Рефераты
 

Лекция: Организация производства

Лекция: Организация производства

Игумнова Н.Е., Кара А.Н., Наумова О.Н.

If,

д

РУКОВОДСТВО ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области производственного менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» Тольятти 1999 г ББК 65.290-21 И 28 Рецензенты: д.э.н., профессор Мурахтанова Н.М. к.э.н., доцент Пипко Е.Г. И 28 Игумнова Н.Е., Кара А.Н., Наумова О.Н. Руководство по дипломному проектированию. Тольятти, ПТИС, 1999 - 168 с. Игумнова Н.Е., Кара А.Н., Наумова О.Н. Руководство по дипломному проектированию. - Тольятти, ПТИС, 1999.*. © Игумнова Н.Е, Кара А.Н, Наумова О.Н.
109
124
137
СОДЕРЖАНИЕ

4

5

7

7

11

11

15

1. Общие положения.................................................................... ........................... 2. Структура и тематика дипломных проектов..................................................... 3. Организация работы над дипломным проектом............................................... Этап I: Подготовка к дипломному проектированию........................................... Этап II: Дипломное проектирование................................................................... Блок 2.1. Сбор и обработка исходной информации............................................ Блок 2.2. Анализ исходной информации............................................„...„...,..,,.. Блок 2.3. Разработка технических и организационных мероприятий по повы­шению эффективности деятельности объекта дипломного проектирования.... 17 Этап Ш: Оформление и зашита дипломного проекта.........................20

25

25

26

27 30 32 43 43 46

4. Методические рекомендации по написанию основных разделов дипломного проекта...................................................................... .............................................. 4.1. Введение..................................................................... ...................................... 4.2. Теоретическая часть........................................................................ .............. 4.3. Аналитическая часть.,...................................................................... ............. 4.4. Проектная часть........................................................................ ....................... 4.5. Экономическая часть........................................................................ ............... 4.6. Заключение................................................................... .................................... 4.7. Рекомендации по оформлению дипломного проекта................................... 5. Приложения................................................................... ......................................
46
Приложение 1. Рекомендации и примерный вариант выполнения общего технико- экономического анализа состояния деятельности предприятия (раздел 1 аналитической части)....................................................................... .......
70
Приложение 2. Рекомендации по расчету аналитических показателей количественной оценки уровня организации производства труда и управле­ния на предприятии.................................................................. ..............................
85
Приложение 3. Рекомендации по выполнению аналитических работ и исследований на предприятии.................................................................. ........... Приложение 4. Варианты структурных схем анализа, применительных к различным темам дипломных проектов.............................................................. Приложение 5. Перечень возможных организационно-технических меро­приятий, направленных на повышение эффективности производства...............
129
Приложение 6. Показатели эффективности организационно-технических мероприятий, методы и примеры их расчета...................................................... Приложение 7. Сводная таблица показателей экономической эффективности предлагаемых мероприятий.................................................................. ................. Приложение 8. Методы отыскания оптимальных экономических решений..... 140 Приложение 9. Плановые показатели развития предприятий с учетом проек­тируемых мероприятий..........,..............- —..—..—.........................,..................... 157 Рекомендуемая литература.....................................................164 3 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Важнейшей составной частью программы подготовки специалиста высшей квалификации является стадия дипломного проектирования. Она является заклю­чительной частью учебного процесса и играет решающую роль в окончательном формировании специалиста, обладающего глубокими научными знаниям и способ­ного творчески решать практические задачи в области экономики, менеджмента, организации производства, труда и управления. Дипломный проект является самостоятельной комплексной работой студента, подводящей итоги изучения им различных дисциплин, предусмотренных учебным планом. Учебный план специальности 060800 ("Экономика и управление на пред­приятии") позволяет студенту в процессе обучения получать все необходимые зна­ния и навыки для успешной разработки дипломного проекта. Существенную роль в подготовке дипломного проекта играют производственные практики в процессе обучения и преддипломная практика на заключительной стадии обучения. 1.2. Целью дипломного проектирования является выработка у студентов навы­ков самостоятельного исследования неиспользуемых на предприятиях возможно­стей и разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности пред­приятий. 1.3. Дипломный проект выполняется на конкретных материалах предприятия (базы преддипломной практики) и исходит из реальных организационно-экономических про­блем предприятий в условиях их адаптации к рыночным отношениям. 1.4. Перед студентами-дипломниками стоят следующие основные задачи: — осуществить объективную оценку своих знаний, умений и возможностей при выборе темы дипломного проекта; — восполнить недостающие знания и навыки в ходе подбора и изучения спе­циальной литературы; — проявить индивидуальные организаторские способности при составлении и соблюдении плана-графика разработки различных разделов дипломного проекта; — проявить умение краткого и четкого письменного изложения экономиче­ских вопросов, выделяя главные приоритеты по теме дипломного проекта; — выработать навыки подготовки краткого публичного выступления по мате­риалам дипломного проекта, а также умение убедительной и корректной за­щиты представленных проектных решений; 1.5. Дипломный проект позволяет комплексно оценить уровень экономической подготовки студента и его способностей к самоорганизации. 1.6. Разработка и защита дипломного проекта является важным этапом подготовки студента к исполнению функций экономического менеджера на предприятии, предвари­тельно адаптируя его к реальным экономическим проблемам и способам их решения. 2. СТРУКТУРА И ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ 2.1. Структура взаимосвязанных разделов, их содержание и объем зависят от темы дипломного проекта и характеристик объекта проектирования. 2.2. Темы дипломных проектов ежегодно пересматриваются, дополняются, из­меняются преподавателями выпускающей кафедры "Экономика и управление" и после утверждения предлагаются студентам для выбора. Все темы по смыслу и содержанию можно сгруппировать в три группы: первая группа - темы по актуальным проблемам экономики и управления предприятий; вторая группа - научно-исследовательские темы по экономическим пробле­мам сферы сервиса в регионе; третья группа - комплексные темы, предполагающие значительный объем ра­бот по широкому спектру организационно-экономических проблем (в т.ч. разра­ботка организационных проектов предприятий). Как правило, комплексные темы из-за большого объема работ и новизны рас­сматриваемых проблем выполняются силами творческих студенческих групп в со­ставе 2-3 человек. Все темы дипломных проектов разработаны в соответствии с содержанием дисциплин учебного плана, соответствуют современным требованиям подготовки специалистов по экономике^ управлению производством. 2.3. Дипломный проект, выполненный по любой теме, состоит из пояснитель­ной записки и графической части, представленной на 7-8 листах (формат 1-А), на которых должны наглядно иллюстрироваться основные разработки и результаты дипломного проекта. Кроме того, в дипломных проектах могут быть представлены приложения, включающие в себя рабочие материалы социологических исследова­ний, компьютерных расчетов и т.п. 2.4. Пояснительная записка дипломного проекта является основной его частью и представляется в виде рукописного (или компьютерного) изложения всех теоре­тических, организационно-технических и экономических аспектов в рамках вы­бранной темы. Объем пояснительной записки, как правило, должен составлять 130-150 страниц рукописного текста. Структура пояснительной записки дипломного проекта основана на элементах эко­номических исследований и зависит от его темы. По темам первой группы (актуальные проблемы экономики и управления предприятием), как правило, рекомендуется следую­щая примерная структура пояснительной записки дипломного проекта: 1. Введение - 2% от общего объема, 2. Теоретические обоснования темы -13% от общего объема. 3. Аналитическая часть - 50% от общего объема. 4. Проектная часть - 24% от общего объема. 5. Экономическая часть - 8% от общего объема. 6. Заключение - 2% - от общего объема. 7. Список литературы - 1% от общего объема. По темам второй группы (научно-исследовательские темы по экономическим проблемам сферы сервиса в регионе) рекомендуется следующая примерная струк­тура пояснительной записки дипломного проекта: 1. Введение - 2% от общего объема. 2. Теоретическое обоснование темы - 25% от общего объема. 3. Исследовательская часть - 57% от общего объема- 4. Рекомендательная часть - 8% от общего объема. 5. Обоснование эффективности - 6% от общего объема. 6. Заключение - 2% от общего объема. 7. Список литературы - 2% от общего объема. По темам третьей группы (комплексные темы, в т.ч. разработка оргпроектов предприятия) рекомендуется следующая примерная структура пояснительной за­писки дипломного проекта: 1. Введение - 2% от общего объема. 2. Теоретические основы и методические рекомендации по разработке оргпро­ектов предприятия - 30% от общего объема. 3. Проектная часть - 45% от общего объема, в т.ч. - проект организации производства, - проект организации труда, - проект организации управления и другие варианты проектов. 4. Бизнес-обоснование эффективности оргпроекта - 20 % от общего объема. 5. Заключение - 20% от общего объема. 6. Список литературы -1% от общего объема. Содержание каждого раздела подробно изложено в соответствующих разделах "Руководство по дипломному проектированию". Объем каждого раздела определяется студентом с учетом рекомендуемой структуры и согласовывается с руководителем. В методическом пособии по написанию дипломного проекта излагаются реко­мендации по написанию каждого раздела проекта. При этом следует особо подчеркнуть, что представленный в пособии материал студент не должен рассматривать как универсальные рекомендации при раскрытии любой темы. Необходимо творчески использовать предлагаемые рекомендации при определении структуры и содержания того или иного раздела, использовании от­дельных формул, таблиц и т.п. с учетом выбранной темы, ее специфики, целесооб­разности использования различных методов расчета и анализа для раскрытия кон­кретной темы дипломного проекта. При выполнении отдельных тем и разделов дипломных проектов целесообраз­но использовать экономико-математические методы исследования и возможности применения компьютерной техники при многовариантных расчетах по оптимиза­ции проектных решений. "Руководство по дипломному проектированию" следует рассматривать как об­щее руководство в работе студента над выбранной темой проекта. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ДИПЛОМНЫМ ПРОЕКТОМ Успешная разработка темы дипломного проекта требует четкой организации работы студента-дипломника, начиная с момента выбора темы и заканчивая пред­ставлением дипломного проекта на кафедру для защиты его. Организация работы над дипломным проектом заключается в последователь­ном выполнении трех основных этапов: 1. Подготовка к дипломному проектированию. 2. Дипломное проектирование. 3. Оформление и защита дипломного проекта. Структура и содержание этапов процесса разработки дипломного проекта представлена на рис. 1. При выполнении соответствующих этапов и видов работ студенту рекоменду­ется руководствоваться настоящими "Рекомендациями". Этап 1. Подготовка к дипломному проектированию В ходе этого этапа выполняются следующие работы: 1.1. Выбор и утверждение темы дипломного проекта Темы дипломных проектов составляются и ежегодно пересматриваются и ут­верждаются на заседании выпускающей кафедры. Для повышения актуальности темы дипломных проектов учитывают современные тенденции развития экономи­ки и, как правило, согласовываются с руководителями предприятий - баз предди­пломной практики. Все темы дипломных проектов разработаны в соответствии с содержанием дисциплин учебного плана, соответствуют современным требованиям по подготов­ке специалистов по экономике и управлению производством. Представлены три группы тем дипломных проектов, родственных по проблемати­ке и охватывающих различные аспекты экономики и управления предприятием. В первой группе тем "Актуальные проблемы и управление предприятием" ряд тем направлены на разработку мер повышения эффективности производства на ос­нове повышения уровня использования производственных мощностей, основного капитала, оборотных средств предприятия и др. Ряд тем связаны с разработкой мер по улучшению адаптации предприятия к рыночным условиям - исследование спроса на товары и услуги, совершенствование сбытовой политики, рекламной деятельности и др. Проблемы совершенствования организации производства предусмотрены в темах, связанных с совершенствованием ассортимента, с повышением уровня организации основного и вспомогательного производства, с организацией обслуживания населения, повышения качества услуг, культуры обслуживания и др. Проблемы совершенствования управления на предприятии представлены в те­матике дипломных проектов, охватывающей основные проблемы совершенствова­ния структуры и функций управления, разработке организационных связей на предприятии, процедуры и технологии управления, совершенствованию информа­ционной базы, рационализации и унификации форм документооборота и др. Проблемы роста производительности труда и его стимулирования предусмот­рены в тематике включением проблем, связанных с исследованием влияния материаль­но- технических, социально-экономических, организационных, психофизиологических факторов на рост производительности труда и эффективность производства. Ряд тем связан с разработкой и совершенствованием форм морального и материального стиму­лирования труда различных категорий работников предприятий и др. Проблемы использования трудовых ресурсов предприятий сферы сервиса представлены в темах по разработке мер совершенствования форм занятости тру­довых ресурсов на предприятиях БОН, повышения уровня эффективности труда основных и вспомогательных рабочих, специалистов, менеджеров и др. Проблемы организации и нормирования труда на предприятиях предусмотре­ны в тематике дипломных проектов по разработке мер по повышению эффективно­сти труда рабочих и специалистов на основе рационализации элементов организа­ции труда, комплексного организационного проектирования рабочих мест, совер­шенствованию нормирования труда рабочих, а также с разработкой мер снижения трудоемкости оказываемых услуг и др. До начала преддипломной практики студенты имеют возможность ознакомиться с утвержденным на текущий учебный год перечнем тем дипломных проектов. Порядок закрепления тем за студентами предусматривает определенные пра­вила, в основе которых лежит свободный выбор темы студентом в соответствии с опытом предыдущих учебно-практических работ, научных интересов и личных склонностей. При этом учитывается место предстоящей преддипломной практики, характер производственной работы студентов заочного отделения или будущего места работы студента дневного отделения. Каждый студент должен написать на имя заведующего выпускающей кафедры заявление с просьбой о закреплении за ним выбранной им темы дипломного проекта. В тех случаях, когда тема предусматривает исследование ответственных науч­ных или производственных проблем или когда на разработку какой-либо темы пре­тендуют несколько студентов, закрепление темы осуществляется заведующим ка­федрой с учетом степени подготовки и деловых качеств каждого студента. Кроме того, заведующий кафедрой вправе изменить тему диплома студенту, если она не соответствует базе практики, уровню подготовленности студента и т.п. Закрепление за студентами тем дипломных проектов утверждается приказом ректора института.
ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
1|
ЭТАП I.] Подготовка к дипломному проектированию 1ЭТАП 2.| Дипломное проектированиеЭТАП 3.| Оформление я защита длппомиого проект»
1|
Выбор и утверждение темы дипломного проекта2.1. Сбор и обработка исходной информации2.2. Анализ исходной информации

2.3. Разработка техшпесхих и организационных мероприятий по повышению эффект—ноли объекта

дипломного проектитюмния

3.1.1. гслактяровавие записки
1

12. Получение задання т дипломное проектирование

'3.1.2. Подготовка аннотация доклада для зашиты
2.1.1. Разработка программы сбора исходной информации
2.3.1. Рюрвботп шфспюс ооосномнис целесообразности проектируемых технических мероприятия по теме дипломного проест»
2.2.1. Изучение исходных литературных источников и подготовка теоретической части дипломного проекта
1.3. Разработка индивидуального плана-график» выполнения дипломного проекта2.1.2. Библиографический поиск и изучение специальной экономической литературы3.1.3. Оформление графический части
2.3.2. Ptipnoona и tpBncoe обосио—кие проектируемых мероприятий по сокршенстммаимо органммпмк иронзиодст»» труда и упраажнп
1.4. Получение консультация руководителя дипломного проекта до начала преддипломной практики2.2.2. Обработка, систематизация и анализ исходной информации о деятельности объекта дипломного проектирования3.1.4. Процедура оформления дитиюмвого проекта к защите
2.1.3. Сбор исходной информации о технической, организационной и экономической деятельности объекта дипломного проектирования
2.3.3. Расчет поозотслс» экономической эффолюности проектируекых органямшюнио-техническнх мероприятий3.1.5. Защита дипломного проекта
Рис. 1. Структура и содержание процесса разработки дипломного проекта
2,1.4. Проведение специальных наблюдений и исследований для раскрытия темы дипломного проекта2.2.3. Формулировка конкретных выводов по результатам «налим и выявление резервов повышения эффективности производства

2.3.4.

Расчет осиоаных покагпеяей бизнес-плана проюволспснио-хогяйспениой лепелыцсш предпрнти оря условии «недрсяня проектироиняя органнзациоино-техкических мероприятий

1.2. Получение задания на дипломное проектирование Непосредственная работа студента над дипломным проектом практически на­чинается с получения задания на преддипломную практику и дипломное проекти­рование, которое выдает руководитель дипломного проекта. Задание, как правило, выдается студенту после организационного собрания, предшествующего началу преддипломной практики. В задании на дипломное проектирование формируются основные задачи ди­пломного проекта, исходные материалы для проектирования, определяются основ­ные этапы и сроки их выполнения. Одновременно с получением задания студент может получить первую устано­вочную консультацию от руководителя проекта и закрепленного консультанта по технологической части. После возвращения студента с преддипломной практики в задание могут быть внесены соответствующие изменения и дополнения. 1.3. Разработка индивидуального плана-графика выполнения дипломного проекта После получения задания каждый студент должен составить индивидуальный план- график работы над проектом- Этот план должен включать не только перечень основных разделов дипломного проекта и работ по их подготовке, но и сроки их выполнения. Прежде чем распределять работу по этапам процесса разработки основных разделов дипломного проекта и установления реальных сроков их выполнения, студент должен во время преддипломной практики выполнить следующие работы: а) изучить настоящие "Рекомендации" и уяснить основные требования, предъ­являемые к дипломному проекту; б) ознакомиться с основными литературными источниками информации (в т.ч. учебники, уч. пособия, монографии, научные статьи) по теме дипломного проекта; в) конкретизировать и дополнить общие типовые требования исходя из специ­фики разрабатываемой темы дипломного проекта и содержания полученного от ру­ководителя задания; г) ознакомиться с особенностями предприятия-базы практики и предусмотреть реальные способы сбора и анализа исходной информации. Первый вариант рабочего плана составляется студентом во время преддиплом­ной практики и согласовывается с руководителем проекта одновременно со сдачей отчета о преддипломной практике. При этом возможно внесение в план-график не­обходимых корректировок по его содержанию и срокам. 1.4. Консультации руководителя дипломного проекта Консультации для дипломников проводятся по расписанию, утвержденному заведующим кафедрой. Основная задача руководителя и консультанта, закреплен­ 10 ных за каждым дипломником приказом ректора, состоит в том, чтобы помочь сту­денту найти правильное решение того или иного вопроса и стимулировать творче­скую активность и самостоятельность при работе над дипломным проектом. При этом дипломант несет полную индивидуальную ответственность за выводы и ре­зультаты дипломного проекта. Посещение студентами консультаций в соответствии с установленным графи­ком работы обязательно и характеризует степень организованности и работоспо­собности студента-дипломника, которая должна быть отражена руководителем в отзыве на дипломный проект. Первая консультация по теме дипломного проекта должна быть получена сту­дентом-дипломником от руководителя и консультанта до ухода на преддипломную практику. Основная задача первой консультации - уяснить общие требования, предъяв­ляемые к дипломному проекту, и определить специфические особенности работы по конкретной теме. Кроме того, на первой консультации руководитель определяет для студента задачи по сбору исходного материала во время преддипломной практики. Перечень основных исходных материалов, который студент-дипломник должен собрать во время преддипломной практики, различается в зависимости от темы. Специфика подходов по сбору конкретной информации определяется на первой консультации с учетом особенностей темы и предприятия-базы практики. После выполнения всех подготовительных работ, студент приступает ко вто­рому этапу - непосредственно дипломному проектированию. Этап II. Дипломное проектирование Этот этап включает в себя три блока взаимосвязанных работ: сбор и обработка исходной информации, анализ исходной информации и разработка организацион­но- технических мероприятий, проектов, рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности объекта дипломно­го проектирования. Блок 2.1. Сбор и обработка исходной информации Включает в себя следующие работы: 2.7.7. Разработка программы сбора исходных данных Необходимость такой программы обусловливается тем, что многие показатели, ха­рактеризующие состояние экономики, техники и организации, не всегда удается полу­чить на предприятии из имеющейся технической, плановой и отчетной документации. В этих случаях необходимо выполнить расчеты по определению абсолютных значений ряда показателей на основе имеющихся сведений по их относительным значениям. 11 Например, при отсутствии документации о потерях рабочего времени, о ритмично­сти, о качестве, о затратах на производство конкретных услуг, о нарушении трудовой или технологической дисциплины, о простоях оборудования, рабочих и т.п. дипломни­ком должны быть предусмотрены специальные наблюдения, исследования и расчеты. Программа сбора исходных материалов разрабатывается студентом-дипломником после того, как он ознакомится со специальной литературой по теме и с объектом дипломного проектирования. В программу сбора исходных материа­лов рекомендуется включать изучение следующих источников: 1. Законы РФ, Положения, Инструкции, Нормативы соответствующих ведомств. 2. Основная отечественная и зарубежная специальная литература по теме ди­пломного проекта. 3. Учебники и учебные пособия по профилирующим дисциплинам. 4. Справочники для проектирования, энциклопедические издания. 5. Методические и нормативные материалы, используемые при проектирова­нии и при выполнении технико-экономических расчетов. 6. Сведения о наличии и структуре основных производственных фондов. 7. Каталоги и прейскуранты цен на материалы, оборудование, услуги и т.п. 8. Типовые проекты предприятий, цехов, участков, рабочих мест. 9. Сведения о загрузке оборудования, об организации технического обслуживания. 10. Уставы предприятий и др. учредительные документы. 11. Положения о структурных подразделениях и должностные инструкции. 12. Сведения о текучести кадров, состоянии трудовой дисциплины, использо­вании рабочего времени. 13. Тарифные коэффициенты (ставки и нормативы), действующие на предприятии. 14. Положения об оплате труда, премировании по категориям работающих. 15. Балансовые отчеты предприятий. 16. Статистические отчетные и плановые показатели по объему производства, производительности труда, себестоимости, оплате труда, численности, прибыли, рентабельности и пр. Перечень изучаемого материала может изменяться в соответствии с особенно­стями тем дипломных проектов. 2.1.2. Библиографический поиск и изучение специальной экономической ли­тературы по теме проекта Для выполнения задания дипломного проекта необходимо изучить значитель­ный объем экономической литературы в виде учебников, учебных пособий, моно­графий, периодической печати. Для подбора литературы по выбранной теме реко­мендуется произвести библиографический поиск, используя систематический и ал­фавитный каталоги библиотек и читальных залов. Библиографический поиск реко­мендуется при необходимости проводить в два этапа: первый этап - использование справочно-библиографического аппарата (СБА) библиотеки института; 12 второй этап - использование возможностей межбиблиотечного абонемента (МБА) фондов библиотек гг. Тольятти, Самары и др. Поиск литературы по теме дипломного проекта в рамках первого этапа осуще­ствляется в следующей последовательности: 1. Поиск по систематическому каталогу, по соответствующим разделам: УБ - Мировая экономика; У9(2) 21 - Управление хозяйством. Маркетинг; У9(2) 212 - Организация управления, АСУ. 2. Поиск по журнально-газстной картотеке (ЖГК) В библиотеке имеются следующие экономические газеты и журналы: - Экономист - Маркетинг - Мировая экономика и международные организации - Человек и труд - Экономика и организация промышленного производства - Экономико-правовой бюллетень - Российский экономический журнал - Проблемы теории и практики управления - Вопросы управления - Экономика и жизнь - Деловой мир - Деловые люди и др. 3. Использование фонда справочных изданий по теме проекта: - Экономический ежегодник хозяйственника - Управление предприятием - Управление экономикой (словарь-справочник) - Краткий экономический словарь и т.п. 4. Использование фонда научно-технической информации по теме поиска: - Реферативный журнал (РЖ) "Организация управления" - Экспресс-информация "Управление, экономика, организация". В результате поиска, подбора, изучения и систематизации экономической ли­тературы дипломник должен сформировать достаточно полную характеристику ос­новных теоретических и методических аспектов, касающихся темы проекта. Для успешной работы с литературой можно рекомендовать студенту метод ве­дения специальных карточек, на одной стороне которой записывается название ис­точника литературы, данные об издании и т.п., а на другой стороне краткое содер­жание основных разделов книги или статьи, необходимые цитаты, цифры, факты. Это поможет студенту при систематизации библиографии выбрать наиболее важ­ные источники литературы для написания темы диплома. Здесь же можно записы­вать цитаты, формулы, статистические данные, что облегчит работу по оформле­нию текста диплома. 13 2.1,3. Сбор информации об организационной, экономической и производст­венно-технической деятельности объекта дипломного проектирования Информация об организационной, экономической и производственно-технической деятельности объекта дипломного проектирования должна комплекс­но характеризовать состояние анализируемого предприятия. Информация должна быть достоверной, объективной, сопоставимой и содер­жать по возможности количественные значения исследуемых показателей. Основными источниками получения информации на предприятии по теме ди­пломного проекта являются следующие: 1. Данные проектно-технической и учредительной документации, подготов­ленной на стадии создания или реорганизации предприятия. Этот источник даст возможность выявить следующие показатели: - направления производственно-хозяйственной деятельности, виды производи­мых услуг и т.п.; - величину уставного капитала и его структуру; - количество оборудования, его характеристики, срок службы, степень износа; - стоимость основных фондов, их структура, динамика; - наличие типовых проектов; - производственную структуру предприятия; - структуру управления и другие показатели и характеристики. 2. Данные перспективных и текущих планов, статистических и балансовых от­четов, а также данные первичного оперативного учета исследуемого предприятия. Эти источники дают возможность выявить следующие показатели: - номенклатуру производимых услуг; - объем производства (в действующих и сопоставимых ценах); - численность персонала, его структуру и динамику; - производительность труда; - фонд оплаты труда, его динамику и структуру; - себестоимость реализованных услуг (продукции); - себестоимость единицы продукции, ее структуру и динамику; - финансовые результаты деятельности предприятия (в т.ч. прибыль, рента­бельность, платежеспособность и т.п.). 3. Данные федеральной законодательной и инструктивной документации (Законы, Положения, Инструкции, нормативы, рекомендации и т.п.). Этот источник дает возможность выявить следующие показатели: - величину налогов, их динамику и структуру; - размер льгот по налогообложению; - порядок формирования затрат на услуги и продукцию и другое. 4. Информация по результатам специальных аналитических исследований по со­циально- экономическим и организационным аспектам деятельности предприятия. 14 2.1.4. Основные направления сбора информации по результатам специаль­ных аналитических исследований по социально-экономическим и организаци­онно-техническим аспектам деятельности предприятия Эти направления сбора исходной информации в настоящее время являются наиболее важными, так как позволяют выявить степень адаптации предприятия к рыночным условиям. Основными формами проведения специальных наблюдений и аналитических исследований являются: - анкетирование, - интервьюирование, - наблюдение, - эксперимент, - хронометраж, - фотографии рабочего дня и т.п. Основные характеристики указанных исследований представлены в Приложе­нии 3, а также в соответствующей литературе по организационно-экономическим и социологическим дисциплинам. Предметами специальных наблюдений могут служить следующие аспекты дея­тельности предприятия: - сильные и слабые стороны в деятельности предприятия; - возможности и угрозы для деятельности предприятия; - степень удовлетворения спроса; - состояние клиентной и конкурентной среды; - состояние качества и конкурентоспособности товаров и услуг предприятия; - прогноз потребительского спроса; - техническая оснащенность производства; - эффективность использования рабочего времени; - уровень использования производственных мощностей; - динамика непроизводительных потерь рабочего времени и структуры их причин; - динамика ценовой политики, доходов и расходов предприятия и др. При сборе информации на основе специальных наблюдений и аналитических исследований, необходимых для раскрытия темы дипломного проекта, должна про­явиться творческая инициатива и компетенция студента-дипломника. Блок 2.2. Анализ исходной информации Анализ включает в себя следующие работы: 2.2.1. Изучение исходных литературных источников и подготовка теоре­тической части дипломного проекта Изучение специальной экономической учебной и научной литературы, соот­ветствующей теме дипломного проекта, должно позволить сформулировать основные положения теоретической части дипломного проекта. Ими могут быть следующие: 15 - сущность проблемы, ее состояние на современном этапе и значимость при переходе экономики к рыночным отношениям; - особенности, тенденции развития, достижения и недостатки в этой области на предприятиях конкретной отраслевой группы услуг; - классификация, принципы, факторы, резервы и показатели явлений и процес­сов, составляющих предмет исследования по теме дипломного проекта; - научно-методические аспекты анализа проблемы, исследуемой в рамках темы дипломного проекта; - передовой отечественный и зарубежный опыт по рациональному решению исследуемой проблемы. 2.2.2. Обработка, систематизация, анализ исходной информации и подго­товка аналитической части Собранный материал исходной информации в виде копии документов, выпи­сок из плановой и отчетной документации, карт технологических процессов, черте­жей, схем и т.п. может представлять практическую ценность для раскрытия темы дипломного проекта только при условии его соответствующей аналитической об­работки и систематизации. Обработка и систематизация исходной информации позволит при подготовке аналитической части дипломного проекта использовать современные методологи­ческие подходы к анализу технического, организационного и экономического со­стояния на исследуемом объекте. Важнейшими элементами методики обработки и систематизации исходной ин­формации являются следующие: - соотношение части и целого, позволяющее выделить однонаправленные, взаимозаменяемые и противоречащие друг другу явления в изучаемом объекте; - определение причины и следствия, позволяющие из числа причинных факто­ров выбрать тот круг, который отличается наибольшей силой влияния и имеет пер­спективу усиления; - выявление ведущего звена и "узких мест" в системе явлений, факторов, при­чин на основе экспертных оценок, ранжирования, коррелирования показателей; - использование системного подхода, который позволяет представить собран­ную исходную информацию не как перечень разрозненного материала, а как систе­му взаимосвязанных показателей, явлений и процессов в совокупности характери­зующих состояние исследуемой проблемы и формирующих основные направления по ее совершенствованию; - сравнение фактических показателей с плановыми, нормативными, оптималь­ными и т.п., позволяющее установить степень выполнения плановых заданий, его напряженность, темпы развития (применение этого метода требует обязательной сопоставимости сравниваемых показателей); - группировка отдельных показателей, явлений и процессов по определенным признакам (по уровню выполнения норм, по размеру оплаты труда, по виду выпол­нения работ и т.п.). 16

та'1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ