Рефераты
 

Шпоры по ТГП

передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него

проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в

течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае

отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать

согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего

федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный

закон считается принятым, если при повторном голосовании за него

проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов

Государственной Думы. Некоторые законы, принятые Государственной Думой,

подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К их числу статья

106 Конституции РФ относит законы, связанные с вопросами федерального

бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного

права; таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и

денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты

Государственной границы Российской Федерации; войны и мира. Принятый

федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской

Федерации для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится

четырнадцать дней (ст. 107 Конституции РФ). Вместе с тем если Президент в

течение указанного срока с момента поступления федерального закона отклонит

его, то Государственная Дума и Совет Федерации п установленном Конституцией

РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном

рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не

менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и

депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в

течение семи дней и обнародованию.

36. Систематизация законодательства. Инкорпорация, консолидация,

кодификация.

В ходе общественного развития государство активно осуществляет

правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных

нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование

законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в

результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим

органом, но и систематизации. Систематизация законодательства — это

целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую

систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей

обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о

системе права, ее отраслях и подотраслях. Целями систематизации являются:

создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты,

доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение

устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий,

ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и

кодификация. Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие

нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки

и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм

(правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации

является издание различных сборников или собраний, которые формируются по

тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам

издания нормативных актов (т.е. по хронологическому принципу). Инкорпорация

подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести

Собрание законодательства Российской Федерации. В его первом разделе

публикуются нормативные акты Президента и Правительства за определенный

период, во втором — их индивидуальные правовые акты. К неофициальной

инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права,

издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д. На подобного

рода неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в ходе

рассмотрения юридических дел в суде, арбитраже и других правоприменительных

органах. Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их

систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде

законов, кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация — это

систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как

в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих

юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия

и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие

нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне

согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому

числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт,

изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом

регулировании. Кодификация - законодательства может быть всеобщей (когда

переработке подвергается все законодательство государства), отраслевой

(если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или

специальной (охватывающей нормы -какого-либо правового института).

37. Юридическая техника и её значение для правотворчества и систематизации

нормативных актов. Специализация и унификация российского законодательства.

Юридическая техника – это совокупность средств, приёмов, правил разработки,

оформления, публикации и систематизации законов и иных нормативных актов,

обеспечивающая их совершенство и эффективность использования. Основные

средства юридической техники: 1. Юр. терминология – совокупность обязат.

понятий, используемых при создании закона и иного акта. 3 вида терминов:

общеупотребляемые, спец. технические термины, спец. юр. термины.

Требования: единство терминологии, общепризнанность термина, стабильность

терминов, доступность. 2. Юр. конструкции - модель последовательности

фактов, прав, обязанностей, юр. последствий. 3. приёмы и правила изложения

конкретных нормативных актов – способы изложения, оснащение статей и частей

текста заголовками. Способы изложения: абстрактный и казуистичный.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ. Быстрые темпы социально-экономических преобразований

обуславливают динамизм нормативного урегулирования общественных отношений,

учёт своеобразия и специфики их различных сторон и граней. Эти задачи

успешно выполняет интенсивно развивающаяся в российском законодательстве

тенденция его специализации. Цель её заключается в том, чтобы юридически

полнее охватить всевозможные изменения и новизну общественных процессов,

сообразоваться с особенностями их проявления в тех или иных социальных

сферах, определить качественный уровень таких преобразований. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

российского законодательства – это обеспечение тенденции его развития ,

отражающей прогрессивность этого процесса в различных сферах общества и

права. Выделяют следующие виды специализации: предметная (предопределение

дифференциации законодательства на различные отрасли.), функциональная

(обособление правовых установлений внутри кодификационных актов, за счёт

чего модифицируется их организационное строение, совершенствуется

структура.), региональная (урегулирование общественных отношений с учётом

характерных черт федерального устройства РФ, географических природных,

климатических условий, традиций и особенностей экономического развития

региона.), смешанная (выступает в форме предметно-территориального

направления, предметно функционального либо функционально-

территориального.) УНИФИКАЦИЯ законодательства – противоположная

специализации тенденция, значение которой состоит в аккумулировании

однотипных предписаний и создании юридических актов, которые упрощали бы

законодательство, делая его доступным и единообразным. При помощи

унификации преодолевается несогласованность в структуре механизма правового

воздействия, устраняется его перенасыщенность, ликвидируется неоправданная

разобщённость в правоприменении. Поэтому унификация является одним из

наиболее эффективных путей борьбы с чрезмерной сложностью законодательного

урегулирования в различных сферах.

38. Понятие системы права, её отличие от правовой системы. Система права и

система законодательства.

Система права – это совокупность взаимосвязанных между собой юридических

норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и

различием в соответствии с особенностями регулируемых отношений.

Характерные черты системы: её первичный элемент – право, элементы не

противоречивы, что придаёт системе целостность и единство, объективный

характер системы, т е. её зависимость от объективно существующих

обстоятельств и общественных отношений. Понятие «система права» не следует

отождествлять с понятием «правовая система» ибо они соотносятся как целое и

частное. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные,

но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же

сущности — права. Они соотносятся между собой как содержание и форма.

Система права как его содержание — это внутренняя структура права,

соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система

законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников,

т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне

законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим

базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее

элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль,

институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально

учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и

динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и

совершенствованием общественных процессов, актуальность которых

способствует появлению новых правовых институтов и отраслей. Вместе с тем

структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и

точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права

— системой законодательства. Законодательство — форма существования прежде

всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности,

их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система

законодательства — это не просто совокупность таких актов, а их

дифференцированная система, основанная на принципах субординации и

скоординированное ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними

обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является

предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном

построении источников права. Однако система права и система

законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия

и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной

самостоятельности. Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом

системы права является норма, а первичным элементом системы

законодательства выступает нормативно-правовой акт. Во-вторых, система

законодательства по объему представленного в нем материала шире системы

права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном

смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения,

указания на цели и мотивы издания актов и т.п.). В-третьих, в основе

деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового

регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью

однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы

государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не

имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает

в себя весьма различные отношения, в связи с чем, и отрасль

законодательства не является столь однородной, как отрасль права. В-

четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней

структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы

законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-

правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов

нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно

отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в

соответствии с которым ведется федеральное и республиканское

законодательство. В-пятых, если система права носит объективный характер,

то система законодательства в большей степени подвержена субъективному

фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы

права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами

общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо

она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными

социально-экономическими процессами. Необходимость проведения различия

между системой права и системой законодательства вызывается, помимо

прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью

государственных органов, направленной на упорядочение законодательства,

приведение его в стройную, логичную систему.

39. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм

права на отрасли.

Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод

правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те

общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным

критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их

определенный характер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так,

трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права,

семейные отношения - семейно-брачного права. Вместе с тем предмет правового

регулирования не может быть единственным критерием деления права на

отрасли, потому что: 1) общественные отношения, его составляющие,

чрезвычайно разнообразны; 2) нередко одни и те же общественные отношения

регулируются различными отраслями и к тому же различными способами. Поэтому

вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования.

Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - кик

регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод -

формально-юридическим. Метод правового регулирования - это совокупность

юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое

регулирование качественно однородных общественных отношений. Выделяют

следующие основные методы правового регулирования. - императивный - метод

властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях,

наказаниях; - диспозитивный - метод равноправия сторон, координации,

основанный на дозволениях; - поощрительный - метод вознаграждения за

определенное заслуженное поведение; - рекомендательный - метод совета

осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения

и т.п.

40. Отрасли права: их общая характеристика. Институты права: понятие и

виды.

Система права Российской Федерации включает одиннадцать отраслей:

государственное право, административное, финансовое, хмельное, гражданское,

трудовое, природоохранительное, семейное, уголовное, уголовно-

процессуальное и гражданско-процессуальное.

Ведущей отраслью является государственное право. Оно объединяет нормы,,

закрепляющие основы общественного строя и политики Российской Федерации,

основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное

устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию

федеральных органов государственной власти и управления и субъектов

федерации — республик в составе Российской Федерации, краев, областей,

автономных образований, — а также органов местного самоуправления. Нормы

государственного права сформулированы в Конституции Российской Федерации,

принятой народом России в ходе референдума 12 декабря 1993 г., конституциях

республик, уставах краев, областей и иных субъектов Федерации, а также

некоторых других актах. Административное право регулирует отношения,

складывающиеся в процессе государственного управления. Оно (в отличие от

государственного) в основном регулирует деятельность Правительства

Российской Федерации и иных исполнительных органов Федерации и ее

субъектов, порядок прохождения государственной службы, а также

устанавливает систему административных проступков и порядок применения

административной ответственности к виновным лицам. Нормы административного

права содержатся в Конституции Российской Федерации, в Кодексе об

административных правонарушениях, иных федеральных законах, а также в

указах Президента Российской Федерации, в постановлениях Правительства

России, в приказах и инструкциях федеральных министерств и ведомств, актах

органов субъектов Российской Федерации, решениях органов местного

самоуправления. Финансовое право представляет собой совокупность норм,

регулирующих отношения по накоплению и распределению финансов. Его

составной частью служат нормы, предусматривающие формирование

государственного бюджета, бюджетные права федеральных органов

государственной власти Российской Федерации, органов субъектов федерации и

местного самоуправления, порядок составления и утверждения бюджета,

контроль за его выполнением. Значительную часть финансового права

составляют нормы, которыми устанавливаются обязательные платежи и налоги,

порядок их взимания, кредитование, имущественное и личное страхование, а

также регулируются отношения в сфере государственного финансирования

капитального строительства, социально-культурных мероприятий, расходов на

управление и оборону Финансовое право содержит и нормы, закрепляющие

правовые основы денежного обращения и порядок осуществления валютных

операций на территории Российской Федерации и за рубежом. Нормы финансового

права содержатся в Конституции Российской Федерации, законах о

государственном бюджете, налогах и сборах, в указах Президента Российской

Федерации, постановлениях Правительства России и в других источниках.

Земельное право — это совокупность норм, регулирующих отношения,

складывающиеся по поводу распоряжения и управления земельными ресурсами,

находящимися в собственности государства или в частном владении, в связи с

их использованием и охраной. В них устанавливаются компетенция федеральных

органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных

отношений, порядок предоставления, использования и изъятия земельных

участков, особенности использования земель сельскохозяйственного,

городского, промышленного и иного назначения, земель водного и лесного

фонда, порядок разрешения земельных споров. Земельные отношения

регулируются Земельным кодексом, иными федеральными законодательными

актами, указами Президента Российской Федерации, нормативными решениями

Правительства России, а также законами субъектов Российской Федерации и

решениями органов местного самоуправления. Гражданское право объединяет

нормы, которые определяют правовое положение участников гражданского

оборота, основания возникновения и порядок осуществления права

собственности и других вещных прав, регулирует договорные, другие

имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Участниками гражданских правоотношений выступают чаще всего граждане и

юридические лица. В Российской Федерации имущественные отношения

регулируются не только гражданским, но и административным, финансовым и

другими отраслями права. В отличие от этих отраслей права предмет

гражданского права специфичен в силу того, что участники гражданских

отношений занимают равноправное положение, они сами (в установленных

законом рамках) определяют свое поведение по отношению друг к другу. Это,

так сказать, "горизонтальные" отношения, в которых участники не подчинены |

друг другу. Гражданское право закрепляет правовое положение

государственной, частной и иной собственности (на основе и в развитие норм

государственного права), регулирует различные имущественные сделки, вопросы

наследования, авторства, изобретательства и др. Трудовое право объединяет

систему норм, которые регулируют трудовые отношения рабочих и служащих

(работников) с предприятиями, организациями, учреждениями. Трудовое право

регулирует такие вопросы, как порядок заключения и расторжения трудового

договора, рабочее время и время отдыха, заработная плата, трудовая

дисциплина и материальная ответственность, разрешение трудовых споров. В

трудовом праве имеется подотрасль — право социального обеспечения, которым

регулируются пенсионные отношения граждан по возрасту, в случае утраты

трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях.

Основным актом трудового права является Кодекс законов о труде, законы,

регулирующие пенсионные отношения, и другие акты. Природоохранительное

право регулирует общественные отношения в сфере освоения, использования и

охраны обществом, государством, предприятиями, гражданами окружающей

природной среды. Основная задача данной отрасли сводится к сохранению

природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращению

экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности,

оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды. Нормы

природоохранительного права закрепляют права граждан на здоровую и

благоприятную природную среду, устанавливают экологический и юридический

механизм ее охраны, порядок проведения государственной экологической

экспертизы и осуществления экологического контроля за соблюдением

требований природоохранительного законодательства и нормативов качества

окружающей природной среды. Основным актом природоохранительного права

является Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Семейное право

представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с

браком и принадлежностью человека к семье: порядок вступления в брак,

основания его прекращения, взаимные права и обязанности супругов, родителей

1и детей, а также других членов семьи, условия и порядок усыновления,

установления опеки и попечительства. В основе семейного права Российской

Федерации лежит Кодекс о браке и семье. 1 Уголовное право объединяет

нормы, которыми устанавливаются основания уголовной ответственности и

освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания,

виды уголовных санкций и порядок их применения, определяется круг

общественно опасных деяний, которые признаются преступными. Источником

уголовного права Российской Федерации является Уголовный кодекс. Уголовно-

процессуальное право составляют нормы, регламентирующие порядок

производства по уголовным делам. Данная отрасль права регулирует

деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и

суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-

процессуального права определяют цели и задачи уголовного судопроизводства,

правовое положение участников уголовного процесса, права и обязанности

правоохранительных органов в этом процессе, регламентируют порядок

проведения дознания и предварительного следствия, сбора и оценки

доказательств, разрешения уголовных дел судебными органами, обжалования и

опротестования судебных приговоров, их исполнения. В основе уголовно-

процессуального права Российской Федерации лежит Уголовно-процессуальный

кодекс. Нормы гражданского процессуального права определяют цели и

задачи гражданского судопроизводства, подведомственности и подсудности

рассматриваемых споров, устанавливают круг и правовое положение участников

процесса, порядок сбора и оценки [доказательств по гражданским делам,

регламентируют порядок судебного разбирательства общими и арбитражными

судами, порядок вынесения и обжалования решений по гражданским делам, а

также исполнения вынесенных и вступивших в законную силу решений.

Источником процессуального права являются Гражданский процессуальный кодекс

и Арбитражный процессуальный кодекс. В системе права Российской Федерации

обособленное положение занимает международное право. Оно не входит в

систему какого-либо внутригосударственного права, поскольку устанавливается

не отдельным государством, а соглашениями разных государств и регулирует

взаимоотношения этих государств и иных субъектов международного права.

Международное право подразделяется на международное публичное право,

которым регулируются отношения между государствами, и международное частное

право, регулирующее гражданско-правовые отношения с участием иностранных

физических или юридических лиц либо по поводу имущества, находящегося за

границей. Нормы международного права содержатся в конвенциях, актах,

уставах международных организаций, международных договорах и обычаях.

ИНСТИТУТ ПРАВА – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых

норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений. Виды:

делятся по отраслевому признаку, по тому же критерию делятся на

материальные и процессуальные, далее отраслевые, межотраслевые (или

смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные,

охранительные и учредительные (закрепительные).

41. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право.

Международное право и национальное право.

В правовой науке все нормы делятся на материальные и процессуальные. Первые

– регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями

отношения. Вторые – определяют порядок разрешения споров, конфликтов и иных

правонарушений, т. е. регламентируют чисто процессуальные или

организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на

две большие группы: на частное и публичное право. Частное право - это

упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих

отношения частных лиц. Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок

деятельности органов государственной власти и управления. Если частное

право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и

подчинения. Отсюда, частное право состоит из отраслей гражданского,

предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное - из

отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и

иных. В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те

или иные нормы права относят к частному либо публичному праву: 1) интерес

(если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное -

общественные, государственные); 2) предмет правового регулирования (если

частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то

публичному - неимущественные); 3) метод правового регулирования (если в

частном праве господствует метод координации, то в публичном -

субординации); 4) субъектный состав (если частное право регулирует

отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с

государством либо между государственными органами). В настоящее время в

правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного

права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной

собственности, возмещения морального ущерба и др.

42. Понятие и признаки правовых отношений. Состав (элементы)

правоотношения.

Право регулирует общественные отношения, в результате чего они приобретают

правовую форму, т. е. становятся правовыми отношениями. Правовое отношение

— это возникающая на основе норм права общественная связь, участники

которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные

государством. Это центральное звено механизма правового регулирования,

главный канал реализации права. Как разновидности общественных отношений

правоотношению присущи следующие признаки. 1. Стороны правоотношения всегда

обладают субъективными правами и несут обязанности. Содержание

правоотношения формируется в результате волеизъявления его участников,

действия юридических норм, а также в соответствии с решениями

правоприменительных органов. Правоотношение представляет собой двустороннюю

связь. Это значит, что в любом правоотношении участвуют две стороны:

управомоченная и обязанная. Например, по договору займа (ст. 807 ГК РФ)

управомоченной стороной является заимодавец, обязанной — заемщик. 2.

Правовое отношение суть такое общественное отношение, в котором

осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены

возможностью государственного принуждения. В большинстве случаев

осуществление субъективного права и исполнение обязанности имеют место без

применения мер государственного принуждения. Если же в этом возникает

необходимость, то заинтересованная сторона обращается в компетентный

государственный орган, который, рассмотрев юридическое дело, выносит

властное решение (акт применения права), где точно определяются

субъективные права и обязанности сторон. 3. Правоотношение выступает в виде

конкретной общественной связи, причем степень конкретизации может быть

различной. Минимально конкретизируются правоотношения, которые возникают

непосредственно из закона. В подобных случаях все адресаты юридической

нормы имеют общие (одинаковые) права и свободы и несут равные обязанности

независимо от каких-либо условий. Типичный пример — конституционные права и

свободы. СОСТАВ. 1) субъекты; 2) объект; 3) юр. содерж.; 4) нормы права.

Субъекты ПО - физ. и юр. лица, должн. лица, орг. местн. самоупр., нации и

народы... Объект ПО - то, на что направлены действия субъектов: мат. благо,

достижение иного результата; способность, возможность и желание реализовать

свои права объектами ПО. Юр. содерж. ПО: субъективные права ( совершать

действия, не запрещенные законом (для всех, кроме госуд. органов.);

самозащита права - действия, которые формально запрещены, но разрешены по

обстоятельствам) и обязанности (совершать действия, предусмотренные

законом). Права и обязанности корреспондируют друг другу.

43. Субъекты правоотношения: их правоспособность, дееспособность,

деликтоспособность, правосубъектность, правовой статус.

Субъекты правоотношений - это участники правовых отношений, обладающие

соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

Субъект правоотношения - это субъект права, который использует свою

праводееспособность. Выделяют следующие виды субъектов правоотношений:

индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам (физическим

лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным гражданством; 3) лица без

гражданства; 4) иностранцы. Лица без гражданства и иностранцы могут

вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане РФ, за

рядом ограничений, установленных законодательством: они не могут, в

частности, избирать и быть избранными в представительные органы власти

России, занимать определенные должности в государственном аппарате, служить

в Вооруженных Силах и т.п. К коллективным субъектам относятся: 1)

государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые

отношения с другими государствами, в конституционно-правовые - с субъектами

Федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной государственной

собственности и т.п.); 2) государственные организации; 3) негосударственные

организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и

т.д.). Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых

отношений, обладают качествами юридического лица. Согласно ч.1 ст. 48 ГК

РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в

собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении

обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом,

может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные

неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Для того чтобы быть субъектом правоотношения, лица должны обладать

правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность - это способность

индивида иметь права и обязанности. Дееспособность - это способность лица

своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность связана

с психическими и возрастными свойствами человека и зависит от них. Выделяют

следующие виды дееспособности: - полную (с 18 лет); - частичную (с 14 до 18

лет).

44. Содержание правовых отношений. Правомочия, правопритязания и

юридические обязанности.

Содержание правоотношения (повторим) — это субъективные юридические права и

обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют

юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое

отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей.

Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-продажи,

включает в себя как минимум две правовые связи: первая — право покупателя

получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю; вторая —

право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить

за него согласованную в договоре сумму. Существует два типа правовых

связей: относительные, возникающие между отдельными лицами (субъектами

права), и абсолютные — между субъектом права и обществом (всяким и каждым).

Субъективное право — это предусмотренная для управомоченного лица в целях

удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная

юридическими обязанностями других лиц. Каковы же признаки данного права? 1.

Субъективное право есть мера возможного поведения. 2. Содержание

анализируемого права устанавливается нормами права и юридическими фактами.

3. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой

стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий,

нарушающих субъективное право другой стороны, в других — данное право

обеспечивается исполнением обязанности, т.е. активными действиями

обязанного лица. 4. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу

для удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для

осуществления субъективного права теряется. 5. Данное право состоит не

только в возможности, но и в юридическом или фактическом поведении

управомоченного лица. Субъективное право — сложное явление, включающее в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ