Рефераты
 

Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв

дающих". И о славе той орлы кличут во все стороны, ибо русские вольны и

сильны в степях.

2 7а - 9. Мы имеем истинную веру, которая не требует человеческих жертв. О

войнах с греками и римлянами.

Слава богам нашим! Мы имеем истинную веру, которая не требует человеческих

жертв. Это же делается у варягов, приносящих такие жертвы и именующих

Перуна- Перкуном. И мы ему приносили жертвы, но мы смели давать лишь

полевые жертвы, и от трудов наших просо, молоко, жир. А также подкрепляли

Коляду ягненком, а также во время Русалий в Ярилин день, а также на Красную

гору. Тут же мы начинали вспоминать о Карпатских горах. В то время наш род

именовался - карпени. Те, которые от страха жили в лесах, именовались по

названию- древичи, а на полях мы назывались - полянами. Так всякий, который

слушает греков, скажет про нас, что мы - людоеды. Но это - ложная речь,

поскольку это воистину не так! Мы имели иные обычаи. Тот же, кто хочет

победить другого, говорит о нем злое, и тот - глупец, кто не борется с

этим, потому что и другие это начнут говорить. И так долго управлялись мы

родами, и старшие из всякого рода шли судить родичей под Перуновым древом.

И также имели мы в тот день игрища перед очами старших: и силу юноши

показывали, они быстро бегали, пели и плясали. В тот день огнищане ходили

на промысел и приносили дичь старцам, которые делили ее с прочими людьми. И

волхвы жертву делали богам, восхваляли их и славу провозглашали. Во время

же готов, или когда являлись варяги, избирался князь в вожди. И этот вождь

вел юношей к суровой сече. И вот римляне, поглядев на нас, замыслили злое.

И пришли со своими колесницами в железных бронях и напали на нас. И потому

мы долго оборонялись от них и отваживали...

2 7б

...их от нашей земли. И ромеи узнали, как мы дорожим жизнью нашей, и потому

оставили нас. Но тогда греки захотели биться с нами около Хорсуни. И бились

мы сурово против рабства нашего, и была борьба и распря великая тридцать

лет, и они оставили нас. И тогда греки пришли на торжища наши и сказали

нам: "Обменивайте коров ваших на мазь и серебро, которые требуются женам и

детям". Так мы меняли бороны на их снедь. После еды греки старались нас

ослабить и стремились взять с нас дань. Но мы не ослабились и не отдали

землю нашу, как и землю Трояню не дали ромеям. Дабы не встала Обида

Дажьбоговым внукам, беспокоящихся о вооруженных врагах. Так и сегодня мы не

заслуживаем хулы, как и отцы наши, ибо мы рубились у берега Готского моря и

тут одержали над ними победу. Песнь хвалебную поет Матерь . Она -

прекрасная птица, которая несла пращурам нашим огонь в дома, а также агнца

принимала. Над готами, болью нашей, мы одерживали верх силой. И должны мы

врагов рассекать и прогонять их, как псов. Погляди, народ мой, как мы

оберегли (иные) народы. И мы не ошиблись, получая раны, и не бросались

рядиться. А мы сами врагов прогоняли, и беду избыли, и имели иную жизнь,

потому что сами бились за сто городов и не отходили от них. И тягчайшее

поражение было нам, но мы тысячу пятьсот лет должны были переносить многие

битвы и распри, а все же остались живы из-за свирепости и жертвенности

юношей и воевод.

3 23 - 10. Греция пришла на землю ту и не заботилась о Руси. Затем - время

Германареха.

И вот пришли новояры от старых пашен, где были такие же русские. И они

пришли на юг и сражались в степи десять веков. И это также русские, которые

избирают своих князей. Это делалось в каждом роде, и роды давали от каждого

племени своего князя, а князи избирали старшего князя. И тот был вождем в

сражениях. И так мы жили в земле той до тех пор, пока враги не пришли к нам

и не разбили нас.

Это Греция пришла на ту землю, и осела на ней, и не заботилась о Руси. И

вот русы вынули мечи, и напали на греков , и отогнали их от своих морских

берегов. И тогда греки привели рати, защищенные железными бронями. И была

сеча великая, и вороны там граяли при виде человечины, разбросанной по

полю. И ели они останки, и граяли враны над врагами, и великий грай стоял в

поле том. И ели они останки греческие, русские не трогая. Там они защиту

имели, так как боги не желали гибели русских. И там сражалось Солнце с

Месяцем за землю ту. И небо сражалось за поле битвы, чтобы земля та не

попала в руки эллинские, а осталась русской. И там плачет мать о детках

своих, которые пролили кровь на поле сражения, и то поле стало русским.

Новояры находятся там до сего дня, и земля та - наша из-за крови, пролитой

мечами. И там сказали эллины нашему старшему князю, что они не хотят ходить

в землю неров, а также брать рабов аланских, ибо имеют берега морские (и

этого достаточно). И про это мы имели предсказание в наши дни - поскольку

праотцы наши, умершие на поле битвы, не взяли землю у врагов наших, значит,

и сегодня, согласно предсказанию, ее никто не возьмет. И вот Германарех

пришел на север к нам, и мы должны были оборонять земли свои, а также идти

на него, ибо готская земля - наша. Ее белогоры сеяли и усеивали костями

своими и кровью своей поливали - и потому она наша. И вот поет птица Матерь

Сва и славу предрекает нам: нам самим и мечам нашим. И мы пошли до святого

поля, и одолели врагов полночных, и отразили врагов полуденных. И пошли на

врагов и сошлись с ними, и были германцы повержены русскими, потому что мы

- Отца Перуна сыны и Дажьбога - внуки. И вот Сварог указал нам, куда ушли

эллины и Германарех. И тот Германарех отошел на север, а эллины на юг. И

так мы обрели землю нашу и собрали ее воедино, и не давали мы сыновей

своих, ибо цены не имеют сыны наши. И вот идет в степи наши великое

множество иных родов, и не должны мы быть мирными, и не должны просить

помощи, ибо она в мышцах наших и на конце мечей, и ими мы сечем врагов. И

это поет птица Матерь Сва нам, чтобы мы подняли мечи свои на защиту свою. И

она бьет крыльями о землю, и прах подымается к Сварге. И на этой земле -

враги, и она бьет их, и она сражается за нас. И их мы одолели, как она нам

кричала, ибо крик ее был в сердце нашем. И мы ведали, как пить сурью и идти

до сечи, и там одолевали питье иное, сотворенное богами. И оно будет нам,

как живая вода в последний час великой тризны, которая будет у всякого, кто

умер за землю свою. И вот Сварожич смотрит на нас от своей чудесной Сварги

и , видя рати наши пересчитывает их. И если не хватает для счета пальцев на

руках, то он считает по пальцам на ногах. И ведает Пращур наш, что мы- сила

великая и не могут одолеть нас враги наши. И так мы текли на них и

дожидались, пока они упадут на землю и умрут от Мары. А эту Марь мы знаем!

И вот говорили мы в сердцах наших, что не вернемся мы к очагам своим,

доколе еще враги рыщут, доколе не бросимся телами нашими на врагов, пока

еще враги забирают земли наши. И говорим мы, что боги заботятся о нас. И

если будут убиты передовые воины, то лучше детей своих бросить на копья,

чем повернуть зады врагам нашим. И вот люди наши одержали победу, и потекла

земля наша к нам, чтобы мы смогли удержать ее до смертного часа и узреть

Мару. И чтобы Мара отступилась от нас и сказала, что я не имела силу и

потому не одолела витязей русских. И тогда слава потечет к Сварге. И там

боги скажут, что русичи храбрые, и есть им место подле бога войны Перуна и

Дажьбога - их отца.

1 8а - 11. Воспоминание о карпатском исходе. Бобрец привел русских в

Голунь. Времена Алдореха и Бравлина.

Посмотрите вокруг - увидьте птицу ту на челе вашем! И та птица поведет вас

к победам над врагами, ибо вы - сыны ее и потому одержите победу! И она,

красуясь перед нами, влекла нас к себе светом. И так было в иные времена,

когда русские шли с вендами и те хотели унести богов своих к морю. И мы там

угнездились. И там были города и храмы - помолья, и там же были многие

здания, и были мы богаты. И те помолья были украшены златом и серебром, и

мы почитали многих деревянных богов и уходили от искушений. И это было

ведомо иным, которые видели это, которых это задевало и им перечило , - и

потому родичи наши не имели покоя. Арабы приходили и терзались на торжищах

о богатстве и дани, дающейся навсегда поселившимся там отрокам (рабам и

воинам). И та земля, говорят, также опротивела нам войнами и трудной

жизнью. И тогда мы отошли к горам Карпатским, ища покоя, но и там также мы

враждовали с злыми язычниками. Там пели мы, что мы русские, и о славных

днях тех. И имеем мы песни те от отцов наших - о прекрасном житье в степях

и славе отцов. И вот воевода Боброк повел русских в Голунь и обрел после

смерти чин в храбром войске Перуна. Это мы не забудем никогда, ибо мы -

сыны отцов наших и имеем любовь к их памяти. И мы говорили о них , так как

они были силой нашей, и силы той, что шла к нам от них, даже у львов нет, а

львиную мы перемогли. Мы сказали...

1 8б

...о тех, которые заботились о нас. Мы тогда не имели мольбищ и служили

перед колодцами и родниками, где текла живая вода. И там волшебство есть, и

волки хищные туда не заходят. Теперь вспомним времена Алдореха. Его призвал

жрец, так как мы не радели о благочестии и не держали слово. И красавиц

наших тогда внезапно брали и похищали - и увозили девушек. А между нами

были распри из-за готов. И там мы жили, и были под готами. А в те века мы

управлялись родами и князьями. И был князь Бравлин, который отобрал у

эллинов берега морские. И после битвы мы пришли туда, и там разводили

скотину, и скифам давали попасти скотину в степях. И тогда терпели беду

они, потому что греки снова сидели в Голуни, а когда приходили в города-

злобствовали на нас. В те времена мы ушли прочь на север, и там были двести

лет, и там мы остались с тех пор и доныне. И сейчас мы имеем другого князя

Бравлина, правнука своего деда, который говорил: "Идите на юг, на греческую

Голунь! Ибо греки между эллинами - племя особое, и продают они нас, поймав

в степях, и скотину нашу хотят взять задаром. Это мы имели от них.

Стряхните же их в море и гоните в свои края, так как земля та, русская, и

там русская кровь лилась вниз на землю, и та пила кровь нашу. На нас

надейтесь! И мы будем ее защищать во все дни, как и ранее хотели"

Глава 5. БОРЬБА С ГОТАМИ И ГУННАМИ

2 13 - 1. Матерь Сва обороняет землю нашу от дасу и гуннов.

И вот, умом и храбростью окрепнув, пошли мы к восходу Солнца, с обеих

сторон реки видя. И там осели, где Матерь Сва сказала, и она обе стороны

крыльями отвоевала, и также забрала землю ту и оборонила ее от дасу и

гуннов, а также к готам обратила стрелы свои и мечи отточенные...

3 8\1 - 2. Кий ушел от нас - и притекла беда... Готы усилились.

И тут родичи начали делить - кому быть старшим. Кий отошел к отцам и

праотцам умершим. Кий ушел от нас - и притекла беда. И тут великая свара

одолела русских, которые принялись биться за разделение - и разделились. И

тут греки от своих земель жать стали. А мы на битву не имели сил, чтобы

сойтись в круг и по крыльям. И всякий был сам по себе, поглядывая на

соседей своих. И от того веры не имели, что мужи, идя к сече и идя обратно,

принимались браниться - мол, при походах Кия было лучше, при Кие с вечера

заранее шла речь о победе. И тогда пели о походах отцов своих, о том, что

когда Русколань пала ниц из-за сражений с готами и гуннами, тогда создалась

Киевская Русь и Антия, и готы этого устрашились и ушли вон к своему краю. И

мы ведали про два края - один вендов, а другой - готов. И тут готы пришли к

нам, и готы эти усилились, а венды ослабели. А вокруг нас была чудь, а

также была литва, и они назывались ильмами, а от нас они были наречены

ильмерцами.

1 6а - 3. Германарех пришел к нам.

От Орея - это общий наш отец с борусами - от Ра - реки (Волги) до Непры

(Днепра) роды управлялись родичами (старейшинами) и вечем. Всякий род

назначал себе родича, который был суть правящим. А когда мы пошли к горе,

тогда (избрали) князя, воеводу над людьми, чтобы он воевал с врагами во

славу Перуна. И это Дажьбогова помощь возвратилась к нам! Так земля та

стала русской из-за борьбы русов и борусов. И великая непрестанная битва

шла во всякий час. И многие были в то время убиты, но вражий натиск был в

то время окончательно сокрушен. И тут Германарех пришел к нам и напал на

нас. И так нас сровняли с землей, когда мы бились. И пришлось нам из-за

готов между двух огней тлеть и воспламеняться. И тут пришла великая беда, и

жниво наше было опалено, и не осталось селения, где бы не было дыма и

пепелища. И тут прилетела к нам птица божеская и сказала: "Идите на полночь

и набросьтесь на тех, которые приходят к селам нашим и пашням". И так

сотворили мы - ушли на полночь и постарались (бороться ) с ними. И в этой

распре мы победили. И так пришли мы к ним, и встали станом на реке Дон -

там, где были римляне, и так набросились на них и бились много. Тут

некоторые хотели нас быстро опростоволосить - вместо этого сами

опростоволосились. И тут была тьма опростоволошенных воинов. Великие шли

снега, голод мучил наших людей, оставшихся у реки и лишившихся всего. В тот

раз волки страдали, потому что не могли заглатывать тварей...

1 6б - Так сто двадцать лет (продолжалась) война. Готы пришли на "плечах"

гуннов, и (отошли) на полночь, и осели между Ра-рекой и Двиной. Германарех

и Гуларех привели их в новые земли, ибо гунны с бредущими быками своими

стали станом в том краю. Там было много коней и быков, трава злачная, вода

живая. И тут Гуларех привел новые силы свои и отразил... главные силы

гуннов, многие из которых текли на нас. И тут родичи собрались на конях

идти на них. И была суровая сеча там тридцать дней. И русы пустили готов в

свои земли. И от этого злые пошли времена. Напали на нас римляне...

ополчились и готы с севера и юга. И тогда великая кровь лилась... И там

борьба была... Там много травы полегло, угодной богам и людям. И вот не

могли мы ни к чему иному прибегнуть, кроме как выбрать князя из вождей,

который был бы от осени до весны, и которому мы платили бы дань от полюдья.

А в старые времена мы водили стада свои и обрабатывали землю. И была такой

наша жизнь сто десять лет, и творили мы всякий день борьбу с гуннами. И...

пришел (Сах)? ... и ничего не взял. И вот мы стали иметь князя Саха, и был

он премудрый... в ладах с русами, и был нашим другом.

1 3а - 4. Германарех отступил за малую Калку.

Это бьет крыльями птица Матерь Сва, когда тягости новые идут на нас. И

враги раздвигают щель (на границе) и начинают, и прорываясь, нападают на

нас. И вот течет печаль великая в крае нашем, будто дым степной, виденный

нами, который поднимается к Сварге. Когда Жаля плачет о нас и кличет Матерь

Сва к Всевышнему, посылающему ветер лесам и огонь очагам нашим, тогда Он

приходит на помощь, и вместе с ним отцы наши бьются с врагами. И вот

Германарех отступил, и готы ушли за малую Калку и утекли к берегу моря. И

так земля освободилась до Дона и по ту сторону Дона - реки. И это Калка

великая - есть граница между нами и прочими племенами. И там готы бились

четыреста лет со своими врагами. И тогда мы начали засевать землю нашу,

начали пахать спокойно землю для эллинов, торговать с ними - совершать

обмен скота, шкур и сала на серебряные и золотые монеты, и питье, и яства

всяческие. И жизнь наша после того была спокойная и мирная. И вот готы

напали на нас еще раз. И была распря десять лет. И мы удержали землю нашу.

Также мы имели брань от врагов, уклоняющихся от святых волхвований. А те

святые приходят к нам. И первый святой - Коляда, а другие - Яр и Красная

гора, и Овсень великий и малый. И идут те святые, как муж от града до села

огнищанского, и с этим на землю мир грядет от нас к иным и от других к нам.

1 3б

Сотекайтесь и идите, братья наши, племя с племенем, род с родом, и

сражайтесь - как это и надлежит нам - за себя на землях наших. И никогда не

должно быть по-иному! Ибо мы - русские, славящие богов наших песнями нашими

и плясками, и зрелищами, которые мы устраиваем во славу богов. И вот мы

осели на землях и начали перстами прикладывать ее к ранам своим и толочь

ее. И после смерти представали перед Марморой, которая рекла нам: "Я не

буду винить того, кто наполнен землей, и не могу его отделить от нее". И

боги, находившиеся там, после нее говорили: " Оттого ты русич и останешься

им, что набрал землю в свои раны и принес ее в Навь".

В те времена, пока князей избирали, многие вожди и князи были. И всякое то

княжение на вече утверждалось простыми мужиками. И так постановляли: "Землю

пашите - себе, а князь пусть, согласно решению, защищает людей". А хлеб, и

еду, и все, что нужно для жизни, он от своих людей каждый день имел. (Ныне

же) иные князи и подати берут, и сынам своим власть дают от отца к сыну и

также от деда к правнуку.

2 6а - 5. Борьба с Гуларехом.

И так жрец сказал, что демоны - дасу умножились. И от них спасения не было

б ныне, если б мы не имели наших воинов. Так мы окончательно узнали- откуда

мы. И это был боярин Гордыня, который бил готов Триедора. И было это через

десять столетий и три года после Карпатского исхода. И он, как и Триедор,

шел без страха на них. А боярин Сегеня, который убил сына Германареха и

отрока Гулареха, пошел к Воронежцу. Там осталась Русь Борусская и

Русколань.

И так нам придется стыдиться из-за слов врагов наших, если мы их получили,

но не смогли возвратить вдесятеро за всякое слово, сказанное нам. И вот

Заря светит нам, и Утро идет к нам, и так мы имеем вестника, скачущего по

Сварге. И рекли мы хвалу и славу богам! И вот Сурож "огречилась", и не

будет она теперь русской. И там боги греческие. Но жизнь в степи- к благу

нашему, получили мы от нее твердость и крепость, дабы враги отведали, что

есть истина. И Гуларех пошел на новые земли.

2 7в - 6. Гуларех напал с полночи, а гунны - с полдня.

Тогда не было иных гостей, а ныне прибывают и беспокоят нас. Тогда мы могли

отразить врагов. И ежедневно так и отражали, и брали (в плен) и этих и тех.

Сначала мы звали под стяги вождей наших, которые еще не обабились, а были

воинами... Приходили эти воины на площади и говорили, что не будет по-иному

- и мы должны идти на греков, как постановило вече. И просили мы в Ясуни, и

Индра шел за нами, как шел за отцами нашими на ромеев в Трояновой земле. И

ничего не было бы, если б варяги вели наших воинов на Троянову землю, так

как мы и сами могли их вести. Тысячу лет мы отбивались от ромеев и готов. И

Сурью антскую, которая была с нами, мы никогда не забудем, и то как готы

соединились с гуннами против нас. И Гуларех напал с полночи, а гунны - с

полдня. И тут заплакала Русколань, Борусия, потому что гунны соединились

(сроились) с готами. Тут Русь поднялась своей силою и отразила гуннов,

сотворив Край Антов и Скуфь Киевскую. И до сего дня из-за сражений сердце

наше обливается кровью от утра и до вечера. И ходили мы, и роняли слезы о

судьбе нашей жизни. И не были мы немы в час тот, и ведали, что придет

время, когда мы должны будем идти на сечу с врагами - будь то греки либо

гунны. И только если нас охомутать? и охранять, тогда лишь не будет у нас

врагов, которые - мерзость перед очами нашими. Гуларех же заплатил за то, и

должны мы принудить Хорсунь заплатить за слезы дочерей наших уведенных и

сынов, взятых как дань. И плата же та - не серебром и не золотом, поскольку

следует отсекать их головы и "рубать их в щепу".

3 14 - 7. Пришел Германарех, внук Отореха. Войны с варягами и языгами.

И вот другой враг Германарех пришел на нас с севера. Он внучатый внук

Отореха. Новые враги с рогами на лбах на нас напали. А варяги говорят нам,

чтобы мы шли на них. Но мы не станем воевать на оба поля, ведь (и варяги, и

готы) - враги, и мы не можем разделить между ними - кто из них первый. И

вот языги пришли на нас с Танаиса (Дона) и Тмутаракани с сильною конницей и

бесчисленной ратью. И тьма за тьмой потекла и продолжала течь на нас. И не

имели мы иной помощи, кроме как от богов. Боги повелели нам - и

удесятерились силы, и потекли мы на них. Это Белобог повел наши рати и

конницу. И тут мы увидели бывших в лесах волшебников, пришедших к рати и

взявших мечи.

И видели мы кудесников, творящих великое чудо, как из перстов, поднятых к

небу, встают рати небесные. И текут они на врагов и ввергают их в могилу. И

тут мы видели птиц великих, летящих к нам. И бросается на врагов, бьет

крыльями Матерь Сва и кличет нам, чтобы мы шли за землю нашу, и бились за

очаги нашего племени, ибо мы - русичи. Собирайтесь и теките, братья наши, -

племя за племенем, род за родом! И боритесь с врагами на земле нашей, как и

надлежит нам и никогда иным. Здесь и умрите, но не поворачивайте назад! И

ничто вас не устрашит, и ничего с вами не станется, потому что вы в руках

Сварожьих. И он поведет вас во всякий день к схваткам и сражениям многим. И

каждый раз, когда приходил враг на нас, мы сами брали мечи и одерживали

победы. Было возвещено от Матери Сва, что будущее наше - славно. И мы

притекали к смерти, как к празднику. Было предсказано это нам в старые

времена, когда у нас были храмы свои в Карпатах, когда мы принимали купцов-

арабов и иных. И те гости почитали Радогощ, и мы брали в те дни пошлину и

собирали ее честно, потому что чтили богов. И нам было велено чтить их.

И мы имели на то указание в наше время, чтобы мы не принимали шаткую (веру)

и отцам нашим почести воздавали, а не просто от безделья приходили к

деревьям. И будут руки наши утруждены не от плуга, а от тяжелых мечей, так

как нам повелено идти к границам нашим и стеречь их от врагов. И вот дымы,

воздымаясь, текут к небу. И это означает скорбь великую для отцов, детей и

матерей наших. И это означает - пришло время борьбы. И мы не смеем говорить

о других делах, а только об этом. И вот пришли враги к Днепру, и забрали

землю нашу, и увели людей. И земля теперь под ними. Не угоняйте людей! А

если согласитесь на это, испробуете наши мечи. Отвадьте Рюрика от земель

наших, гоните его с глаз долой туда, откуда пришел. И вот границы наши

врагами сокрушены, и землю нашу попирает враг. И это обязанность наша

(защищать землю), и мы не желаем иной рати.

1 9б - 8. Воспоминание о приходе к Готскому морю. О Белояре, жившем за

полстолетия до Алдореха.

Готы же были тогда в крае зеленом и немного опередили отцов наших, идущих

от Ра - реки. Ра - река великая отделяет нас от иных людей и течет в море

Фасисте (Каспийское). Тут муж рода Белояру перешел на ту сторону Ра - реки

и упредил там синьских купцов, идущих к фряженцам, поскольку гунны на

острове своем поджидали гостей - купцов и обирали их. И было это за

полстолетия до Алдореха. А еще раньше этого был род Белояров сильным. И от

гуннов торговцы прятались за мужами Белояровыми и говорили, что дают

серебро и два коня золота, чтобы пройти и избежать угрозы гуннской, и так

пройти мимо готов, также суровых в битве, и дойти до Днепра. И кони у них

бесчисленны, и дважды они берут дань. И потому после купцы, стекавшиеся к

нам, вернулись в Китай и не пришли больше никогда.

Глава 6. АВАРСКОЕ ИГО, ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И ПРИХОД ВАРЯГОВ

1. Аварское иго.

1 4а О борьбе с готами, гуннами и обрами... Обры пришли и князя нашего

убили.

И вот грядет с силами многими Дажьбог на помощь людям своим. И не имеем мы

страха, поскольку издревле, как и сейчас, он печется о тех, о ком

заботился, когда хотел того. И как мы ожидали дня своего - того, о котором

имели (предвестие?).

И вот был Вороножец местом, где готы усилились. А Русь там билась, и в том

граде нас было мало. И так после битвы, сожегши его и прах, и пепел ветрами

развеявши во все стороны по полям, готы место сие оставили. Не

благословляйте ту землю русскую! Не озирайтесь на нее, но и не забывайте

ее! Там же кровь отцов наших лилась, и потому мы по праву приходили туда. И

от этого Воронежца слава течет по Руси, и ее Сварог имеет. Берите ее всеми

силами, возвратите ее со своими князьями, освободите блаженную русскую

землю! Ибо это прекрасные пашни, которые могут дать пропитание - ругу для

князей и огнищан - их слуг. (Сделаем так, чтобы) от нее имели те, кто

освободит ее в сече, ругу особую - еду и питье, которую будут давать от

своего времени и до смерти. И полегли они. И так многие сложили кости свои

на равнине, и мы получили урок также, как анты во времена Мезенмира. И мы,

славу поющие богам, так и называемся славянами, мы никогда не просили

ничего, лишь славу пели. И когда моление творили, омывали телеса наши и

рекли славу, а также...

1 4б

...пили сурью - напиток во славу (богов), пять раз в день огонь зажигали (в

святилищах) - жгли Дуб. И также Сноп величали и говорили хвалу ему, ибо мы

- Дажьбоговы внуки и не смели противиться славе своей. А несколько веков

тому назад мы были антами на русской равнине, а в древности были русами - и

ныне пребываем ими. ...вот на Волынь пришли и придя бились с врагами, так

как мы - храбрые. Та Волынь - (место) первейшего Рода. И тогда осерчали

вои, и анты Мезенмира одержали победу над готами, развеяли их на все

стороны. А за ними потекли гунны, жаждущие славных коров, и была борьба с

ними суровой. И тут готы соединились с гуннами, и с ними на отцов наших

напали, и были разбиты нами и уничтожены. Затем пришли обры и князя нашего

убили. И так сине море отошло от Руси. Боги русские не берут ни жертв

людских, ни животных, только плоды, овощи, цветы и зерна, молоко, питную

сурью, на травах забродившую, и мед, и никогда живую птицу, рыб. И это

варяги и эллины дают богам жертву иную и страшную - человеческую. Мы же не

желали делать это, так как мы сами - Дажьбоговы внуки и не стремились

красться по стопам чужеземцев.

2.Хазарский каганат.

2 4а

1. Боярин Скотень.

И был в степи боярин Скотень, живший своим трудом, и не попал он под власть

хазар. И потому что был он иранцем, он попросил помощь у иранцев. И они

прислали конницу и разбили (хазар). Рассказывают, что некоторые русичи

остались под хазарами, а некоторые добрались до града Киева и там

поселились. Те же русичи, кто не хотел ходить под хазарами, пошли к

Скотеню. И так Русь собралась на равнине. Иранцы издревле с нас не брали

дань, а также разрешали русским жить по-русски. А хазары русичей брали на

работы, взимали с нас дань, и брали и детей, и жен, и очень зло били, и

творили зло. И тут готы пришли и напали на Русь, а Скотен был рядом... И он

препоясался мечом, и пращуры наши выступили против них, и тогда иранская

конница потекла к ним и разбила готов. И были готы рассеяны и бежали с

поля, ибо кровь тут лилась русская, черемная. И землю ту мы забрали.

Растеклась Русь в готской земле, и мечами мы уничтожили всякого, и земли их

себе присвоили. И тут хазары напали на нас, утративших вече, и "пояли" нас.

И тут русичи ринулись в битву, как львы , говоря: "Мы пропали, если о нас

не позаботится Перун". И он помог нам. И готы были побеждены, а до них

первыми - хазары были низвержены в прах и рассеяны. И тут Русь затихла, но

говорили мы: это ли еще будет... Хазары же убежали до Волги, Дона и Донца.

И там срам они поимели, и повергли мечи свои в землю, и потекли куда глаза

глядят. И в тот раз готы переместились, и отошли на север, и там изгнали

язов, идя далее, ибо Русь устроилась на их земле, взятой и реками русской

крови политой.

Мы пришли, чтобы говорить, и сказали мы придя о милости божеской. И хвалим

мы Дажьбога нашего и Перуна за то, что они были с нами. И так впервые

воспели мы славу богам на той земле, которую нарекли затем Русколань. И на

той земле мы имели большие заботы, и была утверждена земля наша. И хазары

боялись подходить к земле той и никогда не нападали на Русколань, опасаясь,

что утвердятся готы.

1 4в

2. Хазары обратились к Скотеню, но он это отверг. О походе Криворога на

Сурож.

Русь же узрела землю ту. До этого времени пришли в Киев варяги с торговцами

и побили хазар. Хазары же обратились к Скотеню, чтобы он оказал им помощь.

Но Скотень это отверг и сказал, что вы сами себе поможете, а также то, что

им в Русколани нечего делать около нас.

Тогда вражья сила пришла на земли Воронежца. В древности Воронежец этот

много веков строился и был огражден от окрестных нападений. (И тогда)

варяжцы приходили к Воронежцу брать его, и так стала Русь отгороженной от

запада Солнца. И некоторые пошли к Сурье на юг отвоевывать Сурож - град...

у моря, где греки имели укрепленный град Сурож. Белояр Криворог был в то

время русским князем и белого голубя выпускал. Куда тот летит, туда идти. А

полетел он к грекам, и Криворог напал на них и разбил их. Тут греки, как

лисы, стали вертеть хвостом, давая Криворогу золотое руно и коней

серебряных. И тот Криворог остался в Сурожи. Греки же были в Голуни, а

Криворог (не?) догадался, что Русь открыта там. И тогда греки напустили на

нас воинов в железных бронях и побили нас. Много было пролито крови русичей

вниз на землю, и не было числа стенаниям русским. Ильмерцы говорили, что мы

- глупцы, они бы прибежали к нам на помощь... Так почтим же память тех,

которые полегли в землю русскую и удобрили ее и стали своими для наших

старцев - праотцов, тех, которые отдали силы свои Руси. На сечах с врагами

их кровь удобряла землю нашу. Они же суть те, которые с Перуном ковали на

наковальне мечи на врагов наших. Мы же им помолимся, и они нам помогут.

2 4б

3. Явился каган...

Многие воины с мечами шли с нами, и также они потрудились, и от того мы

стали вольными и грозными, как и пращуры наши. И Велес научил их землю

пахать, а также сеять зерно, ибо хотели наши пращуры стать огнищанами и

быть земледельцами. Говорим же это, как говорят в нашей земле, но не как

греки, жаждущие русской земли из корысти. Булгары начали... должны свой

скот водить в полях злачных. И должны были избирать старшего из рода в род,

и так было бы правильно. (Но) за десять веков забыли мы кто - свои, и

потому роды стали жить особыми племенами, так образовались поляне, а на

севере - древляне, они же все русичи из Русколани, которые разделились как

безумные. И из-за того пришла на Русь усобица. А в другое тысячелетие мы

подверглись разделению, и тогда убыло самостоятельности и пришлось

отрабатывать чужим дань; вначале - готам, которые крепко нас обдирали, а

затем хазарам, которые убивали. Явился каган, и он не радел о нас. Вначале

он пришел с купцами на Русь, и были они велеречивы, а потом стали злы и

стали русичей притеснять. И мы стали говорить: "Куда мы пойдем от них? Где

будем мы вольными? Мы сиры весьма, и рука божеская от нас отвратилась, ибо

тысячу двадцать лет не могли мы сотворить Русь, и потому к нам пришли

варяги и забрали у нас эти места." Мы сыновья великой Руси, которая

создавалась от севера, так как не было у нас иной возможности. Мы собрались

в лесах ильмерских, куда пришла небольшая часть людей из Киева, ибо в нем

уселись варяги, которые суть - хищники, повесившие Свентояров. И сделали

они это, чтобы увидели мы тело боярина Гордыни нашего, который поразил

готов вместе со Скотичем. И было это славное деяние после прихода

славянских людей на Русь после десяти столетий и трех лет, ибо, наглея и

грабя, они на нас напали. И было это, когда Свентояр, один из князей,

которого выбрали борусичи в Русколани, взял русколан, и (алан?), и борусов,

и вооружил их, и пошел на готов из Воронежца, и было их десять тысяч

отборных конных воинов и ни одного пешего. И так набросились на них, и была

сеча злой и краткой. И она становилась все суровей к вечеру, и готы были

поражены.

Приход варягов.

2 7г

1. После тысячи трехсот лет от Карпатского исхода Аскольд злой пришел к

нам.

И так вели мы роды, куда говорила птица. Греческая лиса хитростями

отвернула нас от трав наших, объяснив нам, что солнце нам вредит. Но и тут

количество (народа) у нас умножилось, а не уменьшилось. И вот после тысячи

трехсот лет от Карпатского исхода Аскольд злой пришел к нам. Тут согнулся

народ мой от ладони его, и сделал он так, что любой пошел под стяги наши.

Захвачены врагами мы можем быть на Руси, но Сварог - Бог наш, а не иные

боги, а без Сварога мы не имеем ничего, кроме смерти. А она не страшила

нас, коль мы на нее были обречены, ибо Сварог звал нас, и мы шли к нему. И

вот мы шли, ибо Матерь Сва пела песнь ратную, и должны мы были ее слушать,

чтобы не пришлось отдавать грекам наши травы и скот наш. А они нам каменья

дают грызть, потому что у нас зубы очень твердые и острые. Это нам говорят

сами враги, что мы страшно рычали по ночам на людей, которые суть греки. И

спрашивали нас народы: кто есть мы? И мы отвечали им, что мы - люди, не

имеющие края и правят нами греки и варяги. И что же мы поведаем детям

нашим, которые будут нам плевать в глаза - и будут правы? И вот дружина

собралась под наши стяги, и скажем мы всякому, что не должны мы есть,

будучи на поле брани, чтобы мы отбирали греческую еду, а не брали то, что

не съедим (с собой).

Ибо Матерь Сва поет над нами, и должны мы стягам нашим дать трепетать на

ветру, и коням нашим - скакать по степям. И подняли мы прах военный за

собой и дали врагам вдохнуть его. И в тот первый день сечи имели мы двести

убитых за Русь. Вечная им слава! И приходили к нам люди, но не имели мы

бояр, чтобы прийти...

2 7а

... и справить тризну славную по врагам. Налетим соколами на Хорсунь, чтобы

взять еду, и добро, и скот, но не будем греков полонить. Они же нас знают

как злых, но мы - добрые на Руси. И не будет с нами тот, кто, взяв чужое,

говорит, что делает добро. И не будем мы такими, как они, ведь нас ведет

наша Ясунь, и потому постараемся трудами нашими победить всех врагов до

единого. Словно соколы нападем на них и бросимся в битву, ибо Матерь Сва

поет во Сварге о подвигах ратных. Мы ушли от своего дома, и потекли мы на

врагов, и дали им отведать русского меча, (и увидели они) как секут ясуни.

Не говорите же, что мы не могли ничего иного делать, а только идти вперед.

Не должны мы это говорить, ибо не могли мы повернуть вспять перед Матерью

Сва. И быстро мы шли, а кто быстро идет, тот имеет славу, а кто идет

потише, на того вороны каркают и куры кличут. Но мы не быки, а русы чистые.

И это иным научение, они теперь будут знать, что Правь в союзе с нами, а

Нави мы не боялись, потому что Навь не имеет силы против нас. И потому мы

должны были стараться и молить богов о помощи в трудах ратных наших. И вот

Матерь Сва бьет крылами о подвигах ратных и о славе воинов, которые испили

воды живой от Перуницы в крутой сече. И эта Перуница прилетала к нам, и она

давала рог, полный воды жизни вечной, (любому) воину нашему, пораженному

мечом и потерявшему буйную голову. И так смерть мы не имели, но имели жизнь

вечную, и братья - вожди трудились для братьев.

2 8\1

2. Аскольд и Рюрик по Днепру ходят.

И вот мы покорились иным, потому что был голод и мы были сирыми и нищими.

Те же железо наточили, чтобы наши животы вспороть. От этого все и

произошло, и потому Аскольд и Рюрик по Днепру ходят и людей наших вызывают

на бой. Но так как мы Дира имели у себя, мы не хотели сами идти к ним. И

это будет нам уроком, чтобы мы осознали наши ошибки, чтобы все было иначе в

наше время. И вот Аскольд воинов своих посадил на ладьи и пошел грабить в

другие места. И стало так, и пошел он на греков, чтобы уничтожить города их

и приносить жертвы богам в их землях. Но нам не следует делать так, ибо

Аскольд не русич, а варяг, и хочет он попрать мощь русскую, но погибнет,

делая зло. И Рюрик не русич, потому что он, как лис, рыскал с хитростью в

степи и убивал купцов, которые ему доверялись. Мы на старые погребалища

ходили и там размышляли, где лежат наши пращуры под травой зеленой. И

теперь мы поняли, как быть и за кем идти.

3 14

3. Отвадьте Рюрика от земель наших!

Было возвещено от Матери Сва, что будущее наше - славно. И мы притекали к

смерти, как к празднику. Было предсказано это нам в старые времена, когда у

нас были храмы свои в Карпатах, когда мы принимали купцов - арабов и иных.

И те гости почитали Радогощ, и мы брали в те дни пошлину и собирали ее

честно, потому что чтили богов. И нам было повелено чтить их. И мы имели на

то указание в наше время, чтобы мы не принимали шаткую (веру) и отцам нашим

почести воздавали, а не просто от безделья приходили к деревьям. И будут

руки наши утруждены не от плуга, а от тяжелых мечей, так как нам повелено

идти к границам нашим и стеречь их от врагов. И вот дымы, воздымаясь, текут

к небу. И это означает скорбь великую для отцов, детей и матерей наших. И

это означает - пришло время борьбы. И мы не смеем говорить о других делах,

а только об этом. И вот пришли варяги к Днепру, и забрали землю нашу, и

увели людей. И земля теперь под ними. Не угоняйте людей! А если не

согласитесь на это, испробуете наши мечи. Отвадьте Рюрика от земель наших,

гоните его с глаз долой туда, откуда пришел. И вот границы наши врагами

сокрушены, и землю нашу попирает враг. И это обязанность наша (защищать

землю), и мы не желаем иной рати.

2-6е

4. Аскольд и Дир уселись как непрошеные князья. Греки хотят нас окрестить.

Время было весьма спокойное, дни же те были ясные, и сушь была у нас

суровая. И потому жатва та не уродилась, и мы ушли в иную землю и там

задержались. Русь была растоптана греками и римлянами, которые шли по

берегам морским до Сурожи. И там создали они сурожский край, ибо там был

град Сурож, подданный Киеву. И было это создание не добрым, а злым, потому

что из-за него начались битвы. И тут впервые варяги пришли на Русь. Аскольд

силою разгромил нашего князя и победил его. Аскольд, а после него - Дир

уселись у нас как непрошеные князья. И они начали княжить над нами и стали

вождями самого Огнебога, очаги хранящего. И потому отвратил он лик свой от

нас, что мы имели князя, крещенного греками. Аскольд - темный воин и так

сегодня греками просвещен, что никаких русов нет, а есть варвары. Но мы

могли это осмеять, так как были же кимры, также наши отцы, и они римлян

потрясали, а греков разметали, как испуганных поросят!

2-6э

Тот вождь предлагал каждому по его потребности.

Но тут наступала или засуха или иная беда. А этот Аскольд приносил жертвы

чужим богам, а не богам нашим, как было заведено отцами нашими - и не

должно быть по иному! А греки хотят нас окрестить, чтобы мы забыли богов

наших и так обратились к ним, чтобы стричь с нас дань, подобно пастырям,

стекающимся в Скифию. Не позволяйте волкам похищать агнцев, которые суть

дети Солнца!

Трава зеленая - это знак божеский. Мы должны собирать ее в сосуд для

осуривания, дабы на собраниях наших воспевать богов в мерцающем небе и отцу

нашему Дажьбогу жертву творить. А она в Ирии уже священна во сто крат.

Примечания:

Воронежец - по одной из версий, находился на территории современного

Шосткинского района Сумской области, где до сих пор сохранились

остатки древнего вала.

Германарех - король остготов из рода Амалов, основатель собственной

недолговечной захватнической империи (5-ый век) на территории

современной Южной Украины.

Голунь - название города и места в скифских степях. По наиболее

распространенной версии, Голунь - это так называемое "Бельское

Городище" на реке Ворскле - притоке Днепра, где проживало племя,

упоминаемое греческими авторами как "гелоны".

Карань - по одной из версий, поселение близ современного города Керчь.

Край Антов - согласно хронисту Иордану, "могущественнейшие из антов

живут близ лукоморья Понта от Днестра до Днепра" (то есть, близ

Черного моря).

Матерь Сва - по одной из версий перевода, на санскрите означет "Сама

Матерь", то есть, Великая Матерь.

Скуфь Киевская - земля Киевская.

Сурица - священный напиток, употребляемый в ритуальных целях и на

празднествах; по одной из версий, это название проиходит от

индоевропейского "сурья" - солнце.

Сурож - поселение тавров 4-го века до н.э.; с 3 века до н.э. -

греческий город Сугдея.

Семиречье - легендарная область, местонахождение которой до сих пор

однозначно не установлено: есть версия, что Семиречье находилось на

Южном Урале; есть версия, что в районе озера Балхаш; есть версии,

относящие Семиречье в район близкий к Алтаю, и даже в район

субтропиков на территории современной Индии.

Сварог - "дид божий" (дед богов), входит в Триглав Правь-Явь-Навь,

олицетворяя собой Законы Вселенной (Правь). Упоминаемые имена: Белояр,

Ладо, Купала, Синич, Житнич, Венич, Зернич, Овсенич, Просич, Сгудич,

Ледич, Лютич - как названия месяцев так и, одноврменно, имена богов,

приходящих в эти месяцы и покровительствующих соответствующим сезонным

явлениям природы.

Хорсунь - Херсонес, Херсон, Корсунь - древнегреческая колония на

территории Крыма.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Кириллица

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ