Теория государства и права
смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода
из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. В
случае нарушения союзной конституции или #M12291
820001262законодательства#S, центральная власть имеет право принятия
принудительных мер по отношению к субъекту Ф#S. Одним из обязательных
элементов Ф. является двухпалатная структура федерального парламента. Как
правило, члены Ф. имеют свою собственную конституцию. В зависимости от роли
#M12291 820002127национального#S (лингвистического) фактора в определении
структуры Ф. различаются Ф. на территориальной основе (США, Австралия,
Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на #M12291
820002127национальной#S основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на
смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада), В
теории #M12291 820001652конституционного права#S также иногда проводится
различие между т.н. конституционными Ф. (США, Канада, Бразилия),
конституционно-договорными (РФ) и договорными (Швейцария, Объединенная
Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты), между
централизованными (напр., Индия, где штаты, кроме одного, не имеют своих
конституций и #M12291 820000868гражданства#S) и децентрализованными (США,
ФРГ, Швейцария). Составные части федерации могут быть симметричными и
асимметричными. Симметричные состоят из однопорядковых составных частей
(США – 50 штатов). Асимметричные – состоят из различных составных частей
(РФ – 21 республика, 2 города, 6 краев, 49 областей, 1 авт. область и 10
авт. округов - всего 89 субъектов).
#G0Конфедерация (лат. confoederatio - союз, объединение) - форма союза
государств при которой входящие в союз государства сохраняют свой
суверенитет в полном объеме. К. сочетает в себе черты как международно-
правовой, так и гос, организации.
#G0Европейские Сообщества - объединение трех формально самостоятельных, но
взаимосвязанных региональных экономических организаций: Европейского
объединения угля и стали (ЕОУС), созданного в 1951 г., Европейского
сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и #M12293 1 820001198 3864875224
195588856 2324376628 10 2392261517 4294967295 2621100554
3452098266Европейского экономического сообщества#S (ЕЭС), созданных в 1957
г. К настоящему времени в систему Е.С. входит также значительное количество
др. Европейских интеграционных #M12291 820001460институтов#S. В 1965 г. в
соответствии с Брюссельским #M12291 820001085договором#S созданы единые
органы трех сообществ. В связи с заключением в 1992 г. Маастрихтских
соглашений (вступили в силу в 1993 г.), предусматривающих создание к концу
XX века политического союза, включая общую #M12291 820002263оборону#S и
валютно-финансовую систему Е.С. стали именоваться #M12293 0 820001196
468716681 3789495318 1328294600 10 468718556 293496503 531746631
4294967294Европейским Союзом#S. С 1986 года Е.С. используют введенный в
1955 году Советом Европы европейский флаг, неизменное расположение звезд на
котором символизирует совершенное единство #M12291 820002089народов#S
Европы. Написанная Гербертом фон Караяном аранжировка "Оды к радости"
Бетховена (Девятая симфония) в 1972 году была утверждена в качестве
европейского гимна. В Е.С. применяются 9 официальных языков.
#G0Союз - 1) гос. образование с единой верховной (центральной) властью,
состоящее и нескольких объединившихся государств (напр., Союзная Республика
Югославия) или колоний (напр., Австралийский Союз). 2) #M12291
820002291общественное объединение#S, организация (в этом смысле
используется понятие "свобода союзов".
#G0Содружество наций#M12291 820002134#S - объединение независимых
суверенных государств, возникших в результате распада британской
колониальной империи, проводящих самостоятельную политику и сотрудничающих
на почве ранее сложившихся общих #M12291 820001467интересов#S и в целях
содействия международному взаимопониманию. Взаимоотношения государств-
членов между собой и с Великобританией определены в Вестминстерском статуте
1931 года в качестве независимых и равноправных как во внутренней, так и во
внешней политике. Декларация о принципах Содружества (Сингапур, 1971)
подтвердила #M12291 820001074добровольный#S характер Содружества,
действующего на принципах #M12291 820001639консенсуса#S. Содружество
состоит из 30 республик и 21 #M12291 820002005монархии#S. 16 монархий
признают в качестве #M12291 820000763главы государства#S британского
короля, представленного в этих странах #M12291 820000733генерал-
губернатором#S; пять #M12291 820002005монархий#S имеют собственных королей.
Ежегодно в марте празднуется День Содружества.
Цель С.н. - содействие #M12291 820000390благополучию#S #M12291
820002089народов#S посредством неустанного воздействия на международное
сообщество при строгом соблюдении этих принципов. К 1995 г. в Б.с.н.
входило 51 государство. Науру и Тувалу имеют статус "особых членов". Эта
форма членства, предназначенная для небольших стран, предусматривает
освобождение от обязательных взносов при сохранении возможности #M12291
820001074добровольных#S взносов и участие в программах технической помощи
при неучастии во встречах #M12291 820000763глав государств#S и
правительств.
Структура С.н.: 1. Глава Содружества (британский #M12291
820002005монарх#S). 2. Конференция Содружества. 3. Встречи на уровне
#M12291 820001988министров#S. 4. #M12291 820001590Комитет#S высших #M12291
820001155должностных лиц#S( разработка политической линии и стратегии
согласно установкам Конференции). 5. Руководящие органы: Совет
представителей Фонда технического сотрудничества Содружества, Научный совет
Содружества, Совет Содружества по делам молодежи, Консультативная группа
Содружества по управлению технологией (утверждение оперативных планов и их
финансирования, общее политическое руководство). 6. Финансовый #M12291
820001590комитет#S, финансовый подкомитет (одобрение бюджета секретариата).
7. Комитеты (разработка проектов, финансовое и политическое планирование).
8. Секретариат.
Главой С.н. и ее символом является британский #M12291 820002005монарх#S,
признанный в этом качестве главой Содружества. Конференция Содружества,
состоящая из премьер-министров государств-членов, собирается раз в два
года. Образованный в 1965 году Секретариат возглавляется генеральным
секретарем. Он координирует деятельность Содружества. Деятельность
Секретариата определяется "Стратегической рабочей программой" (до 1996 г.),
15 программ которой разделены на три основные группы: 1) консультации,
контроль, планирование, менеджмент и #M12291 820001475информация#S; 2)
мероприятия в сфере политического и экономического сотрудничества; З)
программы помощи развитию.
#G0Содружество независимых государств (СНГ) - межгосударственное
объединение, созданное на основе Соглашения о создании Содружества
Независимых Государств, подписанного в Минске 8 декабря 1991 г.
представителями трех республик СССР - РСФСР, Республики Беларусь и Украины.
Соглашение ратифицировано 12 декабря 1991 г. постановлением Верховного
Совета РСФСР. Устав СНГ, принятый в г. Минске 22 января 1993 г.,
ратифицирован Верховным Советом РФ 12 апреля 1993 г. В соответствии с
указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитие
равноправного и взаимовыгодного сотрудничества #M12291 820002089народов#S и
государств в области политики, экономики, культуры, образования,
здравоохранения, охраны окружающий среды, науки, торговли, в гуманитарной и
иных областях, содействование широкому информационному обмену, #M12291
820001075добросовестное#S и неукоснительное соблюдение взаимных
обязательств.
В Алмаатинской декларации, подписанной 21 декабря 1991 г. главами 11
государств-основателей СНГ провозглашалось, что "взаимодействие участников
Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через
координирующие #M12291 820001460институты#S, формируемые на паритетной
основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками
Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным
образованием. В целях обеспечения международной стратегической стабильности
и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-
стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут
уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или)
нейтрального государства. Содружество Независимых Государств открыто с
согласия всех его участников для присоединения к нему государств - членов
бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы
Содружества". Государства -участники Содружества гарантировали в
соответствии со своими конституционными процедурами выполнение
международных обязательств, вытекающих из #M12291 820001085договоров#S и
соглашений бывшего Союза ССР.
На август 1996 г. в СНГ участвует 12 бывших республик СССР Российская
Федерация, Украина, Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Республика
Беларусь, Азербайджанская Республика, Республика #M12291 820000875Грузия#S,
Республика Таджикистан, Киргизская Республика, Республика Армения,
Республика Молдова, Туркменистан (однако Украина так и не ратифицировала
Соглашения и формально не стала участником Устава СНГ). Официальным местом
пребывания межгосударственных органов СНГ является г. Минск. Основными
#M12291 820001460институтами#S (консультативными и координирующими
органами) СНГ являются: Совет #M12291 820000763глав государств#S
Содружества, Совет #M12291 820000765глав правительств#S, #M12291
820001487Исполнительный#S секретариат СНГ, #M12291
820001915Межгосударственный экономический комитет#S, Экономический Суд СНГ,
Межпарламентская ассамблея государств участников СНГ, Совет #M12291
820001988министров#S #M12291 820002263обороны#S, Межгосударственный совет
по космосу, Постоянная консультативная комиссия по миротворческой
деятельности при Совете #M12291 820001988министров#S иностранных дел
государств членов СНГ, Консультативный совет по труду, миграции и
социальной защите населения государств - участников СНГ, Совет по #M12291
820001772культурному#S сотрудничеству государств - участников СНГ, Совет
руководителей государственных информационных агентств СНГ,
межгосударственный совет по вопросам охраны промышленной собственности,
Правовой консультативный совет государств - участников СНГ, Совет по
сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, Межгосударственная комиссия
по военно-экономическому сотрудничеству государств-участников СНГ,
Статистический #M12291 820001590комитет#S СНГ и др. В связи с расхождениями
в оценке перспектив дальнейшего развития СНГ некоторые государства-
участники Содружества пошли по пути создания в рамках СНГ более узких
союзов: так, например, Россия и Беларусь подписали 2 апреля 1996 г.
соглашение о создании Сообщества Суверенных Республик; учрежден также
Таможенный союз в составе России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.
10. Государственно-политический режим.
Государственно-политический режим#G0 - в науке #M12291
820001652конституционного права#S понятие, обозначающее систему приемов,
методов, форм, способов осуществления политической (включая гос.) власти в
обществе. Это функциональная характеристика власти. Легитимизация и
функционирование власти определяется типом государства. Легитимизация –
поддержка власти и режима народом, осуществляемая в виде выборов и
референдума. Не существует единой типологии П.р. Определение режима зависит
от того, на сколько сильно государственная власть формируется и
контролируется народом (от демократии к тирании и тоталитаризму). Чаще
всего наука #M12291 820001652конституционного права#S выделяет
демократический, либеральный, #M12291 820000033авторитарный#S и
тоталитарный П.р. Характер П.р. никогда прямо не указывается в конституциях
государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический
характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом
отражается на их содержании. Можно разделить на демократический,
антидемократический и переходный.
Государственно-политический режим – это понятие, обозначающее систему
приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и
политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти.
Характер государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается в
конституциях государств (не считая распространенных указаний на
демократический характер государства), однако почти всегда самым
непосредственным образом отражается на их содержании.
Чаще всего современная теория государства различает следующие основные виды
государственно-политических режимов: демократический, либеральный,
авторитарный и тоталитарный. Эта классификация восходит еще к Платону,
выделявшему, помимо «наилучшего государства», тимократию (господство
благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и
тиранию. Последняя, если воспользоваться современной терминологией и есть
тоталитаризм.
#G0Демократия (гр. demokratia - власть #M12291 820002089народа#S, от demos
- народ и kratos - власть) - в совр. понимании форма гос. устройства,
основанная на признании таких устоев конституционного строя, как #M12293 0
820002099 1710435908 4294967294 315 403454216 3922678796 1318887888 4090
2596531803нaродовлaстие#S и политический плюрaлизм, свобода и равенство
#M12291 820000853граждан#S, #M12291 820002183неотчуждаемость#S прав
человека. Формой ее реaлизaции выступaет республикaнское прaвление с
рaзделением и взaимодействием влaстей, рaзвитой системой #M12291
820002093нaродного предстaвительствa#S. Д. как форма гос.-политического
устройства возникла вместе с появлением гос.ва (древние Афины). В совр.
обществе Д. означает власть большинства при защите прав меньшинства,
осуществление выборности основных гос. органов, наличие прав и политических
свобод #M12291 820000853граждан#S, их равноправие, верховенство закона,
конституционализм, разделение властей. Различают непосредственную Д,
(основные решения принимаются непосредственно всеми #M12291
820000853гражданами#S на референдумах, сходах и т.п.) и представительную Д.
(решения принимаются выборными учреждениями парламентами и др.). #M12291
820001460Институты#S Д. наиболее полное развитие получают в правовом
государстве.
#G0Авторитаризм (от лат. autoritas - власть) - система власти, характерная
для антидемократических политических. режимов. Характеризуется
сосредоточением всей гос. власти в руках одного лица или органа,
отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати),
подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой.
В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от
умеренно авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов #M12291
820000971демократии#S до классической фашисткой диктатуры. Самой крайней
формой А. является тоталитаризм.
#G0Тоталитаризм (от средневекового лат. totalis - весь, целый, полный) - 1)
одна из форм господства (тоталитарное государство), характеризующаяся его
полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической
ликвидацией #M12291 820001652конституции прав#S и свобод, репрессиями в
отношении оппозиции и инакомыслящих (например, различные формы Т. в
фашисткой Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в
Испании и др. - с конца 20-х гг. 20 в.).
2) Направление политической мысли, оправдывающее этатизм, #M12291
820000033авторитаризм#S. С 20-х гг. 20 в. Т. стал официальной идеологией
фашисткой Германии и Италии.
11. Разделение властей в современном государстве.
Разделение властей – это важнейший принцип. Еще древние выступали за
разделение труда. Властный труд также необходимо распределять и
организовывать. Аристотель выдвинул идею о трех ветвях власти:
законодательной, исполнительной и судебной.
XVII в. – период подготовки к буржуазной революции. «Два трактата о
правлении» Джон Лон (1690) – критика и размышления о судьбе власти.
Обосновал верховенство законодательной власти, т.к. ее формирует народ.
XVIII в. – Шарон де Монтескье «О духе законов» (1748) – изложил суть
принципа разделения властей заключенный в процессе делегирования власти ее
определенным субъектам, которые распределяют между собой функции управления
государством. Власть не единоличная, а коллегиальная через субъектов:
Англия – образование парламента – законодательного органа.
Наиболее полно принцип разделения властей закреплен в конституции США ст. 9
3 поправка посвящены разделению властей, системе здержек и противовесов,
рычагам воздействия одной власти на другую: президент назначает премьер-
министра и министров, у конгресса – возможность эмпичмента, у президента –
право не подписать закон, у парламента – право переголосовать (2/3 + 1
голос).
#G0Законодательная власть - в соответствии с теорией разделения властей
одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. З.В. –
власть делегированная народом своим представителям, первичная власть.
Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также
систему гос. органов, осуществляющих эти полномочия. В демократических
государствах З.в. может осуществляться не только специальными #M12291
820001262законодательными#S органами (парламентами, местными #M12291
820001262законодательными#S ассамблеями), но также и непосредственно
#M12291 820001365избирательным корпусом#S (политически #M12291
820000934дееспособными гражданами#S) путем референдума, а в некоторых
случаях и органами #M12291 820001487исполнительной#S власти - в порядке
делегированного или чрезвычайного #M12291 820001262законодательствования#S.
Конституции некоторых совр. государств содержат положения о том, что З.в.
принадлежит совместно #M12291 820002005монарху#S и парламенту или палатам
парламента и #M12291 820000763главе государства#S как составной части
парламента. В #M12291 820000008абсолютных монархиях#S (Оман, Бруней,
Саудовская Аравия) З.в. принадлежит исключительно монарху.
#G0Исполнительная власть - в соответствии с теорией разделения властей одна
из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с #M12291
820001262законодательной#S и судебной) в государстве. Вторичная и
подзаконная. Представляет собой совокупность полномочий по управлению гос.
делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования
(административного нормотворчества), полномочия внешнеполитического
представительства, полномочия по осуществлению различного рода
административного контроля, а также иногда и #M12291
820001262законодательные#S полномочия (в порядке делегированного или
чрезвычайного #M12291 820001262законодательствования#S), а также систему
гос. органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Cовр.
конституции формально наделяют И.в. #M12291 820000763главу государства#S (в
парламентарных #M12291 820002005монархиях#S и республиках, в президентских
республиках) или правительство (в республиках смешанного типа). Однако на
деле в парламентарных #M12291 820002005монархиях#S и республиках вся И.в.
целиком принадлежит правительству, в дуалистических #M12291
820002005монархиях#S - монарху совместно с правительством, а в республиках
смешанного типа осуществление И.в. правительством, как пр., происходит под
непосредственным руководством и контролем #M12291 820000763главы
государства#S (президента). На региональном и местом уровне И.в.
осуществляется различными органами #M12291 820001972местного управления#S и
#M12291 820001971местного самоуправления#S (#M12293 0 820000894 3977019924
1754142632 3120048890 4 12 3844407738 1851530676 2836губернаторами#S,
#M12291 820002034мэрами#S, префектами, старостами и подчиненным им
аппаратом).
#G0Судебная власть - в сответствии с теорией разделения властей
самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с #M12291
820001262законодательной#S и #M12291 820001487исполнительной#S).
Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия,
т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских,
административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном
процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному
толкованию #M12291 820002211норм права#S (напр., Конституционный Суд РФ,
#M12291 820000578Верховный Суд#S США), нормотворческих полномочий (создание
судебных прецедентов судами в англо-саксонских странах), контрольных
полномочий (напр., проверка законности #M12291 820000215ареста#S или
задержания) и некоторых др. второстепенных полномочий (установление фактов,
регистрация #M12291 820001708корпораций#S в некоторых странах и т.п.), а
также систему гос. органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.
Полномочия С.в. подразделяются на основные (исключительные) - по
осуществлению правосудия и вспомогательные. В совр. демократических гос.вах
осуществление основных полномочий С.в. возлагается на суды различных
категорий (обычные {общей #M12291 820001610компетенции#S и
специализированные}, административные, конституционные), а также иногда на
т.н. квазисудебные органы. В РФ основные полномочия С.в. осуществляются
только судами (в т.ч. единолично судьями).
12. Правовое государство: понятие, принципы и основные признаки.
#G0Правовое государство – это демократическое государство, основанное на
праве и верховенстве законов, которое осуществляет свою власть посредством
ее разделения и при приоритете защиты прав человека. В основе п.г. лежит
стремление оградить общество и его граждан от чрезмерной опеки государства.
П.Г. в #M12291 820001652конституционном праве#S характеристика
конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное
подчинение государства следующим принципам: #M12291 820002096народный
суверенитет#S, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства,
связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по
отношению ко всем др. законам и подзаконным актам, разделение властей и
#M12291 820001460институт#S ответственности власти как организационную
основу правового государства, независимость суда, приоритет норм #M12291
820001931международного права#S над нормами #M12291
820002127национального#S права. РФ провозглашается П.г. в #M12293 0 9004937
1265885411 77 77 2697438627 2483551691 2836092415 32245312 2880545557ст.1
Конституции РФ#S 1993 г. П.г. является также одной из центральных категорий
современных демократических теорий права. В США и Англии термин «господство
права» = П.Г.
Термин «правовое государство» ввел Роберт ф. Моль. Родоначальником доктрины
и терминологии правового государства признается И. Кант, однако ее
отдельные положения разрабатывались еще античными мыслителями (Аристотелем,
Платоном («Государство» и «Закон»), Цицероном), а также другими известными
философами (Спинозой, Монтескье, Дидро, Руссо, Джефферсоном, Гегелем, Джон
Лок – основной теоретик права «Два трактата о праве»). В доктрине
воплощался идеал политико-правового устройства общества, способного
воплотить подлинное народовластие, утвердить в обществе гуманистические
начала и обеспечить реальность прав и свобод личности. Правовое государство
противопоставлялось полицейскому государству, в котором процветали
бюрократизм, пренебрежение правами и свободами человека, полицейская слежка
и произвол.
1949 г. конституция ФРГ – социальное правовое государство.
1978 г. конституция Испании - без слова «социальное».
1992 г. конституция Туркмении – «светское, демократическое, правовое
государство, с президентским правлением». Следом все остальные республики
СНГ.
Правовое государство не насаждается сверху и не внедряется по чьей-то воле.
П.Г. – это процесс эволюционного развития демократического института
власти. Идеального П.Г. – нет, но ближе всего к этой категории подошли
скандинавские и благополучные европейские страны ( Австрия, Нидерланды,
ФРГ, Швеция, Норвегия, Дания).
В современной политико-правовой доктрине правовым государством признается
демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона,
последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и
гарантируются права и свободы каждого человека.
Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает
не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей
юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы
правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов
общества и государства в целом действующему закону. В своей многогранной
деятельности государство действует не по собственному усмотрению или по
произволу, а в строго определенных рамках, установленных Конституцией и
иными основополагающими нормативно - правовыми актами. Сказанное в полной
мере относится и к законотворчеству. Законодательный процесс, как и любая
иная деятельность государства, детально регламентируется специальным
законом. Его соблюдение является необходимым условием признания каждого
вновь принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений.
Другим непременным признаком правового государства является
последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и
судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг
от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над
другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица, свободы
человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, а
также законами и иными нормативно - правовыми актами. Это свободы в сфере
экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь,
достоинство личности, личную неприкосновенность и др. В конечном счете
каждый член общества обладает равными правами и свободами независимо от
пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии и принадлежности к общественным
объединениям и политическим партиям и других обстоятельств. При этом
государство охраняет и защищает права личности, равно как и личность не
нарушает действующих в обществе законов и не посягает на права и свободы
других лиц.
13. Идея правового государства и становление новой государственности в
России.
Современное российское гос-во - Российская Федерация - образовалось в
результате демократических преобразований в СССР, в 1985-1991 г.г.,
принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации
(1991 г.), напряженного политич. противостояния, приведшего к вооруженному
конфликту в октябре 1993 г., принятия в 1993 г. Конституции Российской
Федерации на референдуме и последующего конституционного процесса.
Российская Федерация , в соответствии с Конституцией РФ, есть
демократическое федеративное правовое гос-во (ст.1 КРФ). В соответствии с
этим, демократический режим росс. гос-ва является главным принципом его
конституционного строя и последовательно проводится через нормы КРФ о
порядке формирования, устройства гос-х органов и порядка их деятельности,
права и свободы граждан, принципы правового гос-ва. Так, носителем
суверенитета и единственным источником власти в РФ провозглашается ее
многонациональный народ , который осуществляет свою власть непосредственно,
а также через органы гос. власти и органы местного самоуправления (ст.3
КРФ). В РФ признается идеологическое, политическое, многообразие,
многопартийность (ст.13 КРФ). Гос-во гарантирует равенство прав и свобод
человека и гражданина (глава 2 КРФ), в том числе, право на свободу и личную
неприкосновенность, право участвовать в управлении делами гос-ва, право на
свободное получение, передачу и распространение информации, свободу мысли и
слова, право на объединение, право на собрания, митинги, шествия и
пикетирование, а также гарантируется свобода средств массовой информации.
Согласно КРФ, права и свободы человека и гражданина являются в РФ
непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления. Демократические принципы положены и в устройство
государственных органов: выборность представительных и законодательных
органов РФ и субъектов РФ, а также главы гос-ва - Президента РФ, принцип
верховенства закона, принцип разделения властей и другие принципы правового
гос-ва. Особая роль в реализации демократического потенциала российского
гос-ва принадлежит главе гос-ва - Президенту РФ, который наделен статусом
гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст.80 КРФ), и
имеет существенные возможности влияния на политику гос-ва в целом, а также
Конституционному Суду РФ - судебному органу конституционного контроля,
защищающему основы конституционного строя, основные права и свободы
человека и гражданина и обеспечивающему верховенство КРФ на всей территории
РФ. (Федеральный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации).
Одной из важных задач развития Д. в РФ является создание правовых гарантий
множественности, альтернативности, открытости СМИ, а также препятствующих
монопольному влиянию на них, что будет способствовать большему контролю
представительных учреждений и граждан за деятельностью гос-х органов и
должностных лиц, повышению эффективности всех демократических институтов,
совершенствованию правовой системы и устройства гос-ва.
В России понятие «правовое государство» связано с Радищевым и М.М.
Сперанским (Ал.I и Ник.I), кодекс Наполеона. В советское время понятие п.г.
использовалось только для критики зарубежного государства. Возвращение П.Г.
связано с XIX партконференцией, в 1989 году. В речи Горбачева прозвучали
идеи о правах, правовом государстве, разделении властей и верховенстве
закона. В 1991 году СССР – разрушена, идеи социалистического П.Г. ушли, но
идея П.Г. осталась.
Принципиально важным является конституирование государства Российской
Федерации в качестве правового. Далеко не все конституции развитых
буржуазных государств содержат подобные положения, хотя идея связанности
государства правом, законом в настоящее время получает всеобщее признание.
Названные принципы последовательно закреплены в Конституции. Однако они
являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования
России, нежели свершившимся фактом.
Россия продолжала жить в разреженном правовом пространстве. Число законов,
в которых нуждается страна, многократно превышает количество принятых.
Законодательный процесс нередко подменяется политической борьбой. Не
сложились новые правовые обычаи, низка правовая культура. Важно сознавать,
что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда право будет
уважаться властью. Судебная система еще не стала равноправной ветвью
власти, по - настоящему независимой и авторитетной... почти не реализуется
принцип прямого действия Конституции.
Чтобы оперативно и целенаправленно осуществить действенные меры по
преодолению отмеченных недостатков политико-правовой сферы и заложить
реальные основы правового государства, Указом Президента РФ от 6 июля 1995
г. N 673 "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации"
было признано необходимым силами научных и практических работников
разработать концепцию правовой реформы в Российской Федерации, ибо процесс
построения правового государства не менее сложен и труден, чем проведение
экономических реформ, и успешно завершить его можно лишь на строго научной
основе, с учетом конкретно - исторических условий и социально - правовых
закономерностей. Словом, правовое государство может стать реальностью в той
мере, в какой общество, государство и каждый гражданин будут способны
покончить с остатками правового нигилизма, грубейшего нарушения прав и
свобод человека, а также создать эффективно действующее законодательство и
систему органов исполнительной власти, способную обеспечить реальное
действие законов.
14. Понятие права и его признаки.
Право - #G01) система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой
государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию
общественных отношений в масштабе всего общества. Такое определение П. (П.
в объективном смысле) следует отличать от юридического права (П. в
субъективном смысле). П. как система дифференцировано по отраслям права,
каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает
специфическими чертами (напр., #M12291 820000865Гражданское право#S,
Конституционное, Семейное право, Трудовое право, Уголовное право). Не менее
основополагающим является деление П. на международное, создаваемое
совместной волей двух и более государств (см. #M12291
820001931Международное право#S), и П. #M12291 820002127национальное#S,
целиком находящееся в #M12291 820001610компетенции#S одного государства. С
научной точки зрения один из важнейших принципов деления П. можно назвать
"географическим". В современное мире наибольшее распространение получили
следующие правовые системы (т.н. "семьи П."): континентальная (или романо-
германская), англо-саксонская (или англо-американская), мусульманская.
Большинство ученых-специалистов по сравнительному правоведению выделяют в
отдельную систему также право т.н. "социалистических государств".
Российское П. относится к континентальному; 2) имперaтив, стоящий нaд
госудaрством и зaконом, зaщищaющий спрaведливый порядок государства как
формы сaмооргaнизaции обществa; 3) совокупность социaльных регуляторов,
которaя может быть облеченa в соответствующую #M12291
820001262зaконодaтельную#S форму, a может и не быть облеченa в нее.
Коллизия между правом и писаным законом в РФ рaзрешaется через Конституцию
РФ. Нормы #M12293 0 9004937 1540216064 77 63704707 328036464 2255788559
1265885411 77 77главы 1 "Основы конституционного#S строя" выступают высшей
формой писaного прaвa и посредником между имперaтивом прaвa и писaным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|