Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента
отдельно");
- объяснение поставленной оценки по критериям указанных выше параметров (фразы
типа "вздор!", "старайтесь быть более внимательным", подчеркивания красными
чернилами, галочки, знаки вопросов и т.п. неприемлемы в дистанционном
диалоге и без пояснений мало что значат для студента).
Задание 4. Персонифицируйте Ваше понимание материалов раздела,
разъяснив его ключевые слова в применении к конкретной ситуации жизни и работы.
Представьте как доклады разные формы домашней работы, а ее структуру по теме
"Теория и компетентность менеджера в самообучающейся организации". Оцените
доклады вышеуказанными способами.
Ключевые выводы
Для достижения целей раздела обучающиеся могли использовать следующие
возможности теории и практики:
· исследование функции менеджера в самообучающихся организациях;
предложенные технологии обучения и самообразования показаны на примере
дисциплины "менеджмент", содержание которой иллюстрируется структурно-
логической схемой;
· уровень компетентности менеджера предложено повышать методами
андрагогии, позволяющими достичь всех четырех уровней иерархии изучения
дисциплины; этому способствуют активные способы недирективно-деятельностного
очного обучения и самообучения с помощью особо структурированных опорных
конспектов-рабочих тетрадей;
· методика организации инновационно-творческого процесса образования
новых знаний, умений и навыков менеджера рассматривается на этапах
интерактивного общения тьютора и обучаемых и самостоятельной работы с
конспектом; анализируются особенности дистанционного общения через особый
режим проверки домашних работ.
2.эффективное управление образовательным
процессом
Назначение раздела
Содержательно-методический потенциал пособия необходимо использовать
результативно и эффективно. Поэтому тьютор и обучаемые должны овладеть
методами обучения и учения деятельностного типа. Для этого представляется
теория и практика необходимых инструментов управления образовательным
процессом в группе.
Цели раздела
В итоге овладения предоставляемыми методами Вы должны будете:
· знать содержание общих и конкретных функций управления
образовательным процессом в группе (целеполагание, планирование, организацию,
мотивацию и контроль действий участников); определять ключевые слова и термины;
· понимать потребности обучаемых, способы их удовлетворения
деятельностным образом и ключевые слова (термины), приводя примеры;
· уметь согласовывать цели обучаемых и дисциплины, создавать в
группе процесс неформального активно-целевого общения, выбирать соответствующие
методы функционирования и развития группы.
Ключевые слова и термины раздела
Плановые инструменты, групповая структура, потребности в обучении, case
study, структурированный опыт, мозговой штурм, дискуссия, деловая и ролевая
игры, имитационные упражнения.
Гипертекст раздела (рис. 3)
Рис. 3 Гипертекст ГтМ2 по управлению обучением и самообразованием
Кроме теоретико-содержательного аспекта дисциплины, пособие направлено на
развитие умений управлять собой по рациональной системе использования личного
времени. Это следует делать с учетом изменения работоспособности по времени
суток и ранжирования важности дел в последовательности: обязан любой ценой —
должен сделать — мог бы сделать. Процесс работы (проведения занятия,
самообразования и т.п.) должен проходить в контуре управления (рис.4). При
этом с помощью обратной связи могут меняться способы либо цели работы,
образовательного процесса, повышения квалификации.
Задание 5. Ранжируйте ваши ежедневные дела. Представьте (после
обсуждения) доклад от учебной группы (по возможности с согласованным мнением),
конкретизировав ключевые понятия (рис.4).
Основным способом обучения в дистанционных, заочных и очно-деятельностных
формах образования является изучение книг, предлагаемых методических
материалов. Теория и практика андрагогии (образования взрослых) показала, что
наибольшая эффективность обучения достигается при увязывании предлагаемых
идей с опытом обучаемого в процессе решения стоящих перед ним реальных (в
крайнем случае, учебных) проблем.
При этом преподаватель должен играть роль тьютора-наставника, или "играющего
тренера", организуя и консультируя процесс самообразования и практического
применения теории менеджмента. Поэтому недопустимы и малоэффективны
продолжительные лекции информационного типа. Следует лишь поставить в них и
решить следующие задачи: вовлечь обучаемых в суть проблем и теорий,
ориентируясь на их опыт, учитывая отклики на тему; показать главные
направления решения проблем; познакомить с терминологией по теме. Для
менеджера роль наставника велика при подготовке резерва на выдвижение и
других формах развития персонала.
Недирективное обучение предполагает активное обсуждение книг (методических
материалов), заменяющих в дистанционном обучении лекции. С первого занятия
тьютор должен дать рекомендации по технике работы с методическими
материалами. Для обеспечения эффективности образовательного процесса он
должен при проведении тьюториалов (лекций, совмещенных с практическим
занятием) учитывать положения, андрагогии.
2.1. Цели и задачи преподавателя-консультанта и обучаемых
Тьютору рекомендуется осуществлять следующее:
· давать студентам возможность высказывать их собственные пожелания,
ставить цели (проблемы или задачи), связанные с планируемым занятием
деятельностно-интерактивного типа (далее - тьюториалом) __________;
· рассматривать вызывающие затруднения у студентов темы дисциплины,
типовые ошибки _______________________________________________;
· связывать цели и программу тьюториала с практическим опытом и
реальными проблемами студентов (проводится их опрос с выбором общих проблем
подгрупп учебных групп) __________________________;
· активно вовлекать всех студентов в работу группы, используя данные
материалы, деловые и ролевые игры, учитывая этапы развития группы (выберите)
_____________________________________________________;
· использовать разнообразные упражнения, задания и формы представления
материала (выберите) _______________________________;
· отводить время на предоставление студентам обратной связи по различным
элементам тьюториалов (практических занятий) ___________;
· отводить время на обратную связь по итогам тьюториала, используя
итоговые доклады и т.п.;
· предоставлять обратную связь по результатам предыдущего занятия,
подчеркивая индивидуальный прогресс обучаемых;
· рассматривать любые проблемы/опасения студентов, связанные с
написанием следующего задания/проведением тьюториала;
· рассматривать как можно больше практических примеров, иллюстрирующих
материалы курса (приводимых как тьютором, так и студентами);
· использовать соответствующие визуальные средства представления
информации (видеофильмы, реклама для презентаций докладов и т.п.);
· опираться на опыт группы, создавая "поддерживающий" климат группы;
· делать обзор программы следующего тьюториала, суммируя потребности
обучаемых, уточняя их цели, учитывая личностные и групповые успехи;
· давать студентам возможность вносить свои предложения по поводу
программы следующего тьюториала.
Задание 6. После групповой дискуссии о методах андрагогии
представьте несколько целей вашего обучения по специальности "Менеджмент".
После двух выступлений группа дает обратную связь докладчикам, используя идеи
рис. 2, 3, 4.
2.2. Планирование действий по реализации целей и задач
Тьюториалы,
которые не планируются заранее, как правило, лишь пустая трата Вашего времени и
времени студентов. Процесс планирования означает не только продумывание Вами
тем, которые Вы хотели бы рассмотреть на тьюториале, но и включает в себя
представление студентам возможности знать заранее о программе следующего
тьюториала и о том, какого рода подготовки к нему Вы от них ожидаете. Это не
только способствует повышению интереса и мотивации студентов, но и помогает
уменьшить различия между ожиданиями и целями студентов и Вашими собственными
ожиданиями и целями, связанными с тьюториалом (включая Ваши ожидания по поводу
их активного участи в процессе тьюториала).
Поэтому преподаватель-консультант обязан планировать структуру тьюториалов,
используя особые плановые инструменты. Они должны действовать так,
чтобы студенты:
· знали назначение, цели и проблемы конкретного тьюториала (желательно
связанные с целями студентов) _________________________
_______________________________________________________________;
· знали заранее, что они собираются достичь, выполняя то или иное
задание/упражнение (для вовлечения в образовательный процесс)_______
_______________________________________________________________;
· могли связать материалы тьюториала с тем, что они уже знают (для этого
проблемы и примеры, приводимые тьютором должны быть
реалистичные)___________________________________________________
_______________________________________________________________;
· имели мотивацию прилагать необходимые усилия для работы с темами
тьюториала (должна быть связь тем со знаниями и опытом студентов)___
_______________________________________________________________;
· знали, как им работать с материалами курса после тьюториала, например,
знали бы, как подойти к написанию задания, выполняемого внеаудиторно;
· активно
участвовали в обсуждении материалов курса, а не просто читали, смотрели или
слушали (обеспечивается неформальная атмосфера занятий);
· получали конструктивную обратную связь по своей работе на тьюториалах
и по своим заданиям;
· получали помощь в осмыслении и пересмотре своего подхода к обучению.
Выбор тем для тьюториалов (занятий) определяется рабочим планом. Студенты
получают план курса, в котором отражены основные события программы изучения
курса. Многие тьюторы также заранее раздают своим студентам перечень тем,
которые они предполагают рассмотреть на каждом тьюториале. Это весьма
полезная практика, поскольку, если Вы рассчитываете на активное участие
студентов в работе, имеет смысл заранее поставить их в известность о
предстоящей повестке дня тьюториала. При планировании перечня тем, которые Вы
собираетесь рассматривать на тьюториалах, Вам следует принимать в расчет
"реперные точки", представленные в плане курса, а именно:
· время, отведенное в плане курса для чтения книг, аудио- и
видеоматериалов и настоящих материалов __________________________;
· даты сдачи контрольных и курсовых работ _________________________;
· дату проведения зачета (экзамена) _________________________________;
· время, отводимое не подготовку к экзамену и консультации __________.
Последовательность тем в рамках отдельного тьюториала
Конкретные темы, рассматриваемые на тьюториалах, варьируются в зависимости от
целей и ограничений времени проведения тьюториала (например, перед написанием
домашней работы, перед экзаменом и т.д.). Тем не менее, для всех тьюториалов,
кроме первого и заключительного, мы могли бы порекомендовать следующую
программу:
· обсуждение целей тьюториала (Ваших и студентов) и выявление областей
курса, которые студенты нашли для себя сложными;
· краткое обобщение уже изученного, анализ достижений участников
процесса обучения;
· упражнения/задания, связанные с текущими или пройденными ранее
самостоятельно темами курса и предполагающие предоставление студентам
обратной связи от тьютора;
· анализ результатов предыдущего задания или ранее изученных дисциплин;
· рассмотрение следующего задания с выявлением всех возможных проблем;
· работа с проблемами, предложенными группой, либо отдельными ее членами;
· обзор программы следующего тьюториала с учетом как Ваших предложений,
так и мнений и идей студентов.
Задание 7. Составьте план занятия по одной из тем дисциплины
"Менеджмент" для подготовки студентов к тьюториалам (занятиям): дайте Ваши
предложения, продолжая предыдущее задание.
Предварительная подготовка студентов к тьюториалам может принимать различные
формы, и, чтобы быть эффективной, в каждом конкретном случае она должна
полностью соответствовать программе тьюториала и быть ее составной частью.
Здесь мы приведем несколько примеров такой предварительной подготовки:
· заранее, до тьюториала, дайте студентам прочесть какую-либо статью,
учебную ситуацию или поставьте перед ним определенную проблему. Попросите их
подготовить свои ответы и идеи, которые в ходе тьюториала могут
использоваться в качестве отправной точки для группового обсуждения
__________________________________________
_______________________________________________________________;
· попросите студентов при чтении материалов курса сформулировать свои
рабочие проблемы, связанные с определенными темами, которые затем будут
обсуждаться на тьюториале__________________________________
_______________________________________________________________;
· попросите студентов подготовить собственные небольшие учебные ситуации
для обсуждения их на тьюториале _________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________;
· попросите их отыскать и принести на тьюториал интересные вырезки из
газет/журналов, имеющие отношение к темам следующего тьюториала.
Первый тьюториал (занятие-лекция)
Задание 8. Дайте Ваши обоснования необходимости постановки
целей занятия, вписав их в вышеприведенные пропуски текста.
При проведении первого тьюториала перед тьютором стоят следующие цели:
· установить контакт со студентами и студентов друг с другом __________;
· вселить в студентов уверенность __________________________________;
· поощрить взаимодействие студентов друг с другом и создать группы
взаимопомощи _________________________________________________;
· установить основные правила последующего взаимодействия _________;
· повысить мотивацию студентов к обучению ________________________;
· объяснить саму систему обучения _________________________________;
· сделать обзор курса _____________________________________________;
· предоставить дополнительную практическую информацию по своему
усмотрению ____________________________________________________;
· выявить потребности студентов и обозначить, каким образом они могут
быть удовлетворены в ходе дальнейшего обучения ___________________.
Программа первого тьюториала устанавливается исходя из вышеуказанных целей,
возможен, например, такой вариант:
· знакомство студентов друг с другом и с тьютором (см. ниже различные
варианты проведения знакомств в группе);
· введение в систему дистанционного обучения и в систему обучения с
использованием деятельностных методов;
· групповое упражнение (см. примеры вводных "разогревающих" упражнений);
· обзор курса и материалов курса с ответами на вопросы студентов;
· обсуждение домашней работы (контрольной или курсовой);
· обзор программы следующего тьюториала и ответы на общие вопросы
студентов.
Задание 9. Дайте примеры, подтверждающие целесообразность
особых методов обучения взрослых, вписав их в вышеприведенные (до задания 8)
пропуски текста.
2.3. Инструментарий управления (инструменты) по целям
Возможны следующие методы обучения взрослых:
· избегайте собственных продолжительных монологов (средний взрослый
человек может внимательно слушать примерно 20 минут подряд) ______
_______________________________________________________________;
· используйте соответствующие вспомогательные визуальные средства для
освещения основных моментов ___________________________________;
· используйте примеры из Вашего собственного опыта и опыта студентов
_______________________________________________________________;
· поощряйте комментарии студентов, вопросы и групповое взаимодействие
_________________________________________________;
· используйте аналогии и объясняйте что-либо несколькими способами
_______________________________________________________________;
· представляйте факты, статистику в интересной для студентов манере (
структурированный опыт, видеофильм, суммирование потребностей студентов
) _____________________________________________________;
· используйте задания и упражнения, дающие студентам возможность
получить обратную связь _________________________________________;
· подводите итоги и кратко повторяйте основные моменты при завершении
какого-либо блока тьюториала, выделяя таким образом окончание определенной
части тьюториала и давая студентам возможность настроиться на следующую
часть, связывая с удовлетворением образовательных потребностей обучаемых;
· используйте вопросы для вовлечения студентов в работу и для проверки
понимания ими обсуждаемых тем _________________________________;
· соотносите рассмотренные темы с опытом группы __________________;
· подводите итоги в конце тьюториала для того, чтобы помочь группе лучше
запомнить ключевые моменты.
Важно обеспечить учет особенностей групповой структуры (меняется по
целям, этапам), личностных особенностей тьютора (эмоциональность, опыт, полнота
знаний), стартового уровня знаний обучаемых, степени конфронтации тьютора и
участников (в том числе между обучаемыми). Необходимо выбирать глубину
вторжения в психику участников (тренинг, но не психотерапия!), предмет либо
метод (что важнее — результат или групповая динамика?), меру закрытости.
Большинство Ваших студентов — занятые люди, нередко испытывающие трудности с
выделением дополнительного времени на обучение, и поэтому Вы должны
организовать свои тьюториалы так, чтобы они воспринимались ими как ценный или
полезный опыт. Если мы хотим эффективно подойти к организации учебного
процесса, то нам следует начинать со взгляда на него с позиции студентов. Мы
не должны задаваться вопросом:
"Чему мы хотим научить студента?"
Вместо этого мы должны спрашивать:
"Чего бы мы хотели, чтоб студенты могли делать и/или понять
после тьюториала?", "Как это увязывается с потребностями и
целями студентов?"
Это изменение в акцентах означает, что людей следует учить только:
· тому, что им требуется узнать (учеба — как этап карьеры, жизни);
· тому, чего они еще не знают (преподаватель — агент изменений,
создающий атмосферу исследования);
· тому, чему они способны научиться (преподаватель управляет
индивидуальными различиями обучаемых в учебной группе).
Задание 10. Проведите ролевую игру "преподаватель — обучаемый".
"Преподаватель" из числа студентов пытается, ответив на указанные вопросы,
построить план занятия (вместе со всей учебной группой) и начать его.
«Провести» первый тьюториал Вам помогут также итоги заданий 8, 9.
В реализации методов необходимо учитывать факторы результативности и
эффективности. Под эффективностью занятия понимается конкретное представление
о том, чего бы Вы как тьютор хотели достичь в его ходе. Цели — это более
специфичные, измеримые пожелания, выраженные в терминах того, что студенты
должны будут уметь делать или делать лучше в результате работы на тьюториале.
Цели предполагают перечисление навыков, знаний и установок студентов, которые
предположительно должны изменяться после тьюториала. Например, цели могут
включать в себя (конкретизируйте задание 6):
· изменение определенных установок поведения в группе _______________
_______________________________________________________________;
· понимание концепций, суммирование потребностей обучаемых, уточнение
образовательных целей с учетом достижимости ____________
_______________________________________________________________;
· изучение процедур достижения понимания (деление группы, изменение
скорости образовательного процесса и т.п.) _________________________
_______________________________________________________________;
· отработку навыков и техники (в ходе самопрезентации, ролевых игр и т.п.).
Цели должны быть сформулированы как можно более конкретно и определенно,
поэтому следует избегать таких слов в оценках, как:
· знать содержание дисциплины (это оценивается как "удовлетворительно",
или 40 ... 54 балла);
· понимать (кроме усвоения и запоминания, даются примеры, что
оцениваются как "хорошо" или 55 ... 75 баллов);
· осознавать (уровень овладения материалами с практическим применением
теории, когда может быть поставлена оценка "отлично", или 76 ... 100 баллов);
Вместо этого лучше использовать оценки другого типа, которые легче определить:
· уметь анализировать, используя специальные техники, известные в теории
и практике изучаемой дисциплины;
· уметь сравнивать разные теории, варианты решения проблем;
· различать предложения авторов по данному направлению;
· уметь объяснять, обосновать практическое применение теории в разных
ситуациях управления, синтезировать теории.
Ограниченный и дискретный характер очных встреч со студентами в ходе обучения
по дистанционной системе приводит к необходимости тщательно продумывать
структуру тьюториалов, сочетая четкий план с определенной гибкостью. Для
этого используется методология системного анализа и управления (рис. 5).
Кроме формулировок проблем и целей занятия, она предполагает выбор способа
(процесса) его проведения, точное определение системных элементов, учет
ограничений.
Ряд таких ограничений, которые Вам следует принимать в расчет, приводится ниже:
· время (Какое время отводится на всю программу тьюториала? Каким
временем Вы располагаете для проведения того или иного упражнения/задания?)
___________________________________________;
· предыдущие знания (Что группа уже знает? Каковы различия обучаемых в
этом?) _______________________________________________________;
· учебный потенциал группы (Как быстро Вы можете продвигаться? К
обсуждению каких тем готова группа? Насколько Вы можете продвинуться в
обсуждении тех или иных тем? Какова мотивация?) ____;
· размер группы (Какие методы работы наиболее приемлемы? К какой степени
вовлечения участников Вы можете стремиться? Какова степень допустимой
конфронтации, вторжения в психику, неопределенности, открытости?)
___________________________________________________;
· предыдущий опыт тьюториалов (Был этот опыт негативным или позитивным?
В какой степени предыдущий опыт студентов оказывает влияние на их реакцию на
Вас? Есть ли обратная связь?) ______________;
· место проведения и учебные ресурсы (Насколько комфортно для студентов
место проведения тьюториала? Имеются ли необходимые для обучения ресурсы
(например бумага, фломастеры и т.д.)?) ____________.
Задание 11. Конкретизируйте вышеуказанные ограничения применительно к
данной учебной группе, ответив на вышеприведенные вопросы. Продолжив задание
10, оцените предполагаемые итоги занятия (фактические, если оно закончилось) в
контуре на рис. 5.
2.3.1. Вводные упражнения в группе
Значение вводных "разогревающих" упражнений состоит в обеспечении открытости
окружения образовательного процесса (рис. 4). На Вашем первом тьюториале или
вводном занятии Вам необходимо создать непринужденную обстановку, помочь
студентам познакомиться друг с другом и с Вами, а также выявить и обсудить
существующие у студентов возможные опасения, связанные с предстоящим
обучением. Если группа состоит из студентов, впервые проходящих обучение с
использованием деятельностных методов, то полезно кратко объяснить им
преимущества активного обучения по сравнению с пассивным, с тем, что они
могут извлечь максимальную пользу из своей работы по программе курса.
Для включения в последующую совместную работу группу надо "разогреть" с
помощью специальных упражнений/заданий, помогающих создать в группе
благоприятный для обучения климат и обеспечивающих введение в проблематику
конкретного курса. Они ориентированы на достижение следующих целей:
· растопить "лед" в группе;
· помочь студентам задуматься о своих установках, связанных с изучением
курса, и высказывать вслух любые существующие у них на этот счет
опасения/беспокойство;
· обеспечить возможность выявления различных проблем, связанных с
обучением, и рассмотреть возможные способы их разрешения;
· объяснить/обсудить роли тьютора и студентов в ходе обучения;
· дать первоначальные представления об учебных целях и методах курса в
терминах тьюториалов, письменных заданий, учебных пособий и аудио— и
видеосюжетов.
Использование "разогревающих" упражнений требует внимательного отношения к
их подбору и проведению. При этом следует придерживаться следующих "мер
предосторожности":
· использовать не просто интересные привлекательные упражнения, а только
те, которые напрямую соотносятся с учебными целями;
· не использовать упражнения, которые могут смутить людей; в ходе таких
упражнений никто не должен чувствовать себя "проигравшим" или не достигшим
успеха;
· не допускайте, чтоб "разогревающие" упражнения затягивались надолго;
как только поставленная в них задача выполнена, переходите к основной
программе занятия.
При проведении таких упражнений необходимо предварительно тем или иным
способом познакомить Ваших студентов друг с другом, а также организовать
учебное пространство таким образом, чтобы все участники могли видеть друг
друга (например, разместив их вокруг круглого стола или столов, составленных
буквой П). В процедуре знакомства можно использовать форму "Знакомимся друг с
другом", либо задание 6. Они могут быть проведены как самопрезентации
, так и как представление друг другу (после взаимоинформирования в парах
учебной группы).
Задание 12. Проблемы, связанные с возвращением к обучению (особенно
полезно, если в группе есть люди, долгое время нигде не обучавшиеся).
Знакомимся друг с другом
Меня зовут _______________________________________________________
В настоящее время я работаю ________________________________________
__________________________________________________________________
Мой опыт менеджера _______________________________________________
__________________________________________________________________
Я изучаю курсы "Менеджмент", "Эффективный менеджер" потому, что ____
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Одним из аспектов, которые я бы хотел улучшить в своей деятельности в
качестве менеджера, является ________________________________________
__________________________________________________________________
Какой наибольший эффект Вы ожидаете от этих курсов? ________________
__________________________________________________________________
Какие сомнения у Вас имеются в отношении этих курсов? _______________
__________________________________________________________________
На первом тьюториале я надеюсь ____________________________________
__________________________________________________________________
Что я хочу непосредственно сейчас выяснить по поводу курсов — это _____
__________________________________________________________________
Индивидуально:
Прочтите проверенный ниже перечень утверждений, связанных с обучением.
Отметьте те из них, которые применимы к Вам, а также коротко поясните любые
отличия Вашей ситуации от описанного в них. Вы можете соответствующим образом
переформулировать эти утверждения с тем, чтобы они в большей степени
соответствовали именно Вам.
В парах:
Сравните и обсудите с коллегой по группе Ваши сходства и отличия в ответах.
В четверках:
Обсудите Ваши ответы и на плакатах/на доске выпишите основные
проблемы/вопросы, выявленные в ходе обсуждения, а также любые практические
предложения/решения, которые были найдены в Вашей малой группе на этой
стадии.
В большой группе:
Будьте готовы поделиться Вашими идеями и способами разрешения проблем с
остальной частью группы.
Задание 13. Ответьте на вопросы теста "Мотивы и опасения предстоящего
обучения (да или нет, неуверен и т.п.):
1. Я не уверен, что смогу найти достаточно времени для учебы __________
2. Я заинтересован в знакомстве с новыми людьми _____________________
3. У меня имеются опасения по поводу того, как учеба скажется на остальной
моей жизни ___________________________________________
4. Я нахожу для себя сложным концентрироваться на чем-либо в течение
долгого времени ________________________________________________
5. Мне интересно испытать себя, вновь вернувшись к обучению__________
6. Я давно не писал никаких письменных заданий и опасаюсь, что не смогу
легко выражать свои мысли на бумаге ______________________________
7. Моя память сейчас не столь хороша, как была раньше ________________
8. Я беспокоюсь по поводу того, что изучение курса может оказаться
непростым делом и я не смогу справиться с ним _____________________
9. Мне нравится обсуждать проблемы/работать над проблемами с другими
людьми ________________________________________________________
10.Я беспокоюсь по поводу сдачи экзамена ____________________________
11.Мне будет непросто вновь засесть за учебу __________________________
12.Я не знаю точно как окружающие (друзья/семья/коллеги) отреагируют на мою
учебу ______________________________________________________
13.Я не слишком хорошо умею организовывать свое время ______________
14.Я опасаюсь, что усвоение больших объемов информации окажется для меня
непростым делом, и сожалею, что не умею читать быстрее ________
15.Мне интересно, есть ли в моей группе люди, которые в меньшей степени, чем
я, утратили навыки формального обучения ______________________
16.Я предполагаю, что дома меня будут отрывать от учебы, и еще не знаю, как
справиться с этой проблемой __________________________________
17.Я опасаюсь, что не смогу уложиться в предлагаемые сроки и завершить курс
___________________________________________________________
18.Я рад, что у меня есть место, где я могу спокойно уединиться для учебы_
19.Я не знаю точно, в какой степени открыто мне можно обсуждать мое обучение
с окружающими ________________________________________
20.Жесткие сроки дают мне прилив сил для того, чтоб засесть за работу ___
21.Я чувствую себя неуверенно, когда мне предстоит выступать перед
незнакомыми людьми ____________________________________________
22.Завершая какую—либо работу, я испытываю реальное чувство достижения
_____________________________________________________
23.Я испытываю некоторые опасения по поводу того, что обучение может
отказаться слишком академичным и оторванным от реальной жизни ____
24.Я несколько обеспокоен тем, как скажется на учебе моя большая загрузка на
работе _______________________________________________________
Я люблю и умею работать самостоятельно _________________________
Если преобладает число ответов "Да", Вам особенно серьезно следует "научиться
учиться". Изучайте чаще Часть 1 пособия.
Задание 14. Размышления о дисциплинах менеджмента. Индивидуально
задумайтесь о курсе, который Вы собираетесь изучать, и закончите следующие
предложения:
· Причинами, по которым я пришел на этот курс, были _________________
_______________________________________________________________
· Я ожидаю, что этот курс предоставит мне следующие навыки: _________
_______________________________________________________________
· Я ожидаю, что этот курс предоставит мне информацию о следующем: ___
_______________________________________________________________
· Я надеюсь, что смогу изучить следующие темы: ______________________
_______________________________________________________________
· Для того чтобы достичь вышеперечисленных результатов, я ожидаю, что
_______________________________________________________________
· Мои сомнения или опасения, связанные с этим курсом, заключаются в __
_______________________________________________________________
В парах поделитесь Вашими ответами с коллегой. Обсудите сходства и различия в
ответах и зафиксируйте их на плакате:
· важные мысли/вопросы, возникающие в результате Вашего обсуждения;
· любые другие комментарии;
· любые практические предложения/решения, которые возникли у Вас на этой
стадии.
В большой группе
· Будьте готовы поделиться Вашими мыслями с остальной частью группы.
Задание 15. Оцените применимость мнений Г. Сэлемена и Д.Батлера (1991
г.) по проблеме "Почему менеджеры не хотят учиться?" к Вашей ситуации:
| Да | Нет | -недостаточная практичность теорий | њ | њ | -нелучшая форма подачи материала (недостаточно короткие лекции, мало активных методов) | њ | њ | -несоответствие ценностей обучения организационной культуре, в которой находятся обучаемые менеджеры | њ | њ | -несоответствие способов учебы на рабочих местах формальному образованию | њ | њ | -влияние различий оценки персонала, престижа образованности в подразделениях организации | њ | њ | -боязнь новшеств, как источника возможных осложнений (новая методика - перераспределение ресурсов - ослабление положения какого-либо подразделения в организации) | њ | њ |
Задание 16. Ресурсы группы, надежды, цели, способы и средства,
проблемы и опасения
Работая в тройках, дополните задания 13,14:
· Опишете то, чем Вы занимаетесь на Вашей нынешней работе, и то, как Вы
к этому пришли ______________________________________________
_______________________________________________________________.
· Составьте перечень любых соответствующих личных ресурсов (знаний,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|