Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв
Нави, ибо в великой борьбе она силы дает отражать врагов. И вот после этих
битв мы пришли к Карпатским горам, и там поставили над собой пять князей,
игорода и села (строили), и были теснимы многими врагами.
2 бв - 2. Русичи из-за войн уходят из Сурожа. Русичи в Сирии под
Навуходоносором-Набсуром. Поход в Египет.
Эта земля за Явью. Мы решили строить сто городов: Хорсунь и иные, затем
возведенные. Но Русколань раздирали смуты, творившиеся на юге, а борусы на
севере много претерпели. Потому что (враги) не хотели нашего породнения,
чтобы русские роды соединились. А в Русколани те же два рода оборонялись на
Суроже, и звали суренжане русов и борусов на битву и борьбу. И была эта...
(суровой)? Битва и борьба. И долгая вражда между родами раздирала Русь... И
вот праотцы наши были словно медведи с мечами. И так им в старые времена
говорили: делайте железо и берите коней, которые текут от богов к нам. И
так была Русколань сильной и твердой. И было это из-за Перуна,
поддерживавшего нас. Сколько раз мы извлекали меч и отражали врагов от
себя, ибо вожди Ориевых родов были сильны, как после питья солнечной сурьи.
Было это в старину. В это же время мы не имели единства. И были мы как овца
без Велеса... А он говорил нам, что мы должны ходить прямо, и никогда-
криво, но мы его не послушали. И напрасно мы не остерегались, и потому
(нас) праотцов забрали - и были угнаны русы Набсуром. И случилось это из-за
вражеских (нашествий), и напали на нас отсюда и до светлого моря, и пошли
мы клонить головы свои под вражеские бичи. И те сильные (враги) на Русь
напали с трех сторон. И наши люди пошли под Набсура - царя. А затем ушли в
солнечный Египет. И долго в те годы давали мы дань. Но прошли дни, и русы
убежали от Набсура! Ибо (мы) праотцы... ... не потекли за ним, а пошли к
краям нашим. И там мы сложили песни наши об Индре и Валу. И бились мы, как
львы... бились вместе с богами, и к своим богам наших отцов не принуждал
никто. Единственно к смеху то, что мы должны были платить подать - мыто, и
никогда не смели... если дань терпели. А князем был тогда Набсур, который
нас под себя взял. И мы отдавали ему своих юношей для войны, и тогда мы
претерпевали побои палками по половым органам, и чреслам, и щекам, и не
могли это стерпеть. Мы не могли так. И говорили, что это нам не по сердцу.
И было это в тот день, когда случилось великое землетрясение, и земля
вертелась, и многие возносились к Сварге. И тогда кони и волы метались и
ревели. И забрали мы свои стада, и бросились к северу, и спасли наши души.
И так, если мы будем хранимы богами, не утратим мы своих сынов, дочерей, а
также жен, и будем мы просто передавать им наследство. И не будем мы
сметены, потому что не пойдем впереди рати (Набсура). И дань будет наша. Мы
ходили, словно потомки псов, и могли быть горды, что не берегли себя.
И вот Магура поет песни свои о сече. И эта птица от Индры изошла, ибо Индра
был и пребудет навеки тем самым Индрой, который вместе с Перуном все брани
(начинает). И было так, и вещала она правду ярую до полуночи. И лучше нам
погибнуть, нежели быть под и жертвы приносить их богам!
25 - 3. Рассказ о борьбе с эллинами у Карани.
Были они у Карани, и это был маленький город на берегах морских русских. И
там был князь, который повелел бить эллинов и отогнать их от Руси. И он
снарядил рать и конницу, и пошел на них, и боролся с ними. А эллины плакали
о печали своей и просили, чтобы им платить дань. И собирали с них дань -
овец на заклание и вино. И тогда эллины, видя, что русичи много пьют,
решили на них наброситься и побороть их. И пришел волхв на заклание и брат
его Соловей. И они сказали русичам: "Не напивайтесь этими дарами!" Но
русичи их не послушали. И вот напились. И в тот день эллины набросились на
них и разбили их. И, погибель свою видя, русичи отошли в степи. И там
осели, и силы свои собрали, и пошли обратно на врагов, и победили их, ибо
боги нас поддержали, и руки наши укрепили, и мы одержали победу. И вот
бьются враги и так говорят, что они расстригут овец и сами будут тем краем
владеть, так как он прекрасный и они его не отдали. И вот мы Триглаву
молились великому и малому. И тот Триглав предостерегал нас, и быстро он
скакал на коне, врагов поражая. И мы увидели то, что боги берут верх над
врагами. И увидели, что убитые богами мертвы. И нам за ними следует убивать
и видеть много мертвых тел и то, как великая рать Перунова набросится на
них и их разобьет. И вот Сварожичи слева идут, и принесли они нашу победу в
своих руках роду славному, поддержавшему славу отцов. И до сего дня на поле
(не могут) противостоять враги могучему (Богу). И вот Желя жалуется над
врагами, и Горыня горюет о смерти, в которую повергаются они руками
божьими. И вот Карна плачет о тех мертвых, которые стояли на тропе божьей и
умерли. И поля эти заполнены мертвыми кощунниками и отсеченными головами, и
членами, отрезанными от тел. И все это лежит на траве, и смрад идет от
этого поля. И вороны летят сюда клевать останки мертвых тел и есть нежное
человечье мясо. И вот Сварог, который создал нас, сказал Орею: " Сотворены
вы из пальцев моих. И будут про вас говорить, что вы - сыны творца, и
будете как дети мои, и Даждьбог будет отцом вашим. И вы должны слушаться, и
он вам скажет, что вам иметь, и о том, что вам делать, и как говорить, и
что творить. И вы будете народом великим, и победите вы весь свет, и
растопчете роды иные, которые извлекают свои силы из камня, и творят чудеса
- повозки без коней, и делают разные чудеса без кудесников. И тогда всякий
из вас будет ходить словно кудесник, и пропитание для воинов будет
создаваться с помощью заклятий. Но воины станут рабами многословия, и от
многих тех словес вы лишитесь мужества, и станете рабами дани и золотых
монет, и за монеты захотите продаться врагам. И тогда вам боги скажут:
"Любите завет отца Орея! Он для вас - свет зеленый и жизнь! И любите друзей
своих, и будьте мирными между родами!" " И с тех пор было семьдесят князей
наших, таких как Мезислав, Боруслав, Комонебранец и Горислав. И тогда иных
избирали на вече, а других отлучали, если люди не хотели их. В то время
князи много трудились. И был тогда Кышек велик и мудр. И умер он, а после
него были иные, и каждый творил что-нибудь хорошее. И русичи это удержат в
памяти, потому что мы всегда их славим на каждой тризне. Трижды почитается
память их сыновьями, и никто не смеет об этом забыть, так как получит
проклятье божеское и человеческое и люди имя его охают навеки.
2-13 - 4. Исход русичей на восток.
И вот, умом и храбростью окрепнув, пошли мы к восходу Солнца, с обеих
сторон реки видя. И там осели, где Матерь Сва указала, и она обе стороны
крыльями отвоевала, и также забрала землю ту, и оборонила ее от дасу и
гуннов, а также к готам обратила стрелы и мечи отточенные...
82 - 5. Дошли до Днепра. Видели племена гуннов и языгов.
От морских берегов Готского моря шли мы до Днепра, и нигде не видели иных
бродяг, таких же как русские, а видели свободные племена гуннов и языгов. И
сами их увидели, которые с нами стали воевать и раздирали нас на части. От
утра до утра мы видели зло, которое творилось на Руси, и ждали, когда
придет добро. А оно не придет никогда, если мы силы свои не сплотим, и не
дойдет до нас одна мысль, которую глаголет нам глас праотцов. Внимайте ему
- и потому ничего другого не делайте! И тогда пойдем мы в степи наши
бороться за жизнь нашу, ибо мы - воины княжеские, а не скоты
бессловесные,которые не ведают (что творят).
Глава 3. СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА
I. Легенда о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов
9а
В те времена был Богумир - муж Славы, и имел он троих дочерей и двух
сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во вреиена
отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий. И там
мать их, которую звали Славуня, им приготавливала все необходимое. И
сказала она Богумиру на седьмой день: "Мы должны выдать своих дочерей
замуж, чтобы увидеть внуков". Так сказала она, и запряг Богумир повозку и
поехал куда глаза глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался
ночевать у костра. И увидел он в вечерних сумерках, что к нему подъезжают
три мужа на конях. И сказали они: -Здрав будь! Что ищешь ты? И поведал им
Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами - в походе, дабы найти
себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.
Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны были. Отсюда идут
древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя - Древа, а
другая - Скрева, а третья - Полева. Сыновья же Богумира имели имена - Сева,
а младший - Рус. От них идут северяне и русы. Три же мужа были, все три-
Утренник, Полуденник и Вечерник.
II. Новгородские легенды о словенах.
а66 - 1. Скифы и словене. Основание Новгорода. Затем о вендах и сколотах.
Избрание сколотами вождя Кола (Колаксая).
И были князья Славен с братом его Скифом. И тогда узнали они о распре
великой на востоке и так сказали: "Идем в землю Ильмерскую!" И так решили,
чтобы старший сын остался у старца Ильмера. И пришли они на север, и там
Славен основал свой город. А брат его Скиф был у моря, и был он стар, и
имел сына своего Венда, а после него был внук, который был владельцем южных
степей. И крови много там лилось оттого, что была распря великая за посевы
и пашни по обе стороны от Дона и до гор русских, и до пастбищ Карпатских. И
там они начали рядить и выбрали Кола, и был он для них вождем, а также он
отпор врагам творил. И поразил он их, и отбился от них. И о том с родом
своим говорил, созвав единое вече, чтобы создалась земля наша. И после
стояла земля та пятьсот лет, а затем началась между русскими усобица, и
враждовали мы, и силу тратили, и имели между собой беспокойство и разлад. И
тогда пришли враги на отцов наших с юга и сразились с Киевской землей за
морское побережье и степи. После отошли на север и сговорились с фряжцами,
которые тоже пришли на помощь врагам. И в таком положении Скифия оказалась,
и сразилась с вражьей силою, и победила ее. И так были гунны попраны,
которые на Русь наступали, и были они в тот раз отбиты. И это был знак:
мол, если будем то и ныне творить, это же будем иметь.
66
Мы вернулись, чтобы хранить степные пастбища, так же как отцы наши и
праотцы, которые пастбища брали, имея свои степи. И они травы свои и цветы
умели хранить, кровь свою проливая. И так Голунь нашу мы оставили врагам. И
та Голунь кругом (валом) была (окружена), но враги притекли прямым путем. И
мы должны были наши грады кругами ставить (валами окружать?), также как и
отцы наши, которые в старину боролись за землю нашу. И всякий отрок - воин
припадал к земле и целовал ее, и там же умирал. И на степь нашу не шли
воины, потому что куда бы они не пошли - нигде не нашли бы укрытия. И это
мы говорили о том, как отцы наши боролись. И если мы были тогда повержены-
Перун приходил к нам. И он вел нас, и тогда сколько бы ни было праха на
земле - столько же воинов Сварожьих. ,то была помощь от рати, идущей от
облаков к земле. И это дед наш Даждьбог был впереди их. И как было тогда не
победить отцам нашим! А мы не понимали, мог ли быть он впереди? И так
возносили молитву богам нашим, чтобы они поспешили на помощь нам и дали
победу над врагами! Молились еще о земле нашей, которая попрана погаными
ногами вражескими. И так мы видели, как это было и как сколоты (?) потекли
на оных (врагов), и окунали их в грязь, и не позаботились о ранах
вражеских, пока не убили тех, которые на них нападали. О том мы поведали
вам!
2а - 2. Словене поселились среди ильмерцев, после того как Русь и Борусь
были разбиты.
Муж правый не тот, кто совершает омовения и хочет быть правым, а тот, у
кого слова и деяния совпадают. О том было сказано в древности, чтобы мы
всегда творили хорошее, также как деды наши. И мы вспахиваем полосы и будем
со временем весьма славными. Но Борусь и Русь были разбиты рукой вражеской,
и творились тогда злодеяния. И князь наш был немощен, и послал он сынов
своих на брань, и полегли они, сраженные врагом, ибо пренебрегли тем, что
решило вече. Не уважили (решение) и потому были разбиты, и потому у нас
взяли дань. И не так ли мы решаем ныне:" Князья - суть наши, и не следует
им ходить на полдень (на юг), чтобы добывать землю для нас и для наших
детей". А там (на юге) греки нападали на нас, как только Борусь от нас
отделилась. И была сеча великая, и много месяцев (она продолжалась). Сто
раз возрождалась Русь - и сто раз была разбита от полуночи до полудня (от
севера до юга). И так водили скот праотцы наши, и были отцом Ореем уведены
в край русский, потому что оставаясь претерпели бы многое. И кончились
ранения, и не стало холода, как только дошли до сего места и поселились
огнищанами на земле русской. И вот прошли две тьмы, а за этими двумя тьмами
пришли варяги и отобрали землю у хазар, на которых мы работали и кому
платили дань. И еще был народ ильмерский, имевший от ста до двухсот краев.
Народ же наш позднее пришел из русской земли и поселился среди ильмерцев. И
были они нам братьями, подобными нам. И даже если они от нас отличались,
все же охраняли нас от зла. И не раз собиралось вече. И то, что было
постановлено, то провозглашалось и принималось за истину. А что не было
принято, не должно было быть. Избирали мы князя от собрания и до собрания,
и так мы жили и им помогали, и было так. И много мы знали и делали в очагах
сосуды гончарные, взяв хорошей земли (глины), а также мы умели разводить
скот, как и отцы наши. И пришел на нас злой род. И...
2 2б
...мы были принуждены укрыться в лесах, и жили мы там охотниками и
рыболовами. И там мы могли уклониться от угрозы. Там мы переждали одну тьму
- и начали грады и огнищанские села ставить повсюду. После другой тьмы был
великий холод, и мы отправились на полдень, потому что там места злачные. И
там римляне забирали наш скот по цене, которая была нам угодна, и перед
нами они держали слово. И отправились мы к южному зеленотравью и имели
много скота.
15а - 3. Пошли к озеру Ильмень и основали Новгород.
После пошли к озеру Ильмень и там основали Новгород. И отныне мы здесь
пребываем. И тут Сварога - первого пращура молили среди рождающихся
родников и просили его, ибо он - источник хлеба нашего, - Сварога, который
сотворил свет. Он есть Бог Света, и Бог Прави, Яви и Нави. И вот имели мы
их воистину, и эта истина переборет силы темные и приведет к благу, так же
как вела праотцов.
III. О потомках Щека.
5а - 1. Об исходе чехов к полянам и ильмерцам.
Подробнее о начале нашем мы расскажем так. За тысячу пятьсот лет до Дира
прадеды наши дошли до Карпатской горы, и там они осели и жили спокойно,
потому что роды управлялись отцами родичей, и старшим в роде был Щеко из
иранцев. И Паркун нам благоволил, и тут мы стали чехами и так жили пятьсот
лет, а потом ушли от чехов на восход Солнца, и шли до Непры (Днепра). Река
же та течет к морю, и мы у нее уселись на севере - там, где (речка),
именуемая Припятью, втекает (в Днепр). И там мы поселились, и пятьсот лет
вечем управлялись, и были богами хранимы от многих, называемых языгами. И
было там много ильмерцев- оседлых огнищан. И так мы скот водили в степи и
там были хранимы богами. Может быть, это предвидел Орей - что мы будем
иметь много золота и будем жить богато.
2 56 - 2. Об исходе чехов к ляхам. Германарех пил вино за дружбу.
И вот языцы отошли на полдень и оставили нас одних. И так шли мы туда, куда
выводят скот и быков наших. И вещали тут птицы Сирины, во множестве
прилетая к нам. И галки, и вороны над едой летали, и было в степях много
еды, так как напало на нас племя костобоких. И открылись многие раны, и
пролилась кровь. Те внезапно отсекали головы врагам своим, и их ели вороны.
И так Стрибы свищут во степях, и бури гудят до полуночи. Небезопасна была
та сеча великая. Языцы и костобокие разили и со злобой отсекали и воровали
быков наших. И так продолжалась эта борьба двести лет.
И наши родичи тогда ушли к ляхам и там осели за сто лет до готов
Германареха. А те озлобились на нас, и тут была борьба великая, и готы были
потеснены и отогнаны к Донцу и Дону. И Германарех пил вино за дружбу с нами
после наших воевод. И так была утверждена новая жизнь.
IV. Легенды о тиверцах.
1 16 - 1. Легенда об отце тиверцев.
Велесову книгу сию посвящаем Богу нашему, который есть наше прибежище и
сила. В оны времена был муж, и был он благ и доблестен, и назвали его отцом
тиверцев. И тот муж жену и двоих дочерей имел, а также скотину, коров и
множество овец. И жили они во степях, где не было мужей для дочерей его. И
молил он богов о том, чтобы род его не пресекся. И Дажьбог услышал мольбу
ту и по мольбе дал ему измоленное, так как настало для того время. И вот
прошел Он между ними и начал ворожить. И наворожил ясну тучу. И тут бог
Велес принес отрока. И мы пошли к Богу нашему и стали Ему возносить хвалу:
"Будь благословен, вождь наш, и ныне и присно, и от века до века!" Изречено
это кудесниками. Они прочь уходили и назад возвратились.
1 56 - 2. Поход тиверцев в Сурож.
И дошли тиверцы до синя моря и Сурожа к вам - и вам сказали: "Как мы сами
помним, в старые времена сплотились анты, от язов (спасаясь). И также было
много крови пролито, и на ней Русь стоит, поскольку мы кровь- руду пролили,
и так на веки до конца и будет. От земли нашей (пошли) славянские племена и
роды. И мы славили богов, никогда не прося их, лишь славя их силу. А также
величали мы пращура нашего Сварога, который был, есть и пребудет вождем
нашим навеки и до конца".
2 7э - 3. О кравенцах: скифах, антах, русах, борусинах и сурожцах. А также
о рыбоедах - костобоких, лирах, дулебах и вендах.
Там Перун идет, тряся золотой головой, молнии посылая в синее небо, и оно
от этого твердеет. И Матерь Слава поет о трудах своих ратных. И мы должны
ее слушать и желать суровой битвы за Русь нашу и святыни наши. Матерь Слава
сияет в облаках, как Солнце, и возвещает нам победы и гибель. Но мы должны
радеть о вечном, потому что земное против него - ничто. Мы сами на земле,
как искра, и сгинем во тьме, будто не было нас никогда. И так слава отцов
наших придет к Матери Славе, и пребудет в ней до конца веков земных и иной
жизни. И с этим мы не боимся смерти, ибо мы - потомки Дажьбога, родившего
нас через корову Земун. И потому мы - кравенцы (коровичи): скифы, анты,
русы, борусины и сурожцы. Так мы стали дедами русов, и с пением идем во
Сваргу Сварожью синюю. В старые времена рыбоеды нас оставили, не желая идти
в наши земли и говоря, что им и так хорошо. И так они погибли и не стали
плодиться с нами, умерли, потому что от неплодных ничего не осталось. И
неизвестно (ныне) о тех костобоких, которые ждали помощи от самой Сварги и
перестали трудиться, и вышло так, что они были поглощены лирами. И тут мы
сказали, что это правда, что ничего от них обоих не осталось, так как лиры
были поглощены нами - и не имеем мы теперь их. И так дулебы повернули от
нас на Борусь. Мало осталось лиров, и они были наречены нами ильмерцами,
потому что поселились они возле озера. Тут венды уселись дальше, а ильмерцы
остались там. И так их было мало.И говорила Сва в поле нашем, и била
крыльями Матерь Сва, и пела песни к сече, и та птица не есть Солнце, она -
та, из-за которой все стало.
Глава 4. ВОЙНЫ С ГРЕКАМИ И РИМЛЯНАМИ
11 - 1. Напрасно забываем мы доблесть прошедших времен... О Прави, Яви и
Нави.
Напрасно забываем мы доблесть прошедших времен и идем неведомо куда. И так
мы смотрим назад и говорим, будто бы мы стыдились познавать обе стороны
Прави и Нави и быть думающими. И вот Дажьбог сотворил нам это и то, что
свет зари нам сияет, ибо в той бездне повесил Дажьбог землю нашу, чтобы она
была удержана. И так души пращуров сияют нам зорями из Ирия... Но греки
нападают на Русь и творят злое во имя их богов. Мы же сами - мужи, не
ведающие куда бежать и что делать. Ибо что положено Дажьбогом в Прави, нам
неведомо. А поскольку битва эта протекает в Яви, которая творит жизнь нашу,
а если мы отойдем - будет смерть. Явь - это текущее, то, что сотворено
Правью. Навь же-после нее, и до нее есть Навь. А в Прави есть Явь.
Поучились мы древней (мудрости),вверглись душами в это, поскольку это
вокруг нас сотворено силой богов. Это мы узрели в себе, и это дано как дар
богов, и это требуется нам, ибо (делать) это - значит, следовать Прави.
И вот души пращуров сияют нам из Ирия. И там Жаля плачет о нас, и говорит
нам, что мы пренебрегали Правью, Навью и Явью... Пренебрегали мы сим и были
глухи к истине... И мы не достойны быть Дажьбоговыми внуками. Ибо лишь моля
богов да имея чистые души и тела наши, будем иметь жизнь с праотцами
нашими, в богах слившись в единую Правду. Так лишь мы будем Дажьбоговыми
внуками. Смотри, Русь, как велик ум божеский, единый с нами, и ему творите
(славу), и провозглашайте ее с богами воедино... Бренная есть наша жизнь, и
мы сами также, и словно коням нашим, нам придется работать, живя на земле с
тельцами и овцами в сытости и убегая от врагов на север.
3 19 - 2. Борьба с Навью и Боспором.
И вот виделось в Нави; там Огнебог влачась уходил от причудливого Змея. И
затопляя землю, текла кровь из Змея, и он лизал ее. И тут пришел сильный
муж, и рассек Змея надвое - и стало два (Змея), и рассек еще раз - и стало
четыре. И этот муж возопил богам о помощи.
И те пришли на конях с неба и того Змея убили, потому что сила его не
людская, не божеская, а - черная. И этот Змей - суть враги, приходящие с
юга. Это боспорские воины, с которыми наши деды сражались. Они хВ Суроже
свет будет над нами. И мы идем туда, где видим горящую землю... у Лукоморья
всякий день обращаем взор к богам, которые есть - Свет. Его же мы называем
Перун, Дажьбог, Яр и иными именами. И поем мы славу богам и живем милостью
божьей, до тех пор пока жизнь имеем. В Суроже были враги наши, которые
змеями ползли и грозили нам болями, и смертью, и лишением живота. И всем им
явился бог сильный, и бил их мечом - молнией, и они испустили дух.
И Сурья светит на нас и к нам, и все увидели сначала, как славу Сурьи
застилает Дедова тень, приносящая зло, и как от той тьмы изошло злое племя
демонов - дасу. И то злое племя на пращуров наших натекло, и напали они, и
потому многие ушли и умерли. отят, чтобы земля наша отошла к грекам, но мы
ее не отдадим, потому что она наша, и мы не упустим ее. А сотворенный тот
Змей - есть погибель наша.
Мы должны сражаться и животы положить за землю нашу. Она тянется от нас до
полян, и дреговичей, и русов, тянется до моря и гор, до степей полуденных.
И это есть Русь. И только от Руси мы имели помощь, потому что мы -
Дажьбоговы внуки. Мы молили Патара Дыя, чтобы он низверг огонь, чтобы он
позволил Матери Сва славу принести на крыльях своих праотцам нашим.
И ей мы песни поем возле костров вечерних, где мы рассказываем старыми
словами о славе нашей, о святом Семиречье нашем, где мы имели города, где
отцы наши сражались. И эту землю мы покинули, идя к земле иной, где мы
должны теперь удержаться. И в древности мы взяли Голунь нашу, и в этой
земле сотворили и города, и села, и очаги.
И вот омоем телеса наши и души наши, чтобы была чистою Русская Голунь, где
сильно бьются и на врагов наводят страх и изумление. Ибо от пастбищ, где
овцы ходят, простирается земля на день пути от нас до иных, где творится
иное, где были мы в старые времена, где одолели нас. И там мы узрели руку,
угрожающую нам, и видели суровый день, который хотел крови. И мы ее прольем
за землю свою русскую... В русских городах камни вопиют нам, и мы решились
идти и смотреть смерти (в глаза)... Почтите сына моего, который умер за
нее.
2 4г - 3. В Суроже свет будет над нами.
В Суроже свет будет над нами. И мы идем туда, где видим горящую землю... у
Лукоморья всякий день обращаем взор к богам, которые есть - Свет. Его же мы
называем Перун, Дажьбог, Яр и иными именами. И поем мы славу богам и живем
милостью божьей, до тех пор пока жизнь имеем. В Суроже были враги наши,
которые змеями ползли и грозили нам болями, и смертью, и лишением живота. И
всем им явился бог сильный, и бил их мечом - молнией, и они испустили дух.
И Сурья светит на нас и к нам, и все увидели сначала, как славу Сурьи
застилает Дедова тень, приносящая зло, и как от той тьмы изошло злое племя
демонов - дасу. И то злое племя на пращуров наших натекло, и напали они, и
потому многие ушли и умерли.
3 22 - 4. О Квасуре и Богумире. Затем - основание Киева, Голуни и Сурожа.
Также расскажем о том, как Квасура получил от богов тайну - как
приготавливать сурину. И она - есть утоление жажды, которую мы имели, и
должны на Радогоще около богов радоваться, и плясать, и венки подбрасывать
к небу, и петь, славу богам творя. Квасура был мужем сильным и от богов
вразумляемым. И тут Ладо, придя к нему, повелела вылить мед и воду и
осуривать его на Солнце. И вот Солнце - Сурья сотворили то, что он забродил
и превратился в сурицу. И мы пьем ее во славу божью. И было это в века
докиевские, и муж тот был во сто крат весьма выделен (богами), и передал он
(тайну) отцу Богумиру (Благомиру), и тот получил поучение небесное, как
творить квасуру, которую называют сурыня. И это (мы вспоминаем) на нашем
Радогоще. И вот когда наступают дни Овсеня, мы оканчиваем жатву и радуемся
этому. И если иной не удержит своего естества в этот раз и скажет безумное
- то это от Чернобога. А другой получит радость - и это от Белобога. И так
мы должны искать друзей и врагов... Куя мечи наши на силу вражью, мы
получаем силу божескую, чтобы поразить врагов наших с обеих сторон. И этот
Богумир сурью сотворил, когда те предрекли ему славу. И были они, и она
(сурья) была, когда боги рекли ему хвалу... И вот установили они роды для
себя, и потому боги - причина родов, и так стали иметь они родные те роды.
И теперь Сварог - Отец, а прочие - суть сыны его. И мы должны были
покоряться ему, так же как покорялись родителю, потому что Он - Отец нашего
рода. И этот род - воины от Кия до князей киевских. И когда после готской
войны обрушилась Русколань, мы ее оставили, и притекли к Киеву, и уселись
на земле той, где мы вступили в борьбу со степными врагами. И тут мы
оборонялись от них. И так было через тысячу триста лет после века Кия,
через триста лет после жизни в Карпатах и тысячу - после основания Киева.
Тогда одна часть ушла к Голуни и там осталась, а другая (дошла) до града
Киева. И первые - это русколаны, а другая - те, которые сурень чтили,
ходили за скотом и стада водили десять веков по земле нашей. И вот та
Голунь была градом славным и имела триста городов сильных. А Киев - град
имел меньше: десять городов на юге, они сеяли, жали жито. И там отдавали
(продукты) грекам в обмен на золотые цепи, монеты и ожерелья. И сами носили
их в обмен на пиво и вино грекам и разводили овец для этого обмена. И те
русы создали на юге град сильный Сурож, который не создать грекам, но они
его разрушили и хотели русских побить, и потому мы ходили на них и
разрушали села греческие. Эллины же сии - враги русколанам и враги богам
нашим. В Греции ведь не богов почитают, а людей высеченных из камня,
подобных мужам. А наши боги - суть образы. И когда бились с готами, которые
надевали на головы свои воловьи и коровьи рога, и кожами облекали чресла
свои, и мнили этим устрашить русских, тогда мы снимали свои портки, и,
оголя чресла свои, шли в бой, и их побороли. И с тех пор мы ходим
оголенными на сражения и побеждаем. И также, когда греки стояли, боясь
вынуть меч из ножен, они были измождены своим одеянием, и были словно
жертва, которая должна пасть на землю, и та будет пить ее кровь, когда из
нее при умерщвлении будет исходить жизнь.
3 8\3 - 5. Греки захватывают Сурож.
Когда наши пращуры сотворили Сурож, начали греки приходить гостями на наши
торжища. И, прибывая, все осматривали, и , видя землю нашу, посылали к нам
множество юношей, и строили дома и грады для мены и торговли. И вдруг мы
увидели воинов их с мечами и в доспехах, и скоро землю нашу прибрали к
своим рукам, и пошла иная игра. И тут мы увидели, что греки празднуют, а
славяне на них работают. И так земля наша, которая четыре века была у нас,
стала греческой. И мы сами оказались как псы, и выгоняли нас оттуда
каменьями вон. И та земля огречилась. И теперь мы должны были снова ее
доставать, проливая кровь свою, чтобы она опять стала родной и богатой. И
летела в небе Перуница, и несла рог славы, и мы его выпили до дна. И
витязей у нас стало в десять раз больше, чем у врагов наших. И та Перуница
сказала: "Как же вы, русские, проспали пашню свою? С этого дня вы должны
бороться за нее!" И тогда Сурья сказала: "Идите, русские, и делайте это!" И
когда мы пришли в край свой, то ударились в (городскую) стену, и проделали
в ней дыру для себя и для наших, и оказались тогда сами у себя. (И решили:)
"Кому присудил Перун, тот попадет в рай - есть яства вечные в Сварге. Быть
может, мы сегодня погибнем, но мы не имеем иных ворот к жизни. И лучше быть
мертвым, чем быть чужим и рабствовать на чужих. И никогда не живет раб
лучше деспота, даже если тот ему потакает. Мы должны были слушаться князей
наших и воевать за землю нашу, как они говорят нам". И тут Индра пришел к
нам, чтобы мы сохранили свою силу в бою и стали твердыми, чтобы витязи наши
одолели, ибо сила наша - божеская, и нам не быть побежденными на поле.
Принесли мы жертвы богам своим на Руси, и гадали, смотря на полет птиц, и
увидели, что враги должны быть повержены долу в прах и кровь. И если мы
кольцо (стен) пробить осмелимся, то за ним окажутся греки, которые не имеют
силы, ибо они обабились - и мечи имеют тонкие, и щиты легкие, и скоро они
устают и на землю бросаются по слабости своей. И не успеют они получить
помощь от василийцев, и потому они должны будут сами встать на защиту свою.
И та Сурож нашей была - и станет нашей, и не должны мы их слушать. Они
говорили, что установили у нас письменность, чтобы мы приняли ее и утратили
свою. Но вспомните о том Иларе, который хотел учить детей наших и должен
был прятаться в наших домах, чтобы мы не знали, что он учит наши письмена и
то , как приносить жертвы богам нашим. И я вам поведал о том, что вы
победите греков. И будет так, как было, ибо я ясно видел Кия - отца нашего,
и он сказал мне, что мы уничтожим их, и унизим Хорсунь - для нас постыдную
мерзость, и будем великой державой с князьями нашими, городами великими,
несчетным железом, и будет у нас без числа потомков, а греков уменьшится, и
будут они на былое дивиться и качать головами. Делайте так, ибо будут у нас
и грозы многие, и громы гремящие, и два (княжества) объединятся, и встанет
многое другое. И так мы победим окончательно, утвердимся навеки. Многое
дадут нам боги, и ничто нас не унизит. Встаньте, как львы, - один за
одного! И держитесь за князя своего. И Перун будет с вами и даст вам
победу. Слава богам нашим до конца веков! И земле той - Руси отцовской,
земле нашей - всяких благ! И так будет всегда, ибо эти слова от богов.
3 21 - 6. В Суроже боги повержены в прах.
И вот храбрый поборол ту злую силу - обе сотни опоясанных воинов. И мы
должны были сохранить порванные одежды и поставили для богов хранилище. И
приходили к стене дубовой и к другой стене - и там хранили подобия наших
богов. Мы имели много хранилищ в Новгороде на реке Волхове, имели и в Киеве-
граде в Божьих лесах. А также имели на Волыни дулебское хранилище и в
Суроже на синем Сурожском море. И это великое оскорбление для нас, что в
сурожских хранилищах, добытых врагами, боги наши повержены во прах и должны
валяться, так как русичи не имеют сил, чтобы одолеть врагов в бою. И мы
имели рваные одежды такие же, как у странника, который ходил ночью по лесам
и порвал одежду свою на куски. Также и русские имели лохмотья на теле
русском. И мы не берегли одежды, лишь стремились славить богов, которые не
приемлют от нас жертв, потому что они раздражены нашей леностью. И все же
птица Матерь Сва славу нам предрекла и молила нас уберечь славу отцов. Но
не имели мы дерзости двинуться на рать и мечами своими взять землю нашу,
очистив ее от врагов. И вот тысячу триста лет мы храним наши святыни, а
ныне жены наши говорят, что мы - блаженные, что мы утратили разум свой и
стоим мы как агнцы перед врагами. Что не смеем пойти на брань и мечом
разить врагов наших. И вот грядет к нам Купала и говорит нам, что мы должны
стать воинами с чистыми телесами и душами нашими. И пошли мы по стопам его,
который пришел к нам и, нас охраняя, повел к суровой битве. И там мы
(погибнув) предстали б перед ликом Сварога. И так, идя к сече, мы хвалили
богов наших перед бранью, как в мирные дни. И вот Купалич сказал нам, что
мы достигли оное время, и будем теперь почитаемы за славу свою, и также с
отцами нашими пребудем.
2 7ж - 7. Не отдадим землю ни варягам ни грекам!
И мы ведали, что русский род должен собираться в десятки и в сотни, чтобы
напасть на врагов и снять с них головы. И тогда злые полягут, и звери
хищные, их поев, сдохнут. Текут реки великие по Руси, и журчат многие воды,
и поют они о стародавнем. О тех боярах, что не боялись идти к полям
готским, что многие лета боролись за вольность русскую, о тех, что не
берегли ничего, даже жизни своей, - о них говорит Берегиня. И бьет крыльями
Матерь Сва, славу поет та птица воинам борусинским, которые от римлян пали
около Дуная возле Троянова вала.
И они на прямом пути к тризне полегли, и Стрибоговы внуки пляшут над ними,
и плачут о них осенью, а студеной зимой о них причитают. И голуби дивные
так говорят, что погибли они славно и оставили земли свои не врагам, а
своим сыновьям. И так мы потомки их, и не лишимся мы земли нашей, не
отдадим ее ни варягам ни грекам. И тут Заря Красная пришла к нам, как жена
благая, и дала нам молоко, чтобы крепость и сила наша удвоилась. Ибо Заря
возвещает Солнце. И также слышали мы, как скачет вестник на коне к
солнечному закату, чтобы направить золотой челн к ночи, чтобы (солнечный)
воз был смирными волами влеком по синей степи. И так же Солнце ляжет спать
в ночи. И когда день приходит к вечеру, другой наездник появляется и так
говорит Солнцу, что воз и волы готовы и ожидают его на отмеченном пути, и
что Заря пролилась в степь, и позвала Мать, чтобы Сва поспешила...
3 8\2 - 8. Пришла Красная Заря. Греки злое говорят, но мы имеем имя славы.
И тут пришла Красная Заря, нанизывая драгоценные камни на убранство свое. И
ее мы приветствовали от сердца - как русские, а не как греки, которые не
знают о богах наших и говорят злое по невежеству. Но мы имеем имя славы- и
славу ту доказали на вражьем железе, когда приходили на их мечи. И даже
медведь остановился, чтобы услышать славу ту, и скакавшие аланы
остановились и потом говорили иным о русских: " Они не начали бы убивать,
если б не было нужды, - и этим русские гордятся, а греки воюют ради похоти
своей. И дают хлеб они не как греки, которые берут, а сами злобу таят на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|