Шпора: Вопрос
2)процессуальные теории мотивации - более современные, базируются в первую
очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания (это теория
ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера). Названные
теории, хотя и расходятся по ряду вопросов, не являются взаимоисключающими. С
учетом того, что структура потребностей человека определяется его местом в
организации или ранее приобретенным опытом, можно сказать, что для мотивации
нет какого-то одного лучшего способа (теории). То что оказывается лучшим для
мотивации одних людей, совершенно непригодно для других. Содержательные
теории мотивации. Иерархия потребностей, по Маслоу. Маслоу из всего
разнообразия потребностей выделяет пять: 1)физиологические потребности;
2)потребности в безопасности и уверенности в будущем; 3)социальные потребности
(принадлежность к коллективу, поддержка в коллективе и т.д.); 4)потребности в
уважении; 5)потребности самовыражения. По теории Маслоу все потребности можно
расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим он хотел показать,
что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют
на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности
более высоких уровней. В итоге вывод: если Вы руководитель, то Вам нужно
решить, какие активные потребности движут людьми. Поскольку со временем эти
потребности меняются, нельзя рассчитывать, что мотивация, сработавшая один раз,
будет эффективно работать все время. Теория Маслоу имеет свои недостатки.
Видимо, четкой идеи ступенчатой иерархической структуры потребностей, по
Маслоу, не существует. Не получила полного подтверждения и концепция
наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не
приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в
качестве фактора мотивации деятельности человека. В теории Маслоу не удалось
учесть индивидуальные особенности людей, а ведь руководитель должен знать, что
предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений. Разные люди
любят разные вещи. Процессуальные теории мотивации. В рамках
процессуальных теорий анализируется то, как человек распределяет усилия для
достижения конкретных целей и как выбирает конкретный вид поведения.
Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают,
что поведение людей определяется не только ими, но и социальными
потребностями. Имеются три основные процессуальные теории мотивации:
теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера. Основная мысль
теории ожиданий состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип
поведения приведет к удовлетворению желаемого. Теория ожидания подчеркивает
важность трех взаимосвязей: затраты труда - результаты; результаты -
вознаграждение; вознаграждение - валентность (удовлетворенность
вознаграждением). То, как люди распределяют и направляют свои усилия на
достижение поставленных целей, дает ответ теория справедливости. Речь
идет о том, что люди субъективно определяют отношение полученного
вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением
других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает
дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое
напряжение. В этом случае необходимо мотивировать данного работника, снять
напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс. Это можно
сделать, изменив уровень затрачиваемых усилий либо уровень получаемого
вознаграждения.Основной вывод теории справедливости для практики управления
заключается в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они
получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать
интенсивность труда. Менеджеру, однако, следует иметь в виду, что оценка
справедливости носит относительный, а не абсолютный характер. Здесь играет
роль чувство личного "Я". Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную
процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории
справедливости (модель Портера-Лоулера), т.е. в их модели фигурирует пять
переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты,
вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели Портера-Лоулера,
достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его
способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли.
Рзультативный труд доставляет удовлетворение. Ученые считают, что чувство
выполненной работы ведет к удовлетворению и, по-видимому, способствует
повышению результативности труда. Практика управления подтверждает эту мысль:
высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не
следствием его. В связи с тем, что существуют различные пути мотивации,
менеджер должен: во-первых, установить набор критериев (принципов), которые
наиболее сильно влияют на поведение сотрудника. Данные критерии, сведенные
воедино, формируют какую-то личную философию, которая представляет собой
основополагающее поведение. Функция контроля. Итак, составлен план
организации, создана ее структура, заполнены рабочие места и определены мотивы
поведения сотрудников. Остается еще один компонент, который необходимо добавить
к функциям управления, - это контроль. Управленческий контроль не является
разовой акцией. Это процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирование
разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения
управленческих задач. Эффективный управленческий контроль создается на основе
его соединения с процессом стратегического планирования. Он обеспечивает
наблюдение за осуществлением стратегических планов таким образом, чтобы
менеджеры могли определить, насколько хорошо они выполняются и где необходимо
сделать изменения или применить регулирующие меры. В самом общем виде контроль
можно определить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически
достигнутых результатов с запланированными. Как видно из определения, контроль
имеет меньшее отношение к отдаванию приказов сотрудникам, и большее - к
процедуре оценки успешности выполнения намеченных организацией планов и
удовлетворения потребностей внутренней и внешней среды. В процессе контроля
можно получить ответы на следующие вопросы: чему мы научились? что в следующий
раз следует делать иначе? в чем причина отклонений от намеченного? какое
воздействие оказал контроль на принятие решений? было ли воздействие контроля
позитивным или негативным? какие выводы следует сделать для выработки новых
целей? В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие
основные требования-критерии: 1)эффективность контроля -
определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с
обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков;
сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);2
)эффект влияния на людей - выясняется вопрос, вызывает ли у работников
применяемая технология контроля положительные стимулы или негативные,
стрессовые реакции (демотивация труда); 3) выполнение задач контроля -
контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления
организацией; способствовать устранению отклонений; выработке эффективных
решений; 4)определение границ контроля - контрольные мероприятия не
могут осуществляться без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна
позволять выявить отклонения на самой ранней стадии. Нужно соблюдать нормы
контроля, определенные действующим законодательством. Различают следующие
виды контроля. 1. Предварительный контроль. Он напоминает айсберг,
большая часть которого, как известно, скрыта под водой. Это связано с тем, что
некоторые аспекты контроля могут быть замаскированы среди других функций
управления. Предварительным контроль называется потому, что он осуществляется
до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного
контроля является реализация (не создание, а именно реализация) определенных
правил, процедур и линий поведения. В организациях предварительный контроль
используется в трех ключевых областях: человеческих, материальных и финансовых
ресурсах. В области человеческих ресурсов контроль достигается за счет анализа
тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для
выполнения конкретных задач организации, в области материальных - контроль за
качеством сырья, чтобы сделать отличный товар. В области финансовых ресурсов
механизмом предварительного контроля является бюджет в том смысле, что он дает
ответ на вопрос, когда, сколько и каких средств (наличных, безналичных)
потребуется организации. В процессе предварительного контроля возможно выявить
и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты. Он имеет две
разновидности: диагностический и терапевтический. Диагностический контроль
включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и
т.п., указывающие на то, что в организации что-то не в порядке.
Терапевтический контроль позволяет не только выявить отклонения от нормативов,
но и принять исправительные меры. 2. Текущий контроль. Он осуществляется
в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются сотрудники, а сам он
- прерогатива их непосредственного начальника. Он позволяет исключить
отклонения от намеченных планов и инструкций. Для того чтобы осуществить
текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с
обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего
применения, следят за отклонениями от намеченных целей, корректируют
отклонения для достижения этих целей. 3. Заключительный контроль. Цель
такого контроля - помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках
заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа
выполнена (при текущем — в процессе ее выполнения). Хотя заключительный
контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в
момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информацию для
планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в
будущем, во-вторых, способствует мотивации. В процедуре контроля есть три
четко различимых этапа. 1. Этап А - установление стандартов. Стандарты -
это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Данные
цели явным образом "вырастают" из процесса планирования. На первом этапе
необходимо определить временные рамки и конкретный критерий, по которому
оценивается работа. Это и есть результативность. Показатель результативности
точно определяет то, что должно быть получено для достижения поставленных
целей. 2. Этап Б - сопоставление достигнутых результатов с
установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить,
насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом нужно
принять еще одно очень важное решение: насколько допустимы или относительно
безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. Эта деятельность наиболее
заметна и заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов,
передаче информации и ее оценке. 3. Этап В — принятие необходимых
корректирующих действий. Контроль хотя и важен, но может быть весьма
дорогостоящим. Поэтому решение о том, какой тип контроля применить, требует
тщательного обдумывания. Функция контроля не является конечным пунктом всего
процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не
существует вообще, так как каждая управленческая функция движима другой.
Возникает своего рода постепенное круговое движение. Например, информация,
полученная в процессе контроля, может использоваться на этапе планирования,
организации и мотивации сотрудников. Менеджеры высокого уровня большую часть
своего рабочего времени тратят на осуществление функций планирования и
контроля, а более низкого уровня (линейные менеджеры) больше заняты подбором
кадров, организацией их труда. Однако на всех уровнях управления они в
определенной мере используют и выполняют все четыре функции управления:
планирования, организации, мотивации и контроля. Менеджеров на всех уровнях
оценивают по двум основным критериям: результативности (т.е. возможности
достичь желаемого результата) и эффективности (возможности достичь результата
с наименьшими затратами).
9. Методы менеджмента.
Реализация рассмотренных ранее функций и принципов управления осуществляется
путем применения различных методов. Метод управления - это
совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для
достижения поставленных организацией целей. Слово "метод" греческого
происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо
цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой
деятельности. По сути способы осуществления управленческой деятельности,
применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как
методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям
практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил,
приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку
и реализацию целей. В практике управлений как правило, одновременно применяют
различные методы и их сочетания (комбинации). Можно выделить следующие методы
управления: организационно-административные, основанные на прямых директивных
указаниях; экономические, обусловленные экономическими стимулами;
социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности
сотрудников. Организационно-административные методы управления.
Объективной основой использования этих методов управления выступают
организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку
через их посредство реализуется одна из важнейших функций управлени - функция
организации, задача организационно-административной деятельности состоит в
координации действий подчиненных. Мы совершенно справедливо критиковали и
критикуем рычаги административного управления, однако следует иметь в виду,
что никакие экономические методы не смогут существовать без
организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость,
дисциплинированность и порядок работы коллектива. Важно определить оптимальное
сочетание, рациональное соотношение организационно-административных и
экономических методов. Организационно-административные методы в основном
опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и
ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект
власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право. Однако
административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными
методами руководства, т.е. администрированием. Организационно-административные
методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы,
распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль
за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой
дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и
дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и
хозяйственного законодательства, основными целями которого являются: правовое
регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных
интересов предприятия и его работников в соответствии с КЗоТ и другими
законодательными актами. В рамках организации возможны три формы проявления
организационно-административных методов: 1) обязательное предписание (приказ,
запрет и т.п.); 2)согласительные (консультация, компромисс); 3)рекомендации,
пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.). Как правило, это
прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления (волевое
воздействие руководителя на подчиненных), которые направлены на соблюдение
законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях
оптимизации производственных процессов. Организационно-административные методы
отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения
распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое
нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.
Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки,
даже если это невыгодно исполнителю. По существу
организационно-административные методы - это методы принуждения, которые
сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную
потребность. В целом организационно-административные методы руководства
существуют в форме организационного и распорядительного воздействия. Анализ
содержания управления организацией показал, что, в сущности, вся система
пронизана организационно-распорядительной деятельностью.
Организационно-административное воздействие включает в себя следующие
компоненты: виды и типы воздействия, адресат, постановка задания и определение
критерия его выполнения, установление ответственности, инструктаж подчиненных
и т.д. В организации эти методы служат средством прямого воздействия на
процесс производства и труд работников, что позволяет координировать
выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи. Это создает
благоприятные условия для существования и развития управляемой системы,
оказывает целенаправленное воздействие на объект управления. К характерным
особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя
и подчиненного. Однако в целом прямые воздействия в конечном счете ведут к
усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Поэтому
наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются
посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий.
Экономические методы управления. Экономическим методам управления
отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления
определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их
основе объективными потребностями и интересами людей. Принципиальный вопрос
коллективной организации труда в фирме - овладение экономическими методами
управления, которые применительно к управлению организацией представляют собой
совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект,
удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими
словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы
управляемого объекта. Чтобы экономические методы управления были действенными,
необходимо как минимум обеспечить "отзывчивость" организации на экономические
рычаги. Без этого теряет смысл расширение прав структурных единиц и
самофинансирование организации. В свою очередь расширение самостоятельности
ведет к большей свободе коллективов в хозяйственной деятельности и
экономическим методам руководства. Только в условиях обоснованной
самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам
руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом
(прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. Экономические
методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно
в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы
материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников
производственного процесса. Проблема здесь в том, чтобы создать условия, при
которых бы экономические методы были действенны и целенаправленны. Вся
сложность проблемы состоит в обеспечении комплексной субординации
хозяйственных связей и экономических зависимостей трудового коллектива в
отношениях с организациями, учреждениями, иными структурами
народнохозяйственного комплекса и членами своего коллектива. Выпадение или
ослабление какого-либо звена в этой системе связей снижает эффективность
экономического руководства. Перестройка экономического механизма по
совершенствованию планирования, экономического стимулирования и управления
должна обеспечить необходимые социально-экономические предпосылки реализации
программы перехода на работу в условиях рынка. Для этого коренным образом
должны измениться методология и технология планирования, в основе которых
лежит нормативный метод. С учетом нормативов формируются взаимоотношения
организации как с вышестоящими органами управления, так и с бюджетом.
Применение стабильных нормативов позволит улучшить систему образования средств,
остающихся в распоряжении организации для решения различных экономических и
социальных задач. Т.е. после осуществления обязательных отчислений и платежей
(отчислений от доходов в бюджет и отчислений органам управления для
образования централизованных резервов и фондов, предназначенных для
финансирования мероприятий по развитию всей системы подведомственных
предприятий, а также для оказания помощи предприятиям, имеющим финансовые
затруднения) образуются фонды производственного и социального развития и
оплаты труда. В конечном итоге формируются доходы (прибыль) организации. В
некоторых рыночных структурах эти фонды не выделяются, а образованная прибыль
по решению трудового коллектива распределяется на развитие производственной и
материальной сфер. Основной смысл всей работы в этом направлении сводится к
тому, чтобы поставить органы руководства и трудовые коллективы в такие условия,
при которых бы они могли максимально полно учитывать экономические последствия
их управленческой и производственной деятельности. Таким образом, основная
задача изменения хозяйственного механизма состоит в том, чтобы создать такие
экономические и организационные условия, при которых бы организация выполняла
возложенные на нее функции на самом высоком уровне. В отличие от
организационно-административных экономические методы руководства предполагают
разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Это
своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате
повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие
условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной
работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и
т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических
методов управления должны развиваться и укрепляться
организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться
профессионализм и культура их применения. Конкретный набор и содержание
рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы.
В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы
руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ,
хозрасчет, ценообразование, финансирование. Для решения экономических задач в
управлении организацией широко применяются и экономико-математические методы,
поскольку основным свойством экономических задач является большое число
ограничительных условий и множество решений. Их экономическую сущность может
выразить математическая модель, представляющая собой систему ограничительных
условий, налагаемых на неизвестные переменные. С помощью
экономико-математических методов можно получить конкретные данные,
характеризующие то или иное экономическое явление, и найти наиболее эффективные
решения. Здесь налицо своеобразная "обратная связь": не только математика
служит развитию экономики, но и экономика способствует развитию математики.
Однако в этой области пока существует определенный разрыв: потребности
экономики опережают возможности математики. Социально-психологические
методы. Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда
психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью
целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю
сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические
исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного
руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний, то на 85 % - от
умения работать с людьми. \3ная особенности поведения, характера каждого
отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для
коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой
психологический климат. Поэтому существенным условием образования и развития
трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической
совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания
человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в
коллективе, производительность труда примерно в 1,5 раза может увеличиться или
в несколько раз уменьшиться. Недостаточное внимание к социальным и
психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в
коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика,
формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства
товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно идет в коллективах
рыночного типа. Чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным,
необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных
исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и
коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей
применяются социально-психологические методы, которые представляют собой
совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и
связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы,
протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду,
воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения
административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.
Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный
пример, авторитет и т.д.)Главная цель применения этих методов - формирование в
коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в
значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и
экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели
могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и
качества работы - человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство
позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать
благоприятные условия для труда и в конечном счете формировать коллектив с
едиными целями и задачами. Основное средство воздействия на коллектив -
убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу
человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной
деятельности. Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира
личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и
активизации коллектива, объектом же социально-психологического руководства в
трудовом коллективе являются взаимоотношения работников, их отношение к
средствам труда и окружающей среде. Необходимость использования в практике
управления организацией социально-психологических методов руководства
очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и
потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации,
принимать оптимальные управленческие решения. Приемы и способы
социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью
руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в
области социальной психологии. Социально-психологические методы руководства
требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие
использовать разнообразные аспекты управления. Успех деятельности руководителя
в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные
формы социально-психологического воздействия, которые в конечном счете
сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого
воздействия можно рекомендовать: планирование социального развития тpyдовых
коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности,
экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие
производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма
участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды.
10. Управленческие решения: требования к решениям, этапы принятия, оценка
эффективности.
Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать
правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они
реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, т- е.
планирование, организация, мотивация и контроль. Выработка и принятие решений -
это творческий процесс е деятельности руководителей. Он, как правило, включает
ряд стадий:
выработку
и постановку цели; изучение проблемы; выбор и обоснование критериев
эффективности и возможных последствий принимаемых решений; рассмотрение
вариантов решений; выбор и окончательное формулирование решения; принятие
решения; доведение решений до исполнителей; контроль за выполнением решений.
Под управленческим решением понимают выбор альтернативы; акт, направленный на
разрешение проблемной ситуации. В конечном итоге управленческое решение
представляется как результат управленческой деятельности. Виды
управленческих решений. Их можно классифицировать по многочисленным
признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается
решение. Обычно решения принимаются в обстановке определенности, риска
(неопределенности). В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в
результатах каждой из альтернатив. В обстановке риска (неопределенности)
максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для
каждой альтернативы. Существуют и другие критерии классификации управленческих
решений: по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные
решения; по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся; по
широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;
по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные решения; по
сложности: простые и сложные; по жесткости регламентации: контурные,
структурированные и алгоритмические. Контурные решения лишь приблизительно
обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора
приемов и методов их осуществления. Структурированные предполагают жесткое
регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может
проявляться лишь в решении второстепенных вопросов. Алгоритмические - предельно
жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их
инициативу. Определенный интерес представляет классификация управленческих
решений, данная М.Месконом, М.Альбертом и Ф.Хе-доури, которые выделяют
организационные, интуитивные и рациональные решения. Организационное
решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить
обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения
- обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.
Организационные решения можно разделить на две группы: I)запрограммированные;
2) незапрограммированные. В запрограммированном решении число возможных
альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений,
заданных организацией. Незапрограммированные решения - это решения, требующие
в определенной мере новых ситуаций; они внутренне не структурированы или
сопряжены с неизвестными факторами. В управленческой практике сложились два
основных подхода к принятию решений: индивидуальный и групповой. В рамках
индивидуального подхода наибольшую значимость приобретает централизация
принятия решений. Имеется в виду что большая часть решений в организации
принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой
группой менеджеров. При групповом подходе к принятию решения менеджер любого
управленческого уровня привлекает служащих. В этом случае менеджер высшего
уровня управления, ответственный за принятие данного решения, делегирует
полномочия (передает ответственность по принятию решения) на самый низкий
управленческий уровень. Этот подход защищает главных менеджеров от возможности
увязнуть в решении мелких ежедневных проблем. Интуитивные решения -
это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Решения,
основанные на суждениях —это выбор, обусловленный знаниями или накопленным
опытом. Рациональное решение отличается от других тем, что не зависит
от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного аналитического
процесса. Процесс принятия решений. В процессе принятия решения
менеджеру необходимо дать ответы на следующие вопросы: что делать, как делать,
кому поручить работу, для кого делать, где делать, что это дает. Процесс
принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и
операций. Вопросы о том, сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия
решений, каково конкретное содержание каждой из них, - спорные и неодинаково
решаются менеджерами. Это зависит от квалификации руководителя, ситуации,
стиля руководства и культуры организации. Важно, чтобы каждый менеджер понимал
сильные стороны и ограничения каждого подхода и процедуры принятия решения и
умел выбрать лучший вариант с учетом ситуации и собственного стиля управления.
Классический подход к принятию управленческого решения состоит в соблюдении
определенной процедуры и выполнении обязательных действий. 1. Постановка
проблемы состоит в ее обнаружении и оценке. Обнаружение проблемы - это
осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов.
Источники из которых менеджер может узнать о существовании проблемы, включают
в себя личный обзор и анализ информации общественное мнение и т.д. Мнение
других менеджеров и подчиненных тоже является важным источником при
обнаружении проблемы. Оценка проблемы - это установление ее масштабов и
природы тогда, когда проблема обнаружена. Определение масштабов проблемы не
означает нахождение ее причины и источника. Речь идет лишь об оценке размера
средств для ее решения и степени ее серьезности. 2.Выявление ограничений и
определение альтернатив. Причиной проблемы могут быть находящиеся
вне организации силы (внешняя среда), которые менеджер не в силах изменить.
Ограничения такого рода сужают возможности принятия оптимальных решений.
Поэтому необходимо определить источник и суть ограничений и наметить возможные
альтернативы. Т.е. целесообразно выявить всё возможные действия, устраняющие
причины проблемы. 3.Принятие решения. На этой стадии
разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка и отбирается
альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями. 4.Реализация
решения. Процесс не заканчивается выбором альтернативы. На стадии
реализации принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до
исполнителей, т.е. ценность решения состоит в том, что оно осуществлено
(реализовано). 5. Контроль за исполнением решения. В процессе контроля
выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение
полностью. С помощью контроля устанавливается своего рода обратная связь между
управляющей и управляемой системами. Условия эффективности управленческих
решений. Проблема выбора менеджером альтернативы - одна из важнейших в
современной науке управления, но не менее важно принять эффективное решение.
Чтобы управленческое решение было эффективным, должны учитываться ряд факторов:
1. Иерархия в принятии решений - делегирование полномочии по принятию
решения ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации и
который непосредственно участвует в реализации принятого решения. В этом
случае исполнителями решения являются сотрудники смежных уровней. Контакты с
подчиненными, находящимися более чем на один иерархический уровень ниже (выше),
не допускаются. 2.Использование целевых межфункциональных групп, в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|