим. а)Проводятся меры
по демонополизации производства. Для наемных рабочих-принцип свободного
договора.,Гос-во устанавливает определенные стандарты (ур зарплаты,длины
рабочего дня). б)Перераспределение национальных доходов или изменение
системы налогообложения. в)Гос-венное финансирование программ
развития.(образования). 2.Парламентаризм- общество выбирает управляющую
структуру. 3.Независимое правосудие. Общество приходит к тому,что конфликты
должно регулировать гос-во.
19) Понятие политической системы, ее составные части. Понятие пол-й сис-мы
употребляется не только в ТГП, нои в политологии. Пол-я сис-ма об-ва – это
целостная упорядоченная совокупность пол-х институтов, пол-х ролей,
отношений, процессов, подчиненная принципам пол-й организации об-ва и
нормам (традиции, обычаи, установки в т.ч. нормы права, религиозные нормы.)
Пол. сист. – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и
основанных на них полит. институтов, учреждений и дейстивй, организующих
пол. вл., взаимосвязь граждан и гос-ва. Основным назначением этого
многомерного образования является обеспечение целостности, единства
действий, людей в политике. Пол-я сис-ма об-ва – это одна из частей об-ва в
целом, наряду с такими системами как эк-ка, куль-ра. Пол. сис-ма влючает в
себя подсис-мы разных сложностей, ее стр-ра построена по принципу
пирамидальной иерархии: мегауровень, мезоуровень, микроуровень. Все 3
уровня делятся на 2 структуры: теневая и легальная. Они существуют
параллельно. Мегауровень включает в себя руководителей, правящих, т.е. он
содержит субъекты полит-х отношений – носителей власти (правящая партия,
политическая элиита). Гос-во находится и в мезоуровне. Сюда относятся
периферийные органы гос. вл., например, выборные органы самоуправл.,
назначаемые органы самоуправления на местах, партийные аппараты каких-либо
партий (только организаторы), школы, профсоюзы, армии. Понятие политической
системы Политическая система - это совокупность взаимодействующих между
собой норм, идей и основанных на них полит-х институтов и действий,
организующих политическую власть, взаимодействие граждан и гос-ва.
Компонентами политической системы являются: Совокупность полит-х
объединений (гос-во, политические партии, общественно-политические
организации и движения). Политические отношения, складывающиеся между
структурными элементами системы. Политические нормы и традиции.
Политическое сознание. Политическая деятельность. Используя различные
методологические приёмы (подходы), можно выявить ряд критериев, позволяющих
обосновать и расшифровать приведённое определение политической системы.
Генетический подход - концентрирует внимание на обусловленности полит-х
явлений экономическими и социальными факторами. а) Критерий экономической
детерминации политики проявляется в отношениях собственности и
производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в
отношениях распределения и управления. б) Критерий социальной
обусловленности полит-х явлений свидетельствует о том, что политика
является результатом общественного развития. в) Критерий социального
интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и её элементов с
определёнными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности
этих групп выступают мотивационными факторами в формировании полит-х
организаций.
Институционный подход - позволяет обозначить характеристики полит-х
явлений. а) Суть этого подхода отражает организационный критерий -
отдельные индивиды не могут выступать в виде элементов политической
системы, они представляют лишь "материал", из которого в определённых
условиях формируются система и её элементы. Системный подход - политическая
система, как и любая целостная система, имеет интегративный (элементы в
системе приобретают такие качества, которыми вне системы они не обладают) и
антиэнтропийный (способность системы противостоять своему исчезновению)
характер. Субстанциональный подход - помогает выявить первооснову всего
политического. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм
её осуществления - политическая система. Политическая власть - система
волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами
социальных слоёв и классов, выраженными в деятельности полит-х организаций.
Понятие субъектов политической системы Гос-во, политические партии,
общественно-политические движения, профсоюзы, творческие объединения,
лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой
информации и т.д. Учитывая степень вовлечённости в политическую жизнь,
реализацию власти, можно выделить следующие группы субъектов политической
системы: Собственно политические организации - это те организации, которые
прямо и непосредственно осуществляют политическую власть. Это гос-во и
политические партии. Не собственно политические организации - они также
осуществляют политическую власть, но это лишь один из аспектов из
деятельности (профсоюзы). Следующая трактовка ПС: Политическая система
общества (в широком смысле) – система всех полит-х явлений, которые
существуют в социально неоднородном обществе. Элементы (в широком смысле):
1. субъекты политики – нации, классы, социальные прослойки, группы. 2.
Представители их интересов – разнообразные объединения, организации, в
частности, гос-во, наконей, люди (личгости). 3. политические отношения,
взаимосвязи, политическое сознание (политическая идеология и политическая
психология) субъектов политики. 4. политические нгормы – общие правила
поведения в полит-х содружествах. Политическая система общестав (в узком
смысле) – система всех гос. органов, коммерческих организаций (организации,
преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности
– ОАО, ООО, ПТ, ОТ, ОДО и т.п.), некоммерческих организаций (организации,
не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и
нерасрпеделяющие полученную прибыль между участниками – потребительский
кооператив, фонд, учреждения, ассоциации и союзы религиозные организации и
общественные объединения) и отдельных граждан, принимающих участие в
политической жизни общества. Элементы (В узком смысле) 1. Органы гос-ва, 2.
коммерческие организации, 3. некоммерческие организации (общественные
объединения – добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование,
созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного
объединения, например, общественная организация, общ-е движение, ) 4.
отдельные граждане.
20) Политический режим современной России. Пол. режим — это динамическая,
функциональная характеристика политической системы. Категории “Пол. режим”
и “политическая система“ тесно связаны между собой. Если первая показывает
весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в
осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть
осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо
недемократично). Политическая обстановка в России неустойчива, социальная
напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для
стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая
ситуация в стране изменчива, подвижна, то и Пол. режим может развиваться по
одному из нескольких вариантов. В последние годы политическим ориентиром
реформаторов первой волны был праволиберальный (буржуазно-демократический)
Пол. режим. Его социальной опорой обычно служит обширный средний класс,
который в России пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у
этого режима, похоже, немного. Весьма перспективен в нашей стране социал-
демократический вариант политического режима скандинавского образа. В
политической сфере для него характерны широкая политическая демократия,
демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы
и. эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане —
это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего
бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному
расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально
ориентированный рынок. Предпосылками для перехода к социал-демократическому
режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких
народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность
экономики к гос-венно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь
прочную социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и
движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу
программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо
реализуются. На основе взаимодействия социал-демократических и национально-
патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их
социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и
военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в
случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами
(например, попытки возродить административно-территориальное гос-венное
устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих
национально-гос-ых образований, что приведет к неизбежному ее распаду. Не
исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала.
Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов. Какой из названных
вариантов полит-х режимов станет реальностью в Российском гос-ве, покажут
время и степень мудрости россиян. Пол. режим современного Российского гос-
ва - это либерально-демократический режим, который, конечно же, еще несет
на себе груз реликтов тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля гос-
ых органов за жизнью граждан, сохранение властных структур чиновников в
сфере проживания, передвижения граждан – прописка и т.д.) Законы не стали
еще повсеместной основой политического режима, недостаточна с:удебная
защита прав и свобод граждан, отв-ть за нарушение законов. Не вошло еще в
практику и прямое действие Конст-ии, прежде всего не отработаны процедуры
прямого применения Конст-ии правоохранительными органами - последние ждут,
как правило, специальных, конкретизирующих правовые положения законов. В то
же время судебные органы, становясь на позицию прямого применения Конст-ии,
постепенно наполняют конкретным содержанием ее отдельные правовые
положения, создают своеобразные судебные прецеденты. Судебные прецеденты в
условиях конкуренции архаичных и новых структур правовой системы отнюдь не
противопоказаны формированию новой правовой системы, могут с лихвой
заполнять вакуумы и пробелы этой системы. Пол. режим имеет в настоящее
время нестабильный, переходный характер. Его дальнейшая эволюция в
либерально-демократическую сторону подвергается критике со стороны
сторонников тоталитарного режима, так и одобрению со стороны приверженцев
демократических реформ. Политическая система общестав (в узком смысле) –
система всех гос. органов, коммерческих организаций (организации,
преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности
– ОАО, ООО, ПТ, ОТ, ОДО и т.п.), некоммерческих организаций (организации,
не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и
нерасрпеделяющие полученную прибыль между участниками – потребительский
кооператив, фонд, учреждения, ассоциации и союзы религиозные организации и
общественные объединения) и отдельных граждан, принимающих участие в
политической жизни общества.
21) Виды полит-х систем. В политолог-ой литературе существуют различные
подходы к определению типов полит-х систем. Рассмотрим пять основных типов
полит-х систем в обобщенном виде: 1. Рабовладельческая, феодальная,
капиталистическая, социалистическая система с капиталистической или
социалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно-
экономические формации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин.
2. Демократическая, авторитарная, тоталитарная, основой типологизации
выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения
противоречий, автором является Роберт Даль. 3. Англо-американская,
Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой
типологизации является политическая культура (однородная или разнородная),
автор Габриэль Алмонд. 4. Административно-командная, соревновательная,
социопримирительная, основой типологизации выступают способы управления
обществом, автор В. Е. Чиркин. 5. Этакратическая, демократическая, где
основой типологизации является место и роль гос-ва в политической системе,
авторы: В. В. Радаев, О. Н. Шкартан. Существует множество и других, в том
числе более сложных типологий полит-х систем. Одна из достаточно простых,
широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций —
деление полит-х систем на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Критерием их разграничения служит Пол. режим — характер и способы
взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом
общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное
подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами
со стороны гос-ва. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного
лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и
общества во внеполит-х сферах. И, наконец, демократия характеризуется
контролем общества (большинства) над властью. При этом если личность имеет
автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то
имеет место либеральная демократия. Если же, власть большинства ничем не
ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан,
то демократия становится тоталитарной. Неоднородны также авторитарные и
тоталитарные политические системы. Так, в зависимости от того, кто — один
человек, или группа лиц — являются источником власти, авторитарные и
тоталитарные режимы могут быть автократическими (у власти одно лицо) или
группократическими (аристократическими, олигархическими, этнократическими и
т.п.). Данная классификация отражает идеальные типы полит-х систем,
значительно отличающиеся от существующих в реальной жизни. И все же
тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной
степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в
современном мире
22) Право - это система общеобязательных правил (норм) поведения людей,
установленных или санкционированных гос-вом и охраняемых его принудительной
силой. Право как регулятор возникает только в том обществе, которое имеет
гос-ую организацию. Оно представляет собой результат общественного развития
и наряду с другими социальными нормами (обычаями, традициями, религиозными
нормами) регулирует общественные отношения. Однако, по обязательности
исполнения людьми правовых норм, по кругу лиц, которые должны соблюдать
нормы права, и по действию права в пространстве оно занимает главенствующее
положение среди социальных норм. Начиная с возникновения права,
исследователи многих веков стремились понять его природу, сформулировать
понятие права, определить главное назначение правовых норм. История знает
множество теорий права. Основоположники и сторонники их стремились
составить собственное представление о праве как общественном явлении.
Наиболее древней является теория общественного права. Истоки зарождения
этой теории берут начало еще в гос-вах древнего мира. ЕЕ суть состоит в том
утверждении, что кроме позитивного права, т.е. права, порожденного гос-вом,
в обществе действует и естественное право, которое первично по отношению к
позитивному праву и является для него основой. Понятие естественного права
исходит из утверждения, что человек с рождения приобретает неотъемлемые
права человека и гражданина, такие, как право на жизнь, на свободу, на
личную неприкосновенность и т.д. Сторонниками естественного права являлись
такие мыслители, как Локк, Руссо, Монтескье и другие. Историческая школа
права исходила из понимания права как выражения духа народа, который
складывался независимо от взглядов и воззрений какого-либо общественного
деятеля, законодательной власти гос-ва. По их мнению, законодатель должен
был фиксировать лишь то, что уже сложилось в поведении людей, как право.
Реалистическая школа права исходила из того, что право развивается под
воздействием внешних факторов, в основе которых - интересы человека, и под
воздействием которых он ставит перед собой цели и осуществляет их
посредством права. Т.е. они считали, что право является интересом, который
защищается гос-вом и принадлежит тем, кто пользуется этим правом. Помимо
уже названных теорий существует целый ряд других, которые предпринимают
попытку дать понимание природы права. К ним относятся: нормативистская
теория, социологическая теория, психологическая теория и другие. Правовые
нормы, ввиду их особой роли в жизни общества и их особой природы, по
сравнению с другими социальными нормами, отличаются особыми признаками:
1.Правовые нормы устанавливаются только компетентными гос-венными органами
в форме официальных правовых актов. Все остальные социальные нормы
возникают или устанавливаются негос-венными структурами или самими
социальными группами общества. 2.Исполнение права гарантируется в
необходимых случаях принудительной силой гос-ва, а за нарушение правовых
норм нарушитель несет юридическую отв-ть. 3.Право, в отличие от других
социальных норм, общеобязательно для исполнения для всего населения страны.
4.Право выражает общую волю граждан и гос-ва. Следовательно, право
выступает как специфический гос-венный регулятор общественных отношений,
который служит как интересам отдельной личности, так и интересам всего
общества в целом. Сущность права - это главная внутренняя, относительно
устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу
и назначение в обществе. Главное - это общесоциальные начала права. И
происхождение этого социального института,и его качества как регулятивной,
первоначально организационно-трудовой системы, его встроенность в само
существование человеческой цивилизации, обеспечение стабильности,
устойчивости, упорядоченности общества, смягчение агрессивности, нахождение
и закрепление компромиссов вместо взаимоуничтожения, определение
справедливости, гуманности - вот главные общесоциальные начала права. На
этой основе формируется и понимание социальной ценности права. Короче,
сущность, как гос-ва, так и права, это социальное предназначение.
Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную
сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает
организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных
связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это
значит, что за ними стоит авторитет общества и гос-ва и они могут
действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном
плане. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как
меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях,
общество в лице гос-ва стоит на страже этой свободы. Таким образом, право
не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная
свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой,
жизни, зло — нарушением этой нормы.
23) Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких
предков, а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества. При
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|