Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента
навыков, опыта), которые Вы можете привнести в работу группы и которыми Вы
готовы поделиться, для того чтобы помочь своим коллегам в изучении курса
________________________________________________
_______________________________________________________________.
· Выполнение каких задач привлекает Вас в Вашей работе менеджера? ___
_______________________________________________________________
· Что Вы находите для себя затруднительным? ________________________
_______________________________________________________________
· Чему Вы хотели бы научиться больше всего в ходе изучения курса, т.е.
каковы критерии успеха Вашего обучения? __________________________
_______________________________________________________________
· Насколько Вы готовы работать сообща с Вашими коллегами по группе? В
какой наиболее приемлемой для Вас форме может приходить эта совместная
работа? ______________________________________________
_______________________________________________________________
· Существуют ли у Вас на этой стадии какие-либо еще проблемы или
опасения? ______________________________________________________
_______________________________________________________________
· Зафиксируйте на плакатах (на доске) основные итоги обсуждения в Вашей
малой группе _____________________________________________
_______________________________________________________________.
В большой группе будьте готовы поделиться с Вашими коллегами результатами
обсуждения в Вашей малой группе _______________________
_________________________________________________________________.
Задание 17. Согласование целей обучаемых и тьютора (преподавателя).
Другие цели этого упражнения — помочь Вам понять учебные цели и методы курса,
взгляды Вашего тьютора, имеющие отношение к изучению курса, а также потребности
и опасения членов группы. Кроме того, оно способствует формированию
соответствующего учебного климата в группе.
В малой группе из четырех человек
· Выберите человека, который будет выступать от имени группы.
· Подготовьте ответы на следующие вопросы:
Чему бы Вам больше всего хотели научиться или на чем, Вы бы хотели, был
сделан основной акцент в ходе изучения курса?
________________________________________________
______________________________________________________
Каковы Ваши сомнения или опасения, связанные с изучением этого курса?
___________________________________________
______________________________________________________
· Подготовьте перечень вопросов, которые Вы бы хотели задать Вашему
тьютору. Вопросы могут касаться его подхода к обучению, того, как будут
проводиться тьюториалы, его ожиданий от студентов и т.д. ______
_______________________________________________________________
· Зафиксируйте Ваши вопросы на плакатах.
В большой группе выбранный Вами представитель группы должен быть готов
представить результаты работы Вашей "четверки" остальным участникам группы.
Заканчивая вводные упражнения, преподаватель (тьютор) должен каким-либо
образом и открыто зафиксировать цели, опасения и прочие предложения
обучаемых. Затем он сообщит, что в конце курса студенты вновь к ним вернуться
с тем, чтобы оценить, насколько они были достигнуты, оправдались. Это явится
показателем эффективности обучения и самообразования.
2.3.2. Определение потребностей в обучении и структуры группы
Для реализации принципа активного взаимообмена информацией используются
различные способы групповой работы, позволяющие немедленно, в самом
образовательном процессе применять теорию, знания, опыт членов группы и
преподавателя к решению поставленных преподавателем или группой задач.
Групповая структура может меняться в зависимости от целей или этапа
образовательного процесса: либо целью служит развитие группы, либо группа
является инструментом взаимодействия и поддержки и т.д. Преподаватель
выбирает методы самостоятельно.
Задание 18. "Накопленные имена", как метод быстрого знакомства.
Цель: в группе численностью не более 20 человек узнать и запомнить
имена участников, повысить уровень внимательности, настроить на
общение.
Время: около полминуты на каждого человека.
Метод: участники сидят в кругу (или как-нибудь еще). Первый человек
называет свое имя, следующий называет оба имени (свое и
предыдущего), третий называет три имени и т.д. (например: это
Дима; Это Сергей; я — Игорь и т.д.)
Комментарий: каждый участник должен внимательно слушать и запоминать имена
других, чтобы назвать их, когда придет его очередь. Если упражнение
проводится по описанному правилу, то оно позволяет участникам быстро
запомнить имена других людей и способствует созданию доброжелательной
обстановки в группе, но может возникнуть напряжение у участников групп,
сидящих ближе к концу, или у людей с не очень хорошей памятью или дефектами
слуха. Вообще, любому человеку довольно затруднительно запомнить слишком
много новых имен сразу. Этот отрицательный эффект можно свести к минимуму,
если предложить людям, сидящим ближе к концу, перечислять только 6 имен,
названных до них.
Задание 19. "Взаимные представления" как метод более глубокого знакомства.
Цель: Побудить каждого участника познакомиться поближе хотя бы с
одним человеком из группы, научить внимательно слушать собеседника,
представлять его коллективу (важное умение для менеджера).
Материалы: Часы или секундомер, форма «Знакомимся друг с другом» (для
желающих в задании 12).
Время: 7 минут + 2 минуты на каждого участника.
Метод: Участники разбиваются на пары. Желательно, чтоб в парах оказались
прежде незнакомые люди. Тьютор может выбрать в пару активных и менее активных
участников процесса обучения. Сначала один участник в паре представляет себя
самого другому в течении 3 минут. Затем они меняются ролями на следующие 3
минуты. В качестве содержания представления можно использовать форму
«Знакомимся друг с другом» или упражнение 7. Кто-нибудь из них должен
следить за временем или же время объявляет ведущий группы. Затем группа
собирается вместе и каждый участник пары представляет своего партнера группе
(2 минуты на каждого человека).
Комментарий: Это очень полезное упражнение, если в группе много незнакомых
людей, они «зажаты», сторонятся друг друга. Оно гарантирует, что каждый
человек узнает хотя бы одного участника группы более глубоко, чем это
возможно при простом представлении членов группы.
Задание 20. «Тройки» участников общения
Цель: Побудить каждого участника группы узнать поближе по крайней мере
2-х человек. Тьютор при этом оценивает участников на умения
активного общения.
Материалы: Часы или секундомер, форма «Знакомимся друг с другом».
Время: 15—20 минут.
Метод:
1. Участники разбиваются на группы по 3 человека.
2. Каждый из участников тройки рассказывает двум другим о себе то, что он сам
считает нужным, но рассказ должен занимать 3 минуты.
3. Затем каждый из тройки получает от двух других обратную связь; т.е. двое
других участников сообщают ему, что они поняли из его короткого рассказа о
себе или же задают ему уточняющие вопросы.
Такая процедура обратной связи проводится с каждым участником тройки.
Отводится по 2 минуты на каждого человека. Обычно на этом упражнение
заканчивается и тройки не делают сообщений перед всей группой. Поэтому в
дополнение к этому упражнению могут использоваться и другие, где знакомство
происходит в большой группе (например «накопленные имена»).
Комментарий: Весь процесс занимает 15 минут + время на объяснения упражнения.
Один человек в тройке должен взять на себя ответственность отслеживать время
и следить за тем, чтобы все участники побывали в роли говорящего и в роли
дающего обратную связь. Следует выдерживать в этом упражнении следующий
временной распорядок:
1 часть: "представление" "3"+"3"+"3"=9 мин.
Три периода по 3 минуты каждый, в течение каждых трех минут один участник
тройки представляет себя по двум другим.
2 часть: "обратная связь" "2"+"2"+"2"=6 мин.
Три периода по две минуты, когда каждый человек получает обратную связь от
двух других.
В этом упражнении скомбинировано несколько полезных компонентов
(прокомментируйте их):
1. умение внимательно слушать _____________________________________;
2. умение давать обратную связь и задавать уточняющие вопросы ________
_______________________________________________________________;
3. умение работать в паре с малознакомым человеком при обеспечении
обратной связи третьему участнику ________________________________.
Кроме того, это возможность узнать что-нибудь интересное о двух новых людях.
Но эти тройки не должны превращаться в группу для дискуссий.
Задание 21. Автобиография или самопрезентация члена группы
Цель: Узнать и запомнить информацию о других участниках группы и иметь
возможность обращаться к этой информации для уточнения во время
работы группы.
Материалы: Небольшой листок бумаги для каждого участника; ручки или
фломастеры; кнопки или липучка.
Время: 6 минут + 1 ... 2 минуты на каждого участника.
Метод:
1. Попросите участников группы в течение 5 минут написать на карточке о
себе все, что они считают нужным, за исключением собственного имени.
2. Соберите и перемешайте карточки.
3. Передайте стопку карточек одному из участников группы.
4. Он зачитывает первую карточку из стопки. Остальные участники должны
догадаться, кто автор этой карточки.
5. Когда автор будет найден, записывают на карточки его имя и прикрепляют
к стене.
6. Стопка оставшихся карточек переходит к следующему участнику и все
процедура повторяется и т.д.
Комментарий: Это упражнение хорошо работает в группе, где люди не очень
хорошо знают друг друга. Прикрепление карточек на стену дает возможность
уточнить и лучше запомнить информацию о других участниках группы.
Задание 22. События жизни участника группы
Цель: Дать участникам возможность узнать друг о друге больше простых
автобиографических сведений. Меру откровенности определяет сам
участник.
Время: 2 ... 3 минуты на каждого человека.
Метод: Каждый участник в течение 2 ... 3 минут рассказывает другим об
одном двух поворотных событиях в его профессиональной жизни. Это событие,
существенно повлиявшее на то, кем он является сегодня в
профессиональном плане.
Комментарий: Это упражнение может быть использовано в группе не более 8—10
человек, иначе оно требует слишком много времени. Лучше его использовать в
группе, где хотя бы некоторые участники уже знакомы друг с другом, или же
участникам группы предстоит видеться друг с другом в течение довольно
продолжительного периода времени.
Задание 23. Рисунки — характеристики личности
Цель: Дать людям возможность выразить себя и поделиться своими
результатами в группе; лучше познакомить участников; кроме того,
создать отличное украшение комнаты, где проходят занятия группы.
Тьютор при этом может составить предварительный психологический
"портрет" группы.
Материалы: Бумага для каждого участника; цветные карандаши или
фломастеры; кнопки или липучка.
Время: 10 минут + 1 ... 2 минуты на каждого участника.
Метод:
1. Попросите каждого участника нарисовать на карточке что-либо,
описывающее его самого. Отведите на это около 10 минут.
2. Каждый участник показывает свой рисунок группе и коротко его поясняет.
3. Участники пишут на карточках свои имена и прикрепляют карточки к стене.
Комментарий: Это упражнение хорошо подходит и в группе, участники
которой уже знакомы друг с другом (например, на выездной
школе в новом регионе). Карточки на стене помогут Вам
быстро вспомнить имена участников.
Задание 24. Объявление проблем и намерений членов группы
Цель: Создать возможности для постоянного представления интересной
информации и выражения идей. Дать возможность задавать вопросы,
комментировать и выражать свои мысли по поводу всего, что имеет
отношение к происходящему в группе.
Материалы: Листы бумаги (16*12 см или больше) для объявлений, цветные
фломастеры, карандаши, кнопки или липучка.
Время: от 5 до 30 минут.
Метод: Попросите каждого участника принести с собой или написать на листе
объявление, в котором содержится:
1. его имя и фамилия;
2. другая информация или идеи, которые он хотел бы написать;
Не следует писать о чем угодно, это упражнение требует информации, имеющей
отношение к происходящему на занятиях.
Примерами таких объявлений могут быть:
1. Причины побудившие Вас прийти учиться на этот курс._______________
2. Любые идеи, замечания и пожелания, связанные с предметом обсуждения в
группе или программой обучения.________________________________
3. Свои профессиональные потребности или проблемы, которые могут помочь
решить другие участники группы.___________________________
4. Свои предложения другим участникам группы о сотрудничестве и взаимных
услугах._______________________________________________
Комментарии: Это очень гибкое упражнение. Результат его варьируется в
зависимости от информации, которую Вы просите предоставить членов группы.
Так, например:
В случае 1: Вы получаете возможность оценить ожидание групп по поводу
процесса обучения. __________________________________________
В случае 2: Вы получите обратную связь от группы по ведению занятий или же
интересные идеи и предложения. _______________________
В случае 3 и 4: Вы предоставляете участникам возможность сотрудничества за
пределами работы в группе.__________________________
Задание 25. Стенгазета группы
Цель: Обеспечить постоянную возможность анонимно выражать
свои мысли и эмоции. Иметь "термометр" чувств в Вашей группе. Дать
возможность анонимно общаться с другими участниками, если возникает такое
желание.
Материалы: Большой лист бумаги (плакат или ватман), прикрепленный к
стене, фломастеры, ручки, карандаши.
Время: 1 ... 2 минуты, чтобы объяснить участникам группы.
Метод: Лист бумаги прикрепляется в месте, где проходят занятия групп.
Всем членам группы ясно объясняется, что они могут писать или рисовать на
этом листе все, что они захотят в любое время.
Комментарий: Хорошее средство, чтобы "выпустить пар" и выразить чувства и
идеи. Это хорошая помощь ведущему группы для оценки происходящего в группе, в
силу анонимности участников.
Но бывают случаи, когда упражнения не достигают своей цели: например,
участником группы, где использовалась стенгазета был профессиональный
карикатурист. Его забавные и язвительные карикатуры были столь хороши, что
другие участники группы боялись нарисовать или написать что-нибудь еще рядом
с его блестящими рисунками. В этом случае стенгазета стала просто выставкой
одного человека.
Задание 26. Ожидания участников обучения
Цель: Помочь участникам обучения выразить их ожидания, опасения и
предложения относительно предстоящей работы, сделать их предметом обсуждения
с коллегами и тьютором. По сути это объединение заданий 7 и 8.
Материалы: Листы бумаги (16*12 см или больше), цветные фломастеры,
карандаши, кнопки или липучка.
Время: от 20 до 40 минут.
Метод: Разделите участников на группы по 5 ... 10 человек. Выдайте каждой
группе по три листа бумаги. Предложите группам обсудить:
· ожидания (что бы они хотели получить от предстоящего события)
· опасения (чего не хотели бы получить)
· предложения (идеи и ресурсы, которые предлагаются участникам)
Результаты работы группы должны быть зафиксированы на бумаге (каждая тема на
своем листе). Предложите представителям от каждой группы представить всем
участникам результаты работы. Обсудите, ответьте на вопросы участников.
Комментарии: Это упражнение может быть использовано на первом тьюториале или
на заключительных занятиях. Вы можете извлечь ценную информацию о том, с чем
пришли участники группы на занятия к зачету или экзамену. Это упражнение
целесообразно провести сразу после знакомства участников.
2.3.3. Процесс функционирования и изменений группы
Большинство упражнений, приведенных в этом разделе, могут быть полезны для
изучения различных аспектов групповой работы — принятие решений, формирование
групповой культуры, стадии жизни группы, групповые роли и структура
. В зависимости от Ваших потребностей Вы можете изменить процедуры упражнений,
определить свои задачи для наблюдателей, темы для обратной связи (рефлексии).
Задание 27. "Аквариум" — техника внешнего наблюдения
Цель: Дать возможность наблюдать в группе от 10 до 24 человек процессы,
происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.
Время: Не меньше 30 минут. В итого выясняются созидательные и
разрушительные поведенческие характеристики участников групп.
Метод: Участники разбиваются на две равные группы (группа А и группа В)
1. Группа А садится в центре, образуя внутренний круг. Перед членами
группы А поставлена задача, которую они должны обсудить и решить в группе при
условии ограниченного времени. Задачи выбираются из тем дисциплины либо
ставятся обучаемыми.
2. Группа В образует внешний круг вокруг группы А и наблюдает за ходом
дискуссии в первой группе. Члены внутренней группы А не знают инструкций,
которые даются группе В.
3. Инструкции, даваемые группе В могут быть различными в зависимости о
ситуации.
Например, они могут быть следующими:
а) отслеживать роли, сложившиеся в группе А во время дискуссии
(инициаторы, информаторы, разъяснители, контролеры, подводящие итоги и т.п.);
б) отслеживать стадии, которые проходит группа в своей динамике;
в) отслеживать механизм принятия решения и т.д.;
г) инструкции
могут быть одинаковыми для всех членов группы В, или же разными.
Например: 1 — каждый член группы В наблюдает поведение конкретного участника
А; 2 — часть группы В наблюдает групповые роли, а часть — стадии группового
процесса.
4. После завершения дискуссии происходит оценка работы группы А:
· сначала члены группы В оценивают результаты работы группы А в
соответствии с заданными инструкциями _________________________
· затем члены группы А дают свою оценку работы их группы_________
· если же каждый участник группы В получил задание наблюдать за
поведением конкретного человека группы А, то они объединяются в пару и
обсуждают результаты наблюдения вдвоем__________________
5. Если остается время, то
после завершения упражнения группы могут поменяться местами.
Комментарии: Техника внешнего наблюдения — это основная техника для изучения
работы группы. Она дает очень полезную возможность сравнения объективных
наблюдений участников дискуссии с мнением внешних наблюдателей. Если задача
на дискуссии поставлена так, что группа вовлекается в нее, то члены
внутренней группы обычно быстро перестают обращать внимание на внешнее
наблюдение. Оптимальное время на саму дискуссию — 10 минут, так как режим
ограниченного времени очень существенен в таком упражнении.
Задание 28. «Путешествие на воздушном шаре»
Цель: Та же, что и в упражнении «Аквариум».
Время: около 30 минут.
Метод: Это модификация упражнения «Аквариум»:
1. Каждый член внутреннего круга А выбирает себе профессию из общего
списка: учитель, военнослужащий, инженер, врач и т.д.
2. Всем участникам группы А предлагается представить, что они оказались на
воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того
момента, когда он упадет в море.
Конфликт: Чтобы этого не произошло, кто-то должен выпрыгнуть из
корзины.
3. Группа А должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины,
исходя из критерия наименьшей полезности, если шар приземлится на необитаемом
острове.
4. Задача группы В — наблюдать за ходом дискуссии.
Инструкции по наблюдению и оценке см. упражнение «Аквариум».
Комментарии: Это упражнение более игровое и захватывающее, чем
«Аквариум». Оно легко может быть использовано для групп с более молодыми
участниками, или в открытой, легкой на подъем группе.
Задача 29. Ситуация «Потерпевшие кораблекрушение»
(интуитивно—практический подход) к анализу case-study.
Цель: Изучить процесс принятия решений в группе (что проявляется более?:
победить любой ценой; устраниться от решения; главное — общение;
сотрудничество; компромисс).
Время: около 1 часа.
Методические этапы (соответствуют частично столбцам табл. 2):
1. Раздайте список предметов каждому участнику (табл. 2).
2. Попросите каждого из них в течение 5 ... 10 минут проранжировать
указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру
1 у самого важного для Вас предмета, цифру 2 — у второго по значению и т.д.).
На этом этапе упражнения дискуссии между участниками запрещены.
3. Разбейте участников на группы примерно по 6 человек. Одного человека из
каждой группы попросите в большей степени быть наблюдателем, чем участником
группы (или же Вы можете назначить внешних наблюдателей).
4. Раздайте каждой группе один лист со списком предметов. Затем в течении
20 минут члены группы должны составить общее для группы ранжирование
предметов по степени их важности (так же как они это делали по отдельности).
5. Теперь оцените результаты дискуссии в каждой группе:
а) спросите сначала мнение наблюдателей о ходе дискуссии и о том,
как принималось групповое решение ___________________________
___________________________________________________________;
б) затем спросите мнение участников группы____________________
___________________________________________________________;
в) зачитайте «правильный» список ответов, предложенный
экспертами NASA (организации США по спасению при авариях);
Предложите сравнить «правильный» ответ и результат группы: для каждого
предмета списка вычислите разность между номером, который присвоила ему
группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные
значения этих разностей для всех предметов. Если сумма больше 30, то группа
«утонула».
г) сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли
результат группового решения более правильным по сравнению с решениями
отдельных людей?
Если для этого есть достаточное количество людей, то можно разбиваться на
группы, различные по размеру и структуре. Например, можно образовать группу с
ярко выраженным авторитарным лидером и группу с лидером, прислушивающимся к
мнению других участников группы. Если Вам удастся создать две такие различные
группы, то Вы можете: (1) сравнить их результаты между собой; (2) учитывая
мнение наблюдателей и участников группы обсудить, как влияет стиль лидерства
на процесс принятия групповых решений.
Комментарий: это упражнение дает возможность количественно оценить
эффективность группового решения. В большинстве случаев результаты группового
решения лучше, чем результаты решения отдельных людей. Но следует помнить,
что полученная оценка эффективности работы группы достаточно условна,
поскольку упражнение позволяет оценить эффективность работы группы при
решении жестко заданной задачи и при условии, что ответ экспертов NASA —
единственно правильный. При принятии управленческих решений достаточно редко
встречаются ситуации, когда рамки поставленной задачи не могут быть
раздвинуты, не говоря уже о том, что в менеджменте нет единственно правильных
решений.
Описание ситуации
Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая
часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение
неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно Вы
находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли.
Ниже (табл. 2) дан список 15 предметов, которые остались целыми и не
поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам Вы располагаете
прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать Вас,
экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей
составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых
банкнот.
Таблица 2
Этапы | Разность по модулю номеров и приоритеты | 2 | 4 | 5 | 2-5в | Предметы | 4-5в | | | | | 1. Секстант | | | | | | 2. Зеркало для бритья | | | | | | 3. Канистра с 25 литрами воды | | | | | | 4. Противомоскитная сетка | | | | | | 5. Одна коробка с армейским рационом | | | | | | 6. Карты Тихого океана | | | | | | 7. Надувная плавательная подушка | | | | | | 8. Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси | | | | | | 9. Маленький транзисторный приемник | | | | | | 10. Репеллент, отпугивающий акул | | | | | | 11. 2 квадратных метра непрозрачной пленки | | | | | | 12. 1 литр Пуэрто-риканского рома крепостью 80% | | | | | | 13. 450 метров нейлонового каната | | | | | | 14. Две коробки шоколада | | | | | | 15. Рыболовная снасть | | Итого | ? | Критерий | ? |
Ответы экспертов NASA для ситуации
«Потерпевшие кораблекрушение»
Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему
кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения
внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные
средства имеют сравнительно небольшое значение: даже если маленький
спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти
достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно,
самым важным являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти
предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским
спасателям. Вторым по значению являются такие вещи, как канистра с водой и
коробка с армейским рационом.
Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно, не
перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее
указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.
1. Зеркало для бритья
Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
2. Канистра нефтегазовой смеси
Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотой и спичкой и будет плыть
по воде, привлекая внимание.
3. Канистра с водой
Необходима для утоления жажды.
4. Коробка с армейским рационом
Обеспечивает основную пищу.
5. Непрозрачная пленка
Используется доля сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
6. Коробки шоколада
Резервный запас пищи.
7. Рыболовная снасть
Оценивается ниже, чем шоколад, потому, что в данной ситуации «синица в руке
лучше журавля в небе». Нет уверенности, что Вы поймаете рыбу.
8. Нейлоновый канат
Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.
9. Плавательная подушка
Спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.
10. Репеллент, отпугивающий акул
Назначение очевидно.
11. Ром крепостью 80%
Содержит 80% алкоголя — достаточно для использования в качестве антисептика
при любых травмах; в других случаях имеет малую ценность, поскольку
употребление может вызвать обезвоживание.
12. Радиоприемник
Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
13. Карты Тихого океана
Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для Вас важнее знать,
не где Вы находитесь, а где спасатели.
14. Противомоскитная сетка
В тихом океане нет москитов.
15. Секстант
Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с
предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без
средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому
же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а
человек может прожить этот период без пищи и воды.
2.4. Деятельностные методы работы в группе
2.4.1. Начало проработки стандартных проблем
Задание 30. Снежный ком (или пирамида).
Это техника, поощряющая всех членов группы принимать активное участие в
работе и вносить в нее свой вклад. Участникам предлагается поработать над
какой-либо темой или задачей, проходя последовательно четыре стадии:
Стадия 1: Индивидуальная работа. Участникам предлагается отвести
некоторое время на индивидуальное продумывание и фиксирование вопросов/проблем,
которые они хотели бы рассмотреть в связи с предложенной темой
______________________________________________.
Стадия 2: В парах. Участники делятся друг с другом своими индивидуальными
наработками, сделанными на предыдущей стадии.
Стадия 3: В четверках. Участники обмениваются своими наработками,
сделанными на предыдущих стадиях, и формируют единый групповой список.
Стадия 4: В большой группе. Каждая четверка представляет результаты своей
работы.
Эта техника может
быть использована для работы с самыми разнообразными темами и задачами. К ее
достоинствам можно отнести гибкость, так как при необходимости некоторые стадии
могут быть опущены, например, можно опустить индивидуальную стадию и работу в
четверках и перейти от пар сразу к большой группе. Если же используется полный
вариант этой техники, то имеет смысл каждой из четверок дать особое задание
(например, конкретный аспект обсуждаемой темы), а не просто требовать от всех
групп одного и того же ответа. И конечно же, в случае использования полного
варианта техники желательно предлагать для рассмотрения более сложную и
многогранную задачу/вопрос, чем в случае редуцированного варианта.
К первой стадии — индивидуальной работе — следует подходить с осторожностью.
Во многих случаях, действительно имеет смысл предоставить участникам
возможность индивидуальных размышлений перед обменом мнениями с коллегами.
Однако если задача имеет «правильный» ответ, то предпочтительней начинать
сразу с работы в парах. Это означает, что те студенты, которые не сумели
решить задачу или получили «неправильный» ответ, не будут «выставлены на
показ» перед своими коллегами.
Обсуждение в парах также хороший способ вовлечения всех участников в активную
работу, поскольку большинство людей достаточно свободно беседует с одним
человеком, хотя и может чувствовать себя несколько стесненно при обмене
мнениями в большой группе. При обсуждении в большой группе полезно предложить
каждой подгруппе по очереди назвать по одному пункту из своего списка, до тех
пор, пока все пункты не будут исчерпаны. В качестве альтернативы устному
представлению итогов работы подгруппы могут изложить свои идеи на плакатах и
продемонстрировать их всей группе.
Задание 31. «Жужжащие» группы
Эта техника заключается в разбиении большой группы на несколько малых для
работы над определенными проблемами или вопросами. Обсуждение в этих малых
группах создают в аудитории звук, напоминающий жужжание роя пчел, отсюда и
название этой техники. Когда шум прекратится, Вы можете считать, что группы
готовы обсуждать результаты своей работы. При использовании этой техники
обычно предполагаются следующие шаги:
1. Решите, на сколько малых групп Вы собираетесь разбить Вашу основную
группу.
2. Решите, какую проблему/вопрос будет рассматривать каждая группа и как
долго она будет этим заниматься _______________________________
_______________________________________________________________.
3. Разбейте участников на группы и распределите между ними проблемы,
которыми они будут заниматься___________________________________
_______________________________________________________________.
4. Четко объясните, сколько времени отводится на работу каждой группе и
какие именно результаты своей работы и в какой форме каждая группа должна
сообщить остальным.
5. С наступлением оговоренного времени происходит представление
результатов работы всех малых групп.
Эта техника особенно полезна в тех случаях, когда Вы хотите вовлечь Ваших
студентов в активную работу. Ее применение может быть особенно актуально на
ранних стадиях изучения курса, когда Ваши студенты могут быть еще не готовы к
открытому выражению себя перед большой группой. «Жужжащие» группы позволяют
участникам поделиться своими мыслями и идеями с узким кругом коллег, которые
могут поддержать и тем самым придать их мнению больший вес, что
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|