Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента
«система» по отношению к таким объектам, как «организация (предприятие)» и
«факультет университета»:
Система-это:
1) совокупность упорядоченно объединенных элементов ________________
_______________________________________________________________
2) элементы взаимодействуют и взаимосвязаны так, что поведение системы
меняется при исключении любого из элементов _____________________
_______________________________________________________________
3) упорядоченная совокупность элементов осуществляет определенную
деятельность ___________________________________________________
_______________________________________________________________
4) упорядоченная совокупность определена с позиции (точки) зрения
заинтересованного лица.
Представьте системное видение объектов со следующих точек зрения:
· специалист, исполнитель на рабочем месте _________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________
· рядовой работник функционального подразделения __________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________
· менеджер нижнего звена управления _______________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________
· менеджер среднего звена управления _______________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________
· менеджер высшего звена _________________________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________
Факультет университета
· студент ________________________________________________________
· преподаватель __________________________________________________
· Ваши спонсоры _________________________________________________
· администраторы ВУЗа ___________________________________________
Задание 54. После превращения структурно-логической (статичной) схемы
организации (рис.1) в функционирующую (рис.14) покажите управление ею в
контуре с прямыми и обратными связями (рис.17), как целевое воздействие
субъекта управления на процессы объекта управления.
Задание55. Используя технику групповой работы («снежный ком»
либо «жужжащая группа»), охарактеризуйте в докладе основные этапы истории
менеджмента (фамилии, имена, характеристики):
· первые отчеты о производственно-коммерческой деятельности (5000 лет до
н.э.) _________________________________________________________
· разные формы оплаты труда (18 век до н.э.) _________________________
· принципы программно-целевого менеджмента и единоначалия (1 век н.э.)
___________________________________________________________
· разделение деятельности менеджера и предпринимателя (17 век) _______
_______________________________________________________________
· управленческие стороны реформ Петра I (17 век) _____________________
_______________________________________________________________
· регулирование экономики в 18 веке (Екатерина II, М.В. Ломоносов,
Д.А.Голицын, А.Н. Радищев) ______________________________________
· реформы Александра I и министров его правительства ________________
_______________________________________________________________
· реформы Александра II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина ________________
_______________________________________________________________
· школа научного управления 19...20 веков (Ф. Тейлор, Ф. И Л. Гильберты,
Г. Эмерсон, Г. Форд) ____________________________________________
· «военный коммунизм», НЭП, индустриализация и коллективизация в СССР
(В.И. Ленин, И.В. Сталин, А.А. Богданов, А.К. Гастев) __________
_______________________________________________________________
· административная (классическая) школа менеджмента (А. Файоль, Л.Урвик
и другие) _______________________________________________
· школа человеческих отношений (Р. Лайкерт, Э. Мейо, А. Маслоу) ______
_______________________________________________________________
· изменения в управлении СССР в 1945...1960 гг. (И.В. Сталин, Н.С.
Хрущев, Л.В. Канторович, С.Г. Струмилин) _________________________
· реформы 1965 и 1979 гг. (Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин и другие) _______
_______________________________________________________________
· перестройка и начало перехода к рыночному регулированию экономики
(М.С. Горбачев, Б.М. Ельцин, Е.Т. Гайдар) __________________________
_______________________________________________________________
· особенности американской и японской систем управления ____________
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________
· социальное рыночное хозяйство и государственное регулирование в
Западной Европе ________________________________________________
_______________________________________________________________
3.3. Структура и содержание системы общего менеджмента
Задание 56. Методом «снежного кома» определите возможные понятия
«менеджмент», «международный менеджмент», «инновационный менеджмент»,
«производственный менеджмент», «финансовый менеджмент», «управление
персоналом», «экономика предприятия». При обсуждении конкретизируйте понятия
схемы (рис. 14), дав примеры (общие либо конкретные) для Вашей или известной
Вам организации.
конкуренты
клиенты
Рис. 14. Модель организации в виде схемы влияний
Внешние факторы деятельности (макросреда, регион, микросреда) показываются на
основе STEP-анализа:
S - социальные ____________________________________________________
T - технологические ________________________________________________
E - экономические и экологические ___________________________________
P - политические __________________________________________________
Региональная инфраструктура
Рыночная _________________________________________________________
Мониторинг природной среды _______________________________________
Промышленность __________________________________________________
Строительство ____________________________________________________
Другие ___________________________________________________________
Микросреда (прямое воздействие)
Поставщики ресурсного обеспечения _________________________________
Клиенты или конечные потребители услуг (продукции) _________________
__________________________________________________________________
Контактные аудитории _____________________________________________
Конкуренты _______________________________________________________
Материальные ресурсы _____________________________________________
Финансовые ресурсы (подробно рассматриваются в дисциплинах «Финансы, денежное
обращение и кредит», «Финансовый менеджмент и персональный компьютер»,
«Международный финансовый менеджмент») _
__________________________________________________________________
Основные фонды __________________________________________________
Внутренние факторы (подсистемы) деятельности организации
1-подсистема процедур управления (принятия решений) _________________
2-подсистема лидерства (стилей руководства) __________________________
3-подсистема стратегического планирования __________________________
4-подсистема организационной культуры _____________________________
5-подсистема структуры управления __________________________________
6-подсистема управления персоналом (штаты) _________________________
7-подсистема ресурсного обеспечения, умений персонала и операционная
подсистема _______________________________________________________
Задание 57. Конкретизируйте состав элементов операционной системы
Вашего места работы в виде схемы «вход-выход» (рис. 15).
Рис. 15. Операционная система организации
Задание 58. Укажите Ваше место работы (реальное либо желаемое) в
структуре предприятия и тип операционной системы (рис. 15.)
Рис. 16. Структура процесса производства и его типы
Задание 59. Углубляя понимание рис. 14, опишите структуру менеджмента
Вашей организации:
Входы
или или
или
Рис.17. Структура системы менеджмента
Опишите состав подсистем, приведите примеры:
Подсистема менеджмента 1
Подсистема принятия управленческих решений (теория и практика этого аспекта
менеджмента подробно рассматривается в дисциплине «Принятие управленческих
решений») по процедуре: выявление проблемы __________
__________________________________________________________________
предварительная постановка цели ____________________________________ сбор и
анализ информации __________________________________________ уточнение
проблемы и цели с учетом ограничений и критериев __________
__________________________________________________________________ построение
формализированной модели решения проблемы _____________
__________________________________________________________________
альтернативные сопоставимые варианты решения проблем ______________
__________________________________________________________________
экономическое обоснование выбора варианта __________________________
__________________________________________________________________
утверждение варианта решения ______________________________________
организация выполнения решения ____________________________________
мотивация выполнения решения _____________________________________ контроль
прогресса в процессе реализации решения ____________________
__________________________________________________________________ анализ
рассогласования _____________________________________________
Подсистема менеджмента 2
Процедура операционной деятельности (теория и практика этой части менеджмента
подробно рассматривается в дисциплинах «Экономика предприятия» или
«Производственный менеджмент») организации включает ряд положений и операций,
зависящих от вида деятельности:
· характеристика процесса (операций): ______________________________
вспомогательные _______________________________________________ организация
во времени _________________________________________
· принципы организации процесса: пропорциональность мощности рабочих
мест ___________________________________________________ непрерывность
_________________________________________________ параллельность
_________________________________________________ прямоточность
_________________________________________________ ритмичность
___________________________________________________
· тип производственной структуры: технологическая
________________ предметная
____________________________________________________ поточная
______________________________________________________
предметно-технологическая ______________________________________
· тип организационной структуры (выбор и проектирование изучается
в дисциплинах «Теория организации», «Стратегический менеджмент»): линейная
______________________________________________________ функциональная
________________________________________________ матричная
_____________________________________________________ проектная
_____________________________________________________
· оперативное управление деятельностью: адаптивно-календарное
планирование __________________________________________________ сменно-
суточные задания ________________________________________ обеспечение рабочих
мест ________________________________________ контроль и регулирование
_______________________________________
· организация обслуживания производства: материально-техническое
обеспечение ___________________________________________________
энергетическое _________________________________________________
инструментальное ______________________________________________ ремонтное
_____________________________________________________ транспортно-складское
__________________________________________ контроль и сертификация
________________________________________ другое
________________________________________________________
Подсистема менеджмента 3
Элементы подсистемы (теория и практика управления этой стороной деятельности
подробно изучается дисциплинами «Управление качеством», «Инновационный
менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление проектами»): повышение
качества товаров (услуг) __________
__________________________________________________________________
ресурсосбережение _________________________________________________ выход на
новые рынки ______________________________________________ расширение рынков
________________________________________________ организационно-техническое
развитие ________________________________ социальное развитие
_______________________________________________ переход на принципы
устойчивого развития ___________________________
__________________________________________________________________ другие
изменения __________________________________________________
Подсистема менеджмента 4
Элементы подсистемы: маркетинг (отдельно изучается в дисциплинах «Маркетинг»,
«Практический маркетинг», «Международный маркетинг и менеджмент»)
__________________________________________ планирование
_____________________________________________________ организация
______________________________________________________ мотивация
________________________________________________________ регулирование
_____________________________________________________
3.4. Методы и модели эффективного менеджмента
Задание 60. После просмотра видеосюжета заполните табл.5 и
обсудите опыт зарубежного менеджмента, используя рекомендации П.2.4.3.
Таблица 5
| Насколько важен этот вид деятельности в Вашей работе | Виды деятельности трех менеджеров | Очень важен | Важен | Не очень важен | Совсем не важен | Выяснение, что нужно сделать | | | | | Планирование путей достижения целей | | | | | Поиск информации | | | | | «Поддержка контакта» с командой | | | | | Проверка осуществления плана | | | | | | | | | | | | | | |
Добавьте еще один, два общих для всех менеджеров вида деятельности, которые
вы заметили сами в работе либо при изучении предыдущих занятий.
Задание 61. Опишите приемы конкретных Ваших действий (как
реального или будущего менеджера) в пяти направлениях модели Файоля (можно ли
применить модель в обучении?), предложенной в 1916 году:
· Прогнозирование и планирование _________________________________
· Организация ____________________________________________________
· Отдача распоряжений (руководство) _______________________________
· Координация действий исполнителя _______________________________
· Контроль выполнения планов _____________________________________
Задание 38. Каким Вам представляется рекомендуемый Файолем
стиль руководства менеджера? Должен ли менеджер быть диктатором, спускающим
приказы, или, наоборот, этаким «отцом семейства», а может, посредником или
кем-то еще? Опять-таки сначала запишите свои мысли и только после этого
прочитайте вариант ответа, приведенный ниже. Согласитесь ли Вы с утверждением,
что модель Файоля – это взгляд «извне» на деятельность менеджера?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________
Что значит понятие «менеджер-лидер»? _____________________________
__________________________________________________________________
Создавая свою модель менеджмента, Файоль предложил в качестве третьего
элемента модели — «Отдавать распоряжения». Современное звучание этого
элемента, «Руководство», не носит столь директивного характера, и поэтому мы
будем использовать оба термина — классический, по Файолю, и современную
трактовку.
Задание 63. Опишите действия персонажей видеосюжета, наиболее
(по Вашему мнению) использующего модель Файолю.
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Задание 64. Опишите управленческие роли по модели Минцберга,
выполняемые в видеосюжете.
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Задание 65. Для каждой аналогичной роли опишите примеры Вашей
(либо известной Вам) практики менеджерских действий по 10 нижеприводимым ролям
модели Минцберга (1972 г.):
Роли менеджера Примеры из Вашей работы (учебы)
Межличностные роли
1. Глава __________________________________________________________
2. Лидер _________________________________________________________
3. Связующее звено ________________________________________________
Информационные роли
4. Получатель (монитор) ____________________________________________
5. Распространитель _______________________________________________
6. Представитель __________________________________________________
Роли в принятии решений
7. Инициатор (предприниматель) ____________________________________
8. Устранитель проблем ____________________________________________
9. Распределитель ресурсов _________________________________________
10. Ведущий переговоры (посредник)_________________________________
Задание 66. Подумайте о том, какие из управленческих ролей по
Минцбергу являются доминирующими в Вашей текущей работе, и затем отметьте их
галочками в соответствующих графах.
Таблица 6
| Роль в моей работе (учебе) | Роль | Вообще говоря, эта роль очень важна в моей работе | Я предвижу время, когда эта роль станет важной | | Да | Нет | Да | Нет | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Межличностные роли Глава | | | | | Лидер Связующее звено | | | | | Информационные роли Получатель Распространитель Представитель | | | | | Роли в принятии решений Инициатор (предприниматель) Устранитель проблем Распределитель ресурсов Ведущий переговоры (посредник) | | | | |
Оценив в 5 балльной системе (самооценка и оценка коллег, подчиненных)
качество выполнения ролей, найдите резервы в улучшении Вашей работы. Согласны
ли Вы с тем, что модель Минцберга – это взгляд «изнутри» на деятельность
менеджера?
Задание 67. Исследуйте Ваше окружение в диаграмме, образно называемой
«яичница» в модели Р. Стюарт (1982г.), учитывающей требования, ограничения и
возможности выбора менеджера, зависящие от его деятельности (деятельности
студента).
Определите сравнительные характеристики моделей Файоля, Минцберга, Стюарт
(достоинства. Недостатки, рекомендации по применению). В каких подсистемах
системы Менеджмента (рис. 17) возможно использование моделей. Примените модель
Стюарт к анализу в форме табл. 5.
Рис. 18 Ограничения и возможности Вашей деятельности
Составьте краткий список различий между работами А и В.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___
Какая и этих схем в большей степени способствует А
В
Вашей работе или учебе?
1. Какие требования, предъявляемые работой, оказывают наиболее сильное
воздействие на Вас и каковы источники этих требований?
Требования, предъявляемые работой (учебой): Источники этих
требований:
Начальника _______________________ ________________________
Коллег ___________________________ ________________________
Внешние__________________________ ________________________
Подчиненные _____________________ ________________________
К самому себе_____________________ ________________________
2. Какие ограничения сильнее всего сокращают Ваши возможности выбора?
Ограничения:
Ресурсные__________________ Политика и ценности организации_____
Правовые__________________ Ожидания и цели прочих людей:
Профсоюза_________________ руководителей______________________
Технологические____________ подчиненных_______________________
Рабочее место_______________ коллег_____________________________
3. Какими альтернативами с точки зрения того, что делать, как и когда, Вы
располагаете?
Альтернативы:
Что делать _________________ Что обновить ______________________
Как делать _________________ __________________________________
Когда делать _______________ __________________________________
4. Обосновываясь на результатах анализа своей работы, нарисуйте собственную
диаграмму, «яичница». Возможно, Вам покажется необходимым нарисовать
несколько таких диаграмм, особенно если характер Вашей работы меняется
еженедельно или ежемесячно.
5. Теперь вернитесь к вопросам 1, 2 и 3. Каких Вы бы желали изменений в
требованиях, ограничениях и альтернативах, которые помогли бы Вам как
менеджеру действовать более эффективно?
Задание 68. Используйте оценочную матрицу в пятибалльной
системе для выбора модели, наиболее соответствующей Вашей ситуации. Систему
нижеприводимых критериев компетентного преуспевающего и эффективного менеджера
следует ранжировать по их значимости для Вашей деятельности.
Таблица 7
Критерии оценки по | Оценки по моделям работы менеджера | нацеленности модели на: | Лутанса | Файоля | Минц-берг | Стюарт | 1. развитие общения и рабочих связей внутри организации | | | | | 2. развитие команд, себя и членов организации | | | | | 3. сбор информации извне и передача её коллегам для принятия решений | | | | | 4. оценку себя, отдельных работников и команд | | | | | 5. участие в найме и отборе персонала | | | | | 6. планирование изменений продукции (услуг) | | | | | 7. завязывание и поддерживание внешних связей | | | | |
Задание 69. Обсудите возможность объединения достоинств рассмотренных
моделей и интегральное их использование. Примените для этого метод мозгового
штурма. В ходе дискуссии и штурма постройте схему отношений. Для этого
показывайте в овалах (рис. 19) промежуточные результаты с наивысшей оценкой в
табл. 7, имеющие отношение к интегральной модели, как к конечному результату.
Это образует как бы коллекцию предварительных замыслов на ранних этапах
анализа.
Рис. 19. Схема отношений при использовании моделей менеджмента (возможный
вариант)
Задание 70. Используя многопричинную диаграмму, покажите взаимосвязь
ролей по Минцбергу и функций по Файолю в решении Ваших проблем как менеджера.
Стрелки означают «ведет к.» либо «способствуют тому, что .». Текстовые
пояснения касаются действующих на проблему факторов. Толщиной стрелок
ранжируйте значимость причин либо их последовательность «первичные –
вторичные».
Рис. 20. Вариант многопричинной диаграммы
Ключевые выводы
Основные задачи данного раздела заключались в предоставлении обучаемым
возможностей и ресурсов достижения его целей. Для этого было дано следующее:
· Определена роль теории в превращении недостаточно успешного,
среднего или преуспевающего руководителя в эффективного менеджера с
сопутствующим набором профессиональных характеристик; элементы компетенции
показаны в причинно-следственной диаграмме;
· Установлены методы изучения дисциплины, история ее развития и место
в системе научного знания (построены схема влияний и системная карта);
· На основе модифицированной модели «7S» МакКинси (в виде схемы
влияний) организации, её операционной подсистемы, контура управления, описаны
содержание конкретных функций, структура (статика) и функционирование
(динамика) системы менеджмента;
· Комплексная работа менеджера описана на основе трех моделей: общих
функций управления (Файоль), управленческих ролей (Минцберг), требований,
ограничений и возможностей выбора менеджера (Стюарт); инструментарий выбора
модели представлены оценочной матрицей, схемой отношений и многопричинной
диаграммой.
4. Управление человеческими ресурсами в организации
Назначение раздела
Основные проблемы менеджера возникают в процессе неэффективных
взаимоотношений с подчиненными, коллегами и вышестоящими руководителями.
Однако после выяснения функций и ролей менеджера, и прежде, чем решать эти
проблемы, он обязан научиться управлять собой.
Цели раздела
В итоге изучения раздела необходимо:
· знать типичные проблемы менеджера и способы их
разрешения с учетом взаимоотношений в организации, преобладающих источников
власти и влияния;
· понимать ключевые слова и термины, характеризующие
систему взаимоотношений в организации;
· уметь расставлять предметы в работе менеджера,
диагностировать проблемы менеджера и взаимоотношений, планировать свою
загрузку, использовать источники власти и влияния.
Ключевые слова и термины раздела
Методы управления персоналом, стиль руководства, типичные проблемы менеджера,
делегирование полномочий, рабочий план, проблемы взаимоотношений, ресурсы
менеджера, формы силы (власти) менеджера, типы контрактов взаимоотношении,
информационные потоки менеджера.
Гипертекст раздела (рис. 21)
Задание 71. Конкретизируйте методы управления персоналом:
· административные ______________________________________________
_______________________________________________________________
· экономические _________________________________________________
_______________________________________________________________
· социально-психологические ______________________________________
_______________________________________________________________
4.1. Управление личным временем или самоменеджмент
Задание 72. Оцените действия менеджера в нижеприводимой
(конкретной) ситуации по функциям модели Файоля и одной из трех групп ролей
модели Минцберга. Какие советы Вы могли бы дать менеджеру, учитывая требования,
ограничения и возможности его работы (вспомните задание 66 и рекомендации П.
2.4.5).
Николай Харлов — менеджер-игрок
Н. Харлов — менеджер по продажам в компании Форд (российский филиал) — был
назначен на эту должность шесть месяцев назад.
Рис. 21 Гипертекст ГтМ4 "Управление человеческими ресурсами"
Генеральный директор в ближайшую неделю должен провести с ним аттестационное
собеседование по результатам работы за полугодие.
Николай проработал в компании 4 года и до недавнего времени был вполне
удовлетворен своей работой сначала в отделе продаж подержанных автомобилей и
позднее в отделе продаж новых автомобилей. «Мне нравится продавать, —
объяснял Николай. — Я получаю истинное удовольствие от этого». Коллеги и
покупатели уважали его за опыт. Он был авторитетным работникам, имеющим
постоянных покупателей.
Большинство людей радуется повышению и Николай не является исключением.
Однако дела пошли не так хорошо, как ожидалось. Большую часть времени Николая
можно было застать в демонстрационном зале, так как он хотел быть в курсе
текущих продаж и закупок, надеясь таким образом заслужить уважение продавцов
и стать хорошим менеджером.
Казалось, отвлекающим моментам не будет конца, у него совсем не осталось
времени для работы в офисе, так что пришлось брать работу на дом. Генеральный
директор попросил его изложить свои соображения по поводу предстоящей «Недели
большой распродажи». Уже после того, как срок предоставления отчета был
согласован, Николай обнаружил, что составить его намного труднее, чем он
предполагал. Когда документ был подготовлен, за день до намеченного срока
заболел секретарь. В результате возникли определенные трудности с
напечатанием отчета. Другие дела у Николая также не клеились.
На обычную церемонию вручения сертификата молодому продавцу - стажеру Николай
опоздал, потому что потратил время на беседу с постоянным покупателем и не
успел подготовить свою речь. Раз или два одна из продавщиц отсутствовала в то
время, когда, согласно расписанию в офисе Николая, она должна была работать.
Поступило уже несколько напоминаний от начальника отдела кадров о «Программе
обучения в компаниях - производителях» для работников демонстрационного зала,
так как Николай опаздывал с предоставлением обоснования найма дополнительного
продавца в отдел продаж подержанных автомобилей. Для обоснования требовалось
проанализировать данные о продажах за прошедший год и составить подробный и
убедительный прогноз на следующий год. Случалось, что важные письма лежали в
деловой папке Николая неподписанными в течении нескольких дней. И, наконец,
однажды утром у Николая произошел так и оставшийся неулаженным конфликт с
одним из продавцов - приемщиков подержанных автомобилей. Как только Николай
сказал ему, что цена, которую он предложил за автомобиль клиента, завышена,
приемщик, опытный работник, возмутился вмешательством в его действия и
пригрозил пожаловаться генеральному директору.
Случилось так, что генеральный директор в тот день отсутствовал, и приемщик
поостыл. Однако они стали избегать друг друга, и произошедший инцидент
продолжал беспокоить Николая. Казалось, в нем отразились все те трудности, с
которыми он столкнулся за шесть месяцев, прошедших с момента долгожданного
назначения на новую должность. Оказалось, что стать хорошим менеджером
труднее, чем быть удачливым продавцом. Все обернулось не так, как ожидалось.
Задание 73. Хорошо ли Вы и Н. Харлов управляете
своим временем? Случается ли Вам и ему:
Таблица 8
Типичные проблемы менеджера | Часто | Иногда | Никогда | Откладывать работу? | | | | Неэффективно делегировать полномочия? | | | | Путаться в бумагах? | | | | Проводить ненужные совещания? Участвовать в них? | | | | Ошибаться в расстановке авторитетов? | | | | | | | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|