Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента
Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента
Введение: назначение, цели и методы
Особенность подхода предлагаемого пособия заключается в представлении
как методической, так и содержательной частей дисциплины "Менеджмент". Причиной
тому служит разделяемая многими истина: становление менеджера любого уровня
начинается с него самого. Оно невозможно без непрерывного развития личности как
целенаправленного изменения. Поэтому результативный менеджер должен научиться
управлению собой. Для этого следует овладеть знаниями, умениями и
некоторыми практическими навыками не только менеджера, но и самообразования
(учения) и обучения других (подчиненных, например).
Необходимость постоянного перестраивания организации (с учетом конкурентного
окружения и внутренних факторов деятельности) расширяет понимание сути
стратегических изменений в организации. Можно утверждать, что они представляют
единый процесс самообучения персонала и организации как суммы
компетенций (способностей) членов ее персонала. Следовательно, обучение и
работа должны стать синонимами в непрерывно изменяющейся организации. Такая
цель расширяет традиционный состав ролей менеджера. Образно говоря,
руководитель должен быть не только капитаном "корабля-организации", его
штурманом, определяющим направление, рулевым выдерживающим курс, механиком,
дающим энергию движения, боцманом, управляющим людьми, но и проектировщиком или
реконструктором изменений.
Подобная ситуация управления усиливает также функцию лидера-учителя,
наставника и организатора обучения персонала. Специфика образовательного
процесса в быстро меняющемся мире требует применения моделей опережающего типа.
Они позволяют организовать творчески-генеративное инновационное обучение
в направлениях идеального видения будущего состояния организации, умения
предвидения и реализации упреждающих действий целевого типа.
Такие модели служат целями новых методологий образования и управления
организацией. В течение 16 - 20-го веков преобладали технологии и методы
обучения, предполагавшие прямую трансляцию знаний от учителя к ученику без
создания "желаемых" образов внешнего мира на основе адаптивно-родственного
копирования опыта и стандартно-рациональных решений. Создание культуры
самообучения позволяет отказаться от внешних консультантов-учителей.
Дидактика (часть педагогики, посвященная обоснованию организационных
форм, принципов и методов обучения) традиционного типа позволяет
готовить хороших специалистов для репродуктивной (копирующей)
деятельности (Тихомиров В.П., 1998 г.). Соединение обучения и
учения (самостоятельной работы) в лучшем случае обеспечивает усвоение
(запоминание) материала. За это в отечественной практике обычно выставляется
оценка "удовлетворительно". Хороший студент добивается уровня понимания
(может сравнивать и выбирать предложения теории для тех или иных практических
ситуаций). Отличная оценка выставляется за достижение уровня владения
материалом (копирование знаний и умений, получаемых от преподавателя или из
книги в наборе стандартных ситуаций). Однако этого недостаточно, чтобы стать
эффективным и компетентным специалистом.
Чтобы выжить и развиться в меняющемся мире подчиненные и менеджеры должны не
только и не столько воспринимать тот или иной объем специальных знаний,
информации, а включиться в управляемый процесс взаимодействия с внешним
окружением. Если рассматривать отечественную практику обучения, либо системы
управления организацией как динамические системы управления, то на их
входе необходимы ответы на следующие принципиальные вопросы: как наши
возможности и потребности соотносятся с их уровнем в развитых странах мира?
готовы ли мы следовать за ними (или конкурировать) в переходе на принципы
устойчивого развития в развитии человеческих ресурсов, других видах
деятельности? совпадают ли наши устремления в части идеального видения
будущего?
В процессе управления переходом в направлении видения разрабатываются и
реализуются условия и параметры изменений, когда уже необходимо более реальное
целеполагание с ответами на следующую группу вопросов: поддерживается ли
устремления работников к обучению и полному раскрытию их потенциала? готовы ли
мы к новому миропониманию в части ограничений по знаниям, культуре и другим
ресурсам? что следует изменить в системе управления?
На выходе системы управления организацией оцениваются результаты
процесса обучения, самообучения и развития необходимо получить ответы на
последнюю группу основных вопросов: что считать критериями успеха в процессе
перехода к новому состоянию? каковы конкретные целевые задания, показатели,
нормативы, свидетельствующие о достижении промежуточных и конечных измеряемых
результатов процессов самообразования изменения? дает ли система менеджеров,
способных эффективно изменять себя и персонал в направлениях видения
организации?
Системный подход в ответах на поставленные вопросы позволит отойти от
современной наиболее общей модели решения проблем образования и развития
организации: "настоящее определяется прошлым, а будущее следует из прошлого и
настоящего". Более эффективна, как представляется, модель футуристическая
(противоположной направленности): "настоящее в своем состоянии зависти от
прошлого, а в развитии определяется целевыми ориентирами будущего".
В отношении образования и менеджмента последний вывод означает, что главная
информация находится не на "входе" системы (набор изучаемых дисциплин,
внешние и внутренние факторы текущего состояния деятельности), а на ее
"выходе". То есть важно получить ответ на вопрос: как впишется обучаемый,
менеджер, организация в среду окружения их деятельности? При этом
преподаватель и менеджер должны организовать процесс продвижения обучаемого и
организации в направлениях большего согласования их видения и целей.
Задание 1. Ответьте на три группы указанных выше вопросов,
рассматривая как динамическую систему Вашу организацию. Какова связь
менеджмента и обучения? Определите Ваше начальное понимание элементов схемы на
рис. 1.
Взаимосвязь и состав разделов пособия представлен на структурно-логической
схеме дисциплины (рис. 1). Если начать с нижнего правого угла рисунка и
двигаться по часовой стрелке, можно "вертолетно" представить основные темы. Это
полезно в начале изучения и при повторении материала.
Рис. 1. Графическое представление содержания дисциплины и пособия
(структурно-логическая схема)
Часть 1. Как учить и учиться менеджменту?
Недоговоренная мысль всегда
интереснее высказанной до
конца; кроме того, она дает
простор воображению ...
П. Пороховщиков
1. Рекомендации по использованию пособия
Назначение раздела
Причина включения материалов раздела в пособие состоят в том, что развитие
навыков обучения и самообразования необходимо и студентам, и преуспевающим
менеджерам. Разъяснений требует также особое построение пособия, как опорного
конспекта в форме рабочей тетради обучаемого, а также необходимость разных
подходов пользования им в режимах очного, очно-заочного или дистанционного
обучения. Вы должны понять, почему для овладения теорией и практикой
менеджмента следует применять специальные методы проведения занятий и
самостоятельной работы.
Цели раздела
После изучения данных предложений Вы будете:
· знать суть методов обучения и самообучения взрослых людей в
разных формах образования (режимах), определять ключевые слова и термины;
· понимать, разъясняя и приводя примеры по основным теориям
обучения и учения, ключевые слова и термины;
· уметь практически пользоваться опорными конспектами -
рабочей тетрадью, представлять в правильном виде контрольные или курсовые
работы либо проверять их.
Ключевые слова и термины раздела
Знания, умения, навыки компетентность менеджера, интерактивные и
деятельностные методы обучения и учения, структурно-логическая схема,
андрагогия, тьютор, учебно-управленческое консультирование, репродуктивный и
творческий уровень компетентности, гипертекст, дистанционное образование,
лекция.
Гипертекст раздела (рис.2).
1.1. Компетентность профессионального менеджера
Для достижения вершин в овладении профессией важно "научиться учить и учиться".
Поэтому методика обучения и самообразования необходима главным
участникам-сторонам образовательного процесса. Преподавателю-консультанту (
тьютору) и развивающемуся менеджеру интересны ответы на вопросы: "Каков
рациональный образовательный процесс по основным дисциплинам профессии?", "В
чем суть профессии и каковы представления о результативном и эффективном
специалисте?"
Для обеспечения непрерывного процесса обучения и самообразования взрослых людей
целесообразна структура пособий, отвечающая на поставленные вопросы. Необходимо
обязательное соединение в них двух частей: содержательно-теоретической
(по
возврат к самооценке с дополнениями в заключение учебы
исходные цели обучаемого накладываются
после самооценки на
ключевые понятия теории и
позволяют уяснить
уровня знаний или
необходимость овладения
содержание и
компетенции
умениями и навыками
значение теорий в
сравнительно-проблемном
схемно-табличном первоначально
представлении
изучаются
ведут к необходимости
особых методов интерактивного
подкрепленное
по назначению
учения и самообучения
раздела
занятиями по практике
недирективно-деятельностного
применения теории
затем по
и проектно-ориентированного типа в
опорных конспектах
структурно-логической
на основе опорных конспектов-
историей менеджмента
схеме и гипертексту
рабочих тетрадей
обучаемого
содержащих теорию и задания в процессе
учебно - управленческого
рассматриваемым также
консультирования
как понятийное изложение
дисциплины "Менеджмент"
конкретизировать цели задачи и методы
самооценку и оценку уровня или прогресса изучения раздела 1
овладения теорией менеджмента,
определяющие успех деятельности
ГтМ2
Рис. 2 Гипертекст ГтМ1 по использованию пособия
дисциплине специальности) и методико-практической. Это важно как для
очного, так и для очно-заочного либо дистанционного образования (во всех формах
имеются этапы самостоятельной работы студента).
Особенно необходимы пособия
такого вида для дисциплин, в которых требуется образование либо повышение
уровня компетентности. Под компетентностью менеджера в данном пособии
понимается совокупность трех результатов овладения дисциплиной "Менеджмент":
- знания в объеме государственного или профессионального стандарта
менеджера второго и третьего уровней образования (бакалавр и специалист), как
фактические результаты образования личности в рассматриваемой области знания
(науки);
- профессиональные умения и некоторые навыки (автоматически
проявляемые умения) как результаты опыта менеджмента и обучения;
- навыки общения и работы в группе обучаемых, как модели организации.
В рассматриваемой области знаний результативность развития и самообучения
менеджера может оцениваться специальными критериями по трем элементам
компетентности, указанным выше. При этом главным мерилом компетентности
эффективного менеджера можно считать его предпочтение общению внутри, а не
вне организации (с коллегами и подчиненными). Содержательными направлениями
компетентности (ее повышения) являются: управление процессами изменения
товаров, услуг и систем управления; использование ресурсов; найм и отбор
персонала; создание и развитие команд; использование различий и разрешение
конфликтов; принятия решений и мотивации деятельности.
1.2. Структура пособия и уровни изучения дисциплины
Для повышения методической самонаправленности образовательной среды (облегчения
самостоятельного изучения пособия) книга начинается со
структурно-логической схемы дисциплины, показывающей рекомендуемую
последовательность овладения ее теорией и практикой. Каждая глава открывается
гипертекстом, наглядно устанавливающим смысловые и ассоциативные связи
между терминами, ключевыми словами и выражениями основных
разделов дисциплины.
Самомотивирующий характер среды обучения обеспечивается
структурой пособия, отвечающей требованиям четырех главных
иерархии уровней изучения дисциплины (аудиторно и самостоятельно):
1. Знание теории и исторического опыта дисциплины
(элементарно-репродуктивный, первичный уровень ознакомления на основе краткого,
сравнительно-проблемного, схематического представления теории по темам
дисциплины в форме опорных конспектов). Теоретические предложения образуют
содержание заданий, из которых состоит пособие. Обучаемый в процессе
интерактивного консультирования с преподавателем и в учебной группе должен
заполнить пробелы в рисунках, тексте, строки таблиц. Этим он осуществляет
оперативное конспектирование теории, приводит учебные либо реальные примеры ее
применения.
2. Понимание терминов, ключевых слов и логической взаимосвязи тем
дисциплины (с этой целью в пособии жирным шрифтом выделены ключевые слова, с
которых начинается каждая глава; имеется структурно-логическая схема и
гипертекст; термины, названия теорий их авторов также особо обозначены).
3. Применение теории в учебной или реальной практике осуществляется на
основе комплекса заданий либо исследований по темам дисциплины в форме
диагностических тестов, ролевых или деловых игр, аналитических схем и таблиц.
Они позволяют структурировать опыт применения теории (на видеокассетах, в
пособии, самих обучаемых).
4. Трансформация и синтез теорий либо их использование для
решения новых задач (в процессах интерактивного учебно-управленческого
консультирования в период очного общения преподавателя с обучаемым, а также
самостоятельной углубленной проработки теорий опорных конспектов и практики
заданий, оформленных в рабочей тетради). При этом используется рекомендуемая в
пособии литература.
Следовательно, структура пособий для интерактивного и самостоятельного
(очного и заочного, либо дистанционного) изучения дисциплины может быть
следующей:
· структурно-логическая схема дисциплины (составляются, как
правило, в виде «карт памяти», показывающих состав дисциплины; добавление
стрелок направленности образует схему последовательности изучения, или
диаграмму предшествования). Пример схемы дан на рис. 1;
· назначение раздела или подход к содержанию и форме изложения
пособия (во введении) и каждого его раздела (приводятся причины рассмотрения
конкретных теорий и материалов, их актуальность и способы изложения);
· цели раздела (перечисляются основные результаты, которые
желательно достичь в итоге изучения);
· ключевые слова и термины раздела (представляют минимум
остаточных знаний по дисциплине, которые должен проявлять обучаемый при той или
иной форме контракта);
· гипертекст раздела (информационный массив с указанием
смысловых и ассоциативных связей между понятиями основных разделов
рассматриваемой дисциплины). Графическое представление главных ее взаимосвязей
облегчает дистанционное или самостоятельное изучение, позволяя как бы "одним
взглядом" охватить суть дисциплины, изучая гипертекст разделов;
· ключевые выводы по разделу (используются в целях ускоренного
повторения материалов курса при подготовке к зачету или экзамену).
Гипертексты могут быть составлены по ряду связанных дисциплин. Подобный
подход применен, например, по восьми главам и заключению междисциплинарно-
дидактического пособия проф. А.А. Алабугина "Теория и практика менеджмента"
(Челябинск, Издательство ЧГТУ, 1996 г. - 273 с.). В этом случае вначале
рекомендуется рассматривать гипертекст по интересующей теме, словарь или
предметный указатель, затем - соответствующую главу пособия, совпадающую по
номеру с гипертекстом. Далее осуществляется возврат в гипертекст и т.д.
Следовательно, можно говорить об управлении процессом учения дисциплинам
общего менеджмента, объединенных и связанных между собой логикой проекта
управления организационными изменениями.
Система гипертекстов менеджмента является, в свою очередь, подсистемой блока
гипертекстов других экономико-управленческих наук, представленных отдельными
пособиями (по дисциплине). К ним, например, относятся книги указанного
автора "Маркетинг: теория и практика", "Финансовый менеджмент: основы теории
и практики", настоящее пособие, пособия "Организационное поведение",
"Управление персоналом", "Экономика предприятия" и другие. Понятия или темы,
заключенные в рамки, подробно объясняются в указанных пособиях и могут быть
найдены по их оглавлениям.
Краткие объяснения терминов находятся в словарях, либо в предметных
указателях, имеющихся в пособиях. Дидактическая часть пособий отвечает на
вопрос "как организовать обучение и изучение дисциплинам наиболее эффективным
недерективно-деятельностным методом".
Методика работы с гипертекстами следующая:
1. Изучение системы гипертекстов менеджмента (ГтМi). Для этого их следует
читать по стрелкам всевозможных направлений с согласованными окончаниями
слов. При этом образуются предложения той или иной длины. Если стрелка
закончилась на термине, его подробное разъяснение разыскивается в словаре и
пособиях (по их оглавлениям).
2. Номера гипертекстов i соответствуют номерам глав соответствующих пособий.
Буква "М" - означает "Менеджмент", "Фi" - главы пособия "Финансовый
менеджмент: основы теории и практики", "Мкi" - главы пособия "Маркетинг:
теория и практика" и "ММi" - приложению 3 по дисциплине "Международный
маркетинг и менеджмент" (к книге по маркетингу).
3. Если стрелка закончилась на сокращении "ГтМi" и т.п., это означает
необходимость перехода к соответствующему гипертексту, приведенному в главе
пособия с аналогичным номером по оглавлению.
Следовательно, гипертекст служит заочным "консультантом", представляющим
справочную информацию сверх (гипер) обычного словаря и пособия. Графическое
описание ключевых слов, или понятий, их полных смысловых связей в виде
модели гипертекста позволяет "одним взглядом", "по диагонали" охватить основное
содержание дисциплины (в данном случае менеджмента). Структурно-логические
схемы дают представление лишь о составе и некоторой (вертикальной) взаимосвязи
тем курса.
Рекомендуется следующая последовательность работы с гипертекстами в пособии:
чтение гипертекста по всем направлениям вдоль стрелок и разветвлениям вплоть
до очередного термина (ключевого слова) в рамке (должны получаться
осмысленные законченные предложения) - нахождение общего содержания и/или
отличий в образовавшихся предложениях - для устранения неясностей или
углубления понимания обращайтесь к словарю (ключевые слова - термины словаря
заключены в рамки схемы гипертекста) - обращение к предметному указателю
(если нет словаря) - обращение к тексту пособия по соответствующей дисциплине
(если нет словаря, указателя или Вы хотите более подробно раскрыть содержание
ключевого слова) - изучение литературных источников, рекомендуемых пособием
по данной дисциплине (для написания реферата, контрольной или курсовой
работы, дипломного проекта).
Задание 2. Имея опыт менеджера либо определенные представления о
соответствующей профессии, приведите примеры по четырем уровням иерархии
изучения дисциплины "менеджмент". Прочтите гипертекст на рис. 2.
Далее в структуре пособия дается основное содержание (по разделам),
заключение (выводы по результатам изучения дисциплины и рекомендации, либо
иные решения по итогам обратной связи обучаемых). Завершается пособие
вопросами для обсуждения, повторения или контроля (зачета либо экзамена).
1.3. Методы обучения и самообразования взрослых людей
На рубеже веков расторгаются традиционные психологические "контракты"
организаций с их менеджерами. Преданности, послушания, доверительности
персонала в обмен на безопасность, служебную карьеру, развитие до выхода на
пенсию становится недостаточно. Все это обеспечивали методологии образования и
менеджмента адаптивно-репродуктивного (аналогичного копирования и
приспособления к внешним изменениям). На первое место выдвигаются требования
знаний и умений работы в условиях неопределенности. Поэтому успехов могут
добиться организации и менеджеры, самообучающиеся в направлениях идеальных
представлений о их будущем. Менеджеры высшего уровня должны уметь использовать
теории для решения инновационных задач.
Творчески-генеративный уровень компетентности в очном режиме
дистанционного образования обеспечивается при условиях активного изучения
современного арсенала ценностей мировой культуры (содержательный аспект
дисциплины). Эти ценности в основном отражены в указанных конспектах студентов
в кратко-схематическом, сравнительно-проблемном, табличном и т.п. изложении.
Тем не менее, преподаватель примерно одно треть аудиторного времени
дисциплины (не более 20 минут за одно выступление с обязательным диалогом -
обратной связью с обучаемыми) посвящает общению со студентами в форме лекции-
дискуссии, основанной на взаимном обмене знаниями и опытом в области темы
дисциплины. Цель такой лекции заключается не столько в передаче информации,
сколько в том, чтобы:
· вовлечь обучаемых в размышления и дискуссию по теме, указав ее
теоретическое и практическое место и значение в дисциплине, желаемые
результаты изучения (что они должны знать и уметь?);
· показать, (обращаясь к опорному конспекту) основные проблемы и логику
их решения, разъясняя главные элементы и часто встречающиеся затруднения
применения теории на практике, основные схемы;
· познакомить с терминологией темы дисциплины в объеме используемых
ключевых слов и положений, названий теорий, времени первых публикаций их
авторов.
При наличии индивидуальных опорных конспектов-рабочих тетрадей в
соответствующих местах рисунков, схем, таблиц и прочих пропусках текста
студенты кратко записывают результаты размышлений, групповых дискуссии,
пояснений преподавателя, отмечают возможность и особенности применения теории
в практике места учебы или работы обучаемого. Начало лекции, и ее краткие
итоги обучаемый фиксирует на свободном поле личного опорного конспекта-
тетради.
Для отражения логики дополнительной аргументации лектора, его разъяснений
достаточно записывать лишь цитаты, ключевые слова, примеры, фамилии
теоретиков и годы первых публикаций по изученной теме. Здесь же на полях
тетради студент отмечает свои вопросы, комментарии, появившиеся во время
лекции. В итоге устраняются обычные недостатки многих лекций: пассивность
восприятия (знания от лектора переносятся в стандартный конспект студента,
минуя его сознание); необходимость перезаписывания больших объемов
информации, имеющейся в учебниках без их осмысления; небольшие возможности
для дискуссии из-за чрезмерного количества студентов и недостатка времени.
Рассматриваемый подход соответствует деятельностным недирективным методам
образования (развития) знаний, умений и навыков взрослых людей. Поэтому в
нем применяются методы не традиционной педагогики (в переводе с греческого
языка - детовождения), а антропогогики (человековождения) и
аутогогики (самовоспитания), или андрогогии (Роджер - 1969 г., Нолес - 1972
г., Гоуд и Хансон - 1981, 1982 гг.). В главе 1 настоящего пособия
рассматриваются деятельностная методика применения такого интегрирующего
подхода.
Возможность достижения высшего из указанных уровней иерархии изучения
дисциплины в очном и заочном режимах дистанционного образования возрастает
при реализации ряда принципиальных условий обучения и учения взрослых людей.
Они повышают результативность и эффективность образовательного процесса.
1) Предоставление каждому специальных пособий (опорных конспектов-рабочих
тетрадей по каждой дисциплине специальности, учебной программы календарного
графика на весь период обучения и учения; междисциплинарных пособий,
объединяющих логически или проектно связанные дисциплины специальности с
аналогичной структурой). Особая структура пособий позволяет организовать
процесс немедленного применения теории к решению практических задач (учебных
или реальных) обучаемых в ходе аудиторной работы.
2) Обучаемым дается возможность увязать собственные цели и задачи с
тематикой дисциплины. На это направлены достаточно реалистичные описания
конкретных ситуаций и примеры, приводимые преподавателем-консультантом и
опытными студентами. Наибольшие преимущества в этом имеют те, кто изучают
дисциплину заочно, очно-заочно (дистанционно). Они могут выполнять задания
применительно к проблемам своего рабочего места (организации). В итоге глубокая
проработка пособия обычно воплощается в серию результатов: очно-проработанные
задания - внеаудиторная контрольная или курсовая работа - дипломный проект -
реальный проект.
3) Использование положительных норм поведения обучаемых в группе
(обратная связь с преподавателем, взаимообмен информацией и опытом, взаимная
поддержка, экспериментирование в группе как модели структурного подразделения
организации).
4) Включение в образовательный процесс не только интеллекта, способностей,
имеющейся компетенции участников, но эмоций. Речь идет о создании
неформальной, восхваляюще-ненаказуемой атмосферы занятий. Контролируется
личный прогресс обучаемых (не рекомендуется сравнивать успехи одного участника
группы с другим).
5) Перераспределение ролей преподавателя. На первичный план выходит подготовка
учебно-методических материалов специального типа и организация особого процесса
обучения и учения (выполняющий это может быть назван академическим тьютором
). Когда он ограничивается функциями планирования, организации, консультаций в
процессе освоения материалов, овладения умениями и навыками, применимо
определение тьютор. При добавлении к функциям обеих типов тьюторов
консультирования на четвертом уровне иерархии изучения дисциплины можно вести
речь об учебно-управленческом консультанте.
6) Сознательное участие в процессе обучения и учения как этапе жизни или
профессиональной карьеры. Мотивация использованием результатов учебы в жизни
или в работе, продвижением по службе обеспечивает максимальную вовлеченность
в образовательный процесс.
Задание 3. Самостоятельно изучив представленные материалы, проведя
дискуссию в учебной группе, представьте доклад по матрице сравнения (табл. 1):
Таблица 1
Сравниваемые методы образования | Суть методов | Аргументы | Выводы и рекомендации | | | за | Против | | 1. Адаптивно-репродуктивный | | | | | 2. Творчески-генеративный | | | | | 3. Педагогика | | | | | 4. Андрагогия | | | | |
1.4. Опорный конспект-рабочая тетрадь в очном и дистанционном образовании
Оглавление опорного конспекта-рабочей тетради и его содержательная структура
соответствует основным требованиям отечественных государственных и зарубежных
стандартов по дисциплине. Поэтому первоначально проработанный конспект (в
режиме очного и дистанционного консультирования и общения в учебной группе)
составляет основу курсовой работы или реального проекта. Отдельные темы
оглавления могут использоваться для написания контрольных работ либо
рефератов.
Требования самонаполненности среды изучения дисциплины соблюдается
минимумом содержательных отсылок к рекомендуемой литературе. Указываются лишь
авторство приводимых положений теории и год первой публикации. Это отражает
историю развития дисциплины. Как указывалось выше, объем теории, заданий на ее
применение и опыта, необходимый для аудиторной работы, содержится в опорных
конспектах-рабочих тетрадях, дополняемых преподавателем в процессе
интерактивного общения с группой.
Самооценка и оценка прогресса изучения дисциплины обеспечивается рядом способов:
· в период очного использования пособия - по выступлениям обучаемых
перед преподавателем и учебной группой по результатам выполненного задания по
теме дисциплины (мини-доклады);
· в очном, заочном либо дистанционном режимах - по результатам
выполнения диагностических и контрольных тестов, имеющихся по каждой теме
дисциплины;
· практических ситуаций (case study), методика применения которых
излагается в первой части настоящего пособия. Этим иллюстрируются основные
проблемы дисциплины. Работающим и особенно неработающим в данное время в
каких-либо организациях студентам такие ситуации предоставляют возможность
применить теоретические концепции к реальным условиям;
· в режиме самостоятельной работы студент использует ключевые слова каждой
темы (он их должен знать и понимать по истечении срока обучения, проявляя
остаточный уровень знаний). После основного текста дисциплины приводится
список вопросов для повторения и подготовки к экзамену (зачету);
· в форме письменных или вербально-дистанционных комментариев преподавателя
по представленной обучаемым домашней контрольной (курсовой) работе. Эта
обратная связь (по тексту, на полях работы, либо на определенном месте
рецензии) - отличительная черта заочного и дистанционного обучения.
Возможность синхронного (одновременного) обучения и самообучения в
удаленном от базового ВУЗа "классе" - главное отличие дистанционного
образования от традиционного заочного. Это обеспечивается средствами
компьютерных информационных технологий либо представлением каждому студенту
специального учебно-методического обеспечения, примерно на две трети
заменяющего преподавателя по объему учебной нагрузки. Обычное заочное
образование осуществляется с рассогласованием времени очно-установочного
обучения и самостоятельной работы студентов. То есть в период практического
применения теории они часто удалены от ВУЗа (асинхронный процесс).
Действительно, традиционные пособия, учебники углубленно могут прорабатываться
студентом только внеаудиторно.
Предлагаемое пособие пригодно для всех видов образовательных систем. В
заочном режиме обучения преподаватель должен особое внимание обратить на
рецензирование письменных заданий (контрольных или курсовых работ,
рефератов). Его задачей служит не только предоставление обратной связи, но и
поощрение, советы студентам по превращению опорного конспекта-рабочей тетради
(частично проработанного в период очного обучения) в одну из форм домашней
работы.
В общем случае преподаватель-консультант должен оценить следующие параметры
работы:
· соответствия формы представления работы (доклад, отчет, реферат,
пояснительная записка и т.д.) требованиям ключевых слов задания и
делопроизводства (это важно для соблюдения конкретных указаний учебного
плана и для менеджерских документов);
· наличие на титульном листе персонального идентификатора студента, темы
работы, ее структуры (оглавление или развернутый план, введение с целями и
задачами, заголовки глав, пунктов и подпунктов по тексту, заключение с
выводами и рекомендациями, приложения, список используемой литературы с
правильным его оформлением);
· использование схем и прочих графических средств представления
информации для лаконичности изложения (при ограничении объема работы
требованиями задания). При этом копирование схем, рисунков не добавляет
баллов к оценке. Дополнительно оценивается их привязка к конкретной ситуации
(студент поясняет применимость элементов теоретической схемы к практике его
деятельности). Наиболее высоко можно оценить модификацию схем (добавление или
уменьшение факторов-элементов), и особенно, применение известных
теоретических схем для решения новых задач дисциплины;
· достаточность, ясность и логичность представления положений теории (со
ссылками на авторов или литературные источники), необходимых для решения
проблем конкретной ситуации (поставленных задач) с определением и пониманием
ключевых слов;
· сравнительный анализ теории и практики (методов) решения задач
(определение достоинств и недостатков или выгод и затрат по вариантам) и
выбор целесообразного (эффективного) подхода;
· правильность понимания студентом ключевых слов задания (
сравнить - сопоставить достоинства и недостатки, выгоды и затраты;
противопоставить - привести аргументы за и против в анализе проблемы
ситуации; определить - использовать схемы, рисунки при пояснении
ключевых положений примерами из практики; описать - уточнить содержание
или описать своими словами положения теории; оценить - высказать мнение
об уровне качества, полезности чего-либо, вставая в оппозицию, выявляя
противоположность признаков; интерпретировать - растолковать, сделать
очевидным, объяснив причины чего-либо);
· соответствие рекомендаций заключения результатам применения теории в
основной части работы.
Оценивая указанные параметры работы, проверяющему следует в комментариях
отметить следующее:
- сильные стороны работы ("полезный пример", "четкое описание ситуации",
"отличное применение теории" и т.п.);
- конструктивную критику и рекомендации, направленные на установление
дистанционного диалога со студентом ("это интересно, но как связано с теорией
темы __________________ дисциплины?", "задание предполагает, что Вы должны
сравнить ___________, а Вы лишь описали теорию", "если, по Вашему мнению, я
недопонял Вас, пожалуйста, сообщите мне об этом в следующей работе либо
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|