Шпора: Вопрос
центром; предприятия не имели права на самостоятельную внешнеторговую
деятельность, которая осуществлялась через центральные внешнеэкономические
органы; деловая активность была низкой из-за избыточной численности
работников, их недостаточной мотивированности и административных границ
развития, задаваемых планами сверху. Преимущественное развитие получили
промышленные предприятия, инвестиции же в сферу торговли и услуг не
рассматривались как приоритетная задача и это стало причиной колоссального
отставания предприятий в отраслях народного хозяйства.
Крутой поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйства к
экономике рыночно-предпринимательского типа означает в то же время
необходимость разработки новой парадигмы управления (табл. 1.7). Таблица
1 .7
Старая и новая парадигмы управления (Российская Федерация)
Старая (сформировавшаяся в дореформенный период) | Новая (на период перехода на рыночные основы хозяйствования) | 1. Централизация управления единым народнохозяйственным комплексом 2. Моноцентрическая система хозяйствования 3. Прямое государственное управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий 4. Ограниченная хозяйственная самостоятельность предприятий, жесткая система распределения и связей между ними. | 1. Децентрализация на базе сочетания рыночного государственного регулирования социально-экономических процессов 2. Переход к полицентрической системе хозяйствования 3. Управление деятельностью предприятий на основе сочетания рыночных и административных методов 4. Самоуправление организаций негосударственного сектора экономики как открытых, социально ориентированных систем. |
Рассмотрим кратко основные положения новой парадигмы управления,
разработанной для условий Российской Федерации.
Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не
предполагает полного отказа от государственного регулирования
социально-экономических процессов, протекающих на уровне организаций и
предприятий. Движение к рынку — это сложный процесс, непременным и активным
участником которого должно быть государство. Рынок п. способен решить многих
проблем, связанных с нуждами всего общества, социальным единством страны,
проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных целевых
программ и т. д. Целесообразность регулирования рынка путем проведения
определенной государственной политики в таких областях, как
социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и
научно-техническая, была повсеместно признана после разрушительного кризиса
конца 20-х годов. Это не избавило нас от не менее грозных кризисов, которыми
было отмечено последнее десятилетие XX века. Их возникновение в нашей стране
напрямую связано с государственной политикой и регулированием экономических
процессов со стороны государства. Анализ причин системного финансового кризиса
1995-1998 гг., «бензинового» кризиса, кризиса в августе 1998 г. и др. показал,
что они заключаются прежде всего в политике сокращения вмешательства
государства в рыночную экономику, в отсутствии государственной стратегии, в
неразработанности принципов государственного управления, в плохой организации
его деятельности и в отсутствии механизмов достижения поставленных целей.
Повышение эффективности деятельности государства — главный фактор,
определяющий будущее России. Роль государства состоит в том, что оно должно
устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя
законодательство, государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта,
установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля
рационального использования природных ресурсов и т.п. На государство
возлагается и задача заполнения внерыночных зон хозяйствования. Здесь в первую
очередь имеются в виду: экологическая безопасность, социально-экономические
права человека, перераспределение доходов, ликвидация структурных и
региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических
отношений. Именно таким путем государство регулирует спрос и предложение на
макроуровне, не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне
организаций. Роль государственных органов должна меняться на протяжении всего
переходного периода от значительной в начале до минимальной в конце. Различны
будут и формы государственного воздействия: в них будет увеличиваться доля
таких «мягких» инструментов регулирования, как налоговая, кредитная,
амортизационная, тарифная политика. Фактором устойчивого экономического роста
должно стать управление развитием — важнейшая подсистема государственного
регулирования российской экономики. Она включает определение приоритетов
долгосрочного развития, активизацию роста научно-производственного потенциала
страны, формирование промышленной, внешнеторговой и бюджетной политики,
разработку механизмов их реализации. По мнению специалистов (см., например:
С. Глазьев. Управление развитием — фактор устойчивого экономического
роста // Проблемы теории и практики управления, №4, 1999; М. Делягин.
Государственное управление: проблемы и перспективы // Проблемы теории и
практики управления, №6, 1999), необходимым элементом такой политики
должно быть индикативное планирование, а сама политика должна органично
включать научно-техническую и промышленную политику, в том числе политику
реструктуризации предприятий, создавать условия для подъема
конкурентоспособности. Переход к полицентрической системе хозяйствования должен
обеспечить повышение роли самоуправления на всех уровнях. Центры
хозяйствования все больше перемещаются в регионы, экономическая
самостоятельность которых в переходный период должна расти. С одной стороны,
это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, с
другой, — существенно повышает роль координации общих усилий на уровне
управления народным хозяйством в целом. Только так обеспечивается
управляемость экономики страны. Одним из условий повышения роли самоуправления
является установление баланса полномочий ветвей власти, определяющего четкое
разделение прав и ответственности государственных органов на уровне федерации
и ее субъектов. В противном случае, как показывает практика, происходит
дублирование функций, что увеличивает расходы на содержание аппарата
управления и не способствует ответственному решению задач. Важным положением
новой парадигмы является установка на сочетание рыночных и административных
методов управления предприятиями государственного сектора. Государственный
сектор экономики сокращается за счет расширения сферы рыночного
предпринимательства, приватизации и акционирования. Однако на его долю
приходится существенная часть внутреннего валового продукта страны, что
повышает значение эффективного хозяйствования. Оно достигается на базе
комбинирования рыночных и административных методов. Концепция управления
организациями негосударственного сектора как открытыми, социально
ориентированными системами означает решительный поворот к рынку и
потребителю.Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна
самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей
совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение
внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание
коммуникаций — далеко не полный перечень задач, которые раньше решали
министерства и ведомства, а теперь стоят в ряду важнейших перед менеджментом
предприятия. Социальная ориентация организаций означает, что наряду с
экономической функцией они несут и огромную социальную ответственность перед
обществом (удовлетворение его потребностей в товарах и услугах), регионами
(экологическая безопасность, создание рабочих мест и т. п.) и трудовыми
коллективами.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 7), Россия является
социальным государством, в развитии которого должны реализовываться принципы
экономической свободы человека, участия работников в управлении (экономической
демократии), ответственности всех членов общества за положение дел в обществе
и ответственности государства за выработку и соблюдение правил поведения на
рынке. Они создают реальную основу для регулирования социально-трудовых
отношений, создания атмосферы сопричастности и общей заинтересованности в
коллективных результатах, для установления достойной социальной защиты и
эффективного участия государства в решении важнейших вопросов развития
общества. Однако предстоит много сделать, чтобы российские предприятия
активизировали социальную ориентацию своей деятельности и тем самым
способствовали реализации важной статьи Конституции. Поэтому в научных
разработках современного менеджмента усиливается внимание к таким проблемам,
как соотношение коллективных и индивидуальных интересов, участие работающих в
процессе принятия решений, усиление роли бригадной организации работ и
организационной культуры в управлении. Выводы
Рассмотрение содержания понятий «управление» и «менеджмент» показало их
идентичность, что позволяет использовать их как взаимозаменяемые.
Наряду с накоплением многотысячелетнего опыта в области менеджмента в XX в.
сформировалась наука управления, представленная многочисленными школами и
подходами.
Изменение взглядов, принципов и процессов в управлении происходит под
влиянием перемен в общественном развитии и в экономике.
Радикальное изменение системы взглядов на управление (парадигмы управления)
во второй половине XX в. связано с развитием рыночно-предпринимательских
экономических отношений.
Старая и новая парадигмы управления, сформулированные при переходе к
постиндустриальному обществу, являются отправными моментами, «пусковыми
механизмами» управленческих революций (бюрократической и «тихой»), которые в
странах с различным экономическим развитием проявляли свои черты со
значительным разрывом во времени. Под их влиянием формировались не только
новые теории науки, но и практика управленческой деятельности.
Смена парадигм управления в Российской Федерации вызвана двумя группами
факторов: во-первых, общемировыми и, во-вторых, характерными для управления
экономикой переходного периода. Это усиливает сложность перестроенных
процессов, результативность которых в значительной мере зависит от
организации работы и ее восприятия людьми в организациях.
4. Виды управленческой деятельности. Менеджер 21 века.
Образ современного менеджера неразрывно связан с его деловыми и личными
качествами. Под деловьши качествами менеджера понимаются его глубокие знания в
области организации бизнеса, труда, производства и управления, экономики,
психологии, права, социологии, умение из множества решений оперативно находить
наиболее оптимальное, добиваться четкой работы возглавляемого им коллектива в
целях достижения эффективности производства и оказываемых услуг, получения при
этом наибольшей прибыли. Профессиональная деятельность менеджера
характеризуется целым рядом специфических особенностей, знание которых является
основой для эффективной реализации управленческих целей. Руководитель решает
многообразные задачи, возникающие в ходе субъект-объектной деятельности
управления, в ходе развертывания субъект-субъектных отношений. Поэтому его
профессиональная деятельность, разворачиваясь по своим законам, испытывает
сильное влияние организационно-статусного окружения. Труд современного
руководителя (управленческая деятельность) имеет целый ряд существенных
особенностей, которые отличают его от трудовой деятельности непосредственных
исполнителей. Это определяется, прежде всего, тем, что в основе
профессиональной деятельности менеджера лежит постоянное воздействие на своих
подчиненных для побуждения их к действиям, приводящим организацию к успеху.
Другими словами, руководитель планирует, организует, мотивирует и
контролирует подчиненных, несет ответственность за положение дел, но саму
работу выполняют в основном подчиненные. Из этого следует, что
управленческая деятельность опосредуется по отношению к результатам
общеорганизационной (групповой) деятельности разнообразной деятельностью
исполнителей. Очень точно об этом пишет Д. Н. Завалишина, рассматривая
основные различия предметного мышления подчиненных и управленческого мышления
руководителей: «В предметно-действенном и оперативном мышлении "субъект
решения" и "субъект исполнения" совпадают, а в управленческом мышлении они
различны». Исходя из этого в сложной, многогранной деятельности менеджера
выделяют три основных аспекта: институциональный аспект
описывает как самих управляющих, так и тех, на кого направлены их управленческие
воздействия. Другими словами, институциональный аспект отвечает на вопросы:
«Кто управляет?» и «Кем управляют?; процессуальный аспект отражает ход
решения управленческих задач, процесс реализации функций управления,
особенности стиля управления. Другими словами, процессуальный аспект
управления направлен на исследование вопроса: «Как осуществляется
управление?»; инструментальный аспект характеризуется теми
организационными формами управления, которыми пользуются менеджеры для
достижения поставленных целей (различные совещания, приказы, распоряжения,
планы и графики, заслушивание отчетов, личные беседы и т. п.). Таким образом,
инструментальный аспект содержит в себе ответ на вопрос: «Посредством чего
осуществляется управление?». При этом каждый из указанных аспектов
менеджерского труда может быть детализирован в еще большей степени, рассмотрен
во времени (со своими этапами), могут быть исследованы закономерные сочетания
этих сторон. Очевидно, что управленческая деятельность представляет собой
гораздо более сложный, насыщенный различными ситуациями, спрессованный во
времени процесс, чем однообразная, узкоспециализированная деятельность
исполняющего работника. Один из известнейших специалистов по изучению
особенностей управленческого труда Генри Минцберг описывает его отличия
следующим образом: Почти всякая работа в обществе требует специализации и
концентрации. Станочники, овладев техникой изготовления какой-то детали на
своем станке, могут потом в течение многих недель заниматься этой операцией,
инженеры и программисты порой затрачивают месяцы на разработку какого-то моста
или компьютерной программы, торговцы большую часть жизни проводят, продавая
один и тот же вид продукции, Руководитель же не вправе ожидать такой
однородности в своей работе. Скорее, характерным для него будет
кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности.
К указанным Г. Минцбергом особенностям управленческого труда добавляется
(особенно в наши дни) еще одна немаловажная черти — работа в условиях
постоянно меняющейся внешней среды. Неожиданно изменившееся
законодательство, непредсказуемое поведение доставщиков и смежников, новые
запросы потребителей, несоответствие квалификации персонала запросам новой
ситуации. Это и многое другое заставляет современного менеджера работать,
во-первых, приспосабливаясь к наметившимся тенденциям (особенно
неблагоприятным), а во-вторых, находиться в состоянии постоянной готовности к
возможным изменениям в ближайшем будущем. Следующей существенной
характеристикой управленческого труда является постоянная необходимость
взаимодействия с людьми. При этом взаимодействие осуществляется, прежде
всего, с подчиненными (управленческое взаимодействие), оно направлено на
организацию и стимулирование эффективной работы сотрудников. В управленческом
взаимодействии руководитель реализует три основные функции (или стороны):
выдача распорядительной информации (отдать распоряжение, указание, что-либо
порекомендовать, посоветовать или высказать просьбу); получение обратной
информации, позволяющей руководителю определить, насколько поняли его
подчиненные, как обстоят дела с выполнением тех задач, которые были определенны
в блоке распорядительной информации; выдача оценочной информации, при помощи
которой до подчиненных доводятся оценки, суждения руководителя о том, с какой
эффективностью выполнено задание. Все указанные функции взаимодействия имеют
большое значение, но наибольшую важность представляют первая и третья из
перечисленных. Именно от того, насколько точно и понятно для исполнителя
будет сформулировано распоряжение, насколько оно по форме и своей сути будет
побуждать работника к эффективному выполнению задания, — настолько высоким
будет и качество исполнительской деятельности. С другой стороны, адекватная
оценка выполненной подчиненным работы также является необычайно важным
элементом управленческого взаимодействия. Управленческое взаимодействие по
своей форме является разнообразным процессом и может быть реализовано на
различных этапах управления. Если, например, взять в качестве критерия объект
(один человек или несколько) и средство (непосредственное или при помощи
специальных средств) управленческого взаимодействия, то можно выделить четыре
их основные группы. Индивидуальное непосредственное взаимодействие:
постановка задач, связанные с работой замечания, предоставление рекомендаций,
индивидуальные беседы, вручение юбилейных адресов, личная беседа,
аттестационные собеседования. Индивидуальное опосредованное взаимодействие:
использование диктофонной техники, общение по телефону, личная переписка,
рапорты, организация приемного времени, использование телефонной связи.
Групповое непосредственное взаимодействие: подведение итогов, объявления,
совещания, обсуждения, доклады, осмотры, собрания производственного
коллектива, вводные курсы» обучение руководящих кадров, работа комиссии.
Групповое опосредованное взаимодействие: ведение производственной хроники,
составление и использование производственных справочников, листовок, различного
рода формуляров, использование наглядных средств, выпуск производственной
газеты, использование внутренней радиосети. Необходимо указать на отличие.
Существенная особенность труда современного руководителя — это работа в
условиях постоянного дефицита времени. Менеджер находится в ситуации, где
нужно быстро принять решение по данному вопросу, наметить план действий по
решению другой задачи, тут же переключиться и провести переговоры по
перспективному вопросу, затем проконтролировать ход выполнения важной работы,
провести короткое совещание, позвонить (ответить) по телефону и т. д. и т. п.
Неудивительно, что многие руководители часто сетуют на то, что им редко
хватает времени для решения всех проблем. Многие из-за дефицита времени
допоздна задерживаются на работе. Это, однако, если и снимает остроту проблемы,
но приводит к трудностям в других немаловажных областях жизнедеятельности
руководителя, таких как отдых и семья. Работа в условиях постоянной нехватки
времени приводит к четкому планированию собственной деятельности и распорядка
дня (недели, месяца, квартала и т. д.). Остается отметить, что планирование
собственной управленческой деятельности обязательно должно подразумевать
возможность непредвиденных событий. Если в плане не предусмотрен резерв времени
на такого рода события, то каким бы продуманным, обоснованным и исполнимым он
не казался его автору-менеджеру, скорее всего план не будет полностью
реализован
5.Внешняя и внутренняя среда организации Внутренняя среда
организации Внутренние переменные – ситуационные факторы внутри
организации. В основном явл-ся рез-ом управленческих решений. Основные
переменные: цели, структура, задачи, технология и люди. Цели
– конкретные конечные состояния или желаемый рез-ат, кот. стремится добиться
группа, работая вместе. В подразделениях, так же как и во всей организации
необходима выработка целей, причем они должны составить конкретный вклад в цели
организации как целого, а не вступать в противоречия с целями других
подразделений. Структура организации – это логические
взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в
такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Во всех организациях имеет место горизонтальное разделение труда по
специализированным линиям. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное
разделение труда. Число лиц, подчиненных одному руководителю представляет собой
сферу контроля. Нет идеальной сферы контроля. Задачи – предписанная
работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее
оговоренные сроки. Задачи делятся на три категории: работа с людьми, предметами
и инфой. Технология – средство преобразования сырья (будь то
люди, инфа, материалы) в искомые продукты и услуги. Задачи и технология тесно
связаны м/д собой. Выполнение задачи включает использование конкретной
технологии. Вудворд выделял три технологии производства: 1. Единичное
производство 2. Массовое или крупносерийное производство 3. Непрерывное
произв-во. Люди – люди явл-ся центральным фактором в любой
модели управления. Есть три аспекта человеческой переменной в ситуационном
подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах,
характер поведения руководителя, функционирование менеджера и роли лидера.
Областью в кот. люди различаются наиболее наглядно явл-ся индивидуальные
способности, присущие человеку. У одних людей способности больше, чем у
других. Предрасположенность – имеющийся потенциал человека в отношении
какой либо конкретной работы. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей
совокупности они рассматриваются как социо Внешняя среда организации
Все факторы внешней среды: относятся к неконтролируемым со стороны компании;
рассматриваются как совокупность 2-х факторов: прямого и косвенного
воздействия. Ф-ры прямого воздействия – те, с кот компания находится в
непосредственном взаимодействии и испытывает их прямое влияние на себе: 1)
поставщики материалов, оборудования, энергии и т.д.; 2) законы и гос органы –
каждая компания имеет свой правовой, кот определяет какие и как она может вести
дела, какие имеет права и какие обязанности она несёт перед государством; 3)
потребители – этот фактор в условиях рынка является основой функционирования и
развития компании, именно от них зависит сможет ли компания возместить свои
издержки и получить прибыль; 4) конкуренты – недооценка их приводит даже
преуспевающие компании к значительным потерям, т.к. конкуренты во многих
случаях определяют какой товар и по какой цене можно продавать; 5)
собственники – одно из главных влияний на компанию оказывают её ОПФ и
собственники компании. Этот фактор тесно переплетается как с внешней так и с
внутренней средой. Факторы косвенного воздействия – не оказывают такого влияния
на компания, как прямые: 1) экономическое окружение оно характеризуется уровнем
развития и состояния экономики. Состояние экономики оказывает влияние на
стоимость ресурсов и на спрос товаров и услуг; 2) политическое окружение –
способы политических целей и задач, находящегося у власти правительства. От
политики зависит стабильность развития компании; 3) технологическое окружение –
технология является одновременно и внешним фактором компании и её внутренней
переменной. В качестве внешнего фактора она отражает уровень НТР, что влияет на
организацию деятельности компании; 4) социально культурное окружение –
демографическое состояние общества, отношения компании с местным населением; 5)
м/дународное окружение – в основном действует на компании, кот действуют на
м/дународном рынке или использующих зарубежные материалы и технологии.
Организация – группа людей, деят-ть кот. сознательно координируется для
достижения поставленных целей. Эл-ми орг-ции явл-ся наличие не мене 2-х ч-к,
единства целей, совместный общественно полезный труд, наличие формальной и
неформ-й организации внутри самой организации. Система – некая
целостность состоящая из взаимозависимых частей, каждая из кот. выполняет свои
функции и вносит свой вклад в функционирование целого. Системы бывают двух
типов: Закрытая – имеет жесткие границы и ее функционирование
относительно независимо от окружающей среды. Открытая – система
тесного взаимодействия с окружающей средой, такая система не явл-ся
самообеспечивающейся и зависит от ресурсов поступающих извне. Хар-ка
внешней среды Микросреда – среда, оказывающая прямое непосредственное
воздействие на организацию. Макросреда – оказывает
опосредованное воздействие на организацию. Эл-ты микросреды:
поставщикиàфирма и ее конкурентыàпосредникиàпотребители.
Поставщики – деловые фирмы, обеспечивающие компанию и ее конкурентов
необходимыми ресурсами (энергетическими, мат., инф-ми, чел-ми, сырьевыми) для
производства товаров и услуг. Посредники – деловые фирмы,
помогающие компании в продвижении сбыта и распространении ее товаров среди
потребителей. К ним относятся: торговые, кредитно-фин-ые, маркетинг-е
агентства. Торговые посредники – деловые фирмы и лица
подыскивающие клиентов и (или) продающие им товары и услуги. Они делятся на
оптовых и розничных. Торговые посредники: 1) оптовые: а)
зависимые (сбытовые агенты, промышленные агенты) б) независимые (дилеры,
дистрибьюторы, маклеры, брокеры) 2) розничные а) магазинная торговля б)
немагазинная торговля (почта, и-нет и т.д.). Независимые торговцы
– деловые торговые фирмы, закупающие за собственный счет и на свое имя и
реализующие его по своему усмотрению. Брокеры получают за свою
посредническую деят-ть (сведение покупателя с продавцом), получают комиссионное
вознаграждение в размере от 3 до 6% от сделки. Брокер заинтересован в
нахождении выгодного покупателя для выгодного продавца. Зависимые
оптовые продавцы – осуществляют сделки от имени производителя и за его
счет, но не получают зарплату, а получают комиссионные (до 13%). М/д
производителем и агентом заключается агентское соглашение где оговариваются все
права и обязанности сторон. Фирмы спец-ы по организации
товародвижения: 1. транспортные организации 2. базы и склады. Они помогают
производителям создать запасы своих изделий и продвигать их от места
производства до места назначения. Базы и склады – предприятия
обеспечивающие накопление и сохранность грузов. Транспортные организации
: железнодорожный, воздушный, авто, водный, трубопровод. Кредитно
фин-е учреждения – помогают кампаниям финансировать сделки и страховать
грузы в связи с транспортировкой Агентства по оказанию маркетинговых услуг
– рекламные агентства, консалтинговые агентства. Конкуренты.
Конкурентная структура экономики может быть 4-х видов: 1. Монополия
– один производитель и один продавец, рынок не нуждается в поддержании цен и
рекламе. Против монополии работают антимонопольные законы. 2.
Олигополия (олигархи) – неск-ко производителей контролируют общее
производство и сбыт аналогичных товаров. Ключевой чертой явл-ся неценовая
конкуренция. 3. Монополистическая конкуренция – превалирует на
рынке сравнительно большое число компаний, более мелких в сравнении с
олигополистическими, предлагающие сходные продукты, каждая из кот. контролирует
небольшую долю рынка. Каждая из фирм имеет небольшое влияние на изменение
цен, в связи с чем конкуренты проводят политику сегментации рынка.
Сегментация рынка – процесс разделения потребителей на однородные группы в
соотв-ии с одинаковыми признаками и реакцией на данный товар.
Признаки сегментации: 1) географический – процесс разделения
потребителей на тех кто проживает в столице и провинции, в большом городе и
маленьком, селе, т.е. по административному делению. 2) по климатическим
условиям 3) демографический – самый распространенный –
смертность, рождаемость, продолжительность жизни 4) социально
экономический – в основе уровень доходов и соц. статус потребителей. 5)
психологический – разделение людей по стилю и образу жизни, по хар-ру затрат
как он осуществляется, по типу личности.
технические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет
на все другие
6. Организационная структура, ее формирование и изменение.
Понятие организации. Под "организацией" следует понимать предприятие,
фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования. Таким образом,
организация - это группа людей, деятельность которых сознательно
координируется для достижения общей цели или целей. Решение о выборе структуры
организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена.
Руководители низового и среднего звеньев лишь помогают ему, предоставляя
необходимую информацию, а в более крупных организациях и предлагая структуру
подчиненных им подразделений, соответствующую общей структуре организации,
выбранной высшим руководством. В широком смысле задача менеджеров при этом
состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и
задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним
факторам. Общие характеристики организаций. Вначале руководители должны
осуществить разделение организации на широкие сферы, затем поставить конкретные
задачи—подобно тому как в планировании сначала формулируются общие задачи, —
а потом составить конкретные правила. Таким образом, последовательность
действий следующая : 1. Осуществите деление организации по горизонтали на
широкие блоки, соответвующие важнейшим направлениям деятельности по реализации
стратегии. Решите, какие виды деятельности должны выполняться линейными
подразделениями, а какие - штабными. 2.Установите соотношения полномочий
различных должностей. При этом руководство устанавливает цель команд, если
необходимо, производит дальнейшее деление на более мелкие организационные
подразделения, чтобы более эффективно использовать специализацию и избежать
перегрузки руководства. 3Определите должностные обязанности как совокупность
определенных задач и функций и поручите их выполнение конкретным лицами. Важно
понять, что появившаяся в итоге разработки организационная структура — это не
застывшая форма, подобная каркасу здания. Поскольку организационные структуры
основываются на планах, то существенные изменения в планах могут потребовать
соответствующих изменений в структуре. И в самом деле, в действующих
организациях к процессу изменения организационной структуры следует относиться
как к реорганизации, т.к. этот процесс, как и все функции организации,
бесконечен. В настоящее время успешно функционирующие организации регулярно
оценивают степень адекватности своих организационных структур и изменяют их
так, как этого требуют внешние условия. Варианты организационных
структур:Бюрократическая организационная система характеризуется высокой
степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд,
наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, и подбором кадров по
их деловым и профессиональным качествам. Вебер называл такую структуру
«рациональной», поскольку предполагается, что решения, принятые бюрократией,
имеют объективный характер. Большинство современных организаций
представляют собой варианты бюрократии. Причина столь длительного и
широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что
ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных
фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Для
того, чтобы учесть и отразить все эти различия в задачах, стратегических и
оперативных планах организации, руководители используют различные системы
департаментализации. Это понятие означает процесс деления организации на
отдельные блоки, которые могут называться отделами, отделениями или секторами
. Функциональная структура — это процесс деления организации на
отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную
задачу и обязанности. В принципе создание функциональной структуры сводится к
группировке персонала по тем широким задачам, которые они выполняют. Конкретные
характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют
наиболее важным направлениям деятельности всей организации. Традиционные
функциональные блоки компании — это отделы производства, маркетинга и финансов.
Это широкие области деятельности или функции, которые имеются в каждой компании
для обеспечения достижения целей организации. Однако, конкретные названия
таких отделов могут варьировать, и традиционные обозначения не дают точного
описания важнейших функций некоторых направлений предпринимательской
деятельности, особенно в сфере услуг. Основные функциональные отделы можно в
свою очередь подразделять на более мелкие функциональные подразделения. Они
называются вторичными или производными. Основная идея здесь состоит в том,
чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допускать
перегрузки руководства. При этом необходимо соблюдать известную осторожность с
тем, чтобы такой отдел (или подразделение) не ставили бы свои собственные цели
выше общих целей всей организации. Идея вторичных подразделений применима к
любой организационной структуре. Функциональную структуру целесообразно
использовать в тех организациях, которые выпускают относительно ограниченную
номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях и для
обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих
задач. Дивизиональная структура подходит для организаций с
широкой номенклатурой продукции, действующих в среде с быстро меняющимися
потребительскими и технологическими потребностями, а также для организаций,
осуществляющих свою деятельность в широких международных масштабах,
одновременно на нескольких рынках в странах с различными
социально-экономическими системами и законодательством. Чтобы справиться с
новыми проблемами, обусловленными размером фирмы, диверсификацией, технологией
и изменениями внешней среды, была разработана дивизиональная организационная
структура, в соответствии с которой деление организации на элементы и
блоки происходит по видам товаров или услуг, группам покупателей или
географическим регионам. Продуктовая структура. Один из наиболее
распространенных способов развития фирм состоит в том, что они увеличивают
ассортимент производимой и реализуемой продукции. Если управление этим
процессом осуществляется успешно, то несколько продуктовых линий могут
достигнуть настолько высокого объема продаж, что сами могут потребовать
существенной структуризации и окажутся решающим фактором успеха организации в
целом. В настоящее время большинство крупнейших производителей потребительских
товаров с диверсифицированной продукцией используют дивизионально-
продуктовую структуру организации: при этой структуре полномочия по
руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются
одному руководителю, который является ответственным за данный тип продукции.
Руководители вторичных функциональных служб (производственной, технической и
сбыта) должны отчитываться перед управляющим по этому продукту. Возможный
недостаток продуктовой структуры — увеличение затрат вследствие дублирования
одних и тех же видов работ для различных видов продукции. Организационная
структура ориентированная на потребителя, при которой все ее
подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей. Цель такой
структуры состоит в том, чтобы удовлетворить этих потребителей так же хорошо,
как и организация, которая обслуживает всего одну их группу.
Региональная организационная структура. Если деятельность
организации охватывает большие географические зоны, особенно в международном
масштабе, то может оказаться целесообразной структура организации по
территориальному признаку, т.е. по месту расположения ее подразделений
Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|