Рефераты
 

Шпоры по ТГИП

первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были

обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные

для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из

поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов

общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало

темпам изменения самого общества, происходившим в тот период. В более

позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие

существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы

общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно

сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в

единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень

сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью

и освященными религией, были в первобытном социуме нормы, определяющие

порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и ем

последующего перераспределения, которые всеми воспринимались как не только

правильные и, безусловно, справедливые, но и как единственно возможные.

Принятие существовавших норм поведения как “своих”, безусловная

солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек не

отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И

поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные,

справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а

нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие

наименования, как «право», «правда» и т.п. В этом смысле право появилось

раньше гос-ва, и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых

предписаний было одной из причин возникновения гос-ва. Развитие

первобытного общества, о котором творилось выше, привело на определенном

этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная

группа, составляющая чиновничий гос-венный аппарат, который стал

фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти

средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное

неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая

замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в

неравные условия распределения общественного продукта, передача общего

достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой.

Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими

и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма

общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.

Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были

представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в

руках которых находилась не только собственность (общественная или

частная), но и публичная власть. И именно формирующийся гос-венный аппарат

использует эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер

принуждения к лицам, их совершающим. Возникают, таким образом, правовые

обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечиваются гос-вом. Следует указать

на то, что процессы классообразования, формирования гос-ва и возникновения

права протекают параллельно, подкрепляя друг друга. Развитие общества с

появлением даже зачатков гос-ва резко убыстряется, и скоро наступает

момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных

связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального

развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права:

законы, юридичес-кие прецеденты, нормативные договоры. Можно выделить два

основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает

гос-ая собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм

становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений

(Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в

мусульманских странах и т.п.). Зафиксированные в них нормы носят зачастую

казуальный характер. Дополняются они в случае необходимости другими

обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими

силу закона установлениями монарха или по его уполномочию чиновниками гос-

го аппарата. В обществе же, основанном на частной собственности, которая

обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как

правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и

определенности зак-во, и прежде всего гражданское, регулирующее более

сложную систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях

достаточно древнее зак-во отличалось такой степенью совершенства, что

пережило на многие века использовавший ем народ и не потеряло значения и

сегодня (например, частное римское право). Так или иначе, в любом гос-венно-

организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в

закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспеченный гос-вом. Правовое

регулирование общественных отношений становится важнейшим методом гос-го

руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между

правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую

справедливость, отражает интересы только части, и как правило меньшей

части, общества. Начиная с возникновения права, исследователи многих веков

стремились понять его природу, сформулировать понятие права, определить

главное назначение правовых норм. История знает множество теорий права.

Основоположники и сторонники их стремились составить собственное

представление о праве как общественном явлении. Наиболее древней является

теория общественного права. Истоки зарождения этой теории берут начало еще

в гос-вах древнего мира. ЕЕ суть состоит в том утверждении, что кроме

позитивного права, т.е. права, порожденного гос-вом, в обществе действует и

естественное право, которое первично по отношению к позитивному праву и

является для него основой. Понятие естественного права исходит из

утверждения, что человек с рождения приобретает неотъемлемые права человека

и гражданина, такие, как право на жизнь, на свободу, на личную

неприкосновенность и т.д. Сторонниками естественного права являлись такие

мыслители, как Локк, Руссо, Монтескье и другие. Историческая школа права

исходила из понимания права как выражения духа народа, который складывался

независимо от взглядов и воззрений какого-либо общественного деятеля,

законодательной власти гос-ва. По их мнению, законодатель должен был

фиксировать лишь то, что уже сложилось в поведении людей, как право.

Реалистическая школа права исходила из того, что право развивается под

воздействием внешних факторов, в основе которых - интересы человека, и под

воздействием которых он ставит перед собой цели и осуществляет их

посредством права. Т.е. они считали, что право является интересом, который

защищается гос-вом и принадлежит тем, кто пользуется этим правом. Помимо

уже названных теорий существует целый ряд других, которые предпринимают

попытку дать понимание природы права. К ним относятся: нормативистская

теория, социологическая теория, психологическая теория и другие. Правовые

нормы, ввиду их особой роли в жизни общества и их особой природы, по

сравнению с другими социальными нормами, отличаются особыми признаками:

1.Правовые нормы устанавливаются только компетентными гос-венными органами

в форме официальных правовых актов. Все остальные социальные нормы

возникают или устанавливаются негос-венными структурами или самими

социальными группами общества. 2.Исполнение права гарантируется в

необходимых случаях принудительной силой гос-ва, а за нарушение правовых

норм нарушитель несет юридическую отв-ть. 3.Право, в отличие от других

социальных норм, общеобязательно для исполнения для всего населения страны.

4.Право выражает общую волю граждан и гос-ва. Следовательно, право

выступает как специфический гос-венный регулятор общественных отношений,

который служит как интересам отдельной личности, так и интересам всего

общества в целом.

24) Понятие и классификация функций права. Активная роль права в жизни

общества выражается в его функциях Функции права - обусловленные социальным

назначением права направления правого воздействия на общественные

отношения. Правовое воздействие - пути, формы, способы влияния права на

общественные отношения. Особенности: 1) Определяют назначение права в

обществе. 2) Определяют основные направления воздействия на общественные

отношения. 3) Определяют сущность, главные черты права. 4) Отличаются

динамизмом. 5) Но при этом относительно постоянны. Постоянство как

необходимый признак характеризует стабильность, непрерывность, длительность

её действия. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы

её осуществления, которые изменяются и развиаются в соответствии с

потребностями практики. Функция выражает основные черты права и направлена

на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его

развития. Функции права могут рассматриваться в разных плоскостях. Условно

функции права можно разбить на две группы: Общесоциальные (совпадающие с

функциями гос-ва): а) Экономическая функция - к примеру, право закрепляет

формы собственности. б) Политическая функция - право регулирует

деятельность субъектов политической системы. в) Воспитательная - право

отражает определённую идеологию, воздействует на поведение лиц. г)

Коммутативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами управления.

д) Экологическая и т.д. Специально-юридические. Важнейшая задача системы

права любой страны – упорядочение общественных отношений, введение их в

рамки соц. свободы и справедливости. Она обуславливает 2 группы функций

права: регулятивную и охранительную, среди которых можно выдеоить следующие

подгруппы: а) Регулятивно-статистическая функция – выражается в воздействии

права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых

институтах (право собственности). б) Регулятивно-динамическая функция –

выражается в воздействии права на общественных отношения, путём оформления

их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция). в)

Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных

отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм. Еще

одной специально-юр-й функцией явл. г) Оценочная - позволяет выступать

праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо

поступков. По субъектам гос. власти можно выделить законодат.,

исполнительную и судебною функции. Марченко выделяет 5 групп функций:

общеправовые (свойственные всем отраслям права); межотраслевые

(свойственные 2 и более отраслям права, но не всем); отраслевые

(свойственные одной отрасли); правовых институтов. Таковы основные

направления воздействия права на общественные отношения. В них выражается

служебная роль права, его соц. назначение. Нормы права как бы показывают

людям, как они могут или должны вести себя в той или иной

ситуации.информационную функцию. Правовые нормы в результате закрепления их

в различных официальных документах приобретают письменную форму и

становятся источниками информации. трансляционная функция состоит в том,

что право, накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру

человеческого общения, достижения в области правового регулирования,

передает (транслирует) все это участникам существующих общественных

отношений, а также будущим поколениям людей. Функции права это основное

направление и его воздействия на общественные отношения, на поведение людей

25) Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и

взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а

также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной

страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного гос-

ва. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные

между собой. Это: - собственно право как система обязательных норм,

выраженных в законе, иных, признаваемых гос-вом источниках - правовая

идеология - активная сторона правосознания - судебная (юридическая)

практика. Существуют 4 основные группы правовых систем: Одноуровневые ПС

(т.е. унитарные гос-ва), двухуровневые ПС (выделяются автономии и субъекты

федераций), Трехуровневые (напр. Тюменская обл и Красноярский край, где

внутри еще одно автономное образование), и параллельная правовая система

(Индия) – там одновременно индусское право и индийское право действует (то

же в Израиле и Японии). Правовые системы группируются на правовые семьи, по

совокупности национальных правовых систем Понятие «правовая система» имеет

существенное значение для характеристики права той или иной конкретной

страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе»,

например, Великобритании, Германии, и т.д. Ну а сама система права

подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права.

Основным элементом системы права является отрасль права, которая состоит из

правовых норм, регулирующих данный, специфический, отличающийся от всех

остальных вид общественных отношений. В свою очередь отрасль права

подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются

институтами права. Это уже отдельный, обособленный комплекс правовых норм,

часть отрасли права. Институты права регулируют один отдельный вид

общественных отношений. Именно через институты образуется отрасль, а не

непосредственно правовыми нормами. Более крупное объединение, входящее в

состав отрасли – подотрасль права. Она складывается из родственных

институтов, изучающих и регулирующих группы близких отношений определенного

вида. Система права современного общества объединяет следующие основные

отрасли: Гос-венное (констит) право, Адм. право, Фин. право, Земельное

право, Гражданское право, Трудовое право, Сем право, ГП право, Уг. право,

Испр-труд право, УгП право. Правовая система каждого гос-ва отражает

закономерности развития общества, его исторические, национально-культурные

особенности. Каждое гос-во имеет свою правовую систему, которая имеет как

общие черты с правовыми системами других гос-в, так и отличия от них, то

есть специфические особенности. Исходя из этого, выделяют семьи правовых

систем: англосаксонская, романо-германская, религиозно-традиционная. РГП

система – это совокупность правовых систем континентальной Европы; Северной

Африки, Южной Америки, Японии, России и некоторых других гос-в, чья

отличительная особенность в том, что основным источником права в данной

семье являются нормативно-правовые акты, которые составляют иерархическую

систему нормативно-правовых актов Во всех странах семьи есть писаные конст-

ии, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как

в соответствии Конст-ии законов и подзаконных актов, так и в установлении

гос-го судебного контроля за конституционностью обычных законов. В практике

различают 3 разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы

(текущее зак-во) и сводные тексты норм. Основным источником является закон.

Кроме законов принимаются подзаконные акты: декреты, регламенты,

инструкции, циркуляры, др. документы. Второй источник – обычай: в качестве

дополнения к закону. Третий – судебная практика: решения публикуются в

судебных сборниках и являются частью правовой системы. Особенность: 1

деление на публичное (властеподчиненное) и частное (семейное, гражданское,

международное частное право) право – горизонтальный тип, 2 последовательное

отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и

институтам Англо-американская правовая семья. Иначе ее называют семьей

общего права.(Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.)

Исторически она сложилась в Англии и оправдывает свое название тем, что оно

действовало на территории всей Англии (период становления – 10-13 века) в

виде судебных обычаев, возникавших помимо зак-ва и распространялось на всех

свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную

практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся

общественных отношений и на их основе вырабатывали свои юр. принципы.

Совокупность этих решений, точнее принципов (прецедентов), на которых они

основывались, была обязательной для всех судов и т.о. составила систему

общего права. Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных

отраслей права и наличии в качестве источника права громадного кол-ва

судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел,

рассматриваемых др. судами. Кроме общего права в систему общего права

входят статутное право (зак-во) и право справедливости. Норма общего права

носит казуистический (индивид.) хар-р, т.к. она модель конкретного решения,

а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. В

настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской правовой

семьи получило широкое развитие зак-во (статутное право), источником

которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о

сложной правовой эволюции данной прав. семьи. Однако исходные признаки

организации, например, Англия, сохраняет с 13 в. до сих пор. Религиозно-

традиционная Правовые системы, основанные на традиционном и религиозном

регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной

деятельности человека а тем более гос-ва, обладают значительным

своеобразием. Различают т.н. традиционные правовые (построенные на обычном

праве) и религиозные правовые (мусульманское, индусское право) системы. К

странам традиционного права относят Японию, гос-ва тропической Африки и

нек. др. В основе обычного права лежат нормы традиций, обычаев, которые в

течении достаточно долгого времени оставались неизменными и в связи с тем,

что стали составляющим элементом правосознания были должным образом

закреплены на законодательном уровне. В основе религиозной правовой системы

лежит какая-либо система вероучения. Так, источниками мусульманского права

являются Коран, Сунна и иджма. Коран – священная книга всех мусульман,

состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и

Медине. Наряду с общими духовными положениями там есть и установления

вполне нормативно-юридического хар-ра. Сунна – мусульманское священное

предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм –

традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны

служить образцами для мусульман. Иджма – третий источник мусульманского

права – комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами

мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных

нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому Коран и

сунна непосредственного юр. значения не имеют. Практики ссылаются на

сборники норм, содержащихся в иджме. Мусульманское право сформировалось в

глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с т. зр.

развития своих источников. Характерные черты этого права: архаичность,

казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом

сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов

деятельности гос-ва. Другой широко распространенной системой религиозного

права является индусское право. Оно охватывает практически всех выходцев из

Индии и так же как мусульманское право тесно связано с религией –

индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования,

идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют

определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в

глубокой древности – почти 2 тыс. лет назад, однако сохранил свое

регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм

выступает элементом гос.-правовых отношений современного, в частности

индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где

влияние религии до сих пор ощутимо – семейных, наследственных отношениях,

кастовом статусе человека и. д. Главной тенденцией развития как обычного

(традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является

усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется

на фоне неснижающегося значения традиционных и особенно религиозных норм и

даже в известной мере – их возрождения в качестве ведущей нормативной

системы общества, что весьма характерно для исламских гос-в.

26) Правовой статус личности — это правовое положение человека, отражающее

его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и гос-вом.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по

сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий

(международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой

(специальный) и индивидуальный правовые статусы личности. Общий

(международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригос-

ых права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным

сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его

предусмотрена как внутренним зак-вом, так и международным правом. Например,

в ст. 15 Конст-ии РФ предусмотрена возможность применения правил,

установленных нормами международного права и международными договорами. А в

рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно

Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как

письменные запросы гос-в по вопросам нарушения прав человека, так и

индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все

доступные внутригос-венные средства правовой защиты. Конституционный

(базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и

их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным

признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой

человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального

правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение

генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей,

свободное развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые

качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его

существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные

отношения не изменятся в корне и большинстве своем. Стабильность

конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он

соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок

принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен

в законе. Конст-я РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности

статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2,

содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина. Отраслевой

статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных

отдельной или комплексной отраслью правовой системы — гражданским,

трудовым, административным правом и др. Родовой (специальный) статус

личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей,

которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и

обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего

Севера и др. Индивидуальный статус характеризует особенности положения

конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии,

участия в управлении гос-венными делами и т. п. правовой статус личности:

понятие, структура и классификация Правовой статус - это юридически

закрепленное положение субъекта в обществе. Правовой статус фиксирует по

сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в

обществе. Правовой статус есть признанная конституцией и зак-вом

совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий гос-ых

органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные

роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. В

структуре последнего выделяют такие элементы: 1) права и обязанности; 2)

законные интересы; 3) правосубъектность; 4) гражданство; 5) юридическая отв-

ть; 6) правовые принципы и т.п. Правовой статус бывает общим, специальным и

индивидуальным. Эти виды отражают собой соотношение таких философских

категорий, как общее, особенное и отдельное. Общий статус - это статус лица

как гражданина гос-ва, закрепленный в Конст-ии. Он является одинаковым для

всех граждан РФ. Специальный статус фиксирует особенности положения

определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов,

адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных

функций. Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол,

возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой

совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности

27) Понятие и основные признаки нормы права Первичным элементом права

является норма права. Из нормы права складываются административно-правовые

акты. Норма права - это модель поведения людей, устанавливаемая гос-вом и

определяющая меру свободы в конкретных правоотношениях. Участник

конкретного правоотношения располагает возможностью действовать свободно, а

именно сознательно избирать для себя тот или иной вариант поведения и

свободно действовать при достижении определенных целей посредством

правоотношения с другим субъектом права. Правовая норма, также, как и само

право в целом, имеет свои отличительные признаки, которые отличают ее от

других социальных норм. Такими признаками правовой нормы являются:

1.Правовая норма устанавливается или санкционируется гос-вом и закрепляется

в официальных правовых актах гос-ва. 2.Норма права имеет предоставительно-

обязывающий характер. С одной стороны она предоставляет свободу действий,

направленных на реализацию законных прав субъекта, а с другой стороны норма

права обязывает либо совершить действие, либо воздерживаться от совершения

действий. Следовательно, предоставляя свободу отдельному лицу, правовая

норма одновременно ограничивает эту свободу. 3.Обеспечение исполнения

правовой нормы с помощью мер гос-го принуждения и применение в случае

необходимости при неисполнении или ненадлежащем исполнении юр-й

ответственности к правонарушителю. 4.Норма права является гос-венным

регулятором типовых общественных отношений. Норма права: понятие и признаки

Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило

поведения, установленное и обеспечиваемое гос-вом и направленное на

урегулирование общественных отношений. Юридическая норма - первичная

клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что

данной норме свойственны основные черты права как особого социального

явления. Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права»

совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть. К признакам нормы

права относят: 1) общеобязательность (она представляет собой властное

предписание гос-ва относительно возможного и должного поведения людей); 2)

формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных

документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с

гос-вом (она устанавливается гос-венными органами и обеспечивается мерами

гос-го воздействия — принуждением и стимулированием); 4) предоставительно-

обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но

и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право

без обязанности и обязанность без права); 5) микросистемность (она

выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких

взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Классификация норм права Выделяют следующие основные виды правовых норм: 1)

в зависимости от функциональной роли они разделяются на: - исходные нормы,

которые определяют основы правового регулирования общественных отношений,

его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы,

провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения

конкретных юридических понятий, и т.п.); - общие нормы, которые присущи

общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или

большую часть институтов соответствующей отрасли права; - специальные

нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права

и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с

учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие,

корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы

правового воздействия на поведение личности); 2) в зависимости от предмета

правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они разделяются на

конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.; 3) в

зависимости от их характера - на Артериальные (уголовные, аграрные,

экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-

процессуальные); 4) в зависимости от методов правового регулирования на: -

императивные (содержащие властные предписания); - диспозиптвные (содержащие

свободу усмотрения); - поощрительные (стимулирующие социально полезное

поведение); - рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для гос-ва

и общества вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия - на

постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в

Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе

в связи со стихийным бедствием).

28) Структура правовой нормы и формы ее изложения в нормативном акте

Правовая норма имеет свою внутреннюю структуру, которая насчитывает 3

элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза (предположение)

указывает на такие жизненные обстоятельства, при которых субъекты должны

исполнять установленные правила. Ими могут быть: достижение определенного

возраста для получения пенсии или период, на который введено чрезвычайное

положение в определенной местности страны и т.д. Диспозиция (распоряжение)

- это такая часть нормы, которая формулирует само правило поведения,

определяя права и обязанности субъектов правоотношения. Например, право на

получение пенсии, обязанность являться по повестке в суд, воздержаться от

каких-либо поступков и т.д. Санкция (взыскание) - это такая часть нормы,

которая указывает на принудительные меры воздействия, которые должны быть

применены к нарушителям данного правила поведения. Смысл санкции -

предупредить возможные нарушения установленного правила поведения или

восстановить справедливость, когда нарушение уже совершилось. Структура юр-

й нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих

ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких

частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три: 1) гипотеза

- элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место,

субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления

юридических фактов; 2) диспозиция - элемент нормы права, определяющий

модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей,

возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция

выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром; 3) санкция -

элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта,

реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными -

меры наказания, так и позитивными - меры поощрения (премия за

добросовестное выполнение служебных обязанностей работником). Каждый из

названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет

особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юр-

й науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без

санкции бессильна. Проблема структуры правовой нормы является

дискуссионной. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей

- гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-

юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из

рассмотренных выше элементов (гипотезы, диспозиции, санкции).

29) Понятие социальных и технических норм. Социально-технические нормы

Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность

организаций в их взаимоотношениях. Потребность в социальных нормах возникла

на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с

необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи

социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей;

решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку. Социальные нормы

характеризуются рядом признаков: 1. Социальные нормы являются правилами

поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие

поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций

или гос-ва. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое

поведение. 2. Социальные нормы – это правила поведения общего характера ( в

отличие от индивидуальных правил ). 3. Социальные нормы – это не только

общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Благодаря

указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором

общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и

определяют его направление в различных жизненных ситуациях. Все социальные

нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум

основаниям: 1. по способу их установления (создания); 2. по средствам

охраны их от нарушений. На основе этого выделяются следующие виды

социальных норм: 1. Нормы права – правила поведения, которые

устанавливаются и охраняются гос-вом. 2. Нормы морали (нравственности) –

правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с

моральными представлениями- людей о добре и зле, справедливости и

несправедливости, долге, достоинстве и охраняются силой общественного

мнения или внутренним убеждением. 3. Нормы общественных организаций

представляют собой правила :поведения, которые устанавливаются самими

общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного

воздействия, предусмотренных уставами этих организаций. 4. Нормы обычаев –

это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ