Рефераты
 

Шпоры по ТГП

социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а

регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь

общества. Социальным нормам присущи следующие признаки. 1. Они являются

общими правилами. Это означает, что социальные нормы устанавливают правила

поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть

поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные

нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и

обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата). 2.

Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие

возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от

самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи

формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т.д.

3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей,

т.е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в

обществе. 4. Они возникают в процессе исторического развития (как его

фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи

элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и

характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую

судьбу. 5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной

организации общества. Таким образом, социальные нормы представляют собой

связанные с волей и сознанием людей общие привила регламентации формы их

социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и

функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его

организации. Из приведенного определения видно, что в юридической

литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы

общественных отношений. Но в более общем плане, их роль не ограничивается

данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три

функции социальных норм. Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила

поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Оценочная.

Социальные нормы выступают в обществе ной практике критериями отношения к

тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения

конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы

достижения человечества в организации общественной жизни, созданная

поколениями культуры отношений, опыт (в том числе негативный) общественного

устройства. Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям,

однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям

сферы действия и механизма (регулятивным особенностям). По сферам действия

различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и

др. По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль,

право, обычаи и корпоративные нормы.

22. Принципы права.

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права,

его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают

закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы,

которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются

на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо

выводятся из общего смысла законов. Принципы права определяют пути

совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для

законодателя. Они являются связующим звеном между основными

закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой.

Благодаря принципам правовая система адаптируется к важнейшим интересам и

потребностям человека и общества, становится совместимой с ними. Правовые

принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его

отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей

(межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации

наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип состязательности в

гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве. К числу

принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы

ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей. Рассмотрим

некоторые общеправовые принципы более подробно. Принцип справедливости

имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную

сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых

связей, между личностью и обществом, гражданином и государством.

Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными

последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и

его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту

соразмерность, если отвечают принципу справедливости. Принцип уважения прав

человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые

права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии

со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей

ценностью. Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех

граждан, т.е. равные конституционные права и единую для всех

правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации

говорится: "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и

гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,

имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также

других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по

признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной

принадлежности". Содержание принципа законности заключается в том, что, как

гласит ст. 15 Конституции РФ, "Конституция Российской Федерации имеет

высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории

Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской

Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы

государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане

и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и

законы". Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в

судебной порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: "Каждому

гарантируется судебная защита его прав и свобод".

23. Понятие типа права. Различные взгляды на типологию права.

24. Правовая система общества: понятие и структура.

Правовая система — широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность

внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических

средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает

регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные

отношения, поведение людей (закрепление, регулирование, дозволение,

связывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и

ограничения, превенция, санкция, ответственность и т.д.). Это комплексная,

интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества,

целостную правовую действительность. По меткому выражению французского

правоведа Ж. Карбонье, правовая система — это «вместилище, средоточие

разнообразных юридических явлений». Он отмечает, что юридическая социология

прибегает к понятию «правовая система» для того, чтобы охватить весь спектр

явлений, изучаемых ею. Если бы выражение «правовая система» было лишь

простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение

было бы сомнительным'. Право — ядро и нормативная основа правовой системы,

ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе

легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества,

правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как

стержневого элемента правовая система включает в себя множество других

слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные,

правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные

права и обязанности, правовые учреждения (суды, прокуратура, адвокатура),

законность, ответственность, механизмы правового регулирования,

правосознание и др. Исчерпывающий их перечень дать затруднительно,

поскольку правовая система — сложное, многослойное, разноуровневое,

иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои

системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде

связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов,

правосубъектности и других специфических феноменов, образующих обширную

инфраструктуру или среду санкционирования правовой системы. Если говорить о

ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий,

доктринальный (научный), статистический, динамический, блок прав и

обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и

вертикальные связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад

данного общества. Категория правовой системы относительно новая в нашей

литературе, она вошла в научный обиход лишь в 80-е годы и раньше

практически не использовалась, хотя зарубежные исследователи, особенно

французские и американские, уже давно и активно оперируют этим понятием.

Сама эта конструкция почти не представлена в учебных программах и курсах по

теории государства и права, другим дисциплинам. Ценность понятия правовой

системы заключается в том, что оно дает дополнительные (и немалые)

аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни

общества. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с

правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения.

Преимущество названного подхода состоит в том, что, будучи предельно

широким, он призван отразить в целостном виде общую панораму правового

пространства — тот сложный юридический мир, в котором постоянно находятся,

вращаются участники социального общения. Входящие в правовую систему

компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному

весу, самостоятельности, степени воздействия на общественные отношения, но

в то же время они подчинены некоторым общим закономерностям,

характеризуются единством. Понятия правовой системы и правовой надстройки

очень близки, но не идентичны, не взаимозаменяемы. Правовая система более

гибко и полно отражает структуру правовой материи, все ее мельчайшие связи,

«капилляры», в то время как правовая надстройка традиционно понимается как

единство трех компонентов: взглядов, отношений, учреждений. Правовая

система и правовая надстройка различаются по своему содержанию, элементному

составу, гносеологическим функциям, социальному назначению, роли в

общественной жизни, характеру детерминации материальными и иными факторами,

генезису. Правовая система — более дробная и более дифференцированная

категория; она многоэлементна, полиструктурна, иерархична. Право, как уже

подчеркивалось, — эпицентр правовой системы. Юридические нормы, будучи

обязательными эталонами общественно необходимого поведения, опираясь на

возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и

цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие конструкции правовой

системы, без которых она могла бы превратиться в простой конгломерат

элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом.

Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере

ослабленными. Особенно это касается конституционных норм, играющих в

правовой системе опорную приоритетную роль. Сама Конституция венчает собой

все законодательство, выступает правообразующим ядром, устанавливает виды

юридических актов, их соотношение, субординацию, способы разрешения

коллизий между ними, служит главным ориентиром в деле организации правового

регулирования в стране2. Нормы права вместе с порождаемыми ими

правоотношениями — это необходимые крепления, связки правовой системы. Но

право — тоже система, и притом наиболее устойчивая и дисциплинирующая,

содержащая в себе четкие оценочные критерии. Это — базовая система в

системе. Являясь первичными клеточками правовой системы, юридические нормы

и составляют ее первооснову, придают ей жизненные силы. Именно через эти

нормы достигаются прежде всего основные цели правового регулирования. Право

доминирует в правовой системе, играет в ней роль консолидирующего фактора,

«центра притяжения». Все другие ее элементы являются фактически

производными от права. И всякие изменения в нем неизбежно порождают

изменения во всей правовой системе или по крайней мере во многих ее частях.

Иными словами, правовая система общества не охватывается и не может быть

охвачена понятием права даже и в широком (социологическом) смысле, подобно

тому как политическая система не исчерпывается понятием государства.

Безусловно, «для характеристики правовой системы решающее значение имеет

сущность и содержание права, но из этого не следует, что любую правовую

систему достаточно свести к праву»

25. Классификация правовых систем. Основные правовые семьи народов.

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции,

законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности

правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран

позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует

свою правовую систему — совокупность всех правовых явлений (норм,

учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая

система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями в этих

правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые

позволяют группировать их в "правовые семьи" (правовые системы в широком

смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем

различных государств. 1. Общность генезиса (возникновения и последующего

развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют

общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего

государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах,

нормах). 2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права.

Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в

законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении,

соотношении. 3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран,

входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного

построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит

выражение на микроуровне — на уровне строения нормы права, ее элементов, а

также на макроуровне — на уровне строения крупных блоков нормативного

материала (отраслей, суботраслей, других подразделений). 4. Общность

принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи

свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и

т.д., в других — теологические, религиозные начала (например, мусульманские

страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические идеи и

т.п. 5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также

техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом

отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему

значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же

причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при

разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции,

способы построения нормативного материала, его упорядочения,

систематизации. С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые

системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия

и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской

Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые

(страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм,

иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему

обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

26. Преемственность в праве. Рецепция права.

27. Понятие нормы права. Признаки правовой нормы, отличающие её от других

разновидностей социальных норм.

В современной юридической литературе под нормой права понимается

общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и

обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в

официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений

путем определения прав и обязанностей их участников. Можно выделить

следующие существенные признаки правовых норм. 1. Норма права есть мера

свободы волеизъявления и поведения человека. 2. Это форма определения и

закрепления прав и обязанностей. 3. Норма права представляет собой правила

поведения общеобязательного характера, т.е. она: а) указывает, каким

образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории

необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный

с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида

образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного,

одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее

действия. 4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя

определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей,

четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность

заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе

официального документа — нормативно-правовом акте. 5. Норма права есть

правило поведения, гарантированное государством. 6. Она обладает качеством

системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в

специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

Правовыми можно считать нормы, которые: • исторически сложились и дожили до

наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, не противоречащих

общегуманистическим идеалам и признанных государством; • исходят

непосредственно от общества (страны), территориального образования и

выражают волю всего населения или его большинства, т.е. нормы, принятые

путем всенародного голосования (референдума), предусмотренного

Конституцией; • изданы легитимными органами государства, избранными или

назначенными в соответствии с Конституцией, и не противоречат международно-

правовым актам, закрепляющим естественные права человека; закреплены в

договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим

законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного

права.

28. Структура нормы права.

Будучи "клеточкой" права, норма в то же время есть сложное образование,

имеющее собственную структуру. Традиционно считается, что норма права

состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза

указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или

отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества

обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные.

Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним

из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств. По

форме выражения гипотезы классифицируются на абстрактные и казуистические.

Абстрактные – указывая на условия действия нормы, акцентируют внимание на

их общих, родовых признаках. Казуистическая – связывает реализацию

юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на

ней правоотношений с отдельным, строго определённым частным случаем.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны

действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может

быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает

возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в

пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило

поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим

правовым нормам. Санкция указывает на неблагоприятные последствия,

возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени

определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно

указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на

срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до

трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное ее

внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями,

характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов,

реально выраженное в нормативно-правовых актах.

29. Содержание правовых норм. Позитивное обязывание, дозволения и запреты в

содержании правовых норм.

30. Виды норм права.

Классификация правовых норм: 1. По субъектам правотворчества различают

нормы, исходящие от государства, и непосредственно от гражданского

общества. В первом случае это нормы органов представительной

государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной

государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во

втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного

территориального образования (сельский сход и .т.д.) или населением всей

страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным

голосованием была принята Конституция Российской Федерации. 2. По

социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить:

на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения),

охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии),

декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения),

коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования

общественных отношений, правового положения человека, пределов действия

государства. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской

Федерации, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —

обязанность государства". Регулятивные нормы непосредственно направлены на

регулирование фактических отношений, возникающих между различными

субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей.

В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три

основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим

адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие

(содержащие обязанность совершения определенных положительных действий);

запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков,

которые определены законом как правонарушения). Охранительные нормы

фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за

нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок

освобождения от наказания. Обеспечительные нормы содержат предписания,

гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе

правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько

эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций

беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в

различных нормативных актах, связанных между собой. Декларативные нормы

обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи

правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат

нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится:

"Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны". Дефинитивные

нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий

(понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском

праве и т.п.). Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие

противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит:

"В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или

постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или

иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон".

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу,

прекращения его действия и т.п. 3. По предмету правового регулирования

различают нормы конституционного, гражданского, уголовного,

административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут

подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами

поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру

применения этих правил. 4. По методу правового регулирования выделяются

императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы. Императивные нормы

имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий.

отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы

административного права. Диспозитивным нормам присущ автономный характер,

позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам

объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или

использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются

преимущественно в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные нормы

обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты

желательного для государства поведения. По этому же основанию нормы можно

разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные. 5. По сфере

действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и

локальные нормы. Нормы общего действия распространяются на всех граждан и

функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия

имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными

факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик,

входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от

представительных или исполнительных органов краев, областей и др. Локальные

нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных,

общественных или частных структур. 6. Нормы права классифицируются также по

времени (постоянные и временные). По кругу лиц (распространяются или на

всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу

субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).

31. Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы и особенности

изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.

Данный вопрос имеет важное не только научное, но и практическое значение.

Смешение нормы права, которая относится к содержанию права со статьёй акта,

относящейся к форме выражения права, их отождествление ведёт к

неправильному представлению о внутреннем строении юридической нормы,

постановке под сомнение или даже отрицанию её трёхэлементное структуры,

затрудняет процесс применения права. Не всегда норма права совпадает со

статьёй нормативного акта. Не всегда в формулировке можно встретить все три

известные элемента. Однако неверны утверждения о том, что некоторые нормы

имеют двухэлементную структуру, когда у одних якобы отсутствует гипотеза, у

других – санкция. Существуют следующие способы изложения норм в нормативных

актах. Элементы правовой нормы могут располагаться в различных статьях

одного и того же нпа. И иногда и в статьях различных нпа. Это обусловлено

тем, что нормы имеют неодинаковые формы, способы своего выражения, но при

этом сохраняют логическую структуру. Статья нпа – это форма выражения,

способ изложения правовой нормы. Сужествуют несоклько способов изложения –

прямой, когда в статье все три элемента (г, д и с). Тут логическая

структура нормы совпадает со структурой статьи нпа. Отсылочный способ –

содержатся не все элементы, и содержится отсылка к другим раодственным

статьям того-же нормативного акта (УК). Бланкетный мпособ изложения – при

этом устанавливается только ответственность за нарушение определенных

правил, но самих правил в ней нет и отсылки прямой тоже нет, напр нарушение

правил вождения наказывается… (УК). Вывод – норма права не тождественна

статье закона. Норма права – это логически завершенное правило поведения, а

статья закона – это форма его изложения. В статье закона может содержаться

часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может

излагаться в ряде статей одного или нескольких НПА.

32. Понятие и виды форм (источников) права.

Формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических

правил поведения. Прежде чем анализировать различные формы права,

необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий “форма права” и

“источник права”. Если исходить из общепринятого значения слова “источник”

как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то

применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права

три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни

общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2)

источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины,

правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и

есть форма права. Выделяют четыре основные формы права: — нормативный акт —

это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование

определенных общественных отношений. (К их числу относятся Конституция,

законы, подзаконные акты и т.п.); - правовой обычай - это исторически

сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в

привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым

последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные

отношения могут регулироваться обычаями делового оборота); - юридический

прецедент - это судебное или административное решение по конкретному

юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым

руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в

странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.); - нормативный

договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате

которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ

1992 г.). Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к

числу которых можно отнести следующие: демократизм и гласность

правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с

правоприменительной практикой. 1. Демократизм и гласность правотворчества.

Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного

акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению

граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее

осуществления, что выступает своеобразной гарантией от келейности и

бюрократизма в реализации такой важнейшей государственной функции.

Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи

средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при

обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим

органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие

изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является

референдум. 2. Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и

непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью

механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности

должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи,

политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в

моделировании законопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь

специалистами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» законы,

тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными

высококвалифицированными юристами. Работа по совершенствованию

правотворческого процесса должна осуществляться постоянно и по нескольким

направлениям. Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное

планирование законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила

разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде

специального закона; в-третьих, требуется независимая научная экспертиза

вносимых на рассмотрение парламента законопроектов. Ее мог бы проводить

научно-консультационный совет по законодательству при высшем органе

законодательной власти; в-четвертых, необходимо провести юридический

всеобуч парламентариев правилам законодательной работы. 3. Законность

правотворчества. В основу этого принципа положено правило, согласно

которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию

нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде

всего, Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение

регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-

правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое

исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию

правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть

«антиправовым», а призвано отвечать идеалам правового государства, началам

демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам международного права. 4.

Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной

практикой. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что

законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном

анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки,

потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной

жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д. Правотворчество

представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию,

изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных

социальных потребностей и интересов общества

33. Правотворчество и законотворчество. Понятие и стадии законотворческого

процесса.

Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого

процесса и включает в себя четыре основные стадии: 1) законодательную

инициативу; 2) обсуждение законопроекта;3) принятие закона; 4)

обнародование закона. Все эти процедурные моменты нашли свое отражение в

новой российской Конституции. Законодательная инициатива — право

компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед

законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона

либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное

рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или

готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять

к своему производству. Такие предложения должны иметь необходимые

обоснования. Согласно статье 104 Основного Закона Российской Федерации,

правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федерации;

Совет Федерации; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы;

Правительство Российской Федерации; представительные органы субъектов

Российской Федерации; Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный

Суд Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Все

перечисленные судебные органы обладают правом законодательной инициативы

только по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную

Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их

уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых

обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы,

покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при

наличии заключения Правительства Российской Федерации. Обсуждение

законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии

допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения ненужных

положений. Федеральные законы принимаются Государственной Думой

большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ