Рефераты
 

Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента

Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента

Введение: назначение, цели и методы

Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента

Особенность подхода предлагаемого пособия заключается в представлении

как методической, так и содержательной частей дисциплины "Менеджмент". Причиной

тому служит разделяемая многими истина: становление менеджера любого уровня

начинается с него самого. Оно невозможно без непрерывного развития личности как

целенаправленного изменения. Поэтому результативный менеджер должен научиться

управлению собой. Для этого следует овладеть знаниями, умениями и

некоторыми практическими навыками не только менеджера, но и самообразования

(учения) и обучения других (подчиненных, например).

Необходимость постоянного перестраивания организации (с учетом конкурентного

окружения и внутренних факторов деятельности) расширяет понимание сути

стратегических изменений в организации. Можно утверждать, что они представляют

единый процесс самообучения персонала и организации как суммы

компетенций (способностей) членов ее персонала. Следовательно, обучение и

работа должны стать синонимами в непрерывно изменяющейся организации. Такая

цель расширяет традиционный состав ролей менеджера. Образно говоря,

руководитель должен быть не только капитаном "корабля-организации", его

штурманом, определяющим направление, рулевым выдерживающим курс, механиком,

дающим энергию движения, боцманом, управляющим людьми, но и проектировщиком или

реконструктором изменений.

Подобная ситуация управления усиливает также функцию лидера-учителя,

наставника и организатора обучения персонала. Специфика образовательного

процесса в быстро меняющемся мире требует применения моделей опережающего типа.

Они позволяют организовать творчески-генеративное инновационное обучение

в направлениях идеального видения будущего состояния организации, умения

предвидения и реализации упреждающих действий целевого типа.

Такие модели служат целями новых методологий образования и управления

организацией. В течение 16 - 20-го веков преобладали технологии и методы

обучения, предполагавшие прямую трансляцию знаний от учителя к ученику без

создания "желаемых" образов внешнего мира на основе адаптивно-родственного

копирования опыта и стандартно-рациональных решений. Создание культуры

самообучения позволяет отказаться от внешних консультантов-учителей.

Дидактика (часть педагогики, посвященная обоснованию организационных

форм, принципов и методов обучения) традиционного типа позволяет

готовить хороших специалистов для репродуктивной (копирующей)

деятельности (Тихомиров В.П., 1998 г.). Соединение обучения и

учения (самостоятельной работы) в лучшем случае обеспечивает усвоение

(запоминание) материала. За это в отечественной практике обычно выставляется

оценка "удовлетворительно". Хороший студент добивается уровня понимания

(может сравнивать и выбирать предложения теории для тех или иных практических

ситуаций). Отличная оценка выставляется за достижение уровня владения

материалом (копирование знаний и умений, получаемых от преподавателя или из

книги в наборе стандартных ситуаций). Однако этого недостаточно, чтобы стать

эффективным и компетентным специалистом.

Чтобы выжить и развиться в меняющемся мире подчиненные и менеджеры должны не

только и не столько воспринимать тот или иной объем специальных знаний,

информации, а включиться в управляемый процесс взаимодействия с внешним

окружением. Если рассматривать отечественную практику обучения, либо системы

управления организацией как динамические системы управления, то на их

входе необходимы ответы на следующие принципиальные вопросы: как наши

возможности и потребности соотносятся с их уровнем в развитых странах мира?

готовы ли мы следовать за ними (или конкурировать) в переходе на принципы

устойчивого развития в развитии человеческих ресурсов, других видах

деятельности? совпадают ли наши устремления в части идеального видения

будущего?

В процессе управления переходом в направлении видения разрабатываются и

реализуются условия и параметры изменений, когда уже необходимо более реальное

целеполагание с ответами на следующую группу вопросов: поддерживается ли

устремления работников к обучению и полному раскрытию их потенциала? готовы ли

мы к новому миропониманию в части ограничений по знаниям, культуре и другим

ресурсам? что следует изменить в системе управления?

На выходе системы управления организацией оцениваются результаты

процесса обучения, самообучения и развития необходимо получить ответы на

последнюю группу основных вопросов: что считать критериями успеха в процессе

перехода к новому состоянию? каковы конкретные целевые задания, показатели,

нормативы, свидетельствующие о достижении промежуточных и конечных измеряемых

результатов процессов самообразования изменения? дает ли система менеджеров,

способных эффективно изменять себя и персонал в направлениях видения

организации?

Системный подход в ответах на поставленные вопросы позволит отойти от

современной наиболее общей модели решения проблем образования и развития

организации: "настоящее определяется прошлым, а будущее следует из прошлого и

настоящего". Более эффективна, как представляется, модель футуристическая

(противоположной направленности): "настоящее в своем состоянии зависти от

прошлого, а в развитии определяется целевыми ориентирами будущего".

В отношении образования и менеджмента последний вывод означает, что главная

информация находится не на "входе" системы (набор изучаемых дисциплин,

внешние и внутренние факторы текущего состояния деятельности), а на ее

"выходе". То есть важно получить ответ на вопрос: как впишется обучаемый,

менеджер, организация в среду окружения их деятельности? При этом

преподаватель и менеджер должны организовать процесс продвижения обучаемого и

организации в направлениях большего согласования их видения и целей.

Задание 1. Ответьте на три группы указанных выше вопросов,

рассматривая как динамическую систему Вашу организацию. Какова связь

менеджмента и обучения? Определите Ваше начальное понимание элементов схемы на

рис. 1.

Взаимосвязь и состав разделов пособия представлен на структурно-логической

схеме дисциплины (рис. 1). Если начать с нижнего правого угла рисунка и

двигаться по часовой стрелке, можно "вертолетно" представить основные темы. Это

полезно в начале изучения и при повторении материала.

Рис. 1. Графическое представление содержания дисциплины и пособия

(структурно-логическая схема)

Часть 1. Как учить и учиться менеджменту?

Недоговоренная мысль всегда

интереснее высказанной до

конца; кроме того, она дает

простор воображению ...

П. Пороховщиков

1. Рекомендации по использованию пособия

Назначение раздела

Причина включения материалов раздела в пособие состоят в том, что развитие

навыков обучения и самообразования необходимо и студентам, и преуспевающим

менеджерам. Разъяснений требует также особое построение пособия, как опорного

конспекта в форме рабочей тетради обучаемого, а также необходимость разных

подходов пользования им в режимах очного, очно-заочного или дистанционного

обучения. Вы должны понять, почему для овладения теорией и практикой

менеджмента следует применять специальные методы проведения занятий и

самостоятельной работы.

Цели раздела

После изучения данных предложений Вы будете:

· знать суть методов обучения и самообучения взрослых людей в

разных формах образования (режимах), определять ключевые слова и термины;

· понимать, разъясняя и приводя примеры по основным теориям

обучения и учения, ключевые слова и термины;

· уметь практически пользоваться опорными конспектами -

рабочей тетрадью, представлять в правильном виде контрольные или курсовые

работы либо проверять их.

Ключевые слова и термины раздела

Знания, умения, навыки компетентность менеджера, интерактивные и

деятельностные методы обучения и учения, структурно-логическая схема,

андрагогия, тьютор, учебно-управленческое консультирование, репродуктивный и

творческий уровень компетентности, гипертекст, дистанционное образование,

лекция.

Гипертекст раздела (рис.2).

1.1. Компетентность профессионального менеджера

Для достижения вершин в овладении профессией важно "научиться учить и учиться".

Поэтому методика обучения и самообразования необходима главным

участникам-сторонам образовательного процесса. Преподавателю-консультанту (

тьютору) и развивающемуся менеджеру интересны ответы на вопросы: "Каков

рациональный образовательный процесс по основным дисциплинам профессии?", "В

чем суть профессии и каковы представления о результативном и эффективном

специалисте?"

Для обеспечения непрерывного процесса обучения и самообразования взрослых людей

целесообразна структура пособий, отвечающая на поставленные вопросы. Необходимо

обязательное соединение в них двух частей: содержательно-теоретической

(по

возврат к самооценке с дополнениями в заключение учебы

исходные цели обучаемого накладываются

после самооценки на

ключевые понятия теории и

позволяют уяснить

уровня знаний или

необходимость овладения

содержание и

компетенции

умениями и навыками

значение теорий в

сравнительно-проблемном

схемно-табличном первоначально

представлении

изучаются

ведут к необходимости

особых методов интерактивного

подкрепленное

по назначению

учения и самообучения

раздела

занятиями по практике

недирективно-деятельностного

применения теории

затем по

и проектно-ориентированного типа в

опорных конспектах

структурно-логической

на основе опорных конспектов-

историей менеджмента

Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента схеме и гипертексту

рабочих тетрадей

обучаемого

содержащих теорию и задания в процессе

учебно - управленческого

рассматриваемым также

консультирования

как понятийное изложение

дисциплины "Менеджмент"

конкретизировать цели задачи и методы

Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента

самооценку и оценку уровня или прогресса изучения раздела 1

овладения теорией менеджмента,

определяющие успех деятельности

ГтМ2

Рис. 2 Гипертекст ГтМ1 по использованию пособия

дисциплине специальности) и методико-практической. Это важно как для

очного, так и для очно-заочного либо дистанционного образования (во всех формах

имеются этапы самостоятельной работы студента).

Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента Особенно необходимы пособия

такого вида для дисциплин, в которых требуется образование либо повышение

уровня компетентности. Под компетентностью менеджера в данном пособии

понимается совокупность трех результатов овладения дисциплиной "Менеджмент":

- знания в объеме государственного или профессионального стандарта

менеджера второго и третьего уровней образования (бакалавр и специалист), как

фактические результаты образования личности в рассматриваемой области знания

(науки);

- профессиональные умения и некоторые навыки (автоматически

проявляемые умения) как результаты опыта менеджмента и обучения;

- навыки общения и работы в группе обучаемых, как модели организации.

В рассматриваемой области знаний результативность развития и самообучения

менеджера может оцениваться специальными критериями по трем элементам

компетентности, указанным выше. При этом главным мерилом компетентности

эффективного менеджера можно считать его предпочтение общению внутри, а не

вне организации (с коллегами и подчиненными). Содержательными направлениями

компетентности (ее повышения) являются: управление процессами изменения

товаров, услуг и систем управления; использование ресурсов; найм и отбор

персонала; создание и развитие команд; использование различий и разрешение

конфликтов; принятия решений и мотивации деятельности.

1.2. Структура пособия и уровни изучения дисциплины

Для повышения методической самонаправленности образовательной среды (облегчения

самостоятельного изучения пособия) книга начинается со

структурно-логической схемы дисциплины, показывающей рекомендуемую

последовательность овладения ее теорией и практикой. Каждая глава открывается

гипертекстом, наглядно устанавливающим смысловые и ассоциативные связи

между терминами, ключевыми словами и выражениями основных

разделов дисциплины.

Самомотивирующий характер среды обучения обеспечивается

структурой пособия, отвечающей требованиям четырех главных

иерархии уровней изучения дисциплины (аудиторно и самостоятельно):

1. Знание теории и исторического опыта дисциплины

(элементарно-репродуктивный, первичный уровень ознакомления на основе краткого,

сравнительно-проблемного, схематического представления теории по темам

дисциплины в форме опорных конспектов). Теоретические предложения образуют

содержание заданий, из которых состоит пособие. Обучаемый в процессе

интерактивного консультирования с преподавателем и в учебной группе должен

заполнить пробелы в рисунках, тексте, строки таблиц. Этим он осуществляет

оперативное конспектирование теории, приводит учебные либо реальные примеры ее

применения.

2. Понимание терминов, ключевых слов и логической взаимосвязи тем

дисциплины (с этой целью в пособии жирным шрифтом выделены ключевые слова, с

которых начинается каждая глава; имеется структурно-логическая схема и

гипертекст; термины, названия теорий их авторов также особо обозначены).

3. Применение теории в учебной или реальной практике осуществляется на

основе комплекса заданий либо исследований по темам дисциплины в форме

диагностических тестов, ролевых или деловых игр, аналитических схем и таблиц.

Они позволяют структурировать опыт применения теории (на видеокассетах, в

пособии, самих обучаемых).

4. Трансформация и синтез теорий либо их использование для

решения новых задач (в процессах интерактивного учебно-управленческого

консультирования в период очного общения преподавателя с обучаемым, а также

самостоятельной углубленной проработки теорий опорных конспектов и практики

заданий, оформленных в рабочей тетради). При этом используется рекомендуемая в

пособии литература.

Следовательно, структура пособий для интерактивного и самостоятельного

(очного и заочного, либо дистанционного) изучения дисциплины может быть

следующей:

· структурно-логическая схема дисциплины (составляются, как

правило, в виде «карт памяти», показывающих состав дисциплины; добавление

стрелок направленности образует схему последовательности изучения, или

диаграмму предшествования). Пример схемы дан на рис. 1;

· назначение раздела или подход к содержанию и форме изложения

пособия (во введении) и каждого его раздела (приводятся причины рассмотрения

конкретных теорий и материалов, их актуальность и способы изложения);

· цели раздела (перечисляются основные результаты, которые

желательно достичь в итоге изучения);

· ключевые слова и термины раздела (представляют минимум

остаточных знаний по дисциплине, которые должен проявлять обучаемый при той или

иной форме контракта);

· гипертекст раздела (информационный массив с указанием

смысловых и ассоциативных связей между понятиями основных разделов

рассматриваемой дисциплины). Графическое представление главных ее взаимосвязей

облегчает дистанционное или самостоятельное изучение, позволяя как бы "одним

взглядом" охватить суть дисциплины, изучая гипертекст разделов;

· ключевые выводы по разделу (используются в целях ускоренного

повторения материалов курса при подготовке к зачету или экзамену).

Гипертексты могут быть составлены по ряду связанных дисциплин. Подобный

подход применен, например, по восьми главам и заключению междисциплинарно-

дидактического пособия проф. А.А. Алабугина "Теория и практика менеджмента"

(Челябинск, Издательство ЧГТУ, 1996 г. - 273 с.). В этом случае вначале

рекомендуется рассматривать гипертекст по интересующей теме, словарь или

предметный указатель, затем - соответствующую главу пособия, совпадающую по

номеру с гипертекстом. Далее осуществляется возврат в гипертекст и т.д.

Следовательно, можно говорить об управлении процессом учения дисциплинам

общего менеджмента, объединенных и связанных между собой логикой проекта

управления организационными изменениями.

Система гипертекстов менеджмента является, в свою очередь, подсистемой блока

гипертекстов других экономико-управленческих наук, представленных отдельными

пособиями (по дисциплине). К ним, например, относятся книги указанного

автора "Маркетинг: теория и практика", "Финансовый менеджмент: основы теории

и практики", настоящее пособие, пособия "Организационное поведение",

"Управление персоналом", "Экономика предприятия" и другие. Понятия или темы,

заключенные в рамки, подробно объясняются в указанных пособиях и могут быть

найдены по их оглавлениям.

Краткие объяснения терминов находятся в словарях, либо в предметных

указателях, имеющихся в пособиях. Дидактическая часть пособий отвечает на

вопрос "как организовать обучение и изучение дисциплинам наиболее эффективным

недерективно-деятельностным методом".

Методика работы с гипертекстами следующая:

1. Изучение системы гипертекстов менеджмента (ГтМi). Для этого их следует

читать по стрелкам всевозможных направлений с согласованными окончаниями

слов. При этом образуются предложения той или иной длины. Если стрелка

закончилась на термине, его подробное разъяснение разыскивается в словаре и

пособиях (по их оглавлениям).

2. Номера гипертекстов i соответствуют номерам глав соответствующих пособий.

Буква "М" - означает "Менеджмент", "Фi" - главы пособия "Финансовый

менеджмент: основы теории и практики", "Мкi" - главы пособия "Маркетинг:

теория и практика" и "ММi" - приложению 3 по дисциплине "Международный

маркетинг и менеджмент" (к книге по маркетингу).

3. Если стрелка закончилась на сокращении "ГтМi" и т.п., это означает

необходимость перехода к соответствующему гипертексту, приведенному в главе

пособия с аналогичным номером по оглавлению.

Следовательно, гипертекст служит заочным "консультантом", представляющим

справочную информацию сверх (гипер) обычного словаря и пособия. Графическое

описание ключевых слов, или понятий, их полных смысловых связей в виде

модели гипертекста позволяет "одним взглядом", "по диагонали" охватить основное

содержание дисциплины (в данном случае менеджмента). Структурно-логические

схемы дают представление лишь о составе и некоторой (вертикальной) взаимосвязи

тем курса.

Рекомендуется следующая последовательность работы с гипертекстами в пособии:

чтение гипертекста по всем направлениям вдоль стрелок и разветвлениям вплоть

до очередного термина (ключевого слова) в рамке (должны получаться

осмысленные законченные предложения) - нахождение общего содержания и/или

отличий в образовавшихся предложениях - для устранения неясностей или

углубления понимания обращайтесь к словарю (ключевые слова - термины словаря

заключены в рамки схемы гипертекста) - обращение к предметному указателю

(если нет словаря) - обращение к тексту пособия по соответствующей дисциплине

(если нет словаря, указателя или Вы хотите более подробно раскрыть содержание

ключевого слова) - изучение литературных источников, рекомендуемых пособием

по данной дисциплине (для написания реферата, контрольной или курсовой

работы, дипломного проекта).

Задание 2. Имея опыт менеджера либо определенные представления о

соответствующей профессии, приведите примеры по четырем уровням иерархии

изучения дисциплины "менеджмент". Прочтите гипертекст на рис. 2.

Далее в структуре пособия дается основное содержание (по разделам),

заключение (выводы по результатам изучения дисциплины и рекомендации, либо

иные решения по итогам обратной связи обучаемых). Завершается пособие

вопросами для обсуждения, повторения или контроля (зачета либо экзамена).

1.3. Методы обучения и самообразования взрослых людей

На рубеже веков расторгаются традиционные психологические "контракты"

организаций с их менеджерами. Преданности, послушания, доверительности

персонала в обмен на безопасность, служебную карьеру, развитие до выхода на

пенсию становится недостаточно. Все это обеспечивали методологии образования и

менеджмента адаптивно-репродуктивного (аналогичного копирования и

приспособления к внешним изменениям). На первое место выдвигаются требования

знаний и умений работы в условиях неопределенности. Поэтому успехов могут

добиться организации и менеджеры, самообучающиеся в направлениях идеальных

представлений о их будущем. Менеджеры высшего уровня должны уметь использовать

теории для решения инновационных задач.

Творчески-генеративный уровень компетентности в очном режиме

дистанционного образования обеспечивается при условиях активного изучения

современного арсенала ценностей мировой культуры (содержательный аспект

дисциплины). Эти ценности в основном отражены в указанных конспектах студентов

в кратко-схематическом, сравнительно-проблемном, табличном и т.п. изложении.

Тем не менее, преподаватель примерно одно треть аудиторного времени

дисциплины (не более 20 минут за одно выступление с обязательным диалогом -

обратной связью с обучаемыми) посвящает общению со студентами в форме лекции-

дискуссии, основанной на взаимном обмене знаниями и опытом в области темы

дисциплины. Цель такой лекции заключается не столько в передаче информации,

сколько в том, чтобы:

· вовлечь обучаемых в размышления и дискуссию по теме, указав ее

теоретическое и практическое место и значение в дисциплине, желаемые

результаты изучения (что они должны знать и уметь?);

· показать, (обращаясь к опорному конспекту) основные проблемы и логику

их решения, разъясняя главные элементы и часто встречающиеся затруднения

применения теории на практике, основные схемы;

· познакомить с терминологией темы дисциплины в объеме используемых

ключевых слов и положений, названий теорий, времени первых публикаций их

авторов.

При наличии индивидуальных опорных конспектов-рабочих тетрадей в

соответствующих местах рисунков, схем, таблиц и прочих пропусках текста

студенты кратко записывают результаты размышлений, групповых дискуссии,

пояснений преподавателя, отмечают возможность и особенности применения теории

в практике места учебы или работы обучаемого. Начало лекции, и ее краткие

итоги обучаемый фиксирует на свободном поле личного опорного конспекта-

тетради.

Для отражения логики дополнительной аргументации лектора, его разъяснений

достаточно записывать лишь цитаты, ключевые слова, примеры, фамилии

теоретиков и годы первых публикаций по изученной теме. Здесь же на полях

тетради студент отмечает свои вопросы, комментарии, появившиеся во время

лекции. В итоге устраняются обычные недостатки многих лекций: пассивность

восприятия (знания от лектора переносятся в стандартный конспект студента,

минуя его сознание); необходимость перезаписывания больших объемов

информации, имеющейся в учебниках без их осмысления; небольшие возможности

для дискуссии из-за чрезмерного количества студентов и недостатка времени.

Рассматриваемый подход соответствует деятельностным недирективным методам

образования (развития) знаний, умений и навыков взрослых людей. Поэтому в

нем применяются методы не традиционной педагогики (в переводе с греческого

языка - детовождения), а антропогогики (человековождения) и

аутогогики (самовоспитания), или андрогогии (Роджер - 1969 г., Нолес - 1972

г., Гоуд и Хансон - 1981, 1982 гг.). В главе 1 настоящего пособия

рассматриваются деятельностная методика применения такого интегрирующего

подхода.

Возможность достижения высшего из указанных уровней иерархии изучения

дисциплины в очном и заочном режимах дистанционного образования возрастает

при реализации ряда принципиальных условий обучения и учения взрослых людей.

Они повышают результативность и эффективность образовательного процесса.

1) Предоставление каждому специальных пособий (опорных конспектов-рабочих

тетрадей по каждой дисциплине специальности, учебной программы календарного

графика на весь период обучения и учения; междисциплинарных пособий,

объединяющих логически или проектно связанные дисциплины специальности с

аналогичной структурой). Особая структура пособий позволяет организовать

процесс немедленного применения теории к решению практических задач (учебных

или реальных) обучаемых в ходе аудиторной работы.

2) Обучаемым дается возможность увязать собственные цели и задачи с

тематикой дисциплины. На это направлены достаточно реалистичные описания

конкретных ситуаций и примеры, приводимые преподавателем-консультантом и

опытными студентами. Наибольшие преимущества в этом имеют те, кто изучают

дисциплину заочно, очно-заочно (дистанционно). Они могут выполнять задания

применительно к проблемам своего рабочего места (организации). В итоге глубокая

проработка пособия обычно воплощается в серию результатов: очно-проработанные

задания - внеаудиторная контрольная или курсовая работа - дипломный проект -

реальный проект.

3) Использование положительных норм поведения обучаемых в группе

(обратная связь с преподавателем, взаимообмен информацией и опытом, взаимная

поддержка, экспериментирование в группе как модели структурного подразделения

организации).

4) Включение в образовательный процесс не только интеллекта, способностей,

имеющейся компетенции участников, но эмоций. Речь идет о создании

неформальной, восхваляюще-ненаказуемой атмосферы занятий. Контролируется

личный прогресс обучаемых (не рекомендуется сравнивать успехи одного участника

группы с другим).

5) Перераспределение ролей преподавателя. На первичный план выходит подготовка

учебно-методических материалов специального типа и организация особого процесса

обучения и учения (выполняющий это может быть назван академическим тьютором

). Когда он ограничивается функциями планирования, организации, консультаций в

процессе освоения материалов, овладения умениями и навыками, применимо

определение тьютор. При добавлении к функциям обеих типов тьюторов

консультирования на четвертом уровне иерархии изучения дисциплины можно вести

речь об учебно-управленческом консультанте.

6) Сознательное участие в процессе обучения и учения как этапе жизни или

профессиональной карьеры. Мотивация использованием результатов учебы в жизни

или в работе, продвижением по службе обеспечивает максимальную вовлеченность

в образовательный процесс.

Задание 3. Самостоятельно изучив представленные материалы, проведя

дискуссию в учебной группе, представьте доклад по матрице сравнения (табл. 1):

Таблица 1

Сравниваемые методы образования

Суть методов

Аргументы

Выводы и рекомендации

за

Против

1. Адаптивно-репродуктивный

2. Творчески-генеративный

3. Педагогика

4. Андрагогия

1.4. Опорный конспект-рабочая тетрадь в очном и дистанционном образовании

Оглавление опорного конспекта-рабочей тетради и его содержательная структура

соответствует основным требованиям отечественных государственных и зарубежных

стандартов по дисциплине. Поэтому первоначально проработанный конспект (в

режиме очного и дистанционного консультирования и общения в учебной группе)

составляет основу курсовой работы или реального проекта. Отдельные темы

оглавления могут использоваться для написания контрольных работ либо

рефератов.

Требования самонаполненности среды изучения дисциплины соблюдается

минимумом содержательных отсылок к рекомендуемой литературе. Указываются лишь

авторство приводимых положений теории и год первой публикации. Это отражает

историю развития дисциплины. Как указывалось выше, объем теории, заданий на ее

применение и опыта, необходимый для аудиторной работы, содержится в опорных

конспектах-рабочих тетрадях, дополняемых преподавателем в процессе

интерактивного общения с группой.

Самооценка и оценка прогресса изучения дисциплины обеспечивается рядом способов:

· в период очного использования пособия - по выступлениям обучаемых

перед преподавателем и учебной группой по результатам выполненного задания по

теме дисциплины (мини-доклады);

· в очном, заочном либо дистанционном режимах - по результатам

выполнения диагностических и контрольных тестов, имеющихся по каждой теме

дисциплины;

· практических ситуаций (case study), методика применения которых

излагается в первой части настоящего пособия. Этим иллюстрируются основные

проблемы дисциплины. Работающим и особенно неработающим в данное время в

каких-либо организациях студентам такие ситуации предоставляют возможность

применить теоретические концепции к реальным условиям;

· в режиме самостоятельной работы студент использует ключевые слова каждой

темы (он их должен знать и понимать по истечении срока обучения, проявляя

остаточный уровень знаний). После основного текста дисциплины приводится

список вопросов для повторения и подготовки к экзамену (зачету);

· в форме письменных или вербально-дистанционных комментариев преподавателя

по представленной обучаемым домашней контрольной (курсовой) работе. Эта

обратная связь (по тексту, на полях работы, либо на определенном месте

рецензии) - отличительная черта заочного и дистанционного обучения.

Возможность синхронного (одновременного) обучения и самообучения в

удаленном от базового ВУЗа "классе" - главное отличие дистанционного

образования от традиционного заочного. Это обеспечивается средствами

компьютерных информационных технологий либо представлением каждому студенту

специального учебно-методического обеспечения, примерно на две трети

заменяющего преподавателя по объему учебной нагрузки. Обычное заочное

образование осуществляется с рассогласованием времени очно-установочного

обучения и самостоятельной работы студентов. То есть в период практического

применения теории они часто удалены от ВУЗа (асинхронный процесс).

Действительно, традиционные пособия, учебники углубленно могут прорабатываться

студентом только внеаудиторно.

Предлагаемое пособие пригодно для всех видов образовательных систем. В

заочном режиме обучения преподаватель должен особое внимание обратить на

рецензирование письменных заданий (контрольных или курсовых работ,

рефератов). Его задачей служит не только предоставление обратной связи, но и

поощрение, советы студентам по превращению опорного конспекта-рабочей тетради

(частично проработанного в период очного обучения) в одну из форм домашней

работы.

В общем случае преподаватель-консультант должен оценить следующие параметры

работы:

· соответствия формы представления работы (доклад, отчет, реферат,

пояснительная записка и т.д.) требованиям ключевых слов задания и

делопроизводства (это важно для соблюдения конкретных указаний учебного

плана и для менеджерских документов);

· наличие на титульном листе персонального идентификатора студента, темы

работы, ее структуры (оглавление или развернутый план, введение с целями и

задачами, заголовки глав, пунктов и подпунктов по тексту, заключение с

выводами и рекомендациями, приложения, список используемой литературы с

правильным его оформлением);

· использование схем и прочих графических средств представления

информации для лаконичности изложения (при ограничении объема работы

требованиями задания). При этом копирование схем, рисунков не добавляет

баллов к оценке. Дополнительно оценивается их привязка к конкретной ситуации

(студент поясняет применимость элементов теоретической схемы к практике его

деятельности). Наиболее высоко можно оценить модификацию схем (добавление или

уменьшение факторов-элементов), и особенно, применение известных

теоретических схем для решения новых задач дисциплины;

· достаточность, ясность и логичность представления положений теории (со

ссылками на авторов или литературные источники), необходимых для решения

проблем конкретной ситуации (поставленных задач) с определением и пониманием

ключевых слов;

· сравнительный анализ теории и практики (методов) решения задач

(определение достоинств и недостатков или выгод и затрат по вариантам) и

выбор целесообразного (эффективного) подхода;

· правильность понимания студентом ключевых слов задания (

сравнить - сопоставить достоинства и недостатки, выгоды и затраты;

противопоставить - привести аргументы за и против в анализе проблемы

ситуации; определить - использовать схемы, рисунки при пояснении

ключевых положений примерами из практики; описать - уточнить содержание

или описать своими словами положения теории; оценить - высказать мнение

об уровне качества, полезности чего-либо, вставая в оппозицию, выявляя

противоположность признаков; интерпретировать - растолковать, сделать

очевидным, объяснив причины чего-либо);

· соответствие рекомендаций заключения результатам применения теории в

основной части работы.

Оценивая указанные параметры работы, проверяющему следует в комментариях

отметить следующее:

- сильные стороны работы ("полезный пример", "четкое описание ситуации",

"отличное применение теории" и т.п.);

- конструктивную критику и рекомендации, направленные на установление

дистанционного диалога со студентом ("это интересно, но как связано с теорией

темы __________________ дисциплины?", "задание предполагает, что Вы должны

сравнить ___________, а Вы лишь описали теорию", "если, по Вашему мнению, я

недопонял Вас, пожалуйста, сообщите мне об этом в следующей работе либо

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ