Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв
ты, - неудивительно то: в бою ведь и цари и мужи погибают". Олег же не
пожелал его послушать, но замышлял еще и Новгород захватить. И послал Олег
Ярослава, брата своего, в сторужу, а сам стал на поле у Ростова. Мстислав
же посоветовался с новгородцами, и послали Добрыню Рагуиловича вперед себя
в сторужу; Добрыня же прежде всего перехватал сборщиков дани. Узнал же
Ярослав, стоя на Медведице в сторуже, что сборщики схвачены, и побежал в ту
же ночь, и прибежал к Олегу, и поведал ему, что идет Мстислав, а сторожи
схвачены, и пошел к Ростову. Мстислав же пришел на Волгу, и поведали ему,
что Олег повернул назад к Ростову, и пошел за ним Мстислав. Олег же пришел
к Суздалю и, услышав, что идет за ним Мстислав, повелел зажечь Суздаль
город, только остался двор монастырский Печерского монастыря и церковь
тамошняя святого Дмитрия, которую дал монастырю Ефрем вместе с селами. Олег
же побежал к Мурому, а Мстислав пришел в Суздаль и, сев там, стал посылать
к Олегу, прося мира: "Я младше тебя, посылай к отцу моему, а дружину,
которую захватил, вороти; а я тебе буду во всем послушен". Олег же послал к
нему, притворно прося мира; Мстислав же поверил обману и распустил дружину
по селам.
И настала Федорова неделя поста, и пришла Федорова суббота, и когда
Мстислав сидел за обедом, пришла ему весть, что Олег на Клязьме, подошел,
не сказавшись, близко. Мстислав, доверившись ему, не расставил сторожей, -
но Бог знает, как избавлять благочестивых своих от обмана! Олег же
расположился на Клязьме, думая, что, испугавшись его, Мстислав побежит. К
Мстиславу же собралась дружина в тот день и в другой, новгородцы, и
ростовцы, и белозерцы. Мстислав же стал перед городом, исполчив дружину, и
не двинулся ни Олег на Мстислава, ни Мстислав на Олега, и стояли друг
против друга 4 дня. И пришла к Мстиславу весть, что "послал тебе отец брата
Вячеслава с половцами".
И пришел Вячеслав в четверг после Федорова воскресенья, в пост. А в
пятницу пришел Олег, исполчившись, к городу, и Мстислав пошел против него с
новгородцами и ростовцами. И дал Мстислав стяг Владимиров половчанину,
именем Кунуй, и дал ему пехотинцев, и поставил его на правом крыле. И
Кунуй, заведя пехотинцев, развернул стяг Владимиров, и увидал Олег стяг
Владимиров, и испугался, и ужас напал на него и на воинов его. И пошли в
бой обе стороны, и пошел Олег против Мстислава, а Ярослав пошел против
Вячеслава. Мстислав же перешел через пожарище с новгородцами, и сошли с
коней новгородцы, и соступились на реке Кулокше, и была сеча крепкая, и
стал одолевать Мстислав. И увидел Олег, что двинулся стяг Владимиров, и
стал заходить в тыл ему, и, убоявшись, бежал Олег, и одолел Мстислав. Олег
же прибежал в Муром и затворил Ярослава в Муроме, а сам пошел в Рязань.
Мстислав же пришел к Мурому, и сотворил мир с муромцами, и взял своих
людей, ростовцев и суздальцев, и пошел к Рязани за Олегом. Олег же выбежал
из Рязани, а Мстислав, придя, заключил мир с рязанцами и взял людей своих,
которых заточил Олег. И послал к Олегу, говоря: "Не убегай никуда, но пошли
к братии своей с мольбою не лишать тебя Русской земли. И я пошлю к отцу
просить за тебя". И обещал Олег сделать так. Мстислав же, возвратившись в
Суздаль, пошел оттуда в Новгород, в свой город, по молитвам преподобного
епископа Никиты. Это было на исходе 6604 года, индикта 4-го наполовину.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ВЕЛЕСОВА КНИГА
Перевод: Бус Кресень(Александр Игоревич Асов)
Оглавление
Прославление великого Триглава
Глава 1. ИСХОД ИЗ СЕМИРЕЧЬЯ
Глава 2. РУСИЧИ В СИРИИ И ЕГИПТЕ
Глава 3. СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА
Глава 4. ВОЙНЫ С ГРЕКАМИ И РИМЛЯНАМИ
Глава 5. БОРЬБА С ГОТАМИ И ГУННАМИ
Глава 6. АВАРСКОЕ ИГО, ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И ПРИХОД ВАРЯГОВ
Прославление великого Триглава :
II 11а
"И вот начните,
во-первых - главу пред Триглавом склоните!"
- так мы начинали,
великую славу Ему воспевали,
Сварога - Деда богов восхваляли,
что ожидает нас.
Сварог - старший бог Рода божьего
и Роду всему - вечно бьющий родник,
что летом протек от кроны,
зимою не замерзал,
живил той водою пьющих!
Живились и мы, срок пока не истек,
пока не отправились сами к Нему
ко райским блаженным лугам!
И Громовержцу - богу Перуну,
Богу битв и борьбы
говорили:
"Ты, оживяющий явленное,
не прекращай колеса вращать!
Ты, кто вел нас стезею правой
к битве и тризне великой!"
О те, что пали в бою,
те, которые шли, вечно живите вы
в войске Перуновом!
И Свентовиту мы славу рекли,
он ведь восстал богом Прави и Яви!
Песни поем мы Ему,
ведь Свентовит - это Свет.
Видели мы чрез Нем Белый Свет.
Вы посмотрите - Явь существует!
Нас Он от Нави уберегает -
Мы восхваляем Его!
Пляшущего мы воспевали,
к нашему Богу взывали мы,
ибо тот Бог - Землю нашу носил,
звезды держал,
Свет укреплял.
Славу творите во всем Свентовиту:
"Слава Богу нашему!"
Скорбите же сердцем нашим -
этим вы смели отречься
от злого деяния нашего,
и так притекли к добру.
Пусть обнимаются дети!
И творите:
"Все сотворенное
не может войти в расторгнутый ум!"
Чувствуйте это, ибо лишь это умеете,
ибо тайна та велика есть:
как Сварог и Перун -
- есть в то же время и Свентовит.
Эти двое охватывают небо,
сражаются тут Чернобог с Белобогом
и Сваргу поддерживают,
чтоб не был повержен тот бог Свентовит.
За теми двумя - Велес, Хорс и Стрибог.
Затем - Вышень, Леля, Летеница.
II 11б
Затем Радогощ, Крышень и Коляда,
за ними - Удрзец, Сивый Яр и Дажьбог.
А вот Белояр, Ладо, также Купала,
и Сенич, и Житнич, и Венич,
и Зернич, Овсенич, и Просич,
и Студич, и Ледич, и Лютич.
За ними вслед Птичич, Зверинич, и Милич,
и Дождич, и Плодич, и Ягодинич,
и Пчелич, Ирестич, и Кленич,
Озернич, и Ветрич, Соломич,
и Грибич, и Лович, Бесидич,
и Снежич, и Странич, и Свендич,
и Радич, Свиетич, Корович,
и Красич, и Травич, и Стеблич.
За ними суть -
Родич, Масленич, и Живич,
и Ведич, и Листвич, и Цветич,
и Водич, и Звездич, и Громич,
и Семич, и Липич, и Рыбич,
Березич, Зеленич, и Горич,
и Страдич, и Спасич, Листвеврич,
и Мыслич, и Гостич, и Ратич,
и Стринич, и Чурич - Родич,
и тут Семаргл-Огнебог -
он чистый и яростный, быстро рожденный.
То суть - Триглавы всеобщие.
Сюда ты придешь,
и тут же служитель ворота откроет,
и пустит сюда -
в прекрасный сей Ирий.
Течет Ра-река там,
та, что разделяет небесную Сваргу и Явь.
И Числобог наши дни здесь считает.
Он творит свои числа богам,
быть дню Сварожьему, быть ли ночи.
И дни отсекает,
поскольку он - явский,
он сам в божьем дне.
В ночи ж никого нет,
лишь бог Дид-Дуб-Сноп наш.
Славься Перун - бог Огнекудрый!
Он посылает стрелы в врагов,
верных ведет по стезе.
Он же воинам - честь и суд,
праведен Он - златорун, милосерд!
II 7е
Как умрешь,
ко Сварожьим лугам отойдешь,
и слово Перуницы там обретешь:
"То никто иной - русский воин,
вовсе он не варяг, не грек,
он славянского славного рода,
он пришел сюда, воспевая
Матерь вашу,
Сва Матерь нашу, -
на твои луга,
о великий Сварог!"
И Сварог небесный промолвит:
"Ты ступай-ка, сын мой,
до красы той вечной!
Там увидишь ты деда и бабу.
О как будет им радостно, весело
вдруг увидеть тебя!
До сего дня лили слезы они,
а теперь они могут возрадоваться
о твоей вечной жизни
до конца веков!
Той красе ты еще не внимал,
ибо вои (вы?) Ясуни не знали(?).
Вы же все не такие, как греки,
вы имели славу иную
и дошли до нашего Ирия,
здесь цветы увидели чудные,
и деревья, а также луга.
Вы должны тут свивать снопы,
на полях сих трудиться в жатву,
и ячмень полоть,
и пшено собирать
в закрома Сварога небесного.
Ибо то богатство иное!
На земле вы были во прахе,
и в болезнях все, и в страданиях,
ныне ж будут мирные дни".
Мы стояли на месте своем,
и с врагами бились сурово,
и когда мы пали со славою,
то пошли сюда, как и те.
И вот Матерь Сва бьет крылами
по бокам своим с двух сторон,
как в огне вся сияя светом.
И все перья Ее - иные:
красные, синие, рыже-бурые,
желтые, и серебряные,
золотые, и белые.
И так же сияет, как Солнце-царь,
и идет Она близ ясуни,
и так же сияет седьмой красой,
завещанной от богов.
И Перун, увидев Ее, возгремит
громами в том небе ясном.
И вот это - наше счастье,
и мы должны
прилолжть все силы,
чтоб видеть,
как отсекают
жизнь старую нашу от новой,
так точно, как рассекают
дрова в домах огнищанских.
И Матерь Слава
крылами бьет.
Идем мы под наши стяги,
и это - стяги ясуни!
Глава 1. ИСХОД ИЗ СЕМИРЕЧЬЯ.
8/2 - 1. Прилет птицы, поющей о битвах и медоусобицах.
Вот прилетела к нам птица, и села на древо, и стала петь, и всякое перо ее
иное, и сияет цветами разными. И стало в ночи, как днем, и поет она песни о
битвах и междоусобицах. Вспомним о том, как сражались с врагами отцы наши,
которые ныне с неба синего смотрят на нас и хорошо улыбаются нам. И так мы
не одни, а с отцами нашими. И мыслили мы о помощи Перуновой, и увидели, как
скачет по небу всадник на белом коне. И поднимает Он меч до небес, и
рассекает облака, и гром гремит, и течет вода живая на нас. И мы пьем ее,
ибо все то, что от Сварога, - то к нам жизнью течет. И это мы будем пить,
ибо это - источник жизни божьей на земле. И тут корова Земун пошла в поля
синие и начала есть траву ту и давать молоко. И потекло то молоко по хлябям
небесным, и звездами засветилось над нами в ночи. И мы видим, как то молоко
сияет нам, и это путь правый, и по иному пути мы идти не должны. И было так
- потомок, чувствуя славу свою, держал в сердце своем Русь, которая есть и
пребудет землей нашей. И мы ее обороняли от врагов, и умирали за нее, как
день умирает без Солнца и как Солнце гаснет. И тогда становилось темно, и
приходил вечер, и вечер умирал, и наступала ночь. А в ночи Велес шел в
Сварге по молоку небесному, и шел в чертоги свои, и к заре приводил нас до
врат (Ирия). И там мы ожидали, чтобы начинать петь песни и славить Велеса
от века до века, и храм Его, который блестит огнями многими, и стояли мы
(пред Богом), как агнцы чистые. Велес учил праотцов наших землю пахать, и
злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и
чтить Его как Отца божьего.
Отцам нашим и матерям - слава! Так как они учили нас чтить богов наших и
водили за руку стезей правой. Так мы шли и не были нахлебниками, а были
русскими - славянами, которые богам славу поют и потому - суть славяне.
9а - 2. Легенда о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов.
В те времена был Богумир - муж Славы, и имел он троих дочерей и двух
сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена
отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий. И там
мать их, которую звали Славуня, им приготавливала все необходимое. И
сказала она Богумиру на седьмой день: "Мы должны выдать своих дочерей
замуж, чтобы увидеть внуков". Так сказала она, и запряг Богумир повозку и
поехал куда глаза глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался
ночевать у костра. И увидел он в вечерних сумерках, что к нему подъезжают
три мужа на конях. И сказали они: - Здрав будь! Что ищешь ты? И поведал им
Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами - в походе, дабы найти
себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.
Отсюда начало трем родам. И соединились они, и славны были. Отсюда идут
древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя - Древа, а
другая - Скрева, а третья - Полева. Сыновья же Богумира имели имена - Сева,
и младший - Рус. От них идут северяне и русы. Три же мужа были, все три -
Утренник, Полуденник и Вечерник. Создались роды те в Семиречье, где мы
обитали за морем в крае зеленом, когда были скотоводами. И было это за
тысячу триста лет до Германареха. И в те времена была борьба великая за
берега моря Готского, и там праотцы наши возводили курганы из белых камней,
под коими погребли мы бояр и вождей своих, павших в сече.
9б - 3. А до этого были отцы наши на берегах моря у Ра-реки.
Мы пришли из края зеленого к Готскому морю, и тут растоптали готов, которые
были преткновением на нашем пути. И так мы бились за эти земли и за жизнь
нашу. И так мы бились за эти земли и за жизнь нашу. А до этого были отцы
наши на берегах моря у Ра - реки (Волги). И с великими трудностями для нас
мы переправили своих людей и скот на сей берег, и пошли к Дону, и там готов
увидели на юге и Готское море. И увидели мы против себя вооруженных готов и
так были принуждены биться за жизнь и проживание свое, когда гунны шли по
стопам отцов наших и, нападая на них, людей били и забирали скот. И так род
славен ушел в земли, где солнце спит в ночи, и где много травы и тучных
лугов, и где реки от рыб полны, и где никто не умирает. Готы же были тогда
в крае зеленом и немного опередили отцов наших, идущих от Ра-реки. Ра -
река - великая, она отделяет нас от иных людей и течет в море Фасисте
(Каспийское). Тут муж рода Белояру перешел на ту сторону Ра - реки и
упредил там синьских купцов, идущих к фряженцам, поскольку гунны на острове
своем поджидали гостей - купцов и обирали их. И было это за полстолетия до
Алдореха. А еще раньше, в древности, род Белояров был сильным. И от гуннов
торговцы прятались за мужами Белояровыми и говорили, что дают серебро и два
коня золота, чтобы пройти и избежать угрозы гуннской, и так пройти мимо
готов, также суровых в битве, и дойти до Днепра. И кони у них бесчисленны,
и дважды берут они дань. Из-за того купцы, стекавшиеся к нам, вернулись в
Китай и не приходили уж никогда более.
3 22 - 4. Легенда о даровании Квасуре и Богумиру сурицы.
Также расскажем о том, как Квасура получил от богов тайну -как
приготавливать сурину. И мы должны на Радогоще около богов радоваться, и
плясать, и венки подбрасывать к небу, и петь, славу богам творя. Квасура
был мужем сильным и от богов вразумляемым. И тут Ладо, придя к нему,
повелела вылить мед в воду и осуривать его на солнце. И вот Солнце - Сурья
сотворило то, что он забродил и превратился в сурицу. И мы пьем ее во славу
божью. И было это в века докиевские, и муж тот был во сто крат весьма
выделен (богами), и передал он (тайну) отцу Богумиру (Благомиру), и тот
получил поучение от Сварожича, как творить квасуру, называемую сурыней. И
это (мы вспоминаем) на нашем Радогоще. И вот когда наступают дни Овсеня, мы
оканчиваем жатву и радуемся этому. И если иной не удержит своего естества в
этот раз и скажет безумное - то это от Чернобога. А другой получит радость
- и это от Белобога. И так мы должны искать друзей и врагов... Куя мечи
наши на силу вражью, мы получаем силу божескую, чтобы поразить врагов наших
с обеих сторон. И этот Богумир сурью сотворил, когда те предрекли ему
славу. И были они, и она (сурья) была, когда боги рекли хвалу... И вот
установили они роды для себя, и потому боги - причина родов, и так стали
иметь они родные те роды. И так Сварог - Отец, а прочие - суть сыны Его. И
мы должны были покоряться Ему, так же как покорялись Родителю, потому что
Он - Отец нашего рода. И этот род - воины от Кия до князей киевских.
5а - 5. Видели Орея, по облакам ходящего.
Вот жертва наша - это мед Сурья о девяти силищ, людьми на Солнце - Сурье
оставленный на три дня, затем сквозь шерсть процеженный. И это - есть и
будет нашей жертвой богам истинной, какую суть наши праотцы (давали). Ибо
мы происходим от Даждьбога, и стали славны, славя богов наших, и никогда не
просили и не молили их о благе своем. И вот боги говорят нам: "Ходите по
Руси и никогда к врагам!" Матерь Сва славу поет нам, чтобы мы воспевали
походы на врагов, и мы верили ей, так как эта слава (исходит) от птицы
вышней, по небу России летящей от нас. И вот князя нашего избрали, чтобы он
заботился о нас. Так как перейдет враг за границу нашу, если он ее не будет
оберегать, созывая рать. А какие мы сами - то Сноп знает, так как мы
молили, славу вознося, но никогда не просили Его, и никогда не требовали с
Него то, что необходимо нам для жизни. И вот смотрите на отца нашего Орея,
по облакам ходящего, восхищающегося силою кованья Перунова. И видел там
Орей, как Перун ковал мечи на врагов. И Он говорил ему во время кованья:
"Вот мы имеем стрелы и мечи на воинов тех. И не смейте их бояться, так как
повергнут они очи долу, и (число) воинов у них будет уменьшено до
количества пальцев на руках, так как к земле они согнутся, и станут
зверями, как поросята измазанные грязью, и смрад свой понесут по следам
своим. И будут говорить о них, что они - смрадные поросята и свиньи!" Так
говоря, Перунько ковал мечи. И Орей об этом говорил, и то Орей поведал
отцам нашим. И такова была наша борьба за жизнь и бои витязей много веков
назад. А ныне поверили, будто все было не так.
3а - 6. Воспоем славу Сурье!
Мы молили Велеса, Отца нашего, чтобы Он пустил в небо коней Сурьи, чтобы
Сурья взошла над нами вращать вечные золотые колеса. Ибо она и есть наше
Солнце, освещающее дома наши, и пред ним бледен лик очагов в наших домах. И
сему богу Огнику Семарглу говорим мы: "Покажись и восстань на небесах и
свети аж до мерцающего рассвета!" Мы называем его именем Огнебоже и идем
трудиться. И так всякий день, сотворивши молитву и удовлетворивши тело
едой, идем в поля наши трудиться, как боги велят всякому мужу, которому
предназначено работать ради хлеба своего. Даждьбоговы внуки - любимцы
божеские, и, божий плуг в деснице держа, воспеваем мы славу Сурье, и думаем
об этом до вечера. И пять раз в день прославляем мы богов, и выпиваем
сурицу в знак благости и общности с богами, которые во Сварге также пьют за
наше счастье. Как воспоем славу Сурье, так золотой конь Сурьи вскочит на
небеса. А когда мы приходим домой, потрудившись, там огонь зажигаем и идем
ужинать. Говорим, что есть любовь божеская к нам, и затем мы отходим ко
сну, ибо день прошел и настала тьма. Так отдавали мы десятую часть отцам
нашим и сотую - властям. И так мы пребываем славными, ибо славим богов
наших, и молимся с телами, омытыми чистой водой.
2 10 - 7. После Богумира был Орей с сынами.
Богумиру же боги давали земные блага, и их мы не имели. И было у нас по-
иному. Старшего в роде мы избирали в князья, который в старое время
становился нашим вождем, нанятым в тот раз всеми. Те же князья были долгое
время, пока греки не пришли и не настал этому конец, и (ныне) мы должны
обеспечивать из (княжьего) рода потомков, чтобы они правили нами. А после
Богумира был Орей с сынами. А когда гунны затеяли великую войну за
образование своей великой земли, мы ушли оттуда на Русь. Ныне пришли иные
времена, и мы должны браться за гужи и тянуть вперед. И не будет о нас
сказано, что мы оставили наши земли и взяли иные, но скажут о нас, что мы
сильно бились за себя. Борусичи не оставили грекам земли свои и бились за
них. В те времена Ра - река (Волга) была границей с иными землями, и тогда
возжаждали враги наши идти на нас, и должны мы были бороться за внучат
наших, чтобы удержать степи наши и не отдать землю иным. Так же и мы должны
были делать. Чтобы не сжигать дубы и поля свои, а сеять на них и жать жниву
в полях, ибо имели мы степи травные и должны были водить скот, оберегая его
от врагов.
26 - 8. Орей приказал сыновьям своим быть впереди родов.
И был в те времена осевший огнищанин. И был он благ, и боги дали ему много
овец и скота, пасущегося в степях. И было (в степях) много травы, и боги
давали его скоту приплод и умножали его. И вот предстал пред его очами
странник и сказал ему, чтобы его сыны пошли в землю иную в край чудесный-
туда, где заходит Солнце, туда, где оно спит на золотом одре. И когда
прискачет туда всадник, он скажет Солнцу: "Иди, Солнце, в свои синие луга.
Ты должно подняться в колесницу свою и взойти с Зарей на Востоке". И так
сказав, скачет он в иные края. И вечер прискакивает вслед за ним. И этот
всадник говорит: "Солнце зашло за горы свои и покинуло свою золотую
колесницу. И ее ворожеи желают утаить". И тут приближается всадник,
скачущий в иные края. И так Заря идет, и несет искры свои, и одежды
Даждьбоговы трясет, и искры разлетаются до края небесного. Так он сказал. И
тогда двое сыновей пошли туда, куда заходит солнце, и видели они там много
чудес и злачные травы. И возвратились к отцу и сказали ему, как прекрасен
тот край. И многие племена и роды изъявили желание следовать по тропе той,
и пришли они все к тому осевшему (огнищанину). И тут приказал отец Орей
сыновьям своим - быть впереди всех родов. И не захотели они делиться на
этих и тех. И тогда князь единый повел своих людей на полдень - отец Орей
повел их в край морской. И была там сушь великая и пустыня. И пошли они в
горы, и там поселились на полвека, и собрали большую конницу, прежде чем
идти в края чужие. И в тех краях воины встали на их тропе, и они принудили
их сражаться и были разбиты. И тогда они пошли дальше, и увидели теплые
земли, и пренебрегли ими, так как многие чужие племена там сидели. И шли
они дальше. И так боги вели их как своих людей. И добрались они до горы
великой. И, повоевав там с врагами, двинулись далее. И с тех пор мы должны
были помнить об этом и тянулись за своими, и так же как отцы наши очищались
мольбой, омываясь, и , умываясь, мольбы творили о чистоте души своей и
тела, поскольку это умывание установил для нас Сварог, и Купалец указывал
нам на это. И мы не смели этим пренебрегать, и мыли свои тела, и умывали
дух свой в чистой воде живой. И шли мы трудиться, и всякий день мольбы
творили, и сурью пили, которую прежде брали. И ее пили пять раз в день и
хвалили богов наших радостно, потому что сурья - молоко наше и пропитание
наше, и корм, который идет от коровы к нам, и тем мы живем, и травы злачные
варим в молоке, и принимаем каждый свою часть. И тогда приходили мы к синей
реке, стремительной, как время, а время не вечно для нас, и там видели
пращуров своих и матерей, которые пашут в Сварге, и там стада свои пасут, и
снопы свивают, и жизнь имеют такую же как наша, только нет там гуннов, ни
эллинов, и княжит там Правь. И Правь эта истинная, так как Навь совлечена
ниже Яви. И это дано Свентовитом, и пребудет так во веки веков. И это
Заребог шел в этот край и говорил нашим пращурам, которые жили на этой
земле и страдали повсюду, где приходилось быть и где пережили много зла. И
здесь они не имеют зла, они видят зеленые травы. И внимают шелестам на воле
божьей, и это счастье для тех людей. И так мы должны будем увидеть степи
райские в небе синем. И эта синь идет от бога Сварога. И Велес идет там
править стадами, и ступает по золоту и живой воде, и никому там не надо
платить дань, и нет там рабов, и жертву приносят, которую неверные не
знают, - дают для моленья виноград, и мед, и зерно. И так провозглашали мы
славу богам, которые суть - отцы наши, а мы - сыны их. И будем достойны их
чистотой телес и душ наших, которые никогда не умрут. И не умирают они в
час смерти наших тел. И падшему в поле Перуница давала выпить воду живую. И
выпивший ее отправлялся к Сварге на белом коне. И там Перунько его встречал
и вел в благие свои чертоги. И там он будет пребывать в это время, и
достанет себе новое тело, и так станет жить, радуясь и творя молитвы за нас
ныне, и присно, и от века до века. Когда Сурья сияет, мы поем хвалу богам,
а также огненному Перуну, которого называем губителем - потятичем на
врагов. И провозглашаем великую славу отцам нашим и дедам, которые сейчас
во Сварге. Скажем так трижды и поведем стада свои на разнотравье. А если
надо вести скот в иные степи, идем, другую хвалу богам вознося. Славу поем
до полудня и возглашаем великую славу Хорсу златорунному, коловращающему
Сурью. Пьем ее до вечера, а вечером, если костры сложены - зажигаем их, и
славу вечернюю поем Даждьбогу нашему, которого называем прадедом нашим, и
идем мыться, чтобы быть чистыми, и, совершив омовение, отойдем ко сну - и
так мы будем объяты великим ничто.
1а - 9. Орей и Кисек. Заселение Голуни. Борьба с язами.
Это беспокойная совесть наша причиной тому, что мы своими словами обличаем
деяния. И так говорим во истину благое о роде нашем и не лжем! И ту истину
рассказываем о первом господине нашем - с него пошли князи избираемые и
сменяемые. Киська же тот шел, и вел родичей по степям со скотом своим на
полдень, и туда, где солнце сияет, прибыл. И придя к нему, отец Орей
сказал: "Мы оба имели детей, и мужей и жен. А старшие имели войны с
врагами. И так решали, чтобы племена соединяли овец своих и скот и
становились племенем единым. И это боги предлагают нам. Мы же видели
доблесть их с тех пор и во веки вечные". А когда подсчитывать стали
(голоса), одни - рекли иначе. И тогда отец Орей отвел стада свои и людей от
них. И увел их далеко и там сказал: "Здесь мы воздвигнем град. Отныне здесь
Голунь будет, которая прежде была голой степью и лесом". И Киська ушел
прочь. И также увел людей своих в иные места, чтобы не смешались они с
людьми отца Орея. И те предки наши, так сотворив, на землях тех осели. И
так Киська отошел со своими людьми и создал землю иную. И там поселились
они, и таким образом отделились и отмежевались, и решили быть чуждыми один
другому. Все они хлеб и соль имели и не перечили друг другу.
И был Киська так славен, и люди Орея славны, так как в ту пору слава текла
к ним и поля знали их мечи и стрелы.
1 16
И пришли язи в его край, и начали забирать скотину. И тогда Кисек напал на
них. Бился с ними сначала день, потом второй, и люди его бились. И грех
пришел в те места, и многие ели останки, и людей убивали. И так сказал отец
Орей: "Грешим мы с родичами своими, и потому от мертвых черно и мертвечину
едят, что мы сдерживаем себя". (?) И стало мерзко на сердце Ориевом, и
возопил он родичам: "Поддержите Кисека и людей его! Седлай те все коней!" И
тогда бросились все на язов и бились с ними до тех пор, пока не разбили их.
И тут начали ведать истину, что мы имели силу лишь когда были вместе -
тогда никто не мог одолеть нас. То же истинно, что нас не одолели обоих,
ибо мы - русские и себе славу получили от врагов, проклинающих нас. Они же,
видя житье наше, искушались взять братьев наших, и серебро с наших мечей, и
гончарные горшки, из которых их сыны ели бы. Но житье наше в степях до
конца нашего! Нам предрекали они иную жизнь, а сами - нужды в Свете не
имеют. И эти слова наши - суть истина, а их слова ложны, ибо они ложь
говорят и не внимают (истине).
7а
Кисек (обращался) к людям своим перед нападением, и они возненавидели
врагов, и пошли на них, и победили. И это мы имели знак того могущества,
которого не могла дать Явь врагам. Сами мы были слабыми - и так получили
большую силу, а враги не такую большую, ибо мы -русские, а враги - нет. И
там, где пролита кровь наша, - там и земля наша. И это враги знают. И так
они стремятся ( захватить землю). Но их старания к смерти приведут, как это
было в старину во времена отцов наших. Говорили мы эти слова наизусть, и ни
одно слово из тех слов не было утрачено. И говорили мы братьям нашим, что
сила божеская будет на вас, и вы окончательно победите врагов ваших,
которые хотят ваших земель. И тогда они уста свои наполнят, полакав жидкой
грязи, и не будут браниться. Будьте сынами своих богов, и сила их пребудет
на вас до конца! Не имели мы хлеба, чтобы насытить наше чрево, ибо он
сожжен огнем. И коровы наши страдали, так же как и мы, пока быстро мы не
охватили юг сталью и не стали сильнее врагов наших.
4г - 10. Кий, Пащек и Горовато отправляются в земли, где течет мед и
молоко.
И тот Орей старый отец сказал: "Идет из земли той, где наших братьев
убивают. А то они и старого отца забьют, как забивают коров и зверей. Они и
скотину нашу крадут, и детей убивают". Как только старый отец это изрек, мы
ушли в иные земли, в которых течет мед и молоко. И эти земли искали все три
сына Орея. И были это - Кий, Пащек и Горовато, от коих истекли три славных
племени. (...) сыновья были храбрыми, водили дружины, садились на коней и
ехали... И за ними шли дружины юношей, скот, коровы, повозки с запряженными
в них быками... овцы... дети, охраняемые старцами, а также больные люди.
Так шли на юг к морю и мечами разили врагов, шли до горы великой, до долины
с травами, где много злаков. И там освоился Кий, который начал обустраивать
Киев, ставший русским... вести... пренебрегли злом, и пошли туда, куда Орей
говорил... коровы есть... и кровь ваша просто... Русичи, не слушайте
врагов, которые говорят недоброе... отец Орей, идем...
7а - 11. Кий уселся в Киеве.
Так говорим мы, что имеем прекрасный венец нашей веры и не должны мы
принимать чужую. И тут князь наш говорил, что мы должны идти к ясуни
боярской, чтобы мы предохранили ее от вражеской победы. Рано или поздно
наступит время последнего, и пусть мы будем иметь силу нашу во степи Матери
Солнца. Она стережет (охраняет) нас и крылья распускает во все стороны, а
тела (наши) в середине, и голова ясуни на плечах в венце славном, она не
может ее лишиться в сече. Голова (Матери) Сва - ясунь, и уберегали ее до
этого дня. И когда чехи (пошли) к закату солнца с воинами своими и хорваты
забрали своих воинов, тогда некоторая часть чехов поселилась с русскими, а
также их земля не отделилась, и с ними образовалась Русколань.
Кий же уселся в Киеве. И мы ему подчинились, а с ним Русь собралась
воедино, а если будет с нами иная сила (?), то не пойдем на нее, потому что
она с Русью.
15б - 12. Вначале были там, где заходит Солнце. Отход к Днепру. Кий берет
Киев. Борьба с язами.
Вначале мы были там, где заходит Солнце, а оттуда пошли к Солнцу до Непры -
реки (к Днепру), и взял там Кий укрепленный град, в котором пребывали иные
славянские роды. И там мы поселились, огни зажигая Дубу и Снопу, которые и
есть Сварог - пращур наш. И в тот раз напал на нас новый, который в этой
сечи кровь пращуров наших пил. И рати свои устремил на них Кий, увидя
вражеских воинов. И воины Перуна бросились на них, и тратили силу до тех
пор, пока те не побежали, показывая свои зады. И вот племя язов напало на
нас, и сеча была великая, и похищено было все до последнего. И видя это,
наши воины говорили: "Боги наши прогонят врагов наших, ибо Вышень грядет на
смертных!" И говорил он нам: "Дети, огораживайте свои города от нападений,
чтобы были они суровыми и крепкими! И это Сварог посылает меня к вам...
чтобы сила небесная была с вами... также говорил вам... бережет..."
2б - 13. Орей шел перед нами... Кий умер, тридцать лет владев нами.
И вот отец Орей шел перед нами, а Кий вел русов, и Щек вел свои племена, а
Хорев своих хорват, и шли они из земель тех. И так было внушено богами,
когда отошли Хорев и Щек отсюда, чтобы мы сели в Карпатских горах. И там
были другие города, построенные иными, и нажили иные соплеменники богатство
великое. И вот враги напали на нас, и мы побежали к Киеву-граду и до
Голуни, и там поселились, огни свои возжигая до Сварги и жертвы творя в
благодарность богам и также себе. И тут Кий умер, тридцать лет владев нами.
А после него был Лебедян, его же называли Славер, и тот жил двадцать лет.
Потом был Верен из Великограда - также двадцать. Затем Сержень - десять. С
теми львами побеждали витязи врагов, несшихся лихими тысячами - тьмами на
сынов наших и грядущих на нас и на вас. И тут готы пришли в степи, зло
творя нам. И тогда доблесть получили праотцы наши, борясь за жизнь. И стали
славянами, ибо славили богов. И так мы -от богов внуки Сварога нашего и
Даждьбога. И тогда мы терпели зло, а прежде силу имели великую и защищались
от нашествия готов - врагов почти шесть лет. И тут ильмеры нас поддержали,
и мы побили вражеских витязей. И так десять царей взяли - тех, что были как
волки, принявшие львиную храбрость. Когда мы на них напали, те стали менять
овец и овощи, и клялись самим небом.
2а - 14. Предрешено было в старые времена, чтобы мы сплотились
Предрешено было в старые времена, чтобы мы сплотились с иными и создали
Русколань великую. Рождена была Русколань наша близ Голуни, где стало у нас
триста городов и сел - дубовых домов с очагами. Там и Перун наш, и земля
наша. И вот птица Матерь Сва поет о дне том. И мы со всеми ждали время
оное, когда завращаются Сварожьи колеса у нас. Это время после (песни)?
Матери Сва наступит. Говорили мы Матери Сва, когда терпели беды: "Хорошо
обороняй землю нашу!" Вендов, которые ушли на запад Солнца, и там перед
врагами землю пашут и шаткую веру имеют, всегда побеждают из-за иной веры.
Боровин же говорил, что он силен, и люди его верят словам тем. А иные
глупцы изумленные и не верили в это до тех пор, пока не прозрели. Венды!
Вернитесь на земли наши в степи древние! И поглядите на вспаханные поля,
которые были бедными до прихода нашего из Семиречья, пока от врагов - дасу
нами не были очищены. И птица Сва говорит, когда огонь и смерть несется к
нам, превращая Голунь в погорелище: "Боги, поливайте и дождем дождите! Ибо
та земля бедная, и разоренная, и конями затоптанная, так как язи забирают
сыновей ее, протекая на конях по земле". Это боги посылают в степи демонов
- дасу, из-за того что мы пренебрегаем богами. И мы должны были их
слушаться не так, как во времена антов. Те анты многих побеждали мечом, а
ныне погребены и лежат в домах ваших, которые чужды нам и которые строят по-
иному.
Глава 2. РУСИЧИ В СИРИИ И ЕГИПТЕ
15а - 1. Переселение в Сирию и Двуречье и отход к Карпатским горам.
Наречены скифами.
Принеся в жертву белых коней, ушли мы из Семиречья с гор Ирийских из
Загорья и шли век. И так как пришли в Двуречье, мы разбили там всех своей
конницей, и (затем) пошли в землю Сирии. И там остановились, а после шли
горами великими, и снегами, и притекли в степи со своими стадами. И там
скифами перво-наперво были наречены наши пращуры. Правь их охраняла от
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|