Рефераты
 

Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента

представляется более безопасным, чем индивидуальное выступление перед всей

группой. Результаты работы представляются от лица всей малой группы, но

отдельные ее члены имеют возможность, если пожелают, дополнить или высказать

свое особое мнение.

Эта техника также помогает студентам лучше запомнить обсуждаемое на

тьюториале. Известно, что идеи, возникающие в ходе обсуждения и обмена

мнениями в небольшой группе, как правило запоминаются лучше, чем просто

воспринятые в режиме пассивного слушания.

Техника «жужжащих» групп лучше всего работает, когда:

· предлагаемые к обсуждению или рассмотрению темы/задачи достаточно

просты, например, перечислить достоинства/недостатки чего-либо, перечислить

основные методы и т.д.;

· на групповые обсуждения отводится немного времени, скажем, от десяти

до пятнадцати минут (это время стоит увеличить, если группе предлагается

предварительно ознакомиться с какими-либо материалами);

· группы просят в письменном виде зафиксировать результаты своей работы

на плакатах для представления их в большой группе.;

· отводится время для особых мнений участников и обсуждения тех

моментов, которые не были в нужной мере затронуты в ходе работы групп;

· вы сами подготовили свой собственный вариант или перечень ответов и

можете добавить то, что было упущено группами.

2.4.2. Дискуссия как групповое творчество

Задание 24. Мозговой штурм сложной проблемы инновационного типа

Мозговой штурм разработан для повышения вовлеченности членов группы в ее

работу и более эффективного использования их творческого потенциала. Мозговой

штурм поощряет людей предлагать новые и необычные идеи благодаря запрету на

любую критику на стадии генерации идей, когда основной акцент делается скорее

на количество идей, чем на их качество. После стадии первоначальной генерации

предложенные участниками идеи могут быть сгруппированы, оценены, отложены для

дальнейшего их изучения или отобраны как возможные решения рассматриваемой

проблемы.

Мозговой штурм обычно используется для того, чтобы:

· выявить различные альтернативы, перед тем как принимать решение,

· рассмотреть различные аспекты проблемы, перед тем как попытаться

решить ее,

· активизировать групповую дискуссию.

Когда Вы собираетесь в ходе тьюториала использовать технику мозгового штурма,

важно ответить на вопрос, почему именно эта техника может быть для Вас

полезна и что Вы собираетесь затем делать со всеми предложенными на стадии

генерации идеями. Сам по себе мозговой штурм имеет ограниченную ценность в

том случае, если за ним не следует задание или задача, где наработанные

студентами идеи находят свое приложение. Более того, следует учитывать, что в

ходе рассмотрения этого задания/задачи будут отобраны только несколько идей,

как наиболее уместные, а остальные будут отброшены. Это может привести к

тому, что студенты сочтут, что их вклад в работу группы был бесполезным.

Как проводить мозговой штурм?

· Убедитесь в том, что все участники точно поняли проблему или тему

обсуждения. Напишите ее на доске или на плакат так, чтобы все могли ее видеть

_________________________________________________________

_______________________________________________________________.

· Предложите участникам высказывать любые идеи, которые им только

приходят в голову _______________________________________________

_______________________________________________________________.

· Постарайтесь обеспечить, чтобы каждый имел возможность принять участие

в процессе. Но не ставьте участников в затруднительное положение, обращаясь

непосредственно к ним лично с предложением высказаться.

· Не допускайте обсуждения, критики или оценки идей. Помните, что Ваша

основная цель на этой стадии — собрать как можно больше идей, а обсуждение и

оценка идей могут помешать этому ____________________

_______________________________________________________________.

· В самом начале огласите правила проведения мозгового штурма. Гораздо

легче предотвратить обсуждение и оценку идей, если группе заранее известно о

том, что это недопустимо. Апеллируя к оглашенным заранее правилам, Вы сможете

сделать студентам замечание, не задевая при этом их лично.

· Настоятельно побуждайте студентов к тому, чтобы были высказано

максимально возможное количество идей __________________________

_______________________________________________________________.

· Поощряйте и не слишком привлекательные на первый взгляд идеи, в

дальнейшим они могут привести к новым практическим решениям _____

_______________________________________________________________.

· Поощряйте группу высказывать самые разнообразные идеи ___________

_______________________________________________________________.

· Фиксируйте идеи в том виде, в каком они предлагаются, используя слова

и выражения, максимально близкие к высказываемым авторами. Их значение, если

понадобится может быть уточнено позднее ___________

_______________________________________________________________.

· Фиксируйте все идеи, даже те, которые кажутся не особенно пригодными.

Отказ от них на этой стадии может быть преждевременным и обидеть их авторов,

которые не захотят более вносить свой вклад в работу группы

__________________________________________________

_______________________________________________________________.

· Если процесс иссякнет, отведите время на просмотр предложенных идей.

Вы можете пройтись по всему списку, проверяя, не было ли что-нибудь

пропущено. Такой повторный просмотр обычно способствует предложению

дополнительных идей.

· Если пожелаете, то и сами предлагайте идеи, однако избегайте

монополизации этого процесса.

Проведите "штурм" по реальной либо учебной проблеме.

После проведения мозгового штурма

· Проведите сортировку перечисленных идей — попросите группу составить

их них более короткий список ___________________________

_______________________________________________________________.

· Поощряйте выявление схожих идей и их объединение в группы. Отметьте те

идеи, которые в наибольшей степени соответствует объявленной в начале

обсуждения теме/проблеме ____________________

_______________________________________________________________.

· Поощряйте обсуждение основных идей и/или возможных решений проблемы

______________________________________________________

_______________________________________________________________.

· Поощряйте создание из идей, которые не могут быть использованы

непосредственно для Вашей проблемы/темы, определенного «банка идей», к

которому можно будет обращаться в дальнейшем ____________

_______________________________________________________________.

Задание 33. Использование вопросников, анкет и листов для самооценки.

Анкеты, вопросники и листы для самооценки могут использоваться в качестве

отправной точки группового обсуждения и способствовать его структурированию.

Можно провести «анонимное анкетирование» на тему «качество занятий».

В случае использования этих инструментов рекомендуется:

· раздать их студентам заранее, до тьюториала, чтоб они имели

возможность их заполнить;

· объяснить, что эти инструменты не являются тестами, т.е. никого не

собираются по ним оценивать, и что основная цель их использования —

стимулирование индивидуальных тем размышлений над определенной

темой/проблемой, которую предлагается обсудить в группе;

·

Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента

дать участникам возможность сравнить и обсудить свои индивидуальные

результаты в малых группах (например, из трех человек);

· При обсуждении в большой группе рассмотреть результаты, полученные в

малых группах, выделить ключевые моменты обсуждаемой проблемы/темы и

остановиться на уроках, которые можно извлечь из этого упражнения.

Задание 34. Групповая дискуссия

Дискуссия — это, вероятно, один из наиболее часто используемых методов групповой

работы. Многие темы, проблемы, вопросы и утверждения сами по себе могут

привести к возникновению дискуссии в группе. Дискуссии по стилю их

проведения могут быть как свободными, так и четко структурированными и

контролируемыми. Несмотря на то, что при проведении тьюториалов порой имеет

смысл относительно свободное обсуждение какой-либо темы, тем не менее,

большинство дискуссий в рамках тьюториала должны преследовать явно учебные

цели. При этом очень важно соблюдать баланс между определенной гибкостью,

позволяющий обмениваться творческими идеями и структурой обсуждения, которая

дает возможность прийти к каким-то выводам и заключениям. Тьютор, по меньшей

мере, должен открывать дискуссию, подводить итоги всему сказанному в ее ходе и

демонстрировать участникам основные уроки, которые можно из нее вынести.

Дискуссии редко проводятся в больших группах, особенно в тех случаях, когда

участники плохо знакомы друг с другом, и создание необходимой для

плодотворной дискуссии доверительной атмосферы затруднительно. Разбиение

большой группы на подгруппы поможет студентам принимать более активное

участие в групповой дискуссии.

Хорошо продуманная и умело проведенная дискуссия дает следующие результаты:

· развивает группу как «учебную единицу»,

· поощряет студентов делиться своими идеями, мыслями, опытом,

· помогает студентам использовать учебный материал для личного развития,

· способствует эффективному обучению без доминирования тьютора,

· помогает Вам оценить знания/понимание Вашими студентами конкретных тем

курса,

· развивает навыки общения,

· помогает воплощать идеи в действия,

· основывается на обсуждении конкретной темы, имеющей непосредственное

отношение к программе тьюторала и материалам курса.

Основные правила проведения дискуссий

Яконелли и Коэнигсайкер (1987) сформулировали пять основных правил для

проведения групповых дискуссий:

1. Все, что сказано в этой комнате, остается в этой комнате.

Конфиденциальность очень важна для плодотворной дискуссии. Это правило может

быть нарушено лишь в тех случаях, когда кто-то из участников планирует

нанесение вреда самому себе или другому человеку.

2. Никаких личных нападок. Сарказм или недоброжелательные

высказывания в чей-либо адрес не должны иметь место в ходе дискуссии. Если

кто-то не согласен с высказываниями другого, то он или она могут высказать свое

мнение по этому поводу, но не по поводу самого человека. В ходе дискуссии

допустимо «нападать» на идеи, но не на высказывающих эти идеи людей.

3. Не существует такой вещи как глупый вопрос. Вопросы — это самый

лучший способ обучения.

4. Никого не принуждают говорить. Любой участник может хранить

молчание по любому вопросу. Однако имеет смысл обратить внимание на людей,

которые никогда не высказываются. Возможно, им нужна Ваша помощь.

5. В каждый момент времени говорит только один человек. Мнение

каждого человека ценно и заслуживает того, чтобы быть услышанным. Выслушивание

коллег — это выражение уважения.

Поддержание дискуссии

Выступая в ходе групповой дискуссии в роли фасилитатора (помощника), Вы

можете поддерживать дискуссию и направлять ее ход, задавая проясняющие

вопросы, помогая участникам урегулировать разногласия, поощряя более глубокое

рассмотрение проблем и вовлекая всех в групповой процесс.

Примерами проясняющих вопросов могут быть (дополните вопросы):

«Не могли бы Вы привести пример по этому поводу/на эту тему ...?» _____

__________________________________________________________________

«Что Вы понимает под ...?» ________________________________________

«Почему Вы убеждены в том, что ...?» _______________________________

«Не могли бы Вы изложить это более подробно?» _____________________

«Какие у Вас есть основания для таких выводов/заключений?» ___________

«Не могли бы Вы пояснить нам только что сказанное Вами?» ___________

«Не могли бы Вы несколько развить эту идею?» _______________________

Примерами вопросов/утверждений, помогающих урегулировать разногласия, могут

быть:

«Действительно ли мы правильно расслышали то, что Вы пытаетесь нам сказать,

Андрей?»

«Я и не предполагал, что все будут столь решительно настроены по этому

поводу. Давайте сделаем перерыв на Х минут, а затем вновь вернемся к этому

вопросу».

«Похоже, нам необходимо более глубоко разобраться в этом вопросе. Давайте

сейчас перейдем к следующему, а затем вновь вернемся к этому.».

Все время поддерживайте именно групповое обсуждение и избегайте диалогов

между Вами и группой или между отдельными членами группы. Для того, чтобы

изменить направление дискуссии, Вы можете использовать ходы типа:

«Лиза, а что Вы думаете по поводу только что сказанного Сергеем?»

«Я хотел бы привлечь Игоря к нашему обсуждению. Что Вы думаете по поводу ...,

Игорь?»

«Давайте послушаем, что думает Александр?»

«Николай, я очень рад, что Вы так много думали над этой проблемой. Интересно,

хочет ли кто-нибудь еще что-нибудь добавить?»

Если группа отклонилась в сторону от темы, Вы можете сказать что-нибудь вроде:

«Это очень интересная дискуссия, но похоже, что мы несколько отклонились в

сторону от нашей темы. Давайте вновь вернемся к вопросу/теме, с которой мы

начали.»

И вновь повторите вопрос/тему дискуссии.

Обучение с помощью дискуссии

Предложенная здесь техника (хотя и кажется тривиальной) доказала свою

эффективность в помощи группе и отдельным студентам по освоению материалов

курса. Она может быть модифицирована с тем, чтобы лучше отвечать потребностям

Вашей группы.

Группа должна заранее договориться об определенной подготовке к тьюториалу,

которая может просто заключаться в чтении какой-то части материалов курса или

в прослушивании/просмотре конкретного аудио/видео сюжета. Это может быть

целенаправленное изучение материала какой-то статьи и т.д.

Для успешного использования этой техники важно, чтобы группа принимала «

критерии хорошей группы» и была готова оценивать свою работу на их основе.

Предполагается, что «хорошая группа» — это группа, каждый член которой

готов:

· при различных обстоятельствах выступать инициатором дискуссий,

· сам предоставлять информацию и запрашивать ее от коллег,

· предоставлять обратную связь коллегам и сам запрашивать о ней,

· предлагать темы для обсуждения и приводить примеры,

· внимательно выслушивать мнения коллег, прояснять их и открыто не

соглашаться с ними, аргументируя свою точку зрения,

· синтезировать информацию и подводить итоги группового обсуждения.

В ходе этого упражнения группе предлагается придерживаться намеченного плана,

и никто из членов группы не должен стремиться к доминированию в обсуждении.

Упражнение: «Обучение с помощью дискуссии»

Упражнение предполагает определенную предварительную подготовку студентов к

участию в структурированной групповой дискуссии.

Процесс: Структурированная дискуссия по заранее выбранному материалу курса,

проблеме поставленной обучаемыми ___________________________

_________________________________________________________________.

Подготовка студентов: Тщательно изучите материал (проблему)

1. Выпишите трудные для Вас понятия/термины и постарайтесь дать им

определение своими словами _____________________________________

_______________________________________________________________.

2. Кратко сформулируйте основные мысли авторов статьи/раздела/сюжета,

представивших проблему ________________________________________

_______________________________________________________________.

3. Перечислите основные темы/проблемы материала и отметьте те из них,

которые по Вашему мнению, требуют дополнительного обсуждения

_______________________________________________________________.

4. Кратко зафиксируйте суть каждой темы/проблемы и сформулируйте

связанные с ней вопросы _________________________________________

_______________________________________________________________.

5. Сформулируйте, как этот материал соотносится с другими материалами

курса и Вашим практическим опытом ______________________________

_______________________________________________________________.

План групповой дискуссии:

1. Обсудите и определите ключевые термины и понятия ________________

_________________________________________________________________.

2. Сформулируйте общее представление об основных мыслях автора материала

______________________________________________________

_______________________________________________________________.

3. Выявите и обсудите основные темы/проблемы ______________________

_______________________________________________________________.

4. Обсудите, как этот материал соотносится с другими материалами курса и

практическим опытом группы ____________________________________

_______________________________________________________________.

5. Обсудите возможное применение и использование этого материала, например,

для решения каких-то практических проблем или проведения другого группового

упражнения.

6. Оцените представление обсуждаемого материала его авторами ________

_______________________________________________________________.

7. Оцените работу отдельных студентов и группы в целом ______________

_______________________________________________________________.

2.4.3. Обсуждение опыта применения теории в аудио/видеосюжетах

Задача 35. Структурированная дискуссия по видео/аудиосюжетам.

Видео- и аудиоматериалы являются неотъемлемой частью процесса обучения.

Видео- и аудиосюжеты, также как и печатные материалы, могут быть использованы

в качестве основы для групповой дискуссии,(см., например упражнение «обучение

с помощью дискуссии»). При этом студентам нужно пояснить важность активной и

целенаправленной работы с видео— и аудиоматериалами в отличие от привычного

для большинства людей пассивного просмотра или прослушивания. В этой связи

часто имеет смысл просмотр/прослушивание сюжетов соответствующими порциями с

перерывом на дискуссии, а не «заглатывание» всего материала целиком (конечно

же, если сюжет небольшой, то такое разбиение может быть лишено смысла).

Введение в работу с аудио/видеосюжетами.

Предлагая группе просмотр/прослушивание и обсуждение видео/аудиосюжетов, Вы

должны:

· сделать соответствующее введение, особо остановившись на взаимосвязи

сюжета с остальной программой и проблемами, поднимаемыми группой;

· порекомендовать студентам внимательно отслеживать как общий контекст

сюжета, так и детали, особенно, если материал каким-то образом связан с их

собственным практическим опытом;

· обратить внимание на те моменты, которые могут оказаться для группы

новыми, неясными или заслуживающими обсуждения;

· предотвратить возможную негативную реакцию, пояснив студентам, что от

них не требуется обязательно соглашаться со всем, что они увидят и услышат;

· будьте готовы, если сюжет достаточно старый (что, похоже, не

редкость), открыто обсудить эту проблему, сделав при этом акцент на тех

уроках, которые из него тем не менее, можно извлечь.

Дискуссия после просмотра/прослушивания сюжета.

Для того, чтобы эффективно провести подобную дискуссию, целесообразно разбить

Вашу группу на небольшие подгруппы по два—три человека и предложить каждой

подгруппе подготовить ответы на заранее подготовленные Вами вопросы

(желательно достаточно открытые). Например:

· На какие наиболее важные с точки зрения изучаемого курса моменты имело

смысл обратить внимание в этом сюжете?

· С чем Вы согласны/не согласны?

· Если бы у Вас была возможность переснять/перезаписать сюжет, то как бы

Вы к этому подошли?

· Как этот сюжет соотносится с материалами курса/Вашей работой/Вашим

опытом?

Задание 36. Работа с противоположными объяснениями/теориями.

Студенты должны не только осознавать присутствие в материалах курса не схожих

друг с другом теорий/объяснений, но и уметь критически оценивать их.

Дискуссии в рамках тьюториалов могут быть полезны для достижения этой цели. В

качестве средства структурирования таких дискуссий в табл.3 предлагается

«Матрица сравнения», которая поможет студентам прояснить различие между

несколькими объяснениями/теориями.

Эта матрица может быть модифицирована для лучшего соответствия целям

конкретного тьюториала. Разбив Вашу группу на несколько подгрупп, Вы можете

предложить каждой подгруппе рассмотреть различные теории и заполнить

соответствующие ячейки матрицы. Кроме того, этот подход является хорошим

средством структурирования групповой дискуссии, он также предлагает учебную

форму обобщения материала, которая может быть использована студентами как при

написании домашней работы, так и при повторении изученного материала перед

экзаменом.

Преподаватель может рекомендовать табл. 3 для использования в контрольной,

курсовой и дипломной работах. Матрица является полезным инструментом анализа

вариантов управленческих решений, выбора методов решения любых проблем.

Матрица сравнения

Таблица 3

Объяснение/ теорияКлючевые понятия/ взаимосвязи между нимиАргументы заАргументы противОсновные выводыОсновные области применения
А
Б
В

2.4.4. Деловые и ролевые игры, имитационные упражнения

Задание 37. Деловые игры: определите их достоинства, недостатки и

область применения. Ваш опыт участия в них полезен всем.

Деловая игра — это учебное упражнение, в ходе которого студенты

разбиваются на группы, представляющие воображаемые организации, действующие в

определенных ситуациях. Обычно деловые игры носят соревновательный характер, и

в них происходит спрессовывание реального времени (месяцы, годы, необходимые на

какие-либо действия в реальной жизни, превращаются в часы), так, чтобы

результаты принятых решений были видны. Сам процесс игры и анализ ее

результатов предоставляют студентам возможность активного обучения в самых

различных областях (маркетинге, финансовом менеджменте, теории организаций и

т.д.) в зависимости от содержания конкретной игры, а также способствуют

развитию навыков групповой работы.

Деловые игры характеризуются:

· учебными целями,

· определенными правилами,

· соревновательным характером,

· активным участием и взаимодействием играющих,

· итоговым подсчетом очков (по разным критериям в зависимости от

содержания конкретной игры),

· результатом — определением победивших и проигравших,

· анализам результатов и обсуждением извлеченных уроков.

Эффективное проведение деловой игры требует знания целого ряда моментов и

процедур. Перед тем, как проводить игру, Вам следует ответить на следующие

вопросы:

· Насколько выбранное для проведения игры время уместно с точки зрения

общей программы? ­­­­­­­­­______________________________________________

· Хорошо ли Вы ознакомились с целями игры, материалами, процедурой и

т.д., для того чтобы провести ее уверенно и соответствующим образом? _

_______________________________________________________________

· Располагаете ли вы достаточным временем для проведения игры, особенно

для заключительного анализа и обсуждения извлеченных уроков?

________________________________________________________

· Имеются ли все необходимые для проведения игры ресурсы: материалы игры

в нужном количестве, соответствующем образом подготовленное помещение,

плакаты, фломастеры и т.д.? ____________________________

· Подготовили ли Вы соответствующее введение в игру, которое создаст у

студентов необходимый настрой и объяснит им цели и правила игры, но при этом

не будет перегружено излишней информацией?

· По какому принципу Вы будете делить студентов на подгруппы?

· Ясно ли определены временные рамки различны этапов игры?

· Проинструктированы ли должным образом наблюдатели и участники,

выполняющие другие роли?

· Какое вмешательство потребуется от Вас в ходе игры (при этом следует

помнить, что это не Ваша игра, а студентов)?

· Подготовились ли Вы к заключительному обсуждению? Продумали ли Вы, как

будет проходить анализ результатов игры, какие уроки из нее можно извлечь и

каково применение этих уроков к реальной жизни?

Задание 38. Имитационные упражнения: в чем их отличие от деловых игр?.

Имитационные упражнения — это структурированные учебные упражнения, имеющие

своей целью воспроизведение определенных рабочих ситуаций посредством

специально созданных условий. Они направлены на получение участникам опыта,

сравнимого с реальной жизнью. Имитационные упражнения могут включать в себя

работу с техникой или оборудованием, используемыми в реальной практике,

ролевые игры, работу с реальной деловой документацией, работу на специально

разработанных учебных тренажерах и т.д. Здесь попытайтесь имитировать сдачу

экзамена по ключевым словам раздела 1 данной дисциплины, демонстрируя ответы

разного качества. Как и в случае деловых игр, эффективное проведение

имитационных упражнений требует:

· ясного объяснения целей, правил, ролей процедур и временных рамок _

_______________________________________________________________,

· отслеживания Вами процесса выполнения упражнений без неоправданного

(при отсутствии реальной необходимости) вмешательства в него

____________________________________________,

· оказания помощи участникам в случае необходимости _______________,

· соответствующего количества времени на проведение ________________,

· анализа результатов и обсуждения взаимосвязи этого упражнения с

другими элементами и аспектами учебной программы ________________.

Задание 39. Ролевые игры: в чем их отличие от деловых игр?

Ролевые игры могут использоваться самостоятельно, а также быть составной

частью как деловых игр, так и имитационных упражнений. Это учебное упражнение,

в ходе которого имитируется ситуация из реальной жизни и студенты действуют в

ней, играя роли ее участников.

Как и в случае с предыдущими методами, эффективное проведение ролевых игр

возможно в том случае, если:

· группа и отдельные участники соответствующим образом проинструктированы,

· имеет место конструктивная обратная связь (возможно, с помощью

наблюдателей),

· отведено время для извлечения уроков и обсуждения связи игры с

остальной учебной программой и реальной практикой.

Ролевые игры должны:

· иметь непосредственное отношение к программе курса и быть легко

доступными для понимания, письменные инструкции к ним должны быть составлены

достаточно четко,

· быть ориентированы на отработку конкретных учебных моментов, а не

касаться в общем виде сразу многих областей _______________________,

· проводиться без всяких театральных реквизитов и другой бутафории,

отвлекающих внимание от учебных целей,

· быть достаточно гибкими, чтобы имелась возможность провести анализ

происходящего или дискуссию там, где Вы сочтете это уместным, например, если

участники игры «увязли в исполнении» своих ролей.

Упражнение. Проведите ролевую игру по результатам задания 3 (табл.1) "Тьютор

- обучаемый" три использовании методов педагогики и андрагогии.

Некоторые студенты могут быть весьма обеспокоены перспективой участия в

ролевой игре перед группой. Вы можете попытаться уменьшить их беспокойство

посредством:

· проведения ролевой игры не в начале программы, а тогда, когда

участники получше узнают друг друга и будут чувствовать себя в группе

достаточно комфортно,

· привлечения только добровольцев или сначала только добровольцев, в том

случае, если предполагается в конечном итоге участие всех,

· предварительного инструктирования в доброжелательной и мягкой манере,

что поможет предотвратить возникновение беспокойства и уменьшит ощущение

угрозы,

· проигрывания первого раунда игры Вами и одним или несколькими

добровольцами,

· предоставления первым добровольцам позитивной обратной связи в мягкой

и доброжелательной манере,

· подчеркивания пользы от участия в игре,

· использования игр, в которых вероятность получения участниками

позитивного опыта высока,

· отбора на исполнение ролей (или первоначальное исполнение) студентов,

которым, как Вы знаете, присуща застенчивость или особое беспокойство,

· заранее продуманного отбора «хороших» исполнителей ролей для начала

процесса и демонстрации ролевой игры.

2.4.5. Анализ учебных (деловых) ситуации (case studies)

Задание 40. Изучите методом «снежного кома» нижеприводимые материалы.

Учебные ситуации представляют группе возможность совершенствовать навыки

решения проблем и принятия решений. Это одно из наиболее проверенных средств

достижения активного участия студентов в групповой работе. Они также помогают

осознать, что редко реальные проблемы имеют единственно правильные или

неправильные решения и что действия часто приходится предпринимать в условиях

недостаточной информации, которая как в учебных ситуация, так и в реальной

жизни никогда не бывает полной.

Работа над учебными ситуациями помогает совершенствовать навыки и получить

опыт в следующих областях:

· выявление, отбор и решение проблем,

· работа с информацией (осмысление значения деталей, описанных в ситуации),

· анализ и синтез информации и аргументов,

· работа с предположениями и заключениями,

· оценка альтернатив,

· принятие решений,

· слушание и понимание других людей, навыки групповой работы,

· рассмотрение проблем, связанных с осуществлением принятых решений,

· предоставление результатов групповой работы,

· соотнесение теорий и концепций с учебной ситуацией и с реальной жизнью.

При использовании учебных ситуаций преподавателю необходимо осуществить

следующие действия:

· предварительно ознакомьтесь с материалом учебной ситуации;

· представьте учебную ситуацию студентам, особенно отметив, что она

иллюстрирует проблемы, с которыми многие из студентов сталкиваются в реальной

практике;

· подчеркните, что работа над ситуацией носит аналитический характер.

Отметьте, что цель не состоит в обязательном достижении решения и что группа

может и не найти решения описанных проблем или идеального выхода из ситуации;

· подчеркните важность понимания и учета многогранности и

многофакторности описанной ситуации (так же как и в реальной жизни). Обратите

внимание на отдельные факторы, влияющие на ситуацию и взаимосвязи между ними;

· убедитесь в том, что группа понимает смысл того, что предстоит сделать

в ходе работы над учебной ситуацией.

Спросите себя (для принятия решения о применении метода):

· Чему бы Вы хотели, чтоб студенты научились в ходе работы над учебной

ситуацией?

· Как эта цель соотносится с материалами курса и другими учебными

целями отдельного занятия и со всей программой в целом?

· Следует ли Вам раздать студентам все материалы сразу или же выдавать

их студентам небольшими порциями по ходу работы в соответствии с развитием

сюжета ситуации?

· Какие вопросы Вы будете задавать группе, для того, чтобы

способствовать размышлениям, пониманию, прояснению и проникновению в суть

проблем? Как Вы будете сопоставлять и отмечать вклады различных участников в

работу и подталкивать группу к соответствующим решениям?

В ходе работы внимательно наблюдайте за процессами, происходящими в группе.

При необходимости вмешивайтесь в работу группы, с тем, чтобы сделать процесс

обучения более эффективным и продуктивным. Время от времени подводите итоги

работы над ситуацией, а в конце обязательно предоставьте участникам обратную

связь по их работе и остановитесь на уроках, которые можно из нее извлечь.

Каковы ограничения использования учебных ситуаций?

Основное ограничение связано с тем, что они могут восприниматься студентами

как отвлечение от жизни и несколько академичные, поскольку предполагают

анализ и обсуждение чужой ситуации или проблемы. Из этого следует, что для

извлечения максимальной пользы из такого метода групповой работы, Вам

необходимо подбирать материал, способный вызвать наибольший интерес у Ваших

студентов, и организовать работу над ним так, чтобы обеспечить их активное

участие (например, с помощью таких методов , как мозговой штурм, дискуссии в

малых группах, ролевые игры и т.д.).

Памятка студенту

Лекция: Назначение, цели и методы менеджмента

(Источник: B 560 The Manager’s Good Study Guide)

Для наглядного представления в системе следует использовать аналитическую

таблицу (табл. 4)

Таблица 4

Уровень иерархии управленияСуть ситуации (проблемы)Источник (причины) проблемыТеории решения проблемыПлан действий
Внешняя среда (организация)
Отдел (группа или межгрупповые отношения)
Индивидуальный
Технико-технологический

Case study состоит из нескольких этапов. На первом этапе изучается ситуация

(среда, окружение) и определяется (идентифицируется, описывается) проблема.

На втором этапе осуществляется анализ и оценка проблемы, затем вырабатываются

рекомендации по решению проблемы и, наконец, процесс завершается

презентацией.

Определение проблемы

Определение проблемы является решающей стадией, как и при решении любой

задачи. Ясно, что если проблема неверно определена, то и полученное решение в

лучшем случае будет решением другой проблемы. В то же время, все становится

на свои места, если проблема правильно поставлена, то есть определена и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ