Шпоры по ТГП
(государственный) режим современной России.
С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в
жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например,
изменение политического режима (даже если форма правления и форма
государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому
изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что
политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее
содержанием. Политический режим — это методы осуществления политической
власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в
результате взаимодействия и противоборства различных политических сил,
функционирования всех политических институтов и характеризуется
демократизмом или антидемократизмом. Приведенное определение позволяет
выделить следующие признаки данного феномена. 1. Политический режим прежде
всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется
политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности,
парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо
прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят
методы насилия, в государстве складывается режим реакционный,
антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени
сочетаются оба начала. 2. В каждой стране политический режим определяется.
соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует
устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное
национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный
политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы,
политический режим постоянно изменяется. При демократическом режиме высшие
органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах
демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и
гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех
сферах общества. Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский
режим, когда власть переходит в ;)уки реакционных сил, осуществляется
диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и
гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и
беззаконие. Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX века,
это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа
личности». Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима.
Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и
всепроникающая власть. Тоталитарный режим характеризуется, как правило,
наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается
общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой,
политическим лидером, вождём народа, в большинстве случаев харизматическим.
Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие,
даже ранее существовавшие партии, стремится разогнатъ, запретить,
уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее
установки рассматриваются как священные догмы. Правящая партия захватывает
бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и
государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением
одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где
этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются
прямые указания лиц, занимающих партийные посты. Кроме того, осуществляется
демагогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшие место
выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это
осуществимым. В государственном управлении тоталитарный режим
характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как
исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не
поощряется, а строго наказывантся. Местые органы власти и управления
становятся простыми передатчиками команд. Тоталитарный режим широко и
постоянно применяет террор по отношению к населению. Физическое насилие,
несмотря на его широкое использование, уже не становится самоцелью, как при
деспотии и тирании. Оно выступает как главное условие для укрепления и
осуществления власти. При тоталитаризме устанавливается полный контроль над
всеми сферами жизни общества. Государство стремится «слить» общество с
собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит
процесс огосударствления тех или форм собственности. Авторитарный режим
может осуществляться в иных формах. Он может быть основан на праве,
моральных началах, но eгo нельзя все же отнести к режимам, где население
участвует в управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным
способом. Все же при любой форме авторитаризма государственная власть не
формируется и не контролируется народом. Несмотря на, то, что существуют
представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не
играют. Парламент штампует решения, выработанные «правящей» элитой во главе
с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией). Реально жизнь в стране
направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом,
особенно в, части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще наиболее
узкий круг людей, небольшая группа должностных лиц, осуществляющих
политическое руководство. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его
влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать
решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного
вопроса со своей командой становятся для него необходимыми. Лидером
является обычно сильная, порой харизматическая личность. И хотя
общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем не
менее, оно ориентируется на эту сильную личность. Зачастую авторитарные
режимы в относительно «мягкой» форме осуществляются для проведения реформ,
укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления
сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление
осуществляется как правило централизованно. Собственно демократический
режим («democratia» - народовластие) – это –одна из разновидностей
либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы
всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим
гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не
ограничивается только их провозглашением, т. е. Формальным равенством
правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую
основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В
результате - широкие права, и свободы становятся реальными, а не только
формальными. В демократическом государстве народ является источником
власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением
дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом
государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания.
Критерием избрания того или иного человека в представительный орган
являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация
власти - отличительный признак государства, в котором существует
демократический политический режим. В основе деятельности народных
избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм. Демократическое
общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях
общественной жизни. При демократии существует институциональный и
политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые
объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют
людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы
способствуют развитию государственности и свободы личности.
89. Соотношение типа и формы государства.
90. Понятие и содержание функций государства. Функции и задачи государства.
Функции государства и отдельных его органов.
Функции государства — это основные направления внутренней и внешней
деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его
классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение. В этом
определении выделены наиболее существенные признаки функций государства. 1.
Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его
классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые,
групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.
2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная
роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису,
реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на
международной арене. 3. Функции государства возникают и развиваются
сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое
социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему
функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления
его деятельности.
4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и
объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика
социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни
общества. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые
различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности
государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние
и внешние. К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней,
самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена
общества, относятся следующие виды функций: Охранительная. Экономическая.
Социальная. Культурно-воспитательная. Природоохранительная. К внешним
функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом
обществе, относятся: Защита государства от вооруженных нападений других
государств. Поддержание международных политических отношений
(дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей. Борьба
с международной преступностью. Участие в международной охране окружающей
Среды. 1. Охранительная функция: Это функция государственной деятельности
проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка,
защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите
конституционного строя и государства от противоправных посягательств.
Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования
общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в
обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная
необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение
государства. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести
и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного
имущества, на охрану частной собственности. 2. Экологическая функция:
Направлена на защиту экологии. 3. Функция социальных услуг, обеспечения и
защиты граждан: Многие государства характеризуют себя социальными. Это
означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах,
кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное
существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия
направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и
нетрудоспособных людях. Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в
частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях предусмотренных законом.” В Российской Федерации
финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения,
принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем
здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению
здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и
санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 ) 4.
Культурно - воспитательная функция: Общество в целом и государство
заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование,
соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время
немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во
всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих
государствах образование является обязательным. Государство поощряет и
развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой
деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без
уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.
Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому -
непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение
имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан
знать законы своего государства и строго соблюдать их. 5.
Природоохранительная функция: Охрана природы, окружающей среды - насущная
необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной
деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую
среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные)
условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только
государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации
усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту
окружающей среды. В современную эпоху проблемы охраны и рационального
использования природных богатств приобрели большое экономическое,
социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и
государств. Внешние функции. 1. Функция защиты из вне: Данная функция
является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена
на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности
государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской
Федерации. Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита
Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с
федеральным законом.”
Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от
происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,
обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил
Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане
мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет. 2. Функция
сотрудничества с другими странами. Функция сотрудничества и взаимопомощи
выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные
организации деятельность которых направлена на улучшение экономической,
политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор,
СЭВ и т.д.) 3. Борьба с международной преступностью:
В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная
преступность.
Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием -
вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.
Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.
Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с
международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой
области является создание международных организаций по борьбе с
преступлениями.
Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. 4. Участие в охране
окружающей Среды:
В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный
вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей
среды становится составной частью программы завершения строительства
материально - технической базы в государстве.
В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными
климатическими условиями. Крупные ученые ряда государств обеспокоены
экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из
государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на
поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и
общественные организации. В ряде государств правительство принимает
различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы.
Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные
наказания.
91. Классификация функций государства.
Научное познание государства любого исторического типа обязательно
предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие
качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства
как особой организации публичной власти, но и общества в целом. В связи с
тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма
разнообразно, необходима их научная классификация. Рассмотрим некоторые
основания (критерии) такой классификации. Наиболее общими критериями
отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности
объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных
отношений, на которые государство воздействует в_процессе своей
деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания
каждой функции. т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов
государственной деятельности. В зависимости от того, в какой сфере
общественной жизни — внутренней или внешней - осуществляются те или иные
функции государства, разрешению каких задач они служат — внутриполитических
или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства — это, например, экономическая,
экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним
функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового
порядка и т.д. Среди внутренних и внешних функций государства различаются
функции основные и неосновные. Основные функции — это наиболее общие
важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных
стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический
период. Основным функциям государства присущ ряд общих черт. Во-первых, в
них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность
государства, его социальное назначение. Достаточно сопоставить, например,
такие направления деятельности государства, как, с одной стороны,
налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог,
работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от
болезней, борьба с эпидемиями и др.. с другой стороны, экономическая,
социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод
граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др. 'Во-
вторых, в отличие от многочисленных государственных функций,
осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами
(например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование,
финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные
функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в
разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата. В-
третьих, основная функция воплощает сосредоточение усилий государства на
одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней
деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным
сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области
социальной жизни. Сообразно с этим основные функции государства охватывают,
группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на
общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными
функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных
функций, представляют собой направления деятельности государства по
выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере
общественной жизни. От основных и неосновных функций государства следует
отграничивать функции органов государства, т.е. реализацию компетенции,
прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и
назначением в государственном механизме политической системе общества.
92. Правовые и организационные формы осуществления функций государства.
Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять
в своей деятельности различные методы. Различаются правовые и неправовые
формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь
государства и права, обязанность государства действовать при выполнении
своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они
показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие
юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы
осуществления функций государства — правотворческую, правоисполнительскую и
правоохранительную.
Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых
актов, без которых реализация других функций государства практически
невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без
кодифицированного социального законодательства, социального права? От
правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и
другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими
пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит
на органах управления (исполнительно-распорядительных органах),
возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению
разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой
исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты,
контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др. Правоохранительная
деятельность, т.е. властная оперативная и правоприменительная деятельность
по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя
принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел,
привлечение к юридической ответственности и др. В наше время возрастает
роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено
развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного
управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все
больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и
гражданами.
Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной
работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность
является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически
значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это,
например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной
информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и
заявлениями граждан и т.п. Методы осуществления функций государства
достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство
использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической
функции необходим целый набор экономических методов — прогнозирование,
планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные
субсидии, защита потребителей и др.
93. Особенности функций Российского государства на современном этапе.
Итак, по причинам (источникам) возникновения функции государства можно
подразделить на: а) функции, вытекающие из классовых противоречий
(подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.); б) функции,
вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка,
охрана природы и окружающей среды и др.). По направленности функции
государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции
нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности
воздействия государства на данное общество, а внешние — на установление и
поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и
внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.
Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций — охраны
существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны
природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие
функции.
Охрана существующих форм собственности — функция, присущая всех
государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент.
Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства,
вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на
первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен
подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится
функцией охраны прав и свобод граждан и правопорядка. Функция охраны
природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число
основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по
отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено
заниматься этой деятельностью. Экономическая функция. Теперь государство
вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции
между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики,
т. е. государственная собственность, и государственное управление
предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран
государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные
акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет
роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть
ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко
регулировать экономические процессы в масштабе всей страны. С экономической
тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по
содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее
назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в
обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать
здравоохранение, образование, культуру. Для выполнения социальной функции
государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия,
здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы,
стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует
(в той или иной мере) размеры заработной платы и др. В современных условиях
возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения,
народного образования и культуры. Для управления названными видами
деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения,
финансирует их. В последние десятилетия многие передовые государства мира
активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса.
Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на
государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных
исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому
государство берет на себя обязанность по стимулированию технического
прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным
теоретическим исследованиям.
Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от
нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических
отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка
активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается
коллективная безопасность, создаются международные миротворческие
вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних
функций.
94. Понятие механизма (аппарата) государства. Принципы организации и
деятельности государственного аппарата.
Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила,
располагая которой государство осуществляет власть. Механизм является
структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой
материальное "вещество", из которого оно состоит. Можно сказать, что
механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.
Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных
органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть,
задачи и функции государства. Приведенное определение позволяет выделить
следующие характерные признаки механизма государства. 1. Это целостная
иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее
обеспечивается едиными принципами организации и деятельности
государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их
деятельности. 2. Первичными структурными частями (элементами) механизма
являются государственные органы и учреждения, в которых работают
государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами).
Государственные органы связаны между собой началами субординации и
координации. 3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет
непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие
техническому уровню каждой эпохи, — вооруженные отряды людей, тюрьмы и др.
Без них не может обойтись ни одно государство. 4. При помощи механизма
практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между
функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу
того что механизм как раз и создается для выполнения функций государства,
последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и
учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к
примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или
национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый
план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия,
принуждения В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат" государства
обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что
термин "механизм" лишь подчеркивает целостность аппарата, его
направленность на результативную деятельность. Единый и целостный механизм
государства дифференцируется (расчленяется) на составные части — органы,
подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и
подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме,
находятся в сложных отношениях субординации и координации. Структура
механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него
входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует
понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только
управлением, а другая — только принуждением. В реальной жизни управление и
принуждение переплетаются между собой. Многие века и тысячелетия
государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы
по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних
этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли
военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности,
многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы.
Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства:
представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в
поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них
формируется общественное мнение. Другая подсистема — это органы
правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция,
разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том
числе методами государственного принуждения (военное подавление,
полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют
вооруженные отряды людей — войско, полиция. К органам государства примыкают
государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а
выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования,
здравоохранения, науки и др. ПРИНЦИПЫ, о которых здесь идет речь, — это
законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе
формирования, организации и функционирования механизма (аппарата)
государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму
государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется
лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или
группы органов. Общие принципы принято делить на две группы. К первой
относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко
второй — принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах
государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О
Конституционном Суде Российской Федерации», «О прокуратуре Российской
Федерации» и др.). Первая группа охватывает конституционно закрепленные
принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие,
гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Принцип народовластия
проявляется в демократической организации государства, республиканской
форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник
власти в Российской Федерации — многонациональный народ. Народ осуществляет
свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например,
выборы президента и представительных органов государственной власти) или
через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств
осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм
государства в лице объединяемых им органов. Принцип гуманизма в
формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на
том понимании, что оно — социальное государство, политика которого
направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности,
обеспечение благосостояния человека и общества. Принцип разделения властей,
согласно которому государственная власть осуществляется на основе
разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает
самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти. Принцип
федерализма в формировании и деятельности государственного механизма
определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных
субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального
значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с
федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны
между собой. Принцип законности заключается во всеобщности требования
соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ
органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы
местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать
Конституцию и законы России. Рассмотренные общие конституционные принципы
организации и деятельности механизма государства получают свое
подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов,
закрепляемых в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа
получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской
Федерации». К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание
коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы.
Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях
существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.
Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного
механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во
взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для
его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.
95. Механизм государства и разделение властей. Теория разделения властей.
Единство и разделение являются важнейшими принципами организации
государственной власти, это те определяющие начала, на которых основывается
система государственной власти. Государственная власть характеризуется,
прежде всего, единством. Единство государственной власти выражается в её
целостности, то есть власть выражается в её целостности, власть в
государстве представляет собой нечто единое целое. В государстве не может
существовать две, три и более различных государственных властей.
Государственная власть в обществе, в государстве одна, хотя осуществляется
она довольно часто не одним, а многими государственными органами. В древних
и средневековых государствах единство государственной власти связывалось
обычно с властью монарха – личность которого нередко обожествлялась. В
государствах нового и новейшего времени единство государственной власти
чаще всего связывается с тем, что источником и носителем государственной
власти признается народ – который осуществляет свою власть либо
непосредственно, либо через выборные органы. Принцип единства
государственной власти на практике нередко гипертрофируется – это имеет
место тогда, когда вся полнота государственной власти сосредотачивается в
руках одного лица или органа. При такой организации государственной власти
как правило происходит узурпация государственной власти и устанавливается
либо диктаторский либо тиранический режим. Другим важнейшим принципом
государственной власти является разделение государственной власти
(разделение властей). Теоретическое обоснование принципа разделения властей
получил в 17-18 веках как средство борьбы с абсолютизмом и как средство
обеспечения свободы. Первый выдвинул идею англичанин Джон Локк – он первый
предложил разделить государственную власть на три ветви – законодательную,
исполнительную и федеративную. Позднее эту идею развил французский
Мыслитель Шарль Монтескье. Монтескье предложил разделить единую
государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и
судебную. При этом Монтескье отдавал лидерство законодательной власти. В
последующем идея получила свою практическую реализацию во многих
государствах: в США и Франции. Суть принципа разделения властей состоит в
том, что единая государственная власть подразделяется как правило на 3
относительно самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную
и судебную. В соответствии с принципом разделения властей создаются высшие
органы государства, которые взаимодействуют на основе системы сдержек и
противовесов. Несмотря на действие принципа разделения властей и выделение
относительно самостоятельных ветвей государственной власти, государственная
власть по-прежнему сохраняет своё единство, поскольку деятельность всех
ветвей власти должна быть сбалансирована и осуществляется в тесном
взаимодействии.
96. Органы государства: понятие и классификация.
Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства,
участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого
властными полномочиями. Органы государства классифицируются по различным
основаниям По способу возникновения они подразделяются на первичные и
производные. Первичные органы государства никакими другими органами не
создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная
монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные
полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы
создаются первичными органами, которые и наделяют их властными
полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы
прокуратуры и т.д. По объему властных полномочий органы государства
классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы
являются государственными (например, органы местного самоуправления).
Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную
власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы
государства функционируют в административных единицах (графствах, округах,
коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только
на эти регионы. По широте компетенции выделяются органы государства общей и
специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий
круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует
в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой)
компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного
вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции). Органы
государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На
механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное
влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым
создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.
Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим
представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином
"парламент". Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и
верхней палаты. Глава государства. Разделенная на три ветви
государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый
властеобразующий источник — народ; она выражает единые коренные интересы
населения страны. Поэтому самостоятельность органов исполнительной
законодательной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава
государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование
этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения
общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по
общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях — монарх
в республиках — президент. Исполнительные органы. Исполнительная власть
принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной.
Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра,
председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и
т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют
отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства,
департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями. По
всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы,
декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.
Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из
гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и
иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные
суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого
процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный
прецедент, они участвуют в правотворчестве. В механизм государства входят
силовые ведомства составляющие основу властной силы государства, —
вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное
назначение последней — охрана общественного порядка и обеспечение
внутренней безопасности. Особо выделяются в механизме государства местные
органы власти. Прокуратура Российской Федерации составляет единую
централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и
Генеральному прокурору России. Генеральный прокурор назначается на
должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению
Президента. Он назначает прокуроров субъектов Федерации по согласованию с
последними и иных прокуроров. Полномочия, организация и порядок
деятельности прокуратуры определяются федеральным законом. Системы органов
государственной власти республик, краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных округов создаются ими
самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и
общими принципами организации представительных и исполнительных органов
государственной власти, установленными федеральным законом. Органы местного
самоуправления в механизм государства не входят, ибо не являются
государственными.
97. Аппарат Российского государства на современном этапе.
Орган государства — это юридически оформленная, организационно и
хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из
государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями
и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей
компетенции определенных задач и функций государства. Разносторонность и
многосложность деятельности государственного механизма обусловливает
значительное число его органов. По различным научно обоснованным критериям
они классифицируются на соответствующие виды. Так, органы государства по
такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются
на: а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для
непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ,
Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные
органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и
исполнительной власти субъектов РФ); б) органы, учреждаемые в установленном
законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий,
функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных
органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания,
Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодательной и
исполнительной власти субъектов РФ). Государственные органы, относящиеся к
первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать
первичными органами, ко второму — вторичными, производными от первых. На
основе принципа разделения властей государственные органы делятся на
законодательные, исполнительные, судебные. По действию в пространстве
государственные органы подразделяются на федеральные органы и органы
субъектов Федерации. При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда
относятся к федеральным органам. По длительности действия государственные
органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство
государственных органов Российской Федерации и ее субъектов согласно
Конституции и законам РФ, конституциям и уставам субъектов РФ действуют на
постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность
которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач,
вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с
введением чрезвычайного или военного положения). Органы государства
различаются между собой и тем, что одни из них — коллективные образования,
другие — представлены одним лицом. По общему правилу орган государства
состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федеральное
Собрание Российской Федерации, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в
отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице,
занимающем государственную должность. Например, Президент Российской
Федерации, президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ.
Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов
является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма
государства. Исследование различных видов государственных органов
предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех
упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|