Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента
документов следует дать названия конкретных входящих и исходящих единиц для
определенной должности.
Задание 94. Продумайте ответы на вопросы схемы на указанном рисунке
применительно к Вашей работе. Затем заполните первую колонку в приведенной ниже
таблице, указав Ваши основные обязанности по распространению информации для
каждого вида деятельности.
Таблица 18
Вид деятельности | Обязанности по организации коммуникации | Проблемы коммуникации (общения) | Улучшение коммуникации | Получение информации от начальства | | | | Предоставление информации начальству | | | | Предоставление информации от других групп | | | | Предоставление информации другим группам | | | | Получение информации от подчиненных | | | | Предоставление информации подчиненным | | | |
Стратегии влияния
Задание 95. Изучите возможности стратегий влияния (полномочий,
подталкивания, приманивания, убеждения и др.) Вначале охарактеризуйте
использование стратегии полномочий в следующей ситуации:
Недавно Лена была назначена на должность директора малой консультационной
фирмы, занимающейся обучением. Ее непосредственной обязанностью является
организация заседаний совета директоров фирмы. В ее обязанности входит также
наблюдение за соблюдением приоритетов, принятых советом директоров. Персонал
организации имеет опыт работы в командах, и большинство важных решений
принимаются на регулярных общих собраниях. В последнее время некоторые
сотрудники фирмы стали выражать озабоченность по поводу направлений работы по
обучению. Вопрос поднимался на нескольких общих собраниях, но не нашел
удовлетворительного разрешения. Группа обучения защищала свои позиции и
отрицала необходимость смены приоритетов. Лена была обеспокоена и,
встретившись с группой обучения, попыталась убедить преподавателей проявить
большую гибкость. Однако они не согласились с ее доводами. Лена полагала, что
этот вопрос имеет большое значение для будущего организации, и распорядилась,
чтобы группа обучения подготовила к следующей встрече проект новой программы
обучения, отражающей новые приоритеты организации. Члены группы обучения
отказались выполнить это распоряжения, заявив, что Лена превышает свои
полномочия и что они поднимут этот вопрос перед высшим руководством на
следующем собрании.
а) Что Вы думаете о том, как члены группы обучения интерпретируют уровень
полномочий и влияние Лены? _______________________________
__________________________________________________________________
б) Что Вы думаете о том, как сама Лена интерпретирует уровень своих
полномочий и влияние?__________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
в) Кто, по Вашему мнению, обладает необходимыми полномочиями для принятия
решения о том, что следует делать группе обучения? ___________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
г) Что могла бы предпринять Лена, чтобы справиться с ситуацией? _______
__________________________________________________________________
Задание 96. Какими полномочиями, обусловленными Вашей нынешней
должностью, Вы обладаете (если вообще обладаете) для того, чтобы направлять
работу других людей? Какие виды власти помогут Вам усилить Ваше влияние?
Оценивают ли подчиненные пределы Вашей власти?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________
Задание 97. Приведите примеры из Вашей практики стратегии
подталкивания («политика кнута»). Насколько она оказалась эффективна и каковы
ее границы приемлемости?
________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Задание 98. Опишите ситуацию использования стратегии приманивания
(«пряника»). Сравните ее воздействие с силовой стратегией. (Ситуация «Лена» —
плюсы и минусы).
Ролевая игра «наблюдатель – начальник – подчиненный» позволит приобрести
соответствующие умения применения этих стратегий. ________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Задание 99. Опишите характеристики и примеры стратегии убеждения:
каковы были источники власти? (Ситуация «Лена», ролевая игра «наблюдатель —
начальник — подчиненный»).
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________Полезны
были бы другие стратегии в этом случае?______________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Задние 100. Кто Вам помог в реализации подготовительной стратегии
(коалиции, улучшение отношений, создание имиджа и т.д.)? (ролевая игра
«наблюдатель — начальник — подчиненный»)
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Задание 101. Возможны ли превентивные стратегии в Вашей
организационной структуре (манипулирование данными, лоббирование и т.п.)?
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Задание 102. Разработать план действий по реализации избранных
стратегий влияния.
Охарактеризуйте мнения о неписаных нормах допустимых способов использования
власти и влияния:
Таблица 19
Нормы власти и влияния | Ваше мнение | Мнение подчиненных | Круг Ваших полномочий и область влияния | | | Стиль руководства | | | Формы вознаграждения и наказания | | |
Задание 103. Как менеджер, назовите тех, кому Вы формально и
неформально подчинены? Случались ли конфликты с ними?
Задание 104. Дайте ответы на вопросы.
а) В чем Вы видите различия между властью, влиянием и полномочиями? _
__________________________________________________________________
б) Определяется ли власть исключительно занимаемой должностью? ______
__________________________________________________________________
в) Все ли члены организации обладают властью или это привилегия немногих?
Поясните свой ответ. _____________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
г) Являются ли одни формы власти более приемлемыми, чем другие? Почему?
__________________________________________________________
_________________________________________________________________
д) Каким источником власти Вы обладаете? Какие стратегии влияния Вы можете
использовать для мобилизации свей власти? ____________________
__________________________________________________________________
Ключевые выводы
Для достижения целей раздела обучаемым были предоставлены следующие возможности:
· решить типичные и персональные проблемы менеджера практическим
применением моделей и методов теории менеджмента (раздел 2 пособия);
планирование целей и личного времени, делегированием полномочий;
· методами диагностики взаимоотношений менеджера с подчиненными и
вышестоящими менеджерами определить направления их улучшения: изменение стиля
руководства, управление конфликтами;
· исследовать типовые ресурсы власти менеджера и способы их применения
в управлении взаимоотношениями в организации на основе стратегий влияния.
5. Инструментарий системы менеджмента
Инструментарий включает в себя подсистемы 1 и 5 деятельности организации (рис
14) и подсистемы менеджмента 3 и 4 (рис. 17).
Назначение раздела
Сложный состав системы менеджмента требует решения задач ее надежного и
устойчивого функционирования. Это реализуется на основе принципов управления
системой и построения ее структуры. Использование системы норм, нормативов,
показателей и моделей позволяет планировать развитие системы менеджмента и
управлять ее функционированием.
Цели раздела
После проработки заданий данного раздела Вы должны будете:
· знать принципы управления и построения структур
организации, функции основных ее менеджеров и подразделений, инструменты
управления системой менеджмента;
· понимать ключевые слова и термины, описывающие
инструментарий системы менеджмента;
· уметь практически использовать принципы в построении
схем организационных структур и контура управления системой на основе норм,
нормативов и показателей деятельности.
Ключевые слова и термины раздела
Принципы управления, организационная структура, принципы построения структуры
системы управления, механизм функционирования системы, норма, норматив,
показатели, оперативно-календарное планирование, текущее планирование,
среднесрочное планирование, система планов.
Гипертекст раздела (рис. 24)
Задание 105. Оцените применимость принципов управления системой
менеджмента в российской действительности либо Вашем предприятии.
Представьте (после обсуждения в группе) доклады на тему «Отличие принципов
управления российских, американских и японских организаций»:
· целевая направленность подразделений ____________________________
_______________________________________________________________
· непрерывность и устойчивость функционирования элементов системы _
_______________________________________________________________
· планомерность и пропорциональность развития _____________________
_______________________________________________________________
Рис. 24. Гипертекст ГтМ5 "Механизм системы менеджмента"
· научная обоснованность и эффективность методов управления ________
_______________________________________________________________
5.1. Принципы построения структур и функций органов управления
Задание 106. Представьте организационную структуру управления (с
функциями подсистем 1, 3 и 4 на рис. 17), перечисляя должности основных
руководителей, названия отделов и служб. В нижней части схемы укажите состав
объектов управления или операционной системы Вашей организации (подсистема 2 на
рис 7.). Обсудите в группе Ваше понимание конкретных функций лиц и структур
управления:
· директор ______________________________________________________
_______________________________________________________________
· зам директора по. (укажите, какие) _______________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________
· отдел маркетинга (ОМ) __________________________________________
_______________________________________________________________
· производственно-технический отдел (ПТО) _________________________
_______________________________________________________________
· отдел материально-технического обеспечения (ОМТО) _______________
_______________________________________________________________
· плановый отдел (ПО) ____________________________________________
_______________________________________________________________
· финансовый отдел (ФО) _________________________________________
_______________________________________________________________
· отдел нормирования труда и заработной платы (ОТиЗ) _______________
_______________________________________________________________
· отдел кадров (ОК) ______________________________________________
_______________________________________________________________
· бухгалтерия (Б) _________________________________________________
_______________________________________________________________
· отдел технического контроля (ОТК) _______________________________
_______________________________________________________________
· другие (укажите) ________________________________________________
_______________________________________________________________
Задание 107. Охарактеризуйте Ваше понимание и применение в
Вашей организации (знакомой Вам) принципов построения структуры системы:
· разделение труда и специализация деятельности _____________________
_______________________________________________________________
· иерархичность структуры (единоначалие) __________________________
_______________________________________________________________
· разделение функций (что может делать человек), обязанностей (что он
должен делать) и ответственности (за что отвечать) __________________
_______________________________________________________________
Проведите дискуссию на тему «Что происходит, когда ответственность и
обязанности не соответствуют друг другу?»
· сочетание полномочий (власти) и ответственности __________________
_______________________________________________________________
Освобождается ли менеджер от ответственности перед вышестоящим руководством,
когда делегирует власть и ответственность подчиненному?
· ограничение деятельности менеджера, подразделения их функциями ___
_______________________________________________________________
· нормы управляемости (от каких факторов зависит диапазон контроля
менеджера?) ___________________________________________________
_______________________________________________________________
· обеспечение коммуникаций (общения) между функциями, людьми,
подразделениями _______________________________________________
_______________________________________________________________
· распределение обязанностей и полномочий (делегирование власти) ____
_______________________________________________________________
5.2. Механизм функционирования системы
Задание 108. Проведите дискуссию на тему «Структура и функции системы
– это статика и динамика ее состояния». Объясните элементы механизма
функционирования системы в контуре управления (рис. 25). Конкретизируя
элементы, используйте результаты выполнения заданий 56, 57, 105.
Рис. 25. Контур управления механизмами функционирования организации
Задание 109. Охарактеризуйте инструменты измерения выходов
(результатов) на рис. 14, 15, 17, 23 и входов (затрат) и их назначение. Органы
управления обычно используют следующий инструментарий (приведите примеры):
· норма – предельно допустимый расход ресурса на единицу
продукции _ _______________________________________________________________
· норматив – относительный показатель степени
использования ресурсов, характеристика продукции
_______________________________________
_______________________________________________________________
· нормирование (задачи): _________________________________________
_______________________________________________________________
· нормативы, учитывающие государственные требования ___________
_______________________________________________________________
· общие по предприятию __________________________________________
_______________________________________________________________
· цеховые нормативы _____________________________________________
_______________________________________________________________
· предметные, кооперационные нормативы __________________________
_______________________________________________________________
· расчетно-аналитический метод нормирования
_____________________
_______________________________________________________________
· опытный метод нормирования
___________________________________
_______________________________________________________________
· отчетно-статистический метод нормирования
____________________
_______________________________________________________________
· комбинированный метод
_______________________________________
_______________________________________________________________
· нормы и нормативы оперативно-календарного планирования _______
_______________________________________________________________
· нормы и нормативы среднесрочного планирования ________________
_______________________________________________________________
Задание 110. Определите примерный состав показателей
упрощенного механизма управления (рис. 26), необходимых для качественной и
количественной оценки результатов процессов деятельности и управлению:
Рис. 26. Место показателей в системе управления
· содержательные (натуральные ___________________________________
_______________________________________________________________ стоимостные
__________________________________________________ социально-трудовые
___________________________________________ смешанные
(технико-экономические) _____________________________
_____________________________________________________________);
· функциональные (оценочные ____________________________________
_______________________________________________________________ плановые
_____________________________________________________ расчетно-аналитические
______________________________________);
· ранжированные по уровням управления (общие для организации
_____ _______________________________________________________________ общие по
подразделению организации ____________________________
индивидуальные _____________________________________________);
· пообъектные (агрегатные _____________________________________
_______________________________________________________________ подетальные
__________________________________________________ пооперационные
______________________________________________).
Задание 111. Постройте иерархическую систему показателей одной
из указанных категорий, обеспечивающую понимание места каждого работника
(подразделения) в системе управления (рис. 27):
Рис. 27. «Дерево» показателей организации (дополните схему).
Задание 112. Раскрывая содержание системы планов организации,
прокомментируйте российский (в общем) либо опыт Вашей организации (табл. 20).
Таблица 20
Показатели по видам планов | Ответственные | Стратегическ. | Долгосрочные | Текущие | Оперативно-календарные | Испол-нители разра-ботчики | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Важнейшие виды продукции ________________________ | Укрупненная номенклатура ____________________________________ | Полная номенклатура ____________________________________ | Подетальный перечень ____ ____________________________________ | ___________________________________ | Объем финансиро-вания _______ ____________ | Затраты на ресурсы _____ ________________________ | Затраты на ресурсы _____ ________________________ | Нормы расхода ресурсов ____ ____________ | ____________________________ | Затраты _____ ________________________ | Календарные сроки _______ ____________ | Точные сроки ________________________ | Суточные и почасовые графики _____ | _____________________ | Эффектив-ность _______ ________________________ | Прибыль ____ ____________________________________ | Прибыль ____ ____________________________________ | Выполнение планов ______ ________________________ | ____________________________ |
Ключевые выводы
Цели, поставленные в разделе, достигаются использованием следующих
инструментов эффективного менеджмента:
· принципов управления системой менеджмента и построения ее структуры;
· конкретных функций элементов в структуре организаций (статический и
динамический подходы);
· методов нормирования, планирования и учета деятельности организации,
как динамической системы управления, на основе норм, нормативов и
показателей.
Заключение
Завершающей частью по дисциплине «Менеджмент» являются групповые презентации
докладов двух учебных подгрупп на их общем собрании. Содержание докладов
образуется из результатов выполненных заданий (в период аудиторных и
внеаудиторных занятий). Докладывая избранные разделы дисциплин, следует
показать умение общаться, использовать понятийный аппарат и инструментарий
теории и практики, приводить примеры. Каждый член подгруппы выступает с
пятиминутным сообщением как частью общего доклада. Желательно использование
иллюстрированных материалов (на листах, ватманах и на доске) В докладах важно
демонстрировать принципы и методы публичных выступлений.
После каждого выступления остальными участниками группы и преподавателем
предоставляется обратная связь. Если она объективна, конструктивна и
конкретна, то может служить основой зачета или оценки по курсу. В ходе собрания
каждый должен уяснить задание по контрольной работе или курсовому проекту
основные методы его выполнения. Во внеаудиторной обстановке участникам
образовательного процесса предлагается более подробно, конкретно и реалистично
выполнить в контрольной или курсовой работе решения, начатые во время
выполнения заданий в аудитории.
После докладов осуществляется обзор проведенных занятий по дисциплине. Для
этого участники процесса обучения оценивают следующее:
· результативность занятий (достигнуты ли их индивидуальные
цели, которые они ставили в начале курса?);
· подтвердились ли опасения, которые Вы высказывали в начале курса?
· каковы положительные и отрицательные результаты занятий (информация,
организация, качество учебных материалов, разъяснение трудных моментов
преподавателем, доходчивость, готовность к дискуссиям, доброжелательность и
т.д.)?
· Ваши предположения по изменениям содержания дисциплины, раздаточных
материалов, способа обучения и т.д.;
· какие темы оказались особенно полезными или понравились, а какие — нет?
· изменилась ли что-либо у Вас лично в результате обучения? (ничего,
лучше стал учиться или работать, получил стипендию или повышение зарплаты(по
службе), сменил работу или место учебы и т.д.).
вопросы для повторения и подготовки
к экзамену (зачету)
1. Расширенный состав ролей менеджера.
2. Адаптивно-родственный и творчески-генеративный подходы к обучению.
3. Структурно-логическая схема дисциплины «менеджмент» и гипертексты.
4. Уровни изучения дисциплины. Дидактика, педагогика и андрагогия.
5. Заочное и дистанционное образование. Методы обратной связи и параметры
оценок письменных работ.
6. Традиционные и интерактивные методы изучения дисциплины: суть, значение.
7. Понимание терминов «результативность», «эффективность» и
«экономичность» системы управления и самого менеджера.
8. Понятие компетентности менеджера: эффективный и преуспевающий менеджер,
оценка и отбор персонала.
9. Значение баланса (гармонии) времени и энергии менеджера, затрачиваемого
на работе и дома.
10.Методы согласования целей обучаемых, дисциплины и учебного плана.
Управление различиями (конфликтами) в группе.
11.Функции управления в модели Файоля.
12.Методы группового изучения дисциплины «менеджмент». Мотивация деятельности
(в том числе образовательной).
13.Роли менеджера в модели Минцберга.
14.Интуитивно-практический подход анализа конкретных ситуаций управления.
15.Модель Стюарт и «золотое правило» менеджмента.
16.Значение и методы деятельностного обучения в повышении компетентности
менеджера.
17.Анализ и планирование рабочего дня менеджера.
18.Методы сравнения и анализа теорий менеджмента.
19.Значение делегирования полномочий менеджерам.
20.Значимость ролевых и деловых игр в овладении умениями и навыками
эффективного менеджера.
21.Диагностика проблем взаимоотношений с менеджером: суть, методы.
22.Систематический подход анализа конкретных ситуаций управления.
23.Система властных полномочий в организации. Стили лидерства (основные
понятия).
24.Структура дисциплин общего менеджмента: состав, место и значение каждой
дисциплины в обучении и развитии менеджмента.
25.Основные понятия теории организации, стратегического менеджмента и
управления персоналом в методологии менеджмента.
26.Типы стратегий влияния на окружающих в организации.
27.Необходимость учета факторов окружения в процессах принятия управленческих
решений.
28.Системный подход и формы организации системы менеджмента. Контур
управления деятельностью.
Вопросы 3, 4, 6, 11, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 26, 28 могут быть выбраны в
качестве одной из тем внеаудиторной контрольной работы в форме реферата. Как
иной вариант, выполняется одно из заданий курса «Эффективный менеджер»
(обычно первое) МЦДО «ЛИНК» Открытой школы бизнеса Лондонского открытого
университета (Великобритания).
Реферат представляет собой четко структурированный анализ теоретических
предложений ряда авторов по избранной теме. Для этого следует использовать
необходимые литературные источники (см. нижеприводимый список литературы).
Могут использоваться и другие источники, доступные студенту.
Примерная структура реферата:
| Введение (актуальность избранной темы, цели реферата, значение и место темы в стратегическом менеджменте) | 1. | Обзор литературных источников по теме | | 1.1. Существующее состояние (методы решения проблем соответствующих теме). | | 1.2. Анализ достоинств и недостатков в методах решений проблемы (в обоснованиях теоретиков). | 2. | Обоснование мнения автора реферата о применимости рассмотреных методов в отечественной практике решения подобных проблем | | 2.1. Особенности современной ситуации в России и/или предприятия (организации) - места работы (учебы) автора реферата (студента) в области рассматриваемой проблемы или темы). | | 2.2. Выбор лучшего из теоретических методов решения проблемы в условиях отечественного объекта управления. | | 2.3. Практическое применение метода в конкретных условиях (либо возможности этого) на отечественном объекте, либо примеры использования известные студенту. | | Заключение (выводы по результативности применения метода и рекомендации по дальнейшему применению) | | Литература (на которую имеются ссылки в реферате) |
Оглавление части 2 пособия используется как третий вариант контрольной работы
и план курсовой работы, охватывающей основное содержание дисциплины. Во
введении следует указать цели и задачи курсовой работы. В содержательной
части необходимо подробнее раскрыть основные моменты дисциплины, изученные в
период очного общения.
Литература
1. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учеб. для ВУЗов. - М.:
Банки и биржи, «ЮНИТИ», 1997. - 447 с.
2. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для ВУЗов. - М.:
Банки и биржи, "ЮНИТИ", 1997.-447с.
3. Фатхутдинов Р.А. Понятийный аппарат по менеджменту. - М.: ЗАО "Бухгалт.
бюл.", 1997. - 106с.
4. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учеб. - практ. пособие. - М.: ЗАО
"Бизнес - шк." Интел - Синтез", 1997. - 350 с.
5. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: Инфра. - М. 1997. - 342 с.
6. Алабугин А.А. Теория и практика менеджмента: Учеб. пособие. -
Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1996 - 273 с.
7. Алабугин А.А., Алабугин Р.А. Производственный менеджмент в энергетике
предприятия: Учеб. пособие. - Челябинск, Изд-во ЮУрГУ, 1998. - 70 с.
8. Алабугин А.А. Маркетинг: Теория и практика: Учеб. пособие. - Челябинск:
Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 225 с.
9. Алабугин А.А. Финансовый менеджмент: основы теории и практики: Учебное
пособие. - Челябинск, Изд-во ЮУрГУ, 1997. - 177 с.
10.Молодчик А.В. Менеджмент: Стратегия, структура, персонал: пособие для
препод. и слушателей системы повышения квалификации руководителя кадров и
спец, 1997. - 207 с.
11.Менеджмент организации: Учебное пособие: Для спец. 061100
"Менеджмент"/Гос. акад. упр. им. С. Орджоникидзе; З.П. Румянцева; Н.А.
Саломатин. - М.: Инфра - М, 1997. - 429 с.
12.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учеб. для экон. спец. ВУЗов. - 3-е издание,
перераб и доп. - М.: Банки и биржи: Изд. об-ние "ЮНИТИ", 1997. - 501 с.
13.Михалева Е.П. Основы менеджмента.: Учебник/Тул. гос. ун-т. - Тула, 1997. -
1008 с.
14.Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник/Ин-т международного права и
экономики. - М.: Триада, 1996. -383 с.
15.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.: Учебник для экон. спец. ВУЗов. -
М.: Высшая шк., 1994 - 222 с.
16.Развитие управленческой компетентности: Управление развитием и изменением
// Г.Салиман, Д.Батслер. - М.: МЦДО «ЛИНК». - 54 с.
17.Управление развитием и изменением: Осмысление современного
менеджмента//Д.Бэтсли и др. - М.: МЦДО «ЛИНК», 1995 - 57 с.
18.Тихомиров В.П. Анализ общих тенденций и возможностей интеграции российских
университетов в мировое образовательное пространство: Материалы 6-й
Международной конференции по дистанционному образованию. – М., 1998. – с.
467.
19.Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе
цивилизованного предпринимательства: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996. –
224 с.
20.История менеджмента: Учеб. пособие/Под ред. Д.В. Валового. -М.: ИНФРА-М,
1997. – 256 с.
21.Управление собой, Коммуникации, Принятие решений, Персонал: найм и отбор,
Руководство и власть, Организация: структура и сети связей//Р. Томсон и др.
Книги курса «Эффективный менеджер». – г. Жуковский, МЦДО «ЛИНК», 1996 г.
22.Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой.,
Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 669 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|