Рефераты
 

Шпоры по ТГП

втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на

практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в

многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в

конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и

легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов

безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной

политики на уголовные элементы). Понятно, что в тех обществах, где правовой

нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах,

очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное

отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно

понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и

ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко

распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм.

Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются

государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему

тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания (" в интересах

народа", "для выполнения плана" и т.д.). В последнем случае в обществе

складывается ведомственный правовой нигилизм.

77. Правовой идеализм и его причины.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм —

его переоценку. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим

невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом

политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось

бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются и образуют

как бы «удвоенное» общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной

медали». Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в

законодательные, а в более широком плане — в парламентско-конституционные

пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом

с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода

реформации (ускорение социально-экономического развития, искоренение

пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и

безболезненное развертывание демократии, гласность и др.). Хотелось все это

побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически, провозгласить в

конституциях. На деле же форсированного перехода общества из одного

состояния в другое не получилось, ожидания затянулись. Наступило

«социальное похмелье» — горькое и мучительное. Идеалистические скороспелые

прожекты, как правило, сурово мстят за себя. Это тот же нигилизм, только с

обратным знаком.

78. Понятие и роль законности в жизни общества. Сущность и принципы

законности.

Законность – политко-правовое явления, характеризующее процесс

совершенствования государственно-правовой формы организации общества путём

строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего

законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе

социальных отношений. Основу законности образует строгое, неуклонное

соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений.

Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от

условий места и времени. В конкретных исторических условиях эта сущность

наполняется конкретным содержанием и приобретает соответствующие формы.

Законность провозглашается, а нередко и закрепляется в законодательстве в

качестве принципа, требования соблюдать правовые предписания, обращенного к

субъектам общественных отношений. Но вместе с тем в силу различных причин,

в том числе и мер государственного принуждения, законность (соблюдение норм

права) проявляется в конкретном поведении, деятельности указанных

субъектов, т.е. становится методом их деятельности. В результате возникает

режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников

общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания.Таким

образом, законность можно определить как принцип, метод и режим строгого,

неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками

общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными

организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами —

всеми, без исключения). При этом принцип выступает как идеальная форма

законности — соблюдать нормы права должны все. В действительности же отнюдь

не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются,

имеет место немало нарушений законности. С законностью теснейшим образом

связано другое правовое явление — правовой порядок (правопорядок).

Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений,

основанное на праве и законности. Это конечный результат реализации

правовых требований и предписаний, результат соблюдения, исполнения

правовых норм, т.е. законности. Именно правопорядок представляет собой цель

правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие

нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование

законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Важно иметь в

виду следующие обстоятельства: — во-первых, нельзя добиться правопорядка

иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и

обеспечения законности; — во-вторых, укрепление законности закономерно и

неизбежно приводит к укреплению правопорядка; — конкретное содержание

правопорядка зависит от содержания законности, которое, в свою очередь,

определяется рядом обстоятельств, рассматриваемых ниже. Выделяют следующие

принципы законности: единство законности; гарантированность основных прав и

свобод граждан; неотвратимость наказания за совершение правонарушения;

недопустимость противопоставление законности и целесообразности;

взаимосвязь законности и культурности.

79. Основные требования законности.

1. полнота и эффективность юридических норм; 2. высокий уровень надзора за

реализацией требований законности; 3. эффективность мер юридической

ответственности и защиты, способствующих восстановлению нарушенных прав

граждан; 4. высококачественная работа органов государственной власти по

обеспечению законности и правопорядка; 5. постоянное совершенствование

юридической деятельности; 6. развитое правовое сознание и высокая правовая

культура населения страны.

80. Понятие и система гарантий законности.

Это обусловленная особенностями социально-экономического строя система

условий и средств, закреплённых в действующем законодательстве и

непосредственно направленных на обеспечение законности. В литературе

гарантии законности подразделяют на общие и специальные. Общие –

экономические, нравственно-духовные, политико-идеологические. Специальные –

собственно юридические. Они в свою очередь подразделяются на правовые

(предусмотрены действующим законодательством и носят всеобщий характер) и

договорные (обусловлены нормативными актами, регулирующими сферу договорных

отношений, распространяют своё действие только на участников, которые

заключили договор или присоединились к нему.).

81. Правопорядок.

Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых

поведение субъектов является правомерным; это состояние уригулированности

социальных связей. Особенности правопорядка: он запланирован в нормах

права; возникает в результате реализации данных норм; обеспечивается

государством; создаёт условия для организованности общественных отношений

.делает человека более свободным, облегчает жизнь; выступает итогом

законности. Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный

порядок». Второе понятие более широко, включающее в качестве ядра понятие

первое. Общественный порядок – это состояние упорядоченности общественных

отношений, которое достигается не только с помощью правовых норм и их

соблюдения (законности), но и с помощью других социальных норм и их

соблюдения (дисциплины).

82. Понятие и виды дисциплины.

Дисциплина – это определённые требования к поведению людей, отвечающие

сложившимся в обществе социальным нормам. Дисциплина – понятие, связанное,

прежде всего, с деятельностью, поведением. В нём отражаются требования

общества к индивидам и коллективам; социальная оценка человеческого

поведения с точки зрения его соответствия интересам общества, его

правомерности, а также внутренней культуры. ВИДЫ. Государственная – связана

с выполнением требований, предъявляемых к государственным служащим;

трудовая – форма общественной связи людей в процессе труда с обязательным

подчинением его участников ПВТР, воинская – соблюдение военнослужащими

правил, установленных законами , уставами, приказами…

83. Плюрализм в понимании и определении государства. Признаки государства.

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое

государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк

Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: "Да и что такое

государство, как не общий правопорядок?" Н. М. Коркунов утверждал, что

"государство есть общественный союз свободных людей с принудительно

установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного

права принуждения только органам государства'". Словом, многие ученые

характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка),

усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из

признаков данного феномена. В буржуазную эпоху широкое распространение

получило определение государства как совокупности (союза) людей,

территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л.

Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих

индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4)

правительство. Одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с

обществом, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством).

"Государство не совокупность людей определенного рода, — утверждал Ф. Ф.

Кокошкин, — а отношения между ними, форма общежития, известная психическая

связь между ними"'''. Однако "форма общежития", форма организации общества

— тоже лишь один из признаков, но не все государство. Трудности выработки

дифиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те

годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности,

писал: "Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из

содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых

политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой

стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во

всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые

называют "политическими", то есть в наши дни — государствам или союзам,

которые исторически предшествовали современному государству"4.Не один раз

обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали,

что эта "та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему

классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское

общество данной эпохи находит свое сосредоточение'". Много лет спустя Ф.

Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное

определение, согласно которому "государство есть не что иное, как машина

для подавления одного класса другим"2. В. И. Ленин внес в приведенное

определение некоторые изменения. Он писал: "Государство — это есть машина

для поддержания господства одного класса над другим"''. Обе формулировки

были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако

они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая

классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением

общества. Иначе говоря, эти определения походят к тираническим и

диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону,

указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены

цивилизации, культуры и социального порядка. В современной учебной

литературе государство обычно определяется как политико-территориальная

суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат,

способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная

дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и

в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества.

Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка:

государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его

единство и целостность, осуществляющая посредством государственного

механизма управление делами общества, суверенную публичную власть,

придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы

граждан, законность и правопорядок. Приведенное определение отражает общее

понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем

подчеркивается, что государство есть политическая организация всего

общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества

функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими

общественными делами. В то же время государство (особенно правовое)

призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать

надежный и гуманный правопорядок в обществе. ПРИЗНАКИ. 1. Государство в

пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного

официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого

им по признаку гражданства. 2. Государственный суверенитет, под которым

принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и

независимость в международных отношениях. Государство — единственный

носитель суверенной власти. 3. Государство издает законы и подзаконные

акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Те или иные

общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их

внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты

государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов,

общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан.

Правотворчество — исключительная прерогатива государства. 4. Государство

есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними

социальными сферами и процессами, представляющий собой систему

государственных органов и соответствующих материальных средств

(вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности

государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их

полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением

формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности

издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государственного механизма,

этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает

наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение

которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том

только и состоит, чтобы управлять. 5. Государство — единственная в

политической системе организация, которая располагает правоохранительными

(карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.),

специально призванными стоять на страже законности и правопорядка. 6.

Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности,

обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и

безопасность. 7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе

соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них,

— это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой

экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной

воли общества, государственный регулятор общественных отношений.

83. Сущность государства и её эволюция. Классовое и общесоциальное в

сущности государства.

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его

содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим

в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и

функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства —

это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее

осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является

остродискуссионной. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой

группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть

обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и

общенациональные. Так, сторонники теории элит, получившей распространение в

XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть,

управлять общественными делами, что государственная власть должна

бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну

властвующую элиту не сменит другая. К теории элит примыкает и во многом с

ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории,

властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры.

Только они способны определять действительные потребности общества,

находить оптимальные пути его развития. Названные теории не лишены

определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают

власть от народа. Многочисленные приверженцы различных разновидностей

демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и

первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей

природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и

под контролем народа. КЛАССОВЫЙ ПОДХОД. Марксистская теория доказывает,

что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и

используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность

государства как машины (орудия), посредством которой экономически

господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим

свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу,

на принуждение. Да, классовый характер, классовая направленность

деятельности государства — его сущностная сторона, его основное начало. Но

деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является

доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где

существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех

случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает

классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество — от

разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно

выполняет определенные функции в интересах всего общества. В развитых

демократических странах государство постепенно становится эффективным

механизмом преодоления общественных противоречий не путем насилия и

подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование

государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой,

сколько с ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫМИ потребностями и интересами, что предполагает

разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых, сил.

Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило

классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать,

а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство

сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса,

на управлении делами общества. Иначе говоря, в демократическом обществе

второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его

сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих

начал. Игнорирование любого из них делает характеристику этой сущности

односторонней.

84. Типология государства. Формационный подход: его достоинства и слабые

стороны. Цивилизационный подход: его достоинства и слабые стороны.

Понятие типа государства относится к числу важнейших категорий теории

государства и права.

В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства:

формационный и цивилизационный. До недавнего времени формационный подход

признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, поскольку

выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Суть его в

том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как

естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций,

каждой из которых в условиях существования классов соответствует

определенный тип государства. Аналогично понятием типа государства

охватываются общие, наиболее существенные признаки, характерные для всех

государств одной и той же социально-экономической формации. Тип государства

означает конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой

сущности и социального назначения. Для определения типа государства в

данном значении необходимо ответить на три вопроса. Какой общественно-

экономической формации, какому типу производственных отношений

соответствует данное государство? Орудием какого класса оно является?

Каково социальное назначение данного государства? Для обозначения

выделяемых на этом основании типов государства используется термин

«исторические типы государства». Это рабовладельческий, феодальный,

буржуазный и социалистический типы государства. Первые три из них

охватываются единым родовым понятием эксплуататорского государства.

Согласно формационному подходу к типологии государства в процессе смены

общественно-экономических формаций в результате социальных революций с

объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа

государства к другому, более высокому. Если буржуазное государство —

последний тип эксплуататорского государства — подлежит революционному

слому, социалистическое государство — исторически последний тип государства

вообще — постепенно «засыпает», «отмирает». Другим заслуживающим внимание

современным подходом к типологии государства является цивилизационный. В

настоящее время в нем преобладает так называемое «технологическое»

направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью

(стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения,

определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное

государство. Одной из наиболее распространенных и характерных для этого

направления цивилизационного подхода является «теория стадий экономического

роста», автор которой известный американский социолог и политический

деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, призванной, по словам ее автора,

«бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной

истории», все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из

пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором

закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига;

созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного

потребления. К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на

доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства.

Вторая стадия — это период трансформации «традиционного общества» в более

развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей

промышленности. Третья стадия — «сдвиг», «взлет» научно-технического

развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия

характеризуется как пора «зрелости», когда на основе применения современных

научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и

значительного роста инвестирования национального дохода достигается

устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. И, наконец,

пятая стадия — это период «высокого уровня массового потребления», в

который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов

потребления длительного пользования и услуг. В соответствии с

рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество,

которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия». На данной

стадии, по мнению Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые

капиталистические государства, тогда как Советский Союз только вступал в

стадию «зрелости». К теории «стадий экономического роста» тесно примыкают

теории «менеджеризма», «единого индустриального общества»,

«постиндустриального общества» и др., согласно которым в современную эпоху

необходимость в революционном изменении условий жизни общества отпадает или

уже отпала, ибо научно-техническая революция по своим социальным

последствиям спонтанно, автоматически выступает как заменитель социальной

революции, который, неся все основные социальные преобразования, не

затрагивает основы капитализма — частной собственности. Значительное место

в ряду этих теорий занимает идея «конвергенции», сближения двух систем,

социалистической и капиталистической, в разработку которой весомый вклад

внес академик А.Д. Сахаров. Суть ее в сближении и воплощении в едином типе

общества и государства того лучшего, что содержат в себе обе системы в

целях обеспечения прогресса, свободы и мира внутри каждой страны и на

международной арене.

Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о

типах государства является английский историк А.Тойнби. Он сформулировал

концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние

общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных,

географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в

мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо

общими закономерностями развития, а существующих, подобно ветвям дерева,

рядом друг с другом. Обращает на себя внимание смешение А.Тойнби понятий

общества и государства. Хотя его взгляды и представляют определенный

интерес, выдвигаемые им признаки относятся скорее к типологии общества, а

не государства. Имеются и некоторые другие подходы к типологии государства,

различающиеся между собой положенными в их основу критериями, но они, как

правило, весьма субъективны. Поэтому в данном параграфе и было привлечено

внимание к двум основным. При изучении вопроса о типах государства следует

пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным

подходами, не допуская их противопоставления. Позитивные стороны того и

другого, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и

конкретно понять эту сложную проблему.

85. Понятие и элементы формы государства.

Типология государств тесно связана с понятием формы государства.

Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе

анализа его организационного устройства, методов осуществления

государственной власти. Четкого соотношения между типом и формой

государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же

типа могут встречаться различные формы организации и деятельности

государственной власти, а с другой государства различного типа могут

обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства

любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости

общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед

собой государство. Другими словами, категория формы государства

непосредственно зависит от его содержания и определяется им. Серьезное

влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его

исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные

особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы

государства определяет также характер взаимоотношений государства и его

органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами,

общественными движениями, церковью и другими организациями). ФОРМА

ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя

три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного

устройства и форму государственного режима. В различных странах

государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые

по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во

взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств,

особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение

каждому элементу формы государства.

86. Формы государственного правления: понятие и виды. Особенности формы

государственного правления в России и её развитие в современных условиях

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной

власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить: - как

создаются высшие органы государства, и какого их строение; - как строятся

взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; - как

строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и

населением страны; - в какой мере организация высших органов государства

позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. По указанным признакам

формы государственного правления подразделяются на : - монархические

(единоличные, наследственные) - республиканские (коллегиальные,

выборные). Признаки монархии: власть передаётся по наследству;

осуществляется бессрочно; не зависит от населения. Конституционная монархия

представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха

значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение

определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве

изменить конституцию. Конституционная монархия бывает парламентарной и

дуалистической .Неограниченные монархии: единственный носитель суверенитета

государства – монарх. Ограниченные – в которых наряду с монархами

носителями суверенитета выступают высшие ОГВ, ограничивающие власть главы

государства (Англия, Япония). Республика – выборность власти; срочность;

зависимость от избирателей. Республики бывают президентскими (США, Сирия),

парламентскими (Германия, Италия) и смешанными (Франция, Финляндия).

87. Формы государственного устройства: понятие и виды. Конфедерация и иные

формы межгосударственного устройства. Федеративное устройство РФ.

Форма государственного устройства - это национальное и

административно-территориальное строение государства, которое раскрывает

характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными

и местными органами государственного управления, власти. В отличии от форм

правления организация государства рассматривается с точки зрения

распределения государственной власти и государственного суверенитета в

центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит

внутренняя структура государства; какого правовое положение этих частей и

каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между

центральными и местными государственными органами; в какой государственной

форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить

на три основные группы : унитарное; федеративное; конфедеративное.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование,

состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются

центральным органам власти и признаками государственной независимости не

обладают. Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие

исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют

верховное руководство соответствующими органами; на территории унитарного

государства действует одна конституция, единая система законодательства,

одно гражданство; составные части унитарного государства (области,

департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не

обладают; унитарное государство, на территории которого проживают небольшие

по численности национальности, широко допускает национальную и

законодательную автономию; все внешние межгосударственные сношения

осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на

международной арене; имеет единые вооруженные силы, руководство которыми

осуществляется центральными органами государственной власти. Федерация -

представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных

государственных образований в одно союзное государство. Можно выделить

наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных

государств. 1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных

субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д. 2. В союзном

государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть

принадлежит федеральным государственным органам. 3. Субъекты федерации

имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие

исполнительные, законодательные и судебные органы 4. В большинстве

федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата,

представляющая интересы членов федерации. 6. Основную общегосударственную

внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные

федеральные органы. Они официально представляют федерацию в

межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.). Федерации

строятся по территориальному и национальному признаку, который в

значительной мере определяет характер, содержание, структуру

государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется

значительным ограничением государственного суверенитета субъектов

федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным

государственным устройством. Основное различие между территориальной и

национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их

субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает

верховенством по отношению к высшим государственным органам членов

федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом

национальных государственных образований. Иная форма межгосударственного

устройства содружество государств (Содружество Независимых Государств).

88. Политический (государственный) режим: понятие и виды. Политический

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ