Рефераты
 

Шпоры по ТГП

существенный вред, особо крупный размер, неустойка, штраф, залог,

поручительство и т.д.), которые влияют на практику решения конкретных дел.

С помощью историка-политического толкования выясняются: во-первых,

исторические условия издания нормативного акта, во-вторых, социально-

политические цели, которые преследовал законодатель, издавая этот акт.

Необходимость этого способа вызывается тем, что с помощью лишь установления

правовых связей невозможно уяснить глубоко и всесторонне смысл и содержание

нормы права. Историко-политический способ помогает выявить смысл правовой

нормы, обращаясь к истории ее принятия, целям и мотивам, обусловившим

введение ее в систему правового регулирования. Этот способ толкования

позволяет анализировать также источники, находящиеся вне права: материалы

обсуждения и принятия проектов нормативных актов, первоначальные проекты,

материалы всенародного обсуждения, различные выступления, мнения и т.д.

Историко-политическое толкование помогает выявить такие правовые нормы,

которые хотя формально и не отменены, но фактически уже не действуют, т.е.

не существует тех общественных отношений, которые норма регулировала. Все

это способствует более точному установлению смысла правовой нормы.

61. Юридическая практика.

Это деятельность по изданию (толкованию, реализации…) юридических

предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом. Под

структурой юр. практики понимается её строение, расположение основных

элементов и связей, которые обеспечивают её целостность, сохранение

объективно необходимых свойств и функций при воздействии на неё

разнообразных факторов действительности. Объекты практики – то, на что

направлены юридические действия и операции её субъектов и участников

(материальные, нематериальные блага, общественные отношения, конкретные

действия (бездействия) людей). Субъекты – основные носители правовых

отношений, без которых немыслимо существование практики. Участники –

отдельные лица (организации), которые содействуют субъектам в выполнении

правовых действий.. Юридические действия – внешнее выражение, социально-

преобразующее и влекущее определённые правовые последствия акты субъектов и

участников. Средства – допускаемые законом предметы и явления, с помощью

которых обеспечивается достижение цели и необходимый результат. Способ –

конкретный путь достижения намеченной цели (результата). Результат – итого

юридических операций, позволяющий удовлетворить индивидуальную или

общественную потребность. Формы юридической практики – способы организации,

осуществления и внешнего ей выражения. Различают правотворческую,

распорядительную, интерпретационную и иные виды практики. Функции юр.

практики – это обособленные направления однородного её воздействия на

объективную и субъективную реальность, в которых проявляются и

конкретизируются её природа.

62.Правовое регулирование и правовое воздействие.

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение

людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Право не должно, да и не может регулировать все общественные отношения, все

социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом

этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера

правового регулирования. В сферу правового регулирования должны входить те

отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в

которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так

и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются

взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то

ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих,

отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила,

признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют

соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно

действенной силой. История правовой жизни общества показала, что в сферу

правового регулирования входят три группы общественных отношений,

отвечающих перечисленным признакам. Первую группу составляют отношения

людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными).

Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового

регулирования имущественных отношений. Вторую группу образуют отношения по

властному управлению обществом. В третью группу входят отношения по

обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание

процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Между

правовым регулированием и правовым воздействием имеются различия. Предмет

правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. Если

правовое регулирование связано с установлением конкретных прав и

обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то

правовое воздействие – не всегда. Здесь регулирование – лишь одна из форм

воздействия права на социальные связи, которая по своей сути не является

всеохватывающей. В этом смысле регулирование – лишь одна из форм

воздействия права на социальные связи, охватывающая далеко не все иные его

формы. К иным формам относят следующие: 1) информационно-психологическую,

2) воспитательную, 3) социальную. 1. Информационно-психологический

(мотивированный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием

прескриптивной (нормативной) правовой информации на мотивы субъектов. Можно

выделить два основных юридических средства, «работающих» на данном уровне –

правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе

информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном

процессе. 2. Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный,

общеидеологический) аспект необходимо отличать от информационно-

психологического (мотивационного). Еще Л.И. Петражицкий заметил, что

действие права «состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к

разным действиям и воздержанием (мотивационное или импульсивное действие

права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт

человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще, в

воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию

действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)».

Здесь акцент делается на общеидеологическое влияние всей правовой

действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании

людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности. 3.

Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и других социальных

(экономических, политических, нравственных) факторов, принимающих участие в

жизни права на всех этапах его функционирования.

63. Процесс правового регулирования и его этапы.

Потребность в различных правовых средствах, действующих в МПР, определяется

различным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием

разных препятствий, стоящих на этом пути. Именно неоднозначность проблемы

удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и

неоднозначность проблемы их правового оформления, обеспечения. В

зависимости от этого можно выделить следующие основные стадии и элементы

процесса правового регулирования. 1. Формулирование правила поведения,

направленное на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере

права и требующих их справедливого упорядочения. На данной стадии не только

определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках

которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются

препятствия, которые могут помешать этому процессу, а также возможные

правовые средства преодоления последних. Первая стадия отражается в таком

элементе МПР, как нормы права. 2. Определение специальных условий, при

наступлении которых «включается» действие общих программ и которые

позволяют перейти от общих правил к более детальным. Речь уже идет об

условиях, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или

прекращение правоотношений. Элементом, обозначающим данную стадию, является

юридический факт, используемый в качестве «спускового крючка» для движения

конкретных интересов по юридическому «каналу». Однако зачастую для этого

необходима целая система юридических фактов (фактический состав); один из

них должен быть обязательно решающим. Как раз такого факта подчас и не

хватает субъекту для дальнейшего движения интереса к ценности, способной

его удовлетворить. Отсутствие решающего юридического факта выступает в роли

препятствия. Препятствие это необходимо рассматривать с двух точек зрения:

с содержательной (социальной, материальной) и формальной (правовой). С

точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение

собственных интересов субъектом, а также общественных интересов. В

формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии решающего

юридического факта, причем преодолевается данное препятствие только на

уровне правоприменительной деятельности в результате принятия

сооветствующего акта применения права. Вторая стадия процесса правового

регулирования отражается в таком элементе МПР, как юридический факт или

фактический состав, где функцию решающего юридического факта играет

оперативно-исполнительный правоприменительный акт. 3. Установление

конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на

управомоченных и обязанных. Данная стадия воплощается в таком элементе МПР,

как правоотношение. 4. Реализация субъективных прав и юридических

обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей,

позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных

прав и юридических обязанностей – основное средство. При его помощи права и

обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных

субъектов. Четвертая стадия процесса правового регулирования отражается в

таком элементе МПР, как акты реализации прав и обязанностей. 5. Если

беспрепятственная форма реализации права не удается, то на помощь

неудовлетворенному интересу приходит соответствующая правоприменительная

деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае (в случае чинения

для осуществления интересов препятствий) уже связывается с обстоятельствами

негативного порядка, которые выражаются в наличии либо реальной опасности

правонарушения, либо прямого правонарушения. Подобную форму

правоприменения можно назвать охранительной, ибо она осуществляет

вытеснение препятствий, противоправных общественных отношений и

обеспечивает укрепление законности. Данная факультативная стадия

(осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком

соответственно факультативном элементе МПР, как охранительные

правоприменительные акты.

64. Система правового регулирования, её элементы.

65. Механизм правового регулирования.

МПР – система юридических средств, организованных наиболее последовательным

образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения

интересов субъектов права. Его цель – обеспечить беспрепятственное движение

интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). МПР – система

различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих

достигать его целей (формальный признак). Потребность в различных

юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования,

определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям,

наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Элементы МПР:

норма права , юридический факт или фактический состав, правоотношение, акты

реализации прав и обязанностей, охранительный правоприменительный акт.

66. Процидурно-процессуальный механизм правового регулирования. Юридический

процесс.

67. Правовые стимулы и ограничения в механизме правового регулирования.

68. Понятие и основные признаки принуждения. Виды принуждения.

Принуждение, основанное на праве, входит в систему организационно-правовых

средств правоприменительной деятельности государства. В системе юридических

гарантий, оно занимает особое место, т.к. обеспечивает надлежащее

функционирование государственного аппарата. Государственное принуждение,

как сложное правовое явление характеризуется: спецификой

правоприменительной деятельности специально уполномоченных на то органов и

должностных лиц. Она реализуется в рамках не любой правоприменительной

деятельности, а лишь той, которая является правоохранительной, связанной с

разрешением конкретных правовых ситуаций по применению или возможности

применения правовых санкций. Принуждение есть форма психологического или

физического воздействия на волю и ли поступки субъектов. Применение

принуждения строго ограниченно о рамками закона. ВИДЫ. 1. Предупреждение

(превенция). Основная форма государственного принуждения, в основном

свойственная административному праву. Здесь уполномоченные органы вправе

непосредственно и без обращения за содействием судебных органов применять

предупредительные меры. Эти меры являются важным средством борьбы за

соблюдение правопорядка в стране. 2. Пресечение. Суть эго в том, чтобы

пресечь возникшее противоправное деяние. Свойственно многим отраслям права,

в особенности административному. 3. Правовосстановление. Его призвание в

возмещении ущерба, причинённого противоправным действием. 4. Юридическая

ответственность.

69. Понятие юридической ответственности. Позитивная и ретроспективная

ответственность. Соотношение ответственности и принуждения.

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами

права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений.

Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность

субъектов независимо от их воли и желания, она носит государственно-

принудительный характер. Государственное принуждение — специфическое

воздействие на поведение людей, основанное на его организованной силе. Но

это не просто государственное принуждение, а принуждение к исполнению норм

права. Характерная особенность такого принуждения заключается в том, что

сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые

рамки. Субъектами деятельности выступают суд, прокуратура, милиция,

администрация различных государственных учреждений, которые специально

занимаются рассмотрением дел о правонарушениях. Юридическая ответственность

— это одновременно и претерпевание, она всегда связана с применением мер

государственно-принудительного воздействия. Этой особенностью правовая

ответственность отличается от иной социальной ответственности. Юридическая

ответственность всегда связана с определенными лишениями, т.е. она

сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением

или ограничением его личных, имущественных и других интересов. Лишения

являются естественной реакцией на вред, причиненный правонарушителем

обществу и государству или отдельной личности. Лишения — это дополнительные

неблагоприятные последствия, возникающие только при правонарушении.

Основная черта юридической ответственности — штрафное, карательное

назначение. При этом кара — не самоцель, а средство перевоспитания

правонарушителя. Наряду с наказанием юридическая ответственность выполняет

правовосстановительную функцию, т.е. служит восстановлению нарушенных прав

личности или государства. Юридическая ответственность тесно связана с

санкцией правовой нормы и в этом качестве предстает как принудительно

исполняемая обязанность, возникшая в связи с правонарушением и реализуемая

в конкретном правоотношении.

Правонарушение является основанием для юридической ответственности, где

особое значение играет его состав. Состав правонарушения — это фактическое

основание для юридической ответственности, а норма права — правовое

основание, без которого юридическая ответственность немыслима.

Правонарушение указывает на момент возникновения юридической

ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую

ответственность лица, совершившего его. Поэтому, рассматривая отношение

ответственности в развитии, в нем нужно различать следующие стадии: а)

возникновение юридической ответственности; б) выявление правонарушения; в)

официальную оценку правонарушения как оснований юридической ответственности

в актах компетентных органов; г) реализацию юридической ответственности.

Говоря о юридической ответственности как обязанности отвечать за уже

содеянное правонарушение, следует различать ее объективные и субъективные

предпосылки.

В объективном смысле это означает, что юридическая ответственность возможна

в силу правового регулирования общественных отношений различными

предписаниями, а в субъективном — свободы воли индивида, ибо без этого нет

вины, без вины нет ответственности за противоправное деяние. Нельзя винить

лицо, лишенное свободы воли. Нельзя невиновного считать ответственным.

Таким образом, юридическая ответственность характеризуется следующими

основными признаками: 1) она опирается на государственное принуждение, на

особый аппарат; это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных

нормами права;

2) наступает за совершение правонарушения и связана с общественным

осуждением; 3) выражается в определенных отрицательных последствиях для

правонарушителя типа личного, имущественного, организационно-физического

характера; 4) воплощается в процессуальной форме. Указанные признаки

юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы

одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и

позволяет отграничивать ее от других правовых и неправовых категорий. …………

70. Основания юридической ответственности.

Это те юридические и фактические обстоятельства, благодаря которым

становится возможным привлечение лица к юридической ответственности. К ним

относятся: предусмотренность определённого вида правонарушения конкретным

правовым нормам; установленный в законном порядке факт совершения лицом

данного правонарушения; наличие в деяниях предполагаемого правонарушителя

состава правонарушения, отсутствие обстоятельств, исключающих юридическую

ответственность; правоприменительный акт (решение полномочного органа,

должностного лица) о привлечении лица, совершившего правонарушение, к

юридической ответственности на основании соответствующих материальных и

процессуальных норм.

71. Принципы юридической ответственности.

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение

понятия “юридическая ответственность”. Принципы наиболее полно

характеризуют юридическую ответственность, позволяют ярче увидеть природу

данного правового средства. Выделяют следующие основные принципы

юридической ответственности: 1) справедливость, призванная соразмерно

наказывать виновного, не допускать установление уголовных санкций за

проступки и отрицать обратную силу закона, закрепляющего либо усиливающего

ответственность; возлагать на виновного за одно нарушение лишь одно

наказание; обеспечить возмещение причиненного правонарушением вреда (если

он имеет обратимый характер) и т.п.; 2) гуманизм, выражающийся, в

частности, в запрете устанавливать и применять такие меры наказания,

которые унижают человеческое достоинство; 3) законность, требующая, чтобы

юридическая ответственность возлагалась на виновное лицо строго по закону и

за деяния, предусмотренные законом; 4) обоснованность, заключающаяся в

объективном, всестороннем и аргументированном исследовании обстоятельств

дела, в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения и

соответствующей нормы права, в общей форме, фиксирующей юридическую

ответственность, а также в принятии правоприменитель-ного акта,

закрепляющего порядок, вид и меру возможного наказания; 5) неотвратимость,

означающая неизбежность наступления юридической ответственности,

действенное, качественное и полное раскрытие правонарушений, обязательную и

эффективную карательную реакцию со стороны государства в отношении виновных

лиц; 6) целесообразность, предполагающая соответствие наказания,

избираемого применительно к правонарушителю, целям юридической

ответственности, позволяющая индивидуализировать санкции, учесть различные

обстоятельства совершения деяния (как смягчающие, так и отягчающие).

72. Виды юридической ответственности.

Уголовная ответственность наступает за преступления и поэтому представляет

собой наиболее суровый вид юридической ответственности. Только наличие в

действиях индивида состава уголовного преступления служит основанием

возникновения уголовной ответственности. Возлагается она специальным

правоприменительным актом — приговором суда, определяющим соответствующую

деянию меру наказания. Уголовная ответственность воздействует

непосредственно и прямо на личность преступника, даже если при этом

наказание сопровождается ограничением его личных имущественных прав.

Уголовное судопроизводство осуществляется в строго регламентированной

процессуальной форме, обеспечивающей установление объективной истины по

делу и наказание действительно виновных. Гражданско-правовая

ответственность предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за

причинение внедоговорного имущественного ущерба. Она имеет свои характерные

черты, определяемые спецификой данной отрасли права и предмета ее

регулирования. Наиболее характерные санкции здесь сводятся к возмещению

правонарушителем имущественного вреда и восстановлению нарушенного права.

Закон предусматривает также возможность взыскания с виновного в нарушении

договорных обязательств неустойки в виде штрафа или пени, и в этом

проявляется ее компенсационный, правовосстановительный характер.

Осуществляется гражданско-правовая ответственность не только в судебном, но

и в арбитражном, административном порядке. Административная ответственность

следует за административные правонарушения. Через институт административной

ответственности реализуются нормы различных отраслей права

(административного, трудового, хозяйственного, финансового и др.), поэтому

круг актов, имеющих к ней отношение, весьма многочислен. Центральное место

среди них занимает Кодекс об административных правонарушениях, где

предусмотрены следующие виды административных взысканий: предупреждение,

штраф, возмездное изъятие или конфискация определенных предметов, временное

лишение специального права, исправительные работы, административный арест.

Дисциплинарная ответственность наступает вследствие совершения

дисциплинарных проступков. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание,

выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или

смещение на низшую должность, увольнение с работы и т.д. Осуществляется

дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих

дисциплинарной властью. Различают три вида дисциплинарной ответственности:

в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке

подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями,

действующими в некоторых министерствах и ведомствах. Первый вид

ответственности распространяется на всех рабочих и служащих, работающих по

найму, и налагается за нарушение трудовой дисциплины руководителем

предприятия или учреждения.

В порядке подчиненности ответственность несут должностные лица, имеющие

право приема на работу, а также находящиеся на выборных должностях, и

некоторые другие. В уставах и положениях, наряду с общими мерами,

содержатся специальные нормы с более жесткими санкциями, распространяющиеся

на служащих строго определенного министерства или ведомства. Материальная

ответственность наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению,

организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых

обязанностей.

73. Понятие и характерные черты правосознания. Структура и виды

правосознания.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей,

которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность

права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным).

Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что

охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве

(к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других

правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия

права). Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему

сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение

может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств,

настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе

может быть у одного человека и у группы людей, человеческого

сообщества.Если признать право объективной реальностью, то надо признать и

наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием.

Правосознание — неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право —

регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Правосознание есть

совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и

правовым явлениям в общественной жизни. Правосознание теснейшим образом

сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями,

религиозными доктринами. Влияние правосознания на организацию общественной

жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм

правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные

отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма

правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-

либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу

и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной

степени оно присутствует во всех элементах механизма правового

регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) — сложное

структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты,

обычно называемые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя

понятия и представления о праве и правовых явлениях и обществе. Уровень и

качественные показатели таких представлений могут быть различными: от

примитивных, поверхностных до научно-теоретических. Особой значимостью в

правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет

стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний

анализ современной правовой ситуации. В правосознании можно выделить и

эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой

психологией. Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не

может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным

мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная)

существенно влияет на характер и направленность правового поведения.

Практика изучения правомерного поведения показывает, что трудно что-либо

понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной

сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. Например, имеют

юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении

преступления. Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым

актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы. Первый элемент

— информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о

законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы

с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев

по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов.

Информационный уровень правосознания — обязательная его структурная часть,

ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему. Второй

элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то

к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными

ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают

важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека

формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права

личностью способствует превращению права из "чужого", исходящего от внешних

сил, от властных социальных структур, в "свое", способствующее реализации

целей и интересов человека. На основе информационного и оценочного

элементов формируется элемент третий — волевой. Узнав о законе и оценив

его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных

законом. Использовать закон для реализации собственных задач или "обойти"

его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более

отвечающие интересам и потребностям, — все эти моменты входят в волевой

элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют

правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью

человека как-то действовать в сфере правового регулирования. Безусловно, в

реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не

структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании

способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.

74. Взаимодействие правосознания и норм права.

Правосознание – неизбежный спутник права. Существование права неразделимо с

реализацией воли и сознания людей. Требования и нормы общественной жизни не

могут быть выражены в качестве юридических прав и обязанностей субъектов до

тех пор, пока они не «пройдут» через сознание человека. С другой стороны,

реализация права, по сути, есть процесс интеграции норм в правосознание

народа, конкретных социальных групп. Такая связь носит характер

взаимодействия, т.е. такого отношения соотношения, в котором между этими

явлениями возникает встречная зависимость. Правосознание образует

необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного

следования нормам права. Правосознание выполняет важные функции в процессе

применения норм права должностными лицами. Должностные лица же обязаны

понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требований и дозволений.

При восполнении «пробелов в праве», когда возникает необходимость

применения аналогии права правосознание судьи служит ориентиром для

отыскания нужного закона, сходного по смыслу и предмету регулирования, или

помогает в оценке общих начал и принципов законодательства.

75. Правовая культура. Правовое воспитание.

Категория "правовая культура" используется для характеристики всей правовой

надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения.

В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе

правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня

развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых

ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и

свобод человека и степень его защищенности в данном обществе. Понятие

"правовая культура" всегда предполагает оценку "качества" правовой жизни

того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми

образцами, идеалами и ценностями. Под правовой культурой понимается

обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим

строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в

достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов,

правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека,

различных групп, всего населения), а также степени гарантированное

государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Правовая

культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового

сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие

правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой

процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., нисколько

информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные,

профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к

закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и

процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых

предписаний и это первый элемент правовой культуры. Уровень развития

правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой

деятельности, в правилах поведении, которые имеют и самостоятельные

характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры

является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из

теоретической — деятельность 'юристов, образовательной — деятельность

студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической —

правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной,

деятельности. Третьим элементом правовой культуры общества является уровень

развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых

выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение

для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства. При

определении качества правовой культуры общества должно учитываться и

состояние индивидуальных правовых актов — документов: правоприменительных

(решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров,

документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и

правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т.д.).

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и

описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться

законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем,

оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства

достижения намеченных идеалов, построения правового государства и общества,

в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и

духовному строю права и свободы человека.

76. Понятие, форма и уровни проявления правового нигилизма. Пути

преодаления правового нигилизма.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное

отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных

отношений. Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или

формах — теоретической (идеологической) и практической. В первом случае

имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма,

когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне),

что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская

революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ