Шпоры по ТГП
Шпоры по ТГП
1. Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и
употребляется термин "теория государства и права". Итак, теория государства
и права - это определенная юридическая наука, т.е. одна из юридических
наук, поскольку последних достаточно много. Иногда эту науку обозначают и
такими терминами, как "теория права и государства", "общая теория
государства и права", "общая теория права и государства". С аналогичными
названиями встречаются и учебники, в которых излагаются основные положения
данной науки. Будучи совокупностью знаний и представлений о наиболее общих
закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и
права, теория государства и права характеризуется рядом черт, которые
присущи ей как определенной юридической науке. Предмет. Каждая наука имеет
свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона
объективной действительности. Иными словами, предмет науки — это те явления
и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено и
научное познание. Наука изучает прежде всего закономерности развития
природы и общества. В этом смысле предмет теории государства и права не
является исключением. Теория государства и права изучает общие
закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования
государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей
системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Но и
в этом случае государство и право рассматриваются в связи с экономикой,
политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами. Причем
теорию государства и права интересует не только социально-экономическая
обусловленность государственных и правовых явлений, но и возрастающее
влияние последних на экономику, социальную и духовную жизнь общества.
Предметом науки теории государства и права служит многостороннее и сложное
взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в
политической системе общества. Она изучает не только государственно-
правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет
входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое
сознание. Единство предмета теории государства и права обусловливается ее
практическим и научно-понятийным единством. Государство и право
нерасторжимо связаны друг с другом. А потому теория государства и права не
изолированные отрасли знания, а единая наука. Но, оставаясь целостной
наукой, она подразделяется на две относительно самостоятельные структурные
части: теорию государства (государствоведение) и теорию права
(правоведение). Именно отмеченные единство и дифференциация позволяют
изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а
право — в его государственном обеспечении, гарантировании, не мешая при
этом углубленному и детальному анализу и государства, и права. Иногда
допускаемый искусственный отрыв теории права от теории государства
неизбежно обедняет и правоведение, и государствоведение, затрудняет их
понимание. Тем более, недопустимо противопоставление государства и права
друг другу. В последние годы в нашей периодической печати и научной
литературе под предлогом борьбы с тоталитаризмом предпринимались попытки
принизить роль и значение государства в жизни современного общества,
высказывались сомнительные идеи о "малопригодности" самого понятия
государства. Однако мировой опыт показывает, что государство — такой
социально-политический институт, чье ослабление незамедлительно и негативно
влияет на правопорядок, увеличивает разряженность правового пространства.
Итак, предметом теории государства и права выступают такие явления
общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их
возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в
обществе, а также особенности политического и правового сознания и
правового регулирования. Особое место в нашей науке должно занимать учение
о российской государственности, ее исторических, национально-культурных
корнях и традициях, о настоящем и будущем российского государства и права.
2. Место и роль теории права и государства в системе юридических наук.
Связь теории права и государства с философскими и экономическими науками.
Эта система включает основные разновидности и группы юридических наук.
1. Теория государства и права как общетеоретическая отрасль юридической
науки.
2. Историко-правовые науки, к которым относятся история государства и права
России, зарубежных стран, история политических и правовых учений. 3.
Специальные отраслевые юридические науки: государственное (конституционное)
право, административное право, трудовое право, гражданское право,
экологическое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный
процесс и др. 4. Юридические науки, тесно связанные со специальными
отраслевыми, но вместе с тем имеющие свой самостоятельный предмет изучения:
правоохранительные органы, организация самоуправления, право социального
обеспечения, криминология и др.
5. Технико-прикладные юридические науки, широко пользующиеся данными других
наук, в том числе математики, статистики, химии, медицины, психологии,
кибернетики. Это криминалистика, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная
статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология. 6.
Международное право, подразделяемое на международное публичное право и
международное частное право. Все перечисленные разновидности и группы
юридических наук, за исключением теории государства и права, в качестве
предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления и
развития государства и права, более или менее ограниченные сферы их
функционирования и их отдельные структурные части. Например, история
государства и права изучает политическое устройство и право,
государственные институты и законодательные памятники различных стран в
историческом развитии, в определенные хронологические периоды. Специальные
отраслевые науки изучают отдельные составные части системы российского
права, его различные отрасли, каждая из которых представляет собой
совокупность юридических норм, регулирующих какую-то конкретную широкую
сферу однородных общественных отношений. Например, предмет науки
административного права составляют нормы, регулирующие общественные
отношения, которые возникают в процессе формирования и исполнительно-
распорядительной деятельности органов государственного управления. Наука
гражданского права изучает нормы, регулирующие имущественные и связанные с
ними личные неимущественные отношения, и основанные на них гражданские
правоотношения. Предметом науки уголовного права являются нормы, которые
определяют преступность и наказуемость деяний, представляющих общественную
опасность для данной социальной системы, и основанные на них уголовно-
правовые отношения. Международное (публичное) право изучает нормы,
регулирующие внешнеполитическую деятельность государств, отношения между
ними и другими участниками (субъектами) международного общения. Поскольку
все виды правовых наук, за исключением теории государства и права, изучают
отдельные части, стороны, структурные элементы единой системы государства и
права, в литературе предлагается называть их частными или структурными
юридическими науками. Их задача — вычленение из всей системы государственно-
правовой действительности отдельных сторон или сфер со свойственными им
специфическими закономерностями развития и изучение их в относительной
самостоятельности по отношению к государству и праву в целом. Поэтому ни
одна из частных, структурных юридических наук в отдельности, ни все они
вместе взятые не в состоянии обеспечить изучение государства и права как
единых и целостных систем, познания их общих закономерностей возникновения,
развития и функционирования. Именно необходимостью реализации этой задачи
определяется существование и назначение такой отдельной самостоятельной
юридической науки, как теория государства и права. Все отраслевые
юридические науки — государственное (конституционное) право,
административное, трудовое, гражданское, гражданский процесс и др. —
руководствуются разработанными теорией государства и права положениями о
сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятиями
государства, органа государства, государственного механизма (аппарата),
права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института,
акта применения права, правоотношения, субъективного права и юридической
обязанности и т.д. В то же время все эти положения опираются на анализ и
синтез соответствующих разносторонних данных специальных отраслевых наук о
государстве и праве. Их фактический материал и теоретические обобщения —
один из важнейших источников существования и развития теории государства и
права. Тесно соотносится теория государства и права с международным правом
и другими науками о государстве и праве.
3. Методология теории права и государства (методы материалистической
диалектики, логико-языковой, сравнительно-правовой, конкретно-
социологический и др.).
Метод науки - это совокупность подходов, принципов и приемов, используемых
наукой при исследовании своего предмета. Если предмет науки отвечает на
вопрос, что изучает наука, то метод науки говорит о том, как наука
исследует свой предмет, на каких подходах она при этом основывается, от
каких принципов отталкивается, какие приемы использует. Таким образом,
метод (по-другому методология) науки теории государства и права - это
совокупность подходов, принципов и приемов, на которых основывается данная
наука и которые она использует при исследовании своего предмета. Исходя из
этого, в составе метода теории государства и права следует выделять три
элемента: философские подходы, принципы познания и приемы (методы)
исследования. Теория государства и права разрабатывает собственные методы
исследования государственно-правовых явлений и в то же время активно
использует общие методы, выработанные общественными и естественными
науками. На протяжении долгого времени в науке противоборствуют
идеалистический и материалистический методы познания, метафизика и
диалектика. Нашей отечественной науке присуща ориентация на
материалистический подход, согласно которому глубинные, сущностные стороны
государства и права предопределяются в конечном счете экономикой,
наличными формами собственности. Материалистический подход позволяет
проследить связь государства и права с реальными процессами, выявлять и
исследовать их возможности для упрочения материальных основ и увеличения
экономического потенциала общества. Философской основой теории государства
и права служит диалектический метод, т.е. учение о наиболее общих
закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики
относятся: переход количественных изменений в качественные (увеличение
числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной
собственности, привело к делению российского права на частное и публичное);
закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей,
централизация и децентрализация в государственном строительстве); закон
отрицания (в российской государственности имеются элементы прошлой и
зародыши новой государственности). Творческое применение законов
диалектики, отражение богатства жизненных процессов в таких философских
категориях, как "содержание и форма", "возможность и действительность",
"случайность и необходимость", "историческое и логическое", "должное и
сущее", "свобода и ответственность" и т. д., помогают избежать вульгарных
субъективистских и волюнтаристских истолкований государственно-правовых
явлений. Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а
напротив, предполагает применение специальных и частных методов познания
государственно-правовых явлений. Традиционен для юридической науки
формально-юридический метод. Исследование внутреннего строения правовых
норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной
определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации
нормативного материала, правила юридической техники и т. п. — все это
конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим и при
анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении
компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод
вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать,
классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены,
исследовать их внешнюю и внутреннюю формы. В наше время, когда закономерно
усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравнительного
государствоведения и правоведения, который имеет свои объектом сходные
государственно-правовые институты различных стран. С логической точки
зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и
сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и
недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно
установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран.
Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в
политических и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное
государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным
заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши
специфические исторические, национальные и социально-культурные условия. К
специальным относится и метод государственного и правового моделирования.
Суть его заключается в том, что между различными государственными и
правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства
и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности
судить о других. Моделирование помогает при поиске наилучших схем
организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры
административно-территориального деления, при формировании системы
законодательства и др. В современных условиях особое значение приобретает
конкретно-социологический метод исследования государственно-правовых
проблем. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования
всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние
законности .и правопорядка в стране. Конкретно-социологические исследования
содействуют разработке ключевых вопросов теории государства и права, для
изучения которых они предоставляют массу новых жизненных фактов,
статистических и иных данных. В рамках конкретно-социологического метода
используются такие приемы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование,
эксперимент и др.
4. Особенности современного подхода к вопросу о происхождении государства и
права.
В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по
вопросу о происхождении государства. Это закономерно. Это связано с тем,
что возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс,
который нельзя объяснить, опреаясь лишь на какую либо одну точку зрения;
влияние эпохи на авторов теорий, субъективный фактор – наличие убеждения
авторов теорий о происхождении государства, так как они не жили в
конкретное историческое время и в конкретном обществе.
5. Общая характеристика первобытного общества. Власть и социальный нормы в
догосударственный период.
Наша литература длительное время освещала догосударственное общество,
опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной
собственности и государства".
Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано,
т.е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на
превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации
догосударственного общества являлась родовая община. Личная, родственная
связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали
также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение.
Восторженную характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал:
"И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и
простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей,
наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов — все
идет своим установленным порядком'". Таким образом, род был одновременно
древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации
догосударственного общества. Власть в первобытном обществе олицетворяла
силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти
(властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими
делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь
субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей
природе непосредственно общественной, т.е. не отделенной от общества и не
политической. Единственным способом ее реализации было общественное
самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов
принуждения тогда не существовало.
Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых
членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее
установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его
жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на
срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между
отдельными лицами т. д. Решения собрания были обязательными для всех, так
же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных
принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к
эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения.
Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло
быть достаточно жестким — смертная казнь, изгнание из рода и племени. В
большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания,
порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать
наказания. Зато род как один человек вставал на защиту сородича, и никто не
мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи. Несложные
отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически
сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате
воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.
Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки
коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях
трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка
охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными
обрядами. Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных
"мононорм", были одновременно и нормами организации общественной жизни, и
нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так,
естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и
женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как
производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.
Мононормы изначально были продиктованы "естественно-природной" основой
присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них
права и обязанности как- бы сливались воедино. Правда, особое место
занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув
на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в
упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными
родственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало
необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных
благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища
зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного
существования людей.
6. Причины возникновения государства. Переход от присваивающей к
производящей экономике («неолитическая революция»). Возникновение
раннеклассовых общество.
Формы возникновения государств: восточные раннеклассовые государства и
западные.
Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов
шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является
восточный путь возникновения государства, "азиатский способ производства"
(вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень
устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и
структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность.
Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией
родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную
социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись
от интересов остальных членов общества. Следовательно, восточный
(азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других
вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая
общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы
(государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная)
собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная
собственность тут не имела существенного значения. На рассматриваемый путь
зарождения государства значительное влияние оказали географические условия,
необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение,
эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших
возникновение самостоятельной и сильной публичной власти. Восточные
государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все
они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным
чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная
собственность. Здесь, по сути, не наблюдалось отчетливо выраженной
классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало
сельских общинников, и управляло ими, т.е. само государство выступало
организатором производства. По другому историческому пути шел процесс
возникновения государства на территории Европы, где главным
государствообразующим фактором было классовое расслоение общества,
обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю,
скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее "чистом" виде этот процесс
проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое
влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов
родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних
в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных
граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и
др. Однако к концу II в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние
противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины. По вопросу
возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в
литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в
этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное
государство (это относится прежде всего к Германии и России). Приверженцы
второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает
предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать
выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь
во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность
на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство —
профеодальным. Таким образом, на этапе производящей экономики под
воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных
захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение
первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего
родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же
неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государство.
7. Закономерности возникновения государства. Государство как политическая,
структурная, территориальная организация раннеклассовых обществ.
Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения
государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с
развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей
экономике. В результате эволюционного развития человек для удовлетворения
своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и
растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на
преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно
переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным
разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия,
отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена —
торговли (купцов). Такие крупные события в общественной жизни имели столь
же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла
роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским
домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному,
где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще
более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает
дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов,
ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами
рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец,
наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его
производительности. Прибавочный продукт как следствие роста
производительности труда обусловил появление экономической возможности для
товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной
собственности, социального расслоения первобытного общества, образования
классов, зарождения государства и права. И все же причины зарождения
государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в
воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста
(кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода
человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества,
структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Родовая организация
общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя
историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких
переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, "военная
демократия", где органы родового общественного самоуправления еще
сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные
структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки
военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая
организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие
противоречия, все более разрушающие вековые порядки.
8. Возникновение права. Пути формирования права. Признаки, отличающие право
от социальных норм первобытнообщинного строя. Функции права в
раннеклассовых обществах.
Выделится из мира животных и выжить в экстремальных условиях человек смог
благодаря своей социальной природе. Основной нормой поведения человека в
тех условиях был обычай. Обычаи регулировали отношения и передавались из
поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения
людей в социально значимых ситуациях. Они в равной степени выражали
интересы всех членов сообщества и были присущи не отдельным личностям, а
объединённым социальным группам. Личные интересы членов сообщества во
внимание не принимались. Зарождение обычаев вызывалось их практической
необходимостью. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно
следовать соответствующим вариантам поведения. В противном случае желаемый
результат не будет достигнут, либо поступок одного вызовет нежелательные
последствия для всего сообщества. Обычаи зачастую облекались в форму
религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения,
авторитетом старейшины, сложившейся привычкой , жизненной необходимостью,
но и угрозой наказания свыше (например разл. ритуалы). Однако обычаи, нормы
морали, а также религиозные заповеди не содержали чётких дозволений,
обязываний, ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали
прежде всего коллективный интерес. Личность вне общества – нечто. В тоже
время переход к производящей экономике настолько повысил эффективность
индивидуального стружа, что преобразовалась вся система социальных
отношений, изменилось само положение человека в обществе. Всё это принесло
относительную свободу индивиду, однако жить в независимости от общества
нельзя. Ибо при всякой полной свободе происходит столкновение интересов
отдельных индивидов и их групп, что вызывает необходимость нахождения
взаимных компромиссов. А ценой этого неизменно выступает ограничение личной
свободы индивидов. Но жертвуя обществу свою неограниченную свободу, индивид
приобретает свободу реальную и наиболее полную, получая возможность более
полного и гармоничного развития. В таком обществе начинают складываться
институты, которые выступают гарантами осуществления и защит интересов от
произвола и обмана со стороны других лиц. В такой роли выступали и
выступают органы, представляющие общество и наделёнными для управления его
жизнедеятельностью определёнными властными полномочиями. В роли таких
институтов выступали вожди, жрецы, а впоследствии церковь, и государство.
В этих условиях рождается синтез индивидуальных и общественных интересов.
Однако с течением времени социальная природа обычаев, морали и религиозных
норм мало отвечала специфике формирующихся отношений. Формированию права
активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители
прогрессирующего класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких
социальных норм, которые бы не только защищали, но и выражали их частные
интересы. Для этого круг лиц, участвовавших в выработке общеобязательных
норм, постепенно ограничивался. По мере усиления публичной власти, роста
численности гос. аппарата основная масса населения устранялась от
формирования содержания правовых предписаний. Это становится уделом
избранных. Баланс интересов перераспределился в пользу господствующего
управляющего класса. Создаётся иллюзия, что единственный автор источников
права – государственная власть. Однако это не так. Например Коран – не
только источник религиозных догм, но и основной источник прав стран
Востока. Нельзя также забывать и о существовавших долгое время в странах
Западной Европы правовых актов церковных органов. Итак право, как особая
разновидность социальных норм весьма существенно отличается от социальных
норм первобытно-общинного строя. Право, в отличии от обычая, формируется
государством, либо иным социальным институтом.
9. Характеристика теорий происхождения государства и права: теологическая,
патриархальная, договорная, органическая, марксистская, насилия.
Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой
плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития
общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими
приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и
другими причинами. Рассмотрим следующие теории: 1. Теологическая.
Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при
феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет
официальную доктрину Ватикана. Согласно данным воззрениям, государство
является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением
власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть
производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ,
должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной води. как
продолжению воли божественной. 2. Патриархальная (Аристотель, Филмер,
Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма
человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная
разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение власти отца
(патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их
послушание. 5. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники эт
ой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем
завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными.
Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем
признать главные, основные части, действительные краеугольные камни
государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и
сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они
предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания,
эксплуатации порабощения одних народов другими.
По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым
племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого
воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты
завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен. К.
Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство
трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и
обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была
воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.
Договорная теория происхождения государства. Значительной теорией
происхождения государства является договорная теория, получившая прочное
распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в XVII веке сторонниками
этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во Франции
в XVIII веке - Руссо. В России представителем договорной теории был
революционный демократ А. Н. Радищев (1749-1802), который утверждал, что
государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна
находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь
ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и
выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха,
если тот допускает злоупотребление властью и произвол. В договорной теории
государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат
договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном»,
первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на
основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей
свободы, своей власти государству. Общественный договор, создающий
государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами
на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное
множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим
носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий)
характер, создающий гражданское общество и государственное образование -
политическую организацию: государство. В договорной теории в связи с этим
различали первичный договор объединения и вторичный договор подчинения,
договор народа с князем или иным государственным органом. Следует
подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как исторический
факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в
основу появления государства, а как состояние общества, когда люди
добровольно объединились в его государственно-организационную форму, как
принцип, обосновывающий правомерность государственной власти. Договорная
теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев обосновывали начала
народовластия, народного суверенитета, поскольку первично власть
принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана
от недобросовестного, некомпетентного правителя, у которого, таким образом,
была лишь производная от народа власть. Гоббс, наоборот, доказывал, что
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|