Теория государства и права
разрешения (#M12291 820001842лицензии#S). Юридическое лицо может быть
ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.
П.ю.л. возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения
его ликвидации (см. #M12291 820001832Ликвидация юридического лица#S). Право
юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо
получение #M12291 820001842лицензии#S, возникает с момента получения такой
#M12291 820001842лицензии#S или в указанный в ней срок и прекращается по
истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными
правовыми актами.
#G0ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ГРАЖДАНИНА - способность #M12293 10 820000853 599932248
567846718 0 0 0 0 0 0гражданина#S своими действиями приобретать и
осуществлять #M12291 820000865гражданские права#S, создавать для себя
гражданские обязанности и исполнять их. Д.г. возникает в полном объеме с
наступлением совершеннолетия, то есть по достижении возраста 18 лет. В
случае, когда законом допускается вступление в #M12291 820000417брак#S до
достижения 18 лет, #M12293 9 820000853 599932248 567846718 0 0 0 0 0
0гражданин#S, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность
в полном объеме со времени вступления в #M12291 820000417брак#S.
Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в
полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. При
признании брака недействительным суд может принять решение об утрате
несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого
судом. #M12293 8 820000853 599932248 567846718 0 0 0 0 0 0Гражданин#S не
может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в
случаях и в порядке, установленных законом. Полный или частичный отказ
#M12293 7 820000853 599932248 567846718 0 0 0 0 0 0гражданина#S от
правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на
ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением
случаев, когда такие сделки допускаются законом. Несовершеннолетние в
возрасте от 14 до 18 лет, а также #M12291 820001887малолетние#S в возрасте
от 6 до 14 лет наделены частичной дееспособностью. Полностью отсутствует
дееспособность у #M12291 820001887малолетних#S до 6 лет. #M12293 6
820000853 599932248 567846718 0 0 0 0 0 0Гражданин#S, который вследствие
психического расстройства не может понимать значения своих действий или
руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке,
установленном гражданским процессуальным #M12291
820001262законодательством#S. Над ним устанавливается #M12291
820002371опека#S. От имени #M12293 5 820000853 599932248 567846718 0 0 0 0
0 0гражданина#S, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун.
если основания, в силу которых #M12293 4 820000853 599932248 567846718 0 0
0 0 0 0гражданин#S был признан недееспособным, отпали, суд признает его
дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним
#M12291 820002371опека#S. #M12293 3 820000853 599932248 567846718 0 0 0 0 0
0Гражданин#S, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или
наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное
положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке,
установленном гражданским процессуальным #M12291
820001262законодательством#S. Над ним устанавливается попечительство. Он
вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие
сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться
ими он может лишь с согласия попечителя. Однако такой #M12293 2 820000853
599932248 567846718 0 0 0 0 0 0гражданин#S самостоятельно несет
имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им
вред. Если основания, в силу которых #M12293 1 820000853 599932248
567846718 0 0 0 0 0 0гражданин#S был ограничен в дееспособности, отпали,
суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда
отменяется установленное над #M12293 0 820000853 599932248 567846718 0 0 0
0 0 0гражданином#S попечительство.
#G0ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА - способность юридического лица своими
действиями приобретать и осуществлять #M12291 820000865гражданские права#S,
создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Д.ю.л. возникает
с момента #M12291 820000791государственной регистрации юридического лица#S.
В соответствии с #M12291 820000862гражданским законодательством#S РФ
юридическое лицо приобретает #M12291 820000865гражданские права#S и
принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в
соответствии с #M12291 820001262законодательством#S и учредительными
документами.
#G0ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ - способность #M12291 820000853гражданина#S нести
гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его
противоправными действиями. В ряде стран Д. рассматривается как часть
понятия дееспособность.
46. Реализация права: понятие и основные формы.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА - процесс воплощения правовых предписаний в поведении
субъектов права. К формам реализации права относятся: (1) соблюдение норм
права, (2) исполнение норм права, (3) использование норм права и 4.
применение норм права. Соблюдение норм права - это такая форма их
реализации, которая заключается в воздержании субъекта права от
совершения запрещенных правом деяний. Иначе говоря - это пассивная форма
поведения субъекта права. Примером может служить правовое предписание,
обязывающее граждан не нарушать правил уличного движения. Исполнение норм
права - это такая форма их реализации, которая требует активного
поведения субъекта права по осуществлению возложенных на него
обязанностей. Так, согласно трудовому законодательству, администрация
предприятий, организаций обязана предоставлять всем рабочим и служащим
ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего
заработка. Использование норм права представляет собой такую
форму их реализации, когда участники правоотношений по своему
усмотрению реализуют принадлежащие им права Примером такой формы
реализации права является право на образование, которое реализуется
субъектами права. Применение норм права - это форма их реализации,
осуществляемая государством в лице своих органов применительно к
конкретным случаям жизни. Например, в соответствии с нормами
уголовного права суд выносит приговор подсудимому за совершение им
преступления.
СУБЪЕКТ ПРАВА - лицо, организация или иное образование, за которыми
признается государством (или совместной волей государств) способность быть
носителями субъективных прав и юридических обязанностей. В современной
юридической литературе понятие "субъект права" чаще всего используется в
качестве синонима "субъекта" или "участника правоотношений". В юридических
источниках конца ХIХ - начала ХХ веков понятие "субъект права"
употреблялось лишь для обозначения "носителя субъективных прав".
Ни природа, ни общество, а только государство в реальной
действительности определяет, кто и при каких условиях может быть С.п., а,
следовательно, и участником правоотношений, какими качествами он должен
обладать. Только законом может устанавливаться и признаваться то особое
юридическое качество или свойство, которое позволяет лицу или организации
стать субъектом права. Это качество или свойство называется
правосубъектностью. Его невозможно произвольно установить, изменить или
отменить.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА - это она из форм реализации норм права, осуществляемая
уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.
Существует много различных определений и подходов к раскрытию
содержания правоприменительной деятельности. Однако все они, в конечном
счете, сводятся к следующему.
Во-первых, правоприменительная деятельность в отличие от других форм
реализации права, в которых участвуют самые различные субъекты права -
физические и юридические лица, может осуществляться только уполномоченными
на то государственными органами и должностными лицами. В соответствии с
Конституцией и текущим законодательством России и других стран, это могут
быть высшие и местные органы государственной власти, судебные, прокурорские
органы, и органы управления, администрации предприятий и учреждений,
должностные лица разных органов, общественные органы и организации по
поручению (с санкции) государства. Граждане или подданные (в настоящее
время - в конституционных монархиях), не являющиеся должностными лицами,
правоприменительной деятельностью заниматься не могут.
Во-вторых, правоприменение является одним из важнейших видов
государственной деятельности. Оно выступает наряду с законодательной,
правоохранительной и другими видами государственной деятельности и носит
государственно-властный характер. Это означает, что акты, издаваемые в
процессе правоприменения, имеют не только моральный, но и юридический
характер. Неисполнение их влечет за собой государственное принуждение.
В-третьих, применение права как государственно-властное деяние всегда
осуществляется от имени государства. В юридической литературе различают две
формы его осуществления: оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Под оперативно-исполнительной формой деятельности подразумевают
организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование
с помощью индивидуальных актов.
В качестве последних выступают, например, приказ о приеме на работу,
выдача свидетельства о регистрации брака, решение о строительстве
промышленного объекта или жилого дома.
В-четвертых, применение норм права осуществляется не в
произвольной форме, а в соответствии со строго установленным в законе
порядком. Существует определенная процедура правоприменительной
деятельности судебных, административных, следственных и иных
государственных органов и должностных лиц. Степень детализации порядка
правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц не
всегда одинакова. У судебных органов, рассматривающих гражданские и
уголовные дела, или у прокурорских органов, занимающихся следственной
деятельностью, она всегда весьма высокая. Порядок деятельности этих органов
регламентируется соответствующими гражданско-процессуальными и уголовно-
процессуальными отраслями права.
В-пятых, правоприменительная деятельность осуществляется в
определенной последовательности. В государственно-правовой теории и
практике выделяется ряд относительно самостоятельных ступеней или стадий
данного процесса. Наиболее типичными из них признаются следующие: а)
установление и исследование фактических обстоятельств дела; б) выбор и
анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия ее
во времени, пространстве, и по кругу лиц; в) анализ содержания нормы права
и принятия решение (издание индивидуального акта): г) доведение
содержания принятого решения до сведения заинтересованных
государственных и общественных органов и должностных лиц.
И в-шестых, правоприменительная деятельность всегда связана с принятием
решения по конкретному делу и его оформлением. На данной, завершающей
стадии правоприменительного процесса вырабатываются и оформляются
юридические последствия применения нормы права к конкретному случаю или
лицу.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ - установленная законодательством и
обеспеченная государством мера должного поведения обязанного субъекта. Если
какой-либо субъект правоотношения может добровольно отказаться от
использования субъективного права, то от ю.о. отказаться довольно сложно,
поскольку она обеспечивается возможностью государственного принуждения. Так
в случае неисполнения ю. о. управомоченный имеет право обратиться к помощи
государственных органов власти, которые применят к правонарушителю меры,
предусмотренные законом, поэтому ю. о. можно назвать специальным элементом,
через который субъективные права, связываются с государственным
принуждением в виде юридических санкций. В связи с этим юридически
обязанное лицо, возможно действует против собственного интереса, однако его
действия должны сообразовываться с интересами других участников
правоотношений, с интересами общества и государства. Таким образом, ю. о.
является существенным инструментом для установления правового порядка, цель
которого заключается в правовом регулировании общественных отношений.
47. Толкование права: понятие, цель и способы (приемы).
ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА - деятельность органов государства, должностных
лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на
установление содержания норм права, на раскрытие выраженной в них воли
социальных сил, стоящих у власти. Разработка новых юридических предписаний
невозможна без т.н.п., поскольку в развитой системе законодательства
большинство издаваемых норм так или иначе связано с уже существующими
нормативными положениями. Немаловажное значение оно имеет и для создания
сводов законов, собраний и справочников по законодательству, для учета
нормативных актов. Процесс т.н.п. неизбежен при реализации правовых норм
органами общих и арбитражных судов, прокуратуры, других государственных
органов, при заключении сделок и договоров хозяйствующими структурами, в
деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданами
юридически значимых действий и т.д.
В процессе т.н.п. устанавливаются смысл нормы права, ее основная
цель и социальная направленность, возможные последствия действия толкуемого
акта, выясняется общественно-историческая обстановка его принятия, условия,
в которых происходит толкование, и т.д. Для правильного выявления воли,
выраженной в нормативном акте, необходимо проанализировать сам текст
нормативного акта, его преамбулу, официальные и неофициальные разъяснения,
соответствующего акта материалы его обсуждения и принятия, другие близкие
по содержанию нормы, материалы периодической печати, научные работы и т.д.
Тем не менее главным объектом т.н.п. при строгом режиме законности должен
быть текст нормативного акта, поскольку в нем находит свое выражение воля
законодателя.
Цель т.н.п. - правильное, точное и единообразное понимание и
применение закона, выявление его сути, которую. законодатель вложил в
словесную формулировку. Оно призвано противодействовать любым попыткам
отойти от смысла правовых норм, противопоставить букву и дух закона,
выяснять смысл того, что законодатель сформулировал. Т.н.п. вносит и не
может вносить поправок и дополнений в действующие нормы. Оно призвано лишь
объяснять и уточнять то, что сформулировано в законе. Законы изменяются и
приспосабливаться к новым условиям не в процессе их толкования и
применения, а в установленном порядке самим законодателем. В результате
т.н.п. не создается право, а лишь выявляется, устанавливается выраженная в
законе государственная воля. Оно не должно подменять правотворчество там,
где имеются пробелы в правовом регулировании и где необходимо издание новых
нормативных актов. Верховенство закона над всеми другими нормативными
актами, его высшая юридическая сила предопределяют, что смысл подзаконных
актов должен пониматься и объясняться в точном соответствии с законом.
Т.н.п. представляет собой сложное, комплексное явление. Во-первых, это
процесс мышления лица, изучающего правовую норму, уяснение смысла и его
объяснение. Это необходимый подготовительный этап, предпосылка для
правильного решения конкретного дела, проведения кодификационной работы,
составления собраний и картотек законодательства, учета нормативных актов,
издания акта-разъяснения нормы права и т.д. Во-вторых, Т.н.п. предполагает
разъяснение содержания нормы. Это деятельность определенных органов и лиц,
имеющая самостоятельное и специальное значение. Ее цель - обеспечить
правильное и единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях,
на которое она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее
применении. Толкование-разъяснение обязательно должно быть зафиксировано
либо в форме официального акта государственного органа или иного органа,
наделенного властными полномочиями, либо в форме даваемых общественными
организациями или отдельными лицами рекомендаций и советов, не имеющих
формально обязательного характера.
В первом случае речь идет о различных приемах уяснения норм права
- текстовом, систематическом, историко-политическом. Здесь же нужно
говорить о тех результатах, к которым приходит интерпретатор, использовав
все приемы уяснения (буквальное, распространительное и ограничительное
толкование). Во втором случае рассматриваются такие виды т.н.п., как
официальное, которое может быть нормативным и казуальным, и неофициальное
(см. также Разъяснение норм права).
Уясняя смысл и социальное назначение правовой нормы, интерпретатор
исследует: 1) саму норму; 2) ее правовые связи, то есть взаимоотношение с
другими юридическими предписаниями и правовыми принципами; 3) ее
внеправовые связи с другими общественными явлениями. Это дает основание
выделить три самостоятельных приема уяснения юридической нормы:
1) Текстовое толкование начинается с осмысливания соответствующего
текста нормативного акта. Необходимо установить основное значение отдельных
слов, их смысловой оттенок в данном контексте, выяснить грамматическую
форму (падеж, число, род, лицо и т.д.). Если в нормативном акте нет
определения термина, ему дается общеупотребимое литературное значение. При
толковании интернациональных и иностранных слов им придается то значение,
какое они приобрели в родном для законодателя языке.
Смысл исследуемого слова толкуется так, как понимал его
законодатель в момент издания нормы. Основная лексическая база,
используемая в нормативных актах, постоянна. Однако возможность изменения
значения слов существует, и ее нельзя не учитывать при толковании.
2) Вторая, не менее ответственная задача, стоящая перед
интерпретатором, - установление смысловой и грамматической структуры
текста, изучение взаимозависимости всех предложений, уточняющих,
развивающих и конкретизирующих содержание и в совокупности составляющих
норму права. Установление таких связей особенно важно в случае, когда норма
складывается из нескольких статей одного акта или различных актов (внесение
изменений и дополнений в статью, последующее ее распространение, отмена
какой-либо части, помещение санкции в другой статье или ином акте и т.д.).
3) Одновременно исследуются технико-юридические средства и приемы
выражения воли законодателя в толкуемой норме (раскрытие содержания
специальных юридических и технических терминов, особых правовых
конструкций, анализ структуры рассматриваемой нормы, установление того, к
какому виду норм права она относится, и т.д.).
4) Любая норма представляет собой составную часть системы права и
взаимодействует с множеством других правовых норм. Поэтому после анализа
содержания нормы необходимо проследить и раскрыть все ее юридические связи
и опосредования (систематическое толкование). Уяснить суть конкретной нормы
можно лишь проанализировав другие нормы, близкие ей по содержанию,
развивающие, детализирующие ее, а также нормы общей части соответствующей
отрасли права, выяснив, в каком по значимости акте (законе, постановлении и
т.д.) она сформулирована, какое место в этом акте занимает.
Установление систематических связей толкуемой нормы с другими, близкими
ей по содержанию, в одних случаях позволяет всесторонне рассмотреть первую
норму без изменения ее содержания. В других случаях близкая норма может
дополнять предписание исследуемой нормы, уточнять ее, ликвидировать
возможность возникновения пробелов и недоразумений при ее применении. Связь
норм проявляется также в том, что одна норма может установить определенные
исключения из общего правила, сформулированного в другой норме, изменить в
той или иной степени содержание другой нормы, ограничить или расширить
объем ее действия.
Установление систематических связей между нормами помогает
правильно понять сферу их действия, круг лиц, которых они касаются, смысл
того или иного термина и т.д. Это особенно важно, когда сравнивается
изданная ранее норма с новой, которая в какой-то степени корректирует ее
содержание. Систематическое толкование позволяет выявить противоречия и
коллизии в законодательстве, нормы, которые хотя формально не отменены, на
самом деле заменены другими и фактически не действуют. При необходимости
применения аналогии закона (см.) этот прием толкования помогает найти
наиболее близкую норму к конкретному подлежащему разрешению случаю.
5) Исследование социального значения нормы, ее цели, намерений
законодателя, общественно-политической обстановки, обусловившей ее издание,
составляет содержание историко-политического толкования. Важно использовать
документы и материалы, опубликованные в средствах массовой информации,
литературу, отражающую политику государства по рассматриваемому вопросу.
Кроме того, интерпретатор изучает преамбулы и введения к толкуемым актам,
их официальное и неофициальное толкование, тексты старых, отмененных актов
по тому же вопросу, материалы обсуждения и принятия толкуемой нормы, а
также учитывает социально-политическую обстановку, складывающуюся в момент
самого процесса толкования. Естественно, что это толкование должно
производиться лишь в рамках основного содержания исследуемого акта, не
должно быть предлогом для отхода от его точного смысла.
6) Историко-политическое толкование помогает выявить нормы,
формально не отмененные, но фактически утратившие свое значение. Когда
очевидно, что в жизни нет тех условий, к которым исследуемая норма может
быть применена, когда эти условия изжили себя и сошли с исторической сцены,
то можно сделать вывод, что такая норма уже не действует как устаревшая.
7) В отдельных случаях, в результате толкования нормы
обнаруживается, что она недостаточно ясна или вызывает сомнения. Неясность
нормы может проявляться в расплывчатости формулировок, недостаточной
точности того или иного термина или выражения, в двусмысленности,
неполноте. Неясность может возникнуть также из-за противоречий внутри самой
нормы в силу несовершенства законодательной техники. В таких случаях весьма
важно использовать все то, что объединяется под условным наименованием
"дополнительные материалы" к правовой норме: специальные разъяснения
органа, издавшего толкуемую норму, акты Верховного и Высшего арбитражного
суда и их коллегий, официальные разъяснения других государственных органов.
Необходимо также использовать учебники по правовым дисциплинам, комментарии
законодательства, монографическую литературу, мнения сведущих людей
(например, разъяснения адвокатов, работников кодификационных бюро) и другие
материалы.
При обнаружении действительной неясности нормы наиболее верным
является тот вариант толкования, который: 1) более полно и правильно
отражает общие принципы права; 2) наиболее соответствует требованию охраны
прав и законных интересов граждан; 3) оптимально, полно и всесторонне
отражает цели принятия толкуемого акта, его назначение. При этом выводы,
полученные с помощью использования дополнительных материалов, не должны
устранять нормы за счет изменения или отмены ее положений.
В результате толкования у интерпретатора должно появиться
внутреннее убеждение в том, что полученные выводы верны, отвечают
содержанию и цели толкуемой нормы. Внутреннее убеждение формулируется как
уверенность в том, что все необходимое учтено при установлении ее
содержания.
На основании результатов текстуального анализа в совокупности с
другими приемами толкования интерпретатор делает вывод: понимать ли
словесное выражение нормы буквально либо сузить или расширить то
содержание, которое вытекает из его буквального толкования. В данном случае
речь идет об объеме словесной формулировки нормы, о возможности ее
расширения либо сужения. Процесс толкования по объему является логическим
продолжением и завершением уяснения норм права, одним из результатов
использования всех приемов толкования в их совокупности.
48. Правомерное поведение: понятие, мотивы, виды.
#G0ПРАВОМЕРНОСТЬ - соответствие явлений социальной жизни (деятельности или
результатов деятельности субъектов права) требованиям и дозволениям
содержащейся в #M12291 820002211нормах права#S государственной воли.
Воплощается не только непосредственно в поведении субъектов права, но и в
таких юридических документах, как нормативные акты, акты применения права
(напр., судебное решение или приговор). П. исключает какое бы то ни было
отклонение от предписаний права, противоположность ее - противоправность.
ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - одна из разновидностей социального поведения
людей. В условиях существования правового государства и гражданского
общества оно выступает как его ведущая разновидность, как подавляющая часть
всей совокупности социально-значимых действий и поступков людей.
Правомерное поведение является антиподом неправомерного или противоправного
поведения. Его главной особенностью считается строгое и неуклонное
следование содержащимся в нормах права правовым требованиям и велениям. О
правомерности или неправомерности поведения можно судить на основании того,
согласуются ли действия или поступки людей с правовыми предписаниями или не
согласуются. Это же касается и деятельности различных государственных и
негосударственных органов и организаций, а также издаваемых ими различных
юридических актов.
Наряду с констатацией факта правомерности поведения есть все
основания говорить также о различной степени его в отношении того или иного
деяния. Критерием определения степени правомерности служит степень
соответствия реальных действий и поступков людей заложенным в нормах права
поведенческим моделям.
Исходя из сказанного, П.п. можно определить как такое поведение
людей, которое в полной мере согласуется со всеми требованиями норм права.
Если то или иное деяние хотя бы в незначительной степени нарушает
существующие правовые предписания, его нельзя относить в разряд
правомерных. Это же касается и правомерности действий государственных
органов и должностных лиц. Они являются таковыми лишь в той мере, в какой
согласуются с установленными законом их правовым статусом, компетенцией,
процедурой принятия тех или иных решений, а также формой и характером этих
решений. Все иные действия государственных органов и должностных лиц
следует относить к разряду неправомерных.
Важной особенностью П.п. является то, что оно выступает как
общественно-необходимое и общественно-полезное поведение Оно создаёт
основу стабильности и организованности общества, формирует необходимые
предпосылки для его дальнейшего развития и совершенствования. П.п.
способствует укреплению законности и конституционности.
Существуют различные виды П.п. Их классифицируют по разным
основаниям. Например, в зависимости от характера внешнего проявления
правомерное поведение может выступать или в виде активного действия или же,
наоборот, в виде предусмотренного законом пассивного поведения -
бездействия. В зависимости от принадлежности норм к различным отраслям
права, на основе которых совершаются правомерные деяния, последние
подразделяются на гражданско-правовые, административно-правовые, трудовые и
иные. П.п. может классифицироваться на различные виды также в зависимости
от форм реализации правовых предписаний, содержащихся в нормах права, на
П.п., выступающее в форме их соблюдения, исполнения, использования или
применения. Возможны и иные критерии классификации правомерных деяний.
Например, - в зависимости от сферы их осуществления (политические,
экономические, социальные и др.); от субъекта правомерного поведения
правомерные деяния граждан, должностных лиц, государственных и
общественных органов, различных объединений), и др.
Выделение и изучение различных видов П.п. позволяет глубже понять
их природу, мотивы, содержание, их роль в общественной и государственно-
правовой жизни, их назначение.
49. Правонарушение: проступок и преступление.
#G0ПРАВОНАРУШЕНИЕ - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее
какие-либо #M12291 820002211нормы права#S. Подразделяются П. на:
гражданские (причинение вреда личности, #M12291 820001403имуществу#S
#M12291 820000853гражданина#S или организации) (см. Гражданское
правонарушение), административные (например, нарушение правил дорожного
движения), дисциплинарные проступки (прогул) и т.д. Наиболее опасным видом
является преступление. За П. законом предусматривается соответственно
гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
#G0АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ (проступок) - посягающее на
государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы
#M12291 820000853граждан#S, на установленный порядок управления
противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо
бездействие, за которое #M12291 820001262законодательством#S предусмотрена
#M12293 1 820000058 843532160 1028639298 309594262 1259 496336040
3467638809 656955140 4294967262административная ответственность#S.
Административная ответственность за А.п., предусмотренные Кодексом РСФСР об
административных правонарушениях, наступает, если эти нарушения по своему
характеру не влекут за собой в соответствии с действующим #M12291
820001262законодательством#S уголовной ответственности. А.п. признается
совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный
характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные
последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих
последствий. А.п. признается совершенным по неосторожности, если лицо, его
совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего
действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их
предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких
последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. При малозначительности
А.п. орган (#M12291 820001155должностное лицо#S), уполномоченный решать
дело, может освободить нарушителя от #M12293 0 820000058 843532160
1028639298 309594262 1259 496336040 3467638809 656955140
4294967262административной ответственности#S и ограничиться устным
замечанием.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ - в части первой ст.14 УК РФ определяется как "виновно
совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под
угрозой наказания".
Под П. понимается только деяние, то есть поведение человека,
выраженное в определенной объективированной форме. Ни мысли, ни намерения
или желания, которые не нашли своего внешнего выражения, не воплотились в
общественно опасном поступке, - не могут признаваться П. Деяние как акт
человеческого поведения может выражаться в двух формах: действии (активное
поведение субъекта) или бездействии (пассивное поведение, состоящее в
несовершении лицом того действия, которое оно обязано было и могло
совершить).
Законодательное определение понятия П. исходит из того, что любое П.
характеризуется совокупностью ряда обязательных признаков. Такими
признаками являются: 1) общественная опасность, 2) уголовная
противоправность, 3) виновность и 4) наказуемость деяния.
Общественная опасность деяния - материальный признак П., раскрывающий
его социальную сущность. Общественная опасность означает, что деяние -
вредоносно для общества, иными словами, общественная опасность деяния
состоит в том, что оно причиняет или создает угрозу причинения
существенного вреда общественным отношениям.
Общественная опасность как материальный признак понятия П. различается
по характеру и степени. Характер общественной опасности - показатель его
качественной характеристики. Она зависит от содержания общественных
отношений, на которые посягают П., характера вредных последствий
(материальный, физический, моральный вред), специфики способа
посягательства (насильственные, корыстные), формы вины (умышленная,
неосторожная), характера мотива и целей П.. Степень общественной опасности
- это ее количественный показатель, количественное выражение. Она
определяется сравнительной ценностью объектов, тяжестью причиненных
последствий, опасностью способа совершения П., степенью вины (предумысел,
аффектированный умысел, грубая неосторожность), степенью низменности
мотивов и целей П., сравнительной опасностью П. в зависимости от специфики
места и времени его совершения и другими обстоятельствами.
Уголовная противоправность означает, что общественно опасное деяние
предусмотрено уголовным законом в качестве П.. Деяние объявляется
преступным и наказуемым по повелению уголовного закона. Уголовная
противоправность состоит в запрещенности П. соответствующей нормой
Особенной части УК под угрозой применения к виновному наказания И поныне
действует классический принцип "Nullum crimen sine lege" ("нет П. без
указания на то в законе"). Применение уголовного закона по аналогии не
допускается (ч.2 ст.3 УК РФ).
Уголовная противоправность деяния является юридическим выражением его
общественной опасности. Указанные два признака П. позволяют считать
законодательное определение понятия П. формально-материальным. Уголовная
противоправность - это формальный (нормативный) признак, общественная
опасность - материальный признак. В то же время - это две неразрывные
характеристики (социальная и юридическая) П..
Третий важнейший признак П. - виновность лица, совершившего
общественно опасное и уголовно противоправное деяние. Виновность как
конструктивный признак П. непосредственно вытекает из принципа вины,
закрепленного в ч.1 ст.5 УК РФ: "Лицо подлежит уголовной ответственности
только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие
общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина".
Российское уголовное законодательство последовательно основано на принципе
субъективного вменения. Объективное вменение не допускается (ч.2 ст.5 УК
РФ). Какие бы общественно опасные последствия ни были причинены деянием
лица, как бы ни был опасен характер совершаемых им действий, лицо не может
быть привлечено к уголовной ответственности, если совершило деяние
невиновно.
Виновным в совершении П. может быть признано только вменяемое лицо,
достигшее возраста уголовной ответственности. Поэтому не могут
рассматриваться в качестве П. действия малолетних, а также общественно
опасные поступки невменяемых.
Неотъемлемым, специфическим признаком П. является его наказуемость.
Наказание - необходимое правовое последствие П.. Наказуемость выражается в
угрозе, возможности применения наказания за деяния, предусмотренные
уголовным законом. Уголовно-правовая норма, содержащая описание
конкретного вида П., всегда предусматривает определенное наказание за его
совершение.
Таким образом, П. - это общественно опасное, уголовно противоправное,
виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие), совершенное лицом
вменяемым и достигшим определенного возраста.
Категоризация преступлений. это деление их на виды в зависимости от
характера и степени общественной опасности. Законодательное выражение К.
получила с помощью двух признаков - формы вины и наказания в виде лишения
свободы, предусмотренного за данное преступление в санкции Особенной части
УК. Ст. 15 УК выделяет четыре категории П.: небольшой тяжести, средней
тяжести, тяжкие, особо тяжкие. Преступлениями небольшой тяжести признаются
умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное
наказание, предусмотренное УК, не превышает двух лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния,
за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения
свободы. Тяжкими признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение
которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы.
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение
которых предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок
свыше десяти лет или более строгое наказание. К. преступлений имеет очень
большое правовое значение. Тяжесть преступления учитывается, в частности,
при определении вида рецидива (простой, опасный, особо опасный - ст. 18 УК)
при определении вида и размера наказания, решении вопросов освобождения от
уголовной ответственности (ст.ст.75-78, 84 УК) или от наказания (ст.ст. 79-
83, 85 УК) при исчислении сроков судимости (ст. 86 УК). Уголовная
ответственность наступает за приготовление только к тяжкому или особо
тяжкому преступлениям (ст. 30 УК). Только сплоченная организованная группа
(организация), созданная для совершения тяжких или особо тяжких
преступлений, может быть признана преступным сообществом (ст.ст. 35, 210
УК). Конфискация имущества может быть применена только при совершении
корыстного тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 52 УК). Только при
осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление суд может применить
дополнительное наказание в виде лишения воинского, специального или
почетного звания, а также классного чина или государственных наград (ст. 48
УК). Пожизненное лишение свободы как альтернатива смертной казни может быть
применено за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь (ст.
57 УК). При осуждении лица к лишению свободы вид исправительного учреждения
назначается с учетом категории совершенного преступления (ст. 58 УК). К.п.
непосредственно связано назначение наказания по совокупности преступлений
(ст. 69 УК), применение принудительных мер воспитательного воздействия к
несовершеннолетним (ст. 90 УК), освобождения их судимости (ст. 95 УК),
привлечение к уголовной ответственности за укрывательство преступлений (ст.
316 УК).
#G0ПРЕСТУПЛЕНИЕ, СОВЕРШЕННОЕ УМЫШЛЕННО - по российскому уголовному праву
(ст. 25 #M12291 9026913УК РФ#S) деяние, совершенное с прямым или #M12291
820001713косвенным#S умыслом. Преступление признается совершенным с прямым
умыслом, если лицо осознавало #M12291 820002287общественную опасность#S
своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность
наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
Преступление признается совершенным с #M12291 820001713косвенным#S умыслом,
если лицо осознавало #M12291 820002287общественную опасность#S своих
действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно
опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия
либо относилось к ним безразлично.
#G0ПРЕСТУПНОСТЬ - понятие #M12291 820001768криминологии#S, означающее
совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний, за каждое
из которых предусмотрено уголовное #M12291 820002048наказание#S, а также
массовое негативное социально-правовое явление, обладающее определенными
закономерностями, количественными и качественными характеристиками.
50. Юридическая ответственность и наказание.
#G0ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - это предусмотренная #M12291
820002211нормами права#S обязанность субъекта правонарушения претерпевать
неблагоприятные последствия. К принципам юридической ответственности
относятся: 1. ответственность только за противоправное поведение, а не за
мысли; 2. ответственность лишь при наличии вины в действиях
правонарушителя; 3. #M12291 820001267законность#S; 4. справедливость; 5.
целесообразность; 6. неотвратимость #M12291 820002048наказания#S.
Принцип ответственности только за противоправное деяние, а не мысли
означает, что лицо может быть #M12291 820002048наказано#S за мысли лишь в
том случае, если они получили внешнее выражение. Основанием же привлечения
к юридической ответственности могут служить лишь поступки субъектов права.
Ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя означает,
что без нее беспредметно говорить о правонарушении. Принцип законности
предполагает, что Ю.о. наступает лишь в случаях, предусмотренных правовыми
предписаниями государства. Справедливость как принцип Ю.о. выражается в
том, что мера этой ответственности должна быть соразмерна совершенному
правонарушению, его тяжести. Справедливость также означает, что за одно
правонарушение может быть назначено лишь одно юридическое #M12291
820002048наказание#S и не унижающее человеческое достоинство.
Целесообразность ответственности - это соответствие избираемой в отношении
правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам.
Исходя из личности нарушителя, его осознанного отношения к совершенному им
противоправному деянию соответствующий орган правосудия применяет к нему
#M12291 820001428индивидуальные#S карательные меры. #M12291
820001428Индивидуализация#S #M12291 820002048наказания#S - непременное
условие его результативности. Неотвратимость Ю.о. означает, что ни одно
правонарушение не должно оставаться безнаказанным. Это способствует
повышению эффективности правоохранительной деятельности соответствующих
#M12291 820002405органов государства#S; укреплению правопорядка и
законности в обществе.
В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих
такую ответственность, различаются: уголовная, административная, гражданско-
правовая и дисциплинарная ответственность.
#G0НАКАЗАНИЕ - по российскому уголовному праву (#M12293 16 9026913
4294967277 14 4294967292 14 24 27 25199 1034450117ст. 43 УК РФ#S) есть мера
государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Н. применяется
к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в
предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Н.
применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в
целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых
преступлений.
Видами наказаний являются: а) штраф; б) лишение права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в)
#M12293 15 820001857 1016015831 2025068205 2285584190 590326 3928017881
4292900552 1760112856 938лишение специального#S, воинского или почетного
звания, классного чина и государственных наград; г) #M12293 14 820002325
1016015831 2025068205 2285584190 590326 3548207545 1380502709 4294967294
3559810888обязательные работы#S; д) #M12293 13 820001499 1016015831
2025068205 2285584190 590326 3548207545 3196484885 2822
403655170исправительные работы#S; е) #M12293 12 820002336 1016015831
2025068205 2285584190 590326 3548207545 1086890317 2920121850
43517700ограничение по военной службе#S; ж) #M12293 11 820001699 1016015831
2025068205 2285584190 590326 3928017881 2909904012 2130473021
3115529945конфискация имущества#S; з) #M12293 10 820002337 1016015831
2025068205 2285584190 590326 3548207545 606524109 4294967294
2606118512ограничение свободы#S; и) #M12293 9 820000215 1016015831 78 3464
1827316391 428885135 4224783003 4096 25514арест#S; к) содержание в
дисциплинарной воинской части; л) #M12293 8 820001858 1016015831 2025068205
2285584190 590326 3548207545 4294967271 13 1545294541лишение свободы на
определенный срок#S; м) пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь.
#M12293 7 820002325 1016015831 2025068205 2285584190 590326 3548207545
1380502709 4294967294 3559810888Обязательные работы#S, #M12293 6 820001499
1016015831 2025068205 2285584190 590326 3548207545 3196484885 2822
403655170исправительные работы#S, #M12293 5 820002336 1016015831 2025068205
2285584190 590326 3548207545 1086890317 2920121850 43517700ограничение по
военной службе#S, #M12293 4 820002337 1016015831 2025068205 2285584190
590326 3548207545 606524109 4294967294 2606118512ограничение свободы#S,
#M12293 3 820000215 1016015831 78 3464 1827316391 428885135 4224783003 4096
25514арест#S, содержание в дисциплинарной воинской части, #M12293 2
820001858 1016015831 2025068205 2285584190 590326 3548207545 4294967271 13
1545294541лишение свободы на определенный срок#S, пожизненное лишение
свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов
наказаний.
Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и
дополнительных видов наказаний.
#M12293 1 820001857 1016015831 2025068205 2285584190 590326 3928017881
4292900552 1760112856 938Лишение специального#S, воинского или почетного
звания, классного чина и государственных наград, а также #M12293 0
820001699 1016015831 2025068205 2285584190 590326 3928017881 2909904012
2130473021 3115529945конфискация имущества#S применяются только в качестве
дополнительных видов наказаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|