Рефераты
 

Теория государства и права

смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода

из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. В

случае нарушения союзной конституции или #M12291

820001262законодательства#S, центральная власть имеет право принятия

принудительных мер по отношению к субъекту Ф#S. Одним из обязательных

элементов Ф. является двухпалатная структура федерального парламента. Как

правило, члены Ф. имеют свою собственную конституцию. В зависимости от роли

#M12291 820002127национального#S (лингвистического) фактора в определении

структуры Ф. различаются Ф. на территориальной основе (США, Австралия,

Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на #M12291

820002127национальной#S основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на

смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада), В

теории #M12291 820001652конституционного права#S также иногда проводится

различие между т.н. конституционными Ф. (США, Канада, Бразилия),

конституционно-договорными (РФ) и договорными (Швейцария, Объединенная

Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты), между

централизованными (напр., Индия, где штаты, кроме одного, не имеют своих

конституций и #M12291 820000868гражданства#S) и децентрализованными (США,

ФРГ, Швейцария). Составные части федерации могут быть симметричными и

асимметричными. Симметричные состоят из однопорядковых составных частей

(США – 50 штатов). Асимметричные – состоят из различных составных частей

(РФ – 21 республика, 2 города, 6 краев, 49 областей, 1 авт. область и 10

авт. округов - всего 89 субъектов).

#G0Конфедерация (лат. confoederatio - союз, объединение) - форма союза

государств при которой входящие в союз государства сохраняют свой

суверенитет в полном объеме. К. сочетает в себе черты как международно-

правовой, так и гос, организации.

#G0Европейские Сообщества - объединение трех формально самостоятельных, но

взаимосвязанных региональных экономических организаций: Европейского

объединения угля и стали (ЕОУС), созданного в 1951 г., Европейского

сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и #M12293 1 820001198 3864875224

195588856 2324376628 10 2392261517 4294967295 2621100554

3452098266Европейского экономического сообщества#S (ЕЭС), созданных в 1957

г. К настоящему времени в систему Е.С. входит также значительное количество

др. Европейских интеграционных #M12291 820001460институтов#S. В 1965 г. в

соответствии с Брюссельским #M12291 820001085договором#S созданы единые

органы трех сообществ. В связи с заключением в 1992 г. Маастрихтских

соглашений (вступили в силу в 1993 г.), предусматривающих создание к концу

XX века политического союза, включая общую #M12291 820002263оборону#S и

валютно-финансовую систему Е.С. стали именоваться #M12293 0 820001196

468716681 3789495318 1328294600 10 468718556 293496503 531746631

4294967294Европейским Союзом#S. С 1986 года Е.С. используют введенный в

1955 году Советом Европы европейский флаг, неизменное расположение звезд на

котором символизирует совершенное единство #M12291 820002089народов#S

Европы. Написанная Гербертом фон Караяном аранжировка "Оды к радости"

Бетховена (Девятая симфония) в 1972 году была утверждена в качестве

европейского гимна. В Е.С. применяются 9 официальных языков.

#G0Союз - 1) гос. образование с единой верховной (центральной) властью,

состоящее и нескольких объединившихся государств (напр., Союзная Республика

Югославия) или колоний (напр., Австралийский Союз). 2) #M12291

820002291общественное объединение#S, организация (в этом смысле

используется понятие "свобода союзов".

#G0Содружество наций#M12291 820002134#S - объединение независимых

суверенных государств, возникших в результате распада британской

колониальной империи, проводящих самостоятельную политику и сотрудничающих

на почве ранее сложившихся общих #M12291 820001467интересов#S и в целях

содействия международному взаимопониманию. Взаимоотношения государств-

членов между собой и с Великобританией определены в Вестминстерском статуте

1931 года в качестве независимых и равноправных как во внутренней, так и во

внешней политике. Декларация о принципах Содружества (Сингапур, 1971)

подтвердила #M12291 820001074добровольный#S характер Содружества,

действующего на принципах #M12291 820001639консенсуса#S. Содружество

состоит из 30 республик и 21 #M12291 820002005монархии#S. 16 монархий

признают в качестве #M12291 820000763главы государства#S британского

короля, представленного в этих странах #M12291 820000733генерал-

губернатором#S; пять #M12291 820002005монархий#S имеют собственных королей.

Ежегодно в марте празднуется День Содружества.

Цель С.н. - содействие #M12291 820000390благополучию#S #M12291

820002089народов#S посредством неустанного воздействия на международное

сообщество при строгом соблюдении этих принципов. К 1995 г. в Б.с.н.

входило 51 государство. Науру и Тувалу имеют статус "особых членов". Эта

форма членства, предназначенная для небольших стран, предусматривает

освобождение от обязательных взносов при сохранении возможности #M12291

820001074добровольных#S взносов и участие в программах технической помощи

при неучастии во встречах #M12291 820000763глав государств#S и

правительств.

Структура С.н.: 1. Глава Содружества (британский #M12291

820002005монарх#S). 2. Конференция Содружества. 3. Встречи на уровне

#M12291 820001988министров#S. 4. #M12291 820001590Комитет#S высших #M12291

820001155должностных лиц#S( разработка политической линии и стратегии

согласно установкам Конференции). 5. Руководящие органы: Совет

представителей Фонда технического сотрудничества Содружества, Научный совет

Содружества, Совет Содружества по делам молодежи, Консультативная группа

Содружества по управлению технологией (утверждение оперативных планов и их

финансирования, общее политическое руководство). 6. Финансовый #M12291

820001590комитет#S, финансовый подкомитет (одобрение бюджета секретариата).

7. Комитеты (разработка проектов, финансовое и политическое планирование).

8. Секретариат.

Главой С.н. и ее символом является британский #M12291 820002005монарх#S,

признанный в этом качестве главой Содружества. Конференция Содружества,

состоящая из премьер-министров государств-членов, собирается раз в два

года. Образованный в 1965 году Секретариат возглавляется генеральным

секретарем. Он координирует деятельность Содружества. Деятельность

Секретариата определяется "Стратегической рабочей программой" (до 1996 г.),

15 программ которой разделены на три основные группы: 1) консультации,

контроль, планирование, менеджмент и #M12291 820001475информация#S; 2)

мероприятия в сфере политического и экономического сотрудничества; З)

программы помощи развитию.

#G0Содружество независимых государств (СНГ) - межгосударственное

объединение, созданное на основе Соглашения о создании Содружества

Независимых Государств, подписанного в Минске 8 декабря 1991 г.

представителями трех республик СССР - РСФСР, Республики Беларусь и Украины.

Соглашение ратифицировано 12 декабря 1991 г. постановлением Верховного

Совета РСФСР. Устав СНГ, принятый в г. Минске 22 января 1993 г.,

ратифицирован Верховным Советом РФ 12 апреля 1993 г. В соответствии с

указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитие

равноправного и взаимовыгодного сотрудничества #M12291 820002089народов#S и

государств в области политики, экономики, культуры, образования,

здравоохранения, охраны окружающий среды, науки, торговли, в гуманитарной и

иных областях, содействование широкому информационному обмену, #M12291

820001075добросовестное#S и неукоснительное соблюдение взаимных

обязательств.

В Алмаатинской декларации, подписанной 21 декабря 1991 г. главами 11

государств-основателей СНГ провозглашалось, что "взаимодействие участников

Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через

координирующие #M12291 820001460институты#S, формируемые на паритетной

основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками

Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным

образованием. В целях обеспечения международной стратегической стабильности

и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-

стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут

уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или)

нейтрального государства. Содружество Независимых Государств открыто с

согласия всех его участников для присоединения к нему государств - членов

бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы

Содружества". Государства -участники Содружества гарантировали в

соответствии со своими конституционными процедурами выполнение

международных обязательств, вытекающих из #M12291 820001085договоров#S и

соглашений бывшего Союза ССР.

На август 1996 г. в СНГ участвует 12 бывших республик СССР Российская

Федерация, Украина, Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Республика

Беларусь, Азербайджанская Республика, Республика #M12291 820000875Грузия#S,

Республика Таджикистан, Киргизская Республика, Республика Армения,

Республика Молдова, Туркменистан (однако Украина так и не ратифицировала

Соглашения и формально не стала участником Устава СНГ). Официальным местом

пребывания межгосударственных органов СНГ является г. Минск. Основными

#M12291 820001460институтами#S (консультативными и координирующими

органами) СНГ являются: Совет #M12291 820000763глав государств#S

Содружества, Совет #M12291 820000765глав правительств#S, #M12291

820001487Исполнительный#S секретариат СНГ, #M12291

820001915Межгосударственный экономический комитет#S, Экономический Суд СНГ,

Межпарламентская ассамблея государств участников СНГ, Совет #M12291

820001988министров#S #M12291 820002263обороны#S, Межгосударственный совет

по космосу, Постоянная консультативная комиссия по миротворческой

деятельности при Совете #M12291 820001988министров#S иностранных дел

государств членов СНГ, Консультативный совет по труду, миграции и

социальной защите населения государств - участников СНГ, Совет по #M12291

820001772культурному#S сотрудничеству государств - участников СНГ, Совет

руководителей государственных информационных агентств СНГ,

межгосударственный совет по вопросам охраны промышленной собственности,

Правовой консультативный совет государств - участников СНГ, Совет по

сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, Межгосударственная комиссия

по военно-экономическому сотрудничеству государств-участников СНГ,

Статистический #M12291 820001590комитет#S СНГ и др. В связи с расхождениями

в оценке перспектив дальнейшего развития СНГ некоторые государства-

участники Содружества пошли по пути создания в рамках СНГ более узких

союзов: так, например, Россия и Беларусь подписали 2 апреля 1996 г.

соглашение о создании Сообщества Суверенных Республик; учрежден также

Таможенный союз в составе России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.

10. Государственно-политический режим.

Государственно-политический режим#G0 - в науке #M12291

820001652конституционного права#S понятие, обозначающее систему приемов,

методов, форм, способов осуществления политической (включая гос.) власти в

обществе. Это функциональная характеристика власти. Легитимизация и

функционирование власти определяется типом государства. Легитимизация –

поддержка власти и режима народом, осуществляемая в виде выборов и

референдума. Не существует единой типологии П.р. Определение режима зависит

от того, на сколько сильно государственная власть формируется и

контролируется народом (от демократии к тирании и тоталитаризму). Чаще

всего наука #M12291 820001652конституционного права#S выделяет

демократический, либеральный, #M12291 820000033авторитарный#S и

тоталитарный П.р. Характер П.р. никогда прямо не указывается в конституциях

государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический

характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом

отражается на их содержании. Можно разделить на демократический,

антидемократический и переходный.

Государственно-политический режим – это понятие, обозначающее систему

приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и

политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти.

Характер государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается в

конституциях государств (не считая распространенных указаний на

демократический характер государства), однако почти всегда самым

непосредственным образом отражается на их содержании.

Чаще всего современная теория государства различает следующие основные виды

государственно-политических режимов: демократический, либеральный,

авторитарный и тоталитарный. Эта классификация восходит еще к Платону,

выделявшему, помимо «наилучшего государства», тимократию (господство

благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и

тиранию. Последняя, если воспользоваться современной терминологией и есть

тоталитаризм.

#G0Демократия (гр. demokratia - власть #M12291 820002089народа#S, от demos

- народ и kratos - власть) - в совр. понимании форма гос. устройства,

основанная на признании таких устоев конституционного строя, как #M12293 0

820002099 1710435908 4294967294 315 403454216 3922678796 1318887888 4090

2596531803нaродовлaстие#S и политический плюрaлизм, свобода и равенство

#M12291 820000853граждан#S, #M12291 820002183неотчуждаемость#S прав

человека. Формой ее реaлизaции выступaет республикaнское прaвление с

рaзделением и взaимодействием влaстей, рaзвитой системой #M12291

820002093нaродного предстaвительствa#S. Д. как форма гос.-политического

устройства возникла вместе с появлением гос.ва (древние Афины). В совр.

обществе Д. означает власть большинства при защите прав меньшинства,

осуществление выборности основных гос. органов, наличие прав и политических

свобод #M12291 820000853граждан#S, их равноправие, верховенство закона,

конституционализм, разделение властей. Различают непосредственную Д,

(основные решения принимаются непосредственно всеми #M12291

820000853гражданами#S на референдумах, сходах и т.п.) и представительную Д.

(решения принимаются выборными учреждениями парламентами и др.). #M12291

820001460Институты#S Д. наиболее полное развитие получают в правовом

государстве.

#G0Авторитаризм (от лат. autoritas - власть) - система власти, характерная

для антидемократических политических. режимов. Характеризуется

сосредоточением всей гос. власти в руках одного лица или органа,

отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати),

подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой.

В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от

умеренно авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов #M12291

820000971демократии#S до классической фашисткой диктатуры. Самой крайней

формой А. является тоталитаризм.

#G0Тоталитаризм (от средневекового лат. totalis - весь, целый, полный) - 1)

одна из форм господства (тоталитарное государство), характеризующаяся его

полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической

ликвидацией #M12291 820001652конституции прав#S и свобод, репрессиями в

отношении оппозиции и инакомыслящих (например, различные формы Т. в

фашисткой Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в

Испании и др. - с конца 20-х гг. 20 в.).

2) Направление политической мысли, оправдывающее этатизм, #M12291

820000033авторитаризм#S. С 20-х гг. 20 в. Т. стал официальной идеологией

фашисткой Германии и Италии.

11. Разделение властей в современном государстве.

Разделение властей – это важнейший принцип. Еще древние выступали за

разделение труда. Властный труд также необходимо распределять и

организовывать. Аристотель выдвинул идею о трех ветвях власти:

законодательной, исполнительной и судебной.

XVII в. – период подготовки к буржуазной революции. «Два трактата о

правлении» Джон Лон (1690) – критика и размышления о судьбе власти.

Обосновал верховенство законодательной власти, т.к. ее формирует народ.

XVIII в. – Шарон де Монтескье «О духе законов» (1748) – изложил суть

принципа разделения властей заключенный в процессе делегирования власти ее

определенным субъектам, которые распределяют между собой функции управления

государством. Власть не единоличная, а коллегиальная через субъектов:

Англия – образование парламента – законодательного органа.

Наиболее полно принцип разделения властей закреплен в конституции США ст. 9

3 поправка посвящены разделению властей, системе здержек и противовесов,

рычагам воздействия одной власти на другую: президент назначает премьер-

министра и министров, у конгресса – возможность эмпичмента, у президента –

право не подписать закон, у парламента – право переголосовать (2/3 + 1

голос).

#G0Законодательная власть - в соответствии с теорией разделения властей

одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. З.В. –

власть делегированная народом своим представителям, первичная власть.

Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также

систему гос. органов, осуществляющих эти полномочия. В демократических

государствах З.в. может осуществляться не только специальными #M12291

820001262законодательными#S органами (парламентами, местными #M12291

820001262законодательными#S ассамблеями), но также и непосредственно

#M12291 820001365избирательным корпусом#S (политически #M12291

820000934дееспособными гражданами#S) путем референдума, а в некоторых

случаях и органами #M12291 820001487исполнительной#S власти - в порядке

делегированного или чрезвычайного #M12291 820001262законодательствования#S.

Конституции некоторых совр. государств содержат положения о том, что З.в.

принадлежит совместно #M12291 820002005монарху#S и парламенту или палатам

парламента и #M12291 820000763главе государства#S как составной части

парламента. В #M12291 820000008абсолютных монархиях#S (Оман, Бруней,

Саудовская Аравия) З.в. принадлежит исключительно монарху.

#G0Исполнительная власть - в соответствии с теорией разделения властей одна

из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с #M12291

820001262законодательной#S и судебной) в государстве. Вторичная и

подзаконная. Представляет собой совокупность полномочий по управлению гос.

делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования

(административного нормотворчества), полномочия внешнеполитического

представительства, полномочия по осуществлению различного рода

административного контроля, а также иногда и #M12291

820001262законодательные#S полномочия (в порядке делегированного или

чрезвычайного #M12291 820001262законодательствования#S), а также систему

гос. органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Cовр.

конституции формально наделяют И.в. #M12291 820000763главу государства#S (в

парламентарных #M12291 820002005монархиях#S и республиках, в президентских

республиках) или правительство (в республиках смешанного типа). Однако на

деле в парламентарных #M12291 820002005монархиях#S и республиках вся И.в.

целиком принадлежит правительству, в дуалистических #M12291

820002005монархиях#S - монарху совместно с правительством, а в республиках

смешанного типа осуществление И.в. правительством, как пр., происходит под

непосредственным руководством и контролем #M12291 820000763главы

государства#S (президента). На региональном и местом уровне И.в.

осуществляется различными органами #M12291 820001972местного управления#S и

#M12291 820001971местного самоуправления#S (#M12293 0 820000894 3977019924

1754142632 3120048890 4 12 3844407738 1851530676 2836губернаторами#S,

#M12291 820002034мэрами#S, префектами, старостами и подчиненным им

аппаратом).

#G0Судебная власть - в сответствии с теорией разделения властей

самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с #M12291

820001262законодательной#S и #M12291 820001487исполнительной#S).

Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия,

т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских,

административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном

процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному

толкованию #M12291 820002211норм права#S (напр., Конституционный Суд РФ,

#M12291 820000578Верховный Суд#S США), нормотворческих полномочий (создание

судебных прецедентов судами в англо-саксонских странах), контрольных

полномочий (напр., проверка законности #M12291 820000215ареста#S или

задержания) и некоторых др. второстепенных полномочий (установление фактов,

регистрация #M12291 820001708корпораций#S в некоторых странах и т.п.), а

также систему гос. органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

Полномочия С.в. подразделяются на основные (исключительные) - по

осуществлению правосудия и вспомогательные. В совр. демократических гос.вах

осуществление основных полномочий С.в. возлагается на суды различных

категорий (обычные {общей #M12291 820001610компетенции#S и

специализированные}, административные, конституционные), а также иногда на

т.н. квазисудебные органы. В РФ основные полномочия С.в. осуществляются

только судами (в т.ч. единолично судьями).

12. Правовое государство: понятие, принципы и основные признаки.

#G0Правовое государство – это демократическое государство, основанное на

праве и верховенстве законов, которое осуществляет свою власть посредством

ее разделения и при приоритете защиты прав человека. В основе п.г. лежит

стремление оградить общество и его граждан от чрезмерной опеки государства.

П.Г. в #M12291 820001652конституционном праве#S характеристика

конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное

подчинение государства следующим принципам: #M12291 820002096народный

суверенитет#S, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства,

связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по

отношению ко всем др. законам и подзаконным актам, разделение властей и

#M12291 820001460институт#S ответственности власти как организационную

основу правового государства, независимость суда, приоритет норм #M12291

820001931международного права#S над нормами #M12291

820002127национального#S права. РФ провозглашается П.г. в #M12293 0 9004937

1265885411 77 77 2697438627 2483551691 2836092415 32245312 2880545557ст.1

Конституции РФ#S 1993 г. П.г. является также одной из центральных категорий

современных демократических теорий права. В США и Англии термин «господство

права» = П.Г.

Термин «правовое государство» ввел Роберт ф. Моль. Родоначальником доктрины

и терминологии правового государства признается И. Кант, однако ее

отдельные положения разрабатывались еще античными мыслителями (Аристотелем,

Платоном («Государство» и «Закон»), Цицероном), а также другими известными

философами (Спинозой, Монтескье, Дидро, Руссо, Джефферсоном, Гегелем, Джон

Лок – основной теоретик права «Два трактата о праве»). В доктрине

воплощался идеал политико-правового устройства общества, способного

воплотить подлинное народовластие, утвердить в обществе гуманистические

начала и обеспечить реальность прав и свобод личности. Правовое государство

противопоставлялось полицейскому государству, в котором процветали

бюрократизм, пренебрежение правами и свободами человека, полицейская слежка

и произвол.

1949 г. конституция ФРГ – социальное правовое государство.

1978 г. конституция Испании - без слова «социальное».

1992 г. конституция Туркмении – «светское, демократическое, правовое

государство, с президентским правлением». Следом все остальные республики

СНГ.

Правовое государство не насаждается сверху и не внедряется по чьей-то воле.

П.Г. – это процесс эволюционного развития демократического института

власти. Идеального П.Г. – нет, но ближе всего к этой категории подошли

скандинавские и благополучные европейские страны ( Австрия, Нидерланды,

ФРГ, Швеция, Норвегия, Дания).

В современной политико-правовой доктрине правовым государством признается

демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона,

последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и

гарантируются права и свободы каждого человека.

Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает

не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей

юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы

правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов

общества и государства в целом действующему закону. В своей многогранной

деятельности государство действует не по собственному усмотрению или по

произволу, а в строго определенных рамках, установленных Конституцией и

иными основополагающими нормативно - правовыми актами. Сказанное в полной

мере относится и к законотворчеству. Законодательный процесс, как и любая

иная деятельность государства, детально регламентируется специальным

законом. Его соблюдение является необходимым условием признания каждого

вновь принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений.

Другим непременным признаком правового государства является

последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и

судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг

от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над

другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица, свободы

человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, а

также законами и иными нормативно - правовыми актами. Это свободы в сфере

экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь,

достоинство личности, личную неприкосновенность и др. В конечном счете

каждый член общества обладает равными правами и свободами независимо от

пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения,

места жительства, отношения к религии и принадлежности к общественным

объединениям и политическим партиям и других обстоятельств. При этом

государство охраняет и защищает права личности, равно как и личность не

нарушает действующих в обществе законов и не посягает на права и свободы

других лиц.

13. Идея правового государства и становление новой государственности в

России.

Современное российское гос-во - Российская Федерация - образовалось в

результате демократических преобразований в СССР, в 1985-1991 г.г.,

принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации

(1991 г.), напряженного политич. противостояния, приведшего к вооруженному

конфликту в октябре 1993 г., принятия в 1993 г. Конституции Российской

Федерации на референдуме и последующего конституционного процесса.

Российская Федерация , в соответствии с Конституцией РФ, есть

демократическое федеративное правовое гос-во (ст.1 КРФ). В соответствии с

этим, демократический режим росс. гос-ва является главным принципом его

конституционного строя и последовательно проводится через нормы КРФ о

порядке формирования, устройства гос-х органов и порядка их деятельности,

права и свободы граждан, принципы правового гос-ва. Так, носителем

суверенитета и единственным источником власти в РФ провозглашается ее

многонациональный народ , который осуществляет свою власть непосредственно,

а также через органы гос. власти и органы местного самоуправления (ст.3

КРФ). В РФ признается идеологическое, политическое, многообразие,

многопартийность (ст.13 КРФ). Гос-во гарантирует равенство прав и свобод

человека и гражданина (глава 2 КРФ), в том числе, право на свободу и личную

неприкосновенность, право участвовать в управлении делами гос-ва, право на

свободное получение, передачу и распространение информации, свободу мысли и

слова, право на объединение, право на собрания, митинги, шествия и

пикетирование, а также гарантируется свобода средств массовой информации.

Согласно КРФ, права и свободы человека и гражданина являются в РФ

непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение

законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного

самоуправления. Демократические принципы положены и в устройство

государственных органов: выборность представительных и законодательных

органов РФ и субъектов РФ, а также главы гос-ва - Президента РФ, принцип

верховенства закона, принцип разделения властей и другие принципы правового

гос-ва. Особая роль в реализации демократического потенциала российского

гос-ва принадлежит главе гос-ва - Президенту РФ, который наделен статусом

гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст.80 КРФ), и

имеет существенные возможности влияния на политику гос-ва в целом, а также

Конституционному Суду РФ - судебному органу конституционного контроля,

защищающему основы конституционного строя, основные права и свободы

человека и гражданина и обеспечивающему верховенство КРФ на всей территории

РФ. (Федеральный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации).

Одной из важных задач развития Д. в РФ является создание правовых гарантий

множественности, альтернативности, открытости СМИ, а также препятствующих

монопольному влиянию на них, что будет способствовать большему контролю

представительных учреждений и граждан за деятельностью гос-х органов и

должностных лиц, повышению эффективности всех демократических институтов,

совершенствованию правовой системы и устройства гос-ва.

В России понятие «правовое государство» связано с Радищевым и М.М.

Сперанским (Ал.I и Ник.I), кодекс Наполеона. В советское время понятие п.г.

использовалось только для критики зарубежного государства. Возвращение П.Г.

связано с XIX партконференцией, в 1989 году. В речи Горбачева прозвучали

идеи о правах, правовом государстве, разделении властей и верховенстве

закона. В 1991 году СССР – разрушена, идеи социалистического П.Г. ушли, но

идея П.Г. осталась.

Принципиально важным является конституирование государства Российской

Федерации в качестве правового. Далеко не все конституции развитых

буржуазных государств содержат подобные положения, хотя идея связанности

государства правом, законом в настоящее время получает всеобщее признание.

Названные принципы последовательно закреплены в Конституции. Однако они

являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования

России, нежели свершившимся фактом.

Россия продолжала жить в разреженном правовом пространстве. Число законов,

в которых нуждается страна, многократно превышает количество принятых.

Законодательный процесс нередко подменяется политической борьбой. Не

сложились новые правовые обычаи, низка правовая культура. Важно сознавать,

что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда право будет

уважаться властью. Судебная система еще не стала равноправной ветвью

власти, по - настоящему независимой и авторитетной... почти не реализуется

принцип прямого действия Конституции.

Чтобы оперативно и целенаправленно осуществить действенные меры по

преодолению отмеченных недостатков политико-правовой сферы и заложить

реальные основы правового государства, Указом Президента РФ от 6 июля 1995

г. N 673 "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации"

было признано необходимым силами научных и практических работников

разработать концепцию правовой реформы в Российской Федерации, ибо процесс

построения правового государства не менее сложен и труден, чем проведение

экономических реформ, и успешно завершить его можно лишь на строго научной

основе, с учетом конкретно - исторических условий и социально - правовых

закономерностей. Словом, правовое государство может стать реальностью в той

мере, в какой общество, государство и каждый гражданин будут способны

покончить с остатками правового нигилизма, грубейшего нарушения прав и

свобод человека, а также создать эффективно действующее законодательство и

систему органов исполнительной власти, способную обеспечить реальное

действие законов.

14. Понятие права и его признаки.

Право - #G01) система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой

государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию

общественных отношений в масштабе всего общества. Такое определение П. (П.

в объективном смысле) следует отличать от юридического права (П. в

субъективном смысле). П. как система дифференцировано по отраслям права,

каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает

специфическими чертами (напр., #M12291 820000865Гражданское право#S,

Конституционное, Семейное право, Трудовое право, Уголовное право). Не менее

основополагающим является деление П. на международное, создаваемое

совместной волей двух и более государств (см. #M12291

820001931Международное право#S), и П. #M12291 820002127национальное#S,

целиком находящееся в #M12291 820001610компетенции#S одного государства. С

научной точки зрения один из важнейших принципов деления П. можно назвать

"географическим". В современное мире наибольшее распространение получили

следующие правовые системы (т.н. "семьи П."): континентальная (или романо-

германская), англо-саксонская (или англо-американская), мусульманская.

Большинство ученых-специалистов по сравнительному правоведению выделяют в

отдельную систему также право т.н. "социалистических государств".

Российское П. относится к континентальному; 2) имперaтив, стоящий нaд

госудaрством и зaконом, зaщищaющий спрaведливый порядок государства как

формы сaмооргaнизaции обществa; 3) совокупность социaльных регуляторов,

которaя может быть облеченa в соответствующую #M12291

820001262зaконодaтельную#S форму, a может и не быть облеченa в нее.

Коллизия между правом и писаным законом в РФ рaзрешaется через Конституцию

РФ. Нормы #M12293 0 9004937 1540216064 77 63704707 328036464 2255788559

1265885411 77 77главы 1 "Основы конституционного#S строя" выступают высшей

формой писaного прaвa и посредником между имперaтивом прaвa и писaным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ