Теория государства и права
участвовать все заинтересованные государства, то он называется открытии
(см. Открытые международные договоры). При ограничении возможного участия в
соглашении по каким-либо критериям это будет закрытый международный
договор. М. д. могут быть правомерными и неправомерными. Юридическая сила
последних может быть признана недействительной (см. Недействительность
международного договора). М. д., как правило, состоит из преамбулы
(содержит мотивы и цели #M12291 820001085договора#S), конкретных
постановленнй, касающихся существа регулируемых отношений, и заключительных
постановлений (о сроке действия #M12291 820001085договора#S, порядке его
продления, предупреждения об отказе от #M12291 820001085договора#S,
условиях его вступления в силу, утверждения н др.). #M12291
820001085Договор#S может иметь приложения, конкретизирующие основные его
положения и обладающие одинаковой юридической силой с текстом самого М. д.
Двусторонние М. д. большей частью составляются на языках договаривающихся
сторон; многосторонние - на одном, двух и более языках. Подписанный
договаривающимися государствами М. д., как правило, подлежит ратификации
или утверждению (принятию). Он вступает в силу после его подписания, если
это прямо указано в #M12291 820001085договоре#S, или после обмена
ратификационными грамотами либо сдачи их на хранение #M12293 1 820000995
2097490400 2235156812 4 4234331087 3846192513 6 278733419
3297342578депозитарию#S. М. д. публикуются, как правило, заключившими их
сторонами в официальных правительственных изданиях, периодической печати,
сборниках и т. п. По #M12291 820001262законодательству#S ряда стран
обнародованные (промульгированные) М. д. имеют силу закона. Государства
могут регистрировать заключенные ими договоры в Секретариате ООН и в
органах др. #M12291 820001936международных организаций#S. #M12291
820002393Опубликование#S зарегистрированных М. д. производится в сборниках,
издаваемых ООН. Действие М. д. прекращается: по истечении срока его
действия; в связи с выполнением установленных им обязательств; по взаимному
согласию сторон; в порядке денонсации (см. #M12293 0 820000991 2097490400
2235156812 4294967294 3665987413 4 2193671800 3021466579
4294967294Денонсация международного договора#S); пересмотра (ревизии); в
порядке аннулирования (см. Аннулирование международного договора) и др.
Порядок заключения, исполнения и денонсации регулируется правом
международных договоров. М. д. посвящены Венская конвенция о праве
международных договоров 1969 г. н Венская конвенция о правопреемстве
государств в отношении #M12291 820001085договоров#S 1978 г.
25. Нормативный правовой акт: понятие и классификация.
Нормативный правовой акт – это официальный письменный документ, принятый
правотворческим органом государства, в пределах его полномочий и
направленный на установление, изменение или отмену правовых норм#G0.
Нормативно-правовой акт - это властное предписание государственных органов,
которое устанавливает, изменяет или отменяет #M12293 1 820002211 3160335967
4171726715 4294967292 2829166477 124731163 3021084616 4224782984
3242750807нормы права#S (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.).
Он является основным #M12293 0 820001505 3160335967 4171726715 4 3936339295
1760235376 1486464851 1572662351 4294967292источником права#S в РФ и
европейских государствах. НПА образуют стройную систему, основанную на их
юридической силе.
НПА – создает нормы права.
Акт право применения – применение норм права, судебные решения, приказы.
Акт официального толкования – разъясняет нормы права (комментарии).
НПА:
а). Конституция – принимается на референдуме, парламентом или учредительным
собранием (специальным органом созданным для принятия конституции), а также
может быть актраирована (дарована) монархом народу. Самая старая –
Конституция США, самая свежая – Финляндия. Конституция может быть изложена
в одном акте, а может представлять собой совокупность конституционных актов
(Швеция, Австрия, Израиль) или систему конституционных актов, судебных
процедур и конституционных обычаев. Могут быть разными по объему: США (9
(?)) и Индия 450 статей и более 100 поправок.
б). Закон – нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимается в
особом процедурном порядке, непосредственно народом или его
представительным органом. Также может приниматься на референдуме. В
зависимости от юридической силы закона можно выделить: законы о поправках в
конституцию; конституционные (органические) законы; обычные (ординарные
законы).
Сегодня в РФ подготовлено более 100 поправок к конституции, рассматриваются
в ГД РФ – 5 (считаются принятыми если ГД –2/3, СФ – ѕ и 2/3 субъектов
федерации, утверждается президентом).
Конституционные законы – законы в развитие положений конституции (в РФ –
всего подготовлено 14 ФКЗ), принятые законы (8) упоминаются в тексте
конституции, 6 ФКЗ находятся в стадии разработки. В гл. 5 Конституции
описан порядок принятия ФКЗ.
Обычные законы принимаются парламентом, в 2-х палатном парламенте нижней
палатой.
в). Подзаконные акты – нормативно-правовые акты принимаемые исполнительными
органами власти на основе закона. Их очень большое количество, они должны
соответствовать законам и исполнять закон. В России особенность – Президент
издает указы в исполнение законов, но не является исполнительной властью –
условно-подзаконные акты (временные законы).
г). Международные договора и внутригосударственные (федерация) договора:
Свойственен процесс ратификации (одобрения) парламентом, только затем
вступает в законную силу. Если один ратифицировал, а другой – нет, договор
не действителен.
д). Иные: 1) общепризнанные принципы и нормы международного права (часть
российской правовой системы), юридические доктрины (юридическая наука),
мнение юристов о праве (применяется в мусульманском праве); 2) религиозные
тексты (ислам, Ватикан).
В государствах, где преобладала марксистко-ленинское учение в качестве
источника права рассматривалось революционное правосознание, революционная
законность (сегодня в Ливии в качестве источника права – изречения
Кадаффи).
26. Закон и его место в правовой системе. Виды законов. Конституция, как
основной закон государства.
#G0Закон - юридический акт, принятый высшим представительным органом гос.
власти либо непосредственным волеизъявлением населения (напр., в порядке
референдума) и регулирующий, как пр., наиболее важные общественные
отношения. З. составляет основу системы права государства. З. обладает
наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных
#M12291 820002405органов государства#S. Наконец, для З. характерен особый
порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на
ряд стадий: #M12291 820001272законодательная инициатива#S, обсуждение
#M12291 820001263законопроекта#S, принятие закона и его #M12291
820002393опубликование#S. Будучи единым по способу формирования, положению
в правовой системе государства и роли в регулировании общественных
отношений, З. в то же время делится на определенные виды. В частности, по
значимости содержащихся в законе норм они делятся на конституционные,
органические и #M12291 820002311обыкновенные#S (см. соответственно #M12291
820001655Конституционный закон#S, #M12291 820002416Органический закон#S).
Обычные З. делятся на #M12291 820001568кодификационные#S и текущие. В
федеративных государствах различаются также З. федеральные и З. субъектов
федерации. Особую категорию составляют чрезвычайные законы.
#G0Законодательная инициатива - официальное внесение #M12293 3 820001263
1411084509 3441288739 4294960712 2606118534 4294967267 2976668005 2822
1467121053законопроекта#S в #M12291 820001262законодательное#S учреждение в
соответствии с установленной процедурой. З.и. - первая стадия #M12293 2
820001273 1411084509 3441288739 2486448392 3446631522 4294967267 11
3273668236 2320869381законодательного процесса#S, т.е. установленного, как
пр., конституцией порядка принятия закона. Влечет за собой обязанность
соответствующего #M12291 820001262законодательного#S органа рассмотреть
данный #M12293 1 820001263 1411084509 3441288739 4294960712 2606118534
4294967267 2976668005 2822 1467121053законопроект#S на своем заседании. В
РФ субъектами права З.и. в соответствии со #M12293 0 9004937 1265885411
7615836 77 2384949398 1411084509 3441288739 4044158550 3334782823ст.104
Конституции РФ#S являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета
Федерации, #M12291 820001008депутаты#S Государственной #M12291
820001180Думы#S, Правительство РФ, #M12291 820001262законодательные#S
(представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ,
Верховный Суд РФ, Высший #M12291 820000206Арбитражный Суд#S РФ по вопросам
их ведения.
#G0Органические законы - законы, к-рые принимаются по прямому предписанию
конституции (т.е. на основе ее #M12291 820000394бланкетных норм#S) и в
порядке, отличающемся от порядка принятия как конституции, так и обычных
законов. Как пр., конституции предусматривают принятие О.з. по вопросам
#M12291 820001356избирательной системы#S, режима чрезвычайного положения,
статуса высших #M12291 820001487исполнительных#S и судебных #M12291
820002405органов государства#S и т.п. О.з. известны в основном #M12291
820001652конституционному праву#S стран романской системы права (Франция,
Испания, Румыния, Чили и др.). В Бразилии О.з. называются дополнительными
законами.
Обыкновенные законы -
#G0Кодификация - процесс сведения к единству #M12291 820002215нормативно-
правовых актов#S путем переработки их содержания. К. всегда носит
официальный характер. В процессе К. отбрасывается часть устаревшего
нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части
#M12291 820002215нормативно-правовых актов#S, формируется структура
кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. В настоящее
время примером К. в РФ является работа над #M12291 820002057Налоговым#S
кодексом РФ, который должен заменить большое число действующих #M12291
820002057налоговых#S законов.
#G0Конституция (от лат. constitutio - установление, устройство) - в
материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или
конституционных #M12291 820002313обычаев#S, которые прежде всего
провозглашают и гарантируют права и свободы человека и #M12291
820000853гражданина#S, а равно определяют основы общественного строя, форму
правления и территориального устройства, основы организации центральных и
местных органов власти, их #M12291 820001610компетенцию#S и
взаимоотношения, гос. символику и столицу; в формальном смысле представляет
собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой по
отношению ко всем остальным законам. К - наивысшая правовая форма, в
которой официально закрепляются ценности, #M12291 820001460институты#S и
нормы конституционного строя, основы гос.-правового регулирования
качественных общественных связей и отношений государственной власти. К. -
признак государственности. Различаются также понятия юридической и
фактической К. Юридическая К., в материальном и формальном смысле, это
всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг
общественных отношений, фактическая К. - это сами такие отношения, т.е. то,
что реально существует. По форме К. делятся на кодифицированные,
некодифицированные и смешанного типа. Кодифицированной является К., если
она представляет собой единый писаный акт, регулирующий все основные
вопросы конституционного характера. Если те же вопросы регулируются
несколькими писаными актами, то К. является некодифицированной. К.
смешанного типа включают в себя не только парламентские законы и судебные
прецеденты, но также #M12291 820002313обычаи#S и доктринальные толкования,
т.е. являются частично писаными. По способу внесения в них изменений К.-и
делятся на гибкие и жесткие. Первые могут быть изменены путем принятия
обычного закона. Вторые могут быть изменены только путем специальной
усложненной процедуры, требующей, как пр., квалифицированного большинства
голосов членов парламента, а иногда также проведения референдума для
утверждения поправок к К., ратификации этих поправок определенным числом
субъектов федерации и т.п. По срокам действия К.-и делятся на постоянные и
временные.#S
27. Подзаконный нормативный акт и его виды.
#G0Подзаконный акт - правовой акт #M12291 820002405органа государственной#S
власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. П.а. принимаются
на основании и во исполнение законов. В РФ на федеральном уровне к П.а.
относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства
РФ, акты Центрального банка РФ, #M12291 820001983министерств#S,
государственных комитетов и других органов #M12291
820001487исполнительной#S власти, а также постановления палат Федерального
Собрания РФ, решения судов и #M12291 820000206арбитражных судов.#S
28. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц:
а) вступление в действие по времени:
- с момента принятия;
- с момента подписания;
- со времени указанного в самом нормативном акте;
- по истечению указанного срока (10 дн.) после опубликования (Российская
газета, Собрание законодательства РФ, Парламентская газета).
- поэтапно (частями) (УК РФ, НК РФ).
б) прекращение действия по времени:
- по истечении срока на которым был рассчитан;
- в виду принятия нового акта по этому вопросу;
- в случае введения в юридическую силу международного договора (право
приоритета) противоречащего действующему нормативному акту;
- в случае признания акта утратившим силу;
- в случае признания акта не конституционным;
- в случае признания акта недействующим на территории страны (РФ признала
действие законов СССР на территории государства, отменить их нельзя, но
можно признать недействующим на территории РФ).
в) действие в пространстве: общее правило - нормативный акт действует на
той территории, на которую распространяется юрисдикция органа его
принявшего (ГД РФ – Россия, ЗС РК – РК).
д) действие по кругу лиц: общее правило – нормативный акт распространяется
на тех лиц, в отношении которых распространяется юрисдикция органа его
принявшего (общефедеральные на все население РФ; искл. инвалиды, беженцы,
перемещенные лица, воинская служба). Могут быть лица находящиеся на
территории страны, но не подпадающие под юрисдикцию государства –
дипломаты.
29. Система права: понятие и основные компоненты.
Система права - #G0строение #M12291 820002127национального#S права,
заключающееся в разделении единых по назначению в обществе внутренне
согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и #M12291
820001461институтами права#S. Отрасли права делятся на #M12291
820001461институты права#S Например, такая отрасль права, как #M12291
820000865гражданское право#S, делится на #M12291 820001461институты права#S
собственности, #M12291 820002330обязательственного права#S, авторского
права, права #M12291 820002108наследования#S и др.
Правовая система –
Система права сочетается с другими понятиями правовой системы:
СП (внутренняя система) < ПС (все права)
СП (теория + НА) > СЗ-ва (НА)
Система права – объективно обусловленное внутреннее построение права,
которое выражается в объединении и рассмотрении нормативных материалов в
определенной последовательности:
НП (норма права) < ПИ (правовой институт) < ОП (отрасль права) < ОС
(отраслевая семья) < СП
#G0Институт права - обособленная группа юридических норм, регулирующих
однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль
права. Однако в некоторых случаях одни и те же общественные отношения
регулируются нормами различных отраслей права. Тогда И.п. могут
образовывать нормы двух и более отраслей права.
Система права - объективное, обусловленное системой общественных отношений
внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых
по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне
согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и
институтами права.
Отрасль права - наиболее крупное и относительно самостоятельное
подразделение с.п., включающее в себя правовые нормы, регулирующие
определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и
обычно требующие специфических средств правового воздействия. Например,
нормы, которые регулируют трудовые отношения и определяют права и
обязанности рабочих и служащих, составляют трудовое право.
Отрасль права в свою очередь обычно делится на составные части, именуемые
правовыми институтами. В правовой институт входят нормы, регулирующие
однородные отношения и отличающиеся качественным единством. Так, семейное
право делится на такие институты как порядок заключения и прекращения
брака, права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей,
алиментные обязательства членов семьи и др.).
Наряду с отраслевыми институтами существуют и так называемые межотраслевые
(комплексные) институты, состоящие из норм различных отраслей, но
регулирующие комплекс взаимосвязанных, родственных отношений
(законодательство о здравоохранении, народном образовании и др.).
Основаниями деления права на отрасли и институты являются предмет и метод
правового регулирования. Предмет правового регулирования - это качественные
особенности, своеобразие регулируемых правом отношений в различных сферах
жизни общества. Так, правовой регламентации подвергаются имущественные,
семейные, организационно-управленческие, трудовые, финансовые и прочие
качественно самостоятельные отношения.
Метод правового регулирования - второе, дополнительное основание деления
права на отрасли. Это установленные правом специфические способы и приемы,
с помощью которых государство воздействует на определенные виды
общественных отношений. Так, право может воздействовать на поведение людей
путем властных категорических требований (административное, уголовное
право), а может давать им возможность в рамках закона самим устанавливать
свои права и обязанности путем соглашений (гражданское и некоторые другие
отрасли права).
С.п. носит объективный характер, обусловленный реально существующей
системой общественных отношений. Она не может создаваться по субъективному
усмотрению законодателя, не зависит от его воли и желаний. Объективность
существования с.п. подтверждается тем обстоятельством, что в современных
цивилизованных государствах существуют однородные отрасли права, идентичные
всем странам (конституционное, гражданское, семейное, уголовное и др.). При
проведении тех или иных законодательных преобразований с.п. сохраняет
устойчивость, стабильность. Правовые реформы обычно осуществляются в рамках
общей схемы строения права, существующей объективно и неподвластной
законодателю. Будучи устойчивой к изменениям законодательства, с.п. служит
основой для преемственности правовой формы, сохраняя для новых поколений
выработанные многовековой практикой элементы общих компонентов права:
нормы, институты, отрасли.
С.п. характеризуется единством и взаимосвязанностью входящих в нее норм,
обусловленными единством целей и задач правового регулирования, едиными
принципами, определяющими сущность права. Регулирующая сила правовых норм
невозможна без их взаимосогласованности и общей целенаправленности. Право,
разделяясь на определенные элементы: нормы, институты, отрасли, оказывает
регулирующее воздействие на общественные отношения всей совокупностью
юридических средств. Чем больше между собой согласованы элементы с.п., так
эффективнее проявляется социальная отдача права.
30. Норма прав: понятие, содержание и виды.
НП (юридическая норма, правовая норма) – общеобязательное правило
поведения, устанавливаемое в официальных документах и обеспеченное силой
государственной власти. Пример: Конституция – раздел – глава – статья –
правило поведения (НП).
Признаки (те же, что у понятия права) – нормативность, общеобязательность,
мера свободы, носит формально-определенный характер, НП не
персонифицирована.
НП состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза – условие («если»);
Диспозиция – правило («то»);
Санкция – взыскание («иначе»).
Г + Д + С = Если компания А заключила договор поставки продукции Х компании
В, то она обязана поставить эту продукцию в установленные договором сроки,
иначе к ней будут применены финансовые санкции (пример).
Конституция состоит в основном из Диспозиции, реже – Гипотезы, совсем редко
– Санкция. Логически доводят до полного понятия.
ПН могут объединяться в ПИ – совокупность правовых норм, регулирующих
однородные отношения; #G0обособленная группа юридических норм, регулирующих
однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль
права. Однако в некоторых случаях одни и те же общественные отношения
регулируются нормами различных отраслей права. Тогда И.п. могут
образовывать нормы двух и более отраслей права. (Конституция – институт
конституционного права, законодательная система – институт законодательной
власти, Правительство – институт исполнительной власти.)
#G0Норма права - общеобязательное правило поведения, установленное или
санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой.
Формой существования Н.п. являются соответствующие #M12293 4 820002215
1901972151 4224782984 3270468021 3668552941 3277815429 1955387115 4
12нормативно-правовые акты#S, а также иные #M12293 3 820001505 62138524
4224782984 2373944408 2777558596 4294967268 11 4294967294
1222144579источники права#S.
Виды Н.п. зависят от основания их классификации. Всякая Н.п. предписывает
лицам определенную форму поведения. Она или обязывает, или запрещает, или
уполномочивает (дозволяет) совершать или воздержаться от совершения
определенных поступков. В связи с таким подходом к ним, их можно
классифицировать на: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие - это нормы права, предписывающие лицам совершать определенные
положительные действия. Примером может служить норма #M12291
820000865гражданского права#S, которая устанавливает, что каждый участник
общей #M12291 820001152долевой собственности#S обязан соразмерно со своей
долей участвовать в уплате #M12291 820002057налогов#S, сборов и иных
платежей по #M12291 820002280общему имуществу#S, а также в издержках по его
содержанию и сохранению. Запрещающие - юридические нормы, указывающие на
недопустимость совершения лицом каких-либо действий. Иначе говоря, они
требуют воздержания от них. Так, в соответствии с нормами #M12291
820000865гражданского права#S не допускается односторонний отказ от #M12291
820001490исполнения обязательства#S и одностороннее изменение условий
#M12291 820001085договора#S. Уполномочивающие - нормы права, которые
предоставляют лицам возможность совершения определенных действий, влекущих
юридические последствия. Так, в семейном праве действует норма, в
соответствии с которой при заключении брака супруги по своему желанию
избирают фамилию одного из супругов в качестве их общей фамилии, либо
каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию.
По форме предписания нормы права разделяются на императивные и #M12291
820001061диспозитивные#S. Императивные (категорические) Н.п. содержат
властные предписания, отступления от которых не допускаются. Примером может
служить норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска
денежной компенсацией. #M12291 820001061Диспозитивные#S нормы предоставляют
субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих
прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в
действие второе предписание, содержащееся в них.
В качестве примера #M12291 820001061диспозитивной#S нормы служит
предписание трудового права, которая устанавливает, что при переводе
работников на другую работу, когда это связано с переездом их в драю
местность, им и членам их семей выплачивается стоимость проезда, расходы на
перевозку #M12291 820001403имущества#S, суточные и т. д. При отказе
работников от перевода на работу в другую местность указанные суммы не
выплачиваются. В зависимости от целевого назначения нормы права распадаются
на: регулятивные и охранительные. 1. Регулятивные нормы права представляют
собой предписания, устанавливающие права и обязанности участников
правоотношений. Примером регулятивных норм может служить раздел Конституции
РФ, закрепляющий права и #M12291 820002316обязанности граждан#S. 2.
Охранительные нормы права регулируют общественные отношения, связанные с
юридической ответственностью и применением мер государственного
принуждения. Они еще называются нормами процессуального права. Примером
может служить уголовно-процессуальный или гражданско-процессуальный
кодексы. Нормы права можно классифицировать и в зависимости от отраслей
права. Различают: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-
правовые нормы права, нормы трудового, экологического, международного,
конституционного, хозяйственного и других отраслей права. Эта классификация
базируется на предмете и #M12293 2 820001978 4276429764 4224782984
3017084324 769747360 319078068 1151658553 396586 1355511609методе правового
регулирования#S.
В зависимости от субъекта, издавшего нормы, следует различать: 1) #M12291
820001262законодательные#S, 2) подзаконные и 3) делегированные (изданные
#M12291 820002288общественной организацией#S по поручению государственного
органа) Н.п. По времени действия нормы. права подразделяются на: 1)
постоянные (действуют до их официальной отмены) и 2) временные (действуют
только в пределах определенного промежутка времени, по истечении которого
они прекращают свое действие). По кругу лиц, на которых распространяется
действие норм права, они классифицируются на: 1) общие и 2) специальные. К
первым относятся нормы права, распространяющие свое действие на всех лиц,
проживающих в пределах данной местности, государства, ко вторым -
действующие лишь в отношении определенной категории лиц (военнослужащих,
студентов, работников правоохранительных органов и т. п.). По степени
определенности следует различать: бланкетные и отсылочные. Бланкетные Н.п.
представляют собой такие правила поведения, действие которых основывается
на содержании специфических правил. Примером может служить статья #M12291
9026913УК РФ#S, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение
#M12291 820001155должностным лицом#S правил по технике безопасности,
промышленной санитарии или иных правил охраны труда, если это нарушение
могло повлечь за собой #M12291 820002197несчастные случаи#S с людьми или
иные тяжкие последствия. Очевидно, что действие этой статьи #M12291
9026913УК#S основывается на специфическом содержании указанных норм.
Отсылочные Н.п. непосредственно указывают на другие нормы права как на
условие своего действия. В частности, #M12293 1 9026913 4294967277 14
4294967292 14 24 27 7714432 166068413статья 204 УК РФ#S предусматривает
уголовную ответственность за неоказание помощи при столкновении судов или
несообщение названия судов и при этом делает ссылку на #M12293 0 9026913
4294967277 14 4294967292 14 24 27 7616469 166068413статью 129 УК#S
"Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие".
31. Отрасль права. Основные отрасли российского права.
ПИ объединяются в отрасли права – совокупность правовых институтов
регулирующих определенные общественные отношения. (Конституция – институт
конституционного права – конституционное право (отрасль)).
Основные отрасли (кодекс):
а) Конституционное право
б) Административное право (КоАП)
в) Финансовое право (НК, закон о бюджете)
г) Гражданское право (ГК РФ, 2 части)
д) Гражданский процесс (ГПК РФ)
ж) Трудовое право (КЗоТ)
з) Семейное право (СК РФ – 97 г.)
и) Земельное право
к) Экологическое право (З-н)
л) Уголовное право (УК РФ)
м) Уголовный процесс (УПК РФ)
н) Уголовно-исполнительное право (УИК РФ)
Отрасли права объединяют по признаку (что) и по методу (как) правового
регулирования: процессуальное и материальное право; публичное и частное
право. ПП – процедурные нормы, МП – все остальное.
Публичное и частное разделяют по тому, чьи интересы защищает право:
публичное – власть, частное – граждан. Методы диспозитивные, предполагается
равенство сторон (ГП и то, что вытекает из него – ТП, СП, ТП, ПП и т.д.)
32. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.
#G0Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют
отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) #M12291
820001467интерес#S, в отличие от отраслей права, направленных на защиту
частного #M12291 820001467интереса#S (частного права). К таким отраслям
относятся: международное публичное право, #M12291 820001652конституционное
право#S, #M12291 820000064административное право#S, финансовое право,
уголовное и уголовно-процессуальное и ряд др.
#G0Частное право - собирательное понятие, означающее отрасли права,
регулирующие отношения, обеспечивающие частные #M12291 820001467интересы#S,
независимость и инициативу #M12291 820001428индивидуальных#S собственников
и объединений (#M12291 820001708корпораций#S) в их имущественной
деятельности и в личных отношениях, в отличие от публичного права,
регулирующего и охраняющего общие #M12291 820001467интересы#S. Ядро Ч.п.
составляет #M12291 820000865гражданское право#S, регулирующее
имущественные, связанные с ними неимущественные отношения, а также торговое
право в различных его разновидностях (в тех странах, где действует торговое
право).
#G0Материальное право - юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с
помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные
отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы
М.п. закрепляют формы собственности, юридическое положение #M12291
820001403имущества#S и лиц, определяют порядок образования и структуру
государственных органов, устанавливают правовой статус #M12291
820000853граждан#S, основания и пределы ответственности за правонарушения и
т.д. Объектом М.п. выступают, таким образом, имущественные, трудовые,
семейные и иные отношения. Фактическое (материальное) содержание данных
отношений составляет объективную основу, применительно к которой нормы М.п.
определяют взаимные права и обязанности их участников. Противоположность
М.п. составляет процессуальное право.
#G0Процессуальное право - часть #M12291 820002211норм правовой#S системы,
регулирующая отношения, возникающие в процессе раследования преступлений,
рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, #M12291
820000203арбитражных#S дел, а также дел об #M12291
820000065административных правонарушениях#S, и дел, рассматриваемых в
порядке конституционного судопроизводства. П.п. неразрывно связано с
#M12291 820001908материальным правом#S, так как закрепляет процессуальные
формы, необходимые для его осуществления и защиты.
33. Внутригосударственное и международное право.
Соотношение внутригосударственного и международного права: все
вышеперечисленные отрасли права это нормы внутригосударственного права.
Международное право - #G0система договорных и обычных норм и принципов,
регулирующих международные отношения и выражающих относительно
согласованную волю государств, обусловленную действием закономерностей
общественного развития данной эпохи. Соблюдение МП обеспечивается #M12291
820001428индивидуальным#S или коллективным принуждением со стороны
государств, пределы и формы которого определяются ими в процессе
совместного нормотворчества.
Нормы МП регулируют отношения государств в условиях и в сфере как
сотрудничества, так и борьбы. К этой области отношений относятся нормы и
принципы, регулирующие порядок разрешения споров, поведение государств во
время вооруженных конфликтов, устанавливающие формы и виды ответственности
за правонарушения и т. п.
МП делится на публичное и частное. Публичное МП регулирует отношения между
государствами и политическими образованьями государственно-правового
характера обладающими способностью осуществлять публичную власть в той или
иной стране, а также между создаваемыми ими #M12291 820001936международными
организациями#S и между такими организациями, с одной стороны, и
государствами - с другой. #M12291 820001934Международное частное право#S
регулирует гражданско-правовые отношения с иностранным элементом, оно по
своему характеру отличается от публичного МП.
Публичное МП принципиально отличается также от #M12291
820002127национального#S правь любого государства. Так, субъектами МП
выступают государства, субъектами #M12291 820002127национального#S права -
физические и юридические лица и органы данного государства; объектом
регулирования в МП являются международные (межгосударственные) отношения, в
#M12291 820002127национальном#S праве - общественные отношения внутри
страны; нормативные источники в МП создаются государствами на основе
соглашения, а источники #M12291 820002127национального#S права составляют
закон и подзаконные акты высших органов власти и государственного
управления; соблюдение норм #M12291 820002127национального#S права
обеспечивается специальным #M12291 820000196аппаратом государственного#S
принуждения, тогда как обеспечение норм МП происходит путем применения
#M12291 820001428индивидуального#S или коллективного принуждения, пределы и
формы которого определяются специальными принципами и нормами
международного права.
МП действует как компромисс государств, государства соглашаются на
признание определенных норм права на своей территории. МП – это особая
система, источник – международные конвенции, договора и соглашения;
международные обычаи – их много; решения международных судов; доктрины –
мнения юристов-международников. Дипломатическое, консульское право – новое.
34. Понятие правовой системы и ее классификация.
Правовая система –
Особенности национального характера: Англия – почтение к судам, судьям,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|