Рефераты
 

Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв

Нави, ибо в великой борьбе она силы дает отражать врагов. И вот после этих

битв мы пришли к Карпатским горам, и там поставили над собой пять князей,

игорода и села (строили), и были теснимы многими врагами.

2 бв - 2. Русичи из-за войн уходят из Сурожа. Русичи в Сирии под

Навуходоносором-Набсуром. Поход в Египет.

Эта земля за Явью. Мы решили строить сто городов: Хорсунь и иные, затем

возведенные. Но Русколань раздирали смуты, творившиеся на юге, а борусы на

севере много претерпели. Потому что (враги) не хотели нашего породнения,

чтобы русские роды соединились. А в Русколани те же два рода оборонялись на

Суроже, и звали суренжане русов и борусов на битву и борьбу. И была эта...

(суровой)? Битва и борьба. И долгая вражда между родами раздирала Русь... И

вот праотцы наши были словно медведи с мечами. И так им в старые времена

говорили: делайте железо и берите коней, которые текут от богов к нам. И

так была Русколань сильной и твердой. И было это из-за Перуна,

поддерживавшего нас. Сколько раз мы извлекали меч и отражали врагов от

себя, ибо вожди Ориевых родов были сильны, как после питья солнечной сурьи.

Было это в старину. В это же время мы не имели единства. И были мы как овца

без Велеса... А он говорил нам, что мы должны ходить прямо, и никогда-

криво, но мы его не послушали. И напрасно мы не остерегались, и потому

(нас) праотцов забрали - и были угнаны русы Набсуром. И случилось это из-за

вражеских (нашествий), и напали на нас отсюда и до светлого моря, и пошли

мы клонить головы свои под вражеские бичи. И те сильные (враги) на Русь

напали с трех сторон. И наши люди пошли под Набсура - царя. А затем ушли в

солнечный Египет. И долго в те годы давали мы дань. Но прошли дни, и русы

убежали от Набсура! Ибо (мы) праотцы... ... не потекли за ним, а пошли к

краям нашим. И там мы сложили песни наши об Индре и Валу. И бились мы, как

львы... бились вместе с богами, и к своим богам наших отцов не принуждал

никто. Единственно к смеху то, что мы должны были платить подать - мыто, и

никогда не смели... если дань терпели. А князем был тогда Набсур, который

нас под себя взял. И мы отдавали ему своих юношей для войны, и тогда мы

претерпевали побои палками по половым органам, и чреслам, и щекам, и не

могли это стерпеть. Мы не могли так. И говорили, что это нам не по сердцу.

И было это в тот день, когда случилось великое землетрясение, и земля

вертелась, и многие возносились к Сварге. И тогда кони и волы метались и

ревели. И забрали мы свои стада, и бросились к северу, и спасли наши души.

И так, если мы будем хранимы богами, не утратим мы своих сынов, дочерей, а

также жен, и будем мы просто передавать им наследство. И не будем мы

сметены, потому что не пойдем впереди рати (Набсура). И дань будет наша. Мы

ходили, словно потомки псов, и могли быть горды, что не берегли себя.

И вот Магура поет песни свои о сече. И эта птица от Индры изошла, ибо Индра

был и пребудет навеки тем самым Индрой, который вместе с Перуном все брани

(начинает). И было так, и вещала она правду ярую до полуночи. И лучше нам

погибнуть, нежели быть под и жертвы приносить их богам!

25 - 3. Рассказ о борьбе с эллинами у Карани.

Были они у Карани, и это был маленький город на берегах морских русских. И

там был князь, который повелел бить эллинов и отогнать их от Руси. И он

снарядил рать и конницу, и пошел на них, и боролся с ними. А эллины плакали

о печали своей и просили, чтобы им платить дань. И собирали с них дань -

овец на заклание и вино. И тогда эллины, видя, что русичи много пьют,

решили на них наброситься и побороть их. И пришел волхв на заклание и брат

его Соловей. И они сказали русичам: "Не напивайтесь этими дарами!" Но

русичи их не послушали. И вот напились. И в тот день эллины набросились на

них и разбили их. И, погибель свою видя, русичи отошли в степи. И там

осели, и силы свои собрали, и пошли обратно на врагов, и победили их, ибо

боги нас поддержали, и руки наши укрепили, и мы одержали победу. И вот

бьются враги и так говорят, что они расстригут овец и сами будут тем краем

владеть, так как он прекрасный и они его не отдали. И вот мы Триглаву

молились великому и малому. И тот Триглав предостерегал нас, и быстро он

скакал на коне, врагов поражая. И мы увидели то, что боги берут верх над

врагами. И увидели, что убитые богами мертвы. И нам за ними следует убивать

и видеть много мертвых тел и то, как великая рать Перунова набросится на

них и их разобьет. И вот Сварожичи слева идут, и принесли они нашу победу в

своих руках роду славному, поддержавшему славу отцов. И до сего дня на поле

(не могут) противостоять враги могучему (Богу). И вот Желя жалуется над

врагами, и Горыня горюет о смерти, в которую повергаются они руками

божьими. И вот Карна плачет о тех мертвых, которые стояли на тропе божьей и

умерли. И поля эти заполнены мертвыми кощунниками и отсеченными головами, и

членами, отрезанными от тел. И все это лежит на траве, и смрад идет от

этого поля. И вороны летят сюда клевать останки мертвых тел и есть нежное

человечье мясо. И вот Сварог, который создал нас, сказал Орею: " Сотворены

вы из пальцев моих. И будут про вас говорить, что вы - сыны творца, и

будете как дети мои, и Даждьбог будет отцом вашим. И вы должны слушаться, и

он вам скажет, что вам иметь, и о том, что вам делать, и как говорить, и

что творить. И вы будете народом великим, и победите вы весь свет, и

растопчете роды иные, которые извлекают свои силы из камня, и творят чудеса

- повозки без коней, и делают разные чудеса без кудесников. И тогда всякий

из вас будет ходить словно кудесник, и пропитание для воинов будет

создаваться с помощью заклятий. Но воины станут рабами многословия, и от

многих тех словес вы лишитесь мужества, и станете рабами дани и золотых

монет, и за монеты захотите продаться врагам. И тогда вам боги скажут:

"Любите завет отца Орея! Он для вас - свет зеленый и жизнь! И любите друзей

своих, и будьте мирными между родами!" " И с тех пор было семьдесят князей

наших, таких как Мезислав, Боруслав, Комонебранец и Горислав. И тогда иных

избирали на вече, а других отлучали, если люди не хотели их. В то время

князи много трудились. И был тогда Кышек велик и мудр. И умер он, а после

него были иные, и каждый творил что-нибудь хорошее. И русичи это удержат в

памяти, потому что мы всегда их славим на каждой тризне. Трижды почитается

память их сыновьями, и никто не смеет об этом забыть, так как получит

проклятье божеское и человеческое и люди имя его охают навеки.

2-13 - 4. Исход русичей на восток.

И вот, умом и храбростью окрепнув, пошли мы к восходу Солнца, с обеих

сторон реки видя. И там осели, где Матерь Сва указала, и она обе стороны

крыльями отвоевала, и также забрала землю ту, и оборонила ее от дасу и

гуннов, а также к готам обратила стрелы и мечи отточенные...

82 - 5. Дошли до Днепра. Видели племена гуннов и языгов.

От морских берегов Готского моря шли мы до Днепра, и нигде не видели иных

бродяг, таких же как русские, а видели свободные племена гуннов и языгов. И

сами их увидели, которые с нами стали воевать и раздирали нас на части. От

утра до утра мы видели зло, которое творилось на Руси, и ждали, когда

придет добро. А оно не придет никогда, если мы силы свои не сплотим, и не

дойдет до нас одна мысль, которую глаголет нам глас праотцов. Внимайте ему

- и потому ничего другого не делайте! И тогда пойдем мы в степи наши

бороться за жизнь нашу, ибо мы - воины княжеские, а не скоты

бессловесные,которые не ведают (что творят).

Глава 3. СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА

I. Легенда о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов

В те времена был Богумир - муж Славы, и имел он троих дочерей и двух

сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во вреиена

отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий. И там

мать их, которую звали Славуня, им приготавливала все необходимое. И

сказала она Богумиру на седьмой день: "Мы должны выдать своих дочерей

замуж, чтобы увидеть внуков". Так сказала она, и запряг Богумир повозку и

поехал куда глаза глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался

ночевать у костра. И увидел он в вечерних сумерках, что к нему подъезжают

три мужа на конях. И сказали они: -Здрав будь! Что ищешь ты? И поведал им

Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами - в походе, дабы найти

себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.

Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны были. Отсюда идут

древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя - Древа, а

другая - Скрева, а третья - Полева. Сыновья же Богумира имели имена - Сева,

а младший - Рус. От них идут северяне и русы. Три же мужа были, все три-

Утренник, Полуденник и Вечерник.

II. Новгородские легенды о словенах.

а66 - 1. Скифы и словене. Основание Новгорода. Затем о вендах и сколотах.

Избрание сколотами вождя Кола (Колаксая).

И были князья Славен с братом его Скифом. И тогда узнали они о распре

великой на востоке и так сказали: "Идем в землю Ильмерскую!" И так решили,

чтобы старший сын остался у старца Ильмера. И пришли они на север, и там

Славен основал свой город. А брат его Скиф был у моря, и был он стар, и

имел сына своего Венда, а после него был внук, который был владельцем южных

степей. И крови много там лилось оттого, что была распря великая за посевы

и пашни по обе стороны от Дона и до гор русских, и до пастбищ Карпатских. И

там они начали рядить и выбрали Кола, и был он для них вождем, а также он

отпор врагам творил. И поразил он их, и отбился от них. И о том с родом

своим говорил, созвав единое вече, чтобы создалась земля наша. И после

стояла земля та пятьсот лет, а затем началась между русскими усобица, и

враждовали мы, и силу тратили, и имели между собой беспокойство и разлад. И

тогда пришли враги на отцов наших с юга и сразились с Киевской землей за

морское побережье и степи. После отошли на север и сговорились с фряжцами,

которые тоже пришли на помощь врагам. И в таком положении Скифия оказалась,

и сразилась с вражьей силою, и победила ее. И так были гунны попраны,

которые на Русь наступали, и были они в тот раз отбиты. И это был знак:

мол, если будем то и ныне творить, это же будем иметь.

66

Мы вернулись, чтобы хранить степные пастбища, так же как отцы наши и

праотцы, которые пастбища брали, имея свои степи. И они травы свои и цветы

умели хранить, кровь свою проливая. И так Голунь нашу мы оставили врагам. И

та Голунь кругом (валом) была (окружена), но враги притекли прямым путем. И

мы должны были наши грады кругами ставить (валами окружать?), также как и

отцы наши, которые в старину боролись за землю нашу. И всякий отрок - воин

припадал к земле и целовал ее, и там же умирал. И на степь нашу не шли

воины, потому что куда бы они не пошли - нигде не нашли бы укрытия. И это

мы говорили о том, как отцы наши боролись. И если мы были тогда повержены-

Перун приходил к нам. И он вел нас, и тогда сколько бы ни было праха на

земле - столько же воинов Сварожьих. ,то была помощь от рати, идущей от

облаков к земле. И это дед наш Даждьбог был впереди их. И как было тогда не

победить отцам нашим! А мы не понимали, мог ли быть он впереди? И так

возносили молитву богам нашим, чтобы они поспешили на помощь нам и дали

победу над врагами! Молились еще о земле нашей, которая попрана погаными

ногами вражескими. И так мы видели, как это было и как сколоты (?) потекли

на оных (врагов), и окунали их в грязь, и не позаботились о ранах

вражеских, пока не убили тех, которые на них нападали. О том мы поведали

вам!

2а - 2. Словене поселились среди ильмерцев, после того как Русь и Борусь

были разбиты.

Муж правый не тот, кто совершает омовения и хочет быть правым, а тот, у

кого слова и деяния совпадают. О том было сказано в древности, чтобы мы

всегда творили хорошее, также как деды наши. И мы вспахиваем полосы и будем

со временем весьма славными. Но Борусь и Русь были разбиты рукой вражеской,

и творились тогда злодеяния. И князь наш был немощен, и послал он сынов

своих на брань, и полегли они, сраженные врагом, ибо пренебрегли тем, что

решило вече. Не уважили (решение) и потому были разбиты, и потому у нас

взяли дань. И не так ли мы решаем ныне:" Князья - суть наши, и не следует

им ходить на полдень (на юг), чтобы добывать землю для нас и для наших

детей". А там (на юге) греки нападали на нас, как только Борусь от нас

отделилась. И была сеча великая, и много месяцев (она продолжалась). Сто

раз возрождалась Русь - и сто раз была разбита от полуночи до полудня (от

севера до юга). И так водили скот праотцы наши, и были отцом Ореем уведены

в край русский, потому что оставаясь претерпели бы многое. И кончились

ранения, и не стало холода, как только дошли до сего места и поселились

огнищанами на земле русской. И вот прошли две тьмы, а за этими двумя тьмами

пришли варяги и отобрали землю у хазар, на которых мы работали и кому

платили дань. И еще был народ ильмерский, имевший от ста до двухсот краев.

Народ же наш позднее пришел из русской земли и поселился среди ильмерцев. И

были они нам братьями, подобными нам. И даже если они от нас отличались,

все же охраняли нас от зла. И не раз собиралось вече. И то, что было

постановлено, то провозглашалось и принималось за истину. А что не было

принято, не должно было быть. Избирали мы князя от собрания и до собрания,

и так мы жили и им помогали, и было так. И много мы знали и делали в очагах

сосуды гончарные, взяв хорошей земли (глины), а также мы умели разводить

скот, как и отцы наши. И пришел на нас злой род. И...

2 2б

...мы были принуждены укрыться в лесах, и жили мы там охотниками и

рыболовами. И там мы могли уклониться от угрозы. Там мы переждали одну тьму

- и начали грады и огнищанские села ставить повсюду. После другой тьмы был

великий холод, и мы отправились на полдень, потому что там места злачные. И

там римляне забирали наш скот по цене, которая была нам угодна, и перед

нами они держали слово. И отправились мы к южному зеленотравью и имели

много скота.

15а - 3. Пошли к озеру Ильмень и основали Новгород.

После пошли к озеру Ильмень и там основали Новгород. И отныне мы здесь

пребываем. И тут Сварога - первого пращура молили среди рождающихся

родников и просили его, ибо он - источник хлеба нашего, - Сварога, который

сотворил свет. Он есть Бог Света, и Бог Прави, Яви и Нави. И вот имели мы

их воистину, и эта истина переборет силы темные и приведет к благу, так же

как вела праотцов.

III. О потомках Щека.

5а - 1. Об исходе чехов к полянам и ильмерцам.

Подробнее о начале нашем мы расскажем так. За тысячу пятьсот лет до Дира

прадеды наши дошли до Карпатской горы, и там они осели и жили спокойно,

потому что роды управлялись отцами родичей, и старшим в роде был Щеко из

иранцев. И Паркун нам благоволил, и тут мы стали чехами и так жили пятьсот

лет, а потом ушли от чехов на восход Солнца, и шли до Непры (Днепра). Река

же та течет к морю, и мы у нее уселись на севере - там, где (речка),

именуемая Припятью, втекает (в Днепр). И там мы поселились, и пятьсот лет

вечем управлялись, и были богами хранимы от многих, называемых языгами. И

было там много ильмерцев- оседлых огнищан. И так мы скот водили в степи и

там были хранимы богами. Может быть, это предвидел Орей - что мы будем

иметь много золота и будем жить богато.

2 56 - 2. Об исходе чехов к ляхам. Германарех пил вино за дружбу.

И вот языцы отошли на полдень и оставили нас одних. И так шли мы туда, куда

выводят скот и быков наших. И вещали тут птицы Сирины, во множестве

прилетая к нам. И галки, и вороны над едой летали, и было в степях много

еды, так как напало на нас племя костобоких. И открылись многие раны, и

пролилась кровь. Те внезапно отсекали головы врагам своим, и их ели вороны.

И так Стрибы свищут во степях, и бури гудят до полуночи. Небезопасна была

та сеча великая. Языцы и костобокие разили и со злобой отсекали и воровали

быков наших. И так продолжалась эта борьба двести лет.

И наши родичи тогда ушли к ляхам и там осели за сто лет до готов

Германареха. А те озлобились на нас, и тут была борьба великая, и готы были

потеснены и отогнаны к Донцу и Дону. И Германарех пил вино за дружбу с нами

после наших воевод. И так была утверждена новая жизнь.

IV. Легенды о тиверцах.

1 16 - 1. Легенда об отце тиверцев.

Велесову книгу сию посвящаем Богу нашему, который есть наше прибежище и

сила. В оны времена был муж, и был он благ и доблестен, и назвали его отцом

тиверцев. И тот муж жену и двоих дочерей имел, а также скотину, коров и

множество овец. И жили они во степях, где не было мужей для дочерей его. И

молил он богов о том, чтобы род его не пресекся. И Дажьбог услышал мольбу

ту и по мольбе дал ему измоленное, так как настало для того время. И вот

прошел Он между ними и начал ворожить. И наворожил ясну тучу. И тут бог

Велес принес отрока. И мы пошли к Богу нашему и стали Ему возносить хвалу:

"Будь благословен, вождь наш, и ныне и присно, и от века до века!" Изречено

это кудесниками. Они прочь уходили и назад возвратились.

1 56 - 2. Поход тиверцев в Сурож.

И дошли тиверцы до синя моря и Сурожа к вам - и вам сказали: "Как мы сами

помним, в старые времена сплотились анты, от язов (спасаясь). И также было

много крови пролито, и на ней Русь стоит, поскольку мы кровь- руду пролили,

и так на веки до конца и будет. От земли нашей (пошли) славянские племена и

роды. И мы славили богов, никогда не прося их, лишь славя их силу. А также

величали мы пращура нашего Сварога, который был, есть и пребудет вождем

нашим навеки и до конца".

2 7э - 3. О кравенцах: скифах, антах, русах, борусинах и сурожцах. А также

о рыбоедах - костобоких, лирах, дулебах и вендах.

Там Перун идет, тряся золотой головой, молнии посылая в синее небо, и оно

от этого твердеет. И Матерь Слава поет о трудах своих ратных. И мы должны

ее слушать и желать суровой битвы за Русь нашу и святыни наши. Матерь Слава

сияет в облаках, как Солнце, и возвещает нам победы и гибель. Но мы должны

радеть о вечном, потому что земное против него - ничто. Мы сами на земле,

как искра, и сгинем во тьме, будто не было нас никогда. И так слава отцов

наших придет к Матери Славе, и пребудет в ней до конца веков земных и иной

жизни. И с этим мы не боимся смерти, ибо мы - потомки Дажьбога, родившего

нас через корову Земун. И потому мы - кравенцы (коровичи): скифы, анты,

русы, борусины и сурожцы. Так мы стали дедами русов, и с пением идем во

Сваргу Сварожью синюю. В старые времена рыбоеды нас оставили, не желая идти

в наши земли и говоря, что им и так хорошо. И так они погибли и не стали

плодиться с нами, умерли, потому что от неплодных ничего не осталось. И

неизвестно (ныне) о тех костобоких, которые ждали помощи от самой Сварги и

перестали трудиться, и вышло так, что они были поглощены лирами. И тут мы

сказали, что это правда, что ничего от них обоих не осталось, так как лиры

были поглощены нами - и не имеем мы теперь их. И так дулебы повернули от

нас на Борусь. Мало осталось лиров, и они были наречены нами ильмерцами,

потому что поселились они возле озера. Тут венды уселись дальше, а ильмерцы

остались там. И так их было мало.И говорила Сва в поле нашем, и била

крыльями Матерь Сва, и пела песни к сече, и та птица не есть Солнце, она -

та, из-за которой все стало.

Глава 4. ВОЙНЫ С ГРЕКАМИ И РИМЛЯНАМИ

11 - 1. Напрасно забываем мы доблесть прошедших времен... О Прави, Яви и

Нави.

Напрасно забываем мы доблесть прошедших времен и идем неведомо куда. И так

мы смотрим назад и говорим, будто бы мы стыдились познавать обе стороны

Прави и Нави и быть думающими. И вот Дажьбог сотворил нам это и то, что

свет зари нам сияет, ибо в той бездне повесил Дажьбог землю нашу, чтобы она

была удержана. И так души пращуров сияют нам зорями из Ирия... Но греки

нападают на Русь и творят злое во имя их богов. Мы же сами - мужи, не

ведающие куда бежать и что делать. Ибо что положено Дажьбогом в Прави, нам

неведомо. А поскольку битва эта протекает в Яви, которая творит жизнь нашу,

а если мы отойдем - будет смерть. Явь - это текущее, то, что сотворено

Правью. Навь же-после нее, и до нее есть Навь. А в Прави есть Явь.

Поучились мы древней (мудрости),вверглись душами в это, поскольку это

вокруг нас сотворено силой богов. Это мы узрели в себе, и это дано как дар

богов, и это требуется нам, ибо (делать) это - значит, следовать Прави.

И вот души пращуров сияют нам из Ирия. И там Жаля плачет о нас, и говорит

нам, что мы пренебрегали Правью, Навью и Явью... Пренебрегали мы сим и были

глухи к истине... И мы не достойны быть Дажьбоговыми внуками. Ибо лишь моля

богов да имея чистые души и тела наши, будем иметь жизнь с праотцами

нашими, в богах слившись в единую Правду. Так лишь мы будем Дажьбоговыми

внуками. Смотри, Русь, как велик ум божеский, единый с нами, и ему творите

(славу), и провозглашайте ее с богами воедино... Бренная есть наша жизнь, и

мы сами также, и словно коням нашим, нам придется работать, живя на земле с

тельцами и овцами в сытости и убегая от врагов на север.

3 19 - 2. Борьба с Навью и Боспором.

И вот виделось в Нави; там Огнебог влачась уходил от причудливого Змея. И

затопляя землю, текла кровь из Змея, и он лизал ее. И тут пришел сильный

муж, и рассек Змея надвое - и стало два (Змея), и рассек еще раз - и стало

четыре. И этот муж возопил богам о помощи.

И те пришли на конях с неба и того Змея убили, потому что сила его не

людская, не божеская, а - черная. И этот Змей - суть враги, приходящие с

юга. Это боспорские воины, с которыми наши деды сражались. Они хВ Суроже

свет будет над нами. И мы идем туда, где видим горящую землю... у Лукоморья

всякий день обращаем взор к богам, которые есть - Свет. Его же мы называем

Перун, Дажьбог, Яр и иными именами. И поем мы славу богам и живем милостью

божьей, до тех пор пока жизнь имеем. В Суроже были враги наши, которые

змеями ползли и грозили нам болями, и смертью, и лишением живота. И всем им

явился бог сильный, и бил их мечом - молнией, и они испустили дух.

И Сурья светит на нас и к нам, и все увидели сначала, как славу Сурьи

застилает Дедова тень, приносящая зло, и как от той тьмы изошло злое племя

демонов - дасу. И то злое племя на пращуров наших натекло, и напали они, и

потому многие ушли и умерли. отят, чтобы земля наша отошла к грекам, но мы

ее не отдадим, потому что она наша, и мы не упустим ее. А сотворенный тот

Змей - есть погибель наша.

Мы должны сражаться и животы положить за землю нашу. Она тянется от нас до

полян, и дреговичей, и русов, тянется до моря и гор, до степей полуденных.

И это есть Русь. И только от Руси мы имели помощь, потому что мы -

Дажьбоговы внуки. Мы молили Патара Дыя, чтобы он низверг огонь, чтобы он

позволил Матери Сва славу принести на крыльях своих праотцам нашим.

И ей мы песни поем возле костров вечерних, где мы рассказываем старыми

словами о славе нашей, о святом Семиречье нашем, где мы имели города, где

отцы наши сражались. И эту землю мы покинули, идя к земле иной, где мы

должны теперь удержаться. И в древности мы взяли Голунь нашу, и в этой

земле сотворили и города, и села, и очаги.

И вот омоем телеса наши и души наши, чтобы была чистою Русская Голунь, где

сильно бьются и на врагов наводят страх и изумление. Ибо от пастбищ, где

овцы ходят, простирается земля на день пути от нас до иных, где творится

иное, где были мы в старые времена, где одолели нас. И там мы узрели руку,

угрожающую нам, и видели суровый день, который хотел крови. И мы ее прольем

за землю свою русскую... В русских городах камни вопиют нам, и мы решились

идти и смотреть смерти (в глаза)... Почтите сына моего, который умер за

нее.

2 4г - 3. В Суроже свет будет над нами.

В Суроже свет будет над нами. И мы идем туда, где видим горящую землю... у

Лукоморья всякий день обращаем взор к богам, которые есть - Свет. Его же мы

называем Перун, Дажьбог, Яр и иными именами. И поем мы славу богам и живем

милостью божьей, до тех пор пока жизнь имеем. В Суроже были враги наши,

которые змеями ползли и грозили нам болями, и смертью, и лишением живота. И

всем им явился бог сильный, и бил их мечом - молнией, и они испустили дух.

И Сурья светит на нас и к нам, и все увидели сначала, как славу Сурьи

застилает Дедова тень, приносящая зло, и как от той тьмы изошло злое племя

демонов - дасу. И то злое племя на пращуров наших натекло, и напали они, и

потому многие ушли и умерли.

3 22 - 4. О Квасуре и Богумире. Затем - основание Киева, Голуни и Сурожа.

Также расскажем о том, как Квасура получил от богов тайну - как

приготавливать сурину. И она - есть утоление жажды, которую мы имели, и

должны на Радогоще около богов радоваться, и плясать, и венки подбрасывать

к небу, и петь, славу богам творя. Квасура был мужем сильным и от богов

вразумляемым. И тут Ладо, придя к нему, повелела вылить мед и воду и

осуривать его на Солнце. И вот Солнце - Сурья сотворили то, что он забродил

и превратился в сурицу. И мы пьем ее во славу божью. И было это в века

докиевские, и муж тот был во сто крат весьма выделен (богами), и передал он

(тайну) отцу Богумиру (Благомиру), и тот получил поучение небесное, как

творить квасуру, которую называют сурыня. И это (мы вспоминаем) на нашем

Радогоще. И вот когда наступают дни Овсеня, мы оканчиваем жатву и радуемся

этому. И если иной не удержит своего естества в этот раз и скажет безумное

- то это от Чернобога. А другой получит радость - и это от Белобога. И так

мы должны искать друзей и врагов... Куя мечи наши на силу вражью, мы

получаем силу божескую, чтобы поразить врагов наших с обеих сторон. И этот

Богумир сурью сотворил, когда те предрекли ему славу. И были они, и она

(сурья) была, когда боги рекли ему хвалу... И вот установили они роды для

себя, и потому боги - причина родов, и так стали иметь они родные те роды.

И теперь Сварог - Отец, а прочие - суть сыны его. И мы должны были

покоряться ему, так же как покорялись родителю, потому что Он - Отец нашего

рода. И этот род - воины от Кия до князей киевских. И когда после готской

войны обрушилась Русколань, мы ее оставили, и притекли к Киеву, и уселись

на земле той, где мы вступили в борьбу со степными врагами. И тут мы

оборонялись от них. И так было через тысячу триста лет после века Кия,

через триста лет после жизни в Карпатах и тысячу - после основания Киева.

Тогда одна часть ушла к Голуни и там осталась, а другая (дошла) до града

Киева. И первые - это русколаны, а другая - те, которые сурень чтили,

ходили за скотом и стада водили десять веков по земле нашей. И вот та

Голунь была градом славным и имела триста городов сильных. А Киев - град

имел меньше: десять городов на юге, они сеяли, жали жито. И там отдавали

(продукты) грекам в обмен на золотые цепи, монеты и ожерелья. И сами носили

их в обмен на пиво и вино грекам и разводили овец для этого обмена. И те

русы создали на юге град сильный Сурож, который не создать грекам, но они

его разрушили и хотели русских побить, и потому мы ходили на них и

разрушали села греческие. Эллины же сии - враги русколанам и враги богам

нашим. В Греции ведь не богов почитают, а людей высеченных из камня,

подобных мужам. А наши боги - суть образы. И когда бились с готами, которые

надевали на головы свои воловьи и коровьи рога, и кожами облекали чресла

свои, и мнили этим устрашить русских, тогда мы снимали свои портки, и,

оголя чресла свои, шли в бой, и их побороли. И с тех пор мы ходим

оголенными на сражения и побеждаем. И также, когда греки стояли, боясь

вынуть меч из ножен, они были измождены своим одеянием, и были словно

жертва, которая должна пасть на землю, и та будет пить ее кровь, когда из

нее при умерщвлении будет исходить жизнь.

3 8\3 - 5. Греки захватывают Сурож.

Когда наши пращуры сотворили Сурож, начали греки приходить гостями на наши

торжища. И, прибывая, все осматривали, и , видя землю нашу, посылали к нам

множество юношей, и строили дома и грады для мены и торговли. И вдруг мы

увидели воинов их с мечами и в доспехах, и скоро землю нашу прибрали к

своим рукам, и пошла иная игра. И тут мы увидели, что греки празднуют, а

славяне на них работают. И так земля наша, которая четыре века была у нас,

стала греческой. И мы сами оказались как псы, и выгоняли нас оттуда

каменьями вон. И та земля огречилась. И теперь мы должны были снова ее

доставать, проливая кровь свою, чтобы она опять стала родной и богатой. И

летела в небе Перуница, и несла рог славы, и мы его выпили до дна. И

витязей у нас стало в десять раз больше, чем у врагов наших. И та Перуница

сказала: "Как же вы, русские, проспали пашню свою? С этого дня вы должны

бороться за нее!" И тогда Сурья сказала: "Идите, русские, и делайте это!" И

когда мы пришли в край свой, то ударились в (городскую) стену, и проделали

в ней дыру для себя и для наших, и оказались тогда сами у себя. (И решили:)

"Кому присудил Перун, тот попадет в рай - есть яства вечные в Сварге. Быть

может, мы сегодня погибнем, но мы не имеем иных ворот к жизни. И лучше быть

мертвым, чем быть чужим и рабствовать на чужих. И никогда не живет раб

лучше деспота, даже если тот ему потакает. Мы должны были слушаться князей

наших и воевать за землю нашу, как они говорят нам". И тут Индра пришел к

нам, чтобы мы сохранили свою силу в бою и стали твердыми, чтобы витязи наши

одолели, ибо сила наша - божеская, и нам не быть побежденными на поле.

Принесли мы жертвы богам своим на Руси, и гадали, смотря на полет птиц, и

увидели, что враги должны быть повержены долу в прах и кровь. И если мы

кольцо (стен) пробить осмелимся, то за ним окажутся греки, которые не имеют

силы, ибо они обабились - и мечи имеют тонкие, и щиты легкие, и скоро они

устают и на землю бросаются по слабости своей. И не успеют они получить

помощь от василийцев, и потому они должны будут сами встать на защиту свою.

И та Сурож нашей была - и станет нашей, и не должны мы их слушать. Они

говорили, что установили у нас письменность, чтобы мы приняли ее и утратили

свою. Но вспомните о том Иларе, который хотел учить детей наших и должен

был прятаться в наших домах, чтобы мы не знали, что он учит наши письмена и

то , как приносить жертвы богам нашим. И я вам поведал о том, что вы

победите греков. И будет так, как было, ибо я ясно видел Кия - отца нашего,

и он сказал мне, что мы уничтожим их, и унизим Хорсунь - для нас постыдную

мерзость, и будем великой державой с князьями нашими, городами великими,

несчетным железом, и будет у нас без числа потомков, а греков уменьшится, и

будут они на былое дивиться и качать головами. Делайте так, ибо будут у нас

и грозы многие, и громы гремящие, и два (княжества) объединятся, и встанет

многое другое. И так мы победим окончательно, утвердимся навеки. Многое

дадут нам боги, и ничто нас не унизит. Встаньте, как львы, - один за

одного! И держитесь за князя своего. И Перун будет с вами и даст вам

победу. Слава богам нашим до конца веков! И земле той - Руси отцовской,

земле нашей - всяких благ! И так будет всегда, ибо эти слова от богов.

3 21 - 6. В Суроже боги повержены в прах.

И вот храбрый поборол ту злую силу - обе сотни опоясанных воинов. И мы

должны были сохранить порванные одежды и поставили для богов хранилище. И

приходили к стене дубовой и к другой стене - и там хранили подобия наших

богов. Мы имели много хранилищ в Новгороде на реке Волхове, имели и в Киеве-

граде в Божьих лесах. А также имели на Волыни дулебское хранилище и в

Суроже на синем Сурожском море. И это великое оскорбление для нас, что в

сурожских хранилищах, добытых врагами, боги наши повержены во прах и должны

валяться, так как русичи не имеют сил, чтобы одолеть врагов в бою. И мы

имели рваные одежды такие же, как у странника, который ходил ночью по лесам

и порвал одежду свою на куски. Также и русские имели лохмотья на теле

русском. И мы не берегли одежды, лишь стремились славить богов, которые не

приемлют от нас жертв, потому что они раздражены нашей леностью. И все же

птица Матерь Сва славу нам предрекла и молила нас уберечь славу отцов. Но

не имели мы дерзости двинуться на рать и мечами своими взять землю нашу,

очистив ее от врагов. И вот тысячу триста лет мы храним наши святыни, а

ныне жены наши говорят, что мы - блаженные, что мы утратили разум свой и

стоим мы как агнцы перед врагами. Что не смеем пойти на брань и мечом

разить врагов наших. И вот грядет к нам Купала и говорит нам, что мы должны

стать воинами с чистыми телесами и душами нашими. И пошли мы по стопам его,

который пришел к нам и, нас охраняя, повел к суровой битве. И там мы

(погибнув) предстали б перед ликом Сварога. И так, идя к сече, мы хвалили

богов наших перед бранью, как в мирные дни. И вот Купалич сказал нам, что

мы достигли оное время, и будем теперь почитаемы за славу свою, и также с

отцами нашими пребудем.

2 7ж - 7. Не отдадим землю ни варягам ни грекам!

И мы ведали, что русский род должен собираться в десятки и в сотни, чтобы

напасть на врагов и снять с них головы. И тогда злые полягут, и звери

хищные, их поев, сдохнут. Текут реки великие по Руси, и журчат многие воды,

и поют они о стародавнем. О тех боярах, что не боялись идти к полям

готским, что многие лета боролись за вольность русскую, о тех, что не

берегли ничего, даже жизни своей, - о них говорит Берегиня. И бьет крыльями

Матерь Сва, славу поет та птица воинам борусинским, которые от римлян пали

около Дуная возле Троянова вала.

И они на прямом пути к тризне полегли, и Стрибоговы внуки пляшут над ними,

и плачут о них осенью, а студеной зимой о них причитают. И голуби дивные

так говорят, что погибли они славно и оставили земли свои не врагам, а

своим сыновьям. И так мы потомки их, и не лишимся мы земли нашей, не

отдадим ее ни варягам ни грекам. И тут Заря Красная пришла к нам, как жена

благая, и дала нам молоко, чтобы крепость и сила наша удвоилась. Ибо Заря

возвещает Солнце. И также слышали мы, как скачет вестник на коне к

солнечному закату, чтобы направить золотой челн к ночи, чтобы (солнечный)

воз был смирными волами влеком по синей степи. И так же Солнце ляжет спать

в ночи. И когда день приходит к вечеру, другой наездник появляется и так

говорит Солнцу, что воз и волы готовы и ожидают его на отмеченном пути, и

что Заря пролилась в степь, и позвала Мать, чтобы Сва поспешила...

3 8\2 - 8. Пришла Красная Заря. Греки злое говорят, но мы имеем имя славы.

И тут пришла Красная Заря, нанизывая драгоценные камни на убранство свое. И

ее мы приветствовали от сердца - как русские, а не как греки, которые не

знают о богах наших и говорят злое по невежеству. Но мы имеем имя славы- и

славу ту доказали на вражьем железе, когда приходили на их мечи. И даже

медведь остановился, чтобы услышать славу ту, и скакавшие аланы

остановились и потом говорили иным о русских: " Они не начали бы убивать,

если б не было нужды, - и этим русские гордятся, а греки воюют ради похоти

своей. И дают хлеб они не как греки, которые берут, а сами злобу таят на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ