Рефераты
 

Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента

Если Вами более часто помечены квадраты в колонке «Часто», Вы должны

задуматься о способах совершенствования управления управлением временем. Свои

соображения по этому поводу запишите ниже, комментируя типичные проблемы

менеджера (Жд. Адер, 1987) _______________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________

Попробуйте расставить приоритеты в Ваших повседневных делах по квадрантам

рис. 22.

Важность работ

высокая

низкая

Срочность

работ

низкая высокая

Рис. 22 Приоритеты Вашей работы

Задание 74. Знаете ли Вы точно, сколько стоит Ваше время?

Выполните следующее задание:

Заработная плата за год _____________________________________________

Прибавьте 40% (здравоохранение, пенсионный фонд, государственное страхование,

налоги на зарплату и т.п.) _______________________________

Добавьте 100% накладных расходов (офис, отопление, свет, секретарь,

администрация, командировки и прочее) ______________________________

Итого: ___________________________________________________________

Разделите полученную сумму на количество рабочих дней в году (за исключением

праздничных и выходных дней) __________________________

Разделите последний результат на 8 (количество часов в рабочем дне) _____

Разделите последний результат на 60 (количество минут в часе) __________

Задание 75. Воспользуйтесь благоприятной возможностью заглянуть вперед

на ближайшие пять дней и составьте или пересмотрите свой рабочий план

на этот срок. В частности, перечислите главные задачи, которые Вам необходимо

решить, и вероятные помехи, которые Вы должны будете преодолеть. (Возможно, Вы

уже знакомы с подобными планами; если нет, то приведенный ниже пример покажет

вам, как они составляются). В конце недели вернитесь к своему плану, чтобы

оценить достигнутый прогресс.

Пример: Рабочий план на следующую неделю

Таблица 9

День

Главные задачи

Вероятные помехи

Способы преодоления помех

1, 2, 3, 4, 5

Завершить аттестацию по итогам полугодия

(в идеале)

Отвлечения от работы подчиненными, коллегами или начальникомЗаранее известить коллег, подчиненных и начальника о том, что я буду занят аттестацией и отвлекать меня можно только по неотложным делам
1.
2.
3.
4.
5.

Уроки прошедшей недели (извлеките опыт):

Таблица 10

Цели

В какой мере я их достиг?

Почему я сделал так мало?

1.Завершение аттестации по итогам полугодия.

2. ________ ______________________________

1. Я написал два отзыва, осталось еще три.

2. _____________ ____________________________________________________________

Меня неоднократно отвлекали от работы. По-видимому, люди не могут понять, что меня нельзя отвлекать! Для одного из аттестуемых я не имел необходимой информации. Я присутствовал на экстренном совещании руководителей отделов. Возможно, я должен был попросить коллег присутствовать вместо меня.

Кроме того: _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________

В группе оцените скоординированность планов:________________________

Задание 76. Верно ли утверждение «лучшее — враг хорошего»?

Приведите примеры из Вашей деятельности, когда соблюдается правило: «на решение

80% задач тратится 20% времени, а на остальные 20% задач — 80% времени»

(значимые примеры для многих).

Задание 77. Как Вы делегируете свои полномочия? Ответьте на вопросы табл. 11.

Таблица 11

Оценки делегирования полномочий

Да

Нет

Есть ли у Вас ощущение чрезмерной перегруженности вверенными Вам обязанностями?
Вам приходятся уделять работе больше времени, чем большинству Ваших коллег?
Вам приходится постоянно брать работу на дом?
Ваши подчиненные слишком часто, по Вашему мнению, обращаются к Вам с вопросами, которые они должны решать самостоятельно?
Вам кажется, что Вы пренебрегаете долгосрочным планированием из-за чрезмерной занятости связанной с выполнением рутинной работы и преодолением кризисов?
Ваши подчиненные считают, что Вы не позволяете им проявлять инициативу в достаточной степени?

Задание 50. Вы уходите в отпуск, имея ответственное задание.

Предложите способы делегирования полномочий Вашему ВРИО (временно исполняющему

обязанности):

В постановке задач _________________________________________________

__________________________________________________________________

В оценке способностей ВРИО _______________________________________

__________________________________________________________________

В уровне взаимоотношений _________________________________________

__________________________________________________________________

В контроле выполнения ____________________________________________

__________________________________________________________________

Продемонстрируйте процесс передачи полномочий в группах с учетом 4-х пунктов

в форме ролевой игры.

Задание 79. Оцените наличие у лидеров организации качеств, необходимых

для делегирования полномочий (табл. 12) (предложения Л.Р.Фраттон и Д. Пирсон).

Таблица 12

Формулировки качеств и признаков их проявления на практикеСамооценкаОценка подчиненных
ДаНетДаНет
12345

1. Стиль руководства

1.1. Работа с персоналом

1.2. Одинаковые стандарты требований к себе и подчиненным
1.3. Коллективность принятия решений
1.4. Учитывает различия людей в управлении и создании команд
1.5. Видение общих целей и задач
1.6. Авторитарность
1.7. Гибкость поведения

2. Делегирование и вовлечение

2.1. Готовность все взять «на себя»

2.2. Во всем полагаться на подчиненных
2.3. Делегирует ответственность

Окончание табл. 12

12345
2.4. Защита от бесполезных заданий

3. Признание заслуг, обратная связь и развитие

3.1. Мотивация персонала

3.2. Предоставление обратной связи
3.3. Признание заслуг и вознаграждение
3.4. Доверие подчиненных
3.5. Развивает персонал

4.2. Стиль руководства и конфликты взаимоотношений

Раскрывается содержание подсистем 4 и 6 деятельности организации на рис. 14.

Задание 80. Опасны ли стрессовые состояния на работе (учебе)?

Приведите примеры возникновения стрессового состояния из Вашего опыта. Каковы

признаки такого состояния? Как защитить себя от стрессов, используя

вышерассмотренные теории и методы?

Для ответа попытайтесь вначале оценить основных потребителей Вашего личного

времени на работе и вне ее (нарисуйте схемы на доске — от каждой команды),

либо проанализируйте итоги заданий 45, 47).

Задание 81. Кто и каков Ваш менеджер (преподаватель)? Как

влияет стиль управления Вашего менеджера на Вашу работу и что Вы можете (если

вообще можете) сделать для того, чтобы повлиять на него?

После обсуждения в группе терминов кратко опишите свой стиль руководства:

Автократический, демократический или либеральный: __________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________

Как Ваш персонал или члены Вашей команды (группы) относятся к Вашему стилю

руководства? ________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________

Изучая Вашего менеджера (преподавателя), определите его метод работы,

ожидания в отношении Вас, его цели, мотивацию: ______________________

__________________________________________________________________

Как Вы можете изучить вышеуказанные качества менеджера (преподавателя)?

__________________________________________________

__________________________________________________________________

Опишите проблемы взаимоотношений с менеджером (преподавателем): ___

__________________________________________________________________

Задание 82. Для конкретизации проблем взаимоотношения с Вашим

менеджером выполните следующий тест:

Таблица 11

Проблемы взаимоотношений с вашим менеджером

Всегда

Часто

Иногда

Редко

12345
Мой менеджер меня игнорирует
Мой менеджер мне не доверяет
Мой менеджер не дает мне понять, что от меня ожидает
Мой менеджер принимает решения, влияющие на работу моих подчиненных, без предварительных консультаций со мной
Мой менеджер непоследователен в своих требованиях ко мне
Мой менеджер привык делать за меня мою работу и противится моему желанию делать ее по-своему
Мой менеджер «подлизывается» к своему начальству и игнорирует меня
Мой менеджер не подключает меня в достаточной мере к планированию и принятию важных решений
Мой менеджер всегда отсутствует, когда он бывает мне нужен
Мой менеджер имеет фаворитов («собутыльников»), и , если Вы не входите в их число, Вы для него «пустое место»
Мой менеджер слаб и неэффективен в борьбе за ресурсы и репутацию нашего отдела
Мой менеджер не оказывает моим идеям поддержки, которую они, по моему мнению, заслуживают
Мой менеджер щедр на критику и скуп на похвалу
Мой менеджер слишком боится наших ошибок и гнева своего начальства, чтобы рискнуть сделать что-то новое, что в действительности могло бы принести нам признание
Мой менеджер не умеет правильно делегировать полномочия
Мой менеджер упрямый, деспотичный и грубый (может оскорбить подчиненного словесно, а то и физически)
Мой менеджер подвергает меня сексуальным домогательствам
Я не знаю точно, кто в действительности мой менеджер!
Прочее

Как Вы думаете, кто-либо из Ваших подчиненных мог бы сделать подобные

замечания о Вас? Преобладание суммы ответов «всегда» особенно тревожно.

Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента

—Да — Возможно — Нет

Проведите ролевую игру «Общение с Вашим менеджером, у которого преобладают

ответы «всегда» (смотрите рекомендации П. 2.4.4.).

Теперь снова прочитайте весь список вопросов и, останавливаясь на каждом

пункте с ответом «Всегда» и «Часто», спросите самого себя: «Если бы я

высказал это своему менеджеру во время моей аттестации или при другом удобном

случае, то как бы он/она отреагировал/а?» Далее спросите себя самого о том,

влияет ли (и, если влияет, то насколько) каждый из отмеченных Вами

недостатков Вашего менеджера на Вашу работу. Приведите список испытываемых

Вами трудностей в отведенном для этого ниже месте.

_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________

Задание 83. В групповой дискуссии определите степень

согласованности (100%, 50%, отсутствие и т.п.) Ваших потребностей, потребностей

группы с требованиями задания менеджера (преподавателя). В какой степени здесь

применимы идеи Файоля?

Задание 84. Как улучшить взаимоотношения с Вашим менеджером?

Есть ли у Вас проблемы в:

согласовании потребностей и стилей? Да ____________ Нет ______________

известности друг другу взаимных ожиданий? Да ___________ Нет ________

организация информационного обмена? Да __________ Нет ______________

надежности и честности выполнения взаимных обещаний? Да ____ Нет ___

том, что Вы приходите к начальнику не с решениями, а с проблемами? Да _ Нет

_____

При преобладании ответов «да» выполните последующие задания.

Задание 85. Подумайте о своих взаимоотношениях с Вашим

менеджером. Перечислите 5 видов информации, которые Вы предоставляете своему

менеджеру.

1. _______________________________________________________________

2. _______________________________________________________________

3. _______________________________________________________________

4. _______________________________________________________________

5. _______________________________________________________________

Перечислите 5 видов информации, которые Вы могли бы предоставить, но не

предоставляете своему менеджеру.

1. _______________________________________________________________

2. _______________________________________________________________

3. _______________________________________________________________

4. _______________________________________________________________

5. _______________________________________________________________ Почему

эта информация не затребована Вашим менеджером?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________

Укажите какие-либо виды информации, которые Ваш менеджер желал бы получить

от Вас или Вашей команды, но которые Вы не можете ему предоставить.

__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________

Какие затруднения может вызвать Ваша неспособность предоставить эту

информацию? __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________

Задание 86. Отметьте те пожелания, которые Вы пытаетесь

реализовать в своей работе менеджера в целях лучшего управления

взаимоотношениями. Теория и практика этих аспектов менеджмента рассматривается

в дисциплинах «Организационное поведение» и «Управление персоналом».

Таблица 14

Выяснили Вы, как Ваш менеджер предпочитает получать предложения?
Знаете ли Вы, когда и где Вам лучше всего встречаться с Вашим менеджером?
Представляете ли Вы свои предложения так, чтоб Ваш менеджер мог внести свой вклад и почувствовать свою причастность к нему?
Предпринимали ли Вы определенные усилия к тому, чтобы дать понять своему менеджеру, какие потенциальные выгоды для него содержит Ваше предложение?
Заботитесь ли Вы о том, чтобы Ваше предложение не выглядело попыткой получить выгоды в ущерб интересам Вашего менеджера?
Включаете ли Вы идеи Вашего менеджера в свои предложения?
Если предложения Вашего менеджера кажутся вам неприемлемыми, пытаетесь ли Вы объяснить ему последствия его предложений?
Способны ли Вы открыто признать, что предложения Вашего менеджера лучше Ваших предложений?
Закрываете ли Вы иногда глаза на то, что Ваши идеи сотрудники принимают за идеи Вашего менеджера, лишь бы они были одобрены?
Заботитесь ли Вы о завоевании уважения Вашего менеджера и стараетесь ли не выдвигать слишком много предложений за один раз?
Готовы ли Вы к тому, чтобы отозвать свои предложения, если сталкиваетесь с серьезными возражениями со стороны Вашего менеджера?

Какие из помеченных Вами положений (если таковые имеются) могли быть

использованы Вами на практике? __________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________

Какие выгоды получаете Вы и Ваш менеджер, если Вы их используете?

______________________________________________________

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________

Опишите ситуацию, когда Вы управляли взаимоотношениями и что это Вам дало?

_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________

Какие приемы Вы при этом использовали? ______________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________

4.3. Источники власти и методы влияния менеджера

Рассматривается содержание подсистем деятельности организации 1 и 2.

Задание 87. Какую власть Вам дает положение (должность) и обладание ресурсами?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________

а) Какие ресурсы власти Вы контролируете в Вашей нынешней должности?

б) Использовали ли Вы контроль над ресурсами для оказания влияния на

поведение других людей?

Таблица 15

Типовые ресурсы власти менеджера

Контролируете ли Вы эти ресурсы?

Использовали ли Вы это для оказания влияния на других

ДаНетДаНет
Распределение финансовых ресурсов (например, на командировки, обучение и т.д.)
Распределение рабочей силы
Зарплата или другие виды вознаграждений
Техника и оборудование (или другие технические ресурсы)
Специальные знания / навыки
Информация о клиентах / потребителях
Прочее (уточните)

Ниже опишите, как Ваш контроль над ресурсами влияет на поведение других

людей. _________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________

Задание 88. Интуитивно-образно (например в схеме влияний) попытайтесь

оценить Вашу степень сочетания форм силы власти менеджера (должности,

специалиста, зависимости или влияния по горизонтали, личности). Как аналог

используйте схему рис. 14.

Для этого можно использовать пятибалльную систему оценок по следующим

направлениям:

· взаимоотношения с подчиненными;

· взаимоотношения с непосредственным начальником;

· источники силы;

· влияние силы;

· влияние силы власти менеджера на Вашу работу.

Задание 89. Конкретизируйте содержание формальных,

неформальных и психологических контрактов (последние основаны на

ощущениях, ожидаемом поведении в рамках организационной культуры).

Одна таблица должна отражать взаимоотношения с Вашим начальником, другая – с

подчиненным:

Таблица 16

Составные элементы контрактаУровень детализации

Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента

Низкий высокий

1. Формальный

а) ___________________________

б) ___________________________

2. Неформальный

а) ___________________________

б) ___________________________

3. Психологический

а) ___________________________

б) ___________________________

Задание 90. Охарактеризуйте предполагаемые изменения Ваших

взаимоотношений с подчиненными при переменах в среде окружения.

Используйте следующие термины и направления:

· Смена основной формы силы _____________________________________

_______________________________________________________________

· Необходимость формализации неформальных и психологических контактов

_____________________________________________________

_______________________________________________________________

· Расширение круга и неопределенности исполняемых ролей в зависимости

от задач, ожидаемых результатов и личных мотивов _____

_______________________________________________________________

Подготовьте изменения в формальном контракте для Вас и для важнейших

работников с целью повышения взаимного доверия и поддержки в следующих

направлениях:

· Используемые в настоящее время ресурсы (в терминах ценностей, знаний

и навыков) ______________________________________________

_______________________________________________________________

· Ресурсы предполагаемые к использованию в будущем _______________

_______________________________________________________________

· Области повышения компетентности ______________________________

_______________________________________________________________

Задание 91. Укажите источники Вашей власти в следующих ситуациях.

Ситуация А — общение с работниками, официально Вам подчиненными.

Ситуация В — общение с коллегами одного с Вами уровня, с которыми Вам часто

приходится вместе работать.

Ситуация С — общение с менеджером или коллегиальным управленческим органом,

официально уполномоченным контролировать Вашу работу.

Применительно к перечисленным выше ситуациям оцените степень важности каждого

из указанных ниже источников власти, используя оценки от 1 (низкая степень)

до 5 (высокая оценка). Сравните три ситуации. Какие различия Вы обнаружили?

Таблица 17

Источник власти

Ситуация А

Ситуация Б

Ситуация С

Положение
Ресурсы
Социальные связи

Знания

· технические

· процесса

Личность
Контроль над информацией

Задание 92. Какую власть дают Вам связи в обществе и специальные знания?

Вспомните какое-либо дело, на которое Вы хотели бы повлиять. В этом деле

могут участвовать Ваши подчиненные или работники из других отделов или

организаций.

Какими техническими знаниями или знаниями процесса, относящимися к делу, на

которое Вы хотели бы повлиять, Вы должны обладать?

_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________

Чувствуете ли Вы, что другая заинтересованная сторона признает Вас экспертом?

Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента

Да — Нет — Частично —

Что бы Вы могли сделать для упрочения Вашей репутации эксперта, если Вы в

этом нуждаетесь? _________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________

Продемонстрируйте проявление социальных связей основных типов, дав примеры

сообщений:

· внешние (потребители – «Купите наш товар!»;

торговля -

_____________________________________________________; посредники -

__________________________________________________);

· внутренние (с подчиненными - ___________________________________;

коллегами _____________________________________________________; с Вашими

менеджерами _________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________).

Задание 93. Как может проявиться власть личности и обладания

информацией? Ответьте на вопросы в блоках рис. 23:

Рис. 23. Информационные потоки в деятельности менеджера

Используя подходящий схемный инструментарий, образно представьте систему

документооборота (подробно рассматривается в дисциплинах «Делопроизводство»,

«Информационные технологии управления» и т.п.). В Вашей схеме потока

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ