Рефераты
 

Шпоры по ТГИП

результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей.

Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в ста

привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. 5. Нормы

традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил

поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем

прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека

(например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие

традиции). 6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность

социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении

обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Деление социальных норм

проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и

по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические,

трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие. Все социальные

нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого

общежития. Технические нормы – это правила наиболее целесообразного

обращения людей с предметами природы, орудиями труда, различными

техническими средствами. Назначение технических норм в правильном

использовании сил природы, техники наиболее экономичным и экологически

безвредным способом. К техническим нормам относятся правила выполнения

строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы

расхода сырья, топлива , электроэнергии. Технические нормы имеют социальный

характер. Но в отличие от социальных норм, которые регулируют отношения

непосредственно между людьми (человек – человек), технические нормы

регулируют поведение людей в связи с использованием техники (человек –

техника – человек). Экономическая теория доказала, что отношения,

возникающие в процессе производства, всегда выступают в конечном как

социальные отношения. Специфика технических норм выражается в том, что они

выступают в качестве социальных норм с техническим содержанием. Содержание

технических норм обусловлено объективными закономерностями развития

природы, законами естествознания. Поэтому многие технические нормы являются

требованиями объективной необходимости. В их содержании непосредственно не

проявляется политический характер . Политическую направленность они могут

приобретать в процессе реализации, использования. Технические нормы – это

не какой-то особый вид норм, а совокупность различных видов социальных норм

с техническим содержанием. Эти нормы могут приобретать разные формы:

правовую, моральную, форму обычаев и другие. Примером технических норм,

вырабатываемых общественными организациями, могут служить нормы,

устанавливающие размеры спортивных снарядов, правила соревнований и т. д. К

техническим нормам, принявшим форму обычаев, можно отнести правила

выполнения команды “на караул” с оружием, правила развода караулов в

вооруженных силах. Наиболее важные для общества технические нормы

облегаются в правовую форму. Закрепление технических правил в правовых

нормах придает им юридическое значение. В силу этого они становятся не

только целесообразными, но и обязательными правилами, которые охраняются

гос-вом от нарушений. Не соблюдение этих норм влечет за собой юридическую

отв-ть. Так, уголовное зак-во многих стран предусматривает отв-ть за

нарушение давил вождения и эксплуатации транспорта, за нарушение правил

безопасности при производстве строительных работ и т.д.

30) Систематизация зак-ва и ее основные виды Нормативные акты принимаются

различными органами в различное время, в различных пространственных

пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу

действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой

находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут

упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы

они были приведены в соответствующую систему. Отсюда, систематизация - это

упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она

необходима для обеспечения доступности зак-ва, удобства пользования им,

устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических

конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют такие виды систематизации, как:

1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов

без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое

самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации:

хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной

тематике) и др. Инкорпорация – самый простой вид систематизации.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно

отнести Собрание зак-ва Российской Федерации, ко второй — сборники

нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для

просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы

нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов

без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое

самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются

по признаку их относи-мости к одному виду деятельности (охрана природы,

образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она

является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты

инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как

промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации; 3)

кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в

единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе

кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в

нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их

согласованность, логичность

31) Итак, нормативно-правовой акт – это официальный акт правотворчества, в

котором содержаться нормы права. По юр-й силе все нормативно-правовые акты

подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-

правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации.

Она определяет их место и значимость в общей системе гос-го нормативного

регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты

вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юр-й силой, чем

акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во

исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими

органами. Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию.

Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно

объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы

однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли

права (например, трудовое, семейное, уголовное зак-во). Но наряду с

отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный

характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих

определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное,

морское зак-во – примеры комплексных нормативно-правовых актов. По объему в

характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: - на акты

общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида

на данной территории; – на акты ограниченного действия – распространяются

только на часть территории или на строго определенный контингент лиц,

находящихся на данной территории; – на акты исключительного (чрезвычайного)

действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении

исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий,

стихийных бедствий). По основным субъектам гос-го правотворчества

нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти

(законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной

власти (юрисдикционные акты общего характера). Действие нормативных актов

по времени Установление пределов действия нормативно-правовых актов

необходимо для правильной реализации норм права. Ведь любой нормативный акт

издается для того, чтобы в установленный промежуток времен на определенной

территории регулировать поведение определенного круга людей. Особо важное

значение, как отмечалось ранее, этот вопрос имеет для правоохранительной

деятельности компетентных органов. Действие во времени. Нормативно-правовые

акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Во многих странах

действуют определенные правила вступления в силу нормативных актов. 1.Акт

вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом. 2.Акт

начинает действовать по истечении определенного срока после его

опубликования. Так, в России законодательные акты вступают в силу на всей

ее территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном

издании законодательной власти. 3.Нормативно-правовой акт вступает в силу

со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в

действие. Установление точного срока вступления, в силу нормативных актов

важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат

исполнению. Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие

только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу.

Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания

нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и

существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией

обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка.

Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях: 1.

если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила; 2.

если уголовные законы или акты административного зак-ва смягчают наказание

или вообще устраняют накзуемость деяния. Нормативно-правовые акты

утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: 1.по

истечении срока действия акта, когда такой срок был специально установлен;

2.в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее

действующий; 3.на основании прямого указания конкретного органа об отмене

данного нормативного акта. 28.Действие нормативных актов в пространстве

Действие в пространстве. Пределы действия нормативно-правового акта в

пространстве определяются территорией, на которую распространяются его

предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и

воздушное пространства в пределах гос-ой границы, территория посольств за

рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных

водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических

аппаратов в атмосфере. Действие нормативных актов распространяется, как

правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так,

нормативные акты членов федеративного гос-ва действуют лишь на их

территории; акты местных органов гос-ва – на территории района, префектуры,

города, земли и т.п. При федеративном гос-ом устройстве в отдельных случаях

допускается возможность действия некоторых правовых норм одного гос-ва на

территории другого гос-ва (например, при разрешении имущественных споров,

вопросов о наследстве). 29.Действие нормативных актов по кругу лиц Действие

по кругу лиц. Существует правило, согласно которому действие нормативно-

правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной

территории. Законы и другие нормативные акты на территории гос-ва действуют

применительно ко всем гражданам, гос-венным и общественным организациям. Их

действие распространяется также не иностранных граждан и лиц без

гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным зак-вом

права и свободы. Они могут обращаться в суд в другие органы гос-ва для

защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории

определенного гос-ва, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.

Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-

правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так,

иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на

территории другого гос-ва, не могут быть привлечены к уголовной

ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица

совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается

дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты

вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства

(например, акты о выборах в органы гос-ва, о воинской службе). Нормативные

акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц

данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих,

учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых

актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

32)Способы изложения норм права в юридических актах Элементы правовой нормы

могут располагаться в различных статьях одного и тогоже нпа. И иногда и в

статьях различных нпа. Это обусловлено тем, что нормы имеют неодинаковые

формы, способы своего выражения, но при этом сохраняют логическую

структуру. Статья нпа – это форма выражения, способ изложения правовой

нормы. Различают три варианта изложения правовых норм: 1-й представляет

собой изложение нормы права в одной статье, 2-й состоит в изложении

нескольких норм права в одной статье,3-й заключается в описании нормы права

в нескольких статьях НА. По первому варианту изложены нормы Конст РФ о

правах и свободах граждан. Второй широко используется в гражданском праве.

По третьему изложено большинство уголовно-правовых норм, гипотезы которых

находятся в Общей части УК, а диспозиции и санкции – в ст. Особ. ч. По

характеру изложения правовых норм в статьях принято различать прямой,

отсылочный и бланкетный способы. – Прямой, когда в статье все три элемента

(г, д и с). Тут логическая структура нормы совпадает со структурой статьи

нпа. Такой способ наиболее приемлем для правоприменительных органов и

граждан, т.к. дает исчерпывающую характеристику. Отсылочный способ –

содержатся не все элементы, и содержится отсылка к другим раодственным

статьям или частям статьи того-же нормативного акта (УК). Бланкетный

способ изложения – неполное изложение правовой информации в статье закона,

которое требует привлечения других нормативных актов.(при этом

устанавливается только ответственность за нарушение определенных правил, но

самих правил в ней нет и отсылки прямой тоже нет, напр нарушение правил

вождения наказывается… (УК)). По характеру нормативного обобщения различают

абстрактный и казуистический способы изложения нормативного материала.

Абстрактный способ представляет собой изложение правовых предписаний в

обобщенном виде, что позволяет применять нормы права к большему количеству

сходных случаев. (широко используется законодателем) Казуистический способ

заключается в изложении правовых предписаний путем указания индивидуальных

признаков(казусов), что предполагает применение нормы в конкретных случаях.

Вывод – норма права не тождественна статье закона. Норма права – это

логически завершенное правило поведения, а статья закона – это форма его

изложения. В статье закона может содержаться часть нормы или даже часть ее

элемента. Норма права поэтому может излагаться в ряде статей одного или

нескольких НПА.

33) Применение права как особая форма реализации права. Реализация права в

большинстве случаев происходит без участия гос-ва, его органов. Граждане и

организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в

правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права,

исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с

тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость гос-го

вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной. Во-

первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано

участие гос-ва. Это, прежде всего, нормы, в соответствии с которыми

осуществляется гос-венное распределение имущественных благ. Например,

реализация права на пенсию включает в качестве необходимого элемента

постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии

отдельному гражданину. Выделение жилья из муниципального или гос-го жилого

фонда требует индивидуального властного решения соответствующего гос-го

органа или органа местного самоуправления. В том же порядке, т.е. путем

принятия индивидуальных властных решений, гражданам и организациям

выделяются земельные участки, находящиеся в собственности гос-ва. Во-

вторых, взаимосвязи между гос-венными органами и должностными лицами внутри

гос-го аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинения.

Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента

властные решения, т.е. акты применения права (например, указ Президента

России о снятии с должности министра). В-третьих, право применяется в

случаях возникновения спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к

соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения

конфликта в компетентный гос-венный орган (так, хозяйственные споры между

организациями рассматривают арбитражные суды). В-четвертых, применение

права необходимо для определения меры юр-й ответственности за совершенное

правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного,

медицинского характера и др. Таким образом, применение права — это властная

деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию

индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и

конкретных правовых норм. Применение права имеет следующие признаки: 1)

осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями гос-

ой власти; 2) имеет индивидуальный характер; 3) направлено на установление

конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей,

ответственности; 4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных

формах; 5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.

Применение права – это властная организующая деятельность компетентных

субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний

для индивидуального случая. Акты применения права – это документально

оформленное, гос-венно властное, индивидуально конкретное письменное или

устное решение компетентного субъекта, принятое на основе норм права,

обладающее юр-й силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение

правоотношений. Акты применения являются стадией реализации нормы права.

Применение права следует рассматривать в двояком смысле: как форму

реализации права, т.к. существуют и другие (исполнение, использование,

соблюдение); как стадию реализации права. Т.к. применение нормы права

связано с осуществлением либо ее диспозиции, либо санкции, то акты

применения опосредуют: исполнительно-распорядительную деятельность гос.

органа (напр., распределение матер.фондов); правоохранительную деятельность

(напр., приговор суда); Применению права присущи следующие функции: -

социальные – экономические, политические, социально-культурные, культурно-

воспитательные; юридические – регулятивные и охранительные (закрепление

господствующих общ. отношений, охрана общ. отношений). Стадии: Анализ

фактических обстоятельств дела с которыми связано применение диспозиции или

санкции правовой нормы. Должен быть полным, объективным, исследованы все

обстоятельства дела, фактов, дана юридическая оценка значения этих фактов.

Выбор (отыскание) правовой нормы – для определения поведения участников

правоотношения или для оценки поведения когда применяется санкция. При этом

проверяется: 1) подлинность нормы права и ее действенность, 2) характер

действия нормы – прямое или косвенное, 3) пределы действия в пространстве,

во времени и по кругу лиц. Уяснение смысла и содержания нормы права.

Разъяснение нормы права компетентными гос. органами или иными субъектами.

Принятие акта применения нормы права. Исполнение акта применения – есть

заключительный этап реализации нормы права, поэтому мы не говорим о нем как

о стадии применения права. Субъекты – гос. органы, должностные лица,

уполномоченные общ. организации.

34) Правотворчество - это деятельность гос-ых органов по принятию,

изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают

гос-венные органы, органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.

наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии

законов на референдумах. Правотворческая деятельность осуществляется в

рамках установленных процессуальных норм, содержащихся в Конст-ии,

регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых

норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и

дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что: - оно представляет

собой деятельность активную, творческую, гос-ую; - основная продукция его —

юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме

этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

- Правотворчеству присущи следующие принципы: - научность (ибо в процессе

подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую,

политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и

т.п.); - профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны

компетентные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.); - законность

(данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конст-ии,

иных законов и подзаконных актов); - демократизм (характеризует степень

участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и

институтов в обществе); - гласность (означает открытость, «прозрачность»

правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию

информации). - оперативность (предполагает своевременность издания

нормативных актов). Следовательно, принципы правотворчества - это

основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности,

связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир

для органов, творящих право. Формы и виды правотворческой деятельности В

зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения

референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам гос-ой и

общественной жизни); 2) правотворчество гос-ых органов (например, Гос-ой

Думы, Правительства РФ); 3) правотворчество отдельных должностных лиц

(например, Президента, министра); 4) правотворчество органов местного

самоуправления; 5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в

учреждении и организации); 6) правотворчество общественных организаций

(например, профсоюзов). В зависимости от значимости правотворчество делится

на: 1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов -

парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юр-й силы

- законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой); 2)

делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов

исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по

поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных

проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного

органа); 3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и

вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным

органам - президентом, прав-ом, министерствами, ведомствами, гос-венными

комитетами, местными органами гос-го управления, губернаторами, главами

администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций

35) Понятие и основные признаки системы права Само понятие “система”

означает единое целое, составленное из взаимосвязанных и расположенных в

определённом порядке частей данной системы. Под “системой права” принято

понимать совокупность взаимосвязанных, согласованных и расположенных в

определённом порядке по институтам и отраслям права юридических норм, в

соответствии с особенностями и характером регулируемых ими общественных

отношений и составляющих вместе единое целое. Рассматривая содержание

понятия “система права”, следует иметь ввиду совокупность норм права

современного гос-ва, которое представляет целостное образование и которому

присущи внутреннее единство и согласованность. Система права формируется не

по желанию отдельной группы людей или отдельной личности, а обусловленной

системой общественных отношений в данной стране. Составными частями системы

права принято считать нормы права, институты права, отрасли права,

подотрасли права. Первичным элементом в системе права являются нормы права.

Из различных сочетаний норм права складываются все остальные компоненты

системы, однако общественные отношения не существуют изолированно друг от

друга, а взаимосвязаны между собой в той или иной степени и образуют

обособленные группы общественных отношений. В соответствии с

обособленностью этих однородных групп общественных отношений группируются и

нормы права, которые регулируют данные общественные отношения. Так

например: нормы права, регулирующие отношения найма жилплощади, образуют

обособленные группы норм, которые являются правовым институтом. Институтом

права называется обособленная группа взаимосвязанных юридических норм,

регулирующих определённый вид однородных общественных отношений. Основным

элементом системы права современного гос-ва является отрасль права. Нормы,

объединённые в отрасль права, регулируют определённую область общественных

отношений, которая отличается своей спецификой. Нормам, принадлежащим к

определённой отрасли права, присуще общее для них своеобразие, которое и

является основой для объединения их в отрасль. Следовательно, отраслью

права является совокупность обособленных юридических норм и правовых

институтов, которыми регулируется определённая область общественных

отношений, отличающаяся своеобразием. Нормативные акты принимаются

различными органами в различное время, в различных пространственных

пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу

действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой

находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут

упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы

они были приведены в соответствующую систему. Отсюда, систематизация - это

упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она

необходима для обеспечения доступности зак-ва, удобства пользования им,

устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических

конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют такие виды систематизации, как:

1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов

без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое

самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации:

хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной

тематике) и др. Инкорпорация – самый простой вид систематизации.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно

отнести Собрание зак-ва Российской Федерации, ко второй — сборники

нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для

просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы

нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов

без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое

самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются

по признаку их относи-мости к одному виду деятельности (охрана природы,

образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она

является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты

инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как

промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации; 3)

кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в

единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе

кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в

нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их

согласованность, логичность

36) Отраслью права является совокупность обособленных юридических норм и

правовых институтов, которыми регулируется определённая область

общественных отношений, отличающаяся своеобразием. Российское право

является внутреннеединым и согласованным и подразделяется на отдельные

составные части, которые именуются отраслями права. 1.Гос-венное

(конституционное) право — это отрасль права, закрепляющая основы

общественного и гос-го устройства страны, основы правового положения

граждан, систему органов гос-ва и их основные полномочия.

2.Административное право регулирует общественные отношения, которые

складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной

деятельности органов гос-ва. 3.Финансовое право представляет собой

совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой

деятельности. 4.Земельное право регулирует общественные отношения в области

использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов. 5.Гражданское право —

наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные

имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. Нормы

гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности,

определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях,

регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства,

литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные

неимущественные права, честь и достоинство гражданина или организаций.

6.Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в

процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют,

например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время

отдыха. 7.Семейное право - регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы

устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и

обязанности супругов, детей по отношению друг к другу. 8.Гражданско-

процессуальное право - регулирует отношения, возникающие в процессе

рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. 9.Уголовное

право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое

общественно-опасное поведение является преступным и какое наказание за его

совершение. 10.Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие

порядок производства по уголовным делам. Регулируют деятельность органов

дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их

взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного

разбирательства и при разрешении уголовных дел. 11.Исправительно-трудовое

право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного

наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой

отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры

уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению

осужденных при отбытии наказания. Международное право - это система норм,

выражающая согласованную волю различных гос-в. Общепризнанные нормы

международного права по вопросам прав человека обладают приоритетом над

внутригос-венным правом. Правовое регулирование: понятие, предмет и методы.

Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод

правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те

общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным

критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их

определенный характер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так,

трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права,

семейные отношения - семейно-брачного права. Вместе с тем предмет правового

регулирования не может быть единственным критерием деления права на

отрасли, потому что: 1) общественные отношения, его составляющие,

чрезвычайно разнообразны; 2) нередко одни и те же общественные отношения

регулируются различными отраслями и к тому же различными способами. Поэтому

вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования.

Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - кик

регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод -

формально-юридическим. Метод правового регулирования - это совокупность

юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое

регулирование качественно однородных общественных отношений. Выделяют

следующие основные методы правового регулирования. - императивный - метод

властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях,

наказаниях; - диспозитивный - метод равноправия сторон, координации,

основанный на дозволениях; - поощрительный - метод вознаграждения за

определенное заслуженное поведение; - рекомендательный - метод совета

осуществления конкретного желательного для общества и гос-ва поведения и

т.п.

37)Публичное (властеподчиненное) и частное (семейное, гражданское,

международное частное право) право – горизонтальный тип Отраслевые нормы

могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются

правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие

процедуру применения этих правил. Материальное и процессуальное право. В

зависимости от объекта правового регулирования, т.е. тех отношений, на

которые оно направлено выделяют материальное право и процессуальное право.

Материальное право - это совокупность норм права, непосредственно

регулирующих те или иные общественные отношения. Процессуальное право -

право, устанавливающее порядок разрешения споров между субъектами, порядок

привлечения к ответственности лиц совершивших правонарушение, формы и

методы защиты прав граждан. Иными словами это совокупность норм,

непосредственно регулирующих порядок применения норм материального права.

Без процессуальных норм материальные нормы были бы мертворождёнными. Никто

не знал бы, кто и как должен привести их в действие. В свою очередь,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ